https://izdanie-nauka.ru
ISSN: 2713-2838 (online)
УДК 373.8
https://doi.org/10.54158/27132838 2025 6 1 14 EDN: IUHFQI
Научная статья
Ю.Л. Линева H
Южный федеральный университет г. Ростов-на-Дону, Россия
D Check for Updates
Профессиональное развитие педагогов в условиях работы в общеобразовательных организациях
Аннотация. Статья исследует профессиональное развитие педагогов в условиях работы в государственных организациях. Особое внимание уделяется изучению мотивирующих и демотивирующих факторов, влияющих на профессиональное развитие и саморазвитие преподавателя в современной системе образования. В статье подробно рассмотрены причины недостаточной мотивации педагога включая факторы государственного уровня, образовательной среды и личностные факторы. Представлены результаты анализа особенностей работы педагога в условиях общеобразовательных организаций, подробно рассмотрены трудности, с которыми сталкивается учитель; отсутствие у педагога представления и понимания пользы рассматриваемого процесса, недостаток ресурсов общеобразовательных организаций, неблагоприятный эмоциональный климат внутри коллектива и отсутствие поддержки внутри профессионального сообщества. Были проведены эмпирические исследования, в ходе которых выявлены основные причины проблем профессионального развития педагогов. На основе анализа результатов автором были разработаны рекомендации по минимизации и ликвидации демотивирующих факторов профессионального развития. Дан подробный анализ причин и их последствий для системы образования в целом. В статье приведены различные методы повышения мотивации профессионального развития педагогов, способствующие улучшению эффективности образовательного процесса и качества образования в целом. В статье подробно описаны причины конкретных рекомендаций, разработанных для борьбы с отсутствием интереса к профессиональному развитию. Доказывается, что необходимы меры реализации психолого-педагогического сопровождение педагогов на разных этапах профессионального развития. Автор делает вывод о пользе внедрения описанных методов по минимизации демотивирующих факторов в общеобразовательных организациях.
Ключевые слова: профессиональное развитие, мотивирующие и демотивирующие факторы, общеобразовательная организация, профессиональное сообщество, профессиональные мероприятия.
Для цитирования: Линева Ю.Л. Профессиональное развитие педагогов в условиях работы в общеобразовательных организациях // Наука и практика в образовании: электронный научный журнал. 2025. Т.
6. № 1. С. 14-19. https://doi.org/10.54158/27132838 2025 6 1 14 EDN: IUHFQI
Original article
I.L. Lineva © H
Southern Federal University Rostov-na-Donu, Russia
Professional development of teachers in the conditions of work in general
Г J i. I ■ i. “
educational organizations
Abstract. The article investigates the professional development of teachers in the conditions of work in state organizations. Special attention is paid to the study of motivating and demotivating factors affecting
© Линева Ю.Л., 2025
Наука и практика в образовании: электронный научный журнал. 2025. Т. 6. № 1
Science and Practice in Education: Electronic Scientific Journal. 2025;6(1) 14
ISSN: 2713-2838 (online)
https://izdanie-nauka.ru
the professional development and self-development of teachers in the modern education system. The article discusses in detail the causes of teacher's lack of motivation, including factors of the state level, educational environment and personal factors. The results of the analysis of the peculiarities of the teacher's work in the conditions of general educational organizations are presented, the difficulties faced by the teacher are considered in detail; the teacher's lack of perception and understanding of the benefits of the process under consideration, the lack of resources of general educational organizations, the unfavorable emotional climate within the team and the lack of support within the professional community. Empirical research was conducted to identify the main causes of teachers' professional development problems. Based on the analysis of the results, the author developed recommendations to minimize and eliminate demotivating factors of professional development. A detailed analysis of the causes and their consequences for the education system as a whole is given. The article presents various methods of increasing the motivation of teachers' professional development that contribute to improving the efficiency of the educational process and the quality of education in general. The article details the reasons for specific recommendations designed to combat the lack of interest in professional development. It is proved that the measures of realization of psychological and pedagogical support of teachers at different stages of professional development are necessary. The author concludes that it is useful to implement the described methods to minimize demotivating factors in general educational organizations.
