Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (56) 2012
На этапе адаптации воспитанники ориентированы на собственную личность, что может выступать как следствие сопротивления окружающей действительности, особенно режимному регулированию. На основном этапе осужденные личностно ориентированы на общение, т.к. поддержание отношений психологически значительно облегчает процесс отбывания наказания в отрядах колонии. Этап, предшествующий освобождению, характеризуется всей совокупностью ведущих мотивов: деловой направленностью, направленностью на общение и на собственную личность. На этапе адаптации иерархия потребностей выстраивается соответственно стремлению уйти от негативных сторон действительности, на основном этапе — стремлению к общению и взаимодействию, на этапе, предшествующем освобождению, — ориентированности на будущее после освобождения. Доминирующими в системе ценностных ориентаций во всех трех группах являются психическое и физическое здоровье и этические ценности: аккуратность, воспитанность. Различия выявлены в сфере самореализации и личной жизни. Низкий уровень отличительных особенностей ценностных представлений на этапах может свидетельствовать об устойчивости данной системы личности. Выявленные особенности МПС личности несовершеннолетних осужденных, находящихся на разных этапах отбывания наказания, необходимо учитывать как при определении направлений работы с ними в период адаптации к условиям воспитательно-исправительного учреждения, так и в течение всего срока пребывания для профилактики возможных поведенческих деликтов.
Список литературы
1. Зубков, А. И., Брезгин, Н. И., Зубков, А. А. Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации. — М., 2008.
2. Абушкин, Б. М., 'Романов, С. А. Экспериментальная психология : хрестоматия. — СПб., 2007.
3. Райгородский, А. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. — Самара, 2008.
4. Насяедов, А. А. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. — СПб., 2004.
5. Леус, Э. В., Сидоров, П. И., Соловьев, А. Г. Особенности личности несовершеннолетних преступников с корыстной и насильственной мотивацией // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. — 2009. — № 1 (41). — С. 194—199.
УДК 159.9
Г. А. Федосеев*
Профессионально-психологическое консультирование
как особенность психологического сопровождения деятельности
сотрудников оперативных подразделений МВД России
В статье рассматриваются проблемы и пути развития психологического сопровождения в оперативных подразделениях органов внутренних дел. Предлагается использование психолога в качестве специалиста при обучении психологическим основам сотрудников оперативных подразделений, анализе динамики оперативно-розыскных ситуаций и поиске путей психологического воздействия на установки лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
Ключевые слова: психология, консультирование, сопровождение, психологический отбор, адаптация, обучение, переподготовка, оценка кадров, психокоррекция, психопрофилактика, толерантность, статус, оперативность, объективность.
G.A. Fedoseev*. Vocational counseling psychological support as a feature of employees of the Ministry of the Interior of Russia. The article deals with the problems and the development of psychological support in the operational units of the Interior. It is proposed to use the psychologist as an expert in teaching the basics of psychological staff of operational units.
Keywords: psychology, counseling, maintenance, psychological selection, adaptation, training, retraining, assessment training, psycho-correction, psychoprophylaxis, tolerance, status, efficiency, objectivity.
В научную разработку вопросов, связанных с психологическим сопровождением деятельности органов внутренних дел, существенный вклад внесли В.В. Авдеев, Т.Ю. Базаров, В.Л. Васильев, М.Г. Дебольский,
* Федосеев Геннадий Алексеевич, преподаватель кафедры оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел Санкт-Петербургского Университета МBД России. Санкт-Петербург, ул. Пилютова, дом 1.
* Fedoseev Gennadiy Alekseevich, lecturer in operational and investigative activities of law enforcement bodies of the St. Petersburg University, the Ministry of the Interior of Russia, Saint-Petersburg, ul. Pilyutova, 1.
© Федосеев Г.А., 2012
М.И. Марьин, М.В. Пряхина, А.М. Столяренко, В.П. Трубочкин, Ю.А. Шаранов и др. авторы. В их трудах были рассмотрены основные правовые, организационные и методические материалы психологического обеспечения профессиональной деятельности органов, подразделений и учреждений внутренних дел.
