DOI 10.7442/2071-9620-2019-11-2-108-114
УДК 377 ББК 74.40
А.Ю. Плешакова
(Уральский государственный горный университет, г. Екатеринбург, Россия)
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ТУРЦИИ: ТРАДИЦИИ И ГЛОБАЛЬНЫЕ ВЫЗОВЫ
(Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-013-00695А «Условия и перспективы заимствования элементов немецкой дуальной формы образования в профессиональное образование РФ»)
В статье фиксируется системное противоречие профессионального образования Турции, состоящее в расхождении ключевых ценностных основ: стремления к европейским ценностям и установки на исламские традиции. В статье дается исторический анализ развития ремесленничества и профессионального образования, характеризуется реформа К. Ататюрка, описывается политика Р. Эрдогана в области образования и делается вывод о неустойчивости и противоречивости системы профессионального образования Турции.
Ключевые слова: профессиональное образование, лаицизм, реформы К. Ататюрка, политика Р. Эрдогана, проблемы профессионального образования Турции.
A.Yu. Pleshakova
(Ural State Mining University, Ekaterinburg, Russia)
VOCATIONAL EDUCATION AND TRAINING IN TURKEY: TRADITIONS AND GLOBAL CHALLENGES
The research was supported by RFFR within project № 18-013-00695А «Conditions and prospects of borrowing the elements of the German dual form of education to the vocational education of RF»
The article points the systemic contradiction of professional education and training in Turkey, consisting in the divergence of the key value bases: the desire for European values achieving and the installation of Islamic traditions. The article provides a historical S analysis of the development of handicraft and vocational education, characterized by the ¡o reform of Ataturk, describes Erdogan's policy in the field of education and concludes on the £ instability and inconsistency of the vocational education and training system in Turkey. c Keywords: vocational education and training, laicism, the reforms of Ataturk, the policy 8 of Erdogan, the problems of vocational education and training in Turkey.
Уникальность и неповторимость профессионального образования Турции заключается в богатом историческом опыте и отчетливом религиозном влиянии на становление ремесленничества в этой стране. Государство, которое территориально находится в Европе и всего несколько лет назад претендовало на вхождение в Европейский Союз, было центром Османской империи и образцом восточной культуры, и именно эта дву-ликость и кросс-культурность породили особенную форму турецкого профессионального образования.
История становления ремесленничества как прообраза современного профессионального образования Турции насчитывает не одну сотню лет. Гильдии ремесленников издревле играли значимую роль в обществе, пользуясь непререкаемым авторитетом и автономией. Некоторые гильдии происходили из средневековых братств, избиравших вождей и отдававших свои заработки на обеспечение братства питанием и одеждой. Постепенно в таких братствах оставались лишь дубильщики, седельщики, кожевенники и обувщики, поскольку остальные братства утрачивали свой полурелигиозный характер и превращались в объединения по видам ремесла - гильдии. К началу XVI века государство стало активнее регулировать деятельность гильдий: за определенным количеством ремесленников закреплялся район производственной и торговой деятельности, увеличилось число законов, регламентировавших места работы и орудия труда членов гильдий, все торговые сделки, ремесла и бизнес осуществлялись на условиях концессии и монополии. Гильдии, в свою очередь, отстаивали права ремесленников и наказывали провинившихся, имели свои кассы и оказывали помощь членам гильдии в связи с болезнью, финансовыми затруднениями или в религиозных целях. Исторический путь профессионального образования Турции в части влияния на него религии подобен истории формирования дуальной систе-
мы Германии и трудовой этики немцев. В пользу этого вывода свидетельствует то, что до сих пор в Турции доминирует семейная преемственность в ремесле, имеет место прорелигиозная форма гильдии, подобная религиозному профсоюзу, которая является, по сути, орденом со всеми вытекающими внутренними кодексами и правилами.
Начало XX века было ознаменовано приходом к власти Мустафы Кемаля Ата-тюрка, который стал архитектором нового светского государства. Поставив цель сделать Турцию развитым проевропейским государством, К. Ататюрк провел ряд государственных и социальных реформ, в том числе направленных на реформирование сферы образования, в частности, женщины получили право на образование, право работать в государственных учреждениях, участвовать в местных выборах, а с 1934 года - в выборах в Меджлис [2]. Социальное благополучие общества традиционно было заботой государства: регулировались цены и условия труда, не допускались массовая безработица и увольнения. В 1936 году был принят всеобъемлющий «Закон о труде», которым устанавливался восьмичасовой рабочий день, были ограничены сверхурочные работы, регламентированы условия труда, был запрещен тяжелый труд для женщин и подростков, вводились социальные льготы [2]. Вопрос о соотносимости реформ К. Ататюрка с реформами трудовых школ Германии, на наш взгляд, имеет однозначный ответ. Это было своеобразным копированием социального государства Бисмарка: К. Ататюрком были проведены реформы по вестернизации и насаждению светскости. Но девять веков султаната и исламского государства не могли пропасть даром, поэтому основной прослойкой общества, которая поддерживает Р. Эрдогана в его политике возврата к религиозности, является именно часть общества, которая всегда занималась ремеслом и торговлей, поэтому его реформа образования удовлетворяет именно их желание о сращивание религии и обыденной жизни.
