Ш
Хорхордина Т.В.,
заместитель директора по УМР, канд.пед.наук, заслуженный учитель РФ;
Сухотерин В.Г.,
заместитель директора по НИР, д-р мед. наук, профессор ООАУ СПО
«Старооскольский медицинский колледж»,
г.Старый Оскол
Нег1зг1 свздер: мура-жай педагогикасы, мура-жай, мектеп муражайы, кэс1би-багытталган ме-дициналыц влкетану тех-нологиясы, кэсгби-багыт-талган влкетанулыц б1л1мдер.
Ключевые слова: музейная педагогика, музей, школьный музей, технология профессионально-ориентированного медицинского краеведения, профессионально-ориентированные краеведческие знания.
Keywords: museum education, museum, school museum, technology
-oriented medical
professional local history , local history professionally oriented tasks.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ МЕДИЦИНСКИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДСТВАМИ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ
Ацдатпа
Макалада медицина студенттерш калыптастырудагы, олардьщ кэаби мацызды касиеттерш жетiлдiрудегi кэсь би-багытталган елкетанудыц тYрлi формалары карастырылады: оку-тэрбие YPДiсi, iздешс-танымдык тапсырмаларын уйымда-стыру, колледж муражайы мен гылыми Yйiрменщ кызмет^ бо-лашак мамандардыц шыгармашылы; жэне зерттеу кабшеттерш дамыту.
Аннотация
В статье рассматриваются различные формы профессионально-ориентированного краеведения в становлении студентов-медиков и совершенствовании их профессионально-значимых качеств: в учебно-воспитательном процессе, организации поисково-познавательных заданий, в деятельности музея колледжа и функционирующего научного кружка, в развитии творческих и исследовательских способностей будущих специалистов.
Annotation
Thevarious forms of professionally-oriented local history in the development of medical students and improvement in their professionally significant qualities : in the educational process , in organization of search and cognitive tasks, in the museum's activities and functioning of college science club , in the development of creative and research abilities of future specialists are shown in the article.
В современной педагогике произошло становление но- ю
вой отрасли, получившей название «Музейная педагогика», как £2
Он
форма приобщения личности к осознанию исторических про- ^
цессов в реальном мире и профессии. В рамках музейной пе- ^
дагогики разрабатываются методы и практические программы ^
для работы с молодежью, факультативы, кружки, поисковые от- §
ряды, группы, а также организуются музеи в образовательных ^ учреждениях различного типа (школах, ссузах, вузах).
Становление музейной педагогики прошло довольно дли- »
тельный и содержательный путь развития, её истоки относятся §
ко II - ой половине XIX века, когда возникло новое направле- ^ ние в педагогике - родиноведение - движение, направленное на изучение в учебных заведениях истории своей страны, со-
т о
РЧ
О
и
О §
ш Е-
К
о
ш Е-
здание музеев, развитие краеведения с учетом принципа наглядности.
Использование музеев в целях образования и воспитания привело к возникновению музейной педагогики, которая объединяет в себе элементы и музееведения, и педагогики и дополняется социологическими и психологическими исследованиями. В 1982 году немецкий музеевед Клаус Шрейнер дал следующее определение понятию «музейная педагогика»: «Это общественно-научная специальная дисциплина, которая изучает содержание и принципы, а также методы специфического для музея процесса воспитания и образования».
В современных исследованиях музейная педагогика это научная дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривающая музей как образовательную систему [1].
Значительная роль в решении задач музейной педагогики отводится музею. С одной стороны, музей выступает как средство адаптации молодежи к культурной среде, как психологическая защита в быстро меняющемся мире, как фактор стабильности в сохранении непреходящих историко-культурных ценностей. С другой, музей - это место духовно насыщенного общения с культурной средой, стимулирующей нравственное и эстетическое развитие личности. В силу своей природы музеи различного профиля способны играть большую роль в нравственно-эстетическом, историко-патриотическом, эколого-охрани-тельном просвещении и вовлечении людей в различные формы социально-культурного творчества [2].
