психология взаимоотношений
профессиональное общение на детском стоматологическом приеме
Терехова Тамара Николаевна, доктор мед. наук, профессор, зав. кафедрой стоматологии детского возраста БГМУ Ковальчук Наталия Валерьевна, кандидат мед. наук, доцент кафедры стоматологии детского возраста БГМУ Леонович Ольга Михайловна, ассистент кафедры стоматологии детского возраста БГМУ Колокольцева Дарья Александровна, врач-стоматолог Центральной Бобруйской больницы, Беларусь
Tserakhava ГМ.1, Kovalchuk N.V.1, Leonovich O.M.1, Kolokoltseva DA.2
Belarusian State Medical University, Minsk 2Central Hospital of Bobruisk, Belarus
Professional communication of dentists with children
Резюме. Эффективные коммуникации на стоматологическом приеме являются важной составляющей профессиональной компетентности детского врача-стоматолога, позволяя эффективно организовывать взаимодействие с маленькими пациентами и их родителями, используя не медикаментозные, а психологические способы управления поведением ребенка. Ключевые слова: профессиональное общение, стоматологическое лечение, управление поведением детей.
Современная стоматология. — 2014. — №2. — С. 61—63. Summary. Effective communication during dental examination is an important component of children's dentist's professional competence, allowing to organize effectively the interaction with young patients and their parents, with psychological methods, not medication, controliing the behavior of the child. Keywords: professional communication, dental care, behavior management of children.
Sovremennaya stomatologiya. — 2014. — N2. — P. 61—63.
Профессиональное общение на детском стоматологическом приеме - это, с одной стороны, обмен информацией между врачом и родителями маленького пациента. Полученная информация позволит врачу успешно осуществить весь комплекс врачебных мероприятий (диагностику, лечение, профилактику), а родителям становится ясна суть заболевания их ребенка, необходимость лечения, его прогноз, а также необходимость и важность профилактики стоматологических заболеваний. С другой стороны, устанавливается доверительный контакт, завоевывается доверие пациента и его родителей.
Несмотря на достижения современной стоматологии в профилактике и лечении стоматологических заболеваний, выполнить необходимые манипуляции в полости рта ребенка бывает очень трудно, а иногда практически невозможно. Причина - негативное отношение детей к посещениям стоматолога и вообще к проведению любых действий во рту, даже в домашних условиях, а также эмоциональная неготовность родителей к выполнению назначений врача. Управление поведением пациента невозможно без наличия у врача-стоматолога соответствующих компетенций. Таким образом, составляющие профессионального общения на детском стоматологическом приеме можно разбить на несколько модулей, требующих от врача соответствующих навыков и знаний.
Первый модуль: «родители». Детский врач-стоматолог должен уметь определить тип поведения родителя (табл. 1) маленького пациента, для того чтобы знать, какое влияние он может оказать на ребенка в процессе лечения и нужно ли его присутствие в кабинете. Установить доверительные отношения с родителями очень важно для дальнейшего успешного лечения ребенка.
второй модуль: «ребенок». Детский врач-стоматолог должен владеть знаниями возрастной психофизиологии, уметь определить темперамент и тип характера маленького пациента и классифицировать его поведение по имеющимся схемам (табл. 2), что позволит спрогнозировать возможность проведения лечебных манипуляций. На основании полученной информации стоматолог определит нуждаемость ребенка в применении медикаментозных средств управления его поведением во время стоматологического лечения (се-дация или наркоз).
третий модуль: «врач». Врач любой специальности должен обладать рядом профессиональных компетенций. Важная составляющая профессиональной деятельности - это коммуникативная компетентность. Коммуникативная компетентность стоматолога включает в себя следующие знания и умения:
- знание типов и функций общения и взаимодействия;
- знание типов характеров и темпераментов людей, а также того, как разные в
этом отношении люди ведут себя в общении с другими людьми;
- знание возрастных особенностей поведения детей и факторов, влияющих на поведение;
- знание методов управления поведением ребенка;
- знание норм и форм поведенческого этикета;
- знание норм и форм речевого этикета;
- знание психологических приемов и методов убеждения, оказания влияния на людей;
- умение наблюдать за другими людьми в процессе общения с ними и делать правильные выводы об их личностных особенностях и эмоциональном состоянии;
- умение правильно выбирать для себя и использовать в общении с другими людьми адекватные поведенческие роли;
- умение эмоционально располагать людей к себе, вызывать их доверие.