.о ш
0 п .0 ш
<и .0
1
.0 ц
го ю
о р
ч: го
>
го ш о п го
ю о <и
0
1 .0
го
I
о ^
о о <и
о
с
го ш
о ^
го Э <и
с
£
<
Начало XXI в. стало этапом возврата к религиозным традициям, когда ислам определяет внутреннюю и внешнюю политику государства, развитие общества и культуры. Р. Эрдоган, изменивший конституционный строй Турции, транслирует прорелигиозные взгляды и намерения, тем самым отказываясь от главного принципа реформы Ататюрка -лаицизма, то есть отделение религии от государства.
При всей невозможности игнорировать традиционные ценности, сформировавшие ремесленничество в Турции, встает вопрос о способности религиозно-культурных традиций ислама своевременно и эффективно реагировать на глобальные вызовы современной мировой экономики и рынка труда. Демографический анализ показывает, что, по данным на 2009 год, в Турции проживало около семидесяти миллионов человек младше двадцати девяти лет. Подавляющее большинство, составляющее около 60% выпускников начальной школы, продолжили получение образования в профессионально-технических учебных заведениях. Таким образом, в 2009-2010 гг. количество студентов, обучающихся в профессионально-технических учебных заведениях в рамках обязательного и необязательного образования, составило 16,137 млн. и 7,062 млн. человек соответственно. Однако, по словам экспертов, рост числа обучающихся в профессионально-технических учебных заведениях в 2009-2010 гг. был обусловлен не абсолютным ростом числа обучающихся, а изменением продолжительности обучения в вузах с 3 до 4-х лет [4].
Структура образовательной системы в Турции претерпела некоторые изменения в 2007 году, когда была изменена продолжительность обучения в вузах, но изначальное разделение на базовое образование и профессиональное образование осталось неизменным. Турецкая национальная система образования действует в двух направлениях: формальное, или обязательное образование и
неформальное, или необязательное образование. Если говорить о разделении на обязательное и необязательное образование, то первое включает дошкольное, начальное, среднее и высшее образование. Начальное и среднее образование в Турции финансируется государством, поэтому обучение детей в возрасте от 6 до 18 лет в государственных школах является бесплатным. Начальное и среднее образование в Турции представлено системой «4+4+4», где первый уровень начального образования длится четыре года, за ним следует второй уровень начального образования в течение четыре лет, затем программы среднего образования реализуются также в течение четырех лет. Эксперты говорят, что «одним из ключевых происламских изменений можно назвать реформу образования 2012 года. В ходе нее была введена система обучения «4+4+4», в которой первые четыре года уделяются начальному образованию, еще четыре - всеобщему обязательному среднему. Далее у школьников есть выбор, в каком типе заведений они хотят продолжить обучение: в общеобразовательных школах или в религиозных школах имам-хатыбов. Президент Турции Р. Эрдоган назвал подобное разделение «революционным подходом» к образованию» [1]. К тому же после прихода к власти Партии справедливости и развития, началось широкое строительство мечетей при школах и университетах.
Учащиеся, успешно окончившие начальную школу, получают диплом о начальном образовании. Среднее образование в Турции предназначено для юношей и девушек в возрасте от пятнадцати до восемнадцати лет, и его длительность составляет четыре года. Государство несет ответственность за школы и управляет ими, а образование является бесплатным для граждан страны.
Среднее образование можно разделить на базовое и профессионально-техническое образование. Этот образовательный уровень готовит школьников к получению высшего образования или
профессии. Базовое среднее образование доступно для школьников в средних школах, в Анатолийских школах изящных искусств, в средних школах с углубленным изучением иностранных языков, в Анатолийских средних школах, в научных средних школах и в Анатолийских школах подготовки будущих учителей [5]. Система базового образования направлена на развитие академических компетенций обучающихся, которые предполагают продолжить свое обучение в вузе.
Цель профессионально-технического среднего образования - подготовка студентов к определенной профессии, хотя возможность поступления в вуз также сохраняется. Интересным фактом является то, что квалификация юриста, к примеру, доступна для получения в профессиональных средних школах Турции. Образовательные учреждения, которые реализуют данный уровень среднего образования - это технические учебные заведения для мальчиков, религиозные учебные заведения, технические учебные заведения для девочек, медицинские учебные заведения, школы торговли и туризма, специальные учебные заведения, многопрофильные средние школы и частные учебные заведения. Показательным в этой классификации учреждений является сохранение гендерного разделения технических школ, что обусловливается не столько разными специальностями и профессиями, доступными для мужчин и женщин, сколько историческим и религиозным наследием.
