ские качества: самостоятельность, ответственность, активность, инициативность, коммуникабельность. Подростки-лидеры усваивают нравственно-ценностные ориентиры, механизмы решения проблемных ситуаций, чтобы стать «менеджерами собственной жизни» [9, с. 34] и активными участниками гражданского общества.
Библиографический список
1. Галицких А.А. Педагогические основы проектирования образовательной программы современной гимназии: Дис. ... канд. пед. наук. - Киров, 2001. - 290 с.
2. Ковалёва Т.М. Теория тьюторства. Открытое образование и современные тьюторские практики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://
www.thetutor.ru/history (дата обращения 12.08.2013).
3. Менегетти А. Практикум лидера. - М.: Онтопсихология, 2010. - 192 с.
4. Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности. - М.: Просвещение, 1980. - 160 с.
5. Мескон М, Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М.: Дело, 1997. - 704 с.
6. Колесникова И.А., Горчакова-СибирскаяМ.П. Педагогическое проектирование. - М.: ACADEMIA, 2005. - 288 с.
7. Колосова Е.Б. Тьютор как новая педагогическая профессия. - М.: Чистые пруды, 2008. - 30 с.
8. Сидоренко Е.В. Технологии создания тренинга. - СПб.: Речь, 2008. - 339 с.
9. Драйден Г., Вос Д. Революция в обучении. -М.: ПАРВИНЭ, 2003. - 672 с.
УДК 159.922.7
Кузовкова Юлия Сергеевна
Детский сад № 74 «Родничок», г. Йошкар-Ола
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ И ЛИЧНОСТНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
В статье рассматривается распространение терминологического аппарата предметной области «профессиональное и личностное самоопределение» на дошкольный возраст и его адаптации к данному возрасту посредством игры.
Ключевые слова: дошкольный возраст, личностное самоопределение, профессиональное самоопределение, сю-
жетно-ролевая игра, профессионально-ролевая игра.
Сущность профессионального самоопределения определяется не только как выбор конкретной профессии, но часто и выбор всей жизни. Поэтому главную цель профессионального самоопределения следует сформировать, как постепенное формирование у человека готовности рассматривать себя развивающимся в рамках определенного времени, пространства, постепенно расширять свои возможности и максимально их реализовывать. Однако, многие современные профессии требуют глубоких научных знаний, сложных умений и навыков, высокого уровня развития общих и специальных способностей. Поэтому человеку часто бывает очень трудно решать эту проблему совершенно самостоятельно. В связи с этим осуществляется помощь в профессиональной ориентации.
По мнению М.В. Борисовой [1], профессиональная ориентация - система психолого-педагогичес-ких мероприятий, направленных на активацию процесса профессионального и личностного самоопределения личности, сопровождения профессионального развития человека, формирование жизненных и профессиональных целей в соответствии с индивидуальными особенностями и с учетом потребностей рынка труда. Главная цель профессиональной ориентации считает Н.С. Пряжников [3] сводится к формированию субъекта профессио-
© Кузовкова Ю.С., 2013 Педагогика. Психология
нального самоопределения. А так как развитие человека как личности и субъекта труда начинается с момента его рождения и продолжается всю жизнь, поэтому, на наш взгляд, для эффективного профессионального и личностного самоопределения, работу в этом направление необходимо начинать в дошкольном возрасте. В этом возрасте происходит активное формирование личности, когда ребенок осваивает в игровой форме содержание основных видов профессиональной деятельности.
В организации профессиональной ориентации традиционно принято выделять следующие основные стратегии (Э.Ф. Зеер [2]): диагностическую, воспитательную, развивающую (активизирующую). Мы считаем, что для дошкольного возраста, наиболее актуальной является развивающая (активизирующая) стратегия, которая переносит акцент с акта выбора профессии на психологическую подготовку ребенка к определению своей позиции, самостоятельному принятию решения и активации процесса формирования психологической готовности ребенка к профессиональному и личностному самоопределению.
