Научная статья на тему 'Профессионально-нравственная устойчивость будущего специалиста как научная категория педагогического знания'

Профессионально-нравственная устойчивость будущего специалиста как научная категория педагогического знания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
362
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ / ЛИЧНОСТЬ / УСТОЙЧИВОСТЬ / НРАВСТВЕННАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / MODERNIZATION / PERSONALITY / STABILITY / MORAL STABILITY / PROFESSIONAL STABILITY / PROFESSIONAL-MORAL STABILITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Свеженцева Ирина Борисовна

Актуальность и цели. Необходимым условием формирования инновационной экономики государства является создание системы постоянного обновления знаний и компетенций работников, определяющих готовность к самостоятельной продуктивной деятельности, гибкости и неоднозначности решения личностных и профессиональных задач. Таким образом, развитие непрерывного образования предполагает формирование активных граждан и их профессиональную и личностную самореализацию. В этой связи проблема профессионально-нравственного развития будущего специалиста приобретает особое значение. Материалы и методы. Опытно-экспериментальной базой исследования явились студенты 1–5-х курсов экономического факультета и факультета романо-германской филологии Белгородского государственного национального исследовательского университета и студенты 1–5-х курсов экономического и архитектурно-строительного факультетов Белгородского государственного технологического университета им. В. Г. Шухова. В диагностический блок были включены специально разработанные и подобранные методики, такие как: педагогическое наблюдение, интервьюирование студентов и преподавателей, тестирование, экспресс-диагностика, анкетирование, шкалирование, экспертная оценка, методы математической обработки результатов. Результаты. В результате проведенного эксперимента удалось проследить положительную связь между уровнем сплоченности студенческой группы и показателями сформированности профессионально-нравственной устойчивости у студентов. Формирование профессионально-нравственной устойчивости будущего специалиста было отражено в динамике роста основных критериев: когнитивно-потребностного, оценочно-эмоционального и продуктивно-резуль­тативного. Наиболее сформированным был выявлен деятельностно-конатив­ный компонент, который являлся основным и системообразующим в структуре профессионально-нравственной устойчивости. Выводы. Профессионально-нравственная устойчивость как социально-психологическое образование входит в структуру личности, являясь ее важнейшим компонентом. Выбор личностью линии поведения и деятельности определяется ее социальными качествами. Особенности профессионально-лич­ностного развития будущего специалиста в конечном итоге определяют формирование его профессионально-нрав­ственной устойчивости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Свеженцева Ирина Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROFESSIONAL-MORAL STABILITY FORMING OF THE FUTURE SPECIALIST AS THE SCIENTIFIC NOTION OF THE PEDAGOGICAL SCIENCE

Background. Regular employees knowledge and competence renovation defining readiness for self-supporting, productive activity and adjustable decisions of personal and professional problems are essential conditions for state innovational economy. Accordingly continuous education contemplates active persons training and their professional-personal self-realization. In this respect the problem of professional-moral development of future specialist assumes great significance. Materials and methods. The experimental base was represented by the firstand the fifth-year students of economics and foreign languages faculties at the Belgorod state university as well as by the firstand the fifth-year students of economics and architecture faculties of the Belgorod state technological university. Diagnostic section included specially devised approaches such as pedagogical survey, students and lecturers interviewing, testing, express-testing, ranking, expert reviews, methods of results mathematical processing. Results. Due to experimental results positive correlation between level of students group concentration and formed professional-moral stability indicators was defined. The professional-moral stability formation was reflected in main criteria increase: cognitive-required, estimative-emotional and productive-effective. Functioning-conative component which was the essential and system-forming in the professional-moral stability structure was mainly formed. Conclusions. Professional-moral stability as social-psychological entity is part of personal structure and its main component. The direction of personal behaviour and activity is defined by social traits. The peculiarities of professional-personal deve­lopment of the future specialist eventually influences the professional-moral stability forming.

