педагогические науки
Царева Наталья Олеговна ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ...
УДК 377.3 : 338.48
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ТУРИЗМУ В КОЛЛЕДЖЕ
© 2018
Царева Наталья Олеговна, преподаватель
Крымский федеральный университет (295007, Россия, Симферополь, проспект Академика Вернадского, 4, e-mail: [email protected])
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы профессионально-прикладной физической подготовки обучающихся колледжей по специальности 43.0210 Туризм - будущих специалистов по туризму среднего звена; описывается опыт указанного направления специальной физической подготовки в Таврическом колледже (структурное подразделение) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (ФГАОУ ВО «КФУ им. В. И. Вернадского»). Актуальность данного исследования обусловлена возросшими требованиями к уровню психофизической готовности специалиста по туризму со стороны общества, рынка труда, что детерминировано востребованностью активных видов туризма, диверсификацией туристских продуктов и услуг. формирование психофизической готовности обучающихся в Таврическом колледже ведется по авторской программе в процессе освоения дисциплины «Физическая культура». Для решения задач профессионально-прикладной физической подготовки был осуществлен основанный на принципах контекстного обучения отбор содержания, форм и методов подготовки; разработано учебно-методическое сопровождение, отвечающее потребностям современных студентов и требованиям профессиональных стандартов.
Ключевые слова: профессионально-прикладная физическая подготовка, специалист по туризму, колледж, психофизическая подготовка, готовность, профессионально важные качества.
PROFESSIONALLY ORIENTED PHYSICAL TRAINING OF FUTURE TOURISM SPECIALISTS AT COLLEGE
© 2018
Tsareva Natalya Olegovna, teacher
Crimean Federal University (295007, Russia, Simferopol, Academic Vernadsky Аvenue, 4, e-mail: [email protected])
Abstract. The paper dwells upon the issues of professionally oriented physical training of college students - future middle link tourism specialists (43.0210 Tourism). The experience of work in the sphere of physical education at Taurida College of V.I.Vernadsky Crimean Federal University is described. The relevance of the research is determined by the high demands to the level of psychophysical readiness to work in the field on the part of society and labour market, which, in turn, depends on the diversification of tourism products and services. The formation of Taurida College students' psychophysical readiness is carried out according to the authors programme in Physical Education. To cope with the tasks of professionally oriented physical training the author has selected the content, forms and methods of education in accordance with the contextual learning guidelines, and has created the educational support to meet the demands of modern students and professional standards.
Keywords: professionally oriented physical training, tourism specialist, college, psychophysical training, readiness, professional qualities.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Диверсификация структуры туристских продуктов и услуг на мировом и отечественном рынках выдвигает новые требования к подготовке специалистов в сфере туризма. Поскольку особым кластером отрасли стали активный и лечебный туризм [1], модернизация содержания профессиональной подготовки будущих специалистов ориентируется на более прагматичное и здоровьеориенти-рованное содержание.
Обеспечение безопасности и сопровождение потребителей востребованных туристских продуктов - восхождений, трекингов, сплавов, яхтинга, дайвинга и т.п. -требует не только высокого уровня знаний, умений и навыков специалистов по туризму, но и соответствующего уровня физической подготовки и профессионально важных физических и психических качеств. Наиболее востребованы данные качества у специалистов по туризму среднего звена, обеспечивающих сопровождение групп и непосредственную контактную работу с потребителями туристских услуг [2]. Однако в системе среднего профессионального образования (СПО) формированию психических и физических качеств обучающихся, необходимых для реализации продуктов активного туризма, в настоящее время не уделяется должного внимания. В определенной степени такое положение обусловлено недостаточной теоретической обоснованностью и практической разработанностью эффективных моделей формирования готовности будущих специалистов в колледжах к здоровьесберегающей деятельности.
Анализ последних исследований и публикаций, выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы.
По мнению ряда ученых (М. Л. Виленский, А. И. Зай-
цев, В. И. Ильинич, Ю. Л. Кислицын, В. А. Масляков, В. Г. Щербаков) психофизическая готовность достигается в процессе специальной психофизической подготовки к конкретному виду профессионального труда посредством направленного использования физических упражнений [3, с. 330]. Такое направленное использование физических упражнений называется профессионально-прикладной физической подготовкой (ППФП) и осуществляется с целью формирования ведущих для конкретных профессий двигательных умений и навыков, а также развития физических качеств [4].
Профессионально важные качества (ПВК) обозначаются как индивидуальные особенности субъекта деятельности, которые позволяют реализовать ее на нормативно заданном уровне и соотносятся хотя бы с одним ее результативным показателем (качеством, производительностью, надежностью, рентабельностью).
