Научная статья на тему 'Профессиональное образование: есть ли стратегия его развития?'

Профессиональное образование: есть ли стратегия его развития? Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
409
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"СТРАТЕГИЯ-2020" / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РЕФОРМА / МОДЕРНИЗАЦИЯ / РАБОЧИЕ КАДРЫ / “STRATEGY-2020” / VOCATIONAL EDUCATION / REFORM / MODERNIZATION / WORKING STAFF

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ткаченко Евгений Викторович, Смирнов Игорь Павлович

В статье дается сравнительный анализ основных положений Главы 8 «Рынок труда» и Главы 10 «Профессиональное образование» итогового доклада о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России «Стратегия-2020: Новая модель роста новая социальная политика» (1).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VOCATIONAL EDUCATION: IS THERE A STRATEGY FOR ITS DEVELOPMENT?

The article provides a comparative analysis of the main provisions of Chapter 8 “The labor market” and Chapter 10 “Vocational Education” of the final report on the results of expert work on the issues of socio-economic strategy of Russia “Strategy-2020: New Growth Model a new social policy”.

Текст научной работы на тему «Профессиональное образование: есть ли стратегия его развития?»

СТРАТЕГИЯ ГОСУДАРСТВА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

УДК 378

Профессиональное образование: есть ли стратегия его развития?

В статье дается сравнительный анализ основных положений Главы 8 «Рынок труда» и Главы 10 «Профессиональное образование» итогового доклада о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России «Стратегия-2020: Новая модель роста — новая социальная политика» (1) .

Ключевые слова: «Стратегия-2020», профессиональное образование, реформа, модернизация, рабочие кадры

Политический талант заключается в умении предсказать, что может произойти завтра, на следующей неделе, через месяц, через год. А потом объяснить, почему этого не произошло.

У. Черчилль

Уже утихли страсти вокруг трехлетнего обсуждения проекта закона «Об образовании в Российской Федерации». Внимание общественности привлекает не менее важный и перспективный документ: итоговый доклад о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 года «Стратегия-2020: Новая модель роста — новая социальная политика»

Сразу же возникли споры: что должно было появиться раньше: закон или стратегия, напоминающие так и не разрешенный логический парадокс о курице или яйце Не увлекаясь вечным спором, все же попытаемся понять современную логику законотворческого процесса Вероятно, она проистекает из того, что закон определяет рамки и процедуры движения к цели, а стратегия призвана показать, в чем состоит эта цель . Надо же объяснить обществу, что ждет его уже совсем скоро . Так и появилась «Стратегия-2020».

Читать ее интересно, хотя и непросто из-за обилия статистики, сложных понятий, многообразных вариантов развития (консервативный, инерционный, реформаторский) . Но тревожит другое: авторы стратегий не учитывают относительно недавние госу-

Е.В. Ткаченко

И.П. Смирнов

© Ткаченко Е. В . , Смирнов И . П . , 2013

51

Профессиональное образование: есть ли стратегия его развития?

дарственные стратегии, принятые уже в демократическую эпоху России . Получается, что их предшественники не смогли точно и правильно сделать прогноз на пять-десять лет, а нынешние могут и на 10, и на 15 лет. Самое яркое положение предлагаемой «Стратегии-2020», вызывающее подзабытое уже чувство национальной гордости, содержится в главе 10 «Профессиональное образование» (с . 245) и звучит так:

«Россия - один из мировых лидеров по охвату населения профессиональным образованием (к нему относят программы начального, среднего и высшего профессионального образования)

В зарубежных странах традиционно используется понятие третичного образования, к нему относится российское среднее профессиональное и высшее образование По численности студентов, обучающихся по программам третичного образования, Россия является мировым лидером -673 человека в расчете на 10 000 населения в 2009 году (в странах ОЭСР соответствующий показатель в середине 2000-х годов варьировался от страны к стране в пределах 160-660 человек)» (с 247)

Читаешь и радуешься за Родину, которая «впереди планеты всей» по главному показателю, фактически уже создала «общество знаний», куда еще только готовится вступить весь отставший мир Правда, больше таких гордых оценок на 864 страницах «Стратегии-2020» не обнаруживается . И не столько из скромности, сколько из их фактического отсутствия . Зато скучной чередой перечисляются старые, неискоренимые проблемы

«По совокупным расходам на одного учащегося в системе третичного образования наша страна находится на уровне развивающихся стран, входящих в ОЭСР: около 8,1 тыс . долларов США по профессорско-преподавательскому составу (ППС) в расчете на одного студента приведенного контингента Система профессионального образования недофинансирована на 1 % ВВП (сейчас финансирование из бюджета обеспечивает 1 % ВВП, 0,5 % ВВП — частные средства)» (с . 248) .

К основным проблемам стратегия относит несоответствие структуры профессионального образования и рынка труда С этого положения и начинается глава 10 (с . 245) . «Структура профессионального образования в России за последние 10—15 лет оказалась неоправданно смещена в сторону высшего образования Коэффициент приема в вузы, рассчитанный как отношение приема в вузы к численности возрастной когорты 17-летних (в этом возрасте в вузы поступает большинство молодежи), в 2010 году превысил 90 %» (с 248)

По оценке авторов «Стратегии-2020», «когда в 1992 году ельцинский закон «Об образовании» либерализовал отношения в системе профессионального образования и позволил образовательным учреждениям оказывать платные образовательные услуги, численность студентов вузов начала увеличиваться» (с 251) Получается, что либерализация была не нужна,

52

Профессиональное образование: есть ли стратегия его развития?

