УДК 378.147.88
В. Ф. ЛЮБИЧЕВА О. В. ЧИРКОВА
Кузбасская государственная педагогическая академия, г. Новокузнецк
Филиал Кузбасского государственного технического университета им. Т. Ф. Горбачёва в г. Таштаголе
ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ПРОЕКТЫ:
ИХ РОЛЬ И МЕСТО В МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ НАПРАВЛЕНИЯ «МЕНЕДЖМЕНТ»
В статье раскрыт смысл понятия «профессионально ориентированные проекты по математике», выявлен потенциал таких проектов для формирования компетенций, актуальных для профессиональной деятельности менеджеров.
Ключевые слова: прикладной проект; профессионально ориентированный проект по математике; компетенции, актуальные для профессиональной деятельности менеджера; математический аппарат, используемый менеджерами для решения прикладных экономических и управленческих задач.
Реформа российской системы высшего профессионального образования в соответствии с европейскими стандартами в рамках Болонского процесса направлена на подготовку компетентных бакалавров и магистров, способных к непрерывному профессиональному самосовершенствованию и саморазвитию. Обозначенная стратегия образования в РФ предполагает реализацию компетентностного подхода (понятие компетентности является центральным в мировом образовательном пространстве). С позиций этого подхода качество математической подготовки будущего менеджера характеризуется его математической компетентностью.
Процессу формирования математической компетентности посвящено значительное количество работ (Е. Ю. Белянина, Л. В. Васяк, Е. Ю. Иляшенко, Л. К. Панцева, В. В. Поладова, С. А. Татьяненко, М. А. Худякова, С. А. Шунайлова и др.). Их авторы едины во мнении, что помочь решению этой проблемы может профессионально направленное обучение математике.
Одной из современных тенденций развития высшей школы в рамках профессиональной направленности обучения является использование профессионально ориентированных педагогических технологий. Технологии профессионально ориентированного обучения в высшей школе рассматриваются в работах Т. А. Дмитренко, М. Я. Виленского, П. И. Образцова, А. И. Уман, Г. А. Федотовой, Е. Ю. Игнатьевой, Г. В. Лаврентьева, Н. Б. Лаврентьевой и др.
Например, Т. А. Дмитренко рассматривает эту технологию как систему психологических, общепедагогических, дидактических процедур взаимодействия педагогов и студентов с учетом их способностей и склонностей, направленную на реализацию содержания, методов, форм и средств обучения,
адекватных целям образования, будущей деятельности и профессионально важным качествам специалистов [1].
Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий одним из наиболее адекватных методов для реализации компетентностного подхода в обучении математике является метод проектов, на который, согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, делает ставку государство. Направленный на формирование самостоятельности, активной позиции, исследовательских умений и навыков, развитие познавательного интереса, способности к критическому мышлению, самообразованию и рефлексии, данный метод в полной мере отвечает идеям компетентностно-контекстного подхода.
Ключевым понятием метода проектов является понятие «проект». Термин «проект» (projectю) буквально переводится с латинского как «брошенный вперед». По мнению автора книги «Психология проектной деятельности школьников в условиях технологического образования» Н. В. Матяш, термин «проект» пришел в гуманитарное знание из технических наук. В отечественной практике до недавнего времени это слово действительно преимущественно использовалось в технической сфере и означало техническую или сметную документацию (набросок, расчёт, план, замысел, текст, чертеж, макет и т.д.), предваряющую создание какой-либо технической продукции: машин, оборудования, зданий, сооружений.
В дальнейшем содержание этого термина было уточнено. Сегодня понятие «проект» используется в самых различных сферах деятельности, областях и масштабах. Интерпретации концепта «проект»
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (116) 2013 МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (116) 2013
весьма разнятся в зависимости от сферы применения. Все чаще проект употребляется в общенаучном значении. По мнению В. Н. Буркова и Д. А. Новикова, в самом общем плане проект — это ограниченное во времени целенаправленное изменение отдельной системы с установленными требованиями к качеству результатов, возможными рамками расхода средств и ресурсов и специфической организацией [2].
В педагогической литературе понятие «проект» трактуется по-разному. Значительный вклад в теорию учебных проектов внесли В. В. Гузеев, Н. В. Ма-тяш, Н. Ю.Пахомова, Е. С. Полат, А. В. Хуторский, И. Д. Чечель и др. Исследователи определяют «учебный проект» с позиций учителя в виде дидактического средства развития, обучения и воспитания (Е. С. Булычева, Н. Б. Крылова, Н. Ю. Пахомова, Н. Г. Чанилова, Н. Д. Чечель), а с точки зрения ученика — как вид самостоятельной творческой работы (В. В. Гузеев, Г. В. Нарыкова, Н. Ю. Пахомова).