Текст научной работы на тему «Профессионально-нравственная устойчивость будущего специалиста как научная категория педагогического знания»

УДК 37.02

И. Б. Свеженцева

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА КАК НАУЧНАЯ КАТЕГОРИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ

Аннотация. Актуальность и цели. Необходимым условием формирования инновационной экономики государства является создание системы постоянного обновления знаний и компетенций работников, определяющих готовность к самостоятельной продуктивной деятельности, гибкости и неоднозначности решения личностных и профессиональных задач. Таким образом, развитие непрерывного образования предполагает формирование активных граждан и их профессиональную и личностную самореализацию. В этой связи проблема профессионально-нравственного развития будущего специалиста приобретает особое значение. Материалы и методы. Опытно-экспериментальной базой исследования явились студенты 1-5-х курсов экономического факультета и факультета романо-германской филологии Белгородского государственного национального исследовательского университета и студенты 1-5-х курсов экономического и архитектурно-строительного факультетов Белгородского государственного технологического университета им. В. Г. Шухова. В диагностический блок были включены специально разработанные и подобранные методики, такие как: педагогическое наблюдение, интервьюирование студентов и преподавателей, тестирование, экспресс-диагностика, анкетирование, шкалирование, экспертная оценка, методы математической обработки результатов. Результаты. В результате проведенного эксперимента удалось проследить положительную связь между уровнем сплоченности студенческой группы и показателями сформированности профессионально-нравственной устойчивости у студентов. Формирование профессионально-нравственной устойчивости будущего специалиста было отражено в динамике роста основных критериев: когнитивно-потребностного, оценочно-эмоционального и продуктивно-результативного. Наиболее сформированным был выявлен деятельностно-конатив-ный компонент, который являлся основным и системообразующим в структуре профессионально-нравственной устойчивости. Выводы. Профессиональнонравственная устойчивость как социально-психологическое образование входит в структуру личности, являясь ее важнейшим компонентом. Выбор личностью линии поведения и деятельности определяется ее социальными качествами. Особенности профессионально-личностного развития будущего специалиста в конечном итоге определяют формирование его профессионально-нравственной устойчивости.

Ключевые слова: модернизация, личность, устойчивость, нравственная устойчивость, профессиональная устойчивость, профессионально-нравственная устойчивость.

I. B. Svezhentseva

THE PROFESSIONAL-MORAL STABILITY FORMING OF THE FUTURE SPECIALIST AS THE SCIENTIFIC NOTION OF THE PEDAGOGICAL SCIENCE

Abstract. Background. Regular employees knowledge and competence renovation defining readiness for self-supporting, productive activity and adjustable decisions of personal and professional problems are essential conditions for state innovational

economy. Accordingly continuous education contemplates active persons training and their professional-personal self-realization. In this respect the problem of professional-moral development of future specialist assumes great significance. Materials and methods. The experimental base was represented by the first- and the fifth-year students of economics and foreign languages faculties at the Belgorod state university as well as by the first- and the fifth-year students of economics and architecture faculties of the Belgorod state technological university. Diagnostic section included specially devised approaches such as pedagogical survey, students and lecturers interviewing, testing, express-testing, ranking, expert reviews, methods of results mathematical processing. Results. Due to experimental results positive correlation between level of students group concentration and formed professional-moral stability indicators was defined. The professional-moral stability formation was reflected in main criteria increase: cognitive-required, estimative-emotional and productive-effective. Functioning-conative component which was the essential and system-forming in the professional-moral stability structure was mainly formed. Conclusions. Professional-moral stability as social-psychological entity is part of personal structure and its main component. The direction of personal behaviour and activity is defined by social traits. The peculiarities of professional-personal development of the future specialist eventually influences the professional-moral stability forming.

Key words: modernization, personality, stability, moral stability, professional stability, professional-moral stability.

В настоящее время в системе образования Российской Федерации реализуется ряд федеральных программ, направленных на ее качественную модернизацию. В федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», в проекте «Концепции духовно-нравственного развития гражданина России», в федеральных государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования особое внимание уделяется усилению воспитательной составляющей образовательного процесса, повышению профессионального и культурного потенциала обучающихся, а также созданию в вузе условий для овладения будущим специалистом набором компетенций, определяющих готовность выпускника к самостоятельной, продуктивной деятельности, гибкости и неоднозначности решения личностных и профессиональных задач.

