Г.В. Горбатенко
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ СОТРУДНИКОВ ОВД СССР ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 30-х — НАЧАЛЕ 50-х ГОДОВ
ХХ ВЕКА
PROFESSIONAL EDUCATION OF THE STAFF POLICE USSR IN THE SECOND HALF OF 30’s — EARLY 50’s THE XX CENTURY
В статье рассматривается влияние социально-экономических и политических условий, сложившихся в СССР во второй половине 30-х — начале 50-х гг. ХХ века на развитие системы профессионального образования сотрудников ОВД СССР.
This article discusses impact of socio-economic and political conditions in USSR beginning of the second half of the 30's — early 50's the ХХcentury on the professional education system of the staff police of USSR.
В Российской Федерации идет процесс реформирования органов внутренних дел. В ходе реформы особое внимание уделяется изменению порядка подбора и подготовки кадров и, в част -ности, высшему профессиональному образованию МВД России. В министерстве увеличивает -ся число должностей, предполагающих решение процессуальных, технико-криминалистических вопросов, постоянные контакты с населением. Самостоятельность в принятии решений стано-вится одним из главных требований к специали -сту. К личному составу предъявляются значи-тельные общесоциальные и общекультурные требования. В этих условиях стратегическим направлением кадровой политики МВД России является постепенный переход на комплектование всех должностей среднего и старшего начальствующего состава ОВД лицами с высшим профессиональным образованием, что должно обеспечить большую кадровую мобильность и гибкость в деятельности министерства, позволить быстрее осваивать новые, востребованные практикой методы противодействия преступности [1] .
В связи с этим особое значение для построения перспективной системы высшего профессионального образования МВД России приобретает исторический опыт организации ее деятель -ности, историко-педагогический анализ которого является основой для осмысления прошлого, совершенствования настоящего и определения ее будущего развития. В частности, представляет интерес ретроспективное исследование развития профессионального образования сотрудников ОВД в период со второй половины 30-х по начало 50-х годов XX века. Данный период является одним из наиболее сложных и судьбоносных как для истории нашей страны, так и для развития системы профессиональной подготовки кадров ОВД, что позволяет проследить взаимосвязь процесса становления высшего профессиональ-
ного образования МВД с социально-экономическими и политическими событиями, преобразующими общественный строй и качественно изменяющими кадровую политику в сфере ОВД.
Проведенное исследование показало, что возникновение высшего профессионального образования МВД в нашей стране было связано с необходимостью повышения профессионального уровня сотрудников органов внутренних дел, продиктованной сложной криминальной ситуацией, сложившейся в СССР после Великой Отечественной войны. До этого момента, главным препятствием на пути развития высшей школы в МВД являлись низкая грамотность личного состава и отсутствие заинтересованности в сотрудниках высшей квалификации со стороны государства. К 1940 году всего 11,2% личного состава имели среднее образование,
0,5 % — высшее, подавляющее же большинство сотрудников (83,9%) — низшее. Остальные являлись малограмотными (4,4%) и безграмотными (0,01%) [2. — С. 78]. Обучение сотрудников в основном сводилось к повышению их общеобразовательного уровня. В соответствии с циркуляром от 1932 года «О развитии общеобразовательной работы в органах РК милиции» большинство работников ведомства должны были посещать школы. Основным органом, регулирующим вопросы образования и воспитания в ОВД на тот период, являлся Политотдел ГУРКМ и его отделения на местах. Благодаря их усилиям в 1940—1941 гг. за парты сели почти 53 тысячи милиционеров [3. — С. 255].
Ведомственные школы продолжали осуществлять свою деятельность на базе начального образования вплоть до 1950-х годов. Это невы -годно отличало их от системы гражданских или военных учебных заведений, где уже с середины 1920-х годов существовало не только среднее звено, но и высшее. В результате страдало качество личного состава министерства, так как наи -более подготовленные граждане предпочитали
многоступенчатую систему подготовки, давав -шую им возможность для дальнейшего развития и повышения квалификации. Помимо этого к причинам, замедлившим возникновение в систе -ме ведомственного образования высшего звена, можно отнести: постоянную реорганизацию
структуры учебных заведений НКВД СССР, массовые «чистки» личного состава 1930-х годов, слабую квалификацию педагогических кадров, ускоренные сроки обучения.