следовало оставить порядки, существовавшие в СССР? Из текста вытекает именно такой ретроградный вывод Спорить с ним сегодня нет смысла

Кстати, коллеги из Минэкономразвития России, напротив, сетуют на консерватизм трудового законодательства, которое «по-прежнему возлагает на работодателей очень большие издержки, связанные с регулированием занятости и зарплаты . Это касается найма, увольнений, продолжительности рабочего времени, выплаты премий и немалого списка социальных обязательств

По степени жесткости трудового законодательства Россия превосходит почти все развитые страны и находится в одном ряду со странами с самыми зарегулированными рынками труда: Португалией, Мексикой и Турцией . На практике это очень часто приводит к результатам, прямо противоположным ожидаемым: нормы трудового законодательства перестают соблюдаться» (с . 219) .

Истина в том, что либерализация профессионального образования как часть общей стратегии демократизации страны всегда ограничена законами . Ответственны за их исполнение федеральные органы управления Помнится, что помимо Министерства образования и науки Российской Федерации были созданы уже упраздненное Рособразование и ныне функционирующий Рособрнадзор . У них достаточно рычагов (лицензирование, аккредитация, бюджет) для государственного регулирования процессов либерализации Нельзя не заметить, что, придя во власть, новый министр образования Д Ливанов сразу предложил в два раза сократить количество бюджетных мест в вузах, с тем чтобы повысить уровень финансирования [2] . Его стремление готовить меньше, но лучше идет вразрез с прежним курсом . «Ажиотажный спрос на высшее образование отражает новую социальную реальность России . Высшее образование стало социальным императивом и обязательным условием любой карьеры», — провозглашает «Стратегия-2020» (с. 248). Красиво написано: «социальная реальность»! Вроде как неизбежность, предначертанность судьбой . А когда это столь же непродуманно дополняется словом «императив» (по Википедии «императив» — общее нравственное предписание), воля читателя «Стратегии-2020» ломается, он уже гипнотически зомбирован, принимает все на веру

Порою прямо не знаешь, как понимать написанное. Всем и давно понятно, что «социальную реальность» построили мы сами, к всеобщему высшему образованию нас вели настойчиво и целенаправленно Сегодня нам сложно принять утверждение, что «высшее образование стало... обязательным условием любой карьеры». Объяснить его можно, только приняв во внимание наличие в административных структурах хронической болезни, называемой «отрыв от действительности» Описание такой действительности содержится в главе 8 «Рынок труда», на которую следовало бы обратить самое серьезное внимание

53

Профессиональное образование: есть ли стратегия его развития?

Следует отметить, что «структура занятости смещается не в направлении диверсифицированной, высокопроизводительной, высокотехнологичной и инновационной экономики, а в противоположном направлении . Большая и растущая доля неформального сектора в общей численности занятых, медленный рост числа малых предприятий, устойчивое доминирование ликвидации рабочих мест над созданием новых сигнализируют о подавленном спросе на труд и неблагоприятной институциональной среде для создания новых и расширения действующих предприятий» (с . 215) .

Именно такова «социальная реальность» . Она подтверждается устойчивым, многолетним спросом работодателей на квалифицированных рабочих, вакансии которых составляют до 80% потребности в экономике .

Ошибочный, поспешный курс на всеобщее высшее образование привел к снижению престижа рабочих профессий, некогда бывших гордостью трудовых коллективов и семейных династий . В сочетании со снижением общего уровня культуры, коммерциализацией СМИ произошла смена нравственных ориентиров и ценностей молодежи, об опасности которой писал еще Ф. Достоевский: «В последнее время начало становиться жутко за народ: кого он считает за своих лучших людей: адвокат, банкир, интеллигенция. .. Развратительнее подобного поклонения не может быть ничего» [3].

«Стратегия-2020» усугубляет эту тенденцию. Планируется «создание программ прикладного бакалавриата в большинстве массовых вузов (до 50 % всего состава студентов) и на базе учреждений среднего профессионального образования (СПО), вхождение СПО в состав профильных вузов, структурная реформа системы начального и среднего профессионального образования (НПО/СПО), перевод ее в основном на короткие (до 6 месяцев) программы прикладных квалификаций» (с . 245) .

В то же время коллеги — экономисты в главе 8 с тревогой пишут: «Возникла и углубляется диспропорция на рынке труда. Квалифицированные рабочие стали дефицитом, при этом система образования не может поставить на рынок необходимых работников» (с 252) Ответ на поставленный вопрос: почему «система образования не может поставить», в «Стратегии-2020» не дается .

Причина в том, что федеральной системы профтехобразования (начального профобразования) сегодня практически нет Даже 238 учреждений НПО, готовящих рабочих и специалистов для атомной, космической, оборонной и авиационной промышленности, 1,5 года назад переданы в регионы и там постепенно ликвидируются В законе «Об образовании в Российской Федерации» нет даже уровня НПО (где готовят рабочих) При этом утверждается, что передача НПО в систему СПО повышает статус учреждений НПО.

У каждого уровня профессионального образования была и остается своя государственная задача, еще не исчерпанная до конца Взаимозаменяемость уровней НПО и СПО принципиально невозможна, это разные

54

Профессиональное образование: есть ли стратегия его развития?

