ПЕДАГОГИКА И СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 159.922
И. Ю. Правосудова, А. М. Уразаев
ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ И ОБРАЗ ЖИЗНИ СОТРУДНИКОВ ТРАНСПОРТНОЙ МИЛИЦИИ
Томский государственный педагогический университет
Органы внутренних дел в настоящее время все в большей степени оказываются в центре общественного внимания. С учетом тенденций в настроениях общественности можно ожидать, что внимание это в ближайшем будущем будет только нарастать. Исходя из этого, мы считаем, что необходимо более глубокое изучение профессионально значимых свойств личности и образа жизни сотрудников с целью дальнейшего совершенствования и создания позитивного имиджа сотрудника милиции.
Под личностью сотрудника транспортной милиции будем представлять определенного человека в совокупности тех свойств и качеств, которые характеризуют его как объекта общественных отношений и сознательной деятельности. Общеизвестно, что личность формируется, развивается, изменяется в процессе деятельности и общения под влиянием условий, характерных для её истории жизни.
Человек в меру своих возможностей и опыта усваивает ценности и знания со всей их противоречивостью в зависимости от того, как он их систематизирует, в какую ценностную иерархию выстраивает, как он разрешает противоречия, какие чувства при этом испытывает. Этим он создает индивидуальный образ жизни, в котором сочетаются общие, особенные и индивидуальные черты. Ф. Бекон писал: «Человек столько совершает и понимает, сколько постиг в порядке природы делом или размышлениями».
При раскрытии структуры личности сотрудника ОВД учитывается, что это взрослый человек, который усвоил определённую совокупность знаний, ценностей, ответственности, способы деятельности и поведения, имеет сложившееся или складывающееся отношение к миру, людям, событиям, задачам, к самому себе, жизни в целом. Перед тем как рассматривать вопрос о структуре личности, остановимся на содержании психики человека. В ней традиционно выделяют три подструктуры: психические процессы, состояния и свойства.
1. Психические процессы — любые актуально протекающие явления психики. К ним относятся: ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, речь, воображение, представления. Нельзя понять поступок сотрудника, если не разобраться в психических процессах.
Психические процессы выступают в качестве первичных регуляторов поведения сотрудников. Они отвечают на вопрос, как человек познает окружающий мир.
2. Психические состояния — целостные особенности всех психических процессов, протекающих у сотрудников в данный момент или в какой-либо отрезок времени. Человек всегда находится в каком-нибудь психическом состоянии (спокоен, взволнован, заинтересован, раздражен и т.п.).
Особенностями психических состояний можно считать их целостность, подвижность, относительную устойчивость, индивидуальные своеобразия и др. В качестве положительных психических состояний следует отметить: бодрость, приподнятость настроения, собранность, готовность к активным действиям и т.д. Отрицательными являются: подавленность, боязнь, рассеянность, раздражительность, страх и др.
3. Психические свойства — устойчивые, повторяющиеся, типичные для данного человека особенности его психической деятельности. Они не только тесно связаны с психическими процессами и психическими состояниями, но и формируются под влиянием их многократного повторения. Психическими свойствами являются: направленность (потребности, мотивы, цели, убеждения и т.п.), темперамент, характер, способности, а также более сложные психические образования.
Психические свойства дают ответ на вопрос, что хочет и что может личность.
По основным содержательным особенностям все психические явления подразделяются на:
- мотивационные (побуждающие человека к определенной активности, различному отношению к фактам, событиям, поступкам);
- познавательные (своеобразные «психологические кирпичики», из которых у человека складывается картина окружающего мира);
- эмоциональные (переживание человеком своего отношения к окружающему, ко всему, что в нём происходило и происходит, что делает сам человек, что он ожидает);
- волевые (выполняющие внутреннюю организующую и мобилизующую роль по концентрации сил на преодоление возникающих перед человеком трудностей);
- психомоторные (регулирующие движения).
Психические процессы, состояния и свойства
могут быть подвергнуты анализу, исходя из направленности, операциональной и психодинамической подструктур личности.
I. Направленность личности характеризует ориентировку жизненного пути человека в отношении к различным сторонам действительности.
