"Культурная жизнь Юга России" 88 ^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^
№ 3 (46), 2012
А. Б. АРУТЮНОВА
ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПОДГОТОВКА ЭСТРАДНЫХ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ-ВОКАЛИСТОВ
Анализируя состояние современной музыкальной эстрады, автор статьи отмечает низкий художественный уровень этого вида искусства и предлагает как путь улучшения ситуации изменение учебного процесса в ссузах и вузах культуры и искусств.
Ключевые слова: эстрадно-джазовое исполнительство, эстрадный вокал, музыкальная педагогика.
Эстрадная музыка, пропагандируемая радио и телевидением, занимает одно из ведущих мест в массовом искусстве, пользуется широкой популярностью у слушателей и в определенном смысле выступает «зеркалом культуры нашего времени»: формирует предпочтения публики, эстетические установки и требования, предъявляемые к произведению [1]. Однако это влияние весьма неоднозначно; нередко оно наносит ощутимый урон развитию художественно-эстетического вкуса общества, в первую очередь молодежи. Специалисты единодушно отмечают «дефицит качества нашей музыкальной эстрады, засилье устаревших форм, слабую техническую оснащенность, нехватку профессионализма» [2].
В числе факторов, отрицательно воздействующих на современное эстрадное музыкальное искусство, можно выделить низкий уровень подготовки выпускников музыкальных учебных заведений среднего и высшего звена:
- отсутствие репертуара высокой художественной ценности, что искажает представление о нормах профессионального исполнения;
- невысокий уровень сценического мастерства: выступающие плохо владеют жестами, мимикой, телодвижениями и другими приемами выразительности;
- неэффективное использование инновационных методов обучения.
Главная причина профессиональной несостоятельности многих эстрадных исполнителей, даже пользующихся известностью у широкой публики, - глубоко ошибочное убеждение, согласно которому пение в его «микрофонном варианте» не требует специальных умений. Между тем, соответствующие навыки (техника звукообразования, координация внутреннеслуховых представлений и их реального воплощения, отработка «механизмов» дыхания, нейтрализация мышечных «зажимов») нуждаются в постоянном совершенствовании. Этот сложный процесс имеет свои особенности, которые определяются общими требованиями вокальной педагогики и индивидуальными качествами артиста. Профессор Л. Б. Дмитриев отмечает: «Если поставить вопрос, с чего надо начинать занятия - с дыхания, с работы гортани или с укладки языка, то правильным был бы ответ: с того недостатка, который мешает хорошему голосообразованию в наибольшей степени. Этот кардинальный недостаток и должен быть первым взят в работу, на борьбе с ним должно быть сосредоточено все внимание педагога и уче-
ника, при этом, естественно, приходится какое-то время мириться с другими недостатками, оставлять их исправление на более поздние этапы» [3].
Традиционные вокально-технические упражнения условно можно разделить на развивающие возможности голоса и формирующие специфические навыки эстрадно-джазового исполнителъ-ства.
К первой группе относятся вокализы несложной конфигурации, связанные с основополагающими процессами звукообразования, - скачкообразные последовательности на терцию, квинту или октаву, развернутые арпеджио.
Во вторую группу включены гаммы, джазовые этюды. С их помощью студенты осваивают ритмику, специфику интонирования, способы звуко-извлечения, фразировку, манеру акцентирования в различных стилях и направлениях эстрадно-джазовой музыки.
Подбор высокохудожественного учебного репертуара, рассчитанного на развитие голоса, освоение эстрадно-джазовой музыки и формирование эстетического вкуса, - одна из основных проблем подготовки эстрадного певца. Ее решение требует от преподавателя воспринимать педагогический процесс как целостную систему и учитывать индивидуальность каждого студента (темперамент, вокальные данные, общий уровень музыкальной культуры).
Репертуар эстрадного певца должен быть разнообразным по тематике, стилю, особенностям построения мелодии: песни советских композиторов; песни фольклорной стилистики; песни отечественной современной эстрады; песни на иностранном языке; джазовые стандарты (блюз, спиричуэл, баллада, песни из мюзиклов, босса-но-ва, самба). Таким образом вокалист приобретает опыт работы в различных направлениях «легкой» музыки и выбирает то, которое соответствует вокальной природе и характеру его способностей. С данной точки зрения задача педагога - познакомить студентов со всем многообразием приемов эстрадно-джазового исполнительства и помочь им сформировать саунд (sound) - свою собственную манеру исполнения.
Надо подчеркнуть, что в профессиональной подготовке эстрадных исполнителей применение инновационных педагогических технологий - модульного и контекстного обучения - наиболее эффективно.