Различным аспектам организации и совершенствования оперативно-розыскной деятельности подразделений посвящены работы В.М. Атмажитова, Д.В. Гребельского, И.А. Климова, А.Г. Лекаря, С.С. Овчинского, Г.К. Синилова
Понятие психологического сопровождения сотрудников ОВД во многом связано с формированием самой системы психологической службы и появлением в органах внутренних дел должности штатного психолога.
Необходимость в услугах психолога-консультанта стала актуальной по мере оказания психологической поддержки и помощи сотрудникам подразделений, в т.ч. в экстремальных условиях [11, с. 32].
Однако профессиональное сопровождение, осуществляемое на общих основаниях, не всегда позволяет рассчитывать на оказание специальной поддержки. В структуре оперативных подразделений штатным психологам это трудно объяснить. Таким образом, потребность в специализированной психологической помощи в оперативных подразделениях в настоящее время очевидна.
Это объясняется тем, что многофункциональная структура оперативных аппаратов может быть познана только в качестве системного процесса. Психолог же, работая в системе кадрового подразделения, имеет свои обязанности и своё представление о конечном результате своей деятельности. Незавершённый моноцикл деятельности психолога кадрового подразделения всегда будет отставать от функционального полицикла оперативного работника. Консультируя личный состав оперативного подразделения, психолог одновременно способствует росту личности, стимулирует процесс ее становления, формирования ценностей, жизненных планов и способов их реализации в виде индивидуальных профессиональных моделей поведения. В свою очередь, в соответствии с задачами деятельности строится профессиональное самосознание штатного психолога оперативного подразделения. Возможно, по этой причине использование руководителями психолога в интересах оперативной службы является отдельной проблемой.
Сегодня потребность в психологическом сопровождении задач оперативной деятельности формируется субъективно самим психологом, а возможность заниматься сопровождением оперативной работы зависит от его настойчивости и «пробивных» способностей. В современных условиях ни количественно, ни качественно система психологического сопровождения оперативной деятельности, к сожалению, не отвечает принципу «непрерывного самосовершенствования» [8, с. 26].
Психологические особенности сотрудников оперативных подразделений ОВД издавна являются объектом исследования психологов. Само предназначение такого оперативного института, как уголовный розыск или спецназ, определяет особые требования к личности каждого сотрудника. Постоянное нахождение в агрессивной и криминально-ориентированной среде, ненормированный рабочий день, доступ к оружию и право его применять не могут не сказываться на адекватности реакций. Имеющиеся сегодня исследования в области психологии сотрудников МВД, как правило, касаются изучения их надежности, агрессивности, способности контролировать применение оружия. Структура оперативных подразделений Министерства внутренних дел достаточно широка, и принадлежность к ним сказывается на видах деятельности, объему, частоте, эмоциональной включенности и характеру контактов с населением и т.д. Влияние перечисленных характеристик деятельности сотрудников, их принадлежности, стажа работы, звания, семейного положения еще недостаточно изучены в современной психологии и требуют дополнительных исследований. Таким образом, процесс институализации профессионально-консультационной практики в оперативных аппаратах в качестве вида психологической деятельности следует рассматривать в контексте общей проблемы развития психологической службы органов внутренних дел. Создание психологической службы в оперативном подразделении имеет целью способствовать успешному предупреждению и раскрытию преступлений, ведению переговоров с преступниками в условиях террористических проявлений. Посредством развития потенциальных возможностей сотрудников оперативных подразделений такая деятельность будет отражать общую тенденцию гуманизации правоохранительной системы.
