Научная статья на тему 'Профессионально-педагогический диалог как жанр учительской речи: философские основания'

Профессионально-педагогический диалог как жанр учительской речи: философские основания Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1415
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИАЛОГ В ФИЛОСОФИИ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РИТОРИКА / РЕЧЕВОЙ ЖАНР / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДИАЛОГ / DIALOGUE IN PHILOSOPHY / PEDAGOGICAL RHETORIC / SPEECH GENRE / PROFESSIONAL AND PEDAGOGICAL

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Вострикова Татьяна Ивановна

Рассматривается профессионально-педагогический диалогжанр учительской речи, имеющий глубокие философские основания, так как именно в философии всесторонне изучены значимые для педагогической риторики общие законы построения диалога, проблема вопросов и ответов в диалогической речи, сущность процессов понимания, альтернативные диалогу модели мировосприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional and pedagogic dialogue as a genre of teachers speech: philosophical grounds

The professional and pedagogical dialogues the genre of teachers speech which has deep philosophical grounds is studied because in the philosophy all the important for pedagogical rhetoric general laws of making a dialogues, the problem of questions and answers in dialogue speech, the meaning of understanding processes, which are alternative to the dialogue of a world-view model.

Текст научной работы на тему «Профессионально-педагогический диалог как жанр учительской речи: философские основания»

инновации в общем и профессиональном образовании

Т.и. ВОСТРИКОВА (Астрахань)

профессиональнопедагогический диалог как жанр учительской речи: философские основания

Рассматривается профессиональнопедагогический диалог - жанр учительской речи, имеющий глубокие философские основания, так как именно в философии всесторонне изучены значимые для педагогической риторики общие законы построения диалога, проблема вопросов и ответов в диалогической речи, сущность процессов понимания, альтернативные диалогу модели мировосприятия.

Ключевые слова: диалог в философии, педагогическая риторика, речевой жанр, профессионально-педагогический диалог.

Нельзя не согласиться с мнением Т.Г. Винокур о том, что сама коммуникативная сущность жизни человека «имеет начальным социопсихологическим звеном намерение, желание вступить в общение с другим лицом» [4: 107]. Именно поэтому, думается, столь трудно найти в наши дни область гуманитарного знания, в которой так или иначе не была бы затронута проблема диалога. Между тем методологические основы изучения диалога заложены в философии. Начиная с античных времен, философы пытались понять суть диалога, выявить те движущие силы, которые заставляют человека «непрерывно спорить с собой, вступать в общение с ближними и дальними и таким образом изменять себя, общество, основы человеческих отношений, развивать способности субъекта воспроизводить себя, преодолевать опасный разрыв между причинной и смысловой детерминацией своей деятельности» [2: 59].

Общая риторика, представляя собой комплексную гуманитарную дисциплину, в которой изучаются закономерности создания и преподнесения коммуникативно совершенного текста, безусловно, имеет своим основанием филосо-

фию. Данное утверждение справедливо, как нам представляется, и в отношении частных видов риторики, которые стали предметом активного изучения в последние десятилетия. В их числе - педагогическая риторика.

Педагогическая риторика призвана, как известно, сделать эффективными коммуникативно-речевые процессы в сфере педагогического общения, максимально их оптимизировать. В этой связи одна из главных задач педагога состоит в осознании специфики общения, умении распознавать и продуцировать профессионально значимые типические формы высказываний - речевые жанры. Учебный профессионально-педагогический диалог, организуемый учителем на уроке, - один из таких жанров.

В рамках данной статьи предпринимается попытка показать, что профессионально-педагогический диалог, являя собой один из ведущих жанров учительской речи, имеет глубинные философские основания. Начнем с того, что фундаментальное для философии понятие диалектика и понятие диалог родственны. Со времен Древней Греции диалог осмысливается философами как явление, перерастающее в диалектику. Не случайно искусству ведения беседы (диалогу) изначально обучала диалектика. Так, по Платону, диалектик - это тот, кто умеет ставить вопросы и давать ответы. Именно такой человек, «взяв подходящую душу... со знанием дела насаждает и сеет в ней речи, способные помочь и самим себе, и сеятелю, ибо они не бесплодны, в них есть семя, которое родит новые речи в душах других людей, способные сделать это семя навеки бессмертным, а его обладателя счастливым настолько, насколько может быть человек» [13: 219].

