Научная статья на тему 'Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов с ослабленным здоровьем'

Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов с ослабленным здоровьем Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
490
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / СТУДЕНТЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / КОМПЕТЕНЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ольховская Е. Б.

Показана необходимость научной организации физического воспитания студентов вузов. Выявлена эффективность спортивных игр в профессионально-прикладной физической подготовке студентов специальной медицинской группы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов с ослабленным здоровьем»

познавательных универсальных учебных действий, так как все виды деятельности, в том числе и учебная деятельность, в этом возрасте способствуют развитию познавательной сферы. Внимание, память, воображение, восприятие приобретают характер большей произвольности. Ребенок осваивает способы самостоятельного управления ими. Более того, в умственном плане осваиваются классификации, сравнения, аналитико-синтетический тип деятельности, действия моделирования, становящиеся предпосылками формирования в будущем познавательных универсальных учебных действий. Список использованной литературы:

1. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли [Текст]: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др; под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2008. -151 с.

2. Лебединцев, В.Б. Разработка программы формирования универсальных учебных действий у обучающихся [Текст] //Управление начальной школой. - 2012 - №4 - с.33-45.

3. Матюшкин, А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. - М.: Директ-Медиа, 2008. - с. 170— 186.

4. Медведева Н.В. Формирование и развитие универсальных учебных действий в начальном общем образовании / Н.В. Медведева // Начальная школа плюс до и после. - 2011. - № 11.

5. Мещерякова, Л.М., М.М. Шалашова, П.А. Оржековский Формирование универсальных учебных действий: система дидактических заданий. - М., 2013. №1

6. Осипова, Н.В. Показатели сформированности универсальных учебных действий обучающихся // Управление начальной школой. - 2010.- № 10 - С. 15-22.

© Мичурина Ю.Д., 2017

УДК 796.011.3

Е.Б. Ольховская

к.п.н., доцент

Российский государственный профессионально-педагогический университет,

г. Екатеринбург, Российская Федерация

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ С ОСЛАБЛЕННЫМ ЗДОРОВЬЕМ

Аннотация

Показана необходимость научной организации физического воспитания студентов вузов. Выявлена эффективность спортивных игр в профессионально-прикладной физической подготовке студентов специальной медицинской группы.

Ключевые слова

Здоровье, студенты, профессионально-прикладная физическая подготовка, компетенции.

В современной системе высшего образования на первый план выдвигается формирование у студентов способности быть субъектом своего профессионального развития, самостоятельно находить решения социальных и профессиональных проблем в быстро меняющихся условиях действительности, при этом проявлять высокую работоспособность, мобильность и профессиональное долголетие. Особенно остро встает проблема формирования данных качеств у студентов педагогических вузов - будущих педагогов.

В системе рыночных отношений здоровье становится базовым свойством педагога, его субъективной ценностью и экономическим фактором, определяющим высокопрофессиональную стабильность и

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №02-2/2017 ISSN 2410-6070_

социально-экономическое благополучие. Возрастающая стрессогенность общества, повышенное напряжение отрицательно сказываются на профессиональной деятельности и здоровье педагога. Следовательно, физическое воспитание студентов педагогических вузов в соответствии с действующим образовательным стандартом в рамках двух дисциплин «Физическая культура» и «Прикладная физическая культура» должно быть направлено как на выравнивание двигательной активности студентов и воспитание физических качеств, так и на формирование компетенций будущих бакалавров.

Эффективное использование профессионально-образовательного потенциала физического воспитания возможно в результате проектирование педагогической деятельности преподавателя и предвидение результатов ее преобразования. Осуществление педагогического проектирования как вида профессиональной деятельности позволит педагогу научно обоснованно подойти к организации образовательного процесса по физическому воспитанию бакалавров. Для этого необходимо осуществить научный подбор средств, методов и форм организации физкультурно-спортивной деятельности, которые будут успешно осуществлять профессионально-прикладную физическую подготовку [3].

Особого внимания требует организация физического воспитания студентов, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе (СМГ). Средства профессионально-прикладной физической подготовки должны подбираться в соответствии с профессиограммой будущей профессиональной деятельности бакалавров и с учетом нозологии основного заболевания, уровня физического развития и функционального состояния студентов СМГ. Анализ медицинских карт студентов Российского государственного профессионально-педагогического университета (РГППУ) показал, что 50% студентов, от общего числа обследованных, имеют отклонения в здоровье. Почти 30% из них нуждаются в лечении и коррекции ряда функций организма и вынуждены заниматься физической культурой в СМГ. Наиболее часто представлены заболевания сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

Анализируя возможности физического воспитания в формировании компетенций бакалавров необходимо выявить наиболее эффективную организацию физкультурно-спортивной деятельности, которая сводится к изучению наиболее значимых профессиональных компетенций и выявлению возможных профессиональных заболеваний и деструкций личности. Структурно-функциональный анализ профессиональной деятельности будущих педагогов позволил выявить социально и профессионально важные качества (СПВК) входящие в состав компетенций выпускников педагогических вузов: психофизические качества - высокий уровень развития физических качеств; устойчивые психические процессы; социально и профессионально значимые качества - коммуникативность, сверхнормативная активность, толерантность, рефлексия, организованность, ответственность, эмпатия, эмоциональная устойчивость [1, 3].