Содержание концепции психологического сопровождения в значительной степени зависит от того, кто будет возглавлять психологическую службу, координационно-методический совет по психологическому обеспечению личного состава в деятельности ГУ УР МВД России — специалист с медицинским, педагогическим, психологическим или каким-либо другим образованием. Исходя из этого, развитие психологической службы оперативного подразделения может пойти по одному из вышеуказанных направлений, например, по медицинскому или психологическому. С одной стороны, для руководителя подразделения не является главным вопрос тонкой специализации психолога, в частности, как психолог будет решать те или иные задачи, главное — чтобы решаемые задачи входили в его круг обязанностей, будь то поручение руководителя или просьба сотрудников о психологической помощи. Психолог, участвующий в многостороннем процессе профессиональной подготовки сотрудников оперативных подразделений, несомненно, должен знать сущность и содержание деятельности сотрудников. Однако как он будет решать поставленные перед ним задачи и сможет ли он их решать вообще, будет во многом определяться концепцией деятельности психологической службы в целом и тенденцией её развития. Не стоит также забывать о функциональных требованиях, предъявляемых к оперативным сотрудникам и регламентированных федеральным законом «Об
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (56) 2012
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 4 (56) 2012
оперативно-розыскной деятельности». Функциональные требования и данный закон являются ключевыми для таких подразделений, как уголовный розыск, подразделения экономической безопасности и противодействия коррупции, противодействия экстремизму, оперативно-сыскные, специального назначения и многие другие подразделения, предусмотренные ведомственным приказом [4, с. 2].
В настоящее время Министерство внутренних дел постоянно совершенствует службу моральнопсихологического обеспечения. Рассматриваются приоритетные направления практического применения психологии в системе МВД России. Ведомственными нормативными актами [2, разд. III] определены основные принципы деятельности подразделений психологического обеспечения ОВД, а именно: «оперативность, своевременность, непрерывность и системность профессиональной деятельности психологов».
Кроме того, федеральным законом «О полиции» определены испытательные мероприятия при приёме на службу в полицию: «Граждане Российской Федерации, поступающие на службу в полицию, проходят психофизиологические исследования, тестирование на алкогольную, наркотическую и иную токсическую зависимость в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел» [1, ст. 35].
Основными средствами морально-психологического обеспечения являются технические, аппаратные и наглядные средства, приборы и устройства, информационные ресурсы в единой информационной телекоммуникационной системе органов внутренних дел и сети Интернет, ведомственные средства массовой информации.
Основными средствами реализации задач сопровождения морально-психологической деятельности являются: «индивидуальная воспитательная работа; информационно-пропагандистская работа; работа актива служебных коллективов органов (учреждений)» [3, разд. III].
Различают три направления внедрения психологических знаний и рекомендаций в практику профессиональной подготовки сотрудников ОВД: 1) психологическое обеспечение профессиональной подготовки; 2) профессиональная психологическая подготовка; 3) собственно психологическая подготовка. Первое направление предполагает «комплексное использование возможностей психологической науки, ее средств, методов и технологий.
Первое направление включает «систему мероприятий, направленных на качественное совершенствование организации, форм и методов профессиональной подготовки на основе внедрения современных активных методов, психотехнологий обучения и профессионального саморазвития личности, мобилизации психологического потенциала системы управления».
Второе направление, включённое в раздел служебно-боевой подготовки, призвано «формировать у сотрудников готовность к успешному преодолению психологических трудностей оперативно-служебной деятельности и применению психологических знаний и умений для эффективного выполнения своих обязанностей в любой оперативной обстановке» [2].
На занятиях с личным составом изучаются и формируются: «знания для учета психологических аспектов оперативно-служебной деятельности; исследуются профессионально важные качества; психологическая устойчивость для преодоления трудностей профессиональной деятельности; психологическая готовность к применению огнестрельного оружия; умение использовать психологические приемы для повышения эффективности решения оперативно-служебных задач».
Третье направление предполагает осуществление психологической подготовки сотрудников в объеме не менее двадцати часов, она «направлена на сплочение служебных коллективов, боевое взаимодействие подразделений, обучение методам и приемам разрешения возникающих психологических проблем и повышение устойчивости к действиям в экстремальных условиях».
Исходя из сказанного, статус психолога-консультанта во многом будет определяться консультационным режимом, консультационной процедурой и консультационной технологией, принятой в данном подразделении.
