_VOCATIONAL TRAINING_
УДК 159.+37 (430
Калинюк Юрий Владимирович
Директор Асиновского техникума промышленной индустрии и сервиса, ка1тык@таИ.ги,Томская область, Асино
Лаптева Ирина Дмитриевна
Кандидат педагогических наук, декан факультета иностранных языков Новокузнецкого филиала Кемеровского государственного университета, [email protected], Новокузнецк
Лощилова Марина Андреевна
Старший преподаватель Юргинского технологического института (филиал) Национального исследовательского Томского политехнического университета, [email protected], Юрга
Морозова Марина Вячеславовна
Кандидат педагогических наук, доцент Юргинского технологического института (филиал) Национального исследовательского Томского политехнического университета, [email protected], Юрга
Павлючков Геннадий Антонович
Кандидат педагогических наук, директор Юргинского технологического колледжа, председатель межрегиональной ассоциации учреждений среднего профессионального образования Сибирского федерального округа, Юрга
Демченко Анна Ростиславовна
Кандидат педагогических наук, доцент ГОУ «Кузбасский региональный институт развития профессионального образования», [email protected], Кемерово
Холина Людмила Анатольевна
Кандидат педагогических наук, доцент, директор Новосибирского строительно-монтажного колледжа, [email protected], Новосибирск
Чичерина Наталия Викторовна
Кандидат педагогических наук, директор Томского колледжа дизайна и сервиса, [email protected], Томск
профессиональное самоопределение молодёжи на региональном рынке труда как фактор устойчивой
занятости*
Аннотация. По мнению авторов, инновационная модель профессионального самоопределения обучающихся в условиях регионального рынка труда, включающая сетевое взаимодействие образовательных учреждений и социальных партнёров, открытие многофункциональных центров прикладных квалификаций на базе учреждений среднего профессионального образования и центров дополнительного образования, создание образовательных отраслевых кластеров будет способствовать эффективному влиянию на профессиональное самоопределение обучающихся и подготовку квалифицированных специалистов, устойчивое повышение профессиональной занятости выпускников учреждений среднего и высшего профессионального образования с ориентацией на постоянный карьерный рост и потребности регионального рынка труда, формирование позитивного отношения студентов к труду как социально значимой составляющей инновационного развития личности.
Ключевые слова: рынок труда, профессиональное самоопределение обучающихся, занятость молодёжи, педагогический процесс, инновационная модель
* Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект «Комплексное изучение теории и практики непрерывного технического образования: региональный аспект» № 14-16-70003)».
Kalinyuk Yuriy Vladimirovich
Headmaster of Asino School of Industry and Service, Asino
Lapteva Irina Dmitriyevna
Candidate of Pedagogical Sciences, Dean of the Foreign Languages Department, Kemerovo State University, [email protected], Novokuznetzk
Loschilova Marina Andreyevna
Senior lecturer at National Research Tomsk Polytechnic University, [email protected], Yurga
Morozova Marina Vyacheslavovna
Candidate of Pedagogical Sciences, Assistant Professor at National Research Tomsk Polytechnic University, Yurga
Pavlyuchkov Gennadiy Antonovich
Candidate of Pedagogical Sciences, Headmaster of Yurga College of Technology, Chairman of an Interregional Association of Vocational Education Institutions of Siberia, Yurga
Demchenko Anna Rostislavovna
Candidate of Pedagogical Sciences, Assistant Professor at Kuzbass Regional Institute of Vocational Education Development, [email protected], Kemerovo
Kholina Lyudmila Anatolyevna
Candidate of Pedagogical Sciences, Headmaster of Novosibirsk College of Construction and Mounting, [email protected], Novosibirsk
Chicherina Nataliya Victorovna
Candidate of Pedagogical Sciences, Headmaster of Tomsk College of Design and Service, [email protected], Tomsk
regional market oriented professional self-identity of young people as a factor of their sustainable
employment*
Abstract. Authors consider an innovative model of professional self-identity in the conditions of regional labor market as a condition that will influence youth employment, stimulate life-long careers and form positive attitude of students towards labor as a socially important aspect of innovative self-development. Innovative model of professional self-identity in the conditions of regional labor market includes network interaction of educators and their social partners, foundation of technical schools affiliated multifunctional centers for applied qualifications, as well as field training clusters development.