Keywords: professional development, motivating and demotivating factors, general educational organization, professional community, professional events.
For citation: Lineva IL. Professional development of teachers in the conditions of work in general educational organizations. Science and Practice in Education: Electronic Scientific Journal. 2025;6(1):14-19. (In Russ.). https://doi.org/10.54158/27132838 2025 6 1 14 EDN: IUHFQI
Введение
Профессиональное развитие педагога крайне актуальная на сегодняшний день тема в связи с постоянными изменениями в образовательной среде, к которым педагогу необходимо быстро адаптироваться, поскольку в противном случае снижается эффективность образовательного процесса и качество образования. В связи с ежегодным ростом требований к компетенциям учителя, педагог вынужден регулярно осваивать новые методики обучения, повышать цифровую грамотность, актуализировать имеющиеся знания и осваивать иные различные инновации. Важно также отметить, что от степени профессионального развития педагога зависит мотивация обучающихся, их личностное развитие и успеваемость. Статистика показывает, что России с проблемой отсутствия профессионального роста учителей регулярно сталкиваются общеобразовательные учреждения ввиду различных факторов. Проблема недостаточной мотивации педагога профессионально развиваться угрожает снижением эффективности образовательного процесса и стремительным падением престижа профессии. Рассмотрим основные факторы социальной обусловленности данной проблемы:
1. Личностные факторы:
• Недостаток различного рода ресурсов для профессионального развития, в частности времени, информации, материального обеспечения, психологических ресурсов.
• Отсутствие у педагога представления и понимания о пользе профессионального
развития ввиду недостатка
информированности о данном процессе.
• Низкий уровень разного рода
поддержки, в том числе поддержки профессионального сообщества,
финансовой и поддержки руководства.
2. Факторы в общеобразовательной среде:
• Авторитарный стиль руководства: в ходе работы учителя сталкиваются с подавлением желания профессионального развития в связи с иными задачами, стоящими перед руководством школы, приоритет которого быстрое и четкое выполнение конкретных требований без проявления инициативы.
• Неблагоприятный эмоциональный климат внутри коллектива: отсутствие поддержки среди коллег и отсутствие открытого диалога с администрацией относительно личных потребностей педагога в вопросе профессионального развития отрицательно сказывается на процессе педагогического роста.
3. Факторы государственного уровня:
• Государственная поддержка
профессионального развития учителей с каждым годом возрастает, поскольку важность данного процесса становится очевидна, однако многие педагоги не осведомлены о различный преференциях и наградах государства, что снижает заинтересованность в данном процессе.
Многие учителя не обладают достаточными знаниями способах и методах профессионального
Наука и практика в образовании: электронный научный журнал. 2025. Т. 6. № 1
Science and Practice in Education: Electronic Scientific Journal. 2025;6(1)
ISSN: 2713-2838 (online)
https://izdanie-nauka.ru
развития, а также о его пользе как для личности самого педагога, так и общеобразовательной среды в целом, поэтому в настоящее время проблема низкой заинтересованности педагога в профессиональном развитии и росте является одной из актуальных.
Исследование возможностей муниципальных общеобразовательных организаций влиять на профессиональное развитие педагогов, а также мотивирующих и демотивирующих факторов обусловлено важностью научного анализа для формирования оптимальных условий развития личности педагога в условиях современной образовательной системы. Поэтому мы считаем важным рассмотреть профессиональное развитие педагога в условиях работы в общеобразовательной организации, выявить причины отсутствия интереса к данному процессу и определить меры по их ликвидации.
Материалы и методы
В настоящем исследовании применялся комплекс методов, включающий: теоретические методы: анализ научной литературы, синтез, моделирование. сравнительно-сопоставительный анализ. Исследование проводилось с участием педагогов общеобразовательных школ г. Ростов-на-Дону. Эмпирические методы: опрос, анкетирование, интервьюирование, наблюдение.