Под профессиональным самоопределением в дошкольном возрасте мы понимаем сложный динамический процесс активации ребенком системы своих основополагающих отношений к профессиональному миру, развития и оценки своих интере-
. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ N° 4
сов, склонностей, возможностей, осознания значимости общественно полезного труда и овладения основными смыслами человеческой деятельности. Личностное самоопределение детей дошкольного возраста это длительный процесс ценностно-смыслового определения себя и дальнейшая действенная реализация, коррекция себя в связи с меняющимися обстоятельствами жизни.
Профессиональное самоопределение в дошкольном возрасте, рассматривается нами как система, которая включает в себя свободное развитие будущего субъекта труда, в соответствии с установленной в психологии логикой развития личности ребенка, и руководство этим развитием взрослым. Под руководством понимается формирование у дошкольников соответствующих знаний, умений, навыков. Для эффективного самоопределения нужны знания об окружающем мире и мире профессий; о себе, своих способностях, склонностях; об окружающих людях. В числе умений и навыков, определяющих эффективность самореализации, можно выделить навыки самопонимания и самооценки, саморазвитие; умения эффективно взаимодействовать с окружающими людьми.
На наш взгляд, основными методами и средствами в работе с детьми дошкольного возраста по профессиональному и личностному самоопределению выступают:
- информационно-справочные, просветительские методы (беседы о профессиях, экскурсии в организации и учреждения, беседы-встречи с представителями различных профессий). Профессиональное просвещение - это один из методов активации профессионального и личностного самоопределения у детей старшего дошкольного возраста, суть которого заключается в формирование у детей представлений о труде взрослых, о профессиях и производстве, об орудиях труда, о процессе труда и о качествах необходимых людям разных специальностей и в осознании значимости общественно полезного труда.
- диагностические методы (тесты-опросники, диагностирующие черты личности и ее направленность, интересы, склонности, цели; методики субъективного шкалирования - самооценки, представляющие реальные возможности и перспективы ребенка; интерактивные методики - профессионально-ролевая игра). Мы считаем, что для детей дошкольного возраста целесообразным является выделение из сюжетно-ролевой игры подвида профессионально-ролевые игры. Под профессионально-ролевой игрой мы понимаем особый вид сюжетно-ролевой игры, который характеризуется наличием определенной профессиональной темы, в которой имитируется производственная ситуация, профессиональная среда, профессиональное поведение и возникает эмоциональная профессиональная идентификация, при непосредственном испол-
нении ребенком конкретных ролей. Организация в процессе игры ориентирования ребенка в явлениях общественной жизни, существенным звеном которых оказывается труд и профессиональная деятельность взрослых, создает у старших дошкольников упорядоченные, детальные и разнообразные представления о мире профессий, различных видах труда взрослых, о своих возможностях, на основе которых формируется профессиональное и личностное самоопределение дошкольников. И на уровне эмоциональной идентификации дошкольник в состоянии формировать представления, выбирать привлекающую его сферу профессиональной деятельности взрослых, проявлять профессиональный интерес, профессиональные устремления, склонности и способности в определенных сферах профессиональной деятельности.
В период с 2010 по 2013 годы на базе МБДОУ комбинированного вида «Детский сад N° 74 г. Йошкар-Олы «Родничок» нами было проведено исследование, в котором участвовали дошкольники в возрасте 5-7 лет, в количестве 50 человек. Данная исследовательская работа проводилась в 3 этапа:
1 этап - подготовительный (ноябрь 2010 г. -июнь 2011 г.). Цель: обеспечение условий проведения эксперимента и выделение основных критериев определяющих профессиональное и личностное самоопределение у детей дошкольного возраста.
2 этап - основной (июль 2011 г. - октябрь 2012 г.). Цель: активация профессионального и личностного самоопределения у детей старшего дошкольного возраста.
3 этап - обобщающий (ноябрь 2012 г. - 2013 г.). Цель: проанализировать и обобщить полученные в ходе исследования промежуточные и конечные результаты.