Keywords: labor market, professional self-identity, youth employment, pedagogical process, innovative model.
В условиях длительного периода формирования рыночных отношений, становления рынка труда профессиональное самоопределение учащейся молодежи приобрело особую значимость. В ее сознании происходит активное разрушение прежних стереотипов: меняются представления о собственности, идет переосмысление социального равенства и права на труд. Вместе с тем увеличивается доля населения, считающего, что надо рассчитывать только на себя. Далеко не
все готовы к жестким мерам, которые предъявляет рынок к работникам. Специалисты отмечают наличие в России чрезвычайно высокого уровня тревожности, резкое снижение планки нравственности и одновременное усиление ощущения безнаказанности. Экстравертные мотивы, направленные на интересы других и общества в целом, меняются на интровертные, предполагающие удовлетворение прежде всего собственных интересов. При этом проявляется растущая
* This article was prepared with the financial support of the Russian humanitarian scientific Fund (project «a Comprehensive study of the theory and practice of continuous technical education: a regional perspective» No. 14-16-70003)».
неоднородность молодежных установок: для одних это переориентация интересов из сферы труда на сферу услуг и досуга, для других - желание проявить инициативу и самостоятельность в новых экономических условиях.
Сложные условия формирования рыночных отношений определили двоякое отношение обучающейся молодежи к этому процессу. С одной стороны, как свидетельствуют социологические опросы, поддерживая в целом процесс обновления всех сфер жизнедеятельности общества, обучающаяся молодежь обеспокоена низкими показателями качества жизни, в том числе материальным положением, жилищными условиями, молодежной безработицей. Не случайно абсолютное большинство семнадцатилетних и двадцатилетних юношей и девушек, соответственно 62,3 и 59,2 %, отвечая на вопрос, в каком направлении идет Россия, определили ее путь как неправильный, одновременно, с другой стороны, за переход к рыночной экономике высказались соответственно 78 и 68 % семнадцатилетних и двадцатилетних молодых людей. Среди молодых людей в возрасте 18-24 лет преобладают те, кто не хотели бы возврата к прошлой жизни (39 %), еще не определили своего отношения (26 %), в то время как 34 % приветствуют возврат к жизни в условиях социализма [8].
Острота и актуальность проблемы социализации молодого поколения определяются также тем, что формирование личности молодых людей совпадает по времени с процессом перехода к многоукладной экономике, с обновлением не только социально-экономической сферы, но и духовной жизни общества. Длительный переходный период трансформации структуры общества потребует десятилетий самоотверженного труда, сложных структурных преобразований в экономике в целях развития рыночного предпринимательства, перестройки психологии и сознания разных поколений.
Результаты социологического опроса, проведенного НИИ РПО в начале 2000-х годов, свидетельствуют, что обучающиеся, к сожалению, не имеют четкого представления о рыночной экономике, ее слагаемых, о требованиях, предъявляемых к работникам рыночного типа. Отвечая на вопрос анкеты «В какой мере вы представляете, что такое
рыночное экономика?», только 9,5 % респондентов соотнесли свои знания с достаточно полным представлением о ней. В то же время, 31,2 % опрошенных имели представления в основном, 31,2 % - знали кое-что, а 1 % вообще не имели о рыночной экономике представления. В этих условиях школа, другие социальные институты призваны помочь вступающим в жизнь юношам и девушкам соизмерить свои личные запросы с потребностями общества, поставив первые на подобающее место. Падение престижности ранее дефицитных профессий, рост безработицы среди молодежи, особенно латентной, требуют от каждого молодого человека «познать самого себя», соизмерить личные притязания с реально существующими условиями и субъективными возможностями [Там же].
