региональные аспекты культурной политики
УДК 13.11.25; 379.821 ББК 74р; 77.02; 85.3
профессиональное искусство и художественное образование
в системе региональной государственной культурной
политики
(на опыте Подмосковья)
кулибаба Сергей Иванович,
кандидат искусствоведения, руководитель, Научно-методический центр Московского областного колледжа искусств, ул. Нахимова, д. 14, г. Химки, Московская область, Россия, 141400,
e-mail: [email protected] черчинцев Михаил Артемьевич, консультант отдела по работе с профессиональными творческими организациями Управления профессионального искусства и художественного образования Министерства культуры Московской области, аспирант АПРИКТ, ул. 5-я Магистральная, д. 5, Москва, Россия, 123007, e-mail: [email protected]
Аннотация
В статье освещаются различные аспекты управления сферой культуры на уровне областных художественно-культурных организаций, описан опыт формирования действенного менеджмента в области профессионального искусства и художественного образования. ключевые слова
Художественная культура региона, культурная политика области, профессиональное искусство, художественное образование, менеджмент в сфере художественно-культурной практики.
34 Профессиональное искусство и художе-
ственное образование — важные направления государственной культурной политики, от успешного развития которых зависит становление целых поколений творческих элит, влияющих на эмоциональные и духовно-ценностные составляющие жизнедеятельности всего общества и государства в целом.
Социальная среда, являясь творцом личности, первооткрывателем её способностей, творческой одарённости либо способствует раскрытию её творческого ресурса, либо блокирует его своей бездуховностью. Потому поддержка одарённых, творчески богатых людей — дело всего сообщества, его приоритетная стратегия. При таких условиях самые достойные, не-
сомненно, должны занять предназначенное им место в жизни, наиболее талантливые и одарённые должны стать признанными лидерами. При этом наиболее верным представляется такой подход, при котором научно обоснованные рекомендации специалистов воплощаются в законодательстве и нормотворчестве на всех уровнях управления и неукоснительно реализуются в социальной практике. Этому в значительной мере способствуют такие руководящие документы, как:
— Федеральный закон «Об образовании в РФ»;
— Указы Президента РФ «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки», «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» и «О проведении в Российской Федерации года культуры»;
— План мероприятий («дорожная карта») Правительства РФ «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности сферы культуры»;
— Федеральная целевая программа «Культура России (2012-2018 гг.)»;
— Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.;
— Распоряжение Правительства РФ «Концепция долгосрочного развития театрального дела в России до 2020 г.», а также проект «Концепции развития концертной деятельности в области академической музыки в РФ»;
— Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении "Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей"»;
— Приказ Министерства культуры РФ «Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительных пред-профессиональных общеобразовательных программ в области искусств»;
— Закон Московской области «Об образовании»;
— «Стратегия социально-экономического развития Московской области до 2020 г.» и План мероприятий («дорожная карта») Правительства Московской области «Изменения, направленные на повышение эффективности сферы культуры Московской области».
Их анализ даёт основание полагать, что наиболее актуальными проблемами, требующими внимания управленческих структур, в настоящее время являются:
— преодоление утилитарного отраслевого подхода к культуре;
— утверждение стратегии культурной политики, развития культуры РФ на длительную перспективу с опорой на духовно-ценностные основы национальной идентичности;
— определение целей, принципов и приоритетов государственной политики в сфере культуры, определение мер государственной поддержки культуры, а также обеспечение гарантий невмешательства государства в творческие процессы;
— внедрение механизмов многоканального финансирования, развитие государственно-частного партнёрства;
— современное и более углублённое, объёмное информационно-методическое сопровождение решений и поручений в части, касающейся организации художественного образования, пропаганды педагогического мастерства, исполнительского искусства и развития творческой компетентности национальной художественной элиты;
— формирование самодостаточных и инициативных кадров и учреждений, соответствующих современным требованиям, взаимодействующих с научно-методическим и профессиональным сообществом всех возможных и доступных уровней, интеграция этих кадров в информационное научно-практическое пространство художественного образования России и зарубежья;
— повышение квалификации кадров и привлечение к работе с детьми выдающихся профессионалов в сфере культуры.