Проблемам совершенствования ППФП как инструмента развития ПВК в последние годы уделяется много внимания в теории и методике профессионального образования [5-12]. Так, вопросы ПпФп в системе СПО ранее были рассмотрены в контексте организации и отбора содержания физического воспитания слабовидящих учащихся ССУЗа [13], формирования готовности к физкультурному самообразованию у студентов ССУЗа [14], методики интенсификации самостоятельной работы по физическому воспитанию студентов медицинского колледжа [15], формирования профессионально-прикладных умений самообразовательной деятельности студентов медицинского колледжа [16], формирования готовности студентов учреждений среднего профессионального образования к сохранению и укреплению здоровья [17], формирования общих компетенций сту-
Tsareva Natalya Olegovna PROFESSIONALLY ORIENTED ..
pedagogical sciences
дентов средних специальных учебных заведений посредством физического воспитания [18] и пр. ППФП обучающихся по специальности «Туризм» в системе СПО ранее не была предметом отдельного исследования.
Формирование целей статьи (постановка задания).
Целью статьи является анализ особенностей и содержания профессионально-прикладной физической подготовки будущих специалистов по туризму среднего звена в колледже.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.
В результате анализа литературы и собственных исследований [19] было установлено, что высокие требования к психофизической готовности специалистов по туризму среднего звена обусловлены спецификой профессиональной деятельности, отражены в образовательных и профессиональных стандартах. Понятие психофизической готовности понимается как «интегративное образование личности, характеризующее психофизические возможности человека и уровень его физического развития, обеспечивающих выполнение определенных действий» [20, с. 10].
Высокие требования к уровню здоровья и физической подготовленности специалистов по туризму среднего звена продиктованы достаточно жесткими условиями труда, в частности, предполагающимся ненормированным рабочим днем, деятельностью во внештатных ситуациях; высоким уровнем личной ответственности; работой в выходные и праздничные дни и т.п.
В соответствии с профессиональным стандартом специалисты по туризму среднего звена участвуют в планировании экскурсий, формируют туристские группы, определяют ключевые позиции программы экскурсии, участвуют в обеспечении безопасности туристов на маршрутах различных категорий сложности и тому подобное. Такое разнообразие видов деятельности позволяет отнести специалистов по туризму среднего звена к группе профессий, для которых характерна работа, в которой неразрывно связаны элементы умственного и физического труда при умеренных физических нагрузках. Однако, анализ профессионального стандарта, регламентирующего трудовые функции специалиста по организации и предоставлению туристских услуг -специалиста по туризму 3 уровня подготовки (выпускники колледжей), анализ содержания ФГОС СПО по специальности 43.02.10 Туризм, результаты экспертного опроса, а также личный педагогический опыт подтверждают, что в процессе традиционного физического воспитания в колледже сложно сформировать такой уровень психофизической готовности, который обеспечил бы высокопроизводительную профессиональную деятельность. Для обеспечения эффективной профессионально-прикладной физической подготовки необходимы: целенаправленный отбор содержания образования, разработка форм и методов обучения, адекватных особенностям профессиональной деятельности с учетом природных условий региона. Теоретической основой обоснования такой модели ППФП обучающихся по специальности 43.02.10 Туризм в колледже стали положения теории контекстного обучения [21].
О. Н. Сергеева выделяет три тесно взаимосвязанных основных структурных компонента психофизической готовности: теоретическую, физическую и психическую подготовленность; отмечает, что «...одним из факторов формирования психофизической готовности специалистов к профессиональной деятельности является физическая культура и спорт» [20, с. 10]. Основываясь на таком подходе к формированию профессионально важных качеств будущих специалистов, мы реализовали модель ППФП обучающихся по специальности 43.02.10 Туризм в Таврическом колледже при освоении дисциплины «Физическая культура». Программа учебной дисциплины разработана в соответствии с требованиями ФГОС СПО по специальности 43.02.10 Туризм на осно-
ве примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Физическая культура» для профессиональных образовательных организаций под редакцией А. А. Бишаевой [22].
Прикладные знания обучающиеся получают в ходе аудиторных занятий на лекциях по дисциплине «Физическая культура», содержание которых подобрано с учетом специфики данной специальности [23] на основе тезаурусного подхода по следующим темам: «Физическая культура личности. ЗОЖ», «Двигательные качества и сенситивные периоды их развития», «Контроль самочувствия на занятиях физической культурой и спортом», «Методы повышения адаптационных сил организма», «Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) будущего специалиста по туризму». Кроме того, отдельные проблемы озвучиваются в процессе учебно-методических и учебно-тренировочных занятий в форме объяснений и бесед; в процессе выполнения самостоятельной работы, содержание которой представлено в учебно-методических пособиях [24, 25]. Указанные пособия являются составляющими фонда оценочных средств по дисциплине для данной специальности, что позволяет оценить уровень теоретической подготовленности.