В целом анализ источников исторического характера показал, что в предвоенное десятилетие работа системы профессионального образования сотрудников милиции была направлена на массовую подготовку кадров, обладающих общими служебными навыками и знаниями. Вместо создания высшей школы расширялась сеть всевозможных курсов рядового и младшего начальствующего состава. К началу Великой Отечественной войны сеть учебных заведений НКВД по Главному управлению милиции включала в себя: Центральную школу в Москве, Ленинградскую школу политработников, 21 двухгодичную межобластную школу, 7 школ с годичным сроком обучения (межобластные), 5 школ служебного собаководства и 27 милицейских курсов [3. — С. 257].
Великая Отечественная война стала тяжелым испытанием для нашей страны. Предельной мобилизации потребовали все сферы жизнедея-тельности общества. Органам и войскам НКВД пришлось в самые короткие сроки перестраивать порядок своей деятельности в соответствии с требованиями военного времени. Согласно ди-рективе от 7 июля 1941 года, личный состав милиции должен был в любой момент быть готов к боевым действиям по ликвидации диверсионных групп, парашютных десантов и раз личных частей противника. На ОВД были возложены до -полнительные обязанности по розыску пропавших детей, борьба с дезертирством, мародерами, паникерами, провокаторами, иными дезоргани-заторами тыла [4]. Резко увеличился объем работы и по основному направлению деятельности
— охране общественного порядка и борьбе с преступностью. В 1942 году уровень преступности вырос на 22%, в 1943 — на 20,9% по сравнению с предыдущим годом. На этом фоне значительно сократилось количество профессионально подготовленных кадров. В первые дни войны почти четверть сотрудников милиции были призваны в армию, как правило, их заменяли лица, мало подготовленные к службе: инвалиды, пен -сионеры, женщины. Количество учащихся в школах милиции также резко сократилось. Если накануне войны в них обучалось 8270 человек, то на 1 января 1942 года осталось только 3304 курсанта [5]. Около половины ведомственных учебных заведений были вообще расформированы.
В этих условиях основной функцией систе -мы профессиональной подготовки кадров НКВД
являлась ускоренная подготовка личного состава в количестве, достаточном для постоянного обеспечения потребностей всех структур ведомства. Данную задачу решали всеми возможными способами. Так, согласно Приказу НКВД от 26 июня 1941 года «О перестройке работы учебных заведений НКВД РСФСР на период военного времени» уменьшались сроки обучения всех школ милиции с двух лет до девяти месяцев [6]. Во всех межобластных школах были проведены специальные ускоренные выпуски. К работе в милиции привлекались люди, ранее не имевшие к ней никакого отношения. Например, набор 1942 года в Горьковскую школу милиции НКВД СССР включал работников связи, вахтеров, мастеров, текстильщиц и т. п. [7]. Широкое распространение получили такие формы подготовки сотрудников, как краткосрочные курсы и экстернат. Менялись требования к содержанию учебного процесса: сотрудники должны были владеть не только методами оперативной работы, но и тактикой современного боя. Отличительной особенностью подготовки курсантов и слушателей во время войны стала ярко выраженная военнопрактическая направленность обучения. Повы-шенное внимание уделялось служебной подго-товке, в ходе которой особое значение придавалось идеологическому воспитанию учащихся, развитию их лучших морально-боевых качеств, необходимых для выполнения профессиональных задач.
К концу войны подход к образованию сотрудников ОВД изменился. Приоритеты смещались с массовости обучения к его качеству. Сложная криминогенная обстановка в стране в послевоенные годы, вызванная амнистиями за -ключенных, ростом детской беспризорности, упадком экономики, повысила роль правоохранительных органов в восстановлении нормальной жизнедеятельности общества и государства.
Социально-экономическая ситуация в СССР в послевоенные годы обусловила выдвижение перед органами внутренних дел ряда задач:
- повсеместное улучшение охраны общест-венного порядка, укрепление патрульной служ-бы, совершенствование работы уголовного розыска, повышение роли участковых уполномоченных, расширение их связи с населением, общест -венностью;
- последовательная борьба против пьянства и самогоноварения;
- совершенствование работы по предупреждению правонарушений среди несовершеннолет -них в учебных заведениях, трудовых коллекти-вах по месту жительства, борьба с детской без -надзорностью;
- усиление борьбы с посягательствами на государственную собственность, повсеместное наведение строгого порядка в учете и хранении материальных ценностей; борьба с хищениями
на транспорте, в строительстве, торговле, сель -ском хозяйстве; обеспечение своевременного выявления лиц, уклоняющихся от общественно полезного труда;
- улучшение работы по профилактике правонарушений и правовому воспитанию населения и др. [8. — С. 177].