В Концепции развития системы непрерывного образования в Российской Федерации до 2012 г. говорится о необходимости повышения уровня конкурентоспособности современной инновационной экономики, которая все в большей степени определяется качеством профессиональных кадров. Повышение социальной мобильности, качества профессионального образования, развитие профессиональных качеств кадров высшей квалификации за счет доступности конкурентоспособного образования определяется как стратегическая цель обеспечения национальной безопасности в сфере науки, технологий и образования Российской Федерации [1].

Необходимым условием формирования инновационной экономики любого государства является создание системы постоянного обновления знаний и компетенций работников. Таким образом, развитие непрерывного образования предполагает формирование активных граждан и их профессиональную и личностную самореализацию в интересах повышения конкурентоспособности национальной экономики и обеспечения социального единства общества [2].

Анализ философской, психологической и педагогической литературы показал, что в настоящее время в науке накоплен определенный научный фонд в исследуемой нами проблеме, который позволяет рассматривать профессионально-нравственную устойчивость личности как отдельную научную категорию. В трудах А. Г. Асмолова, Б. Г. Ананьева, Л. И. Божович, И. С. Кона, А. Н. Леонтьева, Б. Т. Лихачёва, Г. Л. Смирнова, С. Л. Рубинштейна и других отечественных ученых дается глубокий анализ философских, социологических и психолого-педагогических вопросов современной теории личности.

В философии личность предстает как относительно устойчивая целостная структура, формирующаяся в процессе человеческой деятельности (С. Ф. Анисимов, П. К. Анохин, В. Ф. Асмус, О. Г. Дробницкий, И. С. Кон, Г. Л. Смирнов, А. Г. Спиркин, А. И. Титаренко, И. Т. Фролов и др.).

Психологические теории личности отличаются разнообразием. Л. И. Божович в своих работах развивает представление о личности как относительно устойчивой психологической системе, имеющей собственные закономерности развития. Формирование целостной, непротиворечивой личности характеризуется не только развитием способности к сознательному самоуправлению, но и формированием соответствующих мотивирующих систем, которые обеспечивают «требуемое поведение» [3].

В. С. Мерлин считал, что личность обретает высокую устойчивость на высшем уровне интеграции психологической организации, на котором достигается единство, согласованность, соответствие собственно личностных и психодинамических характеристик индивида [4].

Проблема сущности и условий формирования устойчивости личности в различных областях жизнедеятельности является весьма актуальной в современной науке и практике. В социальном плане ее исследование образует теоретическую и практическую основу, необходимую для решения проблемы формирования нового человека, специалиста, деятеля в нестабильных (изменяющихся) условиях развития общества.

Одной из характерных особенностей современной системы профессионального образования является ее ориентация на общее развитие личности. По мнению П. Е. Решетникова, доминирование предметной и функциональной направленности в подготовке специалиста в современной высшей профессиональной школе, разъединение процессов профессиональной подготовки и становления личности специалиста все в большей степени уступает новому подходу к подготовке кадров - профессионально-личностному развитию [5].

В то же время требуется дополнительное уточнение структуры и содержания понятия «профессионально-нравственная устойчивость».

Во-первых, в философской и психолого-педагогической литературе недостаточно глубоко отражена системность взаимосвязи устойчивости с другими качествами личности. Профессионально-нравственная устойчивость не рассматривается как подсистема систем более высокого порядка, что не дает возможности изучить ее целостность.

Во-вторых, в большинстве проанализированных исследований различных видов устойчивости не отражены статические и динамические характеристики будущего субъекта профессиональной деятельности. Исключение

составляет исследование В. Е. Пенькова, который изучал вопрос о профессионально-личностной устойчивости будущего учителя. Однако в работах, непосредственно направленных на изучение рассматриваемой проблемы, этот факт не отмечается.

В-третьих, в исследованиях не отражена сущность профессиональнонравственной устойчивости как интегративного качества и внутренне присущей характеристики профессионализма специалиста, направленной на самодостаточную и социально значимую самореализацию личности в профессиональной деятельности.

В своем исследовании проблемы формирования профессиональнонравственной устойчивости личности будущего специалиста мы опираемся на работы И. Ф. Исаева, И. Д. Лушникова, П. Е. Решетникова, в которых раскрывается основополагающий принцип психологии - единства личности и деятельности и закономерного целостного изменения этого интегрального образования [6].

