УДК 316.77; 37
А. Н. Сивачёва
Южно-Уральский государственный университет, Челябинск
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ СПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «РЕКЛАМА» В КОНТЕКСТЕ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ
Анализируется педагогическая теория и практика профессионально-ориентированного обучения иностранному языку, раскрывается его сущность и содержание. Представлена модель профессионально-ориентированного обучения иностранному языку, обеспечивающая успешность и результативность языковой подготовки студентов среднего профессионального образования, обучающихся по специальности «Реклама». Обосновывается важность изучения английского языка в контексте профессионального медиаобразования.
Ключевые слова: профессионально-ориентированное обучение, английский язык, реклама, медиаобразование.
В последнее время вопрос о том, что такое медиаобразование, в чем его основные особенности, стал самым спорным среди педагогов. Воспитанием и образованием подростков в условиях становления медиаинформационной России сегодня взволнованы все: родители, педагоги, воспитатели, журналисты, психологи, социологи и т. п. Тем не менее, для многих понятие «медиаобразование» до сих пор остается своего рода неологизмом [6. С. 21].
Проанализировав научную литературу, можно сделать вывод, что медиаобразование оперирует определенными понятиями, но единая, принятая во всех странах мира терминология отсутствует. Представители отечественных научных школ и зарубежные учёные предлагают различные формулировки таких понятий, как «медиаобразование», «медиакультура», «медиаграмотность», «медиакомпетентность», «медиапедагогика» и т. д.
Рассмотрим определения понятия «медиаобразование» в российской педагогической практике.
В Российской педагогической энциклопедии под медиаобразованием понимается направление в педагогике, выступающее за изучение учащимися массовой коммуникации. Основные задачи медиаобразования: подготовить учащихся к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации, научить человека понимать её, осознавать последствия ее воздействия на психику, овладеть способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств [5. С. 555].
Профессор А. В. Фёдоров рассматривает медиаобразование в современном мире как «процесс развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации (медиа) с целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники» [7. С. 38]. Медиаграмотность помогает человеку активно использовать возможности информационного поля телевидения, радио, видео, кинематографа, прессы, Интернета.
Профессор В. А. Возчиков рассматривает медиаобразование как «педагогическое движение, выступающее за изучение и практическое освоение... явлений массовой коммуникации» [2. С. 8].
Во многих англоязычных странах термин «медиаобразование» заменяется аналогом - «медиа-грамотность». Однако, по мнению К. Ворснопа, Л. Мастермана, А. В. Фёдорова, А. В. Шарикова и многих других учёных, преподавателей, медиаграмотность - это часть более широкого и ёмкого понятия - медиаобразования. Эта тенденция находит сегодня все больше сторонников, хотя многие медиапедагоги практически ставят знак равенства между двумя этими терминами.
В настоящей статье на основе рассмотренных определений под медиаобразованием мы будем понимать отдельное направление педагогики, целью которого является обучение студентов
массовой коммуникации, развитие у них способности критически понимать сущность, методы и особенности воздействия медийных сообщений.
Медиаобразование предоставляет инструменты, помогающие критически анализировать сообщения, даёт возможность учащимся расширить свой опыт работы со средствами массовой информации, а также помогает им развивать творческие навыки в создании собственных медиа-сообщений.
В современных условиях важным компонентом будущей профессиональной деятельности любого специалиста становится общение на иностранном языке, в связи с этим значительно возрастает роль дисциплины «Иностранный язык» при обучении студентов среднего профессионального образования. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования (ФГОС СПО) требует учёта профессиональной специфики при изучении иностранного языка, его нацеленности на реализацию задач будущей профессиональной деятельности выпускников [4. С. 121].
Согласно требованиям ФГОС СПО по специальности 42.02.01 Реклама, в результате освоения учебной дисциплины «Иностранный язык» обучающийся должен [1. С. 12-13]:
уметь:
- общаться (устно и письменно) на иностранном языке на профессиональные и повседневные темы;
- переводить (со словарем) иностранные тексты профессиональной направленности;
- самостоятельно совершенствовать устную и письменную речь, пополнять словарный запас»;
знать:
- лексический (1200-1400 лексических единиц) и грамматический минимум, необходимый для чтения и перевода (со словарем) иностранных текстов профессиональной направленности».
