ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПОТОКА ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДАНИЛОЧКИНА Н.С.
Статья посвящена регулированию потока трудовой миграции в Российской Федерации посредством профессионального образования.
Article is devoted regulation of a stream of labor migration in the Russian Federation by means of vocational training.
По данным Федеральной миграционной службы Российской Федерации в настоящее время в России работает около 7 миллионов иностранцев, из которых 3 миллиона трудятся на территории России нелегально, остальные на законных основаниях, но работают с нарушениями. По исследованиям всемирного банка численность «гастарбайтеров» в России в 2010 году составляет более 12,3 миллиона. Таким образом, по притоку трудовых мигрантов1 Россия занимает второе место в мире после США.[1]
Действительно, сегодня Россия не может обойтись без труда иностранцев. Ежегодно в квотной компании принимает участие около 10 тыс. московских работодателей. В 2010 году заявленная ими потребность в привлечении иностранной рабочей силы составила около 1,3 млн. чел. Однако, в 2011году Федеральной миграционной службой РФ был определен размер квоты на привлечение трудовых мигрантов в объеме 200 000 чел.[2]
Как показывают статистические данные, около четвертой части всех въезжающих в Россию трудовых мигрантов пребывает в Москве, и почти каждый второй, находится на территории Центрального федерального округа.
Одновременно, Министерство здравоохранения и социального развития РФ сообщает, что «численность безработных граждан РФ, зарегистрированных в органах службы занятости, возросла на 2,9 % (или 45 296 человек) и по состоянию на 9 февраля 2011 года составила 1 625 009 человек».[3]
На сегодняшний момент не существует Концепции миграционной политики, однако законодательство в области регулирования трудовой миграции представлено Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» №115-ФЗ от 25 июля 2002 года и «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» № 114-фз от 15 августа 1996 года. Существуют и другие законодательные акты.
В московском регионе социально-трудовые отношения в области миграции регулируются в рамках ежегодного Московского трехстороннего соглашения заключаемого между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей (трехсторонняя Комиссия) (№77-459 от 23.07.2010).
Каковы же причины, заставляющие работодателей привлекать трудящихся-мигрантов?
Основными из них можно назвать следующие:
— нежелание российских работников трудиться по ряду профессий из-за низкого качества рабочих мест (низкий уровень оплаты труда, вредные и опасные условия труда, высокие риски профессиональных заболеваний, тяжелый физический и неквалифицированный труд);
— отсутствие кадров необходимой квалификации в связи с потерей взаимосвязи между рынком труда и рынком образовательных услуг, недостаточной профессиональной ориентацией
1 Согласно Конвенции (№ 97, 1949г.) Международной организации труда Организации Объединенных Наций «трудящийся-мигрант» - лицо, которое мигрирует из одной страны в другую с намерением получить работу (ст. 11, п. 1).
граждан, низкой профессиональной и территориальной мобильностью рабочей силы.
Исходя из этих двух основных причин кадрового дефицита на российском рынке труда, иммиграционный поток можно разделить на две части: тех, кто занимается неквалифицированным трудом (их большинство), и специалистов со средним или даже высшим образованием.
В число последних входят, например, электрогазосварщики, слесари, повара, а также технологи, инженеры-механики, инженеры-электрики. Спрос на представителей этих профессий чаще всего обусловлен отсутствием на рынке труда отечественных кадров.
Из отраслей, наиболее нуждающихся в иностранной рабочей силе, можно традиционно выделить строительство, сельское хозяйство, транспорт, торговлю. И спрос этот растет.
В связи с этим, в 2010 году трехсторонняя Комиссия по регулированию социальнотрудовых отношений утвердила перечень специальностей (профессий), по которым привлекаются трудовые мигранты.
Согласно этому перечню работодатель обеспечивает проведение профессиональноквалификационного тестирования и, в случае необходимости, повышение их квалификации, обучение или переобучение.[4]
Обратимся к опыту зарубежных стран по регулированию потока трудовой миграции. Например, опыт Австралии или Великобритании показывает, что для привлечения временных иностранных работников (равно как и для постоянной иммиграции) необходимо применять селективные методы отбора, в том числе балльную систему оценок.
Опыт отбора временных мигрантов в Австралии интересен тем, что одним из ключевых критериев является профессия (специальность). Если иностранный работник обладает профессией (специальностью), которая внесена в перечень квалифицированных профессий, востребованных на рынке труда, то соискатель получает дополнительные баллы. Предпочтение отдается иностранным гражданам, имеющим узко специализированное образование.
В основе отбора иностранных работников в Великобритании также лежит балльная система оценок, критериями для которой являются возраст, образование, уровень предыдущих заработков, обучение и опыт работы в Соединенном Королевстве. При этом прошедшие отбор иностранные граждане имеют возможность приезда в страну в поисках работы без приглашения работодателя.[5]
В России не существует отбора как временных трудовых мигрантов, так и иммигрантов на постоянной основе. Отсутствие политики РФ в области регулирования трудовой миграции порождает трудности как для работодателей, использующих иностранную рабочую силу, так и для всего общества в целом, в том числе и для трудовых мигрантов.