Многочисленные опросы, проведенные в Новосибирской, Томской и Кемеровской областях, свидетельствуют, к сожалению, о несоответствии стремления выпускников к приобретению специальности и потребностей рыночного производства в трудовых кадрах. Лишь 3-6 % потенциальных работников намерены получить профессии в учреждениях системы среднего профессионального образования, немногим больше (6-9 %) готовы трудиться в сфере производства. Остальные выпускники при поддержке родителей стремятся получить высшее образование, что в условиях научно-технического прогресса вполне объяснимо. Вместе с тем следует учитывать, что современный этап обновления общества, в основе которого лежит общественное производство, нуждается не только в специалистах с высшим образованием, но также в квалифицированных работниках различных отраслей производства и сферы обслуживания населения, отличающихся профессиональными навыками и высоким моральными, гражданскими качествами.
Каждому выпускнику школы следует иметь в виду, что инновации, многократно ускоряющие развитие государств, предъявляют новые требования к работникам, определяют качество их подготовки, готовность к смене профессии. По подсчетам экономистов и социологов, человек в течение жизни меняет профессию в среднем 5-6 раз. Вполне возможно, что с появлением
компьютерных колледжей в условиях информационного общества эти перемены последуют чаще. К тому же следует учитывать, что можно быть преданным профессии всю жизнь, но сама профессия будет меняться, требовать от работника новых знаний и навыков, более высокой квалификации.
Новый тип производства, формирующийся в информационной цивилизации, предъявляет жесткие императивы к интеллекту массового работника. Такой работник уже не может довольствоваться эмпирическим опытом, он должен быть подготовлен к сложному, высококвалифицированному труду. Образование и профессионально квалифицированная подготовка перестают быть замкнутыми элитными секторами и становятся способом связи поколений. Девиз «образование на всю жизнь» сменяется установкой на образование на протяжении всей жизни. Темпы социальных трансформаций и научно-технического прогресса, изменения в содержании и соотношении форм деятельности объективно требуют от работника знать «немного о многом» и вместе с тем «много о многом». Актуальность подготовки таких работников объясняется также тем, что в ближайшие годы предстоит замена квалифицированных кадров: в связи с выходом на пенсию производство могут покинуть от 40 до 60 % квалифицированных рабочих кадров, в то время как молодые работники до 25 лет составляют 4,5-6,6 % занятых. В российской промышленности осталось всего 5 % рабочих высшей квалификации, а за последние четыре года объем профессиональной подготовки работников промышленных предприятий сократились более чем на 60 % [5; 9].
Определенную роль в обновлении кадрового потенциала работников, его омоложении за счет молодых квалифицированных специалистов играет целевое распределение выпускников учебных заведений. Однако распределение по договорам с предприятиями получают в среднем 4 % выпускников учебных заведений системы профобразования. Остальные, получив «свободный диплом», пытаются найти работу самостоятельно, долгое время находятся в полной неопределенности относительно будущей работы, среди них чаще всего встречаются контролеры, станочники, столяры, портные,
швеи, продавцы.
Известные трудности в трудоустройстве кадров высшей квалификации испытывают выпускники высших учебных заведений, из которых 10 % имеют договора с соответствующими учреждениями и организациями. Десятки тысяч выпускников высших учебных заведений после отмены с 1989 г. обязательного государственного распределения получают «свободные дипломы». Положение молодых специалистов усугубляется тем, что они не могут быть зарегистрированы на бирже труда как безработные, так как не имеют одиннадцати месяцев стажа работы, положенного для безработного при регистрации. В результате появляется свободная рабочая сила, что в свою очередь приводит к безработице, в том числе молодежной. Наличие безработицы - непременное условие функционирования рынка труда, признак рыночных отношений, если в 1991 г. по формальному показателю в России общая численность занятых составила 73,8 млн. человек при отсутствии безработицы, то в 1997 г. число экономически активного населения сократилось до 72,8 млн. человек, из которых 6,8 млн. не имели работы. С 1992 г., когда появились первые сведения о наличии в стране безработицы, численность безработных увеличилась с 3877,1 тыс. до 8876,2 тыс. человек в 1998 г., то есть возросла на 229 %. За этот же период на 334 % увеличилось число официально зарегистрированных безработных, достигнув в 1998 г. 1929 тыс. человек.
