Научная статья на тему 'Профессиональное самосознание как фактор развития интегральной индивидуальности офицера внутренних войск МВД России'

Профессиональное самосознание как фактор развития интегральной индивидуальности офицера внутренних войск МВД России Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
271
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и наука
Scopus
ВАК
ESCI
Ключевые слова
ОФИЦЕР / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ / ИНТЕГРАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА / СИСТЕМОРАЗВИВАЮЩАЯ ФУНКЦИЯ / OFFICER / PROFESSIONAL AWARENESS / INTEGRAL PERSONALITY / INDIVIDUAL TRAITS / DEVELOPMENTAL FUNCTION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Беляев Олег Борисович

В статье представлены результаты теоретико-эмпирического исследования структуры профессионального самосознания офицера внутренних войск МВД России. Установлено, что оно представляет собой целостное, двухуровневое многокомпонентное образование, выполняющее в структуре интегральной индивидуальности как приспособительную, так и системоразвивающую функцию. Полученные данные могут быть использованы для психологического сопровождения процессов обучения и воспитания курсантов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Беляев Олег Борисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессиональное самосознание как фактор развития интегральной индивидуальности офицера внутренних войск МВД России»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

УДК 159.923

О. Б. Беляев

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ИНТЕГРАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ОФИЦЕРА ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД РОССИИ

Аннотация. В статье представлены результаты теоретико-эмпирического исследования структуры профессионального самосознания офицера внутренних войск МВД России. Установлено, что оно представляет собой целостное, двухуровневое многокомпонентное образование, выполняющее в структуре интегральной индивидуальности как приспособительную, так и системоразвивающую функцию. Полученные данные могут быть использованы для психологического сопровождения процессов обучения и воспитания курсантов.

Ключевые слова: офицер, профессиональное самосознание, интегральная индивидуальность, индивидуальные свойства, системоразвивающая функция.

Abstract. The paper presents results of theoretical and empirical research into the structure of professional awareness of police officers of the Ministry of Home Affairs of Russia. Professional awareness proves to be an integral two-level multi-component phenomenon, which performs both adaptive and developmental functions in the structure of integral personality.

Index terms: officer, professional awareness, integral personality, individual traits, developmental function.

В настоящее время внутренние войска МВД России выполняют масштабные и сложные задачи по обеспечению внутренней безопасности государства, ликвидации незаконных вооруженных формирований, восстановлению законности и правопорядка, обеспечению общественной безопасности, защите конституционных прав и свобод граждан от преступных и иных противоправных действий.

Опыт служебно-боевой деятельности внутренних войск МВД России последних лет свидетельствует о том, что успешность их выполнения во многом зависит от качества профессиональной подготовки офицерского состава [9].

Постановка проблемы, задачи и организация исследования

Развитие профессиональных и личностных качеств офицера в первую очередь связано с развитием и формированием его профессиональ-

ного мировоззрения, т. е. профессионального самосознания, предполагающего глубокое рефлексивное познание себя в деятельности. Сформированное профессиональное самосознание позволяет офицеру лучше понять и оценить себя, личную служебную деятельность, определить ориентиры, способствующие дальнейшему профессиональному развитию. Таким образом, формирование названного качества должно быть приоритетным направлением подготовки офицеров в военных образовательных учреждениях высшего профессионального образования.

Понятие профессионального самосознания офицера опирается на понимание феномена самосознания личности в отечественной психологии. С. Л. Рубинштейн, один из основателей отечественной психологии, охарактеризовал его как осознанное отношение человека к своим потребностям и способностям, влечениям и мотивам поведения, переживаниям и мыслям

[7]. Видный специалист в области психологии личности В. С. Мерлин определял самосознание как свойство человека осознавать, что он является субъектом деятельности, обладающим специфическими психологическими и социально-нравственными характеристиками [5]. Если перечисленные в этих определениях психические феномены (потребности, способности и т. д.) непосредственно связаны с профессией данного человека, то можно признать такой аспект самосознания профессиональным.