В культурной политике особое место должно быть отведено управленческим кадрам и их деятельности, направленной на постоянное воспроизводство воспитательного и просветительского ресурса культуры как в целом страны, так и отдельных регионов. В связи с этим в Московской области в настоящее время разработана и готовится к апробации региональная система рейтингового мониторинга эффективности деятельности, творческой активности, качества и развития художественного образования, включающая следующие основные
35
показатели (в процентах к общему числу обучающихся):
— увеличение доли детей, обучающихся в детских школах искусств, в общей численности учащихся детей;
— детей, обучающихся по предпрофессио-нальным программам;
— увеличение доли детей, привлекаемых к участию в творческих мероприятиях, из общего числа детей;
— процент участников фестивалей-конкурсов, олимпиад различного уровня к общему числу обучающихся;
— доля лауреатов всех степеней к общему числу участников конкурсов;
— участников мероприятий (концерты, спектакли, выставки, мастер-классы и др.) к общему числу обучающихся;
— преподавателей и обучающихся детей, задействованных в совместных проектах с организациями и учреждениями профессионального образования и искусства;
— процент детей от числа закончивших и поступивших в профессиональные образовательные организации или на работу в профессиональные организации сферы культуры Московской области и другие.
В Подмосковье накоплен ценный опыт работы с детьми в организациях профессионального искусства, среднего профессионального и дополнительного образования, в которых трудятся энтузиасты и истинные подвижники высокой миссии сохранения и развития традиций отечественного художественного образования.
В регионе создана уникальная административная структура — Управление профессионального искусства и художественного образования Министерства культуры Московской области, выстраивающее всю работу на основе партнёрских отношений и системной проектной деятельности. Благодаря этому обеспечивается высокий уровень художественного образования и полноценное использование потен-36 циала профессиональных кадров в деле воспитания и становления новых поколений талантов и творческих элит. К тому же в регионе широко используются возможности творческого сотрудничества учреждений профессионального искусства, библиотек, музеев и других учреждений сферы культуры с организациями общего образования, дошкольными, молодёжными
и спортивными организациями, учреждениями социальной защиты. Главная цель и смысл предпрофессионального и профессионального художественного образования — создать условия для проявления талантов, включенности их в социокультурные процессы территорий муниципалитетов, регионов, а, самое главное, посредством всего этого — пополнять ряды профессионального искусства, обеспечивать приток талантливых преподавателей всех уровней художественного образования.
В соответствии с задачами, поставленными в программном документе-обращении губернатора Московской области «Наше Подмосковье. Идеология лидерства», осуществлён ряд мер, повышающих эффективность действующей сети государственных и муниципальных учреждений. Так, на базе Московского областного дома искусств «Кузьминки» создан Московский Губернский театр под руководством Сергея Безрукова, ставший региональным Центром развития театрального искусства. Постановлением Правительства Московской области «О перепрофилировании и переименовании Московского областного продюсерского центра в Московскую областную филармонию» возобновила творческую деятельность ГАУК МО «Московская областная филармония». Главным хормейстером старейшего в Московской области Государственного академического Московского областного хора им. А. Кожевникова стал ректор Академии хорового искусства им. В. С. Попова — Николай Азаров. Художественным руководителем «Инструментальной капеллы» был назначен Заслуженный артист Российской Федерации, солист «Московской областной филармонии» Александр Гиндин.
В нынешних условиях в основу работы учреждений культуры области положен принцип филиальной системы. На сегодняшний день такой опыт имеется в городском округе Домодедово, Сергиево-Посадском муниципальном районе. В ближайшее время переход на филиальную систему планируется в Чеховском, Люберецком и других муниципальных районах.
При формировании школ по различным видам искусства в населённых пунктах того или иного муниципального образования учитываются возможности региона (напр., численность населения). Это делается в соответствии с Методикой определения нормативной потребности
муниципальных образований Московской области в объектах социальной инфраструктуры, утверждённой постановлением Правительства Московской области (от 13 мая 2002 г. № 175/16). В итоге в целях обеспечения условий для реализации прав граждан на участие в культурной жизни на территории Московской области действует 29 муниципальных театров, 16 концертных и филармонических муниципальных организаций.