Результаты исследования и их обсуждение
Профессиональное развитие педагога - процесс, затрагивающий практически все сферы жизни учителя, А.А. Казанцева полагает, что развитие педагога - это познавательная деятельность, регулируемая самим педагогом, которая форматирует внешние задачи во внутренние потребности личности [1]. Н.М. Борытко [2] под развитием педагога понимает непрерывное профессиональное образование, которое включает в себя самоопределение, самореализацию, самоутверждение и самообразование.
Данный процесс является всесторонним и охватывает различные аспекты жизни педагога. В результате исследования был выявлен ряд причин, оказывающих особое воздействие на профессиональное развитие, так, в ходе изучения проблем, с которыми сталкивается учитель, Л.Н. Акимова [3] акцентирует внимание на персонализации в условиях цифровизации образования и отмечает важность учитывать индивидуальные потребности субъектов образования для внедрения инновационных мер в рабочую систему общеобразовательных школ.
По данным исследователей процесс профессионального развития во многом зависит от самообразования и саморазвития личности учителя. А.А. Дубова [4] в ходе анализа сложности данных процессов отмечает важность поддержки со стороны образовательных учреждений, которая
включает в себя создания необходимых условий для самообучения сотрудников, что повышает эффективность данного процесса и заинтересованность в нем. Согласно исследованию ЮНЕСКО в 2019 году - без предоставления адекватных стимулов и ресурсов учителя не видят смысла в профессиональном развитии, что увеличивает текучесть кадров.
Анализ ряда научных исследований по изучаемой проблеме и проведение опроса среди педагогов общеобразовательных организаций г. Ростов-на-Дону позволил нам сформулировать следующие причины низкой заинтересованности педагога в профессиональном развитии:
• отсутствие свободного времени ввиду переработок;
• психологические причины, которые включают в себя неуверенность в себе, прокрастинацию, выгорание и хроническую усталость;
• отсутствие положительных примеров в следствии чело формируется ложное мнение о том, что профессиональное развитие бесполезно и ни к чему не приводит;
• формирование реакции страха перед неудачей в следствии отсутствия какой-либо поддержки со стороны руководства и профессионального сообщества.
В ходе анализа данных, собранных автором статьи эмпирическими методами, были выявлены основные мотивирующие и демотивирующие факторы, с которыми сталкивается педагог в процессе профессионального развития. Факторы представлены на Рис.1.
Наука и практика в образовании: электронный научный журнал. 2025. Т. 6. № 1
Science and Practice in Education: Electronic Scientific Journal. 2025;6(1)
ISSN: 2713-2838 (online)
https://izdanie-nauka.ru
Рис. 1. Мотивирующие и демотивирующие факторы
Для ликвидации демотивирующих факторов нами был разработаны методы борьбы, внедрение которых повысит интерес педагогов к процессу профессионального развития.
Методы минимизации демотивирующих факторов:
• Использование стратегий по управлению временем на основе различных методик тайм-менеджмента [5] поможет учителям совмещать профессиональное развитие с высокой учебной нагрузкой без ущерба для психологического здоровья и рабочей эффективности.
• Обращение за помощью в профессиональные сообщества при помощи интернет-ресурсов, где обмениваются информацией педагоги всей страны, поможет справиться с отсутствием поддержки внутри коллектива общеобразовательной организации. При желании наладить эмоциональный климат внутри общеобразовательной организации педагогу предлагается проявить инициативу для организации неформальных встреч учителей для общения и обмена мнениями [6]. Важен открытый диалог с администрацией и руководством.
• Проведение мероприятий по ознакомлению педагогов с различными возможностями повышения профессиональных навыков, к которым относятся куры повышения квалификации, конкурсы внутри профессионального сообщества, предстоящие семинары и лекции и т.д.
• Составление индивидуального плана профессионального развития в соответствии с рекомендациями профессионалов, например школьных психологов или исследователей
вопроса профессионально-личностного развития [7] поспособствует решению психологических проблем, стоящих на пути профессионального развития, и поможет справиться с различными поведенческими паттернами, замедляющими данный процесс.
Для минимизации проблемы отсутствия интереса педагогов к профессиональному развитию в общеобразовательной среде должно быть обеспечено комплексное ознакомление педагогов с особенностями данного процесса и выявление индивидуальных потребностей для саморазвития у каждого учителя.
