Научная статья на тему 'Профессионально-ориентированная модель подготовки будущего архитектора и дизайнера в вузе'

Профессионально-ориентированная модель подготовки будущего архитектора и дизайнера в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
327
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ МОДЕЛЬ / ДИЗАЙНЕРСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Анфимова Е. Б.

Представлена и обоснована профессионально-ориентированная модель подготовки будущих архитекторов и дизайнеров в рамках учебной дисциплины общепрофессионального цикла «История культуры и искусств» в вузе. Содержание и структура модели сопоставлены с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования в области культуры и искусства, с целями и задачами данной дисциплины в условиях дизайнерского образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессионально-ориентированная модель подготовки будущего архитектора и дизайнера в вузе»

УДК 378.12.14

Е.Б.Анфимова

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО АРХИТЕКТОРА И ДИЗАЙНЕРА В ВУЗЕ

Институт непрерывного педагогического образования НовГУ, т. (8162) 66-39-20

The article examines and substantiates the professionally-oriented model of higher education for architects and designers within the framework of the «History of culture and art» course being the part of the general professional educational cycle. The contents and the structure of the model are compared to the national educational standard of higher professional education in culture, to the tasks and goals of the course in case of design education.

Ключевые слова: профессионально-ориентированная модель, дизайнерское образование

Дизайнерское образование в России имеет более чем столетнюю историю и традиции, истоки которых прослеживаются в русской философии, в творческой деятельности художников-производственников, в практическом опыте ряда учебных заведений, зародившихся в России еще в XIX в. и выпускавших художников для промышленности. Сегодня дизайнерское образование переживает новый этап, связанный с меняющимся социальным заказом на подготовку специалистов в области архитектуры и дизайна. Законодательно требования к подготовке данных специалистов закреплены в действующем Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования в области культуры и искусства по специальности Дизайн, утвержденном приказом Министерства образования Российской Федерации от 14.03.2003 г.

Государственный стандарт определяет дизайн как процесс, представляющий собой «формирование целесообразных, комфортных и эстетически полноценных условий для осуществления бытовой, общественной и производственной деятельности человека» [1]. Поэтому профессиональная подготовка дизайнера должна позволить ему в будущем «выполнять аналитическую, проектную, экспериментально-исследовательскую, производственно-управленческую, педагогическую и другие виды деятельности». Для достижения соответствия выпускников вузов данным квалификационным требованиям, Государственный образовательный стандарт предусматривает изучение студентом дисциплин федерального и национально-

регионального компонентов, дисциплин по выбору студента и факультативных дисциплин. Основная образовательная программа подготовки дизайнеров включает циклы общегуманитарных, социальноэкономических, общепрофессиональных, специальных дисциплин, цикл дисциплин специализаций и факультативов [2]. В ряду дисциплин общепрофессионального цикла наибольший интерес в контексте нашего исследования представляет теоретическая дисциплина «История культуры и искусств» (ОПД.Ф.01).

Общепризнано, что развитие личности человека совершается в процессе присвоения культуры в различных ее аспектах, от языка и навыков поведения до ценностей и способов мышления, религиозных и философских концепций, опыта художественного освоения бытия. В этой связи можно говорить о том, что «История культуры и искусств» является дисциплиной, обладающей высоким потенциалом в вопросах нравственного, эстетического и художественного воспитания будущего архитектора и дизайнера. В процессе изучения дисциплины студенты должны приобрести знания, умения и навыки, необходимые для дизайнерской деятельности, у них должна быть сформирована профессионально-творческая позиция. Под профессионально-творческой позицией мы будем понимать совокупность творческих, социальных и ценностноэстетических регуляторов в сфере профессиональной архитектурно-дизайнерской деятельности, «внутреннюю картину» творческой профессии, которая постоянно развивается и совершенствуется в процессе про-

ю

фессионализации, определяя направленность деятельности профессионала, его поведение в ситуациях профессионального общения, и в конечном итоге выражается в качестве продуктов его труда.

Помимо воспитательной и информационной функций дисциплина «История культуры и искусств» в контексте дизайн-образования обладает пропедевтической функцией [3]. Памятники искусства представляют собой своеобразный «словарь художественных форм», позволяющий будущему дизайнеру научиться «читать», а впоследствии и «писать» на языке формообразования. В связи с этой особенностью дизайнерской деятельности интеграция с искусством особенно важна для дизайн-образования.