звенья, включенные в систему непрерывного образования . В системе НПО приоритет отдается практическому обучению (до 1000 учебных часов), что и отличает подготовку рабочего на уровне НПО от специалиста на уровне СПО. Точно так же невозможно подменить школу детским садом .

Несколько преувеличена и информация о «смерти» системы НПО . Там, где ее сохранили, есть достойные результаты . В Москве успели «спрятать» систему НПО, интегрировав с системой СПО, но не подменяя ее. Интегрированные уровни образования НПО-СПО воплощены также в колледжах Татарстана, Кузбасса, Ижевска, Ноябрьска... Все они сохранили и реализуют уровень НПО, подготовку квалифицированных рабочих и специалистов, реагируя на запросы работодателей

Например, в колледже № 8 г. Москвы готовят рабочих для авиационной корпорации Сухого с качеством, полностью отвечающим требованиям работодателя . За прошлый год колледжи Москвы подготовили 24 тыс . рабочих и специалистов

Выполнить поставленную Президентом России В . В . Путиным задачу подготовки кадров для 25 миллионов новых рабочих мест невозможно путем переквалификации юристов в сварщиков, а экономистов в токарей . Да это и накладно для бюджета Вот почему упразднение уровня НПО означает срыв указанной задачи

«Учреждения начального и среднего профессионального образования (НПО и СПО) с продолжительными программами обучения (3—6 лет) имеют слабую связь с рынками труда и не мотивируют учащихся к профессиональной карьере, — считают авторы «Стратегии-2020» — Распределенное на несколько лет обучение технологиям не соответствует высокому темпу их обновления Колледжи и профессиональные лицеи стремительно теряют спрос со стороны работодателей, что обусловлено в первую очередь низкой социализацией его выпускников — результатом комплектования «по остаточному принципу» (с . 249) .

Специалисты по рынку труда Минэкономразвития России отмечают, что «в целом динамика структуры занятости отражает неблагоприятные тенденции в российской экономике: отсутствие движения в направлении модернизации и недостаточный рост эффективности производства» (с 216)

Что же касается «стремительной потери спроса выпускников НПО у работодателей», то здесь есть лукавство По данным социологических обследований, приводимых в главе 10, «доля работодателей, оценивающих уровень подготовки выпускников профессиональных училищ не более чем на 3 балла по 5-балльной системе, составляет 64 %, колледжей — 42 %, вузов — 39 %» (с . 248) . Если не мелочиться, то приходится признать разрыв с рынком труда всех уровней профессионального образования Тем более, что проблема не новая, еще в Федеральной целевой программе развития образования на 2006—2010 годы и более ранних государственных до-

55

Профессиональное образование: есть ли стратегия его развития?

кументах отмечалось «отсутствие адекватной реакции системы профессионального образования на потребности рынка труда» [4].

На наш взгляд, авторы «Стратегии-2020» не в полной мере отражают потребности рынка труда . Они отмечают, что «постепенно будут закрываться учреждения начального профессионального образования, а их контингент обучающихся перетечет в учреждения среднего профессионального образования» (с . 257) . Контингент-то перетечет, а кто вытечет из этого потока, если уровень НПО упраздняется? Не будет государственных стандартов НПО, обеспечивающих фундаментальную квалификацию рабочих кадров . Будет совсем другое, и это — проблема .

Странно и то, что, когда речь заходит о низком качестве высшего образования, идут по пути ликвидации худших вузов и укреплении лучших, а в случае НПО — упраздняют всю систему Предлагаются «последовательные меры: перевод ведущих учреждений начального профессионального образования в статус центров повышения квалификации, ликвидация остальных учреждений начального профессионального образования; создание и развитие краткосрочных программ повышения квалификации на базе учреждений среднего профессионального образования; включение колледжей в состав профильных вузов; реализация программ прикладного бакалавриата на базе ведущих учреждений профессионального образования» (с. 263) .

По оценке авторов, «программы прикладных квалификаций (ППК) продолжительностью от нескольких месяцев до года предполагают обучение «на рабочем месте» . Масштаб потенциального рынка ППК к 2015 году — 20 % сектора формальной занятости (8 млн человек), к 2020 году он может охватить до 20 млн человек (одна треть рынка труда)» (с . 259) .

Вот здесь и скрыт главный замысел . Известно, что в учреждения СПО всегда есть конкурс . Тот, кто его не прошел, сегодня еще имеет шанс получить соответствующее государственному стандарту обучение в практически бесконкурсной системе НПО Каждый знает, что обретет здесь не прикладные, а полноценные знания, позволяющие выстраивать трудовую биографию в системе непрерывного профессионального образования «Стратегией-2020» вместо обещанных статьей 43 Конституции Российской Федерации гарантий общедоступности и бесплатности среднего профессионального образования вступающему в жизнь молодому поколению наспех, «на рабочем месте», по произвольно укороченным работодателями программам будут даваться навыки без знаний Миллионы выпускников школ станут «профессиональными инвалидами», подготовленными строго под конкретное рабочее место Например, наклеивать этикетки пивных бутылок . И не дай им бог поменять это место в течение жизни! Их к этому не готовили В развитых странах под конкретные рабочие места создают роботов, у нас по-прежнему ставят людей

В истории страны краткосрочная подготовка рабочих кадров однажды вынужденно применялась, во время Великой отечественной войны Обу-

56

Профессиональное образование: есть ли стратегия его развития?

