Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки, 2018, № 4 (52), с. 139-147
139
УДК 37.014.5:378.14
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОБЩЕСТВЕННАЯ АККРЕДИТАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ФИНАНСОВОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
© 2018 г. С. С. Квашнин
Квашнин Сергей Сергеевич, к.э.н.; доцент кафедры экономики и права Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, эксперт профессионально-общественной аккредитации [email protected]
Статья поступила в редакцию 10.09.2018 Статья принята к публикации 17.10.2018
Профессионально-общественная аккредитация является для России сравнительно новым инструментом оценки качества образования. Через него профессиональное сообщество старается влиять на процесс подготовки специалистов образовательными организациями. В стране проводится серьёзная работа по утверждению профессиональных стандартов и созданию аккредитующих организаций. На примере Совета по профессиональным квалификациям финансового рынка проанализировано текущее состояние дел в сфере профессионально-общественной аккредитации образовательных программ финансовой направленности. Проведено сопоставление профессиональных стандартов перечню финансовых профессий. Выявлено, что в большей части финансовые профессии уже охвачены профессиональными стандартами широкой или узкой направленности. В качестве проблемных моментов обозначены: некоторая несистемность подхода к разработке профессиональных стандартов, противоречие идей академического и профессионального образования, недостаточный интерес к профессионально-общественной аккредитации на начальном этапе. Предлагается обратить внимание на развитие программ дополнительного профессионального образования, проходящих профессионально-общественную аккредитацию. В сфере финансового образования это позволит компенсировать сокращение доступа к заочной форме обучения (которое может произойти в случае принятия новых образовательных стандартов) и быстрее готовить специалистов с учетом изменений в отрасли и на рынке труда.
Ключевые слова: профессионально-общественная аккредитация, финансовое образование, дополнительное профессиональное образование.
Обзор текущей ситуации
Россия вслед за другими странами внедряет систему профессионально-общественной аккредитации (ПОА) образовательных программ. Законодательной основой этого процесса стала статья 96 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»: «пункт 3. Работодатели, их объединения, а также уполномоченные ими организации вправе проводить профессионально-общественную аккредитацию основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения и (или) дополнительных профессиональных программ, реализуемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Пункт 4. Профессионально-общественная аккредитация основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения и (или) дополнительных профессиональных программ представляет собой признание качества и уровня подготовки выпускников, освоивших такие образовательные программы в конкретной организации, осуществляющей образова-
тельную деятельность, отвечающими требованиям профессиональных стандартов, требованиям рынка труда к специалистам, рабочим и служащим соответствующего профиля».
Вопросы внедрения системы ПОА активно обсуждаются образовательным и научным сообществом [1-10].
Множество организаций уже проводит ПОА от своего имени, но в масштабах страны основным и системообразующим в этой сфере является Национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям, созданный в 2014 году. Под его эгидой работает 30 отраслевых советов, в числе которых Совет по профессиональным квалификациям финансового рынка (СПК ФР), осуществляющий свою деятельность в форме ассоциации участников. Функции совета достаточно обширны и охватывают множество направлений, касающихся финансового и образовательного сектора страны. А.В. Мурычев, Д.К. Маш-такеева, П.Н. Новиков отмечают: «По сути СПК ФР становится головной организацией, устанавливая в соответствии с Общими требованиями порядок проведения ПОА, критерии
оценки всех видов и уровней образовательных программ финансово-экономического профиля, наделяя соответствующие структуры полномочиями на проведение ПОА, осуществляя мониторинг деятельности аккредитующих организаций, ведя реестр экспертов и размещая его на официальном сайте Совета в сети «Интернет», формируя на основе результатов ПОА рейтинги аккредитованных образовательных программ» [11, с. 25]. СПК ФР уже имеет сеть представительств и партнеров на всей территории страны, а также около двух сотен аккредитованных экспертов ПОА. В разных городах регулярно проводятся научно-практические и образовательные мероприятия, посвященные продвижению ПОА в образовательную сферу.