Если раньше для большинства выпускников единственной возможностью применить свои знания иностранного языка было чтение оригинальной литературы по специальности, то сейчас под влиянием социальных факторов эта ситуация коренным образом изменилась [8. С. 153].
Современному выпускнику уже не достаточно только читать и переводить профессиональные тексты - он должен использовать иностранный язык в различных сферах общения, регулярно пополняя и совершенствуя свой словарный запас [3. С. 336].
Для того чтобы студенты специальности «Реклама» смогли овладеть иностранным языком, необходимо обеспечить условия для развития навыков устного и письменного общения. Подготовку студентов в данном направлении необходимо начинать как можно раньше, а именно с освоения программы среднего общего образования с учетом требований ФГОС среднего профессионального образования и профиля профессионального образования.
В 2015 г. были изданы примерные программы общеобразовательных дисциплин для СПО в соответствии с требованиями новых ФГОС среднего общего образования. Так, в примерной программе по дисциплине «Английский язык» имеется тема «Подбор персонала на открытые на предприятии вакансии», которая включена в рабочую программу общеобразовательной дисциплины «Иностранный язык». В рамках этой темы разработана ролевая игра с применением технологий электронного обучения.
Ролевая игра направлена на овладение практическими навыками создания резюме, сопроводительного письма, рекламных объявлений об открытых на предприятии вакансиях, а также навыками иноязычного общения с представителями иностранной компании.
Участники были разделены на 2 группы - 2 компании. Для каждой компании было предусмотрено несколько ролей: директор компании, менеджер по персоналу, соискатели. Менеджеры по персоналу должны разработать рекламные объявления о вакансиях на предприятиях, где они работают, и выложить их в сети Интернет. Соискатели должны написать сопроводительные письма работодателям и составить резюме. В итоге самый удачливый «соискатель» в каждой группе будет приглашен в комнату собеседования с директором фирмы, и ему предложат работу.
Для оценивания деятельности студентов были разработаны критерии оценки качества «исполнения» игровых ролей.
Критерии оценки деятельности менеджера по персоналу:
- правильность составления рекламных объявлений;
- правильность ответов на вопросы соискателей;
- аргументированный / обоснованный выбор кандидата на должность.
Критерии оценки деятельности соискателей:
- правильность составления сопроводительного письма, резюме;
- правильность составления вопросов менеджеру по персоналу;
- ведение диалога при собеседовании с работодателем.
Критерии оценки деятельности директора:
- правильность составления вопросов соискателю;
- ведение диалога при собеседовании с соискателями;
- аргументированный / обоснованный выбор кандидата на должность.
Для реализации ролевой игры в электронной среде были использованы конкретные инструменты:
- электронная почта для организации деловой переписки между менеджерами по персоналу и соискателями;
- публичная страница или группа «В контакте», чтобы задать интересующие вопросы, разместить объявления о вакансии;
- Skype, Viber - для организации собеседования между директором и соискателем.
Данная ролевая игра способствует развитию личности студентов специальности «Реклама», формированию навыков создания собственных медиатекстов.
Мы живём в мире, где средства массовой информации играют огромную роль, и многие студенты проводят большее количество времени перед монитором компьютера, чем за выполнением домашнего задания. Поэтому, наряду с традиционными темами, в рабочую программу по дисциплине «Иностранный язык» общего гуманитарного и социально-экономического цикла был включен раздел «Средства массовой информации», содержащий в себе следующие темы:
1. Круглый стол «Роль СМИ в современном обществе».
2. Телевидение. Радио.
3. Газеты. Журналы.
4. Интернет. Социальные сети.
5. Решение кейса «Влияние СМИ на человека».
6. Контрольное занятие № 1. Ролевая игра «Реклама профессии».
Это повышает мотивацию студентов, стимулирует свободное общение на актуальные, являющиеся неотъемлемой частью нашей жизни, темы. В то же время применительно к специальности «Реклама» данный раздел становится профессионально ориентированным, и на данном этапе студенты развивают свои способности, которые будут необходимы им в будущей профессиональной деятельности.