В первую очередь это главные характерообразующие отношения личности к обществу, труду (делу, службе), другим лицам, самому себе и собственности.
Отношение к обществу выражается в идейности, чувстве долга, солидарности, принципиальности, оптимизме и их антиподах.
Отношение к труду (службе) оценивается с учётом трудолюбия или лени, дисциплинированности-недисциплинированности, добросовестности-недобросовестности, обязательности-необязательности. Здесь оцениваются и качества характера, отражающие степень трудовой активности, деловитости, практичности, инициативности, организованности, собранности и противоположные им черты.
Отношение к людям обобщает:
- гуманистические-антигуманные черты характера (человеколюбие-человеконенавистничество, альтруизм-эгоизм, благородство-низменность, доверчивость-подозрительность, честность-лживость и т.п.);
- коммуникативные-некоммуникативные черты характера (общительность-замкнутость, коллективизм -индивидуализм, вежливость-грубость, воспитанность-невоспитанность, терпимость-нетерпимость, уступчивость-упрямство и т.д.).
Отношение к самому себе оценивает наличие или отсутствие чувства собственного достоинства, самоуважения, гордости, чести, самолюбия, чванства, гордыни и т.п. Важная роль данной группы черт принадлежит такому понятию, как совесть, которая, являясь основным внутренним регулятором морального поведения личности, руководит им.
Отношение к собственности оценивают у сотрудников обобщенно с учетом: щедрости-жадности, аккуратности-неаккуратности и т.п.
Направленность — вектор, указывающий, какие цели ставит сотрудник в служебной деятельности, к каким результатам стремится, почему и ради чего.
К направленности относятся такие свойства, как взгляды и убеждения, характеризующие мировоззрение и правосознание данного сотрудника; цели, интересы, личные планы, стремления и притязания; мотивы, т.е. личностный смысл своей службы, поступков и действий (целе-мотивационные свойства).
Направленность оценивают по уровню, широте, интенсивности, устойчивости, действенности. Уровень направленности выражается в социальной зрелости личности, степени её идейности и сознательности. Широта свидетельствует о большом круге интересов, где должен быть главный, центральный интерес. Интенсивность направленности связана с эмоциональной окраской, она может иметь весьма большой диапазон выраженности, колеблясь от смутных, нечётких влечений, через осознанные желания и активные стремления до полной убеждённости. Устойчивость направленности характеризуется её протяженностью во времени; это качество личности, в первую очередь, связано с настойчивостью как проявлением развитой воли. Под действенностью понимают активность реализации целей направленности в деятельности.
II. Операциональная сфера личности имеет рабочие функции, обеспечивающие реализацию способов достижения целей и удовлетворения потребностей. Она характеризует профессиональное мастерство сотрудника, которое тесно связано с опытом, приобретаемым сотрудником в обучении, практической деятельности и в жизни в целом. Составляющими профессионального мастерства являются профессиональная обученность и профессионально-психологическая подготовленность.
Профессиональная обученность включает в себя знания, навыки и умения в различных областях знаний, необходимых сотруднику для решения стоящих перед ним задач.
Профессионально-психологическая подготовленность сотрудника — это особое качество, которое определяется как совокупность сформированных и развитых психологических характеристик сотрудника, отвечающих психологическим особенностям служебной деятельности и выступающих необходимым внутренним условием её успешного осуществления.
Про фе ссионально-психологиче ская подготовленность сотрудника ОВД состоит из следующих основных компонентов:
1. Профессионально развитых психологических качеств: восприятия, внимания, наблюдательности, памяти, мышления, представления, воображения, опосредуемых конкретными профессиональными задачами сотрудников органов внутренних дел.
2. Профессионально-психологических умений. Их можно свести в три группы:
а) Умения учитывать, анализировать и создавать благоприятные психологические условия профессиональной деятельности (например, способность учи-
тывать и быстро распознавать изменения в условиях скоротечности оперативной обстановки).
б) Умение пользоваться психологическими приемами оперативно-служебной деятельности (например, быстрое переключение внимания при оценке поведения преступников).
в) Умение использовать психологические средства (психотехники общения): речевое общение и невербальные средства общения (например, передача информации с помощью слов, использование сигналов управления).