Внедрение ПОА происходит на фоне постоянных изменений в образовательной системе, а также кризисных процессов в стране и обществе, начавшихся еще в девяностые годы прошлого века.
1. В рамках Болонского процесса финансовое образование было переведено на бакалаврский и магистерский уровни. Большинство обучающихся ограничивается бакалавриатом. Помимо меньшего срока обучения бакалаврские учебные планы имеют сокращение аудиторных часов на 20-30 процентов по сравнению с учебными планами специалитета. Компенсировать отсутствие 5 курса должна магистратура, но большинство обучающихся совмещает ее с работой, что делает запланированную теоретическую и научную подготовку малоэффективной. Студенты просто физически не способны уделять учебе должное количество времени и сил.
2. Выпускники бакалавриата начинают трудовую деятельность на год раньше. Если к этому добавить возрастающую инфантильность и социальную незрелость значительной части молодёжи, оказывается, что работодатели получают кадры, неготовые к самостоятельной деятельности.
3. Частая смена законодательства, образовательных стандартов, реорганизации внутри вузов, перетасовка кадров создают хаос и мешают планомерной образовательной деятельности. Мир меняется, изменения в образовательной системе тоже нужны, но когда они становятся самоцелью и проводятся без учета последствий для общества (а иногда просто под влиянием иностранных «партнеров»), то приносят больше вреда, чем пользы. К сожалению, большая часть изменений до настоящего времени касалась формальной стороны дела (оформление документации, увеличение ее объемов), что никак не сказывается на реальном качестве обучения.
4. В конце девяностых годов финансовое образование было на пике популярности. Объяс-
нялось это высокими зарплатами в финансовом секторе, который стал центральным звеном приватизационных и коммерческих процессов. Самые способные абитуриенты стремились выучиться на финансистов и формировали затем качественный профессиональный состав. В настоящее время лидерство перешло к другим направлениям обучения, что сказалось на уровне подготовки и способностей абитуриентов, желающих получить финансовое образование.
5. Образовательная деятельность сильно коммерциализировалась, и вузы стали зависимыми от количества студентов, формирующих денежные поступления. Это привело к стремлению принимать как можно больше платных студентов, завлекая их легкостью получения диплома, к снижению уровня требований, вытягиванию неуспевающих студентов. Такая политика вузов разрушает академическую атмосферу, деморализует студентов и преподавателей, приводя в конечном итоге к резкому падению фактического качества обучения.
Указанные факторы приводят к снижению уровня культуры, общей образованности и профессиональной подготовки выпускников вузов. Работодатели все больше сталкиваются с затруднениями в поиске работников с достаточным уровнем подготовки. Профессиональные стандарты стали как формой заказа к системе образования, так и формой дополнительного контроля за уровнем подготовки выпускников в условиях, когда диплом даже государственного образца иногда уже ничего не гарантирует.
СПК ФР уже утвердил 31 профессиональный стандарт, ещё более двух десятков стандартов находятся в процессе разработки.
В России перечень финансовых профессий обозначен тремя нормативными документами:
1) Постановление Госстандарта РФ от 26.12.1994 № 367 «О принятии и введении в действие Общероссийского классификатора профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94» (вместе с «ОК 016-94. Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов»);
2) ОК 010-2014 (МСКЗ-08) Общероссийский классификатор занятий (принят и введен в действие Приказом Росстандарта от 12.12.2014 № 2020-ст);
3) Приказ Минтруда России от 02.11.2015 № 832 «Об утверждении справочника востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, в том числе требующих среднего профессионального образования».