К коммуникативной компетенции можно отнести и умение создать необходимый имидж врача, то есть умение произвести благоприятное впечатление. Внешняя составляющая имиджа - внешний вид от прически до обуви, выражение лица, мимика, жесты, голос и его сила, тембр, а также одежда (для детского стоматолога актуально наличие цветного халата), манеры, походка. Внутренняя составляющая имиджа - уровень духовного и интеллектуального развития, социального опыта, интересов личности и все то, что проявляется
©©временная ©т@мат@л@гия N2 2©14 ©i
ПСжшшгая
Таблица 1
Некоторые типы родительского поведения
тип поведения Краткая характеристика
Авторитарный Лучше доктора разбирается в стоматологических проблемах своего ребенка и знает, как их решить
Морализирующий Подозрителен во всем и ко всем; никому не доверяет; сверхзаботливый
Рефлексирующий Самый благоприятный тип поведения, когда родитель с пониманием и участием относится к лечению ребенка; авторитетный
Тревожный Ему нужно дать высказаться, отреагировать на его эмоции, нужны поддерживающие беседы
Таблица 2
Типы поведения детей (по Райту и Франклу) на стоматологическом приеме
райт (Write) тип поведения франкл (Frankl ) тип поведения
Дети, не способные к сотрудничеству Сопротивляются, плачут, отказываются от общения Рейтинг 1 Самое негативное
Дети, способные к сотрудничеству Настроены нейтрально или тревожно, способны выполнить пошаговые инструкции, могут контролировать свое поведение Рейтинг 2 Негативное
Дети, готовые к сотрудничеству Имеют позитивный опыт, расслаблены, хорошо воспринимают команды врача Рейтинг 3 Позитивное
Рейтинг 4 Самое позитивное
в поступках и речи, во всей деятельности человека, в данном случае врача. Благоприятный имидж отличает врача-профессионала, наделенного истинным обаянием, которое в самом общем виде можно было бы определить как доброжелательный искренний интерес к людям, желание войти в контакт с ними, помочь, создать оптимальные условия для сотрудничества.
Эффективные коммуникации на стоматологическом приеме - важная составляющая профессиональной компетентности
детского врача-стоматолога, позволяющая эффективно организовать взаимодействие с маленькими пациентами и их родителями, используя не медикаментозные, а психологические способы управления поведением ребенка.
Таким образом, все три модуля профессионального общения на детском стоматологическом приеме создают так называемый «треугольник», в котором организатором сотрудничества является врач-стоматолог (рис. 1).
Рис. 1. «Треугольник» общения в детской стоматологии
62 ©©временная стоматология
Психологические задачи детского врача-стоматолога можно кратко сформулировать следующим образом:
1. Определить тип поведения ребенка и выбрать тактику ведения приема, соответствующую возрасту и психике ребенка.
2. Определить тип родителей, уровень их тревоги, необходимость их присутствия при лечении ребенка
3. Завоевать доверие ребенка.
4. Выявить детей с фобическим расстройством и определить наилучший для него вариант оказания стоматологической помощи.
Все методы управления поведения детей на стоматологическом приеме можно разделить на две большие группы: немедикаментозные и медикаментозные (рис. 2). К немедикаментозным относят общение и модификацию поведения через воспитание и обучение. Под термином «модификация» поведением объединены самые различные психологические методики, ставящие перед собой цель - снизить проявления беспокойства и страха на стоматологическом приеме. Медикаментозные методы предполагают использование фармакологических средств для минимизации боли или влияния на сознание ребенка
Правильный выбор методов управления поведением ребенка позволяет сформировать позитивное отношение к стоматологическому лечению и предупреждает развитие стоматофобии у ребенка. Для успешного управления поведением ребенком на стоматологическом приеме важно правильно организовать первое посещение, во время которого очень важно мультисенсорное общение: приятный облик врача, отсутствие резких и пугающих звуков, приятная дружественная обстановка, зрительный контакт с ребенком, доступный язык общения; использование принципа «рассказываю - показываю -делаю» (рис. 3). Положительное подкрепление (похвала, подарок) способствует реструктуризации памяти - замещению возможных неприятных воспоминаний о лечении воспоминаниями о похвалах и подарках, полученных от врача (рис. 4). Гибкое управление, или наличие обратной связи: с ребенком договариваются об условных знаках (например, поднятая рука), в тех ситуациях, когда он будет испытывать дискомфорт (рис. 5).
