УДК 159.9 ББК 88.492 Т 19
Е.В. Тарасова
Соискатель лаборатории психологии труда, эргономики, организационной и инженерной психологии Института психологии Российской академии наук; E-mail: [email protected]
А.Д. Черемухин
Преподаватель кафедры физико-математических наук Нижегородского государственного инженерно-экономического университета; E-mail: ngieu. [email protected]
ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ ПСИХОЛОГОВ-КОНСУЛЬТАНТОВ КАК ПРЕДИКТОРЫ ЖИЗНЕСПОСОБНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛА
( Рецензирована )
Аннотация. Актуальность данной статьи в исследовании качеств личности как предикторов жизнеспособности психологов-консультантов. Рассматривается феномен «жизнеспособность». Анализируются данные полуструктурированного интервью и опросника Р. Кеттела. Качества личности рассматриваются в зависимости от возраста специалистов. Определённые профессионально важные качества личности психологов влияют на развитие индивидуальной способности управления своими ресурсами с целью профессионального благополучия.
Ключевые слова: жизнеспособность профессионала, психолог-консультант, профессионально важные качества, предикторы.
E.V. Tarasova
Applicant of Laboratory of Psychology of Work, Ergonomics, Organizational and Engineering Psychology, Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences; E-mail: [email protected]
A.D. Cheremukhin
Teacher of Department of Physics and Mathematics, the Nizhny Novgorod State Engineering and Economic University; E-mail: [email protected]
PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES OF THE PERSONALITY OF PSYCHOLOGISTS-CONSULTANTS AS PREDICTORS OF THE RESILIENCE
OF A PROFESSIONAL
Abstract. The relevance of this paper lies in the study of personality traits as predictors of the resilience of counseling psychologists. The phenomenon of "resilience" is considered. The data of the semi-structured interview and the questionnaire of R. Kettel are analyzed. Qualities of personality are considered depending on the age of specialists. Certain professionally important qualities of the personality of psychologists influence the development of individual ability to manage their resources for the purpose of professional well-being.
Keywords: Resilience of a professional, a psychologist-consultant, professionally important qualities, predictors.
Условия труда психолога способствуют развитию эмоционального выгорания и дистресса. Известно, что стресс негативно влияет на возможности психологов (психотерапевтов) сопереживать клиентам и поддерживать их [1] и неблагоприятно воздействует на продуктивность в деятельности. Процесс преодоления стресса связан с феноменом «жизнеспособность».
По мнению различных исследователей, жизнеспособность выделяется как способность справляться с травмами, способность преодолевать трудности с использованием трудовых ресурсов, как ключевой компонент, влияющий на благополучие и состояние здоровья [2]. Жизнеспособность в некоторой степени затрагивает важные темы, связанные с профессиональной деятельностью: «трудовые ресурсы», «стресс на рабочем месте». По нашему мнению, ресурсы отражают профессионально важные качества личности специалиста.
Исследований жизнеспособности в профессии психолога практически не встречается, за исключением некоторых работ, например, где сравнивались особенности копинг-поведения и жизнеспособность у медицинских сестёр, социальных работников, вожатых в школах, психологов, врачей [3].
Данный факт подтверждает необходимость проведения эмпирических исследований профессионально важных качеств как предикторов жизнеспособности профессионалов.
Экспериментальная выборка и методы исследования. В эмпирическом исследовании приняли участие 50 специалистов (42 женщины, 8 мужчин со средним возрастом 41±7,74 год), 2 человека врачи-психотерапевты, 8 человек -психотерапевты без медицинского образования, остальную выборку составляют психологи, работающие в сфере оказания психологической помощи из городов России,
2-х городов Белоруссии (Минск, Гомель) и Казахстана (Алма-Аты).
Для оценки качеств личности у психологов-консультантов использовалась методика - тест Кеттелла 16 РР (форма А), полуструктурированное интервью.
Статистическая обработка материала проводилась с помощью программы вТАТШПСА 10. В работе использовались методы статистической обработки данных, в частности, метод средних, метод корреляционного анализа.
Был проведён анализ результатов теста структуры личности Кеттела 16 РР (форма А), который проводился с психологами (психотерапевтами).