В таблице 1 приведено сопоставление финансовых профессий с действующими и
Таблица 1
Сопоставление групп финансовых профессий с профессиональными стандартами_
Группы профессий Профессиональные стандарты (принятые / проекты)
Агент страховой Помощник актуария Служащий по актуарным расчетам Служащий по страхованию Специалист по актуарной деятельности (актуарий) Специалист по страхованию Страховой агент Страховой брокер Страховой эксперт Управляющий страховым агентством Специалист по страхованию Страховой брокер Актуарий
Аналитик по облигациям Биржевой маклер Брокер (торговый) Брокер (финансовый) Брокер акций и пакетов Брокер иностранной валюты Брокер по продаже ценных бумаг Брокер по ценным бумагам Брокерский служащий Валютный дилер Дилер Дилер по валютным операциям Дилер по ценным бумагам Дилер фондовой биржи Консультант по ценным бумагам Служащий по ценным бумагам Специалист по форекс-брокериджу Специалист рынка ценных бумаг Специалист рынка ценных бумаг Специалист по форекс-брокериджу
Ассистент бухгалтера Бухгалтер Бухгалтер (средней квалификации) Бухгалтер по налогообложению Бухгалтер-контролер Бухгалтер-ревизор Бухгалтерский служащий Бухгалтерский служащий по первичному учету Бухгалтер-эксперт Главный бухгалтер Заведующий цеховой бухгалтерией Помощник бухгалтера Помощник по ведению бухгалтерского учета Сертифицированный бухгалтер Служащий по учету Счетовод Экономист по бухгалтерскому учету и анализу хозяйственной деятельности Бухгалтер
Аудитор Аудитор Счетной палаты Российской Федерации Ведущий инспектор в аппарате Счетной палаты Российской Федерации Внутренний аудитор Главный контролер-ревизор Консультант в аппарате Счетной палаты Российской Федерации Контролер (Сберегательного банка) Начальник инспекции в аппарате Счетной палаты Российской Федерации Помощник (советник) аудитора Счетной палаты Российской Федерации Ревизор Руководитель секретариата аудитора Счетной палаты Российской Федерации Внутренний аудитор Специалист по внутреннему контролю Специалист по финансовому мониторингу (в сфере противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма) Аудитор Финансовый ревизор
Продолжение таблицы 1
Руководитель Секретариата Председателя Счетной палаты Российской Федерации Специалист по внутреннему контролю (внутренний контролер) Специалист по финансовому мониторингу (в сфере противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма) Старший инспектор в аппарате Счетной палаты Российской Федерации Финансовый инспектор
Аукционист Директор аукциона -
Главный государственный налоговый инспектор Государственный налоговый инспектор Налоговый служащий Ревизор - инспектор налоговый Консультант по налогам и сборам Эксперт по налоговым спорам
Главный казначей Казначей Кассир-эксперт Начальник Главного управления федерального казначейства Главный кассир Специалист казначейства банка Специалист казначейства банка
Агент банка Главный экономист Директор по экономике Директор управления Сбербанка Заведующий отделом (финансово-экономическим и административным) Инженер-экономист Консультант по экономическим вопросам Менеджер (в финансово-экономических и административных подразделениях (службах)) Начальник отдела (финансово-экономического и административного) Начальник отделения (финансово-экономического и административного) Начальник службы (финансово-экономической и административной) Начальник части (финансово-экономической и административной) Председатель Центрального банка Российской Федерации Президент ассоциации (концерна, корпорации и др.) (общественно-экономической организации) Советник экономический Специалист по финансовому консультированию Специалист по финансовому планированию Специалист Сбербанка Стажер-исследователь (в области экономики) Управляющий имуществом Управляющий отделением (банка и др.) Финансовый директор Финансовый служащий Финансовый управляющий филиала учреждения Экономист Экономист по договорной и претензионной работе Экономист по финансовой работе Специалист по финансовому консультированию Специалист по управлению процессами Экономист Специалист по представительству и продвижению частных и публичных интересов юридических и иных лиц в органах государственной власти и местного самоуправления (лоббист)
