ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
УДК 377
Бишаева Альбина Анатольевна
доктор педагогических наук, профессор Костромской государственный университет им. Н.А.Некрасова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ВАЛЕОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ БАКАЛАВРА В ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ СФЕРЫ
Автором предпринята попытка экспериментального обоснования профессионально-валеологической двигательной подготовки бакалавров к труду с социально гуманитарной направленностью. Определены «ключевые» психофизиологические функции. Предложены здоровьесберегающие, здоровьеформирующие технологии физической культуры.
Ключевые слова: профессионально-валеологическая двигательная активность, «ключевые» психофизиологические функции, физические качества, двигательные способности, оздоровительные факторы, здоровьесберегающие, здоровьеформирующие технологии.
На современном историческом этапе Россия переживает время концептуальных преобразований, коренных реформ практически во всех сферах жизни человеческой. Не обошлось, естественно, без изменений и в российском образовании. Введение системы многоуровневой подготовки специалистов (бакалавриат, специалист, магистратура), появление Государственных образовательных стандартов, переориентация оценки результата образования на компетентностный подход потребовало проведения дальнейших экспериментальных исследований, создания новых учебных программ и учебников, в том числе и для подготовки в вузах бакалавров в области социально-гуманитарной сферы.
Одной из приоритетных исторически сложившихся позиций современного Российского образования является общекультурное развитие обучающихся. В тексте Закона РФ «Об образовании» (2002) отмечено, что «общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в отечестве.
Происходит коррекция и в оценке результатов образования. Современные требования к результатам высшего профессионального образования ученые рассматривают в категории компетентности и дают этому понятию определение, согласно которому социально-профессиональная компетентность человека есть его личностное, интегративное, формируемое качество, проявляющееся в адекватности решения задач всему разнообразию социальных и профессиональных ситуаций. Важно, что выпускник кроме качественного решения профессиональных задач, должен быть способным организовать свою жизнь в соответствии с социально-значимым представлением о здоровом образе жизни.
Воспитание человека неотделимо от его практического участия в труде, общественной жизни, решения социально-экономических задач и является сложной проблемой качественной подготовки молодого специалиста.
Вместе с тем место физической культуры в системе культурных ценностей человека до сих пор не соответствует ее значению как важнейшего фактора здоровья, социального воспитания, качественной профессиональной подготовки к избранной специальности.
Профессионально-валеологическая двигательная физическая подготовка рассматривается в настоящее время как рационально избранная и целенаправленно используемая система двигательной активности (физических упражнений и оздоровительных мероприятий), направленная на достижение, повышение и устойчивое сохранение дееспособности в избранном виде труда как общественно-социальном явлении, готовности наилучшим образом действовать в условиях профессиональной сферы.
Анализ научно-исследовательской работы по данной проблеме позволяет нам дать этому социально обусловленному педагогическому явлению определение, согласно которому профессионально-валеологическая двигательная подготовка есть педагогический процесс с оздоровительной и профессиональной направленностью, с использованием специфических здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий физического воспитания, профилирующих видов двигательной активности, в результате которой психофизиологические функции, двигательные качества, основные параметры здоровья соответствуют требованиям избранной профессии.
Профессионально-валеологическая двигательная подготовка (ПВДП) заключается, с одной стороны, в овладении кругом знаний, умений и навыков из области валеологии, социологии, психофизиологии и физической культуры, которые должны или могут быть использованы в дальнейших жизненных и трудовых ситуациях, при исполнении профессиональных обязанностей. С другой стороны, ПВДП бакалавра состоит в преимущественном развитии тех физических качеств и способностей, которые в сумме формируют его нравственный потенциал,
Таблица1
Профессиограмма для бакалавров в области социально-гуманитарной сферы
Профессионально важные качества, психофизические функции Виды двигательной активности и методы ее использования
Социальная компетентность. Коммуникативная компетентность, организационная культура. Эмпатия, милосердие, толерантность. Туризм, альпинизм, спортивное ориентирование. Подвижные и спортивные игры с установкой, постановкой задачи на развитие и совершенствование профессиональных качеств. Специальный методический материал к подбору, организации и проведению занятий.