Формирующая, информационная, пропедевтическая функции дисциплины «История культуры и искусств» должны учитываться при построении образовательного процесса. Организация этого процесса требует создания целого ряда благоприятных условий: наличия широкого культурного общения, особой образовательной среды, свободы выбора содержания и форм учебной работы, внимания к индивидуальному стилю учения каждого студента, осознания студентом своих достижений, воссоздания в обучении личностно-значимых для него проблем, наличия про-

странства для реализации диалоговой позиции, предъявления своей точки зрения [4].

Государственный образовательный стандарт для создания таких условий предоставляет учебным заведениям право «осуществлять преподавание гуманитарных и социально-экономических дисциплин в форме авторских лекционных курсов и разнообразных видов коллективных и индивидуальных практических занятий, заданий и семинаров по программам, разработанных в самом вузе и учитывающих региональную, национально-этническую, профессиональную специфику, а также научно-исследовательские предпочтения преподавателей, обеспечивающих квалифицированное освещение тематики дисциплин цикла» [5].

Социальный заказ на подготовку специалиста-архитектора или дизайнера предполагает, что в процессе профессиональной подготовки у него будут сформированы знания, умения и навыки, профессиональнозначимые личностные качества, а также приобретен опыт практической деятельности, приближенной к профессиональной. Система вузовской подготовки должна быть построена с учетом этих требований. Подходы, принципы, технологии, ценности и контроль должны быть адекватны задачам профессионального образования в области архитектуры и дизайна.

СОЦИАЛЬНЫИ ЗАКАЗ НА ПОДГОТОВКУ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННОГО ДИЗАЙНЕРА

Когнитивный

компонент

(ЗУНы)

Воспитательный

компонент

(формирование

личности)

Практический компонент (опыт деятельности)

ДИСЦИПЛИНА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЦИКЛА «ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ»

Технологии

Организационнопедагогические условия; методы и средства: теоретические и практические; формы обучения

Содержание

Ценности

Общечеловеческие, профессиональные, внутри-дисциплинарные ценности и ориентиры

История культуры и искусств

Подходы

Элементы

традиционного,

проблемного,

эвристического,

контекстного,

дистанционного

обучения

Принципы

Вариативность, пропедевтическая специфика, нравственноэстетическая и личностная направленность

Контроль

Контроль когнитивного, воспитательного, практического компонентов подготовки по дисциплине

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ДИЗАЙНЕРА В ВУЗЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Профессионально-ориентированная модель подготовки архитектора и дизайнера по дисциплине «История культуры и искусств» в вузе

В настоящее время вопрос приведения традиционного курса «История культуры и искусств» в соответствие со спецификой дизайна остается открытым. С целю его разрешения нами разработана педагогическая модель, представленная на схеме (см.).

В основу предложенной нами профессионально-ориентированной модели подготовки будущих дизайнеров и архитекторов в вузе легли приведенная выше система подготовки дизайнера и архитектора в вузе, исследования ряда ученых [6] в отношении возможностей культурологических дисциплин для эстетического воспитания, а также ряд исследований, посвященных проблеме формирования профессиональной позиции, детерминирующей будущую профессионально-творческую деятельность личности [7]. Также мы опираемся на специфику дизайна как вида художественно-проектной деятельности, на достижения педагогики в вопросах развития творческих и эвристических способностей профессионала, специфических особенностей его профессионального мышления.

Разработанная модель отражает взаимосвязь содержания дисциплины общепрофессионального курса «История культуры и искусств» с технологиями, подходами, принципами, ценностями, едиными для всего дизайнерского образования. Все элементы предложенной модели взаимосвязаны между собой и конкретизированы для работы по изучению указанной дисциплины.

Из заявленных компонентов профессиональной подготовки дисциплина «История культуры и искусств» прежде всего имеет возможность формировать знания, умения и навыки в рамках своего содержания, а также, как говорилось выше, имеет высокий воспитательный потенциал. Практический опыт профессиональной деятельности приобретается в рамках изучения дисциплины лишь отчасти, так как дисциплина является теоретической. Содержание дисциплины включает в себя как исторические и искусствоведческие сведения, так и ряд мировоззренческих и общекультурных вопросов, обеспечивающих формирующую функцию дисциплины. Особенностью курса является рассмотрение некоторых психологических и технологических аспектов искусства, встроенных в общую систему, реконструкция художественного мышления, опирающаяся на анализ памятников эпохи. Такой контекст рассматриваемых материалов обеспечивает пропедевтическую направленность дисциплины в дизайнерском образовании.