Сравнительный анализ разных подходов к понятию «учебный проект» позволяет рассматривать его и как замысел, идею изготовления реального объекта (Ю. С. Кострова), и как задание для студентов, сформулированное в виде проблемы (О. В. Задорожная), и как их целенаправленную коллективную деятельность (Е. С. Полат, А. В. Хуторский, Е. Н. Ястреб-цева), и как продукт этой деятельности (Н. В. Матяш, Т. В. Крайнова, М. В. Цыгулева).
Далее будем использовать определение проекта А. В. Хуторского. По его мнению «образовательный проект» — это форма организации занятий, предусматривающая комплексный характер деятельности всех его участников по получению образовательной продукции за определенный промежуток времени: от одного урока до нескольких месяцев [3].
В соответствии с доминирующей деятельностью выделяют следующие типы проектов: исследовательские, творческие, ролевые, игровые, ознакомительно-ориентировочные (информационные), прак-тико-ориентированные (прикладные).
Наиболее эффективным средством формирования математической компетентности будущих бакалавров направления «Менеджмент» считаем разновидность прикладных проектов — профессионально ориентированные проекты. Выполняя такие проекты, студенты убеждаются в том, что профессионализм менеджеров в значительной степени зависит от знания математических методов и умения строить математические модели в ходе процесса управления. Прикладной проект становится профессионально ориентированным, если решаемая проблема соответствует специфике профессиональной деятельности, а процесс его выполнения способствует развитию профессионально значимых качеств будущего бакалавра. То есть профессионально ориентированная проектная деятельность будет профессиональной по содержанию и учебно-воспитательной по форме (такую деятельность называют квазипрофессиональной).
Опираясь на определения проекта А. В. Хуторского и профессионально ориентированной технологии обучения Т. А. Дмитренко, под профессионально ориентированными проектами по математике будем понимать форму организации квазипрофессиональной деятельности студентов по созданию, исследованию и реализации математической модели, практически значимой в профессиональном плане проблемной ситуации, разрешение которой способствует проявлению, формированию и совершенствованию профессионально важных качеств будущего бакалавра.
Заметим, что профессионально ориентированный проект не всегда в полной мере соответствует реальным условиям профессиональной деятельности. Этим профессионально ориентированный проект отличается от профессионального.
Основными структурными компонентами профессионально ориентированного проекта являются: выявление проблемы профессионального содержания и вытекающих из неё задач исследования, обсуждение требований к выполняемому проекту, выбор математического инструментария, обсуждение методов исследования, распределение поручений среди участников проекта, поиск необходимой информации из различных источников, построение и реализация математической модели, интерпретация и анализ полученных данных, рефлексия, оформление конечных результатов, их презентация, выдвижение новых проблем исследования.
Выполнение профессионально ориентированных проектов готовит будущих менеджеров к организационно-управленческой и информационно-аналитической видам профессиональной деятельности. Действительно, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования, бакалавр по направлению подготовки 080200 «Менеджмент» в соответствии с этими видами профессиональной деятельности должен решать такие профессиональные задачи, как разработка и реализация проектов, направленных на развитие предприятия, оценка эффективности проектов и другие [4].
Успешность решения этих задач зависит от сфор-мированности компетенций, предусмотренных в требованиях к результатам освоения основных образовательных программ бакалавриата. В процессе выполнения профессионально ориентированных проектов формируются многие компетенции, необходимые будущему менеджеру для эффективной профессиональной деятельности.
Например, на этапе запуска проекта создаются условия для развития у студентов умений ставить цели и выбирать пути их достижения (ОК-5). В ходе поисково-исследовательской деятельности студенты овладевают основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-17). Работая над проектом, будущие менеджеры овладевают методами моделирования процесса (ОК-15), методами управления проектами и готовностью к их реализации с использованием современного программного обеспечения (ПК-20) и т.д.
Кроме гностических умений, связанных с переработкой информации, конструктивных компетенций, направленных на овладение методами разработки управленческих решений и оценки их эффективности, посредством использования проектов у студентов совершенствуются проектировочные компетенции. Проектировочные компетенции формируются на этапах прогнозирования, моделирования, проектирования, алгоритмизации и реализации проекта. Они включают в себя совокупность следующих умений и навыков: умение проектировать процесс (изделие); умение планировать деятельность, время, ресурсы; умение принимать решения и прогнозировать их последствия; навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов).
Менеджер должен уметь конструировать деловые взаимоотношения, находить компромисс, продук-
тивно выходить из конфликтной ситуации, обладать способностью к публичным выступлениям, переговорам, проведению совещаний, деловой переписке и т.д. То есть менеджеру необходимы коммуникативные умения и навыки. В проектном обучении развитие коммуникативной компетенции происходит в процессе общения, которое предполагает установление и поддержание контактов, коммуникацию членов проектной группы, общение с преподавателем, консультантами на всех этапах работы над проектом. Во время защиты проекта у студента развиваются культура речи, чувство времени, умение удерживать внимание аудитории, вести дискуссию, отвечать на незапланированные вопросы, аргументированно отстаивать свою точку зрения и делать выводы. Составляя отчет о результатах работы, студенты демонстрируют умение логически верно и ясно строить письменную речь.