Профессиональное образование в Турции, которое может быть представлено в виде обязательного образования, необязательного образования и сертифицированных программ дистанционного образования, является модульным для четырех уровней владения профессией: ученик, мастер, мастер-наставник, руководитель. Получение профессионального образования в виде необязательного образования особенно привлекательно для тех студентов, которые не имеют
права на обязательное образование в технических учебных заведениях. Неформальное образование, которое состоит из различных онлайн или оффлайн вечерних курсов и курсов выходного дня, предназначено для молодых людей, которые не посещали школу и не смогли завершить учебу по каким-либо причинам. Неформальное образование в Турции находится в ведении Министерства национального образования и обеспечивается сетью учебных центров.
По окончании среднего образования учащиеся обязаны сдать выпускной экзамен. Студентам, сдавшим этот экзамен, разрешается сдавать вступительный экзамен в университет, который, в свою очередь, дает право подать заявку на обучение в нем.
Профессиональное образование является основой для экономики и развития Турции, поскольку именно рабочая сила составляет крупнейший капитал этой развивающейся страны. В начале 2000-х годов, которые ознаменовались движением Турции в Европейский Союз, реформирование системы профессионального образования было приоритетным направлением для турецкого правительства. Усилия по реформированию были поддержаны проектами, которые финансировались Европейским Союзом, в частности, проектом по поддержке базовых образовательных программ, проектом по укреплению профессионального и технического образования и проектом, направленным на модернизацию профессионального образования и обучения [6]. Данные проекты были направлены на поддержание политики развития страны и осуществления программ непрерывного образования.
В процессе преобразования механизмов образовательной системы Турции в соответствии с принципами Копенгагенской декларации и придания прозрачности и устойчивости институциональным образовательным реформам в стране была осуществлена модернизация в рамках проекта по укреплению профессио-
.0 ш
0 п .0 ш
<и .0
1
.0 ц
го ю
о р
:
го
>
го ш о п го
ю о <и
0
1 .0
го
I
о ^
о о <и
о
с
го
CD
О ^
ГО
Э
<D
1= <
нального и технического образования (SVET: strengthening vocational education and training) [4]. Соглашение по реализации данного проекта было подписано правительством Турции и европейским Союзом в июле 2000 года. В рамках проекта SVET были проведены исследования в целях создания признаваемой на международном уровне системы профессиональной подготовки, которая подпадала бы под действие национального классификационного стандарта, основывалась на модульной системе обучения, сохраняла принципы непрерывного обучения и реализовывала социально-экономические потребности Турции [4]. В рамках данного проекта исследовалась возможность изменения учебных программ профессионального образования и количества кредитов. Они показали, что трехлетняя традиционная программа профессионального образования сложнее, чем новая четырехлетняя модельная программа. Кроме того, преподаватели технических специальностей в этих условиях не проявляли себя как менторы или наставники и не демонстрировали дополнительных усилий для вовлечения студентов в образовательный процесс.
В результате реализации совместно с Европейским Союзом проектов, направленных на реформирование системы профессионального образования Турции, было создано Управление по вопросам профессиональной квалификации. Для всех профессий этим учреждением осуществляется установление квалификаций в соответствии с экологическими условиями и отраслевыми потребностями и жесткий контроль за ними. Отраслевые комитеты, действующие в составе Управления по вопросам профессиональной квалификации, утверждают профессиональные стандарты ассоциаций и федераций. Вместе с этим начинается анализ новейших профессий эпохи глобализации. Совершенно очевидно, что подобные начинания позволят образовательным программам оставаться актуальными и востребованными на
рынке труда. Процесс интеграции профессионального образования Турции в образовательное пространство ЕС оказал влияние на организационную структуру министерства национального образования, в 2011 году было создано Общее Управление профессионально-техническим образованием.
Однако, несмотря на проекты, которые были осуществлены в первом десятилетии XXI века, следует отметить проблемные точки турецкого профессионального образования, которые нуждаются в анализе и разработке механизмов их решения:
1) модули программ профессионального образования нуждаются в постоянной актуализации;
2) профессиональное образование должно найти себе место в приоритетном национальном стратегическом плане;
3) система профессионального образования Турции не должна зависеть от курса внешней политики ее правительства;
4) интеграция в европейское образование должна сопровождаться поддержкой мотивации студентов к обучению и его высоким результатам;
5) уровень владения иностранным языком выпускниками технических специальностей пока не позволяет им быть свободными на глобальном рынке труда.