Для руководителя ОВД эта группа умений объединяется в управленческие умения. По умению руководителя решать возложенные на него задачи, адаптироваться к изменяющимся условиям и предъявляемым к нему требованиям, в первую очередь, судят о его соответствии занимаемой должности. Профессионально-должностные умения — это способность руководителя выполнять возложенные на него функции-задачи в соответствии с нормативными требованиями и условиями, в которых ему приходится работать.
3. Профессионально-психологической устойчивости. Для сотрудника ОВД она характеризуется способностью:
- не поддаваться негативным воздействиям со стороны психогенных факторов;
- принимать решения и действовать при дефиците времени, неопределенности, неожиданности, опасности и других критических ситуациях;
- поддерживать интенсивность и концентрацию внимания, чтобы следить за изменением обстановки;
- быть бдительным и готовым к разумному риску в особо опасных и экстремальных условиях (эмоционально-волевая устойчивость);
- быть готовым к работе в группе (социально-психологическая устойчивость).
В целом набор компонентов профессионального мастерства определяется психограммой конкретного вида деятельности.
III. Психодинамическая подструктура личности обусловлена особенностями и свойствами физиологии высшей нервной деятельности. К числу этих свойств, например, относятся темперамент и работоспособность.
Темперамент — совокупность индивидуальных особенностей личности, характеризующих динамическую и эмоциональную сторону ее деятельности и поведения.
Свойства темперамента, определяя динамическую сторону личности, наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психологическими особенностями человека. Однако свойства темперамента, как и свойства нервной системы, не являются абсолютно неизменными.
Причина индивидуальных особенностей поведения обусловлена свойствами нервных процессов возбуждения и торможения и их различными сочетаниями.
И. И. Павлов полагал, что свойствами нервных процессов, определяющими тип высшей нервной деятельности (тип нервной системы), являются:
- сила, т.е. способность нервной системы выдерживать сильные раздражители. Она характеризуется чувствительностью, выносливостью и работоспособностью нервных клеток;
- уравновешенность, характеризующаяся соотношением процессов возбуждения и торможения;
- подвижность как показатель быстроты смены процессов возбуждения и торможения.
Работоспособность является интегральной характеристикой человека. Высокая или низкая работоспособность зависит от сочетания множества условий. Психофизиологические характеристики человека являются базовыми для работоспособности. Некоторые из них могут оказаться настолько важными в конкретной службе, что их недостаточность становится решающим аргументом для принятия решения о профессиональной пригодности.
Так что же важно для эффективной работы сотрудника ОВД? Является ли высокий уровень сфор-мированности профессионально-психологической подготовленности, мастерства сотрудника необходимым для достижения высокого результата? Можно ответить, что да, является необходимым, но недостаточным. Здесь действуют не отдельные качества, а личность в целом, поэтому не случайно к сотрудникам ОВД предъявляют особые требования, связанные не только с мастерством, но и с целостным подходом к личности специалиста. При этом учитываются такие его личностные особенности, которые определяют успешность в организаторской, административной, коммуникативной, исполнительской, прогностической и других видах деятельности. Большая роль отводится его направленности и психодинамическим особенностям.
Особого внимания в структуре личности сотрудника ОВД заслуживает её операциональный уровень, который проявляется, в частности, в степени овладения сотрудником профессиональным мастерством и от которого во многом зависит эффективность выполнения профессиональных функций.
Так, оптимальное сочетание и степень выраженности профессионально важных личностных качеств, достаточный уровень профессионально-психологической подготовки представляют собой основу для дальнейшего развития личности профессионала и одну из психологических предпосылок формирования профессионализма.
Выделяют психологические критерии и уровни профессионализма, этапы и ступени на пути человека к профессионализму, показатели профессионализма, возрастные и индивидуальные особенности становления профессионала; факторы, вызывающие в ряде случаев снижение профессионализма (например, профессиональная деформация), и пути их преодоления.