Инвестиционный аналитик Консультант по вопросам инвестиций Специалист по работе с инвестиционными проектами
Инспектор кредитный Кредитный агент Кредитный брокер Специалист по ипотечному кредитованию Специалист по корпоративному кредитованию Специалист по ипотечному кредитованию Специалист по корпоративному кредитованию Специалист по кредитному брокериджу Специалист по микрофинансовым организациям Специалист по работе с залогами Специалист по факторинговым операциям
Окончание таблицы 1
Специалист по кредитному брокериджу Специалист по лизинговым операциям Специалист по микрофинансовым операциям Специалист по потребительскому кредитованию Специалист по работе с залогами Специалист по работе с просроченной задолженностью Специалист по факторинговым операциям Специалист по работе с просроченной задолженностью Специалист по потребительскому кредитованию Специалист по лизинговой деятельности
Оценщик Оценщик недвижимости Специалист в оценочной деятельности Эксперт саморегулируемой организации оценщиков Специалист в оценочной деятельности
Специалист операций на межбанковском рынке Специалист операций на межбанковском рынке
Специалист по автоматизированным банковским системам Специалист по дистанционному банковскому обслуживанию Специалист по платежным системам Специалист по платежным услугам (транзакционному бизнесу) Специалист по платежным системам Специалист по платежным услугам Специалист по дистанционному банковскому обслуживанию Специалист по автоматизированным банковским системам
Специалист по банковскому делу Специалист по банковскому делу
Специалист по операциям с драгоценными металлами Специалист по операциям с драгоценными металлами
Специалист по управлению рисками Специалист по экономической безопасности Специалист по управлению рисками Специалист по экономической безопасности
Товарный брокер Товарный дилер Торговый брокер Специалист в области маркетинга (маркетолог)
Финансовый аналитик Экономический аналитик Бизнес-аналитик
Специалист по организации персонифицированного учета пенсионных прав застрахованных лиц Специалист по организации и установлению выплат социального характера Специалист по организации назначения и выплаты пенсии Специалист по организации администрирования страховых взносов Специалист в области государственного партнерства Специалист арт-рынка Предприниматель Арбитражный управляющий Эксперт-техник (эксперт независимой технической экспертизы колесных транспортных средств)
-
Источник: разработано автором
разрабатываемыми профессиональными стандартами.
Перечень профессиональных стандартов в целом покрывает набор финансовых профессий. Незатронутыми пока остались профессии, связанные с аукционной деятельностью. Но даже в масштабах всей страны потребность в таких специалистах невелика.
По состоянию на июнь 2018 года процедуру ПОА под эгидой СПК ФР прошли 20 магистерских программ, 1 специалитет, 7 бакалавриатов, 6 программ среднего профессионального образования в 13 образовательных организациях. Самыми востребованными оказались профессиональные стандарты «Специалист по финан-
совому консультированию», «Специалист по управлению рисками», «Специалист рынка ценных бумаг», «Бухгалтер».
Постановка проблем
Проведенное рассмотрение состояния дел в сфере ПОА образовательных программ финансовой направленности выявило ряд проблемных моментов.
1. Отсутствие системного подхода в разработке профессиональных стандартов. Некоторые профессиональные стандарты носят очень узкий характер, другие, наоборот, включают широкий спектр видов деятельности. Например,
профессиональный стандарт «Специалист по банковскому делу (проект) содержательно вмещает много других стандартов по банковской деятельности. Имеется ряд профессиональных стандартов, принятых под узкокорпоративные нужды. Очевидно, что разработка профессиональных стандартов имеет некоторую предысторию, которая привела к такой ситуации.