К середине 1980-х годов в России сформировалась весьма обширная сеть школьных музеев - четыре с половиной тысячи. В количественном отношении они стали преобладать над всеми другими группами музеев, образующих структуру музейной сети страны. Однако в 1990-х годах школьные музеи переживают известный кризис и подвергаются модификациям, связанным с коренными изменениями в общественной и экономической жизни страны. Часть музеев приходит
в упадок, либо закрывается, что объясняется сменой идеологических приоритетов (вследствие чего некоторые музеи, прежде всего военно-исторического профиля, теряют актуальность), слабой преемственностью в работе руководителей (на смену энтузиастам 1970-1980-х годов не всегда приходят новые кадры), материальными трудностями и отсутствием правового ста-туса у школьного музея.
В настоящий момент актуализация школьного музея как открытой системы связана с четким осознанием следующих позиций: термин «школьный» должен определять не местонахождение, а специфику музея. Он нужен учебному заведению в той степени, в какой оказывается не церемониальным залом, куда приглашают почетных гостей или где проводят торжественные линейки, а побудителем творческой активности молодежи, способом улучшения и углубления их контактов с педагогом, средством обогащения учебного процесса. Так было в период зарождения школьного музея в России, таковыми должны остаться критерии оценки его деятельности и сегодня.
Говоря о потенциале музейной педагогики в воспитательном процессе, необходимо вспомнить, что процесс воспитания - обоюдный. И чаще всего его эффективность и результативность прямо пропорционально зависят от уровня профессионализма педагога, воспитателя. В связи с этим необходимо отметить, что одной из задач музейной педагогики является подготовка и повышение квалификации как непосредственно музейных педагогов и педагогического состава, привлекаемого к работе в музее, так и всего педагогического коллектива.
Кроме этого, музей должен выполнять свои основные функции - научно - документальную, охранную, исследовательскую, образовательную, и должен являться центром научно-методической, опытно-экспериментальной деятельности всего коллектива образовательного учреждения.
К числу особо значимых проблем, решаемых музейной педагогикой, относится
Ц
активизация различных процессов формирования личности обучающегося - развития её творческих способностей, выработки активной жизненной позиции. Поэтому одна из задач музейной педагогики заключает-ся в создании условий для активизации деятельности учащихся в музее. Поиски ведутся в области экскурсионной методики, методики проведения музейных уроков, факультативов, организации самостоятельной научно-исследовательской работы учащихся на базе фондов и архива музея [3].
В настоящее время в школах и учреждениях профессионального образования РФ насчитывается более 5000 музеев, причём - это, только паспортизированные.
12.03.2003г. принято Постановление Министерства образования РФ №28-51181/16 «О деятельности музеев образовательных учреждений», составной частью которого является Примерное положение о музее образовательного учреждения (школьном музее). Минобразование России рассматривает музеи образовательных учреждений как эффективное средство духовно-нравственного, патриотического и гражданского воспитания молодежи.
В подавляющем большинстве учебных заведений находит достойное место реализация идей и направлений музейной педагогики. Ссузы г. Старый Оскол уделяют существенное внимание реализации задач музейной педагогики. В городе широко известен минералогический музей геолого - разведочного техникума. Педагогический колледж бережно хранит содержание народных традиций края, обычаев, устоев, быта, фольклора, национальных особенностей, богато представленных в Русском музее, имеющем статус народного. В кооперативном техникуме создан музей потребительской кооперации. В Старооскольском медицинском колледже действует музей истории медицины и сестринского движения. Накопленный опыт деятельности музея позволил нам разработать технологию профессионально-ориентированного медицинского краеведения, представляющую собой инте-
гративный процесс организации познавательной деятельности студентов по углубленному исследованию вопросов истории и современного состояния медицины и здравоохранения своего края, развития лечебно-профилактических учреждений и вклада известных медицинских работников, обеспечивающий профессиональное становление и творческое развитие личности будущих специалистов. Являясь составной частью профессиональной подготовки она выполняет ряд функций: образовательно-воспитательную, научно-исследовательскую, документирующую или памятнико-охранительную, организующую
[4].