С проблемой формирования профессионализма сотрудника неразрывно связано понятие психологического потенциала личности (ППЛ). ППЛ — это уровень сформированности психических свойств и качеств личности, представляющих в совокупности резерв повышения эффективности профессиональной деятельности сотрудника ОВД, его дальнейшего развития и творческого проявления, это психологические возможности сотрудника как субъекта труда и управления. В значительной степени ППЛ зависит от Я-концепции конкретного сотрудника, личности руководителя подразделения ОВД. Я-концепция — это совокупность всех представлений индивида о себе, сопряжённая с их оценкой. Описательную составля-юшую Я-концепции часто называют «образом-Я». При профессиональной деформации «образ-Я» искажен. Составляющую, связанную с отношением к себе или к отдельным своим качествам, называют самооценкой или принятием себя. Я-концепция, в сущности, определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем.
Систему знаний, опосредованную индивидуальным опытом, реально используемую личностью в качестве руководства к действию, называют индивидуальной концепцией личности.
Только изучая закономерности соотношения личности с жизнедеятельностью, можно выявить способности и те конкретные психические возможности, которые непосредственно «работают» на профессиональное мастерство сотрудника и результаты его деятельности. Например, это могут быть умение соизмерять и мобилизовывать свои личные (природные, психические, социально-психологические) возможности с масштабами решаемых задач, за которые человек борется; умение вырабатывать социально-зрелое, реалистическое понимание хода жизни, общественных событий; умение не только приспособиться к окружению, но найти или изменить своё место в жизни.
Выступая в единстве пространственных и временных характеристик, потенциал личности концентрирует в себе все резервы и возможности человека -потенциал разума, воли, чувств, тела, креативный и духовный потенциалы.
Психологический потенциал конкретизирует в себе все психические возможности человека во всём их спектре, начиная от психических свойств и кончая профессиональными умениями, а также личностными психофизиологическими ресурсами.
Структура ППЛ включает в себя:
- мотивационный, идейный и нравственный потенциал (что побуждает к труду);
- квалификационный (профессиональные знания, навыки, умения), коммуникативный, интеллектуальный и творческий потенциал (что может личность);
- эмоционально-волевой потенциал, работоспособность (каковы психологические ресурсы личности) и представляет собой целостное образование личности.
Целостность ППЛ означает:
а) способность к саморазвитию и преобразованию действительности;
б) полноту представленности психических свойств и качеств личности, обеспечивающих активность жизненной позиции, деловитости, чувства нового, компетентности, сознательного отношения к труду и преданности служебному долгу;
в) уровень развития ППЛ сотрудника, так же как и степень эффективности деятельности и взаимоотношений среди людей, зависит не столько от какого-либо одного свойства и его качества, сколько от способа интеграции, внутренней сбалансированности, придающей, по сути дела, новую и дополнительную психическую силу сотруднику, руководителю подразделения в выполнении своих профессиональных обязанностей.
Чтобы психологический потенциал личности сотрудника был максимально реализован в профессиональной деятельности, сама профессиональная деятельность сотрудника должна быть психологически обеспечена. С введением в подразделениях ОВД психологов для реализации ППЛ используются не только мероприятия воспитательного характера, но и активная психологическая работа, гармонично включённая в процесс социально-психологического сопровождения деятельности сотрудников ОВД.
Психологическая работа предполагает совместную выработку различных стратегий жизни и труда и оказание помощи в обладании ими как в потенциально психотравмирующих ситуациях, так и в повседневных условиях.
В ходе работы психолог решает большое количество задач, связанных с разработкой рекомендаций морально-этического, деятельностно-поведенческого и непосредственно психологического характера. Он ориентирует сотрудников в широкой гамме социально-психологических проблем жизни и службы.
Важными задачами психолога являются выявление сотрудников, имеющих отклонения от нормального процесса социальной адаптации, и последующая их психокоррекция. Его профессиональная обязанность — обучение сотрудников самостоятельному использованию методов контроля и саморегуляции психоэмоционального состояния. Такое обучение проводится по специальным программам и методикам (например, формирование эмоционально-волевого потенциала личности). В число таких методов входят: целенаправленное изменение направления мыслей, воздействие на психическое состояние, использование физических упражнений для регулирования психического состояния, применение специальных дыхательных упражнений, самоконтроль за внешним проявлением эмоций, аутогенная тренировка и т.п.
В. П. Пахомов, В. А. Постоева, È. Л. Шелехов. Проектный подход к образованию.