2. Деятельность по стыковке профессиональных стандартов с образовательными программами имеет некоторое противоречие с общими целями образования. Интересы системы образования и рынка труда изначально не тождественны. В процессе образования человек прежде всего реализует свою потребность в познании и развитии, формирует кругозор и собственную культуру, созревает как личность. Важно, чтобы образование носило всесторонний характер и формировало целостное системное мировоззрение, самостоятельность и критичность мышления. Профессиональные знания и навыки накладываются уже на следующем этапе. Рынок труда рассматривает образовательный процесс более утилитарно, так как заинтересован в быстром и эффективном результате. Очень часто, несмотря на публичные рассуждения, работодателей интересуют узкие фрагментарные знания и умения, обеспечивающие выполнение нужных функций на конкретном рабочем месте. По мнению А.В. Моисеева, Д.К. Маштакеевой, П.Н. Новикова, «достигнуто понимание того, что для бизнеса, для участников финансового рынка важна модель высшего образования, которая формируется под влиянием его запросов, направлена на подготовку кадров, отвечающих потребностям рынка труда. Однако у высшего образования есть и другие функции: социализация выпускников, повышение возможности людей участвовать в культурной жизни общества, способствовать эффективности экономического развития страны» [12, с. 36]. Узкопрофессиональный подход опасен подготовкой специалистов, неспособных улавливать системность явлений и причинно-следственные связи. Такие люди легче поддаются манипулированию, также им тяжелее переучиваться в случае необходимости.
3. Малый спрос на проведение ПОА. Пока эта процедура почти не востребована образовательными организациями. Новые образовательные стандарты предполагают привязку образовательных программ к выбранным профессиональным стандартам, но большинство таких образовательных стандартов еще находится в стадии проекта. Также этими стандартами предусмотрено использование ПОА (на добровольной основе, как инструмента внешней оценки
качества обучения). На нынешнем этапе уже созданная внушительная структура из представительств и партнеров СПК ФР, а также экспертов пока остаётся в большей части невостребованной.
4. Проекты новых бакалаврских стандартов не предполагают возможности получения первого высшего образования на заочной форме. Заочное образование давно подвергается критике по причине более низкого качества. Но оно выполняет свою особую функцию в обществе и вносит лепту в общий образовательный уровень населения. Для большого количества людей по причине разных личных и жизненных обстоятельств заочное обучение является единственным способом получения профессии, требующей высшего образования. Отмена заочного обучения может привести к серьезным и долгосрочным социальным последствиям. Известна народная мудрость: чем больше людей на школьной скамье, тем меньше на скамье подсудимых. В этом контексте любая возможность и интерес людей к получению образования важны для государства.
Предложения
Обозначенные проблемы предполагают комплекс мероприятий по их решению.
1. Дальнейшую деятельность по разработке и утверждению профессиональных стандартов необходимо тщательнее систематизировать. Для этого прежде всего нужно провести классификацию профессий финансовой направленности. Ни один из действующих нормативных документов не содержит их полного перечня. Дальше следует ранжировать профессии по количеству людей, на них занятых. В первую очередь требуется разработка профессиональных стандартов для профессий с большим количеством рабочих мест в стране. При этом необходимо избегать содержательного дублирования и вложенности одних профессиональных стандартов в другие.
2. При разработке образовательных программ важно соблюдать баланс между широтой охвата фундаментального образования и узкостью профессиональных стандартов. Во все времена разносторонне подготовленные специалисты способны приносить больше пользы и быстрее адаптироваться к переменам. Широта подготовки имеет большее значение на уровне бакалавриата, формирующем профессиональное мировоззрение. Идея сочетания общекультурной и профессиональной подготовки всегда закладывается в образовательные стандарты, но требуется больше вдумчивости от разработчиков образовательных программ, которые иногда идут по пути упрощения содержания с целью
Источник: разработано автором
Рис. 1. Стандартная образовательная траектория
Основное или среднее общее образование
Среднее профессиональное образование
Дополнительное профессиональное образование
Источник: разработана автором Рис. 2. Образовательная траектория на основе дополнительного профессионального образования
более легкого прохождения государственной аккредитации и возможных проверок. Здесь необходимо согласиться с А.В. Моисеевым, А.В. Мурычевым, Д.К. Маштакеевой, П.Н. Новиковым: «сегодня, в условиях рыночной экономики, единичный, конкретный работодатель в большей мере заинтересован в наличии у работника компетенций для профессионального выполнения конкретного (но не обязательно узкого) вида работ, что предполагает достаточно узкую профессиональную ориентацию самого образования. Но наряду с этим в рамках инновационной экономики ускоряющимися темпами обновляются технологии производства, его организация. Соответственно, быстро меняется содержание труда всех категорий работников, при этом общей тенденцией становятся его возрастающая интеллектуализация, инновационный характер, индивидуальная и коллективная ответственность работников за результаты своей деятельности. Эти обстоятельства выдвигают в первую очередь требования подготовки работника более широкого профессионального профиля, не замыкающегося на узком круге конкретных видов труда» [13, с. 57-58].