чение «на рабочем месте» прошли 2,5 млн подростков, вставших к станкам взамен ушедших на фронт отцов. Технически их работа была несложной, рутинной — с утра до ночи изо дня в день в течение 5 лет точить одну и ту же болванку для снаряда . Эти живые роботы ценой своей молодости спасли страну

Сегодня так молодежь к труду не готовят. В Германии программа обучения квалифицированного ремесленника составляет три года . Более половины детей проходят через профессионально-техническое образование, предпочитая научиться что-то делать руками . Потому Германия теперь экономически высококонкурентна .

Возврат к военной системе краткосрочной подготовки рабочих взамен полноценного образования по государственным стандартам не отвечает потребностям времени . И все же хочется понять, чем вызван такой подход. Ответ находим на с . 260 главы 10: «Переход учреждений НПО и СПО на ППК (или на комплекс ППК в сочетании с вечерней общеобразовательной школой) позволит высвободить к 2015 году бюджетные средства в ценах 2011 года в размере 48 млрд рублей» . Значит, вся затея с упразднением уровня НПО придумана с целью экономии?

Президент Гарвардского университета Дерек Бок как-то заметил: «Если, по-вашему, образование обходится слишком дорого, испробуйте невежество» [5]. Такие эксперименты недопустимы .

Сегодня уже нельзя выписывать старый рецепт экономии бюджета, основанный на урезании образования, в новой стратегической упаковке Привести это может только к прогрессирующей деградации . Профессиональное невежество России фиксируется многими оскорбляющими национальное достоинство международными рейтингами А совокупный итог их выражает оценка В . В . Путина: «Россия сегодня уступает развитым экономикам по производительности труда в три-четыре раза» [6].

О проблеме рабочих кадров и недопустимости упразднения уровня НПО на встрече Председателя Правительства Российской Федерации Д . А. Медведева с экспертами «Открытого правительства» говорил заместитель председателя Комитета по образованию Государственной Думы Смолин О Н : «Начальное профессиональное образование — это один из самых острых вопросов Правительственный законопроект предлагает его ликвидировать как особый уровень образования, почти как класс Между тем, Дмитрий Анатольевич, почти все, кроме разработчиков и министерства, выступают против ликвидации начального профессионального образования как особого уровня Эксперты беспокоятся о том, что большинство ребят, которые сейчас учатся в системе ПТУ, получат только профессиональное обучение без всякого образования... Мы предлагаем сохранить начальное профессиональное образование» [7]. По мнению Смолина О. Н. , новый закон «Об образовании в Российской Федерации» продолжает курс на элитарную модель образования Вузы будут готовить элиту, а из рос-

57

Профессиональное образование: есть ли стратегия его развития?

сийских сирот и бедняков, вкупе с мигрантами будут формироваться полуспециалисты, прикладники .

«Качественный состав обучающихся в вузах «поднимает» студентов, а в НПО и СПО — «опускает» — с недопустимым для государственного документа цинизмом заявляется в главе 10 «Профессиональное образование» (с . 251) . Такая фраза тянет на «разжигание социальной розни» .

Однако, обнадеживает Д . А. Медведев возразивший против вольных трактовок: «По поводу начального профессионального образования . Я не знаю на самом деле, насколько важной является сама констатация в законе, сохраняется ли начальное профессиональное образование как уровень, но то, что оно должно сохраниться как, собственно, одна из сфер образования, одна из ступеней образования, у меня никаких сомнений не вызывает» [8].

Проблемной, как считают специалисты из Минэкономразвития России (глава 8), является то, что «нарушена координация между рынками труда и образования (примерно каждый третий занятый не использует имеющиеся у него знания и профессиональные навыки); чрезмерный оборот рабочей силы (высокие показатели наймов и увольнений) дестимулирует инвестиции предприятий в профессиональное обучение сотрудников» (с 215)

Выпускник с дипломом о высшем образовании всегда мыслит себя в категории «белых воротничков» Надеть рабочие рукавицы и защитные очки для него равносильно унижению Как пишут авторы «Стратегии-2020», «это выпускники с развитыми социальными навыками и большими запросами, но низким профессиональным уровнем . Они предъявляют высокие требования к уровню ожидаемого вознаграждения и качеству рабочего места (отсутствие ручного и монотонного труда, высокая доля коммуникации, гибкий график) Но число таких рабочих мест составляет в экономике России не больше 30 % и не может вырасти за 10 лет больше чем на 10—12 процентных пунктов даже в самом благоприятном сценарии» (с 253)

Здесь, как и во многих других местах текста «Стратегии-2020», заложено скрытое, возможно, не замечаемое самими авторами противоречие «Творческих» рабочих мест в экономике не более 30 процентов, а готовим под них 80 процентов выпускников вузов . Половина выпускников заранее обречена на рабочие места с иным статусом, чем их готовили

«Дефицит квалифицированных исполнителей не может быть смягчен за счет миграционного притока — структура мигрантов за последние годы заметно ухудшилась . Если крупные корпорации пытаются создать собственные системы подготовки (переучивания) квалифицированных кадров, то малый и средний бизнес обрекается при существующем положении дел на низкое качество работы и повсеместное отступление от технологий» (с 253) Стране грозит массовая деквалификация рабочих кадров, когда знания не перейдут в умения и, тем более, в навыки

58

Профессиональное образование: есть ли стратегия его развития?