Прикладные умения и навыки формируются в процессе активных занятий физической культурой и спортом как в процессе аудиторной, так и внеаудиторной работы обучающихся. Содержание аудиторной работы профессионально-прикладной направленности представлено в рабочей программе по дисциплине «Физическая культура» разделами «Основы самообороны» [26], «Профессионально-прикладная физическая подготовка», «Основы альпинистской подготовки».
Раздел «Основы самообороны» (6 семестр) введен в учебную программу дисциплины с целью овладения студентами профессионально важными качествами, а также знаниями и умениями в области самообороны, самозащиты и обеспечения безопасности. В ходе изучения раздела «Основы самообороны» обучающиеся овладевают базовыми техническими действиями атакующей и защищающейся стороны без оружия, с макетами оружия или иными приспособлениями для имитации атаки (палка, макет нож, пистолета); осваивают приемы, направленные на освобождение от различных видов захватов, проводимых нападающим, а также элементарные приемы задержания и технику связывания веревкой, ремнем или иным подручным средством. Дыхательные практики в сочетании с миорелаксацией, медитациями, стрэтчин-гом способствуют снижению мышечного тонуса, нормализации (выравниванию) вегетативного тонуса нервной системы. Симметричная нагрузка, свойственная каратэ, позволяет использовать занятия с целью профилактики и коррекции нарушений осанки. Необходимость формирования ударной части стопы является хорошим средством укрепления мышц сводов стопы и профилактики плоскостопия; занятия без обуви (при наличии условий, включающих температура воздуха, качество покрытия и пр.) обладают закаливающим эффектом, что повышает адаптационные возможности организма. Дыхание «харой» - «низом живота», рекомендуемое при занятиях каратэ, способствует усилению работы диафрагмы, активизации нижних долей легких, улучшению в них вентиляции, а значит - является методом профилактики простудных заболеваний, застойных явлений в легких, что повышает качество работы кардио-респираторной системы, а, значит, способствует росту работоспособности и выносливости.
Помимо хорошо известного общеукрепляющего действия занятия каратэ способствуют развитию морально-волевых качеств, формирующих психическое здоровье человека, повышают эмоционально-психическую устойчивость занимающегося к стрессовым ситуациям [27]. Изучение ритуала «Додзе-кун», воспитание искреннего уважения к учителю («сэнсэй»), старшему ученику
педагогические науки
Царева Наталья Олеговна ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ...
(«сэмпай») и остальным практикующим («кехай»), находящимся в зале («додзе»); психологическая адаптация в процессе выполнения технических действий при взаимодействии с каждым участником группы занимающихся; медитативные практики - все это способствует формированию таких профессионально важных качеств будущего специалиста по туризму, как рефлексия, эмпа-тия. Занятия каратэ способствуют снижению у подростков уровня тревожности, напряженности, повышению самооценки; формированию таких личностных качеств, как смелость, общительность; вырабатывают нормативность поведения, эмоциональную устойчивость, самоконтроль [27]. Данные качества являются актуальными профессиональными компетенциями, отражают содержание профессиональной компетенции 2.4 (ПК 2.4) и формируют способность «обеспечивать безопасность туристов на маршруте» [28].
Содержание раздела «Профессионально-прикладная физическая подготовка» (7 семестр) подразумевает дальнейшее психофизическое развитие обучающегося с ориентацией на профессиональную деятельность специалиста по туризму и включает разработку и презентацию комплексов общеразвивающих упражнений оздоровительной и корригирующей направленности, комплексов производственной гимнастики; ознакомление с медитативными практиками, аутотренингом; дыхательными практиками; основами массажа, самомассажа. Содержание раздела «Основы альпинистской подготовки» (8 семестр) реализуется при участии специалистов Государственного казенного учреждения «Крымская республиканская аварийно-спасательная служба «Крым-СПАС» (далее - ГКУ РК «КРЫМ-СПАС») на спортивной базе факультета физической культуры и спорта Таврической академии (структурное подразделение) Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. В ходе изучения названного раздела обучающиеся - будущие специалисты по туризму - знакомятся с основными направлениями деятельности сотрудников ГКУ РК «КРЫМ-СПАС» в сфере безопасности туризма, получают начальные сведения об основах техники альпинизма, требованиях к теоретической и физической подготовленности для работы в условиях горно-лесистой местности; знакомятся со средствами, приемами страховки, применяемыми в альпинизме и основными приемами техники передвижения в горной местности.