Кроме того, на занятиях по английскому языку студенты специальности «Реклама» решают профессионально-ориентированные задачи, например, анализируют рекламные объявления с точки зрения модели рекламного воздействия AIDA. Данная модель включает четыре основных аспекта, описывающих процесс принятия потребителем положительного решения о покупке товара / услуги: внимание - интерес - желание - действие (см. Рис. 1).
ATTENTION
INTEREST
№ M
АИДА
ВНИМАНИЕ
Все, что может привлечь взимание клиента -цепляющим месевдж, картинка, выделение в тексте,
ПИ Л141 H т.п.
ИНТЕРЕС
что может лаинтгрссовать в вашем продуете -цена. уникальность и т.д.
ЖЕЛАНИЕ
Все, что вызывает желание »сулить - промо акции, использование лю&имом звезды в рекламе и т.д.
ДЕЙСТВИЕ
Все, что побуждает к немедленной покупке, -ограничение по времени, наличию товара и rjj.
Рис. 1. Модель рекламного воздействия AIDA
Неотъемлемым элементом изучения дисциплины «Иностранный язык» является внеаудиторная самостоятельная работа студента, которая включает в себя в частности составление глоссария профессиональных терминов; письменный перевод профессиональных текстов; подготовку доклада/сообщения на профессиональную тему; написание эссе о влиянии СМИ, рекламы на человека; разработку рекламных текстов, буклетов и т.д.
Дополнительным средством формирования медиаграмотности студентов специальности «Реклама» через изучение английского языка является участие в научно-практических конференциях, конкурсах научно-исследовательских работ, посвященных изучению языковых аспектов профессиональной деятельности. Так, в 2015-16 учебном году в рамках дисциплины «Иностранный язык» была подготовлена научно-исследовательская работа «Особенности речевого воздействия в рекламном тексте» для участия в студенческой научно-практической конференции колледжа. По результатам исследования были выявлены и описаны стратегии и тактики речевого воздействия в рекламном тексте на материале англоязычной рекламы дезодорантов.
Таким образом, можно представить модель профессионально-ориентированного обучения иностранному языку студентов среднего профессионального образования, обучающихся по специальности «Реклама» (см. Рис. 2).
Рис. 2. Модель профессионально-ориентированного обучения иностранному языку
студентов специальности «Реклама»
Проанализировав данную модель, можно сделать вывод о взаимозависимости формирования иноязычной коммуникативной компетенции и развития компонентов медиакомпетентности. Занятия по дисциплине «Иностранный язык» включают разнообразные творческие задания, помогающие углубить знания студентов о СМИ и приобрести новые, способствующие повышению уровня медиакомпетентности и иноязычной коммуникативной компетентности студентов на материале англоязычных текстов СМИ. Представленная модель в сочетании развития медиакомпетентности и изучения английского языка представляется успешной в контексте профессионального медиаобразования.
Список литературы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 42.02.01 Реклама [Текст] / утв. Приказом М-ва образования и науки Рос. Федерации от 12 мая 2014 г. - М.: Минобрнауки, 2014. - № 510. - С. 12-13.
2. Возчиков, В. А. Медиаобразование в педагогическом вузе: методические рекомендации [Текст] / В. А. Возчиков. - Бийск: НИЦ БиГПИ, 2000. - 64 с.
3. Кучерявая, Т. Л. Проблемы профессионально-ориентированного обучения иностранному языку студентов неязыковых специальностей [Текст] / Т. Л. Кучерявая // Теория и практика об-
разования в современном мире: материалы Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). - СПб.: Реноме, 2012. - С. 336-337.
4. Матухин, Д. Л. Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку студентов нелингвистических специальностей [Электронный ресурс] / Д. Л. Матухин // Язык и культура. - 2011. - № 2 (14). - URL: http://cyberlenmka.m/artide/n/professionalno-orientirovannoe-obucheme-mostrannomu-yazyku-studentov-nelmgvisticheskih-spetsialnostey (дата обращения: 29.09.2017).
5. Медиаобразование [Текст] // Российская педагогическая энциклопедия. / гл. ред. В. В. Давыдов. - М.: Большая российская энциклопедия, 1993. - Т. 1. -С. 555.
6. Немирич, А. А. Медиаобразование в России: на пути к медиаменталитету [Текст] / А. А. Немирич // Знак: проблемное поле медиаобразования. - Челябинск: Энциклопедия, 2011. -Т. 2. - №8. - С. 21-27.
