УДК 796
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ СГУГиТ
Галина Николаевна Сагеева
Сибирский государственный университет геосистем и технологий, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, старший преподаватель кафедры физической культуры, тел. (913)717-77-65, e-mail: [email protected]
В статье рассмотрена эффективность профессионально-прикладной физической подготовки для формирования общекультурных компетенций на занятиях физической культурой и спортом.
Ключевые слова: компетенции, знать, уметь, владеть, профессионал, педагог, офис, лидер, ответственность, уверенность, физическая подготовка.
PROFESSIONALLY-APPLIED PHYSICAL TRAINING AS MEANS OF FORMATION OF COMMON CULTURAL COMPETENCES OF STUDENTS OF SSUGaT
Galina N. Sageeva
Siberian State University of Geosystems and Technologies, 630108, Russia, Novosibirsk, 10 Plakhotnogo St., the senior teacher of chair of physical culture, tel. (913)717-77-65, e-mail: [email protected]
The article examines the effectiveness of professionally-applied physical training for the formation of General cultural competence at the lessons of physical culture and sports.
Key words: competence, know, able, own, professional, teacher, office, leader, responsibility, confidence, physical fitness.
Способность использовать методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности, так звучит одна из общекультурных компетенций. Главная задача педагога по физической культуре сформировать за годы обучения в ВУЗе необходимые знания, умения и владения, что в дальнейшем повысит компетентность и профессионализм будущих специалистов [1].
Сибирский государственный университет геосистем и технологий готовит специалистов разных направлений-геодезистов, картографов, экологов, экономистов и многих других. В данной статье речь пойдет о так называемых офисных работниках (экономисты, менеджеры). Неоднократно на предыдущих конференциях работодателем (руководство банка) была озвучена проблема - не желание молодых специалистов работать с живым контингентом. Многие выпускники предпочитают работу в офисе за компьютером. Это и не удивляет, современный стиль жизни утратил «живое» общение. Многие живут в виртуальном мире. Телефон, компьютер, общение в социальных сетях - вот приоритет современного человека. Добавим к этой проблеме самостоятельную работу
студентов по физической культуре, реформы в ВУЗах повсеместно внедряющих дистанционное образование. Получаем специалиста с несформированными общекультурными компетенциями.
Одним из способов формирования необходимых компетенций является профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП).
ППФП можно разделить на четыре этапа.
1. Индивидуальная работа студента. На первом этане студент овладевает знаниями в области физической культуры, анатомии, физиологии, основам здорового образа жизни. Учится составлять и выполнять комплексы упражнений, учитывая свои индивидуальные качества и физическое состояние. Вести наблюдение за своим здоровьем.
2. Работа в парах. На этом этапе студенту необходимо уметь составлять комплекс физических упражнений для своего партнера. Работать в паре, обеспечивать необходимую страховку, уметь доходчиво объяснять и контролировать качество выполнения упражнений.
3. Работа в группе. Студент, используя свои знания и умения, составляет комплекс физических упражнений с учетом поставленной задачи: обще-развивающие упражнения, упражнения для определенных групп мышц, упражнения для глаз, дыхательная гимнастика, упражнения с использованием подручных средств (стол, стул, подоконник и другие предметы, имеющиеся в офисе). Работа в группе позволяет студенту проявить свои организаторские качества, умение общаться и работать с коллективом.
4. Умение проводить спортивно-массовые мероприятия. Группа студентов разрабатывает план проведения мероприятия, готовит нужный инвентарь, обеспечивает судейство. Организация и проведение спортивно-массовых мероприятий позволяет воспитывать лидерские качества, уверенность, ответственность.
Таким образом, профессионально-прикладная физическая подготовка имеют большое значение для формирования общекультурных компетенций, а в дальнейшем на уровень подготовки профессиональных качеств будущих специалистов.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Сагеева Г. Н. Формирование компетентностного подхода в преподавании физической культуры в СГГА // Интерэкспо ГЕО-Сибирь-2013. IX Междунар. науч. конгр. : Меж-дунар. науч. конф. «Глобальные процессы в региональном измерении: опыт истории и современность» : сб. материалов в 2 т. (Новосибирск, 15-26 апреля 2013 г.). - Новосибирск : СГГА, 2013. Т. 2. - С. 33-35.
© Г. Н. Сагеева, 2017