Таким образом, консультационный режим — это комплекс формальных и неформальных нормативных положений по регулированию деятельности психолога, допускающий уровень его правовой активности и самостоятельности. В качестве психолога-консультанта оперативного подразделения рассматривается аттестованный сотрудник полиции, не имеющий права самостоятельно изменять режим своей деятельности.
Консультационные процедуры подразумевают порядок, организацию и периодичность их проведения, возможность сотрудника обратиться к психологу по интересующей его проблеме психического характера. Психологическое консультирование, как правило, является краткосрочным (редко превышает 5-6 встреч консультанта и клиента), в то время как процесс психотерапии может длиться значительно дольше (десятки, а то и сотни встреч консультанта и клиента в течение ряда лет), но есть исключения, связанные с особенностями понимания консультативного процесса и длительности его проведения. Так, при наличии оснований комплекс консультационных мероприятий может быть ограничен руководителем подразделения, а контакты и профессиональные действия психолога ограничены.
Консультационные технологии определяются совокупностью применяемых техник и методов работы психолога с сотрудником. Именно консультационные методы позволяют рассматривать фигуру психолога как личность с позиций профессиональной квалификации. Психолог в своей деятельности выполняет много различных задач повышения профессиональной квалификации: решения задач профессионального роста, развития профессионально важных качеств, просветительскую деятельность, социализирующую, суггестивную и другие, связанные с основными функциями психолога. Психолог-
консультант выявляет проблемы, тревоги, кризисы личности и, опираясь на её внутренний потенциал, помогает такой личности самоопределяться. В настоящее время и информационная часть работы психолога, и тренинговая все чаще могут обеспечиваться с помощью компьютерной техники, что высвобождает время психолога для решения творческих задач и более глубокого осмысливания результатов.
На настоящий момент наиболее разработанными являются следующие формы участия психолога в обеспечении оперативно-служебной деятельности сотрудников ОВД: разработка сценариев ведения переговоров с преступниками, захватившими заложников, использование нетрадиционных методов раскрытия преступлений (диагностика экстрасенсорных способностей лица, составление психологического портрета личности преступника и преступной группы, проведение гипнорепродукционного опроса свидетелей и потерпевших, консультация оператора полиграфа по составлению тестов для полиграфных проверок), консультирование сотрудников по частным психологическим аспектам решения оперативно-служебных задач и подготовка предложений, требующих профессиональной компетенции психолога [13, с. 56—58].
Отметим, что составление психологических портретов лиц, подозреваемых в совершении преступлений, и психологическое обеспечение переговорной деятельности по освобождению заложников продекларированы в перечне функциональных обязанностей штатного психолога ОВД [2, разд. IV].
В значительной мере становление института психологов-консультантов в оперативных подразделениях связано с психологической культурой управленческих кадров, отставанием процесса развития единого аналитико-консультативного сообщества психологов в органах внутренних дел от иных, смежных с ним политических, экономических, финансовых и др. подсистем.
Так, из числа опрошенных руководителей, 30 % утверждают, что в оперативных подразделениях ОВД психологи-консультанты необходимы, но большинство не смогли объяснить, чем такие консультанты должны заниматься и как формировать заказ психологу на проведение конкретных работ.
Для руководителей оперативных подразделений ОВД общая психологическая культура необходима, как и для любых управленцев, которым приходиться организовывать работу подчинённых: составлять аттестационные документы, проводить мероприятия воспитательного характера, одним словом, активизировать их деятельность. Отсюда одна из задач психологического сопровождения — повышение психолого-педагогической компетентности лиц руководящего состава, сотрудников подразделений по работе с личным составом [3, разд. IV].
Важное значение имеет формирование у всех субъектов морально-психологического обеспечения профессиональной деятельности единых стандартов. Также следует помнить, что логика развития субъекта и логика развития его деятельности должны дополнять друг друга [16, с. 44].