7. Фёдоров, А. В. Медиаобразование: социологические опросы [Текст] / А. В. Фёдоров. -Таганрог: Изд-во Кучма, 2007. - 228 с.
8. Шейпак, С. А. Из опыта профессионально ориентированного обучения иностранному языку [Текст] / С. А. Шейпак // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.). - Т. II. - Пермь: Меркурий, 2011. - С. 153-155.
PROFESSIONALLY ORIENTED TEACHING OF ENGLISH TO VOCATIONAL STUDENTS OF THE ADVERTISING SPECIALTY IN THE CONTEXT
OF MEDIA EDUCATION
Sivachyova A. N., South Ural State University, Chelyabinsk, sivachevaan@susu.ru
The paper examines pedagogical theory and practice of professionally oriented teaching of foreign languages, reveals its essence and content. Moreover, the paper presents the model of professionally oriented foreign language teaching to ensure the success and effectiveness of language training of vocational students of the Advertising specialty. Finally, the importance of learning English in the context of professional media education is explained.
Keywords: professionally oriented teaching, English, advertising, media education.
References
1. Federal'nyygosudarstvennyy obrazovatel'nyy standartsrednegoprofessional'nogo obrazovaniya po spetsial'nosti 42.02.01 Reklama (2014) [=Federal state educational standard of vocational education on specialty 42.02.01 Advertising], Moscow, Ministry of Education and Science, pp. 12-13. (In Russ.).
2. Vozchikov, V. A. (2000), Mediaobrazovaniye v pedagogicheskom vuze: metodicheskiye rekomendatsii [=Media Education in Pedagogical Higher Education Institution], Biysk, SRC BSHPI, 64 p. (In Russ.).
3. Kucheryavaya, T. L. (2012), "Problemy professional'no-oriyentirovannogo obucheniya inostrannomu yazyku studentov neyazykovykh spetsial'nostey" [=Problems of professionally-oriented teaching of foreign language to students of non-linguistic specialities], in: Teoriya ipraktika obrazovaniya v sovremennom mire: materialy Mezhdunar. nauch. konf. [=Theory and Practice of Education in the Modern World: Materials of the Intern. Sci. Conf.], St. Petersburg, pp. 336-337. (In Russ.).
4. Matukhin, D. L. (2011), "Professional'no-oriyentirovannoye obucheniye inostrannomu yazyku studentov nelingvisticheskikh spetsial'nostey" [=Professionally-oriented teaching of foreign language to students of non-linguistic specialities], in: Yazyk i kul 'tura [=Language and culture], available at: http:// cyberleninka.ru/article/n/professionalno-orientirovannoe-obuchenie-inostrannomu-yazyku-studentov-nelingvisticheskih-spetsialnostey, accessed 29.09.2017. (In Russ.).
5. "Mediaobrazovaniye" (1993), [=Media education], in: Rossiyskaya pedagogicheskaya entsiklopediya [=Russian Pedagogical Encyclopedia], Moscow, 555 p. (In Russ.).
6. Nemirich, A. A. (2011), "Mediaobrazovaniye v Rossii: na puti k mediamentalitetu" [=Media education in Russia: on the way to media mentality], in: Znak: problemnoye pole mediaobrazovaniya [=Sign: the problem field of media education], Chelyabinsk, pp. 21-27. (In Russ.).
7. Fyodorov, A. V. (2007), Mediaobrazovaniye: sotsiologicheskiye oprosy [=Media Education: Sociological Surveys], Taganrog, 228 p. (In Russ.).
8. Sheypak, S. A. (2011), "Iz opyta professional'no oriyentirovannogo obucheniya inostrannomu yazyku" [=From the experience of professionally oriented teaching of foreign language], in: Problemy i perspektivy razvitiya obrazovaniya: materialy mezhdunar. nauch. konf [=Problems and perspectives of the development of education: materials of the international sci. conf.], Perm, pp. 153-155. (In Russ.).
Сивачёва Анна Николаевна - специалист по УМР, преподаватель, Многопрофильный колледж ИСТиС, Южно-Уральский государственный университет, Челябинск.
sivachevaan@susu.ru