ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬ ТУРА
УДК 796.011:351.74 DOI: 10.24412/2305-8404-2023-1-3-9
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ НА ЭТАПЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
А.В. Алдошин, А.А. Тащиян, Т.Г. Ефремова, С.К. Кулахсзян
Доказана эффективность методики профессионально-прикладной физической подготовки сотрудников полиции на этапе профессионального обучения. Выявлена положительная динамика уровня общей физической и технико-тактической подготовленности сотрудников полиции в процессе эксперимента.
Ключевые слова: профессионально-прикладная физическая подготовка, сотрудники полиции, методика, общая физическая подготовка, технико-тактическая физическая подготовка, процесс обучения.
THE EFFECTIVENESS OF THE METHODOLOGY OF PROFESSIONALAPPLIED PHYSICAL TRAINING OF POLICE OFFICERS AT THE STAGE OF PROFESSIONAL TRAINING
Aldoshin A.V., candidate of pedagogical sciences, professor, [email protected], Russia, Orel, Lukyanov Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia, Tashiyan A.A., candidate of pedagogical sciences, associate professor, tashciyan. azniv@, mail.ru, Russia, Rostov-on-Don, Rostov Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia,
Efremova T.G., candidate of pedagogical sciences, associate professor, tefremova@, sfedu.ru, Russia, Rostov-on-Don, Southern Federal University,
Kulakhszyan S.K., associate professor, [email protected], Russia, Rostov-on-Don, Rostov Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia
The effectiveness of the methodology of professional-applied physical training of police officers at the stage of professional training has been proved. The positive dynamics of the level of general physical and technical-tactical readiness of police officers during the experiment was revealed.
Key words: professional and applied physical training, police officers, methodology, general physical training, technical and tactical physical training, learning process.
Алдошин Андрей Витальевич, канд. пед. наук, проф., [email protected], Россия, Орел, Орловский юридический институт МВД России имени В.В. Лукьянова,
Тащиян Аршак Андраникович, канд. юрид. наук, доц., [email protected], Россия, Ростов-на-Дону, Ростовский юридический институт МВД России,
Ефремова Татьяна Геннадьевна, канд. пед. наук, доц., [email protected], Россия, Ростов-на-Дону, Южный федеральный университет,
Кулахсзян Сюзанна Карленовна, адъюнкт, [email protected], Россия, Ростов-на-Дону, Ростовский юридический институт МВД России
Профессиональная физическая подготовка - это деятельность, направленная на совершенствование и поддержание на должном уровне тех навыков и качеств, которые обеспечивают успешность выполнения оперативно-служебных задач [1].
В организации процесса физической подготовки обучающихся особое значение придают педагогическим подходам, используемым на учебных занятиях. Они представляют собой некие базовые положения, которые способствуют правильному формированию педагогиче-
ских принципов и, соответственно, эффективной реализации учебного про -цесса.
В общем виде все педагогические средства и методы основаны на основополагающих дидактических принципах. Это, в первую очередь, объясняется тем, что в учебном процессе различных образовательных организаций физическая культура (или физическая подготовка) является одним из основных элементов и базируется на основных методических принципах (активность, сознательность, заинтересованность, доступность, наглядность, эффективность, индивидуальность, динамика, систематичность и т. д.) [2].
Процесс обучения сотрудников полиции нацелен на приобретение специальных умений и навыков при одновременном развитии физических качеств, обеспечивающих максимально эффективное формирование про -фессиональных компетенций в области физической подготовки.
Неотъемлемой частью процесса обучения является и психологическая подготовка. Важным аспектом в данном направлении выступают пси -хологическая устойчивость сотрудников, их способность противостоять опасности, уверенность в действиях в момент применения физической силы и т. д. В процессе занятий необходимо воспитывать у обучающихся такие качества, как самоконтроль, выдержка, смелость, решительность.
Физическая подготовка сотрудников полиции состоит из двух структурных элементов: общей физической подготовки и профессио-нально-прикладной физической подготовки. Такая схема подготовки ориентирована на поступательную динамику развития необходимых физиче -ских качеств, формирование специальных умений и навыков, а также повышение функциональных и адаптационных возможностей организма обучающихся [3]. В связи с этим программа физической подготовки сотрудников полиции на этапе обучения содержит упражнения, направленные на развитие основных физических качеств, а также упражнения, формирующие навыки применения боевых приемов борьбы.
