УДК 338.48: 379. 821
Ланковская Е. К.
аспирант кафедры социально-педагогических технологий и педагогики девиантного поведения Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского
ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА СПЕЦИАЛИСТА АНИМАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ТУРИЗМЕ
В статье рассматриваются профессионально важные качества специалистов анимационной деятельности необходимые для успешной организации анимации в туристско-рекреационной сфере.
Ключевые слова: профессионально важные качества, специалисты анимационной деятельности, санаторно-курортные учреждения
Актуальность данного исследования объяснятся тем, что сегодня в период нарастающей конкурентной борьбы в туристско-рекреационной сфере организация эффективной анимационной деятельность относится к весомому конкурентному преимуществу, что требует повышенного внимания к подготовке конкурентоспособных специалистов-аниматоров. На сегодняшний день наблюдается отставание социально-культурной деятельности от запросов туристов, и как результат происходит недооценка социокультурной значимости подготовки аниматоров со сформированными профессиональными качествами.
Проблемой исследования выступает, существующая востребованность в организации профессиональной анимационной деятельности на курортных предприятиях с целью повышения их престижности, с одной стороны и, с другой стороны, нехватка аниматоров со специализацией в туризме, владеющих профессионально важными качествами для организации анимационной деятельность на высоком качественном уровне.
Педагогические парадигмы социально-культурной деятельности отражены в работах Н.Н. Ярошенко. Вопросами исследования формирования профессионального мастерства специалистов культурно-досуговой деятельности занимались академик А. Д. Жарков, профессор В. М. Чижиков. Исследования, связанные с изучением данной проблемы именно в анимационной деятельности, отражены в работах А. В. Дегтяренко, Е. А. Киселева, В. Ю. Киселева, М. В. Никитского, В. С. Плотниковой,
Е. М. Приезжевой, Т. И. Гальпериной, О. Н. Тимофеева и др.
Целью исследования является рассмотрение особенностей профессионально важных качеств специалистов анимационной деятельности применительно к туристской сфере.
Особенностью, предопределяющей цели, содержание и методы анимационной деятельности, является заполнение свободного времени, которое образуется в системе досуга на курортных предприятиях. В этих условиях одной из главных функций анимационной деятельности является создание культурной пространственно-временной развивающей среды, организованной для включения личности в реальную жизнь. Умение стимулировать и направлять деятельность туристов и будет являться результатом сформированного профессионального мастерства.
Однако, как указывают ученые, в силу объективных законов поступательного развития, на практике идеальной модели специалиста не существует. Следовательно, достижению положительных результатов, будет предшествовать сложный творческий процесс приобретения профессионально важных качества, в конечном итоге который должен привести к формированию профессионального мастерства аниматора.
Стоит отметить, что специалист анимационной деятельности, относится к группе профессий «человек-человек», пригодность к которым формируется только при наличии у будущего специалиста ярко выраженных природных данных, наличие которых, должно быть предварительно установлено. Здесь психологи говорят о проблеме определения профессиональной пригодности, которая заключается в выявлении признаков доминантных качеств личности, таких как склада мышления, волевых и эмоциональных качеств и т.д., обеспечивающих ей успех в будущей профессиональной деятельности.
Определенную сложность в работе аниматоров составляет тот факт, что любая анимационная деятельность строится на добровольных началах, т.е. необходимо обладать умением привлечения туристов, не используя административные методы воздействия. Для чего аниматорам необходимо знать настроения и духовные запросы туристов и организовывать работу с учетом мотивированного выбора ими видов и форм анимационной деятельности [5].
Одним из важнейших принципов анимационной деятельности является дифференцированный подход к туристам. Этот принцип означает организацию анимационной деятельности с учетом специфических особенностей различных туристов как одно из необходимых условий результативности анимационных программ. Поэтому очень важно учитывать возрастные особенности населения. Дифференцированный подход необходим и по половым признакам. Организация работы среди женщин представляет значительные трудности, так как у женщин меньше свободного времени, чем у мужчин [2, с. 67].
Сегодня большая часть сегмента отечественных санаторно-курортных учреждений представлена матерями с детьми, что также важно учитывать в организации анимационной деятельности в санаториях. Эффективной реализации дифференцированного подхода должно предшествовать проведение маркетингового исследования, которое будет заключаться во всестороннем изучении потенциальных туристов [4].
