1
Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 9
[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 9]
УДК 796.01:351.74 DOI: 10.24412/2305-8404-2021-9-54-60
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
КОМПЕТЕНЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ ФИЗИЧЕСКОЙ
ПОДГОТОВКИ В ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ ОВД РФ
Б.В. Шилакин, В.В. Дубинецкий
Рассмотрены вопросы, связанные с требованиями к должностному Регла-
менту сотрудников, осуществляющих организацию и проведение физической подго-
товки в структурных подразделениях ОВД РФ. Внесены предложения по повышению
уровня теоретических знаний и практических навыков сотрудников, замещающих со-
ответствующие должности в подразделениях ОВД и критерии их назначения (квали-
фикационные требования).
Ключевые слова: подразделения ОВД, должностной регламент, фундамен-
тальные знания, профессиональные компетенции, организация физической подготовки.
PROFESSIONAL-PEDAGOGICAL Шилакин Борис Викторович, канд. пед. наук,
COMPETENCES OF SPECIALISTS доц., полковник полиции, judokhb-shilakin@yandeх.ru,
OF PHYSICAL TRAINING IN DIVISIONS Россия, Хабаровск, Дальневосточный юридический ин-
OF ATS OF THE RUSSIAN FEDERATION ститут Министерства внутренних дел Российской Феде-
рации,
Shilakin B.V., candidate of pedagogical sci- Дубинецкий Вячеслав Валериевич, канд. пед.
ences, associate professor, police colonel, ju- наук, доц., полковник полиции, [email protected], Рос-
[email protected], Russia, Khaba- сия, Омск, Омская академия Министерства внутренних
rovsk, Far Eastern Law Institute of the Minis- дел Российской Федерации
try of Internal Affairs of the Russian Federa-
tion, В настоящее время не снижается
Dubinetsky V.V., candidate of pedagogical
sciences, associate professor, police colonel, тенденция к изменению устойчивых
[email protected], Russia, Omsk, Omsk процессов по нарушению законодатель-
Academy of the Ministry of Internal Affairs of ства и проявления противоправных дей-
the Russian Federation
ствий, подготовленных криминогенных
Considered a topical issue related to the re- элементов с применением физической
quirements for the job regulations of em- силы, что вызывает серьезную озабочен-
ployees who organize and conduct physical
training in the structural units of the Internal ность со стороны специалистов, зани-
Affairs Directorate of the Russian Federation. мающихся организацией физической
Proposals were made to improve the level of
theoretical knowledge and practical skills of подготовки в ОВД РФ и требует внедре-
employees who fill the relevant positions in ния современных научно обоснованных
the police departments and the criteria for подходов в решении данных вопросов.
their appointment (qualification require-
ments). Многими учеными из числа про-
фессорско-преподавательского состава
Key words: ATS units, job regulations, fun-
damental knowledge, professional compe- образовательных организаций МВД Рос-
tence, organization of physical training. сии в системе профессиональной слу-
жебной физической подготовки посвя-
щено значительное количество научно-исследовательских и учебно-мето-
дических работ по разработке эффективных методик развития профессио-
54
2
Физическая культура [Physical culture]
нально-прикладных двигательных способностей и совершенствования
навыков тактико-технической подготовки сотрудников ОВД [1–3 и др.].
Однако следует отметить, что некоторые специалисты физической
подготовки [4–6] считают важным фактором, влияющим на уровень физи-
ческой подготовленности личного состава ОВД, отсутствие высококвали-
фицированных кадров, отвечающих современным требованиям физиче-
ской подготовки, способных осуществлять педагогическую деятельность
в подразделениях ОВД на основе стабильных знаний теории и методики
физического воспитания и спорта, на высоком организационно-методиче-
ском уровне формировать у сотрудников ОВД прикладные умения и
навыки с использованием общеметодических принципов физической под-
готовки, с учетом требований действующих распоряжений и приказов
МВД России к различным категориям сотрудников ОВД и складываю-
щейся оперативно-служебной обстановки.