Таким образом, профессиональное самосознание офицера внутренних войск (далее - ПСО) - это относительно устойчивая система осознанных представлений и оценок реально существующих, дифференцирующих и интегрирующих признаков деятельности и всей жизнедеятельности данной профессиональной общности. По мере формирования такой системы в процессе профессиональной деятельности субъект (офицер) осознает и оценивает себя в качестве представителя определенной социальной группы.

Исследование профессионального самосознания с позиций системного подхода определяет своеобразие понимания его сущности, структуры, функций, а также роли в развитии индивидуальности [3, 4, 8] и позволяет оценить его как целостное образование с позиций теории интегральной индивидуальности. Под интегральной индивидуальностью (ИИ) понимается целостная характеристика индивидуальных свойств человека, представляющих собой иерархическую совокупность не входящих друг в друга, отдельно существующих на разных уровнях развития материи подсистем, подчиняющихся разным закономерностям и специфически связанных между собой [6]. Роль самосознания как звена, опосредующего связи разноуровневых индивидуальных свойств, изучалась пермской школой психологов В. С. Мерлина - Б. А. Вяткина на материале этнического самосознания [3], профессионального самосознания учителя

[8], студента-психолога [4].

Если предположить, что и ПСО также является звеном, опосредующим межуровневые взаимосвязи в структуре индивидуальности офицеров, то следует ожидать, что при разной степени выраженности профессионального самосознания, им, очевидно, будут соответствовать разные структуры ИИ.

В соответствии с гипотезой были поставлены следующие задачи исследования:

1. Экспериментально выявить психологическую структуру ПСО.

2. Экспериментально выявить особенности структуры ПСО в зависимости от уровня ее развития.

3. Определить роль ПСО в развитии ИИ офицера.

Для определения структуры ПСО нами была использована авторская методика - «Опросник профессионального самосознания офицера внутренних войск» [1, 2], позволяющая определить уровень развития и степень выраженности всех компонентов структуры, а именно:

1) осознание особенностей деятельности своей профессиональной группы;

2) осознание психологических особенностей представителей своей профессиональной группы;

3) осознание тождественности со своей профессиональной группой;

4) осознание собственных профессиональных особенностей;

5) осознание себя субъектом деятельности профессиональной группы;

6) социально-нравственная самооценка собственных профессиональных качеств.

Испытуемым предлагалось выразить свое мнение по каждому пункту опросника с помощью семибалльной шкалы. Показателем уровня развития ПСО является суммарная оценка в баллах.

Выборку испытуемых составили 198 человек: 90 старших

и 108 младших офицеров, проходящих службу в Пермском военном институте внутренних войск, имеющих высшее образование и положительную служебную аттестацию. Все респонденты не имеют взысканий, т. е. успешно выполняют должностные обязанности. Возраст - от 25 до 50 лет, срок службы на офицерских должностях - от 3 до 28 лет.

Результаты исследования структуры ПСО

Корреляционный анализ показателей всех компонентов структуры ПСО общей выборки показал наличие высокозначимых положительных связей между ними, что характеризует его структуру как целостное и многокомпонентное образование (табл. 1).

При факторном анализе все показатели компонентов ПСО вошли в один высокозначимый фактор, объясняющий 63% общей дисперсии, что также подтверждает целостность исследуемого психологического образования.

Таблица 1

Матрица интеркорреляций показателей компонентов ПСО в общей выборке

Компоненты 1 2 3 4 5 6

Осознание особенностей деятельности своей профессиональной группы

Осознание психологических особенностей своей профессиональной группы 0,59***

Осознание тождественности со своей профессиональной группой 0,55*** 0,50***

Осознание собственных профессиональных особенностей 0,57*** 0,60*** 0,56*** - - -

Осознание себя субъектом деятельности своей профессиональной группы 0,49*** 0,48*** 0,48*** 0,61***

Социально-нравственная самооценка собственных профессиональных качеств 0,53*** 0,54*** 0,54*** 0,76*** 0,50***

Примечание: * - р < 0,05; ** - р < 0,01;. *** - р < 0,001.