На этом фоне наблюдаются определенные позитивные изменения в динамике численности безработных среди молодежи в возрасте 16-24 лет по отношению к общему числу безработных, зарегистрированных службой занятости. В 1992 г. среди них молодежь составляла 31,3 %, через два года этот показатель снизился до 27 %. После некоторого повышения в 1995 г. наметилась тенденция к снижению молодежной безработицы, составившей в 1999 г. 25,5 %. Это подтверждает высказанное предположение о более успешной адаптации молодежи, нежели взрослого населения, к рыночным отношениям. Многочисленные опросы, проведенные среди молодежи столицы, выявили более высокую степень адаптации к рыночным условиям, чем старшего поколе-
ния. За продолжение реформ высказалось 56 % опрошенных.
Несмотря на известную стабилизацию молодежной безработицы в последние годы, она остается значимым фактором социального отчуждения большой группы молодых людей. При этом в отличие от развитых обществ Запада, где проблема наиболее остро встает перед низко квалифицированными молодыми работниками, в России с нею сталкиваются образованные, дипломированные молодые специалисты. Так, в 1995 г. среди российской безработной молодежи выпускники профтехучилищ составляли
34.5 %, средних специальных заведений -
19.6 %, высшей школы - 6,4 % [3].
В известной степени значительная доля безработных среди выпускников образовательных учреждений объясняется их недостаточной профессиональной подготовкой. Доля квалифицированных кадров среди молодежи во многих отраслях народного хозяйства не превышает 15 %. Более 50 % молодых специалистов работают не в соответствии со своим квалификационным уровнем. Около 42 % работающей молодежи равнодушны к своей профессии, а 6 % стесняются говорить о ней с близкими. Особенно тревожит тот факт, что более 63 % молодых специалистов не видят перспектив в профессиональном продвижении [4].
Почти 29 % молодых специалистов, окончивших вузы, испытывают страх перед возможной безработицей, а 32 % студентов вузов в случае безработицы готовы сменить профессию. Примерно 60 % старшеклассников и учеников профтехучилищ не уверены в будущем из-за неопределенности трудоустройства, 35 % респондентов из числа выпускников общеобразовательных и профессиональных учебных заведений не уверены в достаточной подготовке к продолжению учебы.
На российском рынке труда борьба развернулась между выпускниками образовательных школ, не имеющих профессии, и теми, кто имеет профессиональную подготовку. К первым относятся подростки, бросившие школу, и выпускники школ, после окончания учебы, пополнившие ряды рабочих сферы материального производства. Они заняты на низко квалифицированной, непривлекательной, низкооплачиваемой работе, считают ее
временной и не дорожат профессиональным статусом. Обращает на себя внимание тенденция роста доли молодежи с начальным и незаконченным средним образованием в большинстве отраслей материального производства. Ко вторым принадлежат вышеназванные категории выпускников профтехшколы, техникумов и вузов, имеющих профессиональную подготовку. Они в подавляющем большинстве предпочитают включиться в трудовую деятельность, однако их профессиональная подготовка не всегда позволяет адаптироваться к условиям рыночной экономики.
Наличие у молодежи безработицы - а нередко ее рост в отдельных регионах страны - усугубляется рядом факторов. Среди них следует отметить недостаток профессиональных знаний, необходимой квалификации и трудовых навыков, что снижает возможность трудоустройства, а также неготовности значительной части обучающейся молодежи к работе в рыночных условиях из-за нехватки предприимчивости в поисках трудового заработка, несоответствия качества и направленности образования потребностям рынка труда.
Среди других причин молодежной безработицы следует назвать отсутствие механизма социальной защиты выпускников учебных заведений, уклонение работодателей от ответственности за их трудоустройство, а также психологический дискомфорт выпускников, приступающих к работе в условиях рыночной экономики, что приводит к резкому ухудшению медико-биологических показателей состояния здоровья молодежи. С каждым годом разрыв между предложением и спросом на рынке труда стремительно растет, в результате чего усугубляются проблемы реальной трудовой занятости молодых работников [5; 10].
Во многих образовательных учреждениях страны совершенствуется структура экономического образования, в отличие от прежних лет, когда государство решало за нас большинство экономических вопросов, сегодня каждый человек еще смолоду сталкивается с проблемой максимизации своей выгоды. Перед каждым старшеклассником встает задача овладения экономической грамотой, закономерностями развития рыночной экономики, формирования рынка труда.