Качество и количество здоровья Аэробная выносливость: циклические виды движений: кросс, лыжи, плавание. Фитнес-аэробика, кардиофанк, калланетика, стретчинг, шейпинг. Работа сердечно сосудистой системы в режиме 130-150 уд в мин.
Профилактика и коррекция зрения Знание и индивидуальное использование методов Бейтса, Норбекова, Аветисова, Утехина
Профилактика и коррекция опорно-двигательного аппарата Общеразвивающие физические упражнения для укрепления мышц опорно-двигательного аппарата Метод чередования нагрузок в напряжении и расслаблении, растяжение мышц ОДА.
Состояние нервно-психической сферы Совершенствование управления движениями, психофизическая регуляция, выполнение упражнений в чередовании напряжения с расслаблением, элементы йоги
Внимание Специальные упражнения на внимание, точностные упражнения, направленные на совершенствование управления движениями. Игры подвижные, спортивные, элементы йоги
Мышление Целенаправленные игры спортивные, подвижные. Использование информативного, проблемного и интерактивного методов обучения. Выполнение упражнений с постановкой конкретной смысловой задачей.
Зрительно-двигательная реакция Спортивные и подвижные игры с использованием четко поставленных двигательных задач, элементы спортивных единоборств
Статическое напряжение Чередование напряжения и расслабления, пауэрлифтинг, сквош, бадминтон, штанга
Пространственная ориентация Точностные упражнения на умение ориентироваться в пространстве, волейбол, баскетбол, футбол, скайтбординг
Дифференцировка проприоцепторики Мануальные упражнения, армрестлинг, бейсбол, настольный теннис, совершенствование сенсомоторики
Умственное утомление Активный отдых, циклические упражнения, шейпинг, релаксационные упражнения
физическую готовность к профессии в наилучшем соответствии с ее характером и особенностями.
Прикладной характер физического воспитания базируется на профессиографии, т. е. всестороннем глубоком изучении вида профессии и тех требований, которые предъявляет профессия к организму и личности.
С учетом «ключевых» функций, к которым профессия предъявляет повышенные требования, производится отбор соответствующих и наиболее эффективных здоровьесберегающих, здоровьеформирующих технологий. При этом «ключевые» системы и функции определяются по степени их функциональной нагрузки, утомляемости в трудовом процессе.
При анализе основных массовых видов спорта, используемых в программе физического воспитания бакалавров, было выявлено, что ряд из них оказывает тренирующее воздействие на функции, без высокого уровня развития которых полноценное освоение профессий невозможно. Максимальный
эффект воздействия спортивной тренировки достигается лишь при условии единой функциональной направленности вида спорта и профессионального труда.
Основой прикладной ценности служит направленность влияния профессионального и спортивного воздействия на организм, оцениваемая по следующим показателям: общность формируемых навыков, идентичность требуемых физических качеств, одинаковая направленность на психофизиологические функции и социальные способности.
Процесс физического воспитания при обучении в университете должен быть оздоровительным, социальным и профилированным, он должен быть подчинен задаче качественной подготовки бакалавра. Однако следует отметить, что влияние физической культуры на производственную деятельность в социально-гуманитарной сфере много сложнее, чем прямая зависимость. Физическое воспитание не оказывает прямого воздействия на процесс труда, оно является косвенным фактором, способству-
ющим эффективности труда. Общая и специальная физическая подготовка порой не находит непосредственного применения в процессе труда. Разносторонняя подготовка создает лишь предпосылки для успешной профессиональной деятельности, опосредованно проявляясь в ней через такие факторы, как состояние здоровья, степень физической тренированности, уровень совершенствования ключевых для конкретной профессии физиологических функций, адаптации к условиям труда. Вот почему важное место в общем процессе обучения бакалавра, должна занимать профессионально - валеологичес-кая двигательная подготовка. Она должна быть органической частью программы физического воспитания молодежи в учебном заведении.