Основной этап нашего исследования предусматривал проведение констатирующего и формирующего экспериментов, обработку и анализ эмпирического материала, проверку в ходе эксперимента основных положений гипотезы о том, что применение профессионально-ролевой игры позволяет формировать и развивать индивидуально-психологические основы эффективного профессионального и личностного самоопределения и саморазвития детей старшего дошкольного возраста. Констатирующий эксперимент проводился по идентичной схеме в контрольной и экспериментальной группе, формирующий эксперимент - только в экспериментальной группе.
Для реализации поставленной цели был использован широкий спектр эффективных методов и приемов, среди них, в качестве диагностики, применялись следующие: профориентационный опросник, составленный по принципу дифференциально-диагностического опросник (ДДО) Е.А. Климова; методика «Выбор роли содержащийся в игре»; методика исследования самооценки личности де-
116
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2013, Том 19
тей дошкольного возраста, составленная по принципу методики исследования самооценки личности Дембо-Рубинштейн; анкета «Представления детей дошкольного возраста о профессиональной деятельности взрослых»; анкета для родителей «Профессиональное и личностное самоопределение детей дошкольного возраста».
Основными критериями, по которым нами определялась эффективность сформированности профессионального и личностного самоопределения у детей старшего дошкольного возраста выступают:
1. Представления детей дошкольного возраста о профессиональной деятельности взрослых, о содержании профессиональной деятельности взрослых и их профессиональных действиях. (Овладение основными смыслами человеческой деятельности; осознание значимости общественно полезного труда; знания о разнообразных профессия, орудий труда; описание процесса труда и выделение качеств, необходимых людям разных специальностей).
2. Устойчивость выбора в рамках определенных групп профессий (Человек - Человек, Человек -Техника, Человек - Знак, Человек - Художественный образ, Человек - Природа) - устойчивый выбор ребенком интересующей его сферы профессиональной деятельности на основе активного участия в сюжетно-ролевой игре.
3. Профессиональная направленность - система устойчиво характеризующих побуждений ребенка (что хочет, к чему стремится, чего избегает), ориентировка в знании своих интересов, желаний, склонностей.
4. Самооценивание (самооценка). Форма проявления самосознания, благодаря которому осознаются, соотносятся, осмысливаются и переживаются не только отдельные элементы сущностных сил и требования, предъявляемые к ребенку отдельными сферами жизни, жизнедеятельности в целом, но подвергается личностной переработке и переживанию все его бытие. Самооценка является важным фактором, поскольку отражает уверенность человека в своих профессиональных и личных силах, его самоуважение и адекватность происходящего.
5. Родительская оценка уровня сформированно-сти представлений детей о профессиональной деятельности взрослых.
Выявленные критерии позволили объективно оценить эффективность сформированности профессионального и личностного самоопределения у детей дошкольного возраста.
Для статистического анализа данных и проверки основной гипотезы мы использовали и-крите-рий Мана-Уитни. По результатам проведенного исследования было установленно, что между контрольной и экспериментальной группой существуют значимые различия по фактору профессиональное и личностное самоопределение у детей старшего дошкольного возраста. Эта возникшая динамика дала нам возможность говорить о том, что выбранный метод (профессионально-ролевая игра) позволяет формировать и развивать профессиональное и личностное самоопределение у детей старшего дошкольного возраста, а также позволяет нам рекомендовать развивающую программу «Личностное и профессиональное самоопределение в дошкольном возрасте посредством профессионально-ролевой игры» для использования в практике детского сада педагогом-психологом.
Таким образом, можно констатировать, что работу по активации профессионального и личностного самоопределения необходимо начинать в дошкольном возрасте, когда происходит активное формирование личности, и когда дошкольник как развивающийся субъект труда осваивает, преимущественно в профессионально-ролевых играх, содержание основных видов профессиональной деятельности.
Библиографический список
1. Борисова Е.М. Профессиональное самоопределение: личностный аспект: Дис. ... д-ра психол. наук. - М., 1995. - 411 с.
2. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Садовников Н.О. Профориентология: Теория и практика. - М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2004. - 192 с.
3. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. - М.: Академия, 2003. - 480 с.
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ N 4
117