Личностное развитие мы понимаем как процесс и результат становления специалиста в качестве субъекта деятельности, познания, общения, рефлексии; как закономерное, поэтапное изменение личности будущего специалиста в процессе разнообразной деятельности и общения; как процесс и результат усвоения общечеловеческой культуры и формирования студентов как граждан, будущих членов семьи и трудовых коллективов.

Профессиональное развитие мы рассматриваем как важнейшую составную часть личностного развития, в котором отражается ее доминирующая направленность. Оно показывает своеобразие личностного развития, его центральный содержательный аспект. По своему объему личностное развитие шире профессионального, ибо его содержанием является подготовка человека к решению не только профессиональных задач, но и задач социальных, подготовка к смыслотворческой деятельности и самореализации в жизни.

Названные особенности профессионально-личностного развития будущего специалиста возникли под влиянием ряда причин. Прежде всего они обусловлены тем, что уровень профессиональной подготовки специалиста в значительной степени зависит от его личностного развития, культуры, интересов и потребностей, волевого и эмоционального развития.

Основными задачами высшей школы являются не только профессиональное, но и общекультурное и гражданское развитие, подготовка к совместной деятельности в трудовых сообществах, к непрерывному самообразованию и самовоспитанию, к самоопределению и самореализации.

В процессе включения студентов в учебно-профессиональную деятельность отдельные качества и свойства личности связываются друг с другом в определенную структуру в соответствии с требованиями и условиями этой деятельности. Как отмечал П. Е. Решетников, в зависимости от содержания и организации деятельности, психических особенностей ее участников, межличностных отношений и позиции личности в каждом конкретном случае задействуется определенная система психических процессов и, соответственно, проявляется и реализуется определенная структура свойств личности. Систематическое повторение определенных процессов приводит к закреплению соответствующих свойств и структур личности, а усложнение и развитие деятельности - к появлению новых качеств и структур, формированию мобильных связей между ними.

Таким образом, происходит развитие личностных качеств в тесной взаимосвязи и соответствии с особенностями учебно-профессиональной деятельности. С изменением личностных свойств, накоплением знаний, опыта, развитием интегративных связей происходит изменение характера саморегуляции деятельности. Деятельность структурируется и организуется субъектом по-иному, что приводит к ее изменению и формированию профессиональной устойчивости.

Аспекты формирования профессиональной устойчивости личности будущего специалиста рассматриваются в работах И. Ф. Исаева, В. И. Ковалева, Е. В. Пенькова, К. К. Платонова, П. Е. Решетникова, А. Т. Ростунова и др.

Устойчивость и изменчивость составляют природу социального и индивидуального развития. Устойчивость в данном контексте является высшим этапом развития человека, играет ведущую роль в структуре личности, выражая ее целостность. Она обусловливает саморегуляцию внутренних процессов и внешних связей человека, определяет социальное качество личности, степень ее включенности в совокупность социальных отношений [7].

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что профессионально-нравственная устойчивость как научная категория разработана недостаточно. Наиболее активно разрабатываются вопросы формирования различных свойств устойчивости личности.

Психологическая устойчивость личности в современных исследованиях определяется как ее способность преобразовывать окружающую среду, активно влиять на внешние раздражители и самосовершенствоваться. Активность личности, проявляясь в ее изменчивости, умении направленно реагировать на то или иное внешнее воздействие, помогает сохранять устойчивое состояние субъекта [8].

Нравственная устойчивость личности как ее ведущее интегральное качество подразумевает определенный уровень сформированности духовнонравственной культуры человека, находит целостное выражение в характере, в убежденности, в стойкой жизненной позиции.

Нравственная устойчивость проявляется в самообладании, волевых усилиях личности, убежденности, преодолении трудностей, самоконтроле, способности противостоять соблазнам. Преодолевая трудности, человек становится духовно сильнее. Воспитание нравственно устойчивой личности студента происходит в конкретной воспитательной системе и зависит от различных факторов.

Устойчивость личности предполагает наличие нравственных инвариантов, аккумулирующих в себе сложнейшие отношения социальной действительности [9]. Выработка нравственных инвариантов - результат сознательного усвоения и присвоения человеком существующих в обществе нравственных норм и образцов.

Устойчивость личности в профессиональной деятельности имеет смысл рассматривать как системное явление, объединяющее профессиональную и нравственную составляющую устойчивости личности будущего специалиста.