Цель модульного обучения состоит в том, чтобы создать наиболее благоприятные условия для
№ 3 (46), 2012
"Культурная жизнь Юга России" ^
развития личности обучаемого путем гибкого варьирования содержания обучения, приспособления дидактической системы к индивидуальным возможностям, запросам и уровню базовой подготовки обучаемого посредством организации учебно-познавательной деятельности по индивидуальной учебной программе [4]. Основной учебной единицей является модуль - функциональный узел, включающий в себя план действий, банк информации и методическое руководство по достижению дидактических целей. Разрабатываемый для музыкально-исполнительских дисциплин модуль содержит познавательную (накопление сведений по теории и истории музыки и опыта эмоционально-ценностного отношения к музыкальному искусству), исполнительскую (формирование музыкально-исполнительских умений и навыков) и творческую (развитие творческих способностей) части.
Контекстное обучение - обучение, в котором динамически моделируется предметное и социальное содержание профессионального труда. Тем самым обеспечиваются условия трансформации учебной деятельности студента в профессиональную деятельность специалиста (А. А. Вербицкий) [5]. Основу этой педагогической технологии составляют учебная деятельность академического типа (лекция), квазипрофессиональная (деловая игра) и учебно-профессиональная (научно-исследовательская работа или производственная практика) деятельность. В музыкально-исполнительских классах деятельность студентов реализуется в двух формах: индивидуальное занятие и концертная практика, на которой апробируются полученные знания, умения и навыки.
Для развития восприятия, памяти и мышления студентов-вокалистов мы предлагаем использовать следующие методы активного обучения:
- метод самостоятельного подбора вокального репертуара;
- метод формирования навыков вокальной интерпретации и импровизации;
- метод воспитания эмоционально-чувственной сферы вокалиста средствами актерского мастерства.
Их необходимо органично сочетать с традиционными методами вокальной педагогики.
Педагогу важно сформировать у будущих артистов устойчивую систему ценностных отношений к музыкальному искусству. Для решения этой задачи необходимо использовать метод самостоятельного подбора вокального репертуара: студент формирует вокальную программу, которая утверждается совместно с руководителем.
Вначале преподаватель рекомендует ознакомиться с альбомом конкретного исполнителя или несколькими произведениями одного жанра, стиля - и таким образом наполняет «музыкальный багаж» вокалиста лучшими образцами эстрадно-джазовой музыки, побуждая самостоятельно выбирать произведения для исполнения.
В процессе поиска студент получает информацию о существующих музыкальных течениях и различных творческих проектах, учится осоз-
нанно воспринимать исполнительский материал. Анализ репертуара, которому он отдал предпочтение, показывает, насколько подобранные произведения соответствуют вокально-техническому и художественно-исполнительскому уровню обучаемого, в какой мере они полезны для совершенствования его голоса, музыкальных способностей и исполнительского мастерства.
Развитие творческих способностей осуществляется на основе предложенного нами метода формирования навыков вокальной интерпретации и импровизации.
Студенты записывают и сравнивают вокальные интерпретации, импровизации различных исполнителей, так происходит накопление музыкально-слухового опыта. Одновременно необходимо вести работу и по накоплению опыта музыкально-творческой деятельности. Такая работа должна проходить в три этапа: развитие ритмического мышления по методу Б. Столова; формирование гармонического мышления согласно методике Дж. Митчелл и создание мелодий на основе определенных интонационных ходов-ликов, предложенных О. Степерко. Вокалисты учатся ритмически интерпретировать музыкальный материал, сочинять мелодии по принципу «обыгрывания» гармонических схем и комбинирования интонационных ходов-ликов.
Подготовка эстрадных певцов к выступлениям базируется на методе воспитания эмоционально-чувственной сферы вокалиста средствами актерского мастерства (отработка комплекса речевых, пластических и сценических компонентов).
«Речевой прием» - декламация текста вокальных произведений без музыки - позволяет сформировать умение привносить в вокал элементы речевой интонации.
Сущность «пластического приема» заключается в поиске характерных движений для выражения того или иного эмоционального состояния. С этой целью рекомендуется использовать упражнения, направленные на создание пластико-тан-цевальных композиций, соответствующих стилю музыкального произведения.
Отдельно следует рассматривать «сценический прием» как синтез речевого и пластического. Его задача - на основе упражнений и этюдов научить студентов строить выступления по законам театрального искусства. Для раскрытия внутренней логики произведения следует применять этюды в условиях «ограниченного молчания»: это помогает сформировать мимическую выразительность и найти точное пластическое решение.