Задачу, аналогичную той, о которой говорит Платон (ставить вопросы и давать ответы), призван решать в процессе научно-учебного общения с учащимися и учитель. Подлинный диалог, перерастающий в диалектику, возможен толь-

© Вострикова Т.И., 2009

ко при условии грамотного структурирования учителем вопросительных высказываний разных типов («тактических», «стратегических», «собственно риторических»). Такого рода высказывания - один из важнейших жанровых признаков педагогического диалога, профессионально значимое коммуникативное умение учителя (обозначенная проблема, в частности, рассматривалась нами в работах:

[5; 6]).

Вопрос, как известно, есть важнейший стимул мышления, познавательной активности человека. Поэтому столь часто в трудах философов ставится проблема взаимосвязи «вопрошания» и мышления. Так, согласно Г.-Г. Гада-меру, «искусство диалектики есть искусство вопрошания и искания истины (здесь и далее курсив наш. - Т.В.)... искусство спрашивания - дальше, то есть искусство мышления» [7: 431].

Это философское заключение взято на вооружение многими гуманитарными науками, в том числе педагогической риторикой. Последовательно выстраиваемая цепочка вопросов позволяет учителю структурировать диалог, управлять его ходом. «Искусство вопрошания и искания истины» в педагогической профессии - это передача не информации как таковой, а логики и структуры излагаемого материала, способность грамотно связать тезис и аргументы. В профессионально-педагогическом диалоге данное коммуникативно-речевое умение, безусловно, является жанрообразующим.

Как уже было отмечено выше, важнейшая черта диалектика, по Платону, состоит в искусстве не только задавать вопросы, но и давать ответы. Данное утверждение имеет самое непосредственное отношение к рассматриваемому нами жанру учительской речи. Действительно, любой этап урока с необходимостью предполагает активность второго субъекта общения, а значит, и «вопрошания» - ученика. «Только неуверенные в себе учителя, - отмечают

Н.М. Яковлев и А.М. Сохор, - думают, будто задавание вопросов - привилегия учителя, ученики же вправе лишь отвечать. Хороший учитель рад вопросам» [20: 72]. Важно, чтобы учитель в хоро-

шем смысле слова «провоцировал» детей на вопросы, развивая тем самым мысль ребенка и его стремление к познанию.

Заметим: вопросы учащихся позволяют исключить и столь нежелательную в учебном процессе «симуляцию понимания». Проблема понимания, актуальная в наши дни для всех гуманитарных (и не только гуманитарных) наук, теснейшим образом связана с проблемой диалога. Между тем основные вопросы в изучении проблемы понимания: Что есть понимание? Каким образом оно осуществляется? Как понимание соотносится с объяснением? и ряд других - были поставлены в философской литературе еще в конце XIX - начале XX в. Так, по мнению немецкого ученого

В. Дильтея, объяснение есть познание общего, массового, а понимание - это познание индивидуального, неповторимого, интимного. Следовательно, механизм понимания, его главный метод предстает прежде всего как психологический процесс вживания в чужое Я [8]. Этот психологический процесс вживания в чужое Я и есть, как нам представляется, не что иное, как диалог - вербальный либо внутренний. Названный процесс весьма близок тому, что в современной педагогической риторике именуется положительной коммуникативной валентностью. Этим термином обозначается настроенность учителя и учащихся на диалог, на продуктивное общение [12: 194]. Определяющее значение здесь имеют такие жанровые признаки, как взаимная расположенность коммуникантов, единство их позиций, предвосхищение речевого события - тот комплекс ситуаций, при которых диалог необходим и желателен.

Современные философы полагают, что понимание - это «озарение», «схватывание целого»; «это деятельность связывания идей, установления отношений между ними, приведения их к целостному, системному виду» [1: 103]. Подобное «понимание понимания» характерно и для сегодняшней дидактики и педагогической риторики. По мнению дидактов, понять - значит воспроизвести в сознании или в речи толкуемую объясняющим ситуацию. Но для этого недостаточно одного пересказа, даже вполне самостоятельного и связного. Понимать объяснение - значит вместе с объясняющим, вслед за ним мысленно (а если нужно, то и

практически) проделать все те же познавательные операции (сравнение, обобщение, анализ, синтез, конкретизацию, моделирование и т.п.), без которых объяснение как таковое не существует [14: 13].