Для решения этих задач вновь созданное МВД СССР как никогда нуждалось в высококва -лифицированных кадрах. Однако для формирования в системе милицейского образования высшей школы в первое послевоенное десятиле -тие объективных условий не сложилось, в основном из-за слабой подготовки личного состава, который с 1941 по 1945 год обновился на 70% [9]. Среди вновь прибывших сотрудников боль -шинство по-прежнему являлись малограмотны -ми и не имели опыта работы в милиции. Как правило, это были бывшие военнослужащие, призванные в результате партийной мобилиза-ции. К 1945 году личный состав милиции насчи -тывал 202 191 сотрудника, из них специальное милицейское образование имели 19101, т.е. не -многим более 9,4% от общего количества. Низ -ший уровень образования при этом имели 85,7% личного состава [2. — С. 119].
В целях повышения профессионального уровня сотрудников организовывались различ-ные подготовительные курсы и сборы (семинары), повсеместно открывались учебные пункты, в которых осуществлялась оперативно служебная и марксистско-ленинская подготовка. Во всех органах милиции комплектовались группы учащихся с учетом служебно-отраслевой спе-циализации. В Москве наравне с другими формами обучения активно использовался резервный полк, который входил в управление на правах самостоятельной строевой части. Здесь вели подготовку вновь принятых милиционеров и переподготовку старых кадров, повышая их ква -лификацию. Полк привлекался к выполнению оперативно-служебных заданий, в ходе которых учащиеся приобретали практический опыт. Вновь открывались закрытые ранее ведомствен -ные школы и летние учебные лагеря при них [10. — С. 192]. Возобновлялась общеобразовательная подготовка личного состава. В 1945 году Наркомпрос РСФСР обязал свои органы на местах всемерно содействовать повышению грамотности работников милиции, вплоть до бесплат -ного снабжения их учебными пособиями [3. — С. 268]. Необходимо отметить, что далеко не все меры, принимаемые в этом направлении, оказа -лись эффективными, однако определенный результат все-таки был достигнут. В 1947/48 учебном году число учащихся в общеобразовательных школах для милиции возросло в 3,5 раза по сравнению с предыдущим. К 1949 году этот показатель увеличился еще на 10300 человек. Из них 29,2% сотрудников получали начальное об-
разование, 60,1% обучались в семилетках, а ос-таль ные — в де сятилетках [11].
Актуальной проблемой оставалась юридическая безграмотность личного состава. В Приказе Министра внутренних дел СССР от 10 ноября 1946 года отмечалось: «...Совершенно недопустимым в деле подготовки и переподготовки кад -ров органов МВД является то, что существую -щая школьная сеть не дает юридического образования окончившим школу. Отсутствие юриди -ческой подготовки затрудняет практическую деятельность руководящего и оперативного состава МВД, ежедневно связанного с соблюдени -ем законов и утверждением прав граждан...» [12.
— С. 229]. В этой связи возобновлялся вопрос о необходимости интеграции системы профессиональной подготовки кадров МВД в структуру государственного юридического образования. Большую роль в ускорении этого процесса сыт -рало создание в феврале 1947 года в ГУМ МВД СССР отдела кадров и его территориальных от -делений на местах, а также принятие приказа МВД СССР от 8 февраля 1947 года «О мероприятиях по подготовке и переподготовке руководящих кадров милиции». Этот документ на многие годы определил перспективы милицей-ского образования, заложил основы той тради-ции, которая впоследствии подняла уровни общего и юридического образования ведомственных учебных заведений до общегражданских.
В соответствии с приказом межобластные школы милиции МВД СССР были переименованы в школы начальствующего состава с двухго -дичным сроком обучения, при этом категорически запрещалось производить досрочные выпуски. Впервые устанавливался образовательный ценз для абитуриентов — не ниже семи классов [2. — С. 121]. Поступающие должны были сдать экзамены по истории СССР, географии, русскому языку и литературе в объеме программы семилетней школы. Соответственно менялись учебные планы и программы, в рамках которых выделялось четыре цикла: юридических, соци-ально-экономических, специальных и общеобразовательных дисциплин. Согласно новым планам юридический цикл Высшей офицерской школы МВД СССР включал: теорию государства и права, историю политических и правовых учений, историю государства и права, государственное, административное, уголовное, гражданское право, уголовный процесс, судебное право (судоустройство и гражданский процесс), международное право, криминалистику, финансовое право, судебную медицину и судебную психиатрию. По -мимо этого факультативно вводились: русский язык, литература, культура, искусство речи, фотография и автодело [13. — С. 11].
