Научная статья на тему 'Профессионально-педагогические и социально-психологические особенности вузовского преподавателя'

Профессионально-педагогические и социально-психологические особенности вузовского преподавателя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
428
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессионально-педагогические и социально-психологические особенности вузовского преподавателя»

Рис. 1. Блок-схема индивидуальности

Второй блок индивидуальности связан с понятием «личность» человека, он определяется и формируется в процессе взаимодействия с социальной средой. Можно утверждать, что личность как подсистема имеет относительно бесконечное множество степеней свободы своего качественного развития и количественного проявления. Но в первом приближении можно выделить ряд сфер личностного становления, к примеру, потребно-стно-мотивационную, эмоционально-волевую, когнитивную, морально-нравственную, экзистен-ционально-бытийную, действенно-практическую, межличностно-социальную, которые определяют сущность второго блока системы.

Следует заметить, что каждый уровень характеризуется относительной автономностью и выполняет свою самостоятельную функцию, но в рамках функционирования общей системы подчиняется основной цели. Основной целью, в свою очередь, для жизнедеятельности человека вообще выступает процесс адаптации к изменяющимся условиям внешней среды, студента - профессиональное становление и дальнейшее развитие лич-

ности. Согласно системному подходу, подсистемы (уровни) индивидуальности вступают в определенные связи между собой: соподчинения и взаимодействия, что связано с целесообразным характером поведения целой системы, с ее само-организуемостью и развитием. В свою очередь, самоорганизуемость и развитие предполагает иерархичность строения системы. По отношению к индивидуальности человека принцип иерархии реализуется в последовательности перехода от низших структурно-функциональных уровней (биологических) к высшим структурным образованиям (психическому и личностному). Основным критерием значимости подсистемы в иерархии является вклад в конечную приспособительную цель системы. Перечисленные характеристики системы «индивидуальность» взаимодопол-няют и взаимообусловливают друг друга. Согласно недизъюнктивного подхода, развиваемого, к примеру, A.B. Брушлинским, социальное не просто надстраивается над биологическим, оно самым непосредственным образом находится в нем.

Такая точка зрения на сущность человека выступает в нашей исследовательской работе методологической базой оптимизации образовательного процесса в вузе. Мы полагаем, что образовательный процесс будет носить управляемый характер только тогда, когда будет учтена вся структурная и сущностная основа индивидуальности субъекта деятельности. С этой целью на основе факторного анализа нами были выявлены ведущие тенденции формирования индивидуальности молодого человека на этапе профессионального становления, дальнейший анализ которых позволяет построить динамичный модельнотипологический профиль индивидуальности студента. Созданный на этой основе банк данных сущностно-интегральных характеристик субъекта деятельности открывает перспективу гуманизации и оптимизации образования и воспитания в вузе.

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗОВСКОГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

Н.Б. Николюкина

Одна из особенностей педагогического труда состоит в том, что объектом, который весьма специфичен, является не мертвый материал, а живой индивидуум, при этом молодой человек, с присущими только ему качествами, находящийся под воздействием множества факторов. С точки зрения современного понимания проблем вузовского образования и воспитания, учащаяся молодежь не только объект, но и субъект учебно-воспитательного процесса, поскольку последний не просто

акт передачи знаний, норм и правил поведения, а двуединый процесс, где активная роль принадлежит и преподавателю и обучающимся. За последние годы изменился состав студенческой молодежи, он неоднороден, социально-дифференциро-ван, часть студентов обучается платно, они из обеспеченных семей и свысока смотрят на преподавателя, исходя из своего материального положения, значительно превышающего материальный достаток преподавателя. Профессиональная

деятельность вузовского педагога - это труд по обучению, воспитанию, развитию, формированию человека как личности, которая в отличие от педагога находится на более ранней ступени своего развития. Труд обучающих и труд обучающихся сливаются воедино, образуя своеобразные отношения участников учебно-воспитательного процесса - педагогическое взаимодействие.