Технология, основанная на теории целостного педагогического про-цесса, представлена четырьмя основными компетенциями:
1. Активное использование профессионально значимого краеведческого материала на лекционных и семинарских занятиях по различным дисциплинам: гуманитарным и социально - экономическим, общепрофессиональным и специальным; изучение факультативного спецкурса «История здравоохранения Старооскольского края».
2. Организация профессионально - ориентированной краеведческой деятельности в период учебно-производственной и производственной практик в лечебно-профилактических учреждениях (ЛПУ).
3. Вовлечение студентов в научно-исследовательскую и поисковую деятель-ность с учетом личностно-ориентированного подхода.
4. Организация внеучебной и внеаудиторной воспитательной работы краеведческой направленности с применением индивидуальных, групповых и массовых форм работы с целью формирования профессионально значимых качеств средних медицинских работников.
Цель профессионально-ориентированного краеведения определяется, с одной стороны, общей целью медицинского образования, с другой - спецификой краеведения, связанной с организацией взаимодействия
т
о
Рч РЧ
О *
1-4
о §
к
Рч
о
и
т о
РЧ
О
и
О §
ш Е-
К
о
ш Е-
студентов с профессиональным и социальным окружением. Цель профессионально-ориентированного медицинского краеведения в содействии формированию профессиональной культуры личности, в обогащении студентов опытом истории и современного состояния медицины.
Так, Федеральный государственный образовательный стандарт подготовки средних медицинских работников включает 3 блока учебных дисциплин: социально-экономических и гуманитарных, общепрофесси-ональ-ных и специальных. И каждый из них может быть насыщен ценностями мест-но-го медицинского краеведческого материала, что в наибольшей степени способствует обогащению учащихся, воспитанию профессионально значимых качеств, чувства патриотизма и гордости за свою Родину, укреплению связи обучения и воспитания с жизнью, с профессией.
Руководствуясь учебными программами, нами для преподавателей колледжа были выделены профессионально значимые идеи и понятия, отобраны конкретные события и факты, дидактические средства, разработаны методические рекомендации по их использованию, которым мы придали интегративный характер. Так, сведения и факты о деятельности Старооскольской уездной земской больницы используются при изучении терапии, педиатрии, инфекционных болезней, организации здравоохранения, истории медицины, истории. Цикловые методические комиссии педагогического коллектива систематически рассматривают и анализируют опыт реализации профессионально-ориентированного медицинского краеведения в преподавании различных дисциплин.
Наиболее полное и всестороннее изучение вопросов истории медицины и здравоохранения, относящихся к своему краю, происходит при изучении факультативного спецкурса «История здравоохранения Ста-рооскольского края», содержание которого представляет историю и современное состояние здравоохранения Старооскольского региона со времени основания крепости Оскол
(1593г.) и до введения в строй ведущих ЛПУ города и района в 70-90-ые годы.
Использование полученных профессионально-ориентированных краеведческих знаний явилось актуальным в ходе учебной и производственной практик для будущих медицинских специалистов. Студенты собрали необходимые данные и оформили паспорта ведущих ЛПУ: горбольницы №1 и №2, ЦРБ, областной туббольницы, городских родильных домов №1 и №2 и др.; выпустили санбюллетени с анализом заболеваемости по городу и району и праздничные стенгазеты, посвященные юбилейным датам ЛПУ. Под руководством методических руководителей практик был организован сбор материала для музея колледжа о выпускниках учебного заведения, работающих в учреждениях практического здравоохранения.