С целью дальнейшего изучения структуры ПСО был проведен корреляционный анализ между его компонентами в полярных группах (63 чел. с низким и 70 чел. с высоким ПСО) (рис. 1).

Рис. 1. Графическое изображение структуры ПСО с низким (а) и высоким

(б) уровнями развития

Как видно из рисунка, структуры в полярных группах выглядят по-разному: в группе с низким ПСО взаимосвязи расширены и носят более сложный характер. Помимо различий данные структуры имеют общее: в каждой из них есть диады высокоположительно связанных между собой показателей (1-5) и (4-6), которые, вероятно, можно рассматривать

как весьма устойчивые «ядерные» связи, выраженные в обеих группах испытуемых. Кроме того, факт «отрыва» этих связей от остальных (особенно в группе б) можно расценивать как подтверждение гипотезы о том, что ПСО является целостным многокомпонентным образованием, представленным двумя уровнями становления:

• 1-й - представление о своей профессиональной группе;

• 2-й - идентификация себя с данной профессиональной группой. Для определения более полных характеристик структур и характера

взаимосвязей переменных был проведен факторный анализ (табл. 2).

Таблица 2

Факторное отображение структуры ПСО

Компоненты Факторы

низкий уровень ПСО высокий уровень ПСО

I II I II

Осознание особенностей деятельности своей профессиональной группы -0,672 0,813

Осознание психологических особенностей своей профессиональной группы

Осознание тождественности со своей профессиональной группой -0,812 0,893

Осознание собственных профессиональных особенностей 0,933 0,834

Осознание себя субъектом деятельности профессиональной группы -0,562 0,713

Социально-нравственная самооценка собственных профессиональных качеств 0,917 0,782

Доля объяснимой дисперсии, % 34,7 23,8 25,4 23,3

Как показано в таблице, в каждой группе испытуемых было выделено по два фактора, обозначенных как вышеуказанные уровни становления ПСО. Данные свидетельствуют о том, что офицеры с низким уровнем ПСО осознают и оценивают свои профессиональные качества, но еще недостаточно четко идентифицируют себя со своей профессиональной группой.

Результаты исследования роли ПСО в структуре интегральной

индивидуальности

Для доказательства гипотезы о том, что ПСО выполняет в структуре ИИ системообразующую и системоразвивающую функции, сравним особенности ИИ полярных групп испытуемых (рис. 2, табл. 3). На рис. 2

в качестве иллюстрации представлено схематическое изображение характера взаимосвязи между индивидуальными свойствами двух уровней: нейродинамического (свойства нервной системы) и личностного (свойства личности) в полярных группах испытуемых. Свойства нервной системы диагностировались по опроснику Я. Стреляу, свойства личности - по опроснику многофакторного исследования личности Р. Кеттелла (№ 187).

А

А\ /К /\ /\ /\ /р\

А

Рис. 2. Схема корреляционных связей показателей свойств нейродинамического и личностного уровней в группах с низким (а)

и высоким (б) ПСО:

СВ - сила возбуждения; СТ - сила торможения; П - подвижность; А, Р и т. д. -

факторы личности;--------положительная корреляция;-------отрицательная

корреляция

а

Результаты, представленные на рис. 2, позволяют характеризовать разноуровневые связи ИИ в группах с различными уровнями развития ПСО как много-многозначные и специфические для каждой группы. Как видим, при высоком уровне ПСО исчезают прежние связи свойств личности с биологически обусловленными свойствами нервной системы. Одни связи сохранились, другие исчезли или появились, но в целом имеет место значительное их сокращение (с восьми до трех), что свидетельствует в пользу наличия системообразующей и системоразвивающей функций у ПСО, гармонизирующих ИИ.

При дальнейшей обработке экспериментальных данных показатели всех свойств ИИ, изучаемых нами, были подвергнуты факторному анализу. Это позволило выделить в каждой группе по два фактора (табл. 3).