Синтез театрального и музыкального искусства активизирует все виды деятельности актера-певца: музыкально-речевую, музыкально-пластическую и музыкально-сценическую. Необходимо нацелить студентов-вокалистов на вживание в художественный образ и его воплощение в сценическом действии. «Артист-певец должен вылепить роль так, как ваятель статую, заботясь и о художественном целом, и о деталях. Он должен в музыке, в тексте и в сценической ситуации произведения найти все черты образа, а затем, используя свое знание жизни и интуицию, воплотить
90 "Культурная жизнь Юга России"
№ 3 (46), 2012
характер, то есть найти его реальное выражение <...> Ведь искусство артиста-певца ставит своей целью пробудить в зрителях и слушателях представления, образы и чувства, из которых состоит жизнь с ее удивительным сплетением реального и конкретного с фантазией и мечтой поэта» [6].
Использование предложенных нами теоретико-методических установок и рекомендаций, мы полагаем, будет способствовать развитию профессиональных умений и навыков исполнителей-вокалистов, поможет студентам ориентироваться в многообразии существующих музыкальных направлений. Соответственно - и подготовка артистов станет более эффективной, не снижающей, а повышающей художественно-эстетический уровень современной музыкальной эстрады.
Литература
1. Кадцын Л. М. Массовое музыкальное искусство XX столетия (эстрада, джаз, барды и рок в их взаимосвязи). Екатеринбург, 2006. С. 7.
2. Кузнецов В. Г. История становления и развития музыкальной эстрады и эстрадно-джазового образования в России. М., 2005. С. 122.
3. Дмитриев Л. Б. Основы вокальной методики: учебник для студентов вузов. М., 2000. С. 251.
4. Общая и профессиональная педагогика: учеб. пособие для студентов пед. вузов / под ред. В. Д. Симоненко. М., 2005. С. 211.
5. Психологический лексикон. Энциклопедический словарь: в 6 т. М., 2006.
6. Шаляпин Ф. И. Статьи. Высказывания. Воспоминания. М., 1958. С. 360.
a. в. arutyunova. professionally oriented training of variety performers (vocalists)
Analyzing the state of the modern variety, the author of the article notes low artistic level of this kind of art and suggests the changes in educational process in specialized secondary educational institutions and higher educational institutions as a way to improve the situation. Key words: variety and jazz performance, variety singing, music pedagogy.
А. А. КРЮЧКОВА
РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКЕ МУЗЫКИ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Автор статьи анализирует отечественный опыт обучения младших школьников музыке и предлагает свои принципы развития музыкального интеллекта.
Ключевые слова: начальное музыкальное образование, развитие музыкального интеллекта.
К человеку XXI столетия предъявляются особые требования: он должен быть не просто созидателем, а созидателем творческим и интеллектуально развитым. Исследования, направленные на развитие интеллекта, занимают особое место в психолого-педагогической науке. В современной общеобразовательной школе реализуются принципы развивающего обучения, и начальные классы можно считать базовым звеном в развитии интеллектуальной личности, способной к нетрадиционному выполнению поставленной задачи в различных видах деятельности.
Согласно теории Ж. Пиаже (по данным Л. Тер-стоуна и Н. Бейли), развитие интеллекта к шести годам достигается более чем на треть, к восьми - наполовину, к двенадцати - на три четверти. Возрастной промежуток между 6-12 годами составляет критический период, от которого зависит все будущее человека. Способность взрослого воспринимать и познавать мир (рассуждение, оценка, самовыражение) в наибольшей степени определяется сформирован-ностью его умственных структур в детстве.
Мы разделяем мнение известного ученого М. А. Холодной о том, что каждый ребенок объективно нуждается в создании условий, содействующих интеллектуальному росту за счет максимально возможного обогащения его ментального опыта [1]. Музыкальный интеллект представляет собой
способность к распознаванию и использованию голоса и ритма, чувствительность к звукам и тональности, высокоразвитый музыкальный слух. По Г. Гарднеру, данный тип интеллекта заложен в человеке с рождения и обладает очень высокой «природной силой» [2]. Проблемы развития музыкального интеллекта в современной науке подняты сравнительно недавно.
Поскольку музыкальный интеллект представляет собой особую форму проявления ума, для раскрытия и развития которого необходимо наличие природных задатков, способностей, а также создание соответствующих педагогических условий, возникает необходимость непрерывного педагогического поиска, методического творчества. Последнее побуждает исследователей искать новые принципы, направленные на развитие музыкального интеллекта у младших школьников на уроке музыки.
Необходимо ориентироваться на исходные положения, раскрывающие цели, задачи и содержание музыкального образования. Принципы музыкального образования можно определить как обоснование совместных действий учителя и ученика, направленных на развитие определенных музыкальных способностей. Данным вопросам уделяли внимание многие музыкальные педагоги (Д. Б. Кабалевский, Л. В. Горюнова, Г. П. Сергеева, Ю. Б. Алиев, Э. Б. Абдуллина, Л. В. Школяр и др.).
Основополагающими в музыкальной педаго-