Для менеджера важно умение убеждать, вести за собой. Поэтому вместе с коммуникативными навыками ему нужны и презентационные, которые формируются при подготовке устного доклада и письменного отчёта, при выборе способов и форм наглядной презентации полученных результатов.
Профессиональный успех менеджера во многом определяется и его организаторскими способностями. Менеджер должен уметь правильно организовать и спланировать свою работу и деятельность подчиненных, сочетать оперативное руководство с работой над перспективными вопросами. Важным для менеджеров является умение правильно оценивать потенциал и индивидуальные особенности работников, распределять функциональные обязанности между сотрудниками с учётом их способностей, устремлений, интересов.
В проектной деятельности будущие бакалавры научатся рационально организовывать индивидуальную, парную, групповую деятельность, распределять функции и роли, планировать время выполнения отдельных фрагментов проекта и проекта в целом, осуществлять контроль и самоконтроль как процесса, так и результата деятельности, корректировать собственные действия и действия членов проектной группы.
Из представленного выше анализа видно, что профессионально ориентированные проекты направлены не только на формирование математической компетентности, но и на развитие индивидуальных качеств личности, которые будут востребованы в дальнейшей самостоятельной профессиональной деятельности менеджера. Эта особенность делает профессионально-ориентированные проекты необычайно ценным средством для реализации компетент-ностно-контекстного подхода к обучению.
Проекты предлагаются студентам тогда, когда в учебном процессе возникает профессионально значимая задача, для решения которой требуются интегрированные знания из различных областей, а также применение исследовательских методик.
Подготавливая управленческое решение, менеджер должен предвидеть последствия его реализации, определять ожидаемый экономический эффект. Практически все разделы математики содержат математический аппарат, применяемый для решения прикладных экономических и управленческих задач.
Знание аналитической геометрии необходимо современному менеджеру, чтобы грамотно толковать экономическую информацию, представленную графически в виде кривых и поверхностей безразличия, кривых потребительского бюджета, инвестицион-
ного спроса, кривых Филлипса, Лаффера, Лоренца и т. д.
В разделе «Линейная алгебра» рассматривают матричные модели межотраслевого баланса, с помощью которых решают многие экономические и управленческие задачи.
Математический анализ дает ряд фундаментальных понятий, которыми оперируют экономисты и менеджеры: функция, предел, производная, интеграл, дифференциальное уравнение. Например, применение производной позволяет получать предельные характеристики экономических объектов или процессов. С помощью определенного интеграла находят: среднее значение функций; прирост капитала; количество продукции, выпущенной за определенное время; выигрыш поставщиков и потребителей, если известны кривые спроса и предложения. Дифференциальные уравнения находят широкое применение для описания простейших процессов макроэкономической динамики.
Важнейшим математическим инструментарием современного менеджера, позволяющим выбрать оптимальное управленческое решение в условиях ограниченности используемых ресурсов, является математическое программирование.
На первый взгляд, работу над профессиональноориентированным проектом можно связать с изучением любого учебного материала. Но не всякая профессионально направленная задача может стать стержнем проекта, так как работа над проектом предполагает поисково-исследовательскую деятельность. Выполнение проекта должно создавать условия для генерирования множества идей, новых методов, способов, приёмов деятельности. Проект должен быть реалистичным, ориентирован на имеющиеся ресурсы, а его результаты — практически значимыми. Выполнить данные требования — задача не из лёгких.
В современной педагогике проектная деятельность рекомендуется как дополнительная к другим видам учебной деятельности, учитывая, что она требует значительных временных затрат как от студентов, так и от преподавателя.
Организация проектной деятельности должна быть хорошо продумана преподавателем, ведь не каждый студент может самостоятельно выявить проблему, которая лежит в основе проекта, синтезировать знания из разных областей, необходимые для выполнения проекта, найти несколько вариантов достижения поставленной цели. Кроме того, не все студенты свободно владеют поисковыми методами, умением собирать статистические данные, обрабатывать их и интерпретировать.
Опыт показывает, что если разработать действенное методическое обеспечение, то с помощью метода проектов можно решить главную задачу образования по любой дисциплине: воспитание у студентов потребности в использовании ее содержания и выработке целостной картины процесса решения профессиональной задачи, системного мышления, умения видеть, как данная дисциплина вплетена в противоречивую систему интегративных отношений и взаимодействий с другими в ходе целостного решения профессиональных задач [5].