В 1947 году значительные изменения были произведены в организации учебно-методи -ческой работы Высшей офицерской школы МВД
СССР. В июле по примеру гражданских высших учебных заведений в ней были созданы факуль -теты, а основным учебным и научным подразделением стала кафедра. До этого соответствую -щие функции возлагались на цикловые и пред -метные комиссии, которые возглавляли руководители циклов и старшие преподаватели. В этом же году в школе было организовано заочное обучение для руководящих кадров системы МВД. Первоначально туда зачислялись сотруд -ники без вступительных экзаменов, независимо от наличия среднего образования. Срок обучения устанавливался 4 года и в 1951 году состоялся первый выпуск 342 слушателей. Подготовка проходила по учебному плану и программам юридических вузов. В 1947—1948 гг. учебноконсультационные пункты для заочников от Высшей офицерской школы были открыты в Москве, Ленинграде, Киеве, Баку, Минске, Ал -ма-Ате, Свердловске, Казани, Саратове и Иркут -ске. С 1 сентября 1947 года заочное обучение также было введено в Г орьковской школе на -чальствующего состава милиции [7]. К 1949 году отделения заочного обучения были организованы уже в 16 ведомственных школах.
Несмотря на все предпринимаемые меры, профессиональный уровень сотрудников милиции оставлял желать лучшего, что негативно сказывалось на деятельности министерства. В мае 1948 года в директиве МВД СССР отмечалось снижение эффективности борьбы с преступностью, связанное в первую очередь со слабым уровнем подготовки личного состава. Во многом именно желанием исправить кадровую ситуацию было продикто-вано решение руководства страны о передаче органов милиции в 1949 году в ведение Мини -стерства государственной безопасности СССР (МГБ СССР). Однако исследование аналитиче-ских и статистических материалов, отражающих состояние личного состава уже после возвраще -ния милиции в состав МВД, свидетельствует, что проблемы в подготовке работников сохранялись и в период нахождения милиции в МГБ. Напри -мер, на заседании коллегии МВД РСФСР от 5 июля 1955 года, где обсуждалось состояние работы с кадрами в УМВД Ивановской области, было отражено, что: «Более 50 процентов руководящего состава не имеют среднего образования и специальной подготовки... Высшее и неза -конченное высшее образование имеют менее 1 процента работников, а с низшим образованием
— более 55 процентов... Многие оперработники не имеют необходимой общеобразовательной и оперативной подготовки, вследствие чего допускают серьезные ошибки и промахи в работе.» [3. — С. 271]. Подобная ситуация складывалась и в других регионах страны.
Оценивая факт передачи милиции в МГБ в целом как негативный, повлекший привлечение сотрудников к выполнению не свойственных им
обязанностей, отметим, что для развития профессионального образования он сыграл позитив -ную роль. Был дан толчок к совершенствованию процесса обучения, открывались перспективы вхождения в государственную систему юридического образования. Основной положитель-ный результат дала работа комиссии по приему-передаче милицейских школ в МГБ СССР. По ее итогам был внесен ряд предложений, призван -ных улучшить организацию процесса обучения. Рекомендовалось ликвидировать многопредмет -ность, сократив количество учебных дисциплин с 30 до 15—20. Принимая во внимание недоста -точный уровень общеобразовательной подготов -ки, некоторым курсантам разрешалось занимать -ся только по основным предметам программы, в соответствии с их индивидуальными способностями и по утвержденным личным планам. Предлагалось ввести в штат школы должность преподавателя-методиста для руководства методической работой всех преподавателей. Ориен-тируясь на эти предложения, педагогические советы школ, составляя новый план работы на 1949/50 учебный год, сократили количество предметов с 30 до 18. Были удовлетворены требования к повышению уровня специальных зна -ний. Впервые приоритет отдавался практическим занятиям и спецдисциплинам. Согласно учебному плану на последние отводилось 45,7% учебного времени, юридическим отдавалось 11%, политической, военной и физической подготовке
— 23,4%, общеобразовательным предметам — 19,9% [14. — С. 255]. К 1952 году учебный план и программы по юридическим, специальным дисциплинам и общественным наукам строился в соответствии с общими требованиями, предъяв -ляемыми к вузам.
22 августа 1950 года ЦК ВКП(6) и Совет Министров СССР приняли постановление о работе милиции, в котором большое внимание уделялось комплектованию милиции профессиональными кадрами. Во исполнение этого решения в ее ряды было направлено 800 специалистов с высшим образованием, открывались средние специальные школы в Москве, Хабаровске, Минске и Ростове-на-Дону [4]. Серьезной мерой на пути дальнейшего совершенствования профессионального образования сотрудников органов внутренних дел стало решение руководства МГБ об организации в 1952 году в своей структуре Управления учебных заведений. Его создание способствовало повышению уровня руководства учебными заведениями, развитию всей материальнотехнической и учебно-методической базы профессиональной подготовки кадров [12. — С. 232].
