УДК 614.254 © Гарески И.В., 2016
© Gareski I.V.,2016
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-СОЦИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА КАК НРАВСТВЕННАЯ ОСНОВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВРАЧА
PROFESSIONAL AND SOCIAL CULTURE AS ETHICAL PRINCIPLE OF DOCTOR S
ACTIVITY
Аннотация. Данная статья по- Abstract. This article is devoted
священа вопросу формирования to the problem of professional and
профессионально-социальной social culture development of
культуры студентов медицинских medical students. The author
вузов. Автор анализирует про- analyzes occupational compo-
фессиональную составляющую nents of such a profession as a
работы врача. В статье подчер- doctor. Special attention is given
кивается роль и значение про- to the role of
дуктивного общения между врачом и пациентом. Автор приходит к выводу, что именно на уровне профессионально-
социальной культуры может выразиться человеческая индивидуальность специалиста медицинского профиля.
constructive communication between the doctor and a patient. The author comes to the conclusion that human personality of a medical specialist can be expressed just at the level of professional and social culture.
Key words: professional and so-Ключевые слова: профессио- cial culture; ethical principle; soft нально-социальная культура; skills; socialization. нравственная основа; социальная компетенция; социализация.
Медицина служит связующим звеном между наукой и обществом. Действительно, применение научных знаний для поддержания здоровья человека является одним из важнейших аспектов клинической практики. Врач является одним из первостепенных агентов, через которого выражается это научное пони-
мание. Но медицина - это намного больше, чем сумма всех знаний о болезни. Медицина касается переживаний, чувств человека зачастую в экстраординарные моменты страха, тревоги и сомнения. В таком крайне уязвимом положении, именно медицинский профессионализм может укрепить доверие общества к врачу [6, р.58].
Профессия врача предъявляет не только определенные требования к его личности, но и в некотором смысле определяет личностные стратегии и картину мира в его дальнейшей профессиональной деятельности. Специфика врачебной практики предполагает знание характерного свода этических требований, запретов и ограничений, которые должны приниматься теми, кто неизбежно по роду своей деятельности вмешивается в жизнь другого человека. Подготовка медицинских специалистов в наши дни требует не только профессиональной компетентности, как одной из главных составляющих, но и формирование профессионально-социальной культуры специалиста.
Все более остроактуальным становится вопрос выявления личностных качеств, основных тенденций, своеобразия профессионализации на этапе обучения в высшей медицинской школе. В условиях модернизации структуры высшего образования представляется невозможным лишь транслировать накопленные медицинские знания. Необходимо формировать социальную компетентность, социальный интеллект студентов медицинских вузов, профессиональную идентичность как тип организационного поведения будущего врача. Профессионально-социальная культура должна пронизывать все аспекты его профессиональной деятельности. Профессионально-социальную культуру врача можно определить как совокупность знаний, умений, а также интеграцию личностных качеств, основанных на толерантных, гуманистических, этических и зиждительных принципах в процесс коммуникации с пациентами. Именно на уровне профессионально-социальной культуры может выразиться человеческая индивидуальность специалиста медицинского профиля. Компетентность и об-
разованность человека проявляются в системно-ценностном подходе в процессе подготовки специалиста.
Прогресс в науке и технике стимулирует общество на поиск новых аксиологических оснований высшего образования и формирование педпроцесса медицинских вузов с учетом эффективности организации профессионально-социальной ответственности студентов-медиков в контексте актуальных достижений биоэтики. Нравственный императив ответственности человека за жизнь на Земле предполагает включение в контекст морально-этических ориентиров и регулятивов современного общества мировоззренческой установки биоцентризма, утверждающей уникальность бытия всего живого и формирование на этой основе новой системы обеспечения социально-антропологической безопасности. В профессиональной деятельности врача понятие ответственности носит правовой и этический аспект. По мнению И.И. Косарева и А.В. Сах-но: «отличие моральной ответственности от правовой состоит в том, что в первом случае в виде внешней санкции выступает общественное мнение, а в качестве своеобразной «внутренней» - совесть» [3, с. 9]. В современном энциклопедическом словаре по Этике отмечается, что «Ответственность, обусловленная статусом, осознается человеком как призвание, обусловленная соглашением -как обязанность» [2, с. 342]. Это может означать, что индивидуум (специалист) вынужден относиться к фактам своего бытия определенным образом и строить модели своего поведения не только на основании индивидуальной ответственности, но и в масштабах ответственности коллектива, сообщества, объединенного общими социально-профессиональными конвенциями, законами, инструкциями.