Технологически реализация дисциплины происходит при соблюдении ряда выявленных нами организационно-педагогических условий, способствующих формированию профессионально-творческой позиции будущего архитектора и дизайнера, а также благодаря соответствующим формам, методам и средствам обучения, которые должны способствовать успешному усвоению информационной составляющей дисциплины, а также социокультурного опыта предшествующих эпох, тренировке позитивных способов поведения, развитию профессионально-творческой позиции, формированию нравственных, эстетических и этических убеждений. Поэтому в модели сочетаются как теоретические, так и практические методы, а организацион-

ными формами обучения являются лекционные занятия, семинары, конференции, работа в творческих группах, индивидуальная работа, экскурсии.

В процессе реализации дисциплины декларируются и прививаются как общечеловеческие, так и национальные, профессиональные, внутридисципли-нарные ценности и ориентиры. Подход к реализации дисциплины «История культуры и искусств» является интегрированным и согласуется с общими подходами, свойственными архитектурно-дизайнерскому образованию, сочетая в себе элементы традиционного, проблемного, контекстного, дистанционного обучения. Основными принципами модели являются вариативность, пропедевтическая специфика, нравственно-эстетическая и личностная направленность, целостность, рефлексивность, модульность.

С целью проверки усвоения студентами информации, методов мыслительных и практических действий, необходимых для успешного освоения дисциплины, выявления изменений в уровне сформированности профессионально-творческой позиции осуществляются различные виды контроля, соответствующие каждому этапу обучения. Данные процедуры отражены в контрольном элементе модели. Благодаря процедурам контроля осуществляется рефлексия изученного материала, развиваются навыки поиска и анализа информации, отрабатываются формы позитивного поведения во время работы в группе. Общение становится необходимым атрибутом учебной деятельности, предметом общения становятся ее продукты — студенты в процессе усвоения информации обмениваются результатами познания, дискутируют и обсуждают происходящее. «Межличностное общение в учебном процессе повышает мотивацию за счет включения социальных стимулов: появляется личностная ответственность, чувство удовлетворения от публичного переживания успеха...» [8]. Все это формирует личностное отношение к предмету, чувство сопричастности общему делу, что является необходимыми условиями для формирования профессиональнотворческой позиции будущего архитектора и дизайнера.

Опыт показывает, что необходимо уделять внимание не только лекционной, но и практической части курса, т. е. индивидуальным и коллективным видам учебной работы.

Таким образом, применение предложенной нами профессионально-ориентированной модели позволит повысить уровень подготовки будущих архитекторов и дизайнеров, сформировать у них качественные знания, умения и навыки по дисциплине, а также профессионально-творческую позицию, обеспечивающую успешное вхождение молодого специалиста в мир профессии и высокий эстетический и эргономический уровень продуктов его труда. В настоящее время происходит внедрение профессионально-ориентированной модели в рамках дисциплины «История культуры и искусства», производится обобщение и анализ полученных результатов.

1. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования в области культуры и искусства (14.03.2003). М., 2003. С.3.

2. Там же. С.4-34.

3. Мелодинский Д.Л. Школа архитектурно-дизайнерского формообразования: Учеб. пособие. М.: Архитектура-С, 2004. 312 с.: ил.

4. Галицких Е.О. Диалог в образовании как средство становления толерантности: Учеб.-метод. пособие. М.: Академический проект, 2004. 240 с.

5. Государственный образовательный стандарт... С.37.

6. Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности. М.: Знание, 1981. 96 с.; Фохт-Бабушкин Ю.У.

Искусство в жизни молодых поколений России: достигнутые эффекты, упущенные возможности и сохраняющиеся надежды. СПб.: Алетейя, 2005. 320 с.

7. Чернявская А.П. // Ярославский педагогический вестник. 2007. №3. С.3-8; Кудрявцев В.Т. Профессиональная и личностная позиция психолога: сапожник в сапогах — http://www.tovievich.ru

8. Педагогика и психология высшей школы: Учеб. пособие. 3-е изд., перераб. и доп. Ростов н/Д: Феникс, 2006. С.171.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.