Перед Россией уже много лет стоит задача, обозначенная в «Стратегии-2020» иностранным термином «реаллокация». Это перевод рабочей силы и других производственных факторов из тех видов деятельности, где они больше не нужны, в сферы, обладающие инновационными признаками . В принципе, она стоит перед всеми странами в период модернизации .

Джеймс Тобин, лауреат Нобелевской премии по экономике, связывает с грандиозной реаллокацией «не только текущую необходимость, но и надежды на будущее Ресурсы, высвобожденные из устаревших видов деятельности, должны быть размещены и воплощены в новых отраслях, технологиях, продуктах. Мечи нужно перековать на орала, место пушек должно занять масло. Свертывание военного производства — не единственное изменение в размещении ресурсов Наряду с ростом гражданского производства будет изменяться и его структура... Сегодня Соединенные Штаты тоже стоят перед необходимостью трудной и болезненной реаллокации ресурсов, однако она не идет ни в какое сравнение с тем, что нужно для России» [9].

Понимают это и наши экономисты . В главе 8 отмечено: «Реаллокация рабочей силы со старых на новые рабочие места идет медленно, хотя мобильность рабочей силы высокая» (с . 216) . Важное замечание по этому поводу сделал В . Путин на встрече с руководителями российских СМИ в январе 2012 года: «нужно не людей сдвигать, а экономику поворачивать, и это соответствует нашим национальным интересам» [10]

«Интенсификация создания новых рабочих мест — ключ к решению многих проблем рынка труда, профессионального образования и социальной политики в целом, — верно замечено в главе 8 — Именно создание рабочих мест определяет структурный «заказ» на специалистов и квалифицированных работников в системе профобразования и задает границы спроса со стороны рынка труда на работников-мигрантов» (с 216)

Проблему изменения структуры профессионального образования понимают и в Минобрнауки России: «Отказ от устаревшего механизма государственного задания в бакалавриате/специалитете; вузы финансируются по принципу «деньги следуют за студентом» в пределах лицензионных ограничений... (с . 245) . Госзадание оформляется по итогам зачисления на образовательную программу, при этом абитуриенты с высокими показателями ЕГЭ и победители олимпиад приносят вузу в 1,5—2 раза большие бюджетные средства, чем абитуриенты со средними результатами . Абитуриенты с низкими показателями профильных ЕГЭ могут приниматься только на платную форму» (с 261)

Предлагаемое положение, на наш взгляд, недостаточно просчитано по своим результатам «Движение денег за студентом» не способно синхронизировать структуру учебных профессий и специальностей с потребностями рынка труда . Студент, как и сегодня, будет двигаться в сторону многообещающих профессий «юриста-экономиста» Такую психологическую закономерность давно и популярно разъяснил ректор Московского государ-

59

Профессиональное образование: есть ли стратегия его развития?

ственного университета им . Ломоносова В . А. Садовничий . «Если бы мы в Московском университете — пишет он, — поставили задачу удовлетворить личные потребности абитуриентов, то все 4 тысячи мест приема надо было бы отдать юридическому факультету, а на нем готовить только одних адвокатов Все хотят быть частными адвокатами, и мало кто сейчас хочет быть специалистом, например, строящим мосты и дороги» [11]. Авторы стратегии видят новый формат государственного задания системе профессионального образования как простое суммирование итогов зачисления студентов на ту (юрист) или иную (экономист) образовательную программу. Но нельзя сводить государственное регулирование к примитивной арифметике. Результатом станет еще большее расхождение структуры получаемых профессий с запросами рынка труда Механизм финансирования по своей значимости претендует на роль ключевой проблемы не только в экономике образования, но и в его организации . Поэтому представляется нецелесообразным механическое перенесение в систему профессионального образования метода подушевого финансирования общеобразовательной школы В профессиональной школе, в отличие от общеобразовательной, нельзя бюджетировать просто «души». Ведь затраты на подготовку различных профессий существенно разнятся, как и потребность в них экономики

Стимулировать следует не только и не столько те учебные заведения профессионального образования, куда приходят «абитуриенты с высокими показателями ЕГЭ и победители олимпиад», а тех, кто перешел на подготовку наиболее востребованных профессий и специальностей . Упрощенное «подушевое» финансирование профессионального образования приводит к вымыванию в структуре подготовки кадров нужных для экономики, но высокозатратных профессий Это одна из причин сложившегося перекоса в структуре подготовки кадров

Разработка стимулирующих нормативов финансирования имеет длинную и противоречивую историю Само понятие «норматив финансирования» отнюдь не новое, скорее банальное Его охотно применяли авторы многих государственных программ во все (в том в числе советские) времена . Однако будет справедливо сказать, что в российской действительности уровень требований к выпускнику всегда задавал «остаточный» норматив финансирования, а не государственный стандарт Норматив финансирования не сверяется с требованиями государственного стандарта и не опирается на нормы оснащенности образовательного учреждения (их не существует), нормативы зарплаты педагога (не ниже средней по региону), нормативы питания здорового молодого организма обучающихся (также не рассчитаны) и т д

Минобрнауки России за счет предложенного им сокращения количества бюджетных мест намерен увеличить норматив обучения на одного студента с 60 тысяч, как сейчас, до 200—250 тысяч рублей . Однако без увеличения бюджета модернизация образования невозможна. Уже сей-

60

Профессиональное образование: есть ли стратегия его развития?