Библиографический список
1. Дмитриенко, Т. А. Профессионально ориентированные технологии обучения в системе высшего педагогического образования (На материале преподавания иностранных языков) :
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (116) 2013 МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (116) 2013
дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.08, 13.00.02 / Т. А. Дмитриенко. — М., 2004. - 442 с.
2. Бурков, В. Н. Как управлять проектами / В. Н. Бурков, Д. А. Новиков. - М. : СИНТЕГ-ГЕО, 1997. - 188 с.
3. Хуторской, А. В. Современная дидактика : учебник для вузов / А. В. Хуторской. — СПб. : Питер, 2001. — 536 с.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 080200 Менеджмент. Квалификация (степень) — «бакалавр» ; Министерство образования и науки Российской Федерации. — М., 2010. —16 с.
5. Чебышев, Н. В. Основа развития современной высшей школы / Н. В. Чебышев, В. И. Каган // Высшее образование в России. — 1998. — № 2. — С. 17—21.
ЛЮБИЧЕВА Вера Филипповна, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой математики и методики обучения математике Кузбасской государственной педагогической академии. ЧИРКОВА Ольга Владимировна, заведующая кафедрой гуманитарных и естественнонаучных дисциплин филиала Кузбасского государственного технического университета им. Т. Ф. Горбачёва в г. Таштаголе.
Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 11.12.2012 г.
© В. Ф. Любичева, О. В. Чиркова
Информация
II Южный межрегиональный конкурс изданий высших учебных заведений «Университетская книга-2013»
II Южный межрегиональный конкурс на лучшую вузовскую книгу (далее — Конкурс) проводится с целью поддержки авторских коллективов, поощрения издательских проектов вузов, направленных на обеспечение ФГОС третьего поколения «бакалавр — магистр», повышения уровня редакционно-издательской подготовки, полиграфического исполнения и художественного оформления изданий для студентов, аспирантов, слушателей подразделений дополнительного профессионального образования.
Конкурс проводится с 1 апреля по 25 сентября 2013 года.
К участию в Конкурсе допускаются: издательства, редакционно-издательские отделы и другие издательские подразделения вузов, а также книжные издательства всех видов собственности Южного федерального округа и других регионов России и стран СНГ.
На Конкурс принимаются научные и учебные издания, вышедшие в свет в 2011—2013 гг., удовлетворяющие санитарно-гигиеническим требованиям.
Присланные на Конкурс издания не оплачиваются и возврату не подлежат.
Для участия в Конкурсе необходимо выслать в оргкомитет конкурса заявку и 3 экземпляра учебных и научных изданий, а также перечислить на счет организатора конкурса организационно-целевой взнос (на оплату технической обработки книг, ведения базы данных, печати дипломов, сертификатов, каталога, приобретения призов и др.) в размере 5000 руб. (в т. ч. НДС).
Число названий книг (в том числе и в электронном виде), представленных на Конкурс отдельным вузовским или книжным издательством, не должно превышать 20 наименований.
Конкурс проводится по следующим номинациям:
1) Лучшее учебное издание по гуманитарным и социальным наукам;
2) Лучшее учебное издание по филологическим наукам;
3) Лучшее учебное издание по экономическим наукам;
4) Лучшее учебное издание по естественным наукам;
5) Лучшее учебное издание по юридическим наукам;
6) Лучшее учебное издание по педагогическим наукам;
7) Лучшее учебное издание по математике, информатике и вычислительной технике;
8) Лучшее учебное издание по техническим наукам;
9) Лучшее учебное издание в области инновационных технологий;
10) Лучшее учебное издание по искусству и дизайну;
11) Лучшее учебное издание по физической культуре и подготовке спортивных кадров;
12) Лучшее учебное издание по туризму и рекреации;
13) Лучшее научное издание по естественным наукам;
14) Лучшее научное издание по техническим наукам и математике;
15) Лучшее научное издание по гуманитарным и социальным наукам;
16) Лучшее научное издание по педагогическим наукам;
17) Лучшее научное издание по искусству и дизайну;
18) Лучший издательский проект;
19) Лучшее полиграфическое исполнение;
20) Лучшее историко-биографическое, краеведческое издание;
21) Высокая культура издания учебных книг;
22) Лучшее справочное издание;
23) Лучшее серийное издание.
С 15 марта 2013 г. по 1 июля 2013 г. заявки на Конкурс высылаются в ЦКП Издательско-полиграфический комплекс ЮФУ по электронной почте [email protected].
Полная информация о Конкурсе опубликована на сайте Информационно-аналитического журнала «Университетская книга»: http://www.unkniga.ru/ii-yuzhniy-konkurs.html
Источник: http:// www.rsci.ru/grants/grant_news/267/234125.php (дата обращения: 09.04.2012)