3. Решением проблемы невостребованности ПОА и сокращения доступа к заочному обучению может стать переосмысление массовых образовательных траекторий.
Для лиц, имеющих возможность обучения на очной или очно-заочной формах, образовательная траектория имеет стандартный вид (рис. 1).
Профессиональные образовательные программы на всех уровнях могут иметь ПОА, а могут пока и не иметь. Востребованность выпускников во многом обеспечивается наработанным авторитетом и известностью образовательной организации.
Для лиц без высшего образования и не имеющих возможности его получения на очной или очно-заочной формах следует сделать упор
на качественные программы дополнительного профессионального образования (ДПО) (рис. 2).
Новые образовательные стандарты СПО финансовой направленности (как и прежние) предусматривают заочную форму обучения. Некоторые уровни квалификации отдельных профессиональных стандартов финансовой направленности допускают наличие ДПО в качестве альтернативы высшему образованию. Это открывает возможности по компенсации сокращения доступа к заочному высшему образованию развитием системы ДПО, которое пока уступает по статусу, но имеет ряд явных преимуществ.
1. Возможность поступления без вступительных испытаний. Это важный момент для людей, загруженных работой или давно получивших предыдущее образование. Действующая ныне система ЕГЭ ориентирована больше на выпускников школ и является серьезным препятствием для других категорий лиц.
2. Более короткий срок обучения. Предполагается, что общекультурное и общепрофессиональное образование уже получено на уровне СПО и предстоит освоение только узких профессиональных знаний и умений, обусловленных профессией.
3. Более низкая стоимость обучения делает его доступнее для широких слоев населения. В России большая часть людей не имеет высоких доходов (особенно в провинции). Если на уровне СПО имеются бюджетные места, то для ДПО их не предусматривается.
4. Программы ДПО не требуют государственной аккредитации и практически не подлежат проверкам. Это дает большую свободу образовательным организациям при установлении содержания и способов организации учебного процесса. Программы можно гибко подстраивать под профессиональные стандарты и потребности рынка.
В складывающейся ситуации ДПО представляется очень эффективным и перспективным
способом получения профессионального образования для широких слоев населения. Для повышения статуса и оценки со стороны работодателей программы ДПО должны проходить ПОА, которая предъявляет содержательные требования к качеству обучения (в отличие от по большей части формальных документальных требований Рособрнадзора). Для реализации программ ДПО следует в большей части привлекать опытных практиков. Образовательные организации могут выстроить обширную систему ДПО, в том числе опираясь на ещё оставшиеся филиалы. Это будет решать задачу подготовки кадров в регионах.
Выводы
В России формирование системы ПОА находится в стадии становления. Проделана немалая работа по созданию сети уполномоченных организаций и подготовке экспертов, которые под эгидой СПК ФР способны проводить процедуру. Внедрение ПОА обусловлено как влиянием мировых тенденций, так и попыткой повысить содержательное качество профессионального образования. На уровне высшего образования ПОА пока мало востребована, изменения могут произойти после массового утверждения ФГОС 3++.
Перспективным направлением деятельности в масштабах всей страны является создание мощной системы ДПО с ПОА, которая способна заменить заочное высшее образование, фактически исчезающее по финансовым специальностям в случае утверждения новых образовательных стандартов. ПОА способна придать программам ДПО большую популярность и обеспечить более высокое качество обучения. В итоге это дает экономике более подготовленных специалистов и предоставляет людям больше возможностей для получения образования.
Список литературы
1. Алексашина Е.С., Горбунова О.Н. Профессиональные стандарты в образовании с учетом потребности цифровой экономики России // Социально-экономические явления и процессы. 2017. Т. 12. № 5. С. 204-209.