Практическая внеаудиторная деятельность реализовалась в системе самостоятельного выполнения комплексов общеразвивающих и профессионально-прикладных физических упражнений, самооценки уровня физического развития и функциональных возможностей организма. Функциональные возможности организма выявлялись с помощью качественных показателей, выражающихся в изменениях отдельных физических показателей и общего уровня работоспособности. Показателями физического развития (количественные показатели) являются изменения размеров и массы тела. Физическое развитие характеризуется, кроме того, показателями здоровья, отражающими морфологические и функциональные изменения физиологических систем организма. Указанные выше показатели фиксируются в разработанном для обучающихся по специальности «Туризм» учебно-методическом пособии «Дневник личных достижений» [29], который заполняется на протяжении всего периода обучения в колледже и является одним из условий освоения программы дисциплины «Физическая культура». Данное пособие особенно актуально для использования в подготовке обучающихся, отнесенных по состоянию здоровья к подготовительной или специальной медицинской группе. Содержание пособия направлено на формирование навыков систематического самоконтроля показателей физического развития и здоровья обучающегося, регламентирует своевременное внесение изменений в индивидуальную программу физического
воспитания, позволяет индивидуализировать освоение требований ППФП будущими специалистами и мотивировать к достижению профессионально необходимого уровня физической подготовки.
Приобретаемые в ходе освоения содержания дисциплины умения и навыки способствуют, помимо обще-развивающего воздействия, формированию психофизической готовности к профессиональной деятельности.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления.
Таким образом, совершенствование профессионально-прикладной физической подготовки будущих специалистов по туризму среднего звена является актуальной проблемой теории и методики профессионального образования. Наш опыт свидетельствует о том, что организация ППФП на основе принципов контекстного обучения является эффективным инструментом формирования ПВК будущих специалистов по туризму в колледже. Разработанная нами и реализуемая в Таврическом колледже модель ППФП в рамках освоения дисциплины «Физическая культура» представлена аудиторными занятиями (лекции, учебно-тренировочные и учебно-методические занятия, индивидуальные задания) и внеаудиторной деятельностью, заключающейся в участии студентов в работе туристского кружка, деятельности волонтерских организаций, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятиях. Важным элементом модели является развитие стремления обучающихся к физическому самосовершенствованию, личным достижениям в сфере физической культуры, чему способствует разработанное авторское учебно-методическое сопровождение.
Перспективами дальнейших изысканий являются разработка интерактивного сопровождения профессионально-прикладной физической подготовки будущих специалистов по туризму в колледже.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Ефимов С. А. Лечебно-оздоровительный, лечебный и оздоровительный туризм: уточняем понятийно-терминологический аппарат / С. А. Ефимов, А. С. Ефимова // Вестник физиотерапии и курортологии. - 2017. - №4. - С. 155-160.
2. Ефимова В. М. К вопросу о здоровьесберегающей деятельности будущего специалиста по туризму / В. М. Ефимова, Н. О. Царева // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. - Сб. статей: - Ялта: РИО ГПА, 2016. -Вып. 52. - Ч. 2. - С. 72 - 81.
3. Физическая культура студента: учебник / Под ред. В.И. Ильинича. -М.: Гардарики, 2000. - 448 с.
4. Холодов Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Ж. К. Холодов, B. C. Кузнецов. -Кочиева Э.Р. Учет возрастных особенностей при выборе методов, методик и технологий физического воспитания // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 129-131.
5. Бакулина Я.С., Ведерников А.В., Гусев А.А. Социально-экономические проблемы в области спорта и физической культуры системы вуза, пути решения и развития // Вестник НГИЭИ. 2015. № 9 (52). С. 18-22.
6. Гусев А.Н., Стафеева А.В. Прикладная физическая подготовка студентов в вузе как основа концепции разработки содержания дисциплины «Физическая культура» в рамках ФГОС ВПО 3+ // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 146-149.
7. Иванова Т.Н. Социоэкологический потенциал физической культуры и спорта в жизни современного человека // Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 149-151.
8. Воробьева И.Н., Годжиев Г.Т. Влияние физической культуры на активность учебно-познавательной деятельности студентов // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 273-276.
9. Миронов В.В. Физическая подготовка - прикладной аспект физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры // Теория и практика физической культуры. 2014. № 9. С. 31-34.