Специалисты в сфере физической подготовки [6, 7] готовы утвер-
ждать, что на данный момент учебный процесс в системе МВД России не
отвечает требованиям динамично развивающегося современного общества,
а реализуется для поддержания ранее освоенных умений и навыков, инди-
видуальных двигательных способностей занимающихся, направленных на
выполнение общефизических и служебно-прикладных упражнений в рам-
ках специальной физической подготовки сотрудников ОВД. Приобретае-
мые знания необходимы лишь на контрольно-проверочных занятиях в сис-
теме профессиональной служебной физической подготовки (зачетах) и не
являются фундаментальной основой в решении оперативно-служебных
задач, что естественно отражается на качестве получаемых знаний и созна-
тельном отношении занимающихся сотрудников ОВД к системному про-
цессу физической подготовки.
При этом высокий уровень владения специальными служебно-при-
кладными упражнениями является важным компонентом сотрудника
полиции и служит не только для эффективного выполнения оперативной
работы, но и для выполнения многих других задач его профессиональной
деятельности, для осуществления мер личной безопасности сотрудников
ОВД и сохранения жизни и здоровья граждан [8].
Организация исследования. Возросшая потребность в научно обос-
нованных методических приемах, связанная с оптимизацией образователь-
ного процесса на основе применения разнообразных современных инстру-
ментов педагогической деятельности, служит эффективному освоению
знаний широкого контингента обучающихся сотрудников ОВД, а также
специалистов, осуществляющих проведение практических занятий по
физической подготовке с личным составом ОВД. Для успешной реализа-
ции образовательных задач личного состава ОВД и управления процессом
обучения в целом в системе физической подготовки сотрудников ОВД
необходимо соблюдение ряда фундаментальных закономерностей и прин-
ципов физического воспитания:
55
3
Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 9
[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 9]
– знание основ учебно-методической деятельности, представленной
в виде планирования образовательного процесса, проведение регулярного
мониторинга служебно-оперативной деятельности сотрудников подразде-
лений и организаций ОВД РФ, различных должностных категорий и групп
предназначения;
– анализ количественных и качественных показателей применения
служебно-прикладных упражнений в повседневной служебной деятельно-
сти;
– организация спортивно-массовых мероприятий в подразделениях
и организациях ОВД;
– методы развития и совершенствования физических качеств и слу-
жебно-прикладных двигательных умений и навыков с использованием
современных педагогических технологий, повышающих профессиональ-
ный уровень сотрудника ОВД.
На поиск решений актуальных вопросов, связанных с выявлением
профессионально-педагогических компетенций как основного критерия
отбора специалистов, осуществляющих организационно-педагогические
функции, связанные с организацией и проведением практических занятий
по физической подготовке в подразделениях ОВД РФ, были направлены
наши научно-исследовательские мероприятия.
В соответствии с поставленной целью проводились опрос и анке-
тирование различных должностных категорий сотрудников, замещающих
должности в ОВД. Интересующие вопросы охватывали предмет профес-
сиональных умений и навыков, знаний теоретико-методических основ в
сфере теории и методики физического воспитания и физической подго-
товки сотрудников ОВД, осуществляющих организацию физической под-
готовки в структурном подразделении, а также привлекаемых к проведе-
нию практических занятий по физической подготовке, определение их
ведущей роли в процессе освоения учебного материала. В опросе и анке-
тировании приняли участие сотрудники различных возрастных категорий
структурных подразделений ОВД РФ.
Результаты исследования. По мнению большинства респондентов,
специалисты, организующие процесс физической подготовки в подразде-
лениях ОВД, должны иметь прочные теоретические и методические зна-
ния, владеть практическими навыками проведения различных видов учеб-
ных занятий по физической подготовке (отметили 94 % респондентов).