2. Бережков А.В., Горлушкина Н.Н., Шиков А.Н., Степанищева А.А. Профессионально-общественная аккредитация образовательных программ: оценка
состояния и развития в России // Успехи современной науки и образования. 2017. № 8. С. 123-130.
3. Бычкова С.М., Андреева О.О. Профессионально-общественная аккредитация в российской системе профессиональных квалификаций в финансовой отрасли // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия Б: Экономические и юридические науки. 2017. № 5. С. 75-79.
4. Ганн Е.А., Беликова Е.В., Алпатов А.А. Профессионально-общественная аккредитация образовательных программ: юридические рамки и социально-экономические перспективы становления // Вестник Международного института экономики и права.
2016. № 2 (23). С. 53-80.
5. Маштакеева Д.К., Новиков П.Н., Нурмухаме-тов Р.К. Новый справочник профессий и современные тенденции их развития на финансовом рынке // Проблемы современной науки и образования. 2017. № 15 (97). С. 44-49.
6. Мурычев А.В., Маштакеева Д.К., Новиков П.Н. Профессиональные квалификации на финансовом рынке России // Профессионал. Финансы. 2017. № 2. С. 18-28.
7. Мурычев А.В., Новиков П.Н., Нурмухаметов Р.К. Профессиональные стандарты деятельности специалистов финансового рынка в контексте развития цифровой экономики // Финансовый журнал. 2018. № 2 (42). С. 73-83.
8. Новиков П.Н., Новикова Т.Р. Профессиональные стандарты финансовой деятельности - понятийный аппарат // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2015. № 31 (316). С. 18-27.
9. Поволоцкая О.А. Профессионально-общественная аккредитация и ее роль в функционировании системы высшего образования в России // Современные исследования в области преподавания иностранных языков в неязыковом вузе. 2017. № 6. С. 99-111.
10. Строев В.В., Куликова Т.Б., Демашова Ю.А. Обеспечение баланса публичных и частных интересов в институте профессионально-общественной аккредитации образовательных программ // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2017. № 4 (30). С. 151-156.
11. Мурычев А.В., Маштакеева Д.К., Новиков П.Н. Развитие системы профессиональных квалификаций финансового рынка России // Деньги и кредит.
2017. № 8. С. 18-25.
12. Моисеев А.В., Маштакеева Д.К., Новиков П.Н. Формирование и развитие системы профессиональных квалификаций финансового рынка // Финансовый журнал. 2016. № 2 (30). С. 28-40.
13. Моисеев А.В., Мурычев А.В., Маштакеева Д.К., Новиков П.Н. О деятельности Совета по профессиональным квалификациям финансового рынка // Финансовый журнал. 2017. № 1 (35). С. 52-62.
PROFESSIONAL AND PUBLIC ACCREDITATION OF EDUCATIONAL PROGRAMS IN THE AREA OF FINANCE
S.S. Kvashnin
National Research Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod
In Russia, professional and public accreditation is a rather new tool for assessing education quality. By using this tool, the professional community tries to influence the process of training in educational organizations. Significant efforts are being undertaken in the country to establish professional standards and to set up accrediting organizations. Using the example of the Council for professional qualifications of the financial market, we analyze the current situation in the field of professional and public accreditation of educational programs in the area of finance. A comparison of professional standards with the list of financial professions is carried out. It is revealed that most financial professions are already covered by professional standards of broad or narrow specialization. We note some areas of concern, including a lack of systemic approach to the development of professional standards, a conflict of ideas of academic and professional education, insufficient interest in professional and public accreditation at the initial stage. It is proposed to pay attention to the development of additional professional education programs that undergo professional and public accreditation. In the area of financial education, these measures will serve to compensate for the reduction of access to studies by correspondence (which may occur if new educational standards are adopted) and to train specialists more quickly taking into account changes in the sector and in the labor market.
Keywords: professional and public accreditation, financial education, additional professional education.