Незнание русского языка среди трудовых мигрантов становится одной из важнейших проблем для временно пребывающих иностранных работников.
Не только граждане Китая, Вьетнама и Кореи, но и выходцы из Центральной Азии не владеют русским языком. За двадцать лет после распада СССР и возвращения русскоязычного населения в Россию там выросло целое поколение. И это поколение представлено сейчас в неквалифицированной трудовой миграции.
В связи с этим, Программы по обучению временных трудовых мигрантов должны включать:
1. курсы русского языка как иностранного;
2. курсы русского языка как средство для получения специальности;
3. предметы по ознакомлению с культурой и традициями страны.
Другая категория временных трудовых мигрантов, занятых на российском рынке труда, представлена специалистами со средним или даже высшим образованием, этот поток «трансформируется» в постоянную трудовую миграцию.
Для иммигрантов на постоянной основе может быть разработана комплексная программа поддержки направленная на интеграцию их в российское общество, включающая образовательные услуги. Россия имеет успешный опыт обучения иностранных граждан. Например, Российский университет дружбы народов (РУДН) на протяжении многих лет подготавливает квалифицированные кадры. РУДН - международный классический университет, миссия которого заключается:
— в объединении знанием людей разных национальностей, рас и вероисповеданий;
— в подготовке приоритетно востребованных специалистов в различных сферах человеческой деятельности;
— в формировании личностей, являющихся патриотами своих стран и друзьями России, приобщённых к достижениям мировой культуры, несущих идеалы гуманизма, демократии и дружбы народов;
— в воспитании молодёжи, способной успешно работать в любой стране мира и проявлять свои творческие возможности в условиях взаимосвязи цивилизаций и многообразия современного общества.
В ВУЗе накоплен богатый опыт обучения русскому языку как иностранному, разработаны и успешно применяются уникальные методики интенсивного обучения иностранцев русскому языку. Преподаватели кафедры русского языка приняли активное участие в реализации инновационного образовательного проекта «Образование». В рамках проекта по программе «Языковая среда как средство учебно-профессиональной деятельности иноязычных студентов из зарубежных стран и стран СНГ» разработаны и внедрены в учебный процесс 5 учебнометодических комплексов.
За прошедшие с момента основания годы на кафедре русского языка подготовлено более 20 тысяч иностранных учащихся. Ежегодно на факультете обучается более 1000 студентов из более 100 зарубежных стран. Факультет готовит студентов к дальнейшему обучению по 62 направлениям и специальностям.[6] Опыт Российского университета дружбы народов может быть адаптирован к подготовке рабочих кадров из числа трудовых мигрантов для предприятий и учреждений города Москвы.
Таким образом, анализ зарубежного опыта показывает, что система профессионального образования является одним из звеньев процесса регулирования миграционных потоков. Концепция миграционной политики лежит в плоскости межведомственного взаимодействия, должна учитывать не только специфику трудовой миграции, но и включатся в стратегию развития рынка труда и рынка образовательных услуг.
Модель взаимодействия системы профессионального образования и рынка труда в процессе регулирования потока трудовой миграции:
1. трудовые мигранты, желающие работать в России по контракту или имеющие разрешение на работу должны пройти определенные этапы отбора, учитывая возраст, образование и опыт работы, а также степень владения русским языком;
2. привлечь иностранную рабочую силу в необходимом объеме позволит анализ рынка труда не только в разрезе регионов и муниципальных образований, но и профессий (должностей), квалификаций и отраслей, по которым привлекаются мигранты;
3. трудовые мигранты на постоянной основе должны иметь доступ к Программам обучения в системе начального и среднего профессионального образования в рамках соглашений по регулированию социально-трудовых отношений в области миграции;
4. для временных трудовых мигрантов необходимо развивать инфраструктуру в виде комплекса государственных и частных сервисных институтов: информационно-консультационные центры, услуги по юридическому сопровождению, а также службы доверия, «горячие линии» и центры помощи.
Библиографический список:
1. Вячеслав Поставнин. Интеграция мигрантов //Интернет: http://echo.msk.ru/
programs/we/728348-echo/.
2. О потребности города Москвы в привлечении и использовании иностранных работников в 2011 году. Решение Московской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. № 77-459 23.07.2010 г., М.: Департамент образования города Москвы, стенограмма, 24 июня 2010 года, С. 14.
3. На 9 февраля численность официально зарегистрированных безработных составляет 1 625 009 человек //интернет: www.minzdravsoc.ru/labour/employment/207.
4. Приложение к решению Московской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 23.07.2010 № 77-460 г., М.: Департамент образования города Москвы, стенограмма, 24 июня 2010года, С. 15-16.
5. Крощенко М., Алексенцева Ю. Миграционная политика: зарубежный опыт на российской почве// Интернет: krocshenko.ru/ publicationsmenu/pubmigr/108-internationalex-pirience.html.
6. Миссия Российского Университета Дружбы Народов // Интернет: www.rudn.ru/? pagec=811.
Ключевые слова: профессиональное образование, рынок труда, трудовая миграция. Keywords: vocational training, labor market, labor migration.