Таким образом, к 1952 году сложились объективные условия для перехода милицейского образования на следующий качественный уровень. В связи с введением в стране в 1949 году всеобщего обязательного семилетнего образов а-
ния увеличилось число сотрудников с полным и неполным средним образованием. Развивалось заочное обучение. Высшая школа милиции МГБ СССР хоть и не являлась вузом, однако в ее дея -тельности присутствовал ряд элементов высшей школы. В этих условиях, а также учитывая потребность общества и государства в сотрудниках ОВД высшей квалификации, было принято решение о создании первого в истории профессионального образования сотрудников милиции высшего учебного заведения. 15 июня 1952 года Совет Министров СССР принял постановление «О реорганизации учебных заведений Мини -стерства государственной безопасности СССР», согласно которому Высшая школа милиции МГБ СССР преобразовывалась в вуз с правом выдачи выпускникам диплома СССР о высшем юриди -ческом образовании по специальности «Правоведение». Срок обучения в ней был увеличен до трех лет, а учебный процесс перестроен в соот -ветствии с требованиями, предъявляемыми к высшим учебным заведениям [15]. Устанавли-вался один из самых важных критериев даль -нейшего развития ведомственных вузов — базовое законченное среднее образование.
Подводя итог, отметим, что создание в структуре профессиональной подготовки кадров для ОВД высшего з вена было обусловлено в первую очередь социально-экономическими потребностями развивающегося советского государства в послевоенный период и стало необхо -димым условием дальнейшего прогрессивного развития министерства. Переход на общие с гражданскими вузами принципы подготовки спе-циалистов обеспечил дополнительные возможности для преодоления ведомственной замкнуто -сти и использования многолетнего опыта граж -данской системы образования, тем самым значительно повысив профессиональный уровень вы -пускников образовательных учреждений систе -мы МВД.
ЛИТЕРАТУРА
1. Об объявлении решения коллегии МВД России от 22 октября 2003 г. № 5 км/2: Приказ МВД РФ от 6 ноября 2003 г. № 829.
2. Николаев П.Ф. Омская высшая школа милиции МВД СССР: к 50-летию со дня осно -вания (1920—1970). — Омск: Зап.-Сиб. кн. изд., 1969. — 214 с.
3. Органы и войска МВД России: краткий исторический очерк / Объединенная редакция МВД России. — М., 1996. — 463 с.
4. Официальный сайт МВД России. О МВД.
История [Электронный ресурс]. — Режим досту -па: http://www.mvd.ru/mvd/history/show_119/? -
1550.92 (дата обращения: 5.05.2011 г.).
5. ГАРФ. — Ф. 9401. — Оп. 8. — Д. 12. — Л. 22; Д. 13. — Л. 52.
6. Вторая мировая война. Хронология реорганизаций НКВД [Электронный ресурс]. — Ре -жим доступа: http://ww2.kulichki.ru/hronnkvd.htm (дата обращения: 12.05.2011 г.).
7. Нижегородская Академия МВД России Официальный сайт. История [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.namvd.ru/ аъОи:/ЬеЬо/320.Мт1 (дата обращения: 22.07.2011 г.).
8. Герман Р. Б. Организационно-правовые основы деятельности российской милиции по охране общественного порядка в борьбе с преступностью в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период, 1941—1960 гг.: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.01. — Ростов-на-Дону, 1999. — 217 с.
9. ГАРФ. — Ф. 9401. — Оп. 8. — Д. 78. — Л. 5.
10. Советская милиция: история и современность (1917—1987 гг.) / под ред. А.В. Власова.
— М.: Юридическая лит., 1996. — 336 с.
11. ГАРФ. — Ф. 9415. — Оп. 3. — Д. 81. — Л. 89.
12. Проценко Е.Д. Государственная образовательная политика в системе МВД России: ис -торико-правовой анализ: дис. ... д-ра юрид. наук: 12.00.01. — М., 1998. — 398 с.
13. Академия управления МВД России: ис -тория и современность / под общ. ред. В. Б. Рушайло. — Пермь: Стиль -МГ, 1999. — 302 с.
14. Кожевина М. А. Милицейское образова-
ние в Советской России: организация и правовое регулирование (1918—1991 гг.): дис. . д-ра
юрид. наук: 12.00.01. — М., 2005. — 416 с.
15. Академия Управления МВД России. Ис -тория Академии [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.amvd.rU/D/node/12 (дата обращения: 22. 09.2011 г.).