Я. M. АХМЕТОВА, ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
Л. К. МУХАМЕТЗЯНОВА, САМООПРЕДЕЛЕНИЕ Р. Р. ХИЗБУЛЛИНА И САМООЦЕНКА
МОЛОДЕЖИ РЕГИОНА1
Ключевые слова: выбор профессии, профессиональная самооценка, самоопределение, молодежь, образование
Key words: career choice, professional self-esteem, self-determination, youth, education
В статье рассмотрены особенности профессионального самоопределения и самооценки молодежи Республики Татарстан в современных условиях. На эмпирическом уровне выявлена оценка учащейся молодежью выбранного учебного заведения, определены причины выбора вуза, оценена удовлетворенность респондентов качеством образования. Предложен вектор совершенствования профессионального самоопределения и самооценки учащейся молодежи в Республике Татарстан.
The paper discusses the peculiarities of professional self-determination and self-esteem of the youth in the Republic of Tatarstan in modern circumstances. At the empirical level, the students' assessment of the educational institution they chose is identified, as well as the reasons for choosing a particular university. Respondents' satisfaction with the quality of education is also assessed. The paper proposes a vector for perfecting
АХМЕТОВА Язглем Мубаракшевна, доцент кафедры иностранных языков Казанского государственного энергетического университета, кандидат филологических наук.
МУХАМЕТЗЯНОВА Лилия Касымовна, главный специалист научно-организационного отдела Академии наук Республики Татарстан, кандидат биологических наук.
ХИЗБУЛЛИНА Радмила Радиковна, доцент кафедры социологии, политологии и права Казанского государственного энергетического университета, кандидат социологических наук.
AKHMETOVA Yazglem Mubarakshevna, Candidate of Philological Sciences, Associate Professor at the Department of Foreign Languages, Kazan State Power Engineering University (Kazan, Russian Federation).
MUKHAMETZYANOVA Liliya Kasymovna, Candidate of Biological Sciences, Chief Specialist at the Scientific and Organizational Department, Academy of Sciences of the Republic of Tatarstan (Kazan, Russian Federation).
KHIZBULLINA Radmila Radikovna, Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor at the Department of Sociology, Political Science and Law, Kazan State Power Engineering University (Kazan, Russian Federation).
© Ахметова Я. М., Мухаметзянова Л. К., Хизбуллина Р. Р., 2015
professional self-determination and self-esteem of students in the Republic of Tatarstan.
В современных условиях развития социума молодежь является важным стратегическим ресурсом, который играет одну из ведущих ролей в развитии института экономики, политики, образования и т. д. Представляя собой объект и субъект социализации, современная молодежь активно инициирует инновационные векторы развития социума в целом и социальных систем в частности.
Рассматривая институт образования как системную единицу в процессе профессионального становления молодежи, стоит отметить, что его функции уникальны. Известно, что процесс профессионального самоопределения интегрирует компоненты профессионального самосознания: формирование системы социально-профессиональных установок и ценностей, развитие навыков моделирования собственного будущего, а также удовлетворение от выбранной профессии и ее положительная оценка в структуре самосознания личности. Здесь следует обратить внимание на следующее. Во-первых, учащаяся молодежь уже сегодня формирует для себя образ профессионального будущего и несет функцию социально-профессионального воспроизводства. Во-вторых, как и любая социальная группа, молодежь имеет собственные оценки и установки, которые не всегда совпадают с фактическим состоянием образовательных реалий высшей школы.
В рамках понимания учащейся молодежи как стратегического социального ресурса проблема ее профессионального самоопределения становится наиболее актуальной. Особый интерес представляет вопрос о самооценке в системе подготовки молодежи к особенностям и образу будущей профессии. По мере развития социума проблема профессионального становления и самоопределения молодежи все более усложнялась. Р. С. Немов, Д. А. Яценко профессиональное самоопределение и самооценку молодежи обозначают как сознательный выбор человеком профессии, т. е. считают его однократным явлением2, в то время как В. Б. Шапарь полагает, что профессиональное самоопределение является процессом, охватывающим весь период профессиональной деятельности личности: от возникновения профессиональных намерений, профессионального обучения до выхода из
и 3
трудовой деятельности3.
Особенности высшей школы как социализирующего пространства изучают Ю. Р. Хайруллина, Р. Р. Хизбуллина, актуализируя необходимость рассмотрения конкурентоспособной среды на основе знаний4. Сущность профессионального выбора и оценки как поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности, а также нахождение смысла в самом процессе самоопределения рассматривает Н. С. Пряжников5.
Несмотря на наличие в отечественной социологии и социальной психологии работ, связанных с выявлением профессионального самоопределения и установок молодежи, важно изучить особенности проектирования собственного профессионального будущего с точки зрения оценки образа выбранной профессии (специальности) современной молодежью на региональном уровне6.