Использование психологических знаний, с одной стороны, необходимо для поддержания субъекта деятельности в процессе его становления путём создания ему условий, позволяющих реализовывать свои внутренние потребности самореализации и профессионального долголетия. С другой стороны, от грамотного использования психологических знаний зависит эффективность индивидуальной и групповой деятельности. Профессионально-психологическое консультирование должно проводиться на трёх уровнях: индивидуальном, групповом, организационном. Так, на индивидуальном уровне рассматриваются проблемы удовлетворённости работником содержанием и процессом труда, профессионального роста, самореализации и самоактуализации, профессионального долголетия и т.д. К проблемам данного уровня можно также отнести специальные проблемы психологического консультирования при реакциях страха и фобиях, а также агрессивно настроенных сотрудников и разных других формах девиаций, таких как депрессия, суицидные намерения. На групповом уровне рассматриваются проблемы оптимизации нормативно-целостного единства и проблемы социально-психологического климата, включая эффективность совместного выполнения служебных задач. На организационном уровне консультирование может быть представлено вопросами управленческих стратегий внутриорганизационного обеспечения менеджмента по исследованию подразделений и организаций. Исходя из сказанного, предполагается использовать психолога в качестве консультанта, специалиста и эксперта. Широкий спектр основных направлений работы и задачи требуют от психолога оперативного подразделения соответствующего статуса, профессионального и жизненного опыта, а также многоуровневой подготовки и компетентности. Специалистами рассматриваются три вида профессиональной компетентности социального психолога-практика: методическая, социальная и организационная [6]. Методологическая компетенция включает владение специальным профессиональным инструментарием, включая технологии, методы и техники исследования личности, групповую динамику межгруппового взаимодействия. Социальная компетентность означает не что иное, как социальную зрелость психолога-практика, наличие у него коммуникативных навыков взаимодействия, навыков разрешения межличностных и межгрупповых конфликтов.
Не секрет, что в подразделениях существуют мотивационные, интеллектуальные, эмоциональные и поведенческие барьеры, препятствующие обращению руководителей и сотрудников к штатным психологам подразделения. В качестве мотивационного барьера может выступить нежелание того или иного сотрудника вести со штатным психологом откровенный разговор в связи с его профессиональной предвзятостью и зависимостью от руководства, что не всегда может обеспечить конфиденциальность консультации. Интеллектуальные барьеры могут быть вызваны неверным восприятием психолога по причине его профессионального образования, осведомлённости или неосведомлённости в некоторых вопросах. Эмоциональные барьеры часто обусловлены состояниями подавленности, раздражительности, озлобленности, агрессивности, которые могут испытывать психолог, сотрудник,
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 4 (56) 2012
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 4 (56) 2012
руководитель по отношению друг к другу. Волевые барьеры могут проявляться, когда, например, психолог фиксирует подчинение сотрудника своей воле или сотрудник не может заставить себя отказаться от данного ранее обещания и беседовать с психологом на «запретную» тему.
Также могут возникать барьеры, связанные с введением новых штатных должностей психологов [9, с. 28—30] — это, например, барьер профессиональной некомпетентности, барьер перестраховки, барьер навыка, привычки, традиции, боязнь потери стимулирующих выплат, барьер благополучия, барьер недоверия к науке и т.д. При таких многочисленных противоречиях возникают положительные и отрицательные стороны консультирования. Положительные стороны внутреннего консультанта — это меньшие финансовые затраты, поскольку введение в штат психолога-консультанта оперативного подразделения позволяет ему, вникнув во все сложности отношений, существующих в оперативном подразделении, организовать систематическое обучение сотрудников, создать процедуру отбора кандидатов на работу с учётом специфики и многое другое. Наличие внутреннего консультанта также позволяет привносить психологию в организационное мышление, прививать психологическую культуру.
Положительные стороны внешнего консультанта — это возможность рассмотреть деятельность подразделения со стороны, что даёт большую объективность и меньшую пристрастность без учёта прежних заслуг или неудач. Внешний консультант независим, обладает опытом работы в разнопрофильных организациях, что позволяет ему творчески подойти к решению проблемных вопросов, не опасаясь противоречия во взглядах консультируемых руководителей.