Подавляющее большинство (89 %) считает важной составляющей портфо-
лио инструктора по физической подготовке наличие специального педаго-
гического образования по данному направлению. Также высоко оценены
респондентами (84 %) умение специалистами физической подготовки
выполнять контрольные физические упражнения общей физической под-
готовки по нормативам сотрудников ОВД, относящиеся к первой или вто-
56
4
Физическая культура [Physical culture]
рой возрастным группам (до 25 лет, до 30 лет). Обращает на себя внимание
факт, что общее мнение многих опрошенных (78 %) выразилось в умении
качественного планирования процесса освоения знаний, подготовке «раз-
вернутых» методических разработок проведения практических занятий по
тематическим планам программного материала с подробным описанием
содержания каждой из его частей, включая методические указания как для
аудиторных занятий, так и для самостоятельной работы.
Значительная часть респондентов (68 %) склонна к утверждению о
необходимости владения специалистами физической подготовки приемами
из числа прикладных и контактных видов спортивных единоборств (самбо,
дзюдо, рукопашный бой), именно сотрудники кадровой службы отметили
высокую значимость владения приемами единоборства – 76 % от получен-
ного общего показателя всех опрошенных.
Проведя анализ полученных данных, выявили, что значительная
часть участников, задействованных в исследовании, (68 %) считает, что в
структурных подразделениях ОВД существует острая необходимость в
высококвалифицированных специалистах по физической подготовке,
имеющих специальное педагогическое образование, но вместе с тем лишь
треть опрошенных сотрудников (32 %) других подразделений согласны с
таким мнением.
Данные респондентов показывают, что эффективность организации
и проведения учебных практических занятий по физической подготовке
изменилась бы «существенно» (56 %), если его проводил бы сотрудник,
имеющий профильное педагогическое образование и соответствующую
специальную физическую подготовку в сфере спортивных единоборств, и
«несущественно» – такое мнение имеет 18 % опрошенных. Вместе с тем
значительная часть сотрудников именно кадровых подразделений (65 %)
полагает, что снижение качества образовательного процесса будет более
«ощутимым». Тем не менее сотрудники других подразделений ОВД (35 %)
отмечают, что, на их взгляд, это не приведет к каким-либо критическим
изменениям двигательных навыков по владению боевыми приемами
борьбы и трансформации показателей общей физической подготовки в
сторону ухудшения.
Такой подход к процессу обучения сотрудников ОВД может быть
очень чувствительным, отрицательным образом сказаться на качестве
освоения учебного материала, привести к низким показателям уровня вла-
дения служебно-прикладными упражнениями, что в итоге приведет к сни-
жению эффективности выполнения служебных задач.
По результатам проведенного исследования можно сделать заклю-
чение, что в требованиях к Регламенту (должностная инструкция) сотруд-
ников, организовывающих процесс проведения физической подготовки в
структурных подразделениях ОВД, необходимо указывать не только
выполнение функций по разработке планирующей документации, состав-
57
5
Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 9
[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 9]
ление тематических планов, подготовку методических разработок прове-
дения практических занятий, организацию и проведение спортивно-массо-
вых мероприятий, но в качестве основного показателя профессиональной
пригодности к соответствующей должности – наличие высшего профиль-
ного образования по данному направлению, что, несомненно, позволит
овладеть глубокими знаниями в сфере теории и методики физического
воспитания, его организационно-методическими и специфическими прин-
ципами, а наличие спортивного звания в области прикладных единоборств
(самбо, дзюдо, рукопашный бой) укрепит навыки качественного проведе-
ния практических занятий по всем разделам физической подготовки
сотрудников ОВД и, в первую очередь, раздела «Боевые приемы борьбы».