Литература
1. Директива МВД России №1 от 19.06.1996 г. «О неотложных мерах по коренному улучшению работы с личным составом в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации».
2. Безносов С.П. Теоретические основы изучения профессиональной деформации личности. - СПб.: ВВКУ ВВ МВД России, 1995.
3. Буданов А.В. Программа и практические рекомендации по профилактике профессиональной деформации сотрудников органов внутрен-
них дел. - М.: Академия МВД России, 1992.
4. Личность: внутренний мир и самореализация. Идеи, концепции, взгляды // Сост. Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская. - СПб.: Изд-во Института образования взрослых совместно с изд-вом «Тускарора», 1996.
5. Маркова А.К. Психология профессионализма. - М.: Знание, 1996.
6. Медведев B.C. Профессиональная деформация личности как проблема органов внутренних дел // Психопедагогика в правоохранитель-
ных органах. Науч.-практич. журн. - Омск: Омский юридический институт МВД России. - 1996. - № 1 (3). - С. 15-17.
7. Рабочая книга практического психолога: Технология эффективной профессиональной деятельности: Пособие для специалистов, рабо-
тающих с персоналом. - М.: Издательский дом «Красная площадь», 1996.
8. Столяренко A.M. Психологическая подготовка личного состава органов внутренних дел: Учеб. пособие. - М.: Академия МВД СССР,
1987.
9. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (основные положения, исследования и применение). - СПб.: Питер Пресс, 1997.
Поступила в редакцию 26.12.2006
УДК 159.9:37.015.3
В. П. Пахомов, В. А. Постоева, И. Л. Шелехов
ПРОЕКТНЫЙ ПОДХОД К ОБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА КАК ПЕРСПЕКТИВА ПОСТРОЕНИЯ ЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Томский государственный педагогический университет
Главной проблемой психологической службы в образовании до сих пор остается определение содержания профессиональной деятельности школьного психолога. Несмотря на высокий и совершенный уровень концептуализации деятельности школьной психологической службы (И. В. Дубровина), реальные основы профессиональной деятельности школьного психолога пришлось строить все же в ходе самого становления и формирования практики школьной психологической службы.
В итоге этой практики и экспериментальных исследований определилась продуктивная идеология и принципы целостной организации деятельности [1]. Наиболее заметным шагом в этом направлении следует считать экспериментальный поиск М. Р. Битяно-вой, приведший ее к построению деятельности школьного психолога на основе «модели психолого-педа-гогического сопровождения» (это, несомненно, самое продуктивное достижение за весь период последнего двадцатилетия незавидного существования психологической службы в образовании).
Однако ведущее значение для школьного психолога на сегодня все еще имеет сам его непосредственный опыт мобилизации профессионального и личностно-психологического ресурса, на который он опирается при решении им большинства практических задач своей деятельности. Эмпирический этап конструирования деятельности школьного психолога, безусловно, все еще не исчерпал свои основные возможности. Но на этом пути присутствует одна неизбежная и трудно преодолимая сложность — слож-
ность обобщения всех этих достижений, авторских экспериментальных эмпирических моделей, разработок и просто интересных находок. И явно уже назрела необходимость перехода к построению деятельности школьного психолога на системно-целостной, структурной основе.
Отсутствие целостного представления о содержании деятельности школьного психолога негативно сказывается на проблеме построения его профессионального образования. Но на сегодня нет никаких оснований ожидать каких-либо значительных экспериментальных разработок и достижений в области психологической службы школьного образования. А устоявшееся расхождение (точнее — «несхождение») векторов деятельностей школьного учителя и школьного психолога, неопределенность профессионального статуса последнего со всей очевидностью свидетельствуют уже о необходимости реформы в области психологической службы в образовании. Будет ли это очередной «социальный заказ», снова подкрепленный и соединенный с бодрыми академическими «проектами»? Или в качестве «реформы» выступит в духе современности обычное кадровое административное сокращение? Или на этот раз инициатором построения службы выступит сама «социальная ситуация развития» образования, и тогда скорее всего будет востребован уже профессиональный опыт практических психологов?
На наш взгляд, «переход» от эмпирических опытов к построению деятельности школьного психолога на системно-целостной, структурной основе может