Таблица 3

Факторное отображение структуры ИИ

Индивидуальные свойства Факторы

низкий уровень ПСО высокий уровень псО

I II I II

Сила процесса возбуждения -0,60 - -0,60 -

Сила процесса торможения - - -0,50 0,44

Подвижность нервных процессов -0,44 - -0,46 -

Эргичность психомоторная - - -

Эргичность интеллектуальная - - -

Эргичность коммуникативная -0,64 - -

Пластичность психомоторная -0,48 - -

Пластичность интеллектуальная - - -0,56 -

Пластичность коммуникативная - - - -0,49

Скорость психомоторная -0,54 - - -0,58

Скорость интеллектуальная - - - -

Скорость коммуникативная -0,57 - - -

Эмоциональность психомоторная 0,44 0,47 - -

Эмоциональность интеллектуальная - - - -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Эмоциональность коммуникативная 0,51 - - -

Открытость - замкнутость (А) -0,47 - - -0,57

Высокий - низкий интеллект (В) - - - -

Эмоциональная стабильность - нестабильность (С) -0,52 - - -

Доминантность - подчиненность (Е) - -0,46 - -0,47

Беспечность - осторожность (К) -0,57 - - -0,47

Добросовестность - недобросовестность (О) - - - 0,43

Решительность - застенчивость (Н) -0,64 - - -

Чувствительность - реалистичность (I) - - - -

Подозрительность - доверчивость (Ь) - - - -

Практичность - мечтательность (М) - - - -

Дипломатичность - прямолинейность (К) - - - -

Тревожность - спокойствие (О) 0,5 - - -

Радикализм - консерватизм (01) - - - -

Независимость - зависимость от группы (02) - - - -

Высокий - низкий самоконтроль (03) -0,42 - - -

Напряженность - расслабленность (04) 0,57 - - -0,46

Интернальность общая -0,63 0,55 0,6 -

Интернальность в области достижений -0,49 0,46 0,53 -

Интернальность в области неудач - 0,44 0,39 -

Интернальность в области семейных отношений -0,46 - 0,44 -

Интернальность в области производственных отношений -0,54 - 0,43 -

Интернальность в области межличностных отношений - 0,46 -

Доля объяснимой дисперсии, % 15,7 8,6 12,5 8,3

В первый фактор в группе с низким ПСО со значимыми весами вошли показатели нейродинамического (1, 3); психодинамического (6, 7, 10, 12, 13, 15); личностного (16, 18, 20, 22, 27, 30, 31); социально-психологического (32, 33, 35, 36) уровней. Содержание его можно трактовать как определенный симптомокомплекс индивидуальных свойств офицера с низким уровнем ПСО (низкая потребность в общении, неприятие проявления разнообразия службы, высокая ранимость в случае неудач в общении, замкнутость, непостоянство, излишняя осторожность, нерешительность, чувство вины, беспокойство, нежелание брать на себя служебную ответственность). Данный фактор обозначен как «Совокупность личностных и социальных свойств, обусловленная слабостью, инертностью нервной системы и экстернальностью».

Второй фактор составили показатели психодинамического (13); личностного (19); социально-психологического (32, 33, 34, 37) уровней. Вероятно, этот симптомокомплекс позволяет офицеру приспособиться к особенностям службы (он комфортнее выполняет функции подчиненного, приняв на себя определенные обязательства и ориентируясь на строгие профессиональные требования, и при этом сохраняет интернальность, т. е. во всех своих недостатках видит собственную вину). Данный набор индивидуальных свойств позволяет обозначить этот фактор как «Конформность и эмоциональность при выраженной интернальности».

Структура ИИ в группе с высоким ПСО иная. Как видим, в первый фактор со значимыми весами вошли показатели нейродинамического (2), психодинамического (9, 10), социально-психологического (32, 33, 34, 35, 36) уровней. Содержание данного фактора говорит о независимости личностных свойств от свойств нервной системы, некоторой зависимости от свойств темперамента. Вероятно, слабость нервной системы компенсируется выраженной интернальностью. Группа характеризуется высоким уровнем субъективного контроля, ее офицеры осознают прямую зависимость успеха их служебной и всей жизнедеятельности от собственных действий. Обозначим данный фактор как «Служебная успешность».