В этом контексте наиболее актуальной представляется социализация с точки зрения деятельностного подхода, характеризующаяся как «двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей,
с другой стороны, процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду» [5, с. 109]. Деятельностный подход в педпроцессе высшей медицинской школы актуализирует потребность в создании условий для взаимодействия двух сторон социализации: усвоение студентом медиком социального опыта и его воспроизводство. Это возможно при активном использовании в педагогическом процессе высшей медицинской школы воспитательного потенциала преподаваемых дисциплин. Ведущую роль в этом процессе должны играть гуманитарные науки, а духовные скрепы общества станут одними из главных ориентиров в нравственно-патриотическом воспитании молодежи, основанием для ее приобщения к истокам русской культуры [1, с. 60].
В ежегодном Послании Федеральному Собранию Президент РФ подчеркнул: «Сегодня российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп: милосердия и сочувствия, сострадания друг другу, поддержки и взаимопомощи - дефицит того, что всегда, во все времена исторические делало нас крепче, сильнее, чем мы всегда гордились. <...> Именно поэтому определяющее значение приобретают вопросы общего образования, культуры, молодежной политики. Эти сферы - это не набор услуг, а прежде всего пространство для формирования нравственного гармоничного человека, ответственного гражданина России» [4].
Реализация национального проекта в области здравоохранения актуализировала вопрос о повышении качества медицинской помощи. Это обусловлено повышением запросов пациентов и высокими требованиями в обществе к уровню материально-технического оснащения медицинских учреждений, использованию современнейших биомедицинских технологий и наличию нравственной составляющей в профессионально-социальной культуре медицинских работников. Создание оптимальных условий для технического обеспечения лечебного
процесса в медицинском учреждении не гарантирует качества оказываемой медицинской помощи, так как все это может быть обесценено некомпетентностью, недоброжелательностью, индифферентностью, нарушением правовых и моральных норм профессионального общения медперсонала. Социально-практическая компетентность врача, его нравственная и этически-правовая зрелость - важнейший фактор качества оказываемой медицинской помощи.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Агеева Н.А. Духовные скрепы общества как главный ориентир гуманизации высшего образования // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. № 31: сборник статей по материалам XXXI международной научно-практической конференции. Новосибирск, 2013. - с. 57 - 61.
2. Апресян Р.Г. Ответственность // Этика: Энциклопедический словарь / Под ред. Р.Г. Апресяна и А.А. Гусейнова. М., 2001.
3. Косарев И.И., Сахно А.В. Нравственная ответственность врача в современном мире. М., 1987.
4. Послание Президента Федеральному Собранию [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://kremlin.ru/events/president/transcripts/messages/47173 (дата обращения 06.06.2016).
5. Шаповал Г.Н. Гуманитарный аспект медицинского образования как неотъемлемая составляющая обучения иностранных студентов-медиков // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. №33: сборник статей по материалам XXXIII международной научно-практической конференции. Новосибирск, 2014. - с. 108 - 112.
6. Hilton SR, Slotnick HB. Proto-professionalism: how professionalisation occurs across the continuum of medical education. Med Educ 2005. - p.58.
7. Калинин Р.Е., Яковлева Н.В., Сочивко Д.В., Фролов А.И., Яковлев В.В., Разживина М.И. Опыт исследования направленности личности и здорового образа жизни студентов региональных вузов [Электронный ресурс] / Р.Е.Калинин, Н.В.Яковлева, Д.В.Сочивко, А.И.Фролов, В.В.Яковлев, М.И.Разживина // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие: сетевой журн. 2015. № 4 (11). Режим доступа: http://humjoumal.rzgmu.ra/art&id=173 (дата обращения: 6.06.2016).