Таким образом, научная организация физического воспитания студентов СМГ педагогического вуза должна основываться на результатах теоретического исследования будущей профессиональной деятельности и возможностей физкультурно-спортивной деятельности в профессионально-прикладной подготовке будущих педагогов с учетом ограничений в состоянии здоровья студентов.

В результате теоретического исследования и логико-аналитического сопоставления СПВК будущего педагога и наиболее значимых качеств в физкультурно-спортивной деятельности выявлено, что наиболее эффективным средством профессионально-прикладной физической подготовки являются спортивные игры. Спортивные игры - совокупность разнообразных физических упражнений, которые выполняются в ограниченном лимите времени в различных сочетаниях в зависимости от игровой ситуации [2]. Данный вид спорта успешно формирует как физические качества (выносливость, быстрота, ловкость), так и СПВК педагога (коммуникативность, эмоциональная устойчивость, активная стратегия поведения, рефлексия).

Студентам с заболеваниями сердечно-сосудистой и дыхательной системы показаны занятия бадминтоном и настольным теннисом. Физические упражнения, выполняемые в данных видах спорта, имеют аэробный характер и обладают оздоровительным эффектом, тренируя сердечную мышцу и нормализуя кровяное давление [2]. Уровень технической подготовки студентов является элементом саморегуляции физической нагрузки, которую испытывает организм. Чередуя игру с отдыхом для обсуждения технических действий и тактических комбинаций, преподаватель подбирает нагрузку для

каждого студента в соответствии с его физическим состоянием и здоровьем. Так же спортивная игра является моделью повседневной жизни, воспроизводящая практическое поведение человека в конкретных, постоянно меняющихся в соответствии с установленными правилами условиях. Спортивно-игровая деятельность позволяет приобрести общественно значимый опыт, а также обеспечивает когнитивное, личностное и нравственное развитие [2, 3]. Соревнования по настольному теннису и бадминтону могут быть организованны в различных видах: личные, лично-командные, командные, парные. Данные виды спорта популярны как среди девушек, так и среди юношей.

Использование спортивных игр в профессионально-прикладной физической подготовке студентов СМГ педагогических вузов положительно повлияет на уровень их физического здоровья и оптимизирует формирование СПВК, входящих в состав компетенций будущих педагогов. Список использованной литературы:

1. Зеер Э.Ф. Психология профессионального развития: методология, теория, практика: монография. -Екатеринбург, 2011. - 345 с.

2. Ольховская Е.Б. Настольный теннис в физическом воспитании студентов специальной медицинской группы / Инновационная наука. - 2016. - № 5-3 (17). - С. 158-160.

3. Ольховская Е.Б., Сапегина Т.А. Профессионально-образовательный потенциал физической культуры в высших учебных заведениях: монография - Екатеринбург, 2008 г. - 103 с.

© Ольховская Е.Б., 2017

УДК 372.4

Е.В. Осолодкова

к.п.н., доцент кафедры математики, естествознания и методик обучения математики и естествознания Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет г. Челябинск, Российская федерация

ВЛИЯНИЕ ЗАДЕРЖКИ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НА УСПЕВАЕМОСТЬ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

Аннотация

В статье рассмотрены возможные причины задержки психофизиологического развития младшего школьника. Представлен анализ физиологических изменений, происходящий в возрасте 7-9 лет. Анализируются проявления причин неуспеваемости младшего школьника, связанные с нарушением в состоянии здоровья.

Ключевые слова

Возрастной кризис, психофизиологическое развитие, младший школьник, астенические состояния.

В настоящее время из детей, поступающих в первые классы, практически здоровы 20-25%; 30-35% страдают хроническими заболеваниями уха, горла, носа; 8-10% имеют нарушения зрения, у 15-20% отмечаются различные нарушения нервно-психической сферы. Дети с такими нарушениями здоровья приспосабливаются к обучению в школе труднее, чем их более благополучные сверстники. Все эти факторы могут быть причинами неуспеваемости школьников.

В школе ребенок учится работать, готовясь к выполнению будущих задач. В зависимости от царящей в школе атмосферы и принятых методов воспитания у ребенка развивается вкус к работе или же, напротив,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.