В процессе получения теоретических и практических знаний сотрудники обязаны в полной мере овладеть профессиональными компе -тенциями в области специальной физической подготовки в объеме, необходимом для успешного выполнения стоящих перед ними задач. Учебные занятия, в первую очередь, направлены на формирование специальных навыков и умений, способствующие в реализации мероприятий по пресечению правонарушений, преступлений и задержанию лиц, представляющих общественную опасность или угрозу для граждан.
Образовательный процесс в сфере профессиональной физической подготовки основывается на комплексном подходе к развитию функциональной подготовленности сотрудника с физической, технико -тактической и психологической сторон.
Вначале необходимо совершенствовать базовые физические качества для создания правильных условий освоения обучающимися специальных аспектов физической подготовки. Развитие силы, быстроты, гибкости, выносливости и координации позволяет повысить уровень подготовленности к применению боевых приемов борьбы, а также сформировать более устойчивое психологическое состояние, которое позволит эффективно противодействовать преступникам [5].
Формирование физических качеств обусловливает подготовку организма обучающихся к нагрузкам, с которыми придется столкнуться в процессе профессиональной деятельности. Психологическая подготовка позволяет сформировать волевые качества, необходимые для выполнения служебных задач [7].
Сотрудникам полиции в своей профессиональной деятельности приходится решать множество служебных задач, требующих специальной выносливости, быстроты реакции и решительности [6]. Уровень общей физической и технико-тактической подготовки сотрудника правоохранительных органов - одна из главных составляющих эффективного несения службы и достижения профессиональных целей. Для того чтобы подго -товка была продуктивной, необходимо применять различные техники и приемы, учитывать время, темп, интенсивность и уровень нагрузки, а также периодически вносить коррективы в схему проведения занятия, чередовать упражнения между собой в различном порядке, менять условия выполнения в каждом конкретном случае в зависимости от уровня нагрузки и степени физической подготовки сотрудника полиции [8].
Кроме того, в занятия по физической подготовке важно включать элементы новизны и активного противодействия противников, задания повышенной сложности, а также выполнение упражнений на фоне утомления и в усложненных, нетипичных условиях.
Формирование навыков профессионально-прикладной физической подготовки требует обязательного межличностного взаимодействия, непо -средственного педагогического контроля и непрерывного процесса их со -вершенствования [4]. Невозможно в совершенстве овладеть техникой задержания правонарушителя без практической отработки в спарринге или в отсутствии непосредственного контроля со стороны преподавателя.
Целью исследования является определение эффективности методики профессионально-прикладной физической подготовки сотрудников полиции на этапе профессионального обучения.
Задачи исследования:
1) изучить содержание методики профессионально -прикладной физической подготовки сотрудников полиции на этапе профессионального обучения;
2) провести исследование, направленное на определение эффективности рассматриваемой методики;
3) проанализировать результаты проведенного исследования.
Методика и организация исследования. В процессе исследования был проведен сравнительный анализ показателей уровня общей и профес -сионально-прикладной физической подготовленности слушателей Ростов -ского юридического института МВД России в период обучения. Были сформированы две экспериментальные группы из числа мужчин в возрасте до 25 лет. В первую группу вошли слушатели, обучающиеся по программе профессиональной подготовки лиц рядового и младшего начальствующего состава в количестве 11 человек, во вторую - лица среднего и старшего начальствующего состава, имеющие высшее или среднее профессиональ -ное (юридическое) образование, в количестве 15 человек.