Во второй фактор вошли показатели нейродинамического (2); психодинамического (9, 10); личностного (16, 19, 20, 21) уровней. Набор этих свойств характеризует офицеров группы как уравновешенных, не склонных к социальным контактам, умеющих подчиняться, благоразумных, добросовестных. Обозначим этот фактор как «Влияние уравновешенности нервной системы на проявление личностных свойств».

На основании полученных результатов можно говорить о том, что офицеры внутренних войск МВД России с различными уровнями ПСО характеризуются разнообразием индивидуальных характеристик. Так, офицеры с высоким ПСО характеризуются как уравновешенные, дисциплинированные, исполнительные, добросовестные, проявляющие практич-

ность и твердость в достижении целей, имеющие умеренную потребность в общении. В служебной деятельности для них важна опора на собственные силы, они осознают ответственность за успехи и неудачи, происходящие с ними в жизни и профессиональной деятельности, не перекладывая ответственность на других людей или обстоятельства, и готовы отвечать за принятие сложных решений.

Офицеры с низким уровнем ПСО отличаются некоторой инертностью, консервативностью, низкой потребностью в общении, нежеланием что-то радикально менять в своей службе. Они склонны к эмоциональным переживаниям, беспокойству, ранимости в случае неудач в общении, некоторой замкнутости, излишней осторожности, чувству вины. В процессе исполнения служебных обязанностей могут проявлять элементы недисциплинированности. Стараются не брать на себя решение ответственных служебных задач, им комфортнее исполнять функции подчиненного, чем начальника. Успех или неудачи в службе и личной жизни склонны приписывать скорее внешним обстоятельствам, чем собственным действиям.

Таким образом, результаты исследования говорят о том, что выдвинутые предположения получили эмпирическое подтверждение.

Полученные данные могут быть использованы для психологического сопровождения процессов обучения и воспитания курсантов, а также мониторинга уровня развития профессионального самосознания офицеров в различные периоды прохождения службы.

Выводы

1. Профессиональное самосознание офицера ВВ МВД России представляет собой целостное психологическое образование, разноуровневое и многокомпонентное, обеспечивающее успешность его служебной деятельности.

2. По мере развития и становления ПСО его структура изменяется, что проявляется в характере взаимосвязей между ее компонентами и в усилении профессиональной самоидентификации.

3. В структуре интегральной индивидуальности офицера ВВ МВД России профессиональное самосознание выполняет приспособительную, системоорганизующую и системоразвивающую функции.

Литература

1. Беляев О. Б. Пермский опросник профессионального самосознания офицера внутренних войск МВД России // Вестн. ПГПУ. Сер. 1: Психология. 2008. № 1, 2. С. 90-104.

2. Беляев О. Б. Опросник профессионального самосознания офицера внутренних войск МВД РФ: метод. рекомендации по применению опросника / Перм. гос. пед. ун-т. Пермь, 2009.

3. Вяткин Б. А., Хотинец В. Ю. Этническое самосознание как фактор развития индивидуальности // Психол. журн. 1996. Т. 17, № 5. С. 69-76.

4. Голдобин Е. С. Особенности профессионального образа Я у студен -тов-психологов // Вестн. ПГПУ. Сер. 1: Психология. 2005. № 2. С. 50-61.

5. Мерлин В. С. Проблемы экспериментальной психологии личности (главы из монографии) // Проблемы экспериментальной психологии личности / Учен. зап. ПГПИ. Пермь, 1968. Т. 59, вып. 5. С. 3-160.

6. Мерлин В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986. 256 с.

7. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: в 2 т. Т. 2. М.: Педагогика, 1989. 322 с.

8. Савчук А. В. Профессиональное самосознание в структуре интегральной индивидуальности учителя: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Пермь, 1999.

9. Салтрукович Н. Е. Психологическая подготовка курсантов военно-учебных заведений внутренних войск МВД России к служебно-боевой деятельности в особых условиях. Пермь: ПВИ, 2001. 84 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.