По замещению должности инструктора по физической подготовке в
ОВД РФ сформированы основные направления профессиональных компе-
тенций, к которым относятся:
– наличие высшего педагогического профильного образования, что
позволит приобрести устойчивые знания основ теории и методики физиче-
ского воспитания, учебно-методической деятельности, планирования обра-
зовательного процесса;
– наличие спортивного звания по прикладным видам спортивных
единоборств, выполнение контрольных упражнений общей физической
подготовки сотрудников ОВД по нормативам первой (второй) медико-воз-
растной группы;
– проведение активной деятельности в физкультурно-оздорови-
тельной работе и организация спортивно-массовых мероприятий в подраз-
делениях ОВД;
– осуществление регулярного мониторинга применения боевых
приемов борьбы в служебной деятельности сотрудников ОВД;
– проведение организационных мероприятий для подготовки спор-
тивных команд в чемпионате МВД России по служебно-прикладным
видам спорта;
– освоение новых педагогических технологий в сфере физического
воспитания;
– осознание необходимости постоянного повышения профессио-
нального педагогического мастерства, позволяющего выполнять педагоги-
ческие функции на высоком профессиональном уровне.
Список литературы
1. Баркалов С.Н., Флусов Е.В. Методические подходы к обучению
сотрудников патрульно-постовой службы полиции взаимодействию при
силовом задержании правонарушителя // Известия Тульского государст-
венного университета. Физическая культура. Спорт. 2018. Вып. 3. С. 8–12.
58
6
Физическая культура [Physical culture]
2. Федоричев Е.А. Совершенствование навыков физической подго-
товки сотрудников органов внутренних дел для обеспечения личной безо-
пасности при выполнении служебных обязанностей в форменном обмун-
дировании // Актуальные проблемы науки и практики: сб. статей. Хаба-
ровск: Изд-во ДЮИ МВД РФ, 2020. С. 381–387.
3. Теоретические и методологические аспекты обучения технике
боевых приемов борьбы сотрудников полиции России: учеб.-метод. посо-
бие / В.А. Овчинников [и др.]. Волгоград: Изд-во ВА МВД России, 2018.
124 с.
4. Бакин А.В., Швайков В.В. О необходимости совершенствования
методического обеспечения по физической подготовке в органах внутрен-
них дел Российской Федерации // Физическая культура и спорт в структуре
профессионального образования: ретроспектива, реальность и будущее: сб.
трудов конф. Иркутск: Изд-во ВСИ МВД РФ, 2020. С. 21–27.
5. Георгиева М.П., Усков В.М., Кузнецов Б.В. Некоторые аспекты
совершенствования системы физической подготовки сотрудников силовых
ведомств // Физическая культура и спорт в профессиональной деятельно-
сти: современные направления и образовательные технологии: сб. статей.
Хабаровск: Изд-во ДЮИ МВД РФ, 2020. С. 96–100.
6. Чехранов Ю.В. Анализ факторов, определяющих эффективность
процесса профессионально-прикладной физической подготовки сотрудни-
ков органов внутренних дел // Совершенствование физической, огневой и
тактико-специальной подготовки сотрудников правоохранительных орга-
нов. Физическая подготовка и спорт: сб. трудов конф. Орел: Изд-во ОЮИ
МВД России им. В.В. Лукьянова, 2015. С. 101–105.
7. Морев Д.Г., Крысин М.В. О необходимости интеграции Настав-
ления по физической подготовке сотрудников полиции МВД России в про-
граммно-нормативную систему физического развития населения страны //
Физическая культура и спорт в профессиональной деятельности: совре-
менные направления и образовательные технологии: сб. статей. Хабаровск:
Изд-во ДЮИ МВД РФ, 2020. С. 16–21.
8. Шилакин В.Б. Мониторинг проблемы физической подготов-
ленности сотрудников органов внутренних дел // Известия Тульского госу-
дарственного университета. Физическая культура. Спорт. 2020. Вып. 12.
С. 97–102.
References
1. Barkalov S.N., Flusov E.V. Metodicheskie podhody k obucheniyu sotrudnikov
patrul'no-postovoj sluzhby policii vzaimodejstviyu pri silovom zaderzhanii pravonarushitelya
[Methodical approaches to training police patrol officers in interaction during the forceful
arrest of an offender] // Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya
kul'tura. Sport [Bulletin of Tula State University. Physical culture. Sport]. 2018. Issue 3.