Таким образом, проведенные изменения в системе образования Турции в начале XXI века нельзя назвать однозначными: реформы профессионального образования, учитывающие глобализа-ционные изменения, с одной стороны, и стремление сохранить и укрепить в образовании традиции ислама, с другой, могут повлечь за собой неоднозначные последствия. Но это свидетельствует о том, что во внешней политике Турции наметился поворот на Восток. «Именно к традиционным османским ценностям и вернулся в своей политике Р. Эрдоган. Опреде-
ляющая роль ислама, налаживание связей 2. с тюркскими странами и государствами Ближнего Востока - все это было частью политики Османской империи» [1]. По заявлению власти, Турция готовится к историческим реформам в сфере образо- 3. вания: «Правительство Турции в новом учебном году продолжит реализацию реформ в сфере образования с учетом требований времени, развивающихся технологий и ожиданий граждан» [3]. 4.
Таким образом, профессиональное образование Турции является модульным для четырех уровней владения профессией: ученик, мастер, мастер-наставник, руководитель. Противоречивая 5. ситуация между европейскими ценностями и разворотом руководства на ислам остается неразрешенной, а пребывание в неопределенности может стать губительным для развития и укрепления профессионального образования Турции. 6. Библиографический список: 1. Аватков В.А., Баранчиков А.А. «Бесшумная революция» Президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана // Мировая политика. - 2017. - № 4. С. 1-13.
Михайлов В.И. Реформы К. Ата-тюрка и современная политическая ситуация в Турции // Вестник Санкт-Петербургской Юридической Академии. - 2013.- № 3 (20). C. 30-32. Послание Президента Турции Р. Эрдогана [Электронный ресурс] // Cumhuriyet. - Режим доступа: http:// www.cumhuriyet.com.tr/bolum/18/ egitim.html
Aydin S., Transformation of Turkish Vocational and Technical Education // Scientific Journal of Education Technology. - 2013. - Vol. 3. - Iss. 12. P. 188196.
Bolat Ya. Teacher training for vocational and technical education in Turkey, Germany, US, Australia, France, UK and Japan // U§ak Universitesi Egitim Ara§tirmalari Dergisi. - 2015. -No. 2(3). C. 39-72.
Mapping of VET educational policies and practices for social inclusion and social cohesion in the Western Balkans, Turkey and Israel. Country report: Turkey // European Training Foundation, 2013. - 45 р.
Поступила 19.04.2019
Об авторе:
Плешакова Анастасия Юрьевна, начальник Управления международной деятельности, доцент кафедры управления персоналом ФГБОУ ВО «Уральский государственный горный университет» (г. Екатеринбург, Россия), кандидат педагогических наук, Pleshakova.A@m .игети. ги
Для цитирования: Плешакова А.Ю. Профессиональное образование Турции: традиции и глобальные вызовы // Современная высшая школа: инновационный аспект. -2019. - Т. 11. - № 2. С. 108-114. DOI: 10.7442/2071-9620-2019-11-2-108-114
.0 со о п .0 со
<D .0 X .0 с; го ю о
ч: го
>
References:
1. Avatkov V.A., Baranchikov A.A. "Quiet revolution" of R.T. Erdogan, the President of Turkey" [Electronic resource]. - Available at: http://e-notabene.ru/wi/article_24470.html; D0I:10.25136/2409-8671.2017.4.24470 [in Russian]
Mikhailov V.I. Reform of K.Ataturk and contemporary political situation in Turkey // Vestnik of Sankt-Petersburgskoy Yuridicheskoy Akademii. - 2013. - No. 3 (20). P. 30-32. [in Russian]
Turkey President's message [Electronic resource]. - Available at: http://www.cumhuriyet. com.tr/bolum/18/egitim.html [in Russian]
2.
ro
CG О П ГО
Ю О <D О X .0
ro
X
о s
о о <D
О
IZ
4. Aydin S., Transformation of Turkish Vocational and Technical Education // Scientific Journal of Education Technology. - 2013. - Vol. 3. - Iss. 12. P. 188-196.
5. Bolat Ya. Teacher training for vocational and technical education in Turkey, Germany, US, Australia, France, UK and Japan // U§ak Üniversitesi Egitim Ara§tirmalari Dergisi. - 2015. - No. 2(3). P. 39-72.
6. Mapping of VET educational policies and practices for social inclusion and social cohesion in the Western Balkans, Turkey and Israel. Country report: Turkey // European Training Foundation, 2013. - 45 p.
About the author:
Pleshakova Anastasiya Yurievna, Head, International Department, Associate Professor, Department of Human Resources Managemnt, Ural State Mining University (Ekaterinburg, Russia), Candidate Pedagogy, [email protected]
For citation: Pleshakova A.Yu. Vocational education and training in turkey: Traditions and global challenges // Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. - 2019. -Vol. 11. - No. 2. P. 108-114. DOI: 10.7442/2071-9620-2019-11-2-108-114
CO m
о ^
ro Э
CD
c; iz
Q <