ПВДП работников социально-гуманитарной сферы в настоящее время еще не получила в теории и методике физического воспитания должного экспериментального научного обоснования.
Вместе с тем проведенные исследования по проблеме подготовки специалистов по социальной и психосоциальной работе позволили ученым экспериментально доказать, что в физическом воспитании, должны превалировать те разделы знаний, тот практический материал, который связан с жизненно важными интересами самой личности.
Очевидно, что ПВДП должна включать в себя не только сведения о практике физических упражнений, средствах и методах их применения, но и те разделы знаний, которые позволяют создать ситуацию «здорового социального комфорта» личности. Поэтому различные формы занятий (лекционные, методические, практические) должны использовать в должной мере образовательные возможности молодежи, преследовать цель - выработать у каждого бакалавра, благодаря осознанию значения двигательной активности, стойкую потребность в ее освоении.
Однако знаний по теории и методике профессиональной двигательной подготовки молодежи, как показывает практика, явно недостаточно для внедрения здорового образа жизни, стойкой потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями как при обучении, так и в дальнейшей трудовой деятельности.
Труд работника социально-гуманитарной сферы по классификации видов труда следует отнести к категории творческого умственного труда с повышенной нервно-эмоциональной напряженностью. Основной профессиональной деятельностью работников социальной сферы является общение с людьми, способность к эмпатии, милосердию, толерантности.
Можно полагать, что труд в области социальногуманитарной сферы предъявляет повышенные требования к коммуникативной и социальной компетентности, к основным, генетически обусловленным, свойствам нервной системы, к интеллектуальному потенциалу, эмоциональной сфере личности,
к таким психофизическим функциям, как творческое мышление, память, восприятие, внимание, к функциям предвидения, предвосхищения полученного результата.
Именно эти профессионально важные функции являются «ключевыми» для работы в социальногуманитарной сферы, и процесс профессиональной двигательно-валеологической активности, средства и методы физического воспитания должны быть направлены на их развитие и совершенствование.
И все-таки одним из основных профессиональных и жизненно важных условий является здоровье (нравственное, духовное, физическое).
Важным фактором здоровья является любимый труд. В труде большие нагрузки дают суперкомпенсацию, повышают резервные возможности организма. Человек, который не любит свою работу, не может быть счастлив и, как следствие, здоров.
Одно из качеств, которое трудно переоценить в человеке, выбравшем работу в социально-гуманитарной сфере, - доброжелательность. Особенно она важна там, где человек по долгу службы вступает в широкие коммуникации, общается с множеством других людей. Человек раздражительный и несдержанный профессионально непригоден к работе с людьми. Тот же, кто испытывает радость от общения с людьми, будет на своем месте. Вообще у людей, которые призваны широко общаться, должно быть особенно развито то мироощущение, о котором писал Антуан де Сент-Экзюпери: высшее наслаждение для человека - это радость человеческого общения. Не может быть высококвалифицированного работника социальной сферы без здоровья духовного, без добра и сострадания к ближнему. Но для этого помимо знаний и умений, полученных в процессе обучения в университете, необходимо самосовершенствование, направленное на духовное и физическое здоровье. Духовное, нравственное здоровье педагога, юриста, психолога, социального работника необходимо рассматривать только в единстве с физическим здоровьем, физическим совершенствованием человека.
К профессионально важным двигательным физическим качествам работников социально-гуманитарной сферы следует отнести аэробную выносливость. Учеными доказана тесная взаимосвязь уровня совершенствования аэробной выносливости с умственными способностями человека.
С помощью тренировочных занятий, направленных на развитие общей выносливости, можно замедлить происходящий с возрастом процесс снижения работоспособности.
Тренировки на развитие выносливости способствуют возникновению в организме приспособительных реакций, приводят к высокой экономизации потребления кислорода, стабилизируют деятельность вегетативной нервной системы, экономизируют ра-
боту сердца в покое, тем самым они противодействуют факторам риска повседневной жизни.