Педагогическое творчество - это всегда сотворчество. Без постоянного сотворчества со студентами продуктивный педагогический процесс невозможен. Для овладения педагогическим мастерством педагог должен научиться не только решать теоретические задачи, но и воплощать эти решения в общении со студентами. Педагогическое мастерство заключается в качественном исполнении труда, позволяет быстро адаптироваться в любой студенческой аудитории. Оно приходит по мере накопления опыта, зависит не только от таланта, но и от условий, желаний и стремлений. Деятельность преподавателя протекает в атмосфере взаимодействия со студентами, требует от него управления своим творческим самочувствием.

Специфика работы вузовского преподавателя также в том, что она не замыкается самореализацией, а открывается другим людям («близким» и «дальним»). «Дальним», имея в виду, например, итоги научной работы. Педагогическая деятельность осуществляется каждый день, а результаты, как правило, проявляются только в будущем. Это значит, что преподаватель, живя в настоящем, растит будущее.

Профессиональная деятельность педагога вуза всегда интеллектуальная, творческая по своему характеру, ибо она связана с овладением самим преподавателем новой научной информацией (ее получением, систематизацией, переработкой и передачей другим). Своеобразие педагогической деятельности в том, что она одновременно и массовая, и творческая. Педагог в решении творческой задачи поставлен в определенные временные рамки (ситуации, требующие немедленного решения). Эти черты обусловлены отличительными особенностями самого процесса обучения и воспитания и составляют смысл преподавательского труда. В педагогической деятельности при этом сочетаются необходимость нормативных действий и актов подлинно творческих, создаваемых исключительно самим преподавателем, самостоятельно выбирающим методы, приемы в рамках общепризнанных принципов. Эти особенности проявляются и в делении рабочего времени на две части: проведение учебных занятий и подготовка к ним.

Творческая деятельность преподавателя всегда опосредствована личными качествами педагога, его творчество развивается и совершенствуется в ходе длительной подготовки и достигает своей высшей точки, как правило, в достаточно зрелом возрасте, после того, как проработано десятки лет, ведь преподавателей для вузов практи-

чески нигде не готовят, преподавателями не рождаются, а становятся в процессе постоянного совершенствования.

Преподаватель должен владеть определенными умениями: ставить и решать педагогические задачи, организовать педагогический процесс, подготовить учебный материал, прогнозировать педагогическое взаимодействие, учитывать индивидуально-психологические особенности студентов. Учебная деятельность преподавателя - это всегда искусство. Ход учебных занятий, используемые на них методы и средства, эмоциональный настрой каждый раз неповторимы, и многое трудно предсказать здесь заранее. Учебная работа - основной значительный по объему вид преподавательского труда, он включает более 50 наименований, определяемых учебным планом специальности. Каковы же они конкретно? Чтение лекций, проведение лабораторных, практических и семинарских занятий, проведение экзаменационных консультаций, прием зачетов, экзаменов, госэкзаменов и др.

Преподавание в вузе - это наука, в основе которой лежат объективные законы, учитывающие связи и отношения в процессе передачи и усвоения учебного материала. Научная работа преподавателя состоит из следующих видов: написание, редактирование, рецензирование и подготовка к изданию учебников, учебных пособий, монографий, научных статей и докладов, написание отзывов, работа в редколлегии научных журналов и др.

Деятельность преподавателя вуза предполагает его постоянное участие в методической работе: участие в заседаниях кафедр, совета вуза, факультета, научно-методических семинаров и др. В труде преподавателя наглядно обнаруживается общетеоретический вывод о том, что практическая деятельность - это сложная сеть различных актов, где продукты одной деятельности становятся исходными компонентами другой. Научно-исследовательская и учебная работа вузовского педагога неразрывно взаимосвязаны и обусловлены.

Вряд ли можно ответить на вопрос, какая из функций деятельности педагога является главной, определяющей - учебная, научная, воспитательная, развивающая. По этому поводу единого мнения нет. Одни считают главным учебно-методическое мастерство, другие полагают, что все определяет научное творчество, третьи выдвигают на первый план непосредственное воспитательное воздействие педагога как личности. Автор статьи согласен с Б.Л. Вульфсоном [1] и A.C. Ку-гелем [2], которые считают, что одна из главных задач, стоящих перед высшей школой, - это установление баланса между преподавательской и научно-исследовательской деятельностью. Там же, где эта связь нарушена, по мнению академика РАН Ю.С. Кукушкина, «возникает угроза падения уровня и научной и педагогической деятельности университетов» [3].