Общий период исследования составил 4 месяца (июнь-сентябрь 2022 года). Все участники исследования получили одинаковый объем тре -нировочной нагрузки в течение четырехмесячного цикла. В первый месяц исследования (июнь 2022 года) выполнялись исключительно упражнения на развитие силы и быстроты в период учебных занятий. С июля 2022 года выполнялись упражнения в часы самостоятельной работы на быстроту и силу:
- бег на 10-20-30 м со старта (3-5 х 2-4 серии);
- бег на 20-40-60 м со старта (3-4 х 1-2 серии);
- бег с ходу на 20-30 м с 20-30-метрового разбега;
- сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях (1-3 х 8-15 раз);
- подтягивание на перекладине хватом сверху (1-3 х 5-10 раз);
- сгибание и разгибание рук в упоре лежа (1-3 х 10-15 раз;
- подтягивание на перекладине хватом снизу (1-3 х 5-10 раз);
- подтягивание на перекладине широким хватом (1-3 х 4-8 раз).
Отработка боевых приемов борьбы проводилась по следующей
методике:
- увеличение количества и темпа выполнения двигательных зада -
ний;
- сокращение интервалов отдыха и повышение уровня сложности двигательных действий;
- выполнение двигательных действий или боевых приемов борьбы в момент вестибулярных раздражений.
Результаты исследования и их обсуждение. Проводилось тестирование общей физической подготовки по четырем основным показателям, а также профессионально-прикладной физической подготовки путем выполнения тактических задач, связанных с ограничением свободы пере -движения правонарушителя.
Показатели уровня общей физической подготовленности слушателей до обучения приведены в табл. 1.
Таблица 1
Показатели уровня общей физической подготовленности слушателей до обучения, М±т
Тесты 1-я группа 2-я группа
Подтягивание на перекладине, кол-во раз 10±2 12±2
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа, кол-во раз 32±2 35±2
Челночный бег 4*20 м, с 17,3±0,5 16,1±0,5
Челночный бег 10*10 м, с 26,8±0,5 26,5±0,5
Уровень технико-тактической подготовленности слушателей до обучения оценивался по результатам решения тактических задач. В первой группе (п=11) задания выполнили 4 слушателя (40 %), не выполнили -7 слушателей (60 %). Во второй группе (п=15) задания выполнили 7 слушателей (45 %), не выполнили - 8 слушателей (55 %).
Показатели уровня общей физической подготовленности слушателей после обучения приведены в табл. 2.
Таблица 2
Показатели уровня общей физической подготовки слушателей
после обучения, М±т
Тесты 1-я группа 2-я группа
Подтягивание на перекладине, кол-во раз 15±2 17±2
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа, кол-во раз 46±2 48±2
Челночный бег 4*20 м, с 16,2±0,5 15,8±0,5
Челночный бег 10*10 м, с 26,1±0,5 25,8±0,5
Уровень технико-тактической подготовленности слушателей после обучения также оценивался по результатам решения тактических задач. В первой группе (п=11) задания выполнили 9 слушателей (80 %), не выполнили - 2 слушателя (20 %). Во второй группе (п=15) задания выполнили 14 слушателей (90 %), не выполнил - 1 слушатель (10 %).
Результаты исследования отражают следующие закономерности:
- лица среднего и старшего начальствующего состава, имеющие высшее или среднее профессиональное (юридическое) образование, пока -зали более высокие результаты как в начале, так и в конце обучения, чем лица рядового и младшего начальствующего состава;
- у участников обеих групп значительно улучшились показатели общей физической и технико-тактической подготовленности.
Выводы. Для формирования и развития профессионально значимых психофизических качеств сотрудников полиции необходима специализированная профессиональная подготовка.
Анализ данных исследования показал, что действующая в образовательных организациях МВД России методика профессионально-прикладной физической подготовки, реализуемая в соответствии с Приказом МВД России от 01.07.2017 № 450 «Об утверждении Наставления по организации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации», является эффективной.
Применение данной методики в процессе обучения способствует: повышению уровня развития основных физических качеств, развитию физических навыков, исходя из особенностей профессиональной деятельности, формированию у обучающихся важных психических качеств, развитию прикладных умений и навыков, улучшению функциональной устойчивости организма сотрудника к воздействию на него неблагоприятных внешних факторов, успешному освоению технико-тактических приемов, необходимых для эффективного выполнения служебных задач со -трудниками полиции.