Также необходимо не забывать, что анимационная деятельность является разновидностью культурно-досуговой деятельности, социальная обусловленность которой, позволяет связать ее и с жизнедеятельностью отдельного индивида, с личностным смыслом его бытия. Следовательно, принцип индивидуализации становится самостоятельным и в анимационной деятельности, приобретая важное значение в ее понимании. Таким образом, процесс организации анимационной деятельности можно представить как взаимодействие двух тенденций: социализации и индивидуализации [2, с. 68]. Если первая состоит в присвоении индивидом своей социальной сущности, то вторая — в выработке у него индивидуального способа жизнедеятельности, благодаря которому он получает возможность развиваться согласно собственным природным задаткам и потребностям.
В анимационных программах средства рационального и эмоционального воздействия тесно взаимосвязаны и методическая деятельность осуществляется по определенным закономерностям. Аниматор должен в первую очередь понимать состояние аудитории, а именно в каком состоянии готовности, заинтересованности, активности пребывает аудитория. Т.е., в процессе анимационной деятельности учитывается специфика массового сознания, следовательно, только с учетом психологии личности и психологии групп, можно говорить о содержательности анимационной деятельности, аргументированном использовании форм и методов подачи материала. Профессиональное мастерство аниматора состоит в том, чтобы из многообразия форм и методов выбрать те, которые в каждом конкретном случае дадут наилучший результат.
Плотникова В.С. раскрывает понятие профессиональной компетентности педагога-аниматора как профессиональной направленности, мышления, мобильности и общепрофессиональной компетентности
(рисунок 1) [6].
Профессиональная направленность
Профессиональная компетентность педагога-аниматор а ___—■—
Профессиональное мышление
Профессиональная мобильность
Общепр о фес си он а л ьн ые комп етенции
Рисунок 1 — Профессиональная компетентность педагога-аниматора (составлено по В.С. Плотниковой [6])
Дегтяренко А. В. обращает внимание на необходимость развития у будущих специалистов анимационной деятельности знаний, основанных на культурно-историческом наследии регионов [1]. Что в свою очередь, ставит социально-педагогические задачи по патриотическому воспитанию, утверждению гуманистических начал, развитию эмпатийных умений и развитию креативных склонностей. Автор усматривает два решающих фактора в том, что культурно-исторический компонент туристской анимации должен быть доминирующим во всей профессиональной подготовке будущих аниматоров, это его интеллектуальность и его эстетическая и туристская привлекательность.
Приезжева Е.М. рассматривает среди основных духовных ценностей анимационных программ в туризме влияние на гармоничное развитие человеческой личности, воспитание нравственных, эстетических качеств и приобщение к культурным традициям народа [7]. И подчеркивает, что специалист, занимающийся разработкой анимационных программ должен иметь знания не только в туристской сфере деятельности, но и в музейном деле, и в мировой культуре.
В ходе исследования автор дополняет следующие качества: наблюдательность, находчивость, чувство юмора, эстетический вкус, интеллект, природная эмоциональность, неординарность мышления; знание психолого-педагогических основ управления временным коллективом. Огромное значение имеет склонность к лидерству, а именно проявление инициативы, способности разговаривать на языке своих сторонников.
Следовательно, у аниматоров должны быть сформированы следующие личностные качества лидера (рисунок 2) [7]:
Киселев Е.А. исследовал вопросы подготовки студентов туристского вуза к разработке музейных анимационных программ, предполагая, что обучение студентов созданию проектов художественно-исторических программ в естественном ландшафте повысит уровень конкурентоспособности будущих аниматоров туризма, и это, в свою очередь, будет способствовать развитию зрелищного туризма в России [3].
Тимофеев О.Н. указывает на принципиальную особенность специалиста-аниматора в том, что: «...знание психологии, социологии, экономики, политологии, права, теории управления, основ режиссуры и ряда других, общественно значимых наук выступает не как самоцель, а как существенное средство реализации основной функции социально-культурной деятельности — приобщения человека к культурному отдыху, развитие в личности его творческого потенциала и его скрытых качеств» [8, с. 80].
ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА АНИМАТОРА
ИНИЦИАТИВНОСТЬ (сп о со он ость направлять ахтиЕность в ноеом направлении)
КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ (способность устанавливать хонтахт, совохупносгь знаний, умений и навыхов, обеспечивающих эффективное о ощени е)
САМОРЕАЛИЗАЦИЯ (проявление личностной ахтивности, правильное использование знаний, умений, прахтичесхого опыта, самовыражение)
УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ (решительность и способность находить выход из хритичесхих ситуаций)
Рисунок 2 — Личностные качества специалистов анимационной деятельности (составлено по
Е. М. Приезжевой [7])
Следует отметить, что аниматоры, при эффективной организации маркетинговой информационной системы на курортном предприятии, могут служить одним из важных элементов системы, так как их прямой работой является непосредственное общение с туристами, что относит их к сотрудникам фронт-офис. Поэтому аниматоров следует привлекать к участию в проведении маркетинговых исследований и ставить перед ними задачу в передаче руководству невысказанных гостями недовольств и просьб [5].
Ряд специалистов считает, что главной задачей аниматора является оживление туристов, в чем и будет проявляться их профессионализм, т.е. в вовлечение туристов в анимационную деятельность с помощью анимационных программ.
Итак, подводя итоги выше сказанному, необходимо отметить, что в процессе организации анимационной деятельности должны создаваться условия для снятия психологического напряжения и самоактуализации личности. Отсюда следует, что ключевое значение будут иметь организаторские, творческие и нравственные качества аниматора. Профессиональное мастерство рассматриваемого специалиста будет определяться высоким уровнем художественного и нравственного воздействия на личность и коллектив. В связи с этим, следует учитывать обстоятельства времени, места, специфику туристов, помнить, что анимационная деятельность должна иметь познавательный и психотерапевтический эффект, а также способствовать созданию благоприятной психологической атмосферы.
В заключение нужно сказать, что современной основой профессиональной подготовки аниматоров в сфере туризма должна быть гуманистическая парадигма образования, базирующаяся на антропологическом подходе к общечеловеческим и национальным ценностям, создающая условия для проявления индивидуальности, выявления и развития креативных способностей личности.
Литература
1. Дегтяренко, А. В. Культурно-историческое наследие региона в профессиональной подготовке специалистов туристской анимации [Текст]: дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук : 13.00.08 / Дегтяренко А. В.; Российская международная академия туризма. — Москва: РГБ, 2007. — 131 л.
2. Жарков А. Д. Культурно-досуговая деятельность: Учебник / Под научной редакцией академика РАЕН А. Д. Жаркова и профессора В. М. Чижикова. — М. :1998. — 344 с.
3. Киселев, В. Ю. Педагогические основы обучения студентов туристского вуза проектированию анимационных программ [Текст]: дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук : 13.00.08 / Киселев, В. Ю. ; Российская международная академия туризма. — Москава: РГБ, 2001. — 129 л.
4. Ланковская Е. К. Профессиональная подготовка специалистов анимационной деятельности для санаторно-курортной отрасли Республики Крым // Крымский научный вестник. — Крымский научный вестник, №6, 2015 krvestnik.ru — 2015 г., «Педагогические науки», с. 267-278. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://krvestnik.ru/pub/2015/12/Lankovskaya.pdf
5. Ланковская Е. К. Анализ понятий «анимация», «анимационная деятельность» в научной литературе // Ланковская Е. К. — Проблемы современного педагогического образования. Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского. Педагогические науки. — 2016. —№ 50-2. — С. 76-83. — Режим доступа: http://elibrary.ru/download/95458199.pdf
6. Плотникова, В. С. Подготовка студентов к анимационно-педагогической деятельности в образовательном процессе вуза [Текст]: дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук : 13.00.08 / Плотникова В. С. ; Карельская государственная педагогическая академия. — Петрозаводск, 2013, — 229 с.
7. Приезжева Е. М. Анимационный менеджмент в туризме [Текст] : учебное пособие : 2-е изд., перераб. и переем. / Е. М. Приезжева ; Российская международная академия туризма. М. : Советский спорт, 2014. — 239 с.
8. Тимофеев О. Н. Анимационная деятельность в индустрии гостеприимства. Учеб. пособие для вузов / О. Н. Тимофеев. — Уфа, 2005. 128 с.