Физиологическое отвлечение используют для переключения внимания ребенка от тягостных мыслей о предстоящем лечении на восприятие предметов и явлений, которые служат для него положительным раздражителем.
'©14
Немедикаментозные методы лечения' медикаментозные методы
Общение Модификация поведения: Голосовое управление Гипноз Юмор Копинг-стратегии (преодоление) Моделирование-обучение путем наблюдения Релаксация Аудиоанальгезия, игровая психотерапия Другие методы обучения и воспитания Местная анестезия Седация с сохраненным сознанием Глубокая седация Общее обезболивание
Рис. 2. Классификация методов управления поведением детей на стоматологическом приеме
Рис. 3. Использование принципа «рассказываю -показываю - делаю»
Рис. 4. Подарок от врача после успешного лечения
Рис. 5. Поднятая рука малыша - «условный знак» доктору о дискомфорте
Игровая психотерапия - один из эффективных методов управления поведением детей, который обеспечивает принимающую, не угрожающую обстановку, в которой дети могут выражать свои страхи и тревоги в атмосфере символической игры. На детском стоматологическом приеме можно
Рис. 6. Прослушивание детских музыкальных произведений во время стоматологического лечения
использовать следующие психотерапевтические приемы: рассматривание мотива-ционных пособий, вовлечение малыша в «борьбу» с «микробами-монстрами», дав ему в руку безопасный инструмент, «лечим куклу, маму». Фантазия и личный опыт врача может подсказать еще много игр, которые можно использовать для снятия напряжения, тревоги и страха.
Использование музыки также эффективно влияет на поведение детей на стоматологическом приеме. Музыкотерапия - один из самых древних методов лечения, еще Аристотель считал музыку сильнодействующим лекарством, снимающим психические переживания. Музыкальные произведения воздействуют на организм на физиологическом и психологическом уровнях. Механизм влияния музыки на организм еще изучен недостаточно, есть данные, свидетельствующие о снижении уровня кортизола и бета-эндорфина, т.е. гормонов, отражающих состояние нейрогуморальных механизмов адаптации.
Аудиоанальгезия - немедикаментозный метод управления поведением детей на стоматологическом приеме, основанный на воздействии на слуховой анализатор. Аудиоанальгезия с одной стороны может являться средством физиологического отвлечения, с другой - средством минимизации боли. Под влиянием благоприятных стимулов на слуховой анализатор ребенка в коре головного мозга формируется очаг возбуждения, который по закону отрицательной индукции вызывает разлитое торможение в других отделах головного мозга, т. е. происходит «торможение возбуждением» эмоционально-аффективных центров. В основе аудиоанальгезии лежит музыкотерапия. Мы решили проверить влияние прослушивания музыкальных произведений перед приемом и непосредственно во время лечения на детей в возрасте от 2 до 8 лет (рис. 6).
Маленьким пациентам предлагалось послушать детские музыкальные произведения в ожидании приема и во время лечения. Всего наблюдали 20 детей: 10 из них лечились традиционно, 10 - с использованием аудиоанальгезии. У всех измеряли частоту сердечных сокращений и дыхания. У детей при использовании аудиоанальгезии частота сердечных сокращений быстрее вернулась к норме после лечения. Но наиболее показательны были изменения частоты дыхания. Частота дыхания была ниже у детей во время лечения с аудиоанальгезией и быстрее вернулась в норму по его окончании. Дыхание быстро подстраивается под ритм музыки и поэтому его изменения более информативны. Таким образом, на фоне аудиоанальгезии проявления тревоги и стресса во время лечения менее выражены. Современная цифровая техника позволяет широко использовать аудианалгезию в практике каждого детского врача-стоматолога.
Таким образом, способность врача управлять поведением ребенка и поведением взрослого, приведшего маленького пациента на стоматологический прием, помогает быстро и эффективно провести лечение и сформировать позитивное отношение и пациента, и его родителей к стоматологии.
ЛИТЕРАТУРА
1. Дуброва В.П. // Медицина. - 1999. - №3.
2. Попруженко Т.В, Терехова Т.Н. Основы управления поведением детей и подростков на стоматологическом приеме: Учеб. пособие. - Минск, 2006. - 70 с.
3. РайтерДж, СтаркиП.Э, ГарднерД.Э..Управление поведением детей на стоматологическом приеме: рук-во для врачей. - М., 2008.
4. Справочник по детской стоматологии / под ред. А.С.Сатегоп, R.P.Widmer. - М., 2010.
Поступила 08.07.2014