Экономическое образование, основы которого закладываются в общеобразовательной школе и профессионально-технических училищах, систематизируется в высших учебных заведениях.
В условиях формирования рыночных отношений предпринимаются некоторые меры по ознакомлению обучающихся с такими вопросами, как формирование бюджета, его доходная и расходная часть, себестоимость и цена продукции, эффективность производства, развитие предпринимательства среднего и малого бизнеса, формирование в стране среднего класса, способствующего социально-экономической стабильности общества.
Глубже вникая в проблемы развития экономики при переходе к рынку, старшеклассники осознают необходимость самим определить свою судьбу, избрать профессию или организовать собственное дело. Уже десятки школьников во многих городах России предлагают свои услуги государственным корпорациям, малым и совместным предприятиям и ассоциациям, владельцам частных фирм. Достаточно отметить, что в 2011 г. почти 115 тыс. ребят старших классов Федерации обратились в органы по трудоустройству, изъявив желание в свободное время заниматься производительным трудом на производстве, в сфере торговли, быта и услуг.
Важным фактором снижения безработицы, в том числе латентной, может явиться массовое развитие предпринимательства, особенно среднего и мелкого бизнеса, привлечение к нему подрастающего поколения. Малый и средний бизнес во всех формах выступает как неотъемлемое и чрезвычайное важное звено эффективно функционирующей рыночной экономики [2].
В стране неуклонно, хотя и медленно, идет процесс становления малого бизнеса. В соответствии с принятым в 1995 г. Законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» был введен новый ценз численности работающих и дополнительные критерии отнесения предприятий к числу малых. Центр численности в промышленности и строительстве был сокращен с 200 до 100 человек, в науке и научном обслуживании - со 100 до 60 человек; в торговле и бытовом обслуживании был увеличен с 15
до 30 человек; в общественном питании - с 15 до 50 человек. Одновременно введены дополнительные критерии определения доли собственности участников в установленном капитале, до 25 % ограничена доля установочного капитала, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства.
Учитывая роль малого бизнеса в реформировании экономики, трансформации социальной структуры общества, повышении удельного веса среднего класса, выступающего гарантом социально-экономической стабильности в стране, многие социальные институты: семьи, государства, образования - стали уделять больше внимания изучению истории предпринимательства в российском обществе. В высших учебных заведениях, училищ, гимназиях и лицеях профессионально-технического образования педагоги рассказывают о достижениях государств с рыночной экономикой в обеспечении высокого жизненного уровня населения, о роли мелкого и среднего бизнеса в снижении безработицы, особенно молодежной.
В учебных заведениях теоретическое обучение предпринимательству дополняется приобщением молодых людей к практической деятельности. Во многих профтехучилищах открываются мини-магазины, через которые реализуются изготовленная учениками продукция. После реализации товара выручка поступает на специальный счет школы. Часть заработанных денег расходуется на оплату труда школьников, другая часть идет на аренду помещений, воспроизводство и накопление [6].
В условиях формирования и последующего функционирования рынка труда социальным институтом общества, в первую очередь семье и учебным заведениям, предстоит понять подрастающему поколению роль среднего класса в укреплении социальной стабильности в обществе, в создании привлекательного образа предпринимательства. В первую очередь представителям нового поколения следует уяснить, что без прочных знаний, профессиональных навыков, знания основ законодательства, гражданских качеств невозможно организовать и успешно вести собственное дело, заботиться о своих
интересах и нуждах окружающих.
Эти качества присущи прослойке предпринимателей, появившихся в стране за последнее десятилетие. Примерно четыре пятых из них имеют высшее образование, притом более трети окончили два вуза, преимущественно технический и экономический. Более 70 % среди бизнесменов составляет техническая интеллигенция, почти 20 % - экономисты. Более 25 % имеют ученую степень, примерно 15 % лидеров предпринимательства получили специальное образование по менеджменту, с одной стороны, эти данные подтверждают понимание представителей малого и среднего предпринимательства роли специального образования в становлении бизнеса, с другой стороны - способствуют стремлению обучающейся молодежи получить надлежащее образование и пополнить пока немногочисленную группу бизнесменов [8].