10. Гусев А.Н., Евтин А.Б. Использование модульного подхода в реализации прикладной физической подготовки студентов в инженерно-экономическом вузе //Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 158-161.
11. Белых С.И., Черниговская С.А. О формировании личностной физической культуры студентов в процессе физического воспитания (в аспекте наличия умений) // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. 2013.№ 1. С. 8-11.
12. Ахмадуллина И. А. Физическое воспитание слабовидящих учащихся среднего специального учебного заведения : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.04 / Ахмадуллина Ирина
Tsareva Natalya Olegovna PROFESSIONALLY ORIENTED ...
pedagogical sciences
Ахсановна; [Место защиты: Кам. гос. акад. физ. культуры, спорта и туризма]. — Набережные Челны, 2011. — 255 с.
13. Бутыч Н. С. Формирование у студентов готовности к самообразованию в физкультурно-спортивной среде учреждений среднего профессионального образования : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.04 /Бутыч Наталья Сергеевна; [Место защиты: Тюмен. гос. ун-т]. — Тюмень, 2012. — 26 с.
14. Ефремова Т. Г. Формирование физической культуры студентов медицинских колледжей на основе интенсификации самостоятельной работы : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.04 / Ефремова Татьяна Геннадьевна; [Место защиты: Кубан. гос. ун-т физ. культуры, спорта и туризма]. — Краснодар, 2011. — 24 с.
15. Маргаева М. П. Формирование профессионально-прикладных умений самообразовательной деятельности студентов медицинского колледжа : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.08 /Маргаева Марина Павловна; [Место защиты: Моск. гос. обл. ун-т]. — Москва, 2010. — 26 с.
16. Усачёв В. А. Формирование готовности студентов учреждений среднего профессионального образования к сохранению и укреплению здоровья : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Усачёв Василий Анатольевич; [Место защиты: Кемер. гос. ун-т]. — Кемерово, 2012. — 21 с.
17. Яворская А. А. Физическое воспитание как средство формирования общих компетенций студентов средних специальных учебных заведений (на примере ссузов сферы обслуживания) : 13.00.08 / Яворская Анастасия Александровна; [Место защиты: Балт. гос. унт]. — Калининград, 2013. — 23 с.
18. Ефимова В. М. Некоторые аспекты подготовки специалистов по туризму к здоровьесберегающей деятельности / В. М. Ефимова, Н. О. Царева //Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. — Сб. статей: — Ялта: РИОГПА, 2016.
— Вып. 51. — Ч. 2. — С. 173 — 179.
19. Сергеева О. Н. Формирование психофизической готовности к профессиональной деятельности будущих специалистов по организации и безопасности движения средствами физической культуры и спорта в вузе : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Сергеева Оксана Николаевна; [Место защиты: Марийс. гос. ун-т]. — Йошкар-Ола, 2012. — 23 с.
20. Вербицкий А.А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения. — М.: ИЦ ПКПС, 2004. — 84 с.
21. Бишаева А. А. Примерная программа общеобразовательной учебной дисциплины «Физическая культура» для профессиональных образовательных организаций. — М. : Издательский центр «Академия», 2015. — 25 с.
22. Царева Н. О. Опорные лекции по дисциплине «Физическая культура» /Н. О. Царева. — Симферополь: КФУ, 2015. — 38 с.
23. Царева Н. О. Рабочая тетрадь для самостоятельной работы по дисциплине ОГСЭ.05 «Физическая культура» / Н. О. Царева.
— ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского». — Симферополь, 2017. — 96 с.
24. Царева Н. О. Рабочая тетрадь для самостоятельных работ по дисциплине БД.3 «Физическая культура» /Н. О. Царева. — ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского».
— Симферополь, 2017. — 36 с.
25. Царева Н. О. Основы самообороны : учебно-метод. пособие по дисциплине «Физическая культура» / Н. О. Царева. — Симферополь, 2017. — 57 с.
26. Рамзин А. А. Оптимизация психофизического состояния и профилактика негативных форм поведения подростков в процессе занятий каратэ : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.04 / Рамзин Александр Александрович; [Место защиты: Дальневост. гос. акад. физ. культуры]. — Хабаровск, 2007. - 24 с.
27. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 43.02.10 «Туризм». [Электронный ресурс]. 2014. URL: http://www.edu. ru/db/mo/Data/d_14/m474.pdf.
28. Царева Н. О. Дневник личных достижений: методическое пособие по дисциплине «Физическая культура»/Н. О. Царева. — ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского». — Симферополь, 2017. — 49 с.
Статья поступила в редакцию 03.11.2018 Статья принята к публикации 27.12.2018