час учреждения профессионального образования, в том числе начального и среднего, где законодательно установлено общедоступное и бесплатное получение профессии, вынуждены зарабатывать дополнительные средства учебным трудом учащихся в объеме 25 и более процентов бюджетных ассигнований . Сегодня это возводят в один из критериев успешности образования . При большом административном желании можно поднять экономическую рентабельность профессионального образования и выше, даже довести до самоокупаемости . Но ведь ни в одной нормальной семье не ставят задачу извлечения прибыли от детей Почему же такое позволяет наше государство в отношении своей молодежи?

Профессиональное образование в России практически перешло на скрытую заочную форму обучения . К третьему курсу не имеет работы или подработки менее трети студентов очной формы обучения (с . 251) . Учиться профессии, специальности стало накладно, а для малообеспеченных студентов — невозможно .

Существующая сегодня и сохраняющаяся в «Стратегии-2020» уравнительность финансирования характерна для стран, где сохраняется «распределительно-бухгалтерский», а не «стимулирующий» бюджет. Сохранение норматива как равного объема средств, пассивно следующих за «душой», за набором обучаемых, консервирует старую модель формирования структуры профессий, плохо связанных с потребностями рынка труда

Государственное задание должно идти впереди, а не позади приема абитуриентов . Оно как раз и призвано стать формой ответственности государства за эффективное использование бюджета на образование Но для этого нужна политическая воля, нужна закрепленная законом жесткая система мер по переходу на новые позиции . Иначе мы потеряем шанс перехода в новое качество

Введение стимулирующих нормативов финансирования будет означать начало новой эпохи в профессиональном образовании — эпохи перехода к экономическому управлению Колледжи, вузы будут не «получать», а защищать бюджет, а органы управления не «распределять» бюджет, а «управлять» с его помощью структурой и качеством подготовки кадров . Таких подходов в «Стратегии-2020» просматривается не достаточно

Сравнение «Стратегии-2020» с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» позволяет увидеть существенное разногласие, связанное с перспективами финансирования образования . Если в финансово-экономическом обосновании ко всем версиям проекта закона Минобрнауки России заявляло, что его принятие и реализация «будут осуществляться в пределах бюджетных ассигнований, предусматриваемых на цели образования» [12], то в «Стратегии-2020» потребности в дополнительном финансировании ставятся в зависимость от «повышения нормативного финансирования в расчете на одного студента до уровня, обеспечивающего конкурентоспособный уровень заработной платы преподавателей . Сопо-

61

Профессиональное образование: есть ли стратегия его развития?

ставление с развитыми странами, США и Германией, и результаты социологических исследований в системе профессионального образования позволяют сделать вывод, что «эффективный уровень зарплаты преподавателей вузов должен составлять около 200 % от средней зарплаты в регионе, колледжей — 150 %» (с . 259) .

Предлагается также «повышение социальных стипендий (а это 30 % студентов) до уровня прожиточного минимума по региону» (с . 246) .

Как ни странно, авторы не просят увеличить финансирование на развитие учебно-материальной базы, оснащение учебных мастерских оборудованием, создание новых учебников, хотя это необходимо в первую очередь и такие расходы будут несопоставимо больше зарплатных . Ведь задача системы образования не в обеспечении педагогов рабочими местами и высокой зарплатой, а в защите права обучающихся на высокое качество обучения . Это первично и приоритетно.

Существует интересная закономерность, проявившаяся и в ходе подготовки законопроекта . При работе над документом звучит множество предложений, нередко радикально революционного характера . Но как только обсуждение переходит к возможностям финансового обеспечения таких предложений, накал спадает, а порою и вовсе угасает. Болезненную тему бюджетного финансирования будущего закона авторы всерьез начали обсуждать слишком поздно, только на встрече Председателя Правительства Российской Федерации Д . А. Медведева с экспертами «Открытого правительства» 25 августа 2012 года .

Тревогу забил И .Д . Фрумин, научный руководитель Института развития образования «Высшей школы экономики» По его оценке, «начиная с 2014 года, если следовать бюджетным проектировкам, отсутствуют ресурсы для проведения федеральной политики на региональном уровне А с учетом того, что мы передали год назад, завершили передачу и сетей НПО, СПО туда, то получается, что у нас остаются только административные инструменты политики, а они не работают И тогда, конечно, ни о какой конкурсности говорить не придется, если мы не обеспечим это финансово Поэтому, с нашей точки зрения, если говорить о ключевых наших предложениях, то первое — надо все-таки разобраться: адекватно ли ресурсное обеспечение. Если мы не можем себе позволить что-то, то, может, тогда честнее не ставить себе таких целей?» [13] .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

А депутат О. Н . Смолин добавил, что и федеральный бюджет недостаточно включен в схему финансового обеспечения нового закона. «Международный опыт показывает, что уровень расходов на образование для стран, планирующих модернизацию, должен быть не ниже 7% от валового внутреннего продукта . В России, по официальным данным, — 4,2%, по данным Счетной палаты (доклад давности нескольких лет), — 3,5% В Бразилии сейчас 5,3%, планировали 8% в ближайшее время, а теперь решили выйти на 10% от валового внутреннего продукта . Бразилия — страна

62

Профессиональное образование: есть ли стратегия его развития?