В сфере культуры субъекта РФ — Московской области и муниципальных образованиях — в достаточной степени налажено централизованное управление и солидарная ответственность государственных и муниципальных органов власти за развитие системы художественного образования в рамках разграничения полномочий между органами федеральной, региональной власти, органов местного самоуправления и отнесения детских школ искусств (ДШИ) к компетенции муниципалитетов.
Совместно решаются вопросы консолидации усилий для создания материально-технических, учебно-методических условий реализации предпрофессиональных образовательных программ; укрепляются творческие и методические связи между ДШИ, начальными образовательными организациями и образовательными организациями общего, среднего и высшего профессионального образования. Полноценно и качественно функционирует организация, осуществляющая научно-методическое и организационное сопровождение образовательной и других видов деятельности, которая совместно с Министерством образования региона осуществляет, в том числе, экспертизу качества педагогической деятельности и аттестацию педагогических работников ДШИ, обеспечивая функционирование полноценной психолого-педагогической и предметной переподготовки специалистов — Научно-методический центр ГАОУ СПО МО «МОКИ».
Весьма значительна роль сети ДШИ в общей системе профессионального образования, а также в социокультурной инфраструктуре региона. Достижение устойчивого развития сложившейся в России уникальной трехуровневой системы подготовки творческих кадров (в ДШИ — пред-профессиональная, средняя и высшая профессиональные в соответствующих образовательных организациях) предполагает инноваци-
онное развитие всей системы отечественного художественного просвещения, образования и позволяет создать условия для развития творческого потенциала общества.
Методический совет по художественному образованию Московской области разработал и утвердил «Положение об организации и формах мероприятий, направленных на обобщение и распространение передового инновационного опыта педагогической деятельности в системе художественного образования Московской области». В этом Положении определяется порядок работы организаций среднего профессионального образования, дополнительного образования сферы культуры и искусства, территориальных методических объединений, профессиональных организаций Московской области по выявлению, изучению, обобщению, демонстрации передового инновационного опыта педагогической и творческой деятельности по совершенствованию качества художественного образования в регионе.
Передовой опыт различается по уровню территориальной значимости; по статусу авторов-претендентов на распространение инновационного и передового педагогического и административного опыта; по формам мероприятий (курсы повышения квалификации, открытый урок, методическое сообщение с показом достижений обучающихся, мастер-класс, лекция, лекция-концерт или лекция-выставка, доклад, педагогические и методические чтения, семинар, конференция и т.п.).
Передовой инновационный опыт — это опыт, отвечающий современным требованиям, образец деятельности, направленный на решение актуальных задач художественного образования и обеспечение качественных и устойчивых результатов обучения, воспитания и развития обучающихся.
В качестве примера, подтверждающего эффективность принимаемых управленческих решений в сфере региональной культурной политики, оказавших положительное влияние на фи- 37 лармоническую практику в области, могут быть приведены результаты двух успешных творческих проектов пианистического направления.
В течение 2013-2014 гг. в образовательных организациях 21-го (из 62-х, подведомственных сфере культуры) муниципального образования Московской области под эгидой Министерства
культуры РФ, Министерства культуры области, Научно-методического центра культуры и искусств Московской области, АНО «Экология культуры» проходили мероприятия Международного фортепианного фестиваля «Подмосковные вечера искусств» с участием известных европейских и российских профессионалов — педагогов фортепиано и концертирующих пианистов. Инициатором проведения и художественным руководителем этого грандиозного проекта явился известный пианист, заслуженный артист РФ, профессор РАМ им. Гнесиных, солист Московской государственной академической филармонии, лауреат многих международных конкурсов Ю. А. Богданов. Участниками фестиваля стали выдающиеся европейские пианисты, которые одновременно являются и именитыми педагогами, профессорами различных музыкальных учебных заведений Европы, в их числе:
Даниэль Петралиа (Италия) — профессор Музыкального Университета им. В. Беллини, Академии «Pianística Siciliana», художественный руководитель филармонического оркестра «Mascalucia Auditorium S. Nicolo» в Катании;