Организационным центром профессионально - ориентированного ме-ди-цинского краеведения является музей колледжа. Его экспозиция представлена 4 разделами: «Сестры милосердия», «История здравоохранения Старооскольского края», «Староосколь-ский медицинский колледж: становление и развитие», «История колледжа в лицах».
При музее работает научный кружок, организующий научно-исследовательскую и поисковую деятельность студентов с учетом разработанной проблематики.
Работа над подготовкой докладов, рефератов, курсовых работ и т.д. позволяет овладевать научными методами познания и преобразования мира, а выполнение индивидуальных поисково-познавательных заданий (сбор экспонатов для музея, запись воспоминаний участников и очевидцев событий, оформление фотомонтажа и др.) способствует развитию творческих и исследовательских способностей.
Ведя поисковую работу по сбору материалов о медиках-земляках, чле-ны кружка собрали и оформили материал о медицинских сестрах Старооскольского эвакуационного госпиталя, о преподавателях участниках Великой Отечественной войны, о выпускниках, воевавших в Афганистане, о бывших
Вестник «Орлеу^-kst
директорах Старооскольского медицинского колледжа и многое другое.
В арсенале музея такие формы работы как: лекция, экскурсия, консультация, конференция, заседания, исторический (литературный) вечер, спектакль, встречи с интересными людьми, праздник, конкурс, викторина и др.
Традиционными в колледже стали такие формы работы со студентами краеведческой тематики, как экскурсии, вечера-встречи, празднование юбилейных и знаменательных дат ЛПУ, классные часы, обзоры литературы, викторины конференции, диспуты и др.
В процессе проведенного исследования нами было выявлено, какие формы профессионально-ориентированного краеведения для студентов наиболее приемлемы и эффективны. Ими оказались: экскурсии (78,9%), походы (65,6%), посещение музеев (82,2%), изучение истории медицины (64,4%) и др.
Конечно, мы не претендуем на то, чтобы утверждать, что профессионально-ориентированное медицинское краеведение является решающим фактором профессионального становления студентов-медиков.
Но, безусловно, оно оказывает эффективное влияние на процесс целенаправленного совершенствования профессионально-значимых качеств будущих средних медицинских специалистов.
ЛИТЕРАТУРА:
1.Бонами, З.А. Музей - образование -дети (по материалам музейно-педагогических изданий США) // Музейная педагогика за рубежом: работа музеев с детской аудиторией / З.А. Бонами (электронный ресурс «Museum PRO»). - М.,1997. Режим доступа: http:// future museum.ru/ lmp/wed/default.htm.
2.Воспитание на традициях народной педагогики: учеб.-метод. посо-бие.
- Белгород: Изд-во Белгор. пед. ун-та,
1995.
3.Исаев, И.Ф., Тарасова, СИ. - Региональный музей и школа: формы совместной деятельности: учеб.-метод. пособие / И.Ф. Исаев, С.И. Тарасова.- Белгород: Изд-во БелГУ, 2006.
4.Хорхордина Т.В. - Профессионально -ориентированное краеведение в системе подготовки студентов медицинского колледжа. Дисс. на соискание учен. степени канд. пед. наук. - Белгород, 2001 - 253с.
Филиалом АО «НЦПК «Эрлеу» Институт повышения квалификации педагогических работников поКостанайской области» изданы методические рекомендации «Использование тренингов для создания коллаборативной среды».
Методические рекомендации разработаны по одной из наиболее актуальных тем современной педагогики. В них представлены стандартная программа социально-психологического тренинга, основные процедуры, разминочные и ролевые игры, ответы на наиболее частые вопросы тренеров-новичков.
Методические рекомендации адресованы учителям, прошедшим обучение по программе третьего (базового) уровня и всем педагогам, заинтересованным в создании благоприятного психологического климата и коллаборативной среды в классе.
m
о
Рч
w
О *
s
1-4
о §
S
Рч
о