БРИКС, то есть такая же примерно, как мы . Это значит, что в Бразилии модернизация пройдет успешно. Мы предлагаем не такой рост, как в Бразилии, но не менее 7%, то есть минимально допустимый уровень расходов от валового внутреннего продукта» [14].

Между тем новый закон повышает требования к обучению и материально-техническому обеспечению стандартов образования . Потребуется довести до конца только еще начатое повышение зарплаты педагогов до уровня средней в регионе (хотя повышать надо не зарплату, а ставки, что вдвое дороже) . Без крупных инвестиций невозможно вывести пять федеральных университетов в топ-100 лучших в мире. Даже малопонятное переименование «колледжей» в «учебные центры профессиональных квалификаций» потребует денег. За каждой строчкой закона незримо стоят объективно необходимые затраты . Провести реформы без затрат, на голом административном энтузиазме невозможно .

Запросы «Стратегии-2020» на увеличение бюджета с убивающей логикой приводят к тривиальному вопросу: откуда брать деньги? Второе десятилетие Россия живет, в сущности, на огромное нефтегазовое пособие Сырьевое проклятие исказило отраслевую структуру и, как следствие, структуру профессионального образования Нас убеждают, что еще много десятилетий мы будем процветать как мировая керосиновая лавка «Разговоры о том, что углеводороды на планете вот-вот закончатся, не более чем мифы, — твердо заверяет директор Института энергетической стратегии В . Бушуев, — дефицита нефти и газа нет и не предвидится, по крайней мере, лет 50 точно» [15] .

Но многое говорит о том, что верить этому больше нельзя, нефтяная эра уже на излете Развитые страны осознанно взяли курс на уход от сырьевой зависимости, от импорта углеводородов . Так, Европа стимулирует разработку возобновляемой электроэнергетики, Америка — добычу газа из сланцев, Китай активно осваивает собственные месторождения

Вместе с экономикой вызов будет брошен и профессиональному образованию. Проработка этого вопроса в «Стратегии-2020» недостаточна. В стране, живущей от недр, а не талантом и трудом, интеллектуальный потенциал не главное Мы по-прежнему не верим, что уровень профессионального образования может упасть раньше цены на нефть

В «Стратегии-2020» глубоко не рассматриваются проблемы, связанные со вступлением России во Всемирную торговую организацию, если не считать предложения ввести «регулируемый допуск в систему образования взрослых зарубежных операторов в тех областях, где Российская Федерация имеет очевидное технологическое отставание» (с . 262) . Но какой может быть «регулируемый допуск» в условиях открытого рынка?

Стратегия, предлагая сформировать национальную систему квалификаций и профессиональных стандартов, определяет, что ее целью должно стать повышение конкурентоспособности рабочей силы, создание системы

63

Профессиональное образование: есть ли стратегия его развития?

поддержки права работника на признание (оценку и присвоение) профессиональной квалификации, совершенствование механизмов координации рынка профессиональных образовательных услуг и рынка труда, запустить механизм обновления квалификационных характеристик на основе профессиональных стандартов; создать интернет-ресурс по вопросам национальной системы квалификаций в России, содержащий базы данных и реестры квалификаций, профессиональных стандартов, сертификатов о квалификации, органов (организаций) по развитию профессиональных квалификаций, органов, присваивающих профессиональную квалификацию и т. д. (с . 223) .

Между тем вступление России в ВТО ставит и государство, и работодателей перед необходимостью безотлагательной модернизации системы подготовки кадров . В случае распространения на российское профессиональное образование условий ВТО на мировом рынке труда столкнутся две совершенно разные модели: западная, которая базируется на свободной торговле образовательными услугами и конкуренции между их поставщиками, и российская, во многом работающая в закрытом от экономики режиме. Сосуществовать мирно они в принципе не смогут вследствие своей противоречивости Вот почему стоит задача создания современной, открытой рынку труда системы профессионального образования, адекватной мировой практике, системы, которая несла бы ответственность перед экономикой, а не выпускала половину подготовленных ею кадров «в никуда», лишь бы не сократили бюджетное финансирование.

«Ключевая проблема, — справедливо замечают в этой связи авторы главы 8, — низкие темпы создания новых рабочих мест. Даже новые рабочие места часто оказываются «плохими», то есть малопроизводительными, низкооплачиваемыми, не требующими высокого образования и квалификации, не оформленными официально . Негативный тренд к свертыванию занятости в формальном секторе и ее увеличению в неформальном удастся переломить, только в случае если изменятся общие условия ведения бизнеса» (с . 217) .

Действующий Трудовой кодекс не в полной мере учитывает реалии, уже ставшие нормой для рынка труда, — дистанционную работу, наемный труд, частичную занятость. Это подталкивает и работодателей, и наемных работников к нарушению норм законодательства . Такая ситуация усиливает социальное неравенство на рынке труда: дает значительные преимущества уже имеющим работу, но ослабляет позиции выпускников профессиональных учебных заведений, работников старших возрастов, женщин, выходящих на рынок труда после длительного перерыва, безработных

Экономисты — авторы главы 8 предлагают разработать и внедрить электронный паспорт работника Он представляет собой пластиковую карту, содержащую идентификационную (персонификация лица-держателя) и образовательную (информация об уровне образования, дополни-

64

Профессиональное образование: есть ли стратегия его развития?