Список литературы
1. Баркалов С.Н., Герасимов И.В. Физическая подготовка курсантов образовательных организаций МВД России: состояние, проблемы и пути совершенствования // Общество и право. 2014. № 4 (50). С. 221-234.
2. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального исследования. М.: Педагогика, 2018. 165 с.
3. Иванов А.И., Тихонова И.В. Оптимизация профессионально -прикладной физической подготовки сотрудников правоохранительных структур // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2015. № 12 (130). С. 90-94.
4. Матвеев Л.П., Новиков А.Д. Теория физического воспитания. М.: Теория и практика физической культуры, 2017. 362 с.
5. Пахомов В.И. Недостатки и пути совершенствования профессионально-прикладной физической подготовки сотрудника ГИБДД // Совершенствование физической подготовки сотрудников правоохранительных органов: сб. науч. статей. Орел: ОрЮИ МВД России им. В.В. Лукьянова, 2022. С. 178-181.
6. Подрезов И.Н. Роль физической подготовки в развитии профессионально-значимых физических и личностных качеств курсантов // Автономия личности. 2022. № 1 (27). С. 148-153.
7. Славко А.Л. Особенности повышения эффективности примене -ния физической силы сотрудниками полиции на основе применения такти -ческих действий // Психология и педагогика служебной деятельности. 2021. № 1. С. 159-161.
8. Совершенствование физической подготовки сотрудников поли -ции методом круговой тренировки / М.Б. Кузнецов [и др.] // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2022. Вып. 1. С. 42-50.
References
1. Barkalov S.N., Gerasimov I.V. Fizicheskaya podgotovka kursantov obra-zovatel'nyh organizacij MVD Rossii: sostoyanie, problemy i puti sovershenstvovaniya [Physical training of cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia: state, problems and ways of improvement] // Obshchestvo i pravo [Society and Law]. 2014. No. 4 (50). P. 221-234.
2. Davydov V.V. Problemy razvivayushchego obucheniya: opyt teoreticheskogo i eksperimental'nogo issledovaniya [Problems of developing education: experience of theoretical and experimental research]. M.: Pedagogy, 2018. 165 p.
3. Ivanov A.I., Tihonova I.V. Optimizaciya professional'no-prikladnoj fizicheskoj podgotovki sotrudnikov pravoohranitel'nyh struktur [Optimization of professional-applied physical training of law enforcement officers] // Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific notes of the University named after P.F. Lesgaft]. 2015. No. 12 (130). P. 90-94.
4. Matveev L.P., Novikov A.D. Teoriya fizicheskogo vospitaniya [Theory of physical education]. M.: Theory and practice of physical culture, 2017. 362 p.
5. Pahomov V.I. Nedostatki i puti sovershenstvovaniya professional'no-prikladnoj fizicheskoj podgotovki sotrudnika GIBDD [Disadvantages and ways to improve the professional-applied physical training of a traffic police officer] // Improving the physical training of law enforcement officers: sat. scientific articles. Orel: Orel MIA of Russia them. V.V. Lukyanova, 2022. P. 178-181.
6. Podrezov I.N. Rol' fizicheskoj podgotovki v razvitii professional'no-znachimyh fizicheskih i lichnostnyh kachestv kursantov [The role of physical training in the development of professionally significant physical and personal qualities of cadets] // Avtonomiya lichnosti [Avtonomiya lichnosti]. 2022. No. 1 (27). P. 148-153.
7. Slavko A.L. Osobennosti povysheniya effektivnosti primeneniya fizicheskoj sily sotrudnikami policii na osnove primeneniya takticheskih dejstvij [Features of increasing the effectiveness of the use of physical force by police officers based on the use of tactical actions] // Psihologiya i pedagogika sluzhebnoj deyatel'nosti [Psychology and pedagogy of service activities]. 2021. No. 1. P. 159-161.
8. Sovershenstvovanie fizicheskoj podgotovki sotrudnikov policii metodom krugovoj trenirovki [Improving the physical training of police officers by the method of circular training] / M.B. Kuznecov [et al.] // Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kul'tura. Sport [Bulletin of Tula State University. Physical culture. Sport]. 2022. Iss. 1. P. 42-50.