Общую (аэробную) выносливость характеризует способность выполнять продолжительную физическую работу умеренной мощности, при которой функционирует большая часть мышечного аппарата человека. Этим требованиям удовлетворяют такие физические упражнения, как бег, плавание, передвижение на лыжах, бег на коньках, гребля, туризм и т. д. При выполнении этих упражнений следует учитывать их интенсивность, продолжительность, длительность интервалов отдыха, число повторений. В зависимости от сочетания этих компонентов характер ответных реакций на нагрузку будет различным. Как правило, занятия физическими упражнениями в целях развития общей выносливости должны проходить в условиях устойчивого потребления кислорода, без одышки, при умеренной интенсивности упражнения. Продолжительность выполнения упражнений может колебаться от 2030 мин до 1-3 ч. Наибольший рост работоспособности у студентов наблюдается при условии ежедневных занятий упражнениями на выносливость до 20-30 мин при интенсивности 50% от максимальной. Если интенсивность работы повышается до 7585% от максимальной, нужно делать перерывы для отдыха 2-4 мин. Желательно не отдыхать пассивно,
а, например, бег сменить на ходьбу или с бега, отличавшегося повышенной интенсивностью, перейти на медленный бег. Можно руководствоваться частотой сердечных сокращений (ЧСС), которая должна составлять 130-150 уд./мин. Число повторений упражнений определяется возможностями занимающихся выполнять их в условиях устойчивого потребления кислорода.
К 18-19-и годам работоспособность в зонах умеренной и большой мощностей увеличивается в связи с улучшением координации в деятельности вегетативных функций при мышечной работе. Практически закончившееся к этому возрасту развитие аэробных возможностей организма позволяет считать, что для поддержания этого качества необходимо применять значительный объем нагрузок на выносливость.
Вместе с тем эффективность трудовой деятельности, повседневной жизни определяется не только уровнем общей физической подготовленности, но и умением рационально использовать имеющийся двигательный потенциал.
Современные условия жизни повышают значение координационного компонента смысловой структуры двигательных актов, усиливая роль центральных нервных механизмов, сенсомоторных функций, управления движениями, изменяя характер требований к двигательным способностям человека, в связи с чем ставятся новые задачи в сфере физического воспитания молодежи.
Используемое понятие профессионально-вале-ологической двигательной активности отражает и деятельность индивидуума, направленную на совершенствование управления физическими возможностями и нервно-эмоциональным состоянием для оптимальной работоспособности в специфической профессиональной сфере деятельности.
Как показывает практика, нервно-эмоциональные напряжения, возникающие в жизненных, в том числе трудовых, ситуациях, незамедлительно сказываются на рассогласовании движений: усиливается тонус мышц, увеличивается частота и амплитуда физиологического тремора, усиливается деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной систем.
Учеными получены данные, свидетельствующие о нарушениях в состоянии напряжения структуры движений как о характерном явлении, не имеющим места в нейтральных условиях.
О несомненном положительном влиянии целенаправленной двигательной подготовки современных специалистов на их эмоциональное состояние в процессе профессиональной деятельности свидетельствуют результаты исследований отечественных и зарубежных ученых.
Выявлено, что применение упражнений, направленных на совершенствование сенсомоторики, т. е. дифференцировку проприорецепции (мышечного чувства), ориентировку во времени, совершенствование реакций с направленностью на различные анализаторские системы, использование дыхательных упражнений, совершенствование управления тонусом мышц (чередование упражнений в напряжении и расслаблении), будут способствовать развитию таких профилирующих, для специалистов социально-гуманитарной сферы, психофизиологических функций, как память, внимание, механизмов восприятия и оценки времени, функции программирования, предвидения, пространственного воображения, функциональной подвижности нервных процессов, т. е. будут способствовать решению профессиональных задач, требующих повышенного нервно-эмоционального напряжения.
Подтвержден факт продолжающегося (в возрастном плане) развития и совершенствования психофизиологических механизмов управления движениями вплоть до 18-19-и лет, что и позволяет рекомендовать продолжение обучения движениям, совершенствование координационных механизмов в процессе физического воспитания.
Однако можно утверждать, что основным профессионально важным критерием для работников социальной сферы является здоровье.