P. 8–12.
59
7
Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 9
[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 9]
2. Fedorichev E.A. Sovershenstvovanie navykov fizicheskoj podgotovki sotrudnikov
organov vnutrennih del dlya obespecheniya lichnoj bezopasnosti pri vypolnenii sluzhebnyh
obyazannostej v formennom obmundirovanii [Improving the skills of physical training of em-
ployees of internal affairs bodies to ensure personal safety when performing official duties in
uniforms] // Actual problems of science and practice: collection of articles. Habarovsk: Pub-
lishing house of DYuI of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, 2020.
P. 381–387.
3. Teoreticheskie i metodologicheskie aspekty obucheniya tekhnike boevyh priemov
bor'by sotrudnikov policii Rossii [Theoretical and methodological aspects of teaching the
fighting techniques of the Russian police officers]: study guide. allowance / V.A. Ovchin-
nikov [et al.]. Volgograd: Publishing house of VA Ministry of Internal Affairs of Russia,
2018. 124 p.
4. Bakin A.V., Shvajkov V.V. O neobhodimosti sovershenstvovaniya metodi-
cheskogo obespecheniya po fizicheskoj podgotovke v organah vnutrennih del Rossijskoj Fe-
deracii [On the need to improve the methodological support for physical training in the inter-
nal affairs bodies of the Russian Federation] // Physical culture and sport in the structure of
professional education: retrospective, reality and the future: collection of articles. Proceedings
of the Conf. Irkutsk: Publishing house of the All-Russian Military Institute of the Ministry of
Internal Affairs of the Russian Federation, 2020. P. 21–27.
5. Georgieva M.P., Uskov V.M., Kuznecov B.V. Nekotorye aspekty sovershenstvo-
vaniya sistemy fizicheskoj podgotovki sotrudnikov silovyh vedomstv [Some aspects of im-
proving the system of physical training of employees of law enforcement agencies] // Physical
culture and sport in professional activity: modern trends and educational technologies: collec-
tion of articles. articles. Khabarovsk: Publishing house of DYuI of the Ministry of Internal
Affairs of the Russian Federation, 2020. P. 96–100.
6. Chekhranov Yu.V. Analiz faktorov opredelyayushchih effektivnost' processa pro-
fessional'no-prikladnoj fizicheskoj podgotovki sotrudnikov organov vnutrennih del [Analysis
of the factors determining the effectiveness of the process of professional-applied physical
training of employees of internal affairs bodies] // Improvement of physical, fire and tactical-
special training of law enforcement officers. Physical training and sports: sat. proceedings of
the conf. Orel: Publishing house of the OYUI of the Ministry of Internal Affairs of Russia.
V.V. Lukyanova, 2015. P. 101–105.
7. Morev D.G., Krysin M.V. O neobhodimosti integracii Nastavleniya po fizicheskoj
podgotovke sotrudnikov policii MVD Rossii v programmno-normativnuyu sistemu fizi-
cheskogo razvitiya naseleniya strany [On the need to integrate the Manual on physical train-
ing of police officers of the Ministry of Internal Affairs of Russia into the program-normative
system of physical development of the country's population] // Physical culture and sport in
professional activity: modern trends and educational technologies: collection of articles. ar-
ticles. Khabarovsk: Publishing house of DYuI of the Ministry of Internal Affairs of the Rus-
sian Federation, 2020. P. 16–21.
8. Shilakin V.B. Monitoring problemy fizicheskoj podgotovlennosti sotrudnikov or-
ganov vnutrennih del [Monitoring of the problem of physical fitness of employees of internal
affairs bodies] // Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kul'tura.
Sport [Bulletin of Tula State University. Physical culture. Sport]. 2020. Issue 12. P. 97–102.
60