Список литературы

1. Указ Президента Российской Федерации «О стратегии национальной безопасности до 2020 года» от 12 мая 2009 г. № 537.

2. Концепция развития системы непрерывного образования в Российской Федерации до 2012 г.

3. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды / Л. И. Божович ; под ред. Д. И. Фельдштейна. - М. ; Воронеж : Ин-т практической психологии, 1995.

4. Мерлин, В. С. Собрание сочинений : в 4 т. / В. С. Мерлин. - Пермь : ПСИ, 2006. - Т. 2. - 192 с.

5. Современные проблемы профессионального образования : сб. лекций для системы дополнительного педагогического образования / под ред. П. Е. Решетникова, Н. С. Сердюковой. - Белгород : Белгородский РИПКППС, 2006. - 244 с.

6. Исаев, И. Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя / И. Ф. Исаев. - М. : Академия, 2004.

7. Сироткин, Л. Ю. Формирование личности: проблема устойчивости / Л. Ю. Сироткин. - Казань : Изд-во Казан. ун-та, 1999. - 176 с.

8. Пеньков, В. Е. Формирование профессионально-личностной устойчивости будущего учителя в процессе обучения в вузе : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Пеньков В. Е. - М., 1997. - 24 с.

9. Чудновский, В. Э. О некоторых прикладных аспектах проблемы смысла жизни / В. Э. Чудновский // Мир психологии. - 2001. - № 2. - С. 82-89.

References

1. Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii «O strategii natsional'noy bezopasnosti do 2020 go-da» 12.05.2009. № 537 [Decree of the President of the Russian Federation “On the strategy of national security up to 2020” from 12.05.2009 №537].

2. Kontseptsiya razvitiya sistemy nepreryvnogo obrazovaniya v Rossiyskoy Federatsii do 2012 g. [Conception of lifelong learning system development in the Russian Federation up to 2012].

3. Bozhovich L. I. Problemy formirovaniya lichnosti: izbrannye psikhologicheskie trudy [Personality formation problems: selected psychological proceedings]. Moscow; Voronezh: In-t prakticheskoy psikhologii, 1995.

4. Merlin V. S. Sobranie sochineniy: v 4 t. [Selected works: in 4 volumes]. Perm: PSI, 2006, vol. 2, 192 p.

5. Sovremennye problemy professional’nogo obrazovaniya: sb. lektsiy dlya sistemy dopol-nitel’nogo pedagogicheskogo obrazovaniya [Modern problems of professional education: collected lections for the system of additional pedagogical education]. Ed. P. E. Reshetnikov, N. S. Serdyukova. Belgorod: Belgorodskiy RIPKPPS, 2006, 244 p.

6. Isaev I. F. Professional’no-pedagogicheskaya kul’tura prepodavatelya [Professional-pedagogical culture of teaching]. Moscow: Akademiya, 2004.

7. Sirotkin L. Yu. Formirovanie lichnosti: problema ustoychivosti [Personality formation: Stability problem]. Kazan : Izd-vo Kazan. un-ta, 1999, 176 p.

8. Pen'kov V. E. Formirovanie professional’no-lichnostnoy ustoychivosti budushchego uchitelya v protsesse obucheniya v vuze: avtoref dis. kand. ped. nauk [Formation of professional-personal stability of a future teacher during university study: author’s abstract of dissertation to apply for the degree of the candidate of pedagogical sciences]. Moscow, 1997, 24 p.

9. Chudnovskiy V. E. Mir psikhologii [World of psychology]. 2001, no. 2, pp. 82-89.

Свеженцева Ирина Борисовна старший преподаватель, кафедра иностранных языков, Белгородский государственный технологический университет им. В. Г. Шухова (Россия, г. Белгород, ул. Костюкова, 46)

Svezhentseva Irina Borisovna Senior lecturer, sub-department of foreign languages, Belgorod State Technological University named after V. G. Shukhov (46 Kostyukova street, Belgorod, Russia)

E-mail: [email protected]

УДК 37.02 Свеженцева, И. Б.

Профессионально-нравственная устойчивость будущего специалиста как научная категория педагогического знания / И. Б. Свеженцева // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2013. - № 3 (27). - С. 205-211.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.