Отрицательная сторона внутреннего психолога-консультанта заключается в том, что ему как сотруднику подразделения в случае неуспеха значительно сложнее восстановить свой профессиональный статус. Успехи быстро забываются, а промахи обладают поразительной живучестью. «Так, психолог, как показывает опыт, может попадать в ситуацию “мальчика на побегушках”, “козла отпущения”, “универсального специалиста” и в иные конфликтогенные роли» [14. с 109]. Находясь долгое время в оперативном подразделении, он адаптируется к стрессогенности сотрудников в связи с их сложной трудовой деятельностью и практически перестаёт замечать их «психологический дискомфорт», а это уже профессиональная деформация самого психолога.
Пока идеи психолога новы, они всем интересны, но по мере того, как он начинает заниматься не свойственными ему функциями, руководство подразделения не проводит его должной квалификационной оценки, а сотрудники оперативного подразделения начинают сомневаться в его объективности и профессионализме. По этой причине, с одной стороны, существующая тенденция выделения психологического консультирования в отдельный, автономный, независимый от основной сути функциональных обязанностей оперативных сотрудников вид деятельности придаёт внутреннему психологу самостоятельность в выборе методов психологического воздействия и разных форм отчётности. С другой стороны, маловероятно, что гибкая система внутриличностных, межличностных и социальных отношений, налаженная психологом между руководством и подчинёнными сотрудниками, приведёт к уменьшению профессиональных рисков и тактических ошибок при проведении специальных мероприятий, поскольку у психолога нет опыта оперативной работы.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что наиболее эффективным будет создание служебных отношений по схеме: руководитель оперативного подразделения — психолог оперативного подразделения — внешний психолог-консультант. Это, на наш взгляд, позволит решить многие проблемы сотрудников и заказы руководителей, а также сместить акцент с управления личным составом на управление человеческими ресурсами, при котором приоритет переносится на управленческий штат, поскольку компетентность руководителей оказывается ключевым элементом кадрового потенциала подразделения. [7, с. 114—140] Важнейшим в работе консультанта является запуск «механизма» самоотслеживания организации, при котором организуется командное поведение руководителей. При этом качество юридического менеджмента обеспечивается по следующим организационнопсихологическим элементам:
— процедурный менеджмент (повседневная постоянная регуляция поведения работников по особым технологиям);
— командный менеджмент (разработка сценариев вариантов управления в подразделении на основе применения различных социальных технологий включая семинары и тренинги;
— персональный менеджмент (личная организация управления начальника подразделения на основе своего управленческой «Я-концепции»;
— субъектно-формирующий менеджмент, включающий в себя общую концепцию развития деятельности служебного коллектива и личности сотрудника.
Можно сделать вывод, что в настоящее время оформились концептуальные и нормативные параметры требований по психологическому сопровождению профессиональной деятельности сотрудника оперативного подразделения, достаточно ясно формируются запросы практики в отношении уровня психологической культуры, профессионального мастерства как руководителей, так и сотрудников. Естественно, возникает вопрос, кто всё это будет делать на практике и в какой последовательности? В настоящее время в Санкт-Петербурге существует не один десяток учебных заведений переподготовки и повышения квалификации психологов, а также сотни психологов-специалистов, которые решают конкретные психологические задачи по разному профилю своей деятельности. Так, например, «Тренинг этнической толерантности» Д. Дубовского [10] по развитию личностных и профессиональных качеств неплохо бы использовать в системе подготовки курсантов и слушателей, а также в системе курсов переподготовки и повышения квалификации сотрудников и
руководителей подразделений ОВД на регулярной основе при участии специалистов, психологов-практиков и общественных организаций системы МВД по утверждённым МВД программам. В таком случае, очевидно, снимается проблема формирования команды внешних консультантов. Думается, что это должно быть объединение специалистов в сфере юридической психологии и юриспруденции, которые работают в правоохранительных органах либо знакомы с базовыми нормативными документами по деятельности работы с кадрами и психологическому обеспечению оперативно-служебной деятельности. Новая команда профессионалов могла бы формироваться, к примеру, на базе Центра психологической поддержки и консультирования сотрудников ОВД и членов их семей при ГУ МВД России по СПб и Ленинградской области, или общественной организации объединения юридических психологов.