Весьма значимой для педагогической риторики представляется философская позиция, согласно которой объяснение есть специфическая форма понимания, имеющая определенную логическую структуру. Следовательно, понимание - это более широкая (родовая) категория, поскольку понять что-то можно и без объяснения, но объяснить что-то без понимания нельзя [18]. Сказанное позволяет утверждать: глубокое, осмысленное понимание детьми учебного материала возможно лишь при условии глубокого, осмысленного знания предмета речи педагогом. Вспомним Цицерона, убежденного в том, что «речь должна расцветать и разворачиваться только на основе полного знания предмета; если же за ней не стоит содержание, усвоенное и познанное оратором, то словесное ее выражение представляется пустой и даже ребяческой болтовней» [17: 80 - 81].

Философия говорит сегодня и о тех категориях и моделях, которые являются альтернативой диалогу. Одна из таких альтернативных моделей - молчание. Философы называют молчание «нулем», словесным вакуумом. Молчание - наиболее адекватное выражение натуроцентрического мироощущения. Апология молчания есть хорошо аргументированная ценностная позиция. «Слишком велик соблазн обойтись в жизни без ошибок, - утверждает В.Г. Щукин, - а слово, высказанное и тем более написанное, которое “не вырубишь топором”, всегда чревато ошибкой. Слово, как указывает Бахтин, всегда социальный поступок, а потому выбор молчания означает отказ от поступков самых различных жанров - от доноса до признания в любви» [19: 35].

В культуре, полагают философы, молчание встречается не слишком часто и, как правило, не длится долго [19]. Данное утверждение вполне справедливо в отношении рассматриваемого нами жанра. Молчание как родовая категория в профессионально-педагогическом диалоге чаще всего проявляется в различных по функциональной направленности паузах, которые учитель, как правило, делает пред-

намеренно. Философ, филолог, основатель отечественной генристики М.М. Бахтин справедливо полагал, что обращенность к кому-либо, адресованность высказывания есть конститутивный жанровый признак. Говорящий, по мысли М.М. Бахтина, всегда должен учитывать апперцептивный фон восприятия своей речи адресатом: это необходимое условие активного понимания последним высказывания адресанта [3: 291]. Следовательно, грамотная пауза в речи учителя, как и грамотно избранное им слово, свидетельствуют об умении педагога «подстроить» высказывание под адресата, учесть «грамматику слушающего». коммуникативно значимая пауза в речи учителя, органично вплетенная в ткань диалога, - это и необходимое средство выразительности, способствующее созданию особого эмоционального фона урока. «красноречивая пауза», «красноречивое молчание» учителя выполняют в профессионально-педагогическом диалоге дисциплинарную, нравственноэтическую и ряд других функций. Таким образом, позиции философии и педагогической риторики сближает прежде всего ценностность молчания (паузы), цен-ностность, связанная с моментами познавательными, этическими, моральнонравственными.

Итак, с точки зрения философии диалог оказывается универсальным условием и принципом любого существования, самой, пожалуй, популярной моделью жизни и мироотношения. Именно в диалоге «индивид получает не только рациональную информацию, формирует способы мыслительной деятельности, но и посредством подражания и заимствования, сопереживания и идентификации усваивает человеческие эмоции, чувства, формы поведения» [16: 448]. Философ и культуролог М.С. Каган с уверенностью заявляет: «Перефразируя ... изречение Сартра, что человек - это существо, “приговоренное к свободе”, я сказал бы, что ныне человечество “приговорено к диалогу ” (курсив наш. - Т.В.). Осуществление этого приговора - дело каждого из нас» [9: 402].

Современные исследователи в области дидактики и педагогической риторики разделяют данную позицию. Ни у кого сегодня не вызывает сомнения «необходимость проникновения диалога в самую сердце-

вину школьного обучения» [10: 6]. При этом коммуникативно совершенным следует признать учебный диалог гармонизирующего типа, предполагающий, по А.К. Ми-хальской, «глубинную, подлинную диалогичность», делающий возможным «формирование того истинного “мы”, в котором “голоса” участников общения сливаются в “общий хор” без утраты самостоятельности, индивидуальной неповторимости» [11: 292 - 293]. Гармонизирующий диалог позволяет организовать такую совместную (учитель - ученик) деятельность, из которой обогащенным выходит не только ребенок, но и педагог. Вспомним философско-дидактическое изречение из трактата о правилах поведения «Ли Цзи»: «Учитель и ученик растут вместе: обучение наполовину учение».