Для реализации психолого-педагогического сопровождение педагогов на разных этапах профессионального развития необходимы эффективные меры со стороны руководства:
• разработка и внедрение программ по профессиональному развитию с участием более опытных педагогов на основе наставничества, в ходе которых менее опытные педагоги могут рассчитывать на помощь и поддержку коллег;
• создание позитивной и поддерживающей атмосферы в школе;
• организация школьных мероприятий, направленных информирование членов коллектива о возможностях профессионального саморазвития;
• предоставление педагогам доступа к необходимым для профессионального развития ресурсам, а также организация пространства для профессионального развития педагога с необходимым материально-техническим оснащением;
Наука и практика в образовании: электронный научный журнал. 2025. Т. 6. № 1
Science and Practice in Education: Electronic Scientific Journal. 2025;6(1)
ISSN: 2713-2838 (online)
https://izdanie-nauka.ru
• создание механизма обратной связи, открытый диалог между субъектами образовательной организации, наличие исключительно конструктивной критики, наличие методического объединения для консультации по возникающим в ходе профессионального развития вопросам.
Заключение
В целом отмечаем, что проблема профессионального развития и саморазвития педагога в условиях работы в общеобразовательных организациях поддается глубокой диагностике и в определенных условиях ее можно назвать решаемой. Для эффективной борьбы с отсутствием интереса к данному процессу у субъектов образовательной системы необходимо учитывать все факторы, влияющие на его проявление, и разрабатывать эффективные профилактические и интервенционные
рекомендации, направленные на исправление сложившейся ситуации в общеобразовательных учреждениях. Полагаем, что одним из ключевых аспектов повышения эффективности профилактических мер является индивидуальный подход к педагогу. Стандартизированные программы, хоть и важны для создания общей базы, не всегда учитывают специфику личности, ее сильные и слабые стороны, уровень мотивации и существующие внутренние ресурсы. Необходимо разрабатывать индивидуальные планы профессионального развития, которые бы учитывали конкретные цели и задачи педагога, его профессиональные интересы и предпочтения. Это требует тесного сотрудничества между педагогом и руководителями, а также предоставления педагогу возможности самостоятельного выбора путей и методов своего профессионального роста.
Список литературы
1. Казанцева А.А. Внутренняя мотивация как условие профессионального самообразования педагога дошкольной образовательной организации // Ученые записки забайкальского государственного университета. 2017. Т 12. № 2. С. 52-59. https://doi.org/10.21209/2542-0089-2017-12-2-52-59 EDN: YPBUSV
2. Борытко Н.М. Педагог в пространствах современного воспитания / науч. ред. Н.К. Сергеев. Волгоград: Волгоградский гос. социально-педагогический ун-т, 2001.214 с. EDN: VXQZKJ
3. Акимова Л.Н. Персонализация обучения в условиях цифровизации образования // Информационно-компьютерные технологии в экономике, образовании и социальной сфере. 2023. № 3 (41). С. 16-22. EDN: IHJJGE
4. Дубова А.А. Сложности в организации самообразования педагогов // Вестник науки. 2022. № 12 (57). С. 133-137. EDN: YBSDSD
5. Соколова Е.В., Чумак А.Ю. Организация тайм-менеджмента как фактор повышения эффективности в современных компаниях // Вестник науки. 2024. Т. 4. №. 12 (81). С. 424435. EDN: IBFBGZ
6. Пономарева Л.И. Управление созданием медиативной службы как условие психологического комфорта в дошкольной образовательной организации // Электронный научно-образовательный вестник здоровье и образование в XXI веке. 2018. Т. 20. - № 11. С. 11-16. EDN: VLKAUU
7. Вертилецкая И.Г. К вопросу о реализации научно-методического сопровождения активизациисамообразованияучителявучреждениидополнительногопрофессионального образования // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2008. № 3. С. 100-106. EDN: MUSTUZ