Профессиональная характеристика преподавательской деятельности связана и с рассмотрением ее социально-психологических аспектов. Сюда относится эмоциональная нагрузка, морально-психологический климат взаимоотношений по вертикали преподавателя со своими коллегами и по горизонтали со студентами. У преподавателя должны быть развиты следующие психо-лого-педагогические качества: педагогическая эрудиция, мышление, интуиция, способность к импровизации, педагогический оптимизм и рефлексия.

Социально-психологические аспекты касаются условий труда, быта, досуга и здоровья личности педагога. Понять педагогическую деятельность каждого конкретного преподавателя - значит понять его ценности жизни (духовный настрой, интересы, мотивацию, эрудицию, организацию трудового и досугового времени). Состояние социально-психологического климата на кафедре, в вузе зависит не только от конкретного учебного заведения и работающих в нем, но и от развития экономических и политических процессов в стране в целом. Цели образования тесно связаны с целями данного общества, направленность жизни определяет образование, а последнее воздействует на жизнедеятельность педагога и будущего специалиста.

Объектом социально-психологического анализа должны стать самоконтроль и самооценка преподавателем своей деятельности. К сожалению, на наш взгляд, эта проблема пока совершенно не разрабатывается ни в психологической, ни в социологической литературе.

В современном мире, мире перспективных технологий и открытий педагог обречен на постоянное самосовершенствование, в основе которого лежит самообразование как «осознанная, целенаправленная, планомерная, непрерывная самостоятельная работа педагога по повышению своего профессионального мастерства» [4].

Самообразование преподавателя подразделяется на предметное, общеобразовательное, пси-холого-педагогическое и методическое.

Предметное связано с ведением тех или иных дисциплин и курсов; общеобразовательное подразумевает общекультурную информационную подготовку, связанную с информационным обогащением, навыками, имеющими педагогическую значимость и ценность для повышения предметной квалификации педагога; психологопедагогическое связано с изучением педагогической и психологической литературы; методическое связано с изучением и освоением педагогического опыта, анализа результатов своей работы.

Самоконтроль и самооценка являются одним из стимулов непрерывного самообразования каждого педагога, совершенствования интеллектуального, нравственного, профессионального. Без установки на готовность к непрекращающемуся в течение всей жизни самообразованию вряд ли возможна подлинно творческая педагогическая деятельность.

Исследованиями специфики преподавательского труда занимаются педагогика, педагогическая психология, социология образования. Педагогическая психология эту проблему изучает шире, чем социология образования. В рассмотрении этой темы нужен комплексный подход. Профес-сионально-педагогический и социально-психологический аспекты деятельности вузовского преподавателя должны стать в сложных условиях современной России предметом самого пристального научного изучения, поскольку они имеют не только чисто теоретическое, но и практическое значение.

1. Вулъфсоп Б.Л. Стратешя развития образования на Западе на пороге XXI века. М., 1999.

2. Кугель С.А., Лысова МЮ. Профессиональный рост преподавателей вузов: проблемы исследования и управления. СП-б.- Тольятти, 1994.

3. Общеевропейский процесс и гуманитарная Европа. Роль университетов. М., 1995.

4. Коджаспирова Г.М. Культура профессионального самообразования педагога. М., 1994.

АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО КОМПОНЕНТА НЕПРЕРЫВНОЙ

СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Е.И. Агаркова

Одной из главных задач отечественного образования является воспитание у подрастающих поколений фундаментальных начал духовных ценностей, имеющих непреходящее значение, и формирование новых, актуализировавшихся в современных условиях. Проблема ценностей всегда обострялась, приобретала иное нравственное и социальное значение в сложные переходные

периоды, когда начиналась смена идеологических и этических устоев общества. Образцы и нормы культурной, достойной жизни воплощены в ценностях воспитания. Носителем этих ценностей должен стать педагог. «Ценность учителя в его нравственной органике, он как радар должен улавливать в ребенке лучшие качества, чувствовать в нем невинность, безгрешность, добро,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.