Предполагается, что такая общественная организация могла бы решать и задачи, входящие в компетенцию психологов-профессионалов, работающих в сфере права:
— содействие проектам, программам, разработкам, мероприятиям, ориентированным на повышение уровня понятийной упорядоченности психологического знания, на совершенствование методов, методических средств и психологических техник психологов-исследователей и практиков, работающих в сфере права и правоприменительной деятельности;
— оказание психологам-практикам информационной, теоретической и методической помощи и поддержки в повышении уровня профессионального мастерства;
— изучение потребности оперативных подразделений ОВД в психологических знаниях и консультировании;
— формирование статуса и престижности психолога оперативного подразделения и его профессионального имиджа в условиях неукоснительного соблюдения Закона «Об оперативнорозыскной деятельности» и норм профессиональной этики.
Всё это, по нашему мнению, могло бы работать на психологическое просвещение, обмен опытом, информирование, обучение и выполнение заказа на психологические работы и услуги руководителей оперативных подразделений. Практические психологи в случае личных и профессиональных затруднений могли бы получать психологическую поддержку и консультирование специалистов и профессионалов и в конечном итоге лучше выполнять возложенные на них задачи по совершенствованию работы с кадрами и психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности.
Список литературы
1. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» // Российская газета. — 2011.
— № 25. — 8 февраля.
2. Приказ МВД России от 26 сентября 2006 г. № 770 «Об утверждении Положения об основах организации психологического обеспечения работы с личным составом органов внутренних дел»
3. Приказ МВД России от 11 февраля 2010 г. № 80 «О морально-психологическом обеспечении оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации».
4. Приказ МВД России от 15 августа 2011 г. № 938 «О некоторых вопросах организации оперативно-розыскной деятельности в системе МВД России».
5. Ананьев, Б. Г. О проблемах современного человекознания. — М.: Наука, 1977. — 288 с.
6. Базаров, Т. Ю. К проблеме инструментария практического социального психолога // Вестник Моск. ун-та. — 1997. — № 4. — 252 с.
7. Базаров, Т. Ю. Управление персоналом в системе современного менеджмента // Психологическое обеспечение.
8. Деркач, А. А. Акмеологические основы развития профессионала. — М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2004. — 752 с.
9. Дебояьскт, М. Г., Мартынцева, А. Н. Психология внедрения новшеств в коллективе ОВД. — М., 1992.
10. Дубовской, Д. Этнические меньшинства в Санкт-Петербурге // Материалы конференции общественной правозащитной организации «Гражданский контроль» 1-2 декабря 2000.
11. Марьин, М. Н. и др. Организация психологического обеспечения деятельности сотрудников ОВД в экстремальных условиях. — М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2004.
12. Оганян, Р. Э., Киселев А. К Подготовка полицейских в странах Евросоюза: Пособие. — М.: ВНИИ МВД России, 2006. - 104 с.
13. Пряхина, М. В., Голобородько, С. А., Почебут, А. Г. и др. Организация психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности ОВД : методическое пособие. — СПб.: СПб ун-т МВД России, 2007. - 292 с.
14. Трубочкин, В. П. Конфликтная компетентность практического психолога органов внутренних дел / / Психологическое обеспечение.
15. Шарапов, Ю. А. Психология деятельности служебного коллектива органов внутренних дел: Управленческо-развивающийся подход : монография / Министерство внутренних дел России. Санкт-Петербургская академия. — СПб.,1998. — 382 с.
16. Шарапов, Ю. А. Юридическая психология. Деятельность органов внутренних дел (теория и методология управления развитием) : научное издание. — СПб., 2000.
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 4 (56) 2012