8. Олейникова Т.Л., Кривова В.А. Оценка педагогов и проблемы образовательной организации, и содержания психолого-педагогического сопровождения при аттестации // Инновации в науке и практике: сб. ст. по материалам XI Междунар. науч.-практ. конф., Барнаул, 29 октября 2018 г. Уфа: Дендра, 2018. С. 140-148. EDN: YRDEAP
References
1. Kazantseva АА. Inner motivation as a condition of professional self-education of the teacher of preschool educational organizations. Scholarly Notes of Transbaikal State University. 2017;12( 2):52-59. (In Russ.). https://doi.org/10.21209/2542-0089-2017-12-2-52-59 EDN: YPBUSV
2. Borytko NM. Pedagog v prostranstvakh sovremennogo vospitaniia = Teacher in the spaces of modern education. Sergeev NK. (ed.). Volgograd: Volgogradskii gos. sotsial'no-pedagogicheskii un-t Publ.; 2001. 214 p. (In Russ.). EDN: VXQZKJ
Наука и практика в образовании: электронный научный журнал. 2025. Т. 6. № 1
Science and Practice in Education: Electronic Scientific Journal. 2025;6(1)
ISSN: 2713-2838 (online)
https://izdanie-nauka.ru
3. Akimova LN. Personalization of learning in the conditions digitalization of education. Informatsionno-komp'iuternye tekhnologii v ekonomike, obrazovanii i sotsial'noi sfere. 2023;(3):16-22. (In Russ.). EDN: IHJJGE
4. Dubova AA. Difficulties in organization of self-education of teachers. Science Bulletin. 2022(12):133-137. (In Russ.). EDN: YBSDSD '
5. Sokolova EV, Chumak AYu. Organization of time management as factor of increasing efficiency in modern companies. Science Bulletin. 2024;4(12):424-435. (In Russ.). EDN: IBFBGZ
6. Ponomareva LI. Manage the creation of a mediation service as a condition of psychological comfort in the preschool educational organizations . Online Scientific & Educational Bulletin Zdorove i Obrazovanie v XXI Veke. 2018;20(11):11-16. (In Russ.). EDN: VLKAUU
7. Vertiletskaia IG. K voprosu o realizatsii nauchno-metodicheskogo soprovozhdeniia aktivizatsii samoobrazovaniia uchitelia v uchrezhdenii dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniia = On the issue of implementing scientific and methodological support for enhancing teacher self-education in an institution of additional professional education. Bulletin of Kemerovo State University of Culture and Art. 2008;(3):100-106. (In Russ.). EDN: MUSTUZ
8. Oleinikova TL, Krivova VA. Otsenka pedagogov i problemy obrazovatel'noi organizatsii, i soderzhaniia psikhologo-pedagogicheskogo soprovozhdeniia pri attestatsii = Assessment of teachers and problems of educational organization, and the content of psychological and pedagogical support during certification. In: Innovatsii v nauke i praktike: sb. st. po materialam XI Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. = Innovations in science and practice: collection. Art. based on materials of the XI International. scientific-practical conf., 29 October 2018, Barnaul. Ufa: Dendra Publ.; 2018. С. 140-148. (In Russ.). EDN: YRDEAP
Информация об авторе:
Линева Юлия Леонидовна, магистрант, Южный федеральный университет (344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, д. 105, корп. 42, Россия), ORCID ID: https://orcid.org/0009-0005-9656-1834, еmail: [email protected]
Конфликт интересов: Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Поступила в редакцию: 28.12.2024
Одобрена после рецензирования: 17.01.2025
Принята к публикации: 21.01.2025
Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.
Information about the author:
Iuliia L. Lineva, master student, Southern Federal University (42 bld. 105 Bol'shaya Sadovaya Str., Rostov-na-Donu 344006, Russia), ORCID ID: https://orcid.org/0009-0005-9656-1834, еmail: [email protected]
Conflict of interests: The author declares no relevant conflict of interests.
Received: 28.12.2024
Approved after reviewing: 17.01.2025
Accepted for publication: 21.01.2025
The author has read and approved the final manuscript.
Наука и практика в образовании: электронный научный журнал. 2025. Т. 6. № 1
Science and Practice in Education: Electronic Scientific Journal. 2025;6(1)