По результатам опросника Р. Кеттелла установлено, что для выборки специалистов-психологов (психотерапевтов) характерно наличие высокого уровня интеллекта (фактор В), что подтверждают данные, полученные при сравнительном исследовании психотерапевтов с медицинским и психологическим образованием, а также при исследовании ПВК психологов [4] и при изучении профессионально-значимых качеств личности психологов [5]. Кроме того, было показано, что интеллектуальная работа приводит к удовлетворённости в процессе труда у психологов [3], что может быть прогностически благоприятной характеристикой для сохранения жизнеспособности профессионалов.
По нашим данным, выявлено, что психологи обладают значительной силой «Я», где характерным является эмоциональная устойчивость, выдержанность, спокойствие, трезвый взгляд на вещи, работоспособность, реалистичный настрой, эмоциональная зрелость, постоянство интересов, спокойствие, склонность реально оценивать обстановку (фактор С). Для специалистов характерны смелость, предприимчивость, склонность к риску, общительность, активность, отзывчивость, добродушие,
эмоциональность и беззаботность (фактор Н), что проявляется и у психотерапевтов с медицинским образованием [4].
По нашим данным, с увеличением возраста специалистов снижаются показатели стена В (интеллектуальность), увеличиваются показатели стенов С (эмоциональная устойчивость), в (моральная нормативность), Н (смелость в социальных контактах), I (эмоциональная чувствительность), (}2 (самостоятельность), (}3 (самодисциплина).
Далее сопоставим значения стенов у различных факторов, отражающих те или иные качества личности, чтобы увидеть некоторую взаимосвязь. Анализ позволил сделать следующие выводы: положительная корреляция наблюдается между показателями факторов Р (беспечность) и ¥2 (экстраверсия) (г=0,815; р<0,05); Н (смелость) и ¥2 (экстраверсия) (г=0,698; р<0,05).
Рассмотрим далее ПВК и предикторы жизнеспособности психологов.
Было проанализировано полуструктурированное интервью, которое включает блоки предложений. В предложениях необходимо продолжить незаконченные фразы: блок «Качества личности» («У меня есть следующие качества, которыми должен обладать психотерапевт...»).
Анализ ответов специалистов позволяет говорить о наиболее присущих им качествах личности. Были выявлены наиболее свойственные им черты характера - эмпатия (58%), терпение, толерантность
(24%), умение слушать и слышать (22%), интерес к людям (14%).
При этом некоторые исследователи отмечают, что эмпатия является одним из ведущих свойств личности в системе ПВК психолога [6: 6].
Анализируя ПВК и предикторы жизнеспособности психолога, стоит отметить, что у них есть общее содержательное сходство в определённых характеристиках и свойствах личности. Жизнеспособность, по мнению ряда исследователей, охватывает знания, личностные качества и необходимые навыки для устойчивой и успешной карьеры [7].
ПВК как предикторы жизнеспособности обеспечивают благополучие в профессиональной среде, профессиональный рост и успешность, могут помочь в адаптации к условиям труда, а также к стрессовым ситуациям в процессе трудовой деятельности, что, в свою очередь, отражает сходство с конструктом «жизнеспособность профессионала», где присутствует «взаимодействие индивидуальных и ситуативных факторов, обеспечивающих поддержание профессионального благополучия» [3]. Индивидуальный фактор могут представлять качества устойчивости и личностные качества [3]. По нашему мнению, ПВК личности психологов являются составляющими жизнеспособности профессионалов. ПВК как предикторы жизнеспособности являются важным условиям сохранения благополучия и профессиональной устойчивости у психологов-консультантов.
Примечания:
1. The relationship between resilience and personality traits in doctors: implications for enhancing well being / S.E. Diann, C.C. Robert, L.Walters [et al.]. URL: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC3840414/
2. Bateman A, Fonagy P. Mentalization-based treatment of BPD // Journal of Personality Disorders. 2004. 18(1). 36-51. DOI: 10.1521/pedi.l8.1.36.32772.
3. Resilience in the health professions: A review of recent literature. International Journal of Wellbeing / C. M.McCann, E.Beddoe, K. Mc Cormick [et al.] // International Journal of Wellbeing. 2013. 3(1). P. 60-81.
4. Быкова E.A. Особенности профессионально важных качеств психолога. URL: http://shgpi.edu.ru/files/nauka/vestnik/2015/2015-3-23.pdf
5. Бозаджиев B.JI. Профессионально-значимые качества личности психолога-консультанта // Успехи современного естествознания: научный журнал. 2008. № 9. URL: https://www.natural-sciences.rU/pdf/2008/9/33.pdf
6. Миронова Е.Е. Сборник психологических тестов. Ч. I. Пособие. Минск: Женский институт ЭНВИЛА, 2005. 155 с.