Таким образом, одним из важнейших сегментов рыночных отношений является рынок труда, оказывающий непосредственной влияние на самоопределение личности обучающегося. В условиях формирования рыночной экономики происходит замена утративших актуальность экстравертных мотивов труда на интровертные. Все большее число учеников разных образовательных учреждений отдают предпочтение удовлетворению своих личных интересов и потребностей, скорее материальных, нежели общественных. В одних случаях возможность проявления самостоятельности в самоопределении личности, в других - переориентация со стремления работать в сфере общественного производства на сферу быта и отдыха. Ручной, монотонный труд на производстве не привлекает внимание дипломированных молодых людей. Их в большей степени интересуют профессии бухгалтеров, экономистов, менеджеров, юристов, востребованных рыночными отношениями. Среди предметов естественного цикла наиболее престижными стали информатика и математика. В последние годы возросла престижность профессий гуманитарного профиля.
Социальные институты общества, в особенности государственные органы, семья и система образования проявили известную инициативу в приобщении обучающейся
молодежи к рыночной экономике, добились некоторых положительных результатов в самоопределении личности ученика. На фоне отмеченных достижений четко высвечиваются недостатки в подготовке выпускников учебных заведений к самостоятельной работе в условиях формирующихся рыночных отношении. Десятки тысяч обладателей дипломов ввиду отсутствия практического опыта остаются невостребованными на производстве, в научных центрах, лабораториях, вынуждены пополнять армию безработных. Большинство из них недостаточно знакомы с законодательством, имеют поверхностное представление о своих правах и обязанностях, что затрудняет их деятельность по защите своих интересов. В условиях жесткой конкуренции на рынке труда многие тысячи потенциальных работников теряют уверенность в своих способностях, оказываются за порогом предприятий, учреждений и организаций. Поэтому проблемы гражданской социализации будущих работников рыночного типа, способных освоить и продолжить опыт предыдущих поколений, занимают важное место в деятельности всех современных социальных институтов общества.
Библиографический список
1. ЕфременковА. Б., ПахомоваЕ. А., БибикВ. Л., Калинюк Ю. В. Формирование производственных компетенций в процессе практико-ориентирован-ного обучения // Сибирский педагогический журнал. - 2014. - №1. - С. 127-133.
2. Захаров В. А., Касаткина Н. Э., Невзоров Б. П., Чурекова Т. М. Теория и практика формирования профессионального самоопределения молодёжи в условиях непрерывного образования (на примере деятельности КемГУ) - Кемерово, изд-во «Кузбассвузиздат». - 1996. - 159 с.
3. Иванова С. В., Пальянов М. П., Пахомова Е. А., Руднева Е. Л. Профессиональное образование и занятость молодёжи - глобальная проблема XXI века // Педагогика. - 2013. - №8. -С. 43-52.
4. Пальянов М. П., Пахомова Е. А., Демченко А. Р., Балахнина С. В. Профессиональное самоопределение обучающихся в условиях рынка труда в системе образования Германии // Сибирский педагогический журнал. - 2014. - №1. -С. 192-198.
5. Пахомова Е. А., Руднева Е. Л. Рынок труда и профессиональное образование // Профессиональное образование. Столица. - 2013. - №3. -С. 10-16.
6. Пахомова Е. А., Шалавина Т. И., Палья-нов М. П. Педагогическое сопровождение социально-профессионального самоопределения детей-сирот. - Педагогика. - №№ 3. - 2014. - С. 53-62.
7. Смирнов И. П. Теория профессионального образования. - М.: НИИРПО. - 2006. - 320 с.
8. Смирнов И. П., Ткаченко Е. В., Бурмистро-ва А. С. Профессиональное образование и мо-
лодёжь России. Сравнительное социологическое исследование (2000 и 2010 гг.). - Москва: НИИ РПО, 2012. - 211 с.
9. Gray K., Herr E. Workforce education: The basics. - Needham Heights, MA: Allyn and Bacon, 1998. - 326 p.
10. Wonacott M. E., 2002. Career passports, portfolios and certificates. - ERIC Digest No. 238.