В рамках определения особенностей самооценки к профессиональной подготовке выбранной профессии учащийся молодежи в Республике Татарстан авторским коллективом в 2014—2015 гг. было проведено социологическое исследование «Проблема выбора профессии и отношение к образованию у молодежи (на примере Республики Татарстан)» с участием 1 тыс. чел. из числа студентов вузов Татарстана в возрасте от 17 до 23 лет.
В целом исследование позволило определить, что выбранное учебное заведение полностью соответствует ожиданиям большей части учащейся молодежи (46 %). Частично оно удовлетворяет 41 % опрошенных. Однако стоит обратить внимание, что при положительных оценках учащихся выбранного ими образовательного учреждения 12 % дают оценку несколько ниже ожидаемой («частично соответствует» — 8 %, «совершенное не соответствует ожиданиям» — 4 %) (рис. 1).
В результате опроса были также определены причины выбора респондентами получаемой профессии. Большая часть молодежи сделала свой выбор в пользу желаемой профессии самостоятельно (53 %), 24 % указали на совместное решение с родителями, 14 % последовали выбору родителей, 5 % руководствовались при выборе профессии мнениями знакомых и друзей. Ответ «Другое» дали 10 % опрошенных (рис. 2).
50
40
30
20
10
Полностью Частично Частично не Совершенно не
соответствует соответствует соответствует соответствует ожиданиям ожиданиям ожиданиям ожиданиям
Другое
Рис. 1. Оценка респондентами выбранного учебного заведения, % к опрошенным респондентам
53
Это мой выбор Выбор Мое решение Мнение
родителей и мнение моих знакомых
родителей и друзей совпали
Другое
Рис. 2. Причины выбора респондентами получаемой профессии, % к опрошенным респондентам
В результате опроса учащихся выявлено, что большая часть («да» — 53 %, «скорее да, чем нет» — 32 %) удовлетворена качеством образования в своем учебном заведении. Недовольство высказали 13 % учащихся. Только 2 % затруднились с ответом (рис. 3).
0
0 10 20 30 40 50 60
%
Рис. 3. Удовлетворенность респондентов качеством образования в своем учебном заведении, % к опрошенным респондентам
Помимо общей удовлетворенности учебным процессом в системе профессионального самоопределения и самооценки, учащиеся должны осознавать связь дисциплин и их содержание с будущей выбранной профессией. Выявлено, что лишь в некоторых учебных заведениях (УЗ) опрошенные студенты полностью понимают связь содержания дисциплин с профессией и уверены в своем выборе (УЗ № 1 — 78 %, УЗ № 2 — 62 %, УЗ № 3 — 58 %). Студенты из числа опрошенных в УЗ № 4 (55 %), УЗ № 5 (47 %) и УЗ № 6 (47 %) в большей степени имеют общее представление о связи дисциплин с сущностью профессии. Существенное внимание обращают на себя цифры, связанные с сомнениями студентов в правильности своего выбора относительно профессии. В результате опроса определено, что более всего сомневаются в правильности профессионального выбора (21 %) студенты УЗ № 1, УЗ № 2 (11 %). Меньше всего высказывают сомнения в своем выборе студенты УЗ № 3 (5 %).
Образовательный процесс в вузе помогает оценить свои индивидуальные способности и раскрывать их в учебном процессе, по мнению большей части респондентов (45 %). Около трети респондентов (27 %) считают, что индивидуальные способности могут быть раскрыты только в практической деятельности после окончания вуза. Несмотря на высокую удовлетворенность респондентов качеством образования,
12 % молодежи трудно раскрыть индивидуальные способности при существующей организации учебного процесса, что приводит их к мнению о том, что раскрытие способностей во время обучения не определяет успех профессиональной деятельности в будущем (12 %) (рис. 4).
Другое
Раскрытие способностей во время обучения не определяет успех профессиональной деятельности в будущем Образовательный процесс учебного заведения помогает мне оценить свои индивидуальные способности и раскрыть их в учебном процессе
Трудно раскрыть индивидуальные способности при существующей организации учебного процесса
Индивидуальные способности могут быть раскрыты только в практической деятельности после окончания вуза
0 10 20 30 40 50
%
Рис. 4. Распределение ответов респондентов на вопрос «Считаете ли Вы, что образовательный процесс способствует раскрытию и реализации Ваших индивидуальных способностей?», % к опрошенным респондентам
Многие учащиеся (80 %) считают, что выбранная профессия (по получаемому образованию) соответствует их интересам и способностям («полностью соответствует» — 46 %, «скорее соответствует» — 34 %). Отрицательную оценку тому, что будущая профессия (по получаемому образованию) не соответствует интересам и способностям респондентов, дали 12 % («нет, совершенное не соответствует» — 6 %, «скорее не соответствует» — 6 %). Менее 10 % опрошенных полагают, что это соответствие оценить сложно (7 %) (рис. 5).