7. The importance of emotional resilience for staff and students in the 'helping' professions: developing an emotional curriculum. URL: https://www.heacademy. ac.uk/system/files/emotional_resilience_louise_grant_march_2014_0.pdf
8. Александрова JI.A. К концепции жизнестойкости в психологии // Сибирская психология сегодня: сб. науч. тр. Вып. 2. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2003. С. 82-90.
9. Горобец H.JI. Профессиограмма деятельности психотерапевта в контексте интегративного подхода к психотерапии: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2008.
10. Коджаспиров А.Ю. Профессиональные и личностные качества психолога-консультанта, определяющие результативность деятельности в сфере телефонного консультирования // Вестник Московского городского педагогического университета. 2012. № 3(21). С. 63-72.
11. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. М.: Академический Проект, 2000.
12. Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Тест жизнестойкости: методическое руководство по новой методике психологической диагностики личности с широкой областью применения. М.: Смысл, 2006.
13. Лотарева Т.Ю. Жизнеспособность профессионалов социальной сферы как ресурс профессиональной эффективности и изменений условий труда // Непрерывное педагогическое образование. Ru. 2014. № 7.
14. Манахов С.В., Иванов С.Г. Профессионально важные качества психолога-консультанта // Материалы международной научно-практической конференции. 2012. URL: http://conf-a.narod.rU/2.06.08.2012.pdf
15. Махнач А.В. Жизнеспособность человека и семьи: социально-психологическая парадигма. М.: Изд-во Ин-та психологии РАН, 2016. 459 с.
References:
1. The relationship between resilience and personality traits in doctors: implications for enhancing well being / S.E. Diann, C.C. Robert, L.Walters [et al.]. URL: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC3840414/
2. Bateman A, Fonagy P. Mentalization-based treatment of BPD // Journal of Personality Disorders. 2004. 18 (1). 36-51. DOI: 10.1521 / pedi.18.1.36.32772.
3. Resilience in the health professions: A review of recent literature. International Journal of Wellbeing / C.M. McCann, E. Beddoe, K. McCormick [et al.] // International Journal of Wellbeing. 2013. 3 (1). P. 60-81.
4. Bykova E.A. Features of professionally important qualities of a psychologist. URL: http://shgpi.edu.ru/files/nauka/vestnik/2015/2015-3-23.pdf
5. Bozadzhiev V.L. Professionally significant qualities of the personality of a psychologist-consultant // Successes of modern natural science: a scientific journal. 2008. No. 9. URL: https://www.natural-sciences.rU/pdf/2008/9/33.pdf
6. Mironova E.E. Collection of psychological tests. Part I. A manual. Minsk: Women's Institute of ENVILA, 2005. 155 pp.
7. The importance of emotional resilience for staff and students in the 'helping' professions: developing an emotional curriculum. URL: https://www.heacademy. ac.uk/system/files/emotional_resilience_louise_grant_march_2014_0.pdf
8. Alexandrova L.A. On the concept of resilience in psychology // Siberian Psychology Today: coll. of proceedings. Iss. 2. Kemerovo: Kuzbassvuzizdat, 2003. P. 82-90.
9. Gorobets N.L. Professiogram of psychotherapist's activity in the context of the integrative approach to psychotherapy: Diss, abstract for the Cand. of Psychology degree. M., 2008.
10. Kozhaspirov A.Yu. Professional and personal qualities of the counseling psychologist, determining the effectiveness of the activity in the field of telephone counseling // Bulletin of the Moscow City Pedagogical University. 2012. No. 3 (21). P. 63-72.
11. Kochyunas R. Fundamentals of psychological counseling. M.: Academic Project, 2000.
12. Leontyev D.A., Rasskazova E.I. Test of vitality: a methodological guide on the new technique for psychological diagnosis of a person with a wide range of applications. M.: Smysl, 2006.
13. Lotareva T.Yu. Viability of professionals in the social sphere as a resource of professional effectiveness and changes in working conditions // Continuous pedagogical education. Ru. 2014. No. 7.
14. Manakhov S.V., Ivanov S.G. Professionally important qualities of the counseling psychologist // Proceedings of the international scientific and practical conference. 2012. URL: http://conf-a.narod.rU/2.06.08.2012.pdf
15. Makhnach A.V. Viability of the person and family: socio-psychological paradigm. M.: Publishing house of the Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences, 2016. 459 pp.