тельном профессиональном образовании, пройденных курсах, имеющихся лицензиях и сертификатах и прочее, для научных работников — об их участии в исследовательских проектах, грантах и т. п .) информацию о работнике. Электронный паспорт работника станет сигналом об уровне и качестве профессиональных компетенций работника, что повысит информационную прозрачность рынка труда, а также будет стимулировать инвестиции в обучение и повышение квалификации (с .223) .

Сравнительный анализ «Стратегии-2020» позволяет утверждать, что глава 10 «Профессиональное образование» в значительной мере расходится с главой 8 «Рынок труда», и это большая проблема, не решив которую нельзя прийти к поставленным целям

Литература

1 . Итоговый доклад о результатах экспертной работы по актуальным

проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 года «Стратегия-2020: Новая модель роста — новая социальная политика». [Электронный ресурс] www. intelros . ru

2 . Физика твердого тела (Накануне назначения Министром образования

и науки Российской Федерации ректор МИСиСа Д . Ливанов дал интервью) // Российская газета . 2012 . 22 мая .

3 . Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений: в 30 т. Публицистика и

письма, тома XVIII—XXX. Л . : Наука, 1981 . Т. 22 . Дневник писателя за 1876 год. С . 9.

4. Федеральная целевая программа развития образования на 2006— 2010 годы . Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2005 года № 803 . С . 13 .

5 . Смирнов И.П. Избранные афоризмы . В помощь педагогу. М . , 2005. С . 13 .

6 . Путин В.В. О наших экономических задачах // Ведомости . 2012. 30 янв . 7. Профессиональное образование. Столица . 2012 . № 9. Приложение.

8 . [Электронный ресурс] www. news2 . ru>story/323368/

9 . Тобин Джеймс. Вызовы и возможности // Реформы глазами американ-

ских и российских ученых — М : Российский экономический журнал Фонд «За экономическую грамотность». 1996. С . 65—74.

10 . Премьер заинтересован в честных выборах // Российская газета . 2012 .

26 янв

11 . Садовничий В.А. Государственная политика в области образования //

Экономика образования 2001 № 3 С 47—48

12 . Пояснительная записка к проекту закона «Об образовании в Рос-

сийской Федерации». Письмо статс-секретаря, заместителя министра И . Реморенко от 14. 10.11 №ИР-550\17.

13 Обсуждение Закона «Об образовании в Российской Федерации» // Инновации в профессиональной школе» 2012 № 9 С 9

14 . Там же. С . 11 .

65

Профессиональное образование: есть ли стратегия его развития?

15 . Бушуев В. Через десять лет мир перевернется // Око планеты . 2012 . 31 янв . [Электронный ресурс]. Режим доступа: www. utro . ru .

Примечание: ссылки на страницы даны по электронному варианту Итогового доклада о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 года «Стратегия-2020: Новая модель роста — новая социальная политика». Источник: intelros. ru>...po... 2020...stmtegiya...rosta... socialnaya...

References

1 . The final report on the results of expert work on topical issues of socio-eco-

nomic strategy of Russia until 2020 “Strategy 2020: New Growth Model - a new social policy”. Web. N .pag . <http://intelros . ru>. In Russian.

2 . “Solid State Physics” (eve appointment as Minister of Education and Science

of the Russian Federation D. Livanov MISA Rector gave an interview) . Rossi-iskaya gazeta [Russian gazeta]. 22.05.2012 . In Russian .

3 . Dostoevskii . F. M . Complete Works in thirty volumes Journalism and Letters

Volume XVIII-XXX. Moscow:Nauka Publising,1981, vol. 8 . P. 9. In Russian .

4 . Federal Target Program of Education Development for 2006-2010, p .13 . Ap-

proved by the Government of the Russian Federation of 23 December (803) (2005) In Russian

5 . Smirnov I . P. Selected Aphorisms. To help the teacher. [Moscow]. 2005. In Russian .

6 . Putin V.V. “About our economic problems”. Vedomosti [Gazette]. 30.01.2012. In

Russian

7. Vocational [Professional’noe obrazovanie stolitsiya] [Moscow](9) (2012) . In Russian . 8 . Web. N.pag . <http://www. news2 . ru>story/323368/>. [Moscow]. In Russian.

9. T. Dzheims . Challenges and Opportunities.Moscow: Rossiiskii ekonomicheskii zhurnal Publishing, Fond «Za ekonomicheskuyu gramotnost’», 1996 . P.65-74. In Russian

10 . “Prime interested in fair elections”. Rossiiskaya gazeta [Russian gazeta]. 26.01.2012.

In Russian

11 . Sadovnichii V. A . “State Policy in the Field of Education”. Ekonomika obra-

zovaniya [Economics of Education] (3) (2001) . P. 47-48 . In Russian.

12 . Explanatory Note to the Draft law “On Education in the Russian Feder-

ation ” Letter from the Secretary of State, Deputy Minister I Remorenko from 14. 10.11 № 550-TS \ 17. In Russian.

13 . Discussion of the Law “On Education in the Russian Federation” . Innovatsii

v professional’noi shkole [Innovations in vocational school][Moscow] (9) (2012) . P. 9 . In Russian .

14 . Discussion of the Law “On Education in the Russian Federation”. Innovatsii

v professional’noi shkole [Innovations in vocational school][Moscow] (9) (2012) . P. 9 . In Russian .

15 . Bushuev V. “Ten Years Later, the World Will Turn. Eye of the Planet”. N . pag .

31 Jan . 2013 .Web. <http:// www. utro. ru>. In Russian.

66

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.