ь
Да (полностью соответствует)
Не знаю
Нет (совершенно не соответствует)
Сложно оценить
Скорее не соответствует, чем да
Скорее соответствует, чем нет
0 10 20 30 40 50
%
Рис. 5. Распределение ответов респондентов на вопрос «Как Вы считаете, Ваша будущая профессия (по получаемому образованию) соответствует Вашим интересам и способностям?», % к опрошенным респондентам
Отвечая на вопрос «Ваши действия, если была бы возможность изменить выбор профессии», значительная часть учащейся молодежи (68 %) отметила, что ничего бы не изменила; существенно меньший процент опрошенных (17 %) указал, что сделал бы выбор в пользу другой профессии; выбрали бы другое учебное заведение 1 1 %. Всего 3 % предпочли вариант ответа «Другое» (рис. 6).
1111
46
1 6 1 7 6
34
----
80
60
68
% 40
20
-4-7-
11
Т---г
Выбрал(а) бы другую профессию
Ничего не изменил бы
Выбрал(а) бы другое учебное заведение
Другое
Рис. 6. Распределение ответов респондентов на вопрос «Ваши действия, если была бы возможность изменить выбор»
3
0
Таким образом, рассмотрев аспекты особенностей профессионального самоопределения на эмпирическом уровне, можно сделать некоторые выводы.
На основании оценки профессионального самоопределения, престижа профессии и содержания ее освоения учащаяся молодежь в целом положительно оценивает выбранную профессию. Установлено, что на профессиональное самоопределение молодежи оказывают влияние социальные условия и содержание профессионального обучения в вузе. Направлениями совершенствования самореализации в рамках образовательного процесса можно назвать увеличение количества студенческих конкурсов, олимпиад, форумов и др.
Проблемный характер носят присущие профессиональной сфере сложность и динамичность, которые, как показывает исследование, вызывают у учащейся молодежи неточные представления о содержании профессии и связи с ним преподаваемых дисциплин, что обусловливает проблему получения работодателем «на выходе» молодого специалиста с другим вектором ожиданий. Знания о ситуации и обстоятельствах, с которыми придется столкнуться выпускникам вузов на рынке труда, в настоящее время также весьма расплывчаты. На этом этапе необходимо проводить дополнительную работу по профессиональной ориентации и самоопределению, которая должна носить систематизированный характер.
В целом ожидания и представления молодежи о будущей профессии, самостоятельная оценка ими качества обучения могут быть повышены путем проведения локальных и региональных мероприятий по увеличению престижа выбранной профессии и детального знакомства с ее сущностью и содержанием в рамках практической подготовки и интеграции с производством. В будущем для получения уточненных данных о профессиональной оценке и самоопределения учащейся молодежи необходимы: проведение цикла исследований в регионе, формулировка методических и реализация практико-ориентированных мероприятий для молодежи Республики Татарстан.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Исследование проведено в рамках поддержанного РГНФ и Правительства Республики Татарстан научного проекта № 14-13-16003 «Проблема
выбора профессии и отношение к образованию у молодежи (на примере Республики Татарстан)».
2 См.: Немов P.C., Яценко Д.А. Пути методологического анализа современных теорий личности // Совр. соц. психология: теор. подходы и приклад. исслед. 2012. № 4. С. 5—14.
3 См.: Шапарь В.Б. Новейший психологический словарь. Ростов н/Д: Феникс, 2007. С. 395.
4 См.: Хайруллина Ю.Р., Хизбуллина P.P. Социализация личности молодого специалиста в современном образовательном пространстве // Регионология. 2010. № 1. С. 149—154.
5 См.: Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение. Теория и практика. М.: Академия, 2008. 320 с.
6 См.: Ахметова Я.М., Мухаметзянова Л.К. Факторы влияния на выбор профессии у старшеклассников (на примере Республики Татарстан) // Теория и практика общественного развития. 2014. № 19. С. 28—30.
Поступила 23.11.2015.
Ya. M. Akhmetova, L. K. Mukhametzyanova, R. R. Khizbullina. Professional Self-Determination and Self-Esteem of the Youth in a Region
The paper discusses the peculiarities of professional self-determination and self-esteem of the youth in the Republic of Tatarstan in modern circumstances. At the empirical level, the students' assessment of the educational institution they chose is identified, as well as the reasons for choosing a particular university. Respondents' satisfaction with the quality of education is also assessed. The paper proposes a vector for perfecting professional self-determination and self-esteem of students in the Republic of Tatarstan.
The study determined that professional self-determination of the youth is influenced by social conditions and the content of professional learning in the university therefore the increase in the number of student contests, competitions, forums, etc. can be the means of perfecting self-fulfillment within the educational process.
Complexity and dynamism inherent in the professional field is of problematic nature which, as the research shows, evokes inaccurate conceptions of the content of a job and its connections with disciplines from students. This leads to the problem that the employer gets a young graduate with a different direction of expectations.
Currently, rather vague is knowledge about the situation and circumstances that graduates will face when entering the labour market. Further work on vocational guidance and determination is needed, which must be systematic rather than occasional.