Совершенствование центральных регуляторных механизмов управления движениями позволяет положительно влиять на развитие таких компетентнос-тных психофизиологических функций как внимание,
мышление, помять, состояние нервной психической сферы.
Библиографический список
1. Ананьев Б.Г. Психофизиология студента возраста и усвоения знаний // Вестник высшей школы. - 1972. - № 7.
2. БасовН.Ф. Социальная работа с молодежью. -М., 2012.
3. БишаеваА.А. Физическая культура. - М., 2011.
4. Вайнер Э.Н. Валеология. - М., 2002.
5. ВиленскийМ.Я. Физическая культура в научной организации учебного труда студентов. - М., 1993.
6. Евсеев Ю.И. Физическая культура. - Ростов-на-Дону, 2003.
7. Косилов С.А. Очерки физиологии труда. - М., 1965.
УДК 378
Баранов Андрей Николаевич
Волжская государственная академия водного транспорта, г. Нижний Новгород
andrejbaranov1980@rambler.ru
ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНЧЕСТВА КАК ФАКТОР ОЗДОРОВЛЕНИЯ НАЦИИ
В статье рассматривается многообразие понятия «здоровый образ жизни», а также акцентируется особое внимание на его связи с современным состоянием здоровья молодежи и всей нации.
Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, состояние здоровья нации, физическая культура.
В условиях социально-экономических и политических преобразований современной России особое значение приобретают вопросы укрепления физического и духовного здоровья человека, формирования здорового образа жизни.
В настоящее время в нашей стране продолжает оставаться очень сложной социально-демографическая ситуация и положение с состоянием здоровья населения. Особую тревогу вызывает ухудшение здоровья детей, подростков и молодежи. Около 75% подрастающего поколения имеют серьезные отклонения в уровне своего здоровья.
Учитывая сложившуюся ситуацию, существует необходимость принятия срочных мер по улучшению охраны здоровья, особенно у детей, подростков и молодежи.
Сам термин «здоровье» насчитывает более 60 трактовок этого понятия. Мы в своей работе рассмотрим наиболее часто встречающиеся определения. Так всемирная организация здравоохранения в 1946 году предложила следующее определение: «Здоровье - это нормальное состояние правильно функционирующего, неповрежденного организма, не только отсутствие болезней и физических дефектов» [7].
В толковом словаре русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой здоровье - это «нормальное состояние правильно функционирующего, неповрежденного организма» или «правильная, нормальная деятельность организма» [5]
Более полно сформулировано понятие «здоровье» в исследованиях президента ассоциации «Спорт для всех» А.В. Царика: «Здоровье - это психологическое и духовное состояние человека, «которое обеспечивает его полноценное биосоциальное фун-
кционирование, физическую и интеллектуальную работоспособность, достаточную приспособляемость к естественным воздействиям изменчивой внешней среды при отсутствии патологических изменений в организме» [8].
Здоровье человека более чем на 50% согласно разным источникам зависит от его образа жизни. Образ жизни - это духовное явление, которое в аксиологии определяется как совокупность ценностей. В рамках нашего исследования, мы рассматриваем понятия «образ жизни» и «здоровый образ жизни» (ЗОЖ).
Образ - субъективная картина мира или его фрагментов, включающая самого субъекта, других людей, пространственное окружение и временную последовательность событий [3]. Отсюда следует, что «образ жизни» - это представление человеком особенностей проживания собственной жизни, это не что иное, как определенный способ интеграции потребностей и соответствующей деятельности, сопровождающихся переживаниями. Структура образа жизни выражается в тех отношениях субординации и координации, в которых находятся различные виды жизнедеятельности.
Рассматривая становление «здорового образа жизни» с начала ХХ века и по сей день, мы видим, что исследователи подходят к этому понятию по-разному.
Традиционно под здоровым образом жизни понимаются типичные формы и способы жизнедеятельности, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем самым успешное выполнение человеком своих социальных профессиональных функций [6], сюда же можно отнести определенный режим жизни, особенности работы, отдыха, общения [1].