Лилия Бояджиева (Болгария/Франция) — лауреат различных международных конкурсов и фестивалей, признанный педагог музыкальных академий Софии, Афин, Парижа (CNR, Schola Cantorum);
Дориан Лельяк (Сербия/Хорватия) — лауреат международных конкурсов, обладатель премий Merit Award, Йельского университета им. Марии Клэпп Хауэлл, Ирвинга Гилмора и Паскаля Паризо, солист Windstrings Orchestra, Симфонического оркестра Вайоминга, Йельско-го филармонического оркестра и многих других, профессор класса специального фортепиано Академии художеств г. Нови-Сад, Королевского колледжа музыки в Лондоне, президент Всемирной и Европейской ассоциации педагогов фортепиано (WPTA, ЕРТА), исполнительный директор Panopticum Musicum / Musica Ricercata / 38 Omnibus Musicus International Music Schools;
Иен Джонс (Англия) — артист Steinway, профессор по классу специального фортепиано Королевского музыкального колледжа в Лондоне, лауреат конкурса «Leeds International»;
Агата Леимони (Греция) — профессор фортепиано в Греческой консерватории в Афинах и в Школе Канторум в Париже, признана луч-
шим педагогом в Международном музыкальном конкурсе «Музыка и земля» (София, 2006), основатель Международных конкурсов пианистов «Seiler» на острове Родос 2004-2006 и Международной фортепианной академии на острове Порос 2009-2013;
Джей Джанг (Китай/Норвегия) — один из самых перспективных солирующих пианистов Норвегии, обладатель многих национальных и международных престижных премий;
Мишель Дени (Франция) — основатель «Institut Musical de Paris», генеральный руководитель «Shcola Cantorum» в Париже;
Рафаэль Салинас (Испания) — доктор искусствоведения, преподаватель Высшей школы музыки Каталонии, директор музыкальной школы Сан-Грегори в Барселоне.
Все они продемонстрировали не только своё исполнительское, но и педагогическое мастерство в рамках щедро проводимых мастер-классов. Эти мастер-классы стали эффективной формой профессионального обучения и повышения профессионального мастерства педагогов, так как являются одним из современных способов быстрого овладения новыми технологиями. Такие мастер-классы проводились с одарёнными учениками ДШИ, студентами колледжей и преподавателями школ, которые на этих занятиях становились учениками на глазах публики. Фестиваль стал ещё одной ступенью в развитии межкультурных связей между Россией и Европейскими странами, послужил делу интеграции российской и европейской пианистических школ.
Эстафету «Подмосковных вечеров искусств» уже второй год принимает «Конгресс пианистов Подмосковья», учреждённый Министерством культуры Московской области для преподавателей, студентов и учащихся учебных заведений среднего и высшего профессионального образования, дополнительного образования сферы культуры в целях поддержки лучших традиций профессионального художественного образования в России. Цели и задачи конгресса: активное распространение передового опыта ведущих педагогов по классу фортепиано Московской области, России, ближнего и дальнего Зарубежья; выявление наиболее приемлемых путей совершенствования профессионального мастерства педагогов и подготовки конкурентоспособных учащихся, студентов-исполнителей,
способных результативно участвовать в творческих состязаниях самого высокого уровня.
Программа «Первого конгресса пианистов Подмосковья» включала комплекс мероприятий, построенных по принципу многофункционального методологического погружения, среди них: торжественное открытие, концерт преподавателей и студентов колледжа искусств, музыкальных колледжей Подмосковья и учащихся ДШИ; мастер-классы М. Н. Саямова — профессора, члена РАН, академика, заслуженного деятеля искусств РФ, заведующего кафедрой инструментального исполнительства и концертмейстерского мастерства Института современного искусства, А. В. Фоменко — профессора МГК им. П. И. Чайковского, М. В. Лидского — доцента МГК им. П. И. Чайковского, Е. В. Мечетиной — лауреата международных конкурсов, лауреата молодёжной премии «Триумф», лауреата премии Президента РФ для молодых деятелей культуры, солистки МГАФ, М. А. Марченко — лауреата международных конкурсов пианистов, обладателя специального приза ЕРТА за выдающиеся достижения в области педагогики, преподавателя специального фортепиано ЦМШ при МГК им. П. И. Чайковского; творческие лаборатории и лекции доцента РАМ им. Гнесиных Д. А. Бур-штейна, преподавателя фортепиано АМК при МГК им. П. И. Чайковского О. Е. Мечетиной; Областной детский и юношеский конкурс пианистов «Классика и современность»; концерты Михаила Лидского, Варвары Кутузовой (лауреата Международных конкурсов, учащейся ЦМШ
при МГК им. П. И. Чайковского), Мирославы Марченко; региональный этап Дельфийских игр 2014 года по специальности фортепиано; открытые уроки областного уровня.
