научный журнал
А.А. Рязанцев, А.А. Вереина
Астраханский государственный архитектурно-строительный университет,
г. Астрахань, Россия
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ СТРОИТЕЛЬНЫХ ВУЗОВ
Аннотация: Внедрение профессионально-прикладной физической подготовки в учебный процесс по физическому воспитанию способствует росту профессиональной подготовки строителей и уменьшает травматизм и количество профессиональных заболеваний на производстве
Ключевые слова: профессиональные заболевания строителей; производственные травмы; профилактика заболеваний; средства и методы физического воспитания
Профессиональная физическая культура и её составляющая -профессионально прикладная физическая подготовка (ППФП) в настоящее время переживает новый этап развития, так как для того чтобы научиться грамотно управлять инновационным оборудованием, необходимо обладать специальными знаниями и высоким уровнем подготовки.
Немаловажен и тот факт, что в основах Законодательства РФ о физической культуре и спорте, а также в требованиях программы «ФГОС+3» физическая культура представлена в ВУЗах, как учебная дисциплина и важнейший компонент развития личности. Не случайно, поэтому возникло международное движение по выявлению лучших уже на этапе освоения рабочих специальностей среди молодёжи World Skills International. О важности ранней специализации и профессионализации в промышленной индустрии говорят и преференции подобных мероприятий - освобождение от службы в армии, как в Корее; заманчивые предложения работы; ценные призы (главный приз лучшему участнику составил 1 млн. рублей). На национальном Чемпионате World Skills Hi-Tech, вот уже третий год, по традиции, проводимый в г. Екатеринбурге проводятся различные конкурсы: фрезерные, токарные работы, инженерная графика, сварочные технологии, электроника и роботостроение [3]. Для продвинутой и одарённой учащейся молодёжи существует ассоциация WSI - компания, проводящая соревнования во всем мире, для привлечения молодого поколения к различным профессиям в возрасте до 22 лет. Компания проводит соревнования в Skills, а так же Championship, где требуются знания в сфере науки, физики, техники, математики и комплекты специального оборудования для роботостроения [3].
научный журнал
Поэтому именно высококвалифицированные рабочие, инженеры и специалисты будут играть в экономике России всё более важную роль. И значение ППФП в учебном процессе ВУЗов трудно переоценить.
Использование средств и методов физического воспитания в профессиональном обучении студентов часто недооценивается. Считается, что по мере применения современных технологий труда проблема физической подготовленности специалиста утрачивает значение. Однако действительность в процессе производства вносит в эту позицию существенные коррективы. Проблема в том, что недостаточный уровень физической подготовленности выпускника ВУЗа определяет и малоэффективную профессиональную «отдачу» на производстве, что приводит к определённым экономическим и моральным издержкам.
Для этой цели кафедры физического воспитания ВУЗов должны составить программу по ППФП таким образом, чтобы нивелировать негативные факторы учебной и производственной деятельности студентов и максимально развить профессионально важные физические качества, функции, навыки и умения.
Особенно актуально внедрение ППФП для студентов ВУЗов строительного профиля потому что строительные профессии входят в число самых массовых: специалистов по промышленному и гражданскому строительству готовят более 4 тыс. учебных заведений различных форм обучения, где получают специальность около 400 тыс. учащихся и студентов.
Внедрение ППФП в ВУЗах строительного профиля можно разделить на два этапа: освоение рабочих профессий и освоение инженерной профессии. В этих целях изучались особенности труда квалифицированных рабочих и инженеров-строителей. Использовались следующие методики: анкетный опрос квалифицированных рабочих, специалистов, студентов-заочников; литературный обзор; педагогические наблюдения; хронометраж рабочих операций и анализ трудовой деятельности. В ряде случаев нами проводился педагогический эксперимент с методом математической статистики. Также важной частью нашей работы является раздел профилактики профессиональных заболеваний средствами и методами физической культуры практически по всем специальностям, которые получат выпускники АГАСУ - будущие организаторы и руководители различных звеньев строительной индустрии.
По данным Международной организации труда (МОТ) каждый год во всем мире около 313 миллионов человек в результате производственных травм становятся инвалидами, а ещё 160 миллионов получат профессиональные заболевания. Из-за несчастных случаев на производстве более 2,3 млн. человек в год лишаются жизни [1].
научный журнал
Не случайно МОТ 28 апреля отмечает Всемирный день охраны труда, тем самым привлекая всеобщее внимание к предупреждению несчастных случаев и профессиональных заболеваний на глобальном уровне. В настоящее время профилактический подход является приоритетным во многих зарубежных странах, и Россия также переориентируется на такую передовую модель.
Ежегодно в России у трудящихся, занятых в различных сферах производства, регистрируется 12-13 тысяч профессиональных заболеваний [2]. Около 500 тысяч человек в стране после полученных на производстве травм проходят медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию и получают страховые выплаты [3]. Печальная статистика 2015 года - около 43 тысяч несчастных случаев на производстве, в том числе 6180 с тяжёлым исходом. Ежегодный ущерб, в связи с различными выплатами пострадавшим, колеблется в среднем от 100 тысяч до 500тысяч рублей только одному случаю, что в сумме составляет от 4 до 8% внутреннего валового продукта страны [3]. Профилактические меры и реабилитация больных с профессиональными заболеваниями являются не только социально значимыми, но и крайне актуальными [4]. Не случайно поэтому департамент страхования профессиональных рисков ФСС РФ ввёл институт реабилитационных менеджеров, который будет работать с врачами, работодателем, родственниками потерпевшего на производстве, медико-социальной экспертизой, выбирать оптимально подходящее лечение и будущую реабилитацию [5].
В 2016 году из средств ФСС РФ было направлено на предупредительные меры для сохранения здоровья работников более 10млрд. руб. и около 4 миллиардов рублей было потрачено на закупку средств индивидуальной защиты [1].
И эти профилактические меры дали положительный эффект. За первое полугодие 2017 года количество несчастных случаев на производстве со смертельным исходом уменьшилась на 31% по сравнению с тем же периодом прошлого года. А общее количество несчастных случаев на производстве уменьшилось на 5% и составило соответственно 15385 и 16154 [1].
Строительная промышленность, несмотря на автоматизацию производственных процессов, новых технологий и материалов является сферой деятельности с наиболее высокими показателями травматизма и профессиональных заболеваний [1].
Вопросы профилактики травматизма и профессиональных заболеваний у студентов и трудящихся - одна из актуальных задач физической культуры, так как здоровый и физически подготовленный человек меньше подвержен этим негативным факторам.
научный журнал
Библиографический список
1. Добрюха А. От бесплатных санаторных путёвок до «умной» спецодежды. www.Kp.ru 09.08.2017. - c.5
2. Роль физической культуры в целях профилактики профессиональных заболеваний и травматизма.
http://studbooks.net/630765/turzm/profilaktika professionalnyh zabolevaniy tr avmatizma_s_redstvami_fizkiltury_fizicheskoy_kultury#21
3. www.AIF.ru №44.2016. -с.16
4. www.Kp.ru 06.11.2015
5. http: //www.findpatent.ru/patent/247/2471468. html
6. www.AIF.ru №35. 2016. -с. 22
7. http:/belrjem.org
: : A.A. Riazantsiev, A.A. Vereina
: Professionally-applied physical training of students of building Universities
: Abstract: The introduction of professional-applied physical training in the educational process of physical education contributes to the growth of 1 professional training of builders and reduces injuries and the number of occupational diseases in the workplace
Keywords: occupational diseases of builders; work-related injuries; disease prevention; means and methods of physical education