Все изложенное выше позволяет утверждать: сущность диалога, именуемого профессионально-педагогическим, его основные жанровые характеристики и особенности построения могут быть определены только в связи с философским знанием. Такого рода знание, вне сомнения, следует рассматривать как одну из важнейших составляющих профессиональнокоммуникативной компетенции современного учителя.

Литература

1. Автономова Н.С. Метафорика и понимание / Н.С. Автономова // Загадка человеческого понимания: сб. ст. / под общ. ред. А.А. Яковлева. М., 1991. С. 95 - 113.

2. Ахиезер А.С. От диалога к диалогизации (в свете концепции В. Библера) / А.С. Ахиезер,

А.М. Шуровский // Вопр. философии. 2005. №3. С. 58 -70.

3. Бахтин М.М. Проблема речевых жанров / М.М. Бахнин // Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986. С. 250 - 296.

4. Винокур Т.Г. Говорящий и слушающий. Варианты речевого поведения / Т.Г. Винокур. М.: Наука, 1993.

5. Вострикова Т.И. Профессиональнопедагогический диалог как речевой жанр / Т.И. Вострикова // Рус. яз. в шк. 2008. № 7. С. 6 - 11.

6. Вострикова Т.И. Профессиональнопедагогический диалог на этапе объяснения нового материала: учеб. пособие / Т.И. Вострикова. Астрахань: Изд. дом «Астраханский университет», 2007.

7. Гадамер Г.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики / Г.-Г. Гадамер. М.: Прогресс, 1988.

8. Ионин Л.Г. Дильтей и проблема понимания / Л.Г. Ионин // Понимающая социология: историко-критический анализ. М., 1979. С. 15 - 41.

9. Каган М.С. Философия культуры / М.С. Каган. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1996.

10. Курганов С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге: книга для учителя / С.Ю. Курганов. М.: Просвещение, 1989.

11. Михальская А.К. Педагогическая риторика: история и теория: учеб. пособие для студ. пед. ун-тов и ин-тов / А.К. Михальская. М.: Изд. центр «Академия», 1998.

12. Мурашов А.А. Педагогическая риторика / А.А. Мурашов. М.: Пед. о-во России, 2001.

13. Платон. Сочинения: в 3 т. / Платон. М.: Мысль, 1970. Т.2.

14.Сохор А.М. Объяснение в процессе обучения: элементы дидактической концепции /

A.М. Сохор. М.: Педагогика, 1988.

15. Столович Л.Н. Диалог и диалектика / Л.Н. Столович // Вопр. философии. 2002. № 11. С. 174 - 183.

16. Философский энциклопедический словарь / гл. ред. л.Ф. Ильичев, П.н. Федосеев, С.М. Ковалев [и др.]. М.: Сов. энцикл., 1983.

17. Цицерон. Три трактата об ораторском искусстве / Цицерон. М.: Мысль, 1972.

18.Черняк В.С. О смысле понимания и понимании смысла: понимание как философско-методологическая проблема: материалы круглого стола. Ч. II / В.С. Черняк // Вопр. философии. 1986. № 8. С. 59 - 63.

19. Щукин В.Г. О диалоге и его альтернативах. Вариации на тему М.М. Бахтина /

B.Г. Щукин // Вопр. философии. 2006. № 7.

C. 32 - 44.

20. Яковлев Н.М. Методика и техника урока в школе / Н.М. Яковлев, А.М. Сохор. М.: Просвещение, 1985.

Professional and pedagogic dialogue as a genre of teacher’s speech: philosophical grounds

The professional and pedagogical dialogues - the genre of teacher’s speech which has deep philosophical grounds is studied because in the philosophy all the important for pedagogical rhetoric general laws of making a dialogues, the problem of questions and answers in dialogue speech, the meaning of understanding processes, which are alternative to the dialogue of a world-view model.

Key words: dialogue in philosophy, pedagogical rhetoric, speech genre, professional and pedagogical dialogue.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.