На все мероприятия Конгресса приглашались представители учредителей, СМИ, студенты, учащиеся, родители и члены семей обучающихся, широкая общественность. Слушателям Конгресса, подавшим официальную заявку и выполнившим условия участия, выдавались удостоверения о прохождении краткосрочных курсов повышения квалификации.
Партнёр Конгресса компания «Yamaha» безвозмездно предоставила на территорию г. Дубны, где прошёл ряд основных мероприятий, концертный рояль. По предложению компании «Yamaha» в Артистическом центре компании в г. Москве состоялся Гала-концерт лауреатов Конгресса.
Успешный опыт проведения международного и российского пианистических проектов позволил спланировать ряд новых системных мероприятий по другим специальностям, среди них Творческий марафон «Георгиевская ленточка», Всероссийские оркестрово-хоровые ассамблеи, Летняя творческая школа для одарённых детей и другие (более подробная информация — на сайте nmcmosobl.ru).
Таким образом, главная задача современной региональной культурной политики — формирование единого культурного и информационного пространства, новых «территорий смыслов» и механизма социального партнёрства.
Список литературы
1. Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273-Ф3.
2. Федеральный закон «О внесении изменений в закон Российской федерации "Об Образовании"» от 17.06.2011 № 145-ФЗ.
3. Указ Президента РФ «О проведении в Российской Федерации года культуры» от 22.04.2013 № 375.
4. Указ Президента РФ «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» от 07.05.2012 № 599.
5. Указ Президента РФ «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» от 07.05.2012 № 597.
6. План мероприятий («дорожная карта») Правительства Российской Федерации «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности сферы культуры» от 28.12.2012 № 2606-р.
7. Федеральная целевая программа «Культура России (2012-2018 годы)», утверждённая постановлением Правительства РФ от 03.03.2012 № 186.
39
8. Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года, утверждённая распоряжением Правительства РФ 17.11.2008 № 1662-р.
9. Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей» от 26.06.2012 № 504.
10. Приказ Министерства культуры РФ «Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительных предпрофес-сиональных общеобразовательных программ в области искусств» от 12.03.2012 № 156-166.
11. Закон Московской области «Об образовании» от 27 июля 2013 г. № 94/2013.
12. Государственная программа Московской области «Культура Подмосковья» на 20142018 годы.
13. Государственная программа Московской области «Образование Подмосковья» на 20142018 годы.
14. План мероприятий («дорожная карта») Правительства Московской области «Изменения, направленные на повышение эффективности сферы культуры Московской области» от 28.02.2013 № 112/8.
15. Долгосрочная целевая программа Правительства Московской области «Развитие сферы культуры на территории Московской области на 2013-2015 годы» от 28.08.2012 № 1060/32 (в ред. от 07.11.2012 № 1398/40, от 13.03.2013 № 171/10).
16. Стратегия социально-экономического развития Московской области до 2020 года, утверждённая постановлением Правительства Московской области от 15.12.2006 № 1164/49.
professional art and art education in the system of state cultural policy (REGIONAL EXPERIENCE OF PODMOSKOVE)
Kulibaba Sergei Ivanovich,
PhD in Art, Head of the Scientific and Methodological Center,
Moscow Regional College of Arts, Nakhimova Str. 14, 141400 Khimki, Moscow region, Russia,
e-mail: [email protected] Cherchintsev Mikhail Artem'evich, Consultant, Department for Work with professional creative organizations Office of professional art and art education of the Ministry of Culture of Moscow Region, Postgraduate of the Academy of Retraining in Arts, Culture and Tourism, 5-ia Magistralnaia Str. 5, 123007 Moscow, Russia, e-mail: [email protected]
Abstract
^e article highlights various aspects of management in the sphere of culture at the level of regional art and cultural organizations, described the experience of forming effective management in the field of professional art and art education.
40 Keywords
Artistic culture of the region, the field of cultural policy, the professional art, the art education, management in the field of art and cultural practices.