УДК 378
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА КАК ПРОБЛЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ
© Алексей Михайлович КУБЛАНОВ
Воронежский государственный институт физической культуры, г. Воронеж, Российская Федерация, старший преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин, русского и иностранных языков, e-mail: kublanoff@mail.ru
Посвящена научному обоснованию проблемы сущности феномена «профессионально--важные качества преподавателя вуза» и представлению теоретико-методологических оснований его изучения. Систематизированы ведущие идеи теорий личности, теорий деятельности, компетентностного и про-фессиографического подходов с целью обоснования и формирования целостного представления о педагогическом конструкте профессионально-личностных качеств современного преподавателя вуза. Рассмотрены точки зрения на качества, свойства, способности педагога в ведущих российских научных школах. На основе глубокого теоретического анализа сформулировано определение понятия «профессионально-личностные качества преподавателя вуза». Обоснована идея необходимости психолого-педагогического осмысления сути профессионально-личностных качеств преподавателя посредством интегрированного понимания, их синтеза и взаимодополняемости. Конкретизированы проблемы существующей системы повышения квалификации преподавателей и показано, что, несмотря на имеющиеся прогрессивные изменения, она по-прежнему остается недостаточно эффективной.
Ключевые слова: компоненты профессиональной деятельности и конструкт личности преподавателя; профессиограмма и профессиональная компетентность преподавателя; субъектные свойства и профессионально-личностные качества преподавателя вуза.
DOI: 10.20310/1810-0201-2015-20-12(152)-19-23
Высшее профессиональное образование, являясь ведущим институтом социализации и индивидуализации, качественно преобразует личность студента, формирует его профессиональный, социальный опыт, развивает самостоятельность и автономность. Успешность такой подготовки в значительной степени зависит от профессионализма преподавателя вуза - его профессиональной направленности, профессиональной компетентности и профессионально-личностных качеств (Э.Ф. Зеер, Н.А. Коваль, Л.М. Митина, Н.А. Подымов, Л.С. Подымова, В.А. Сласте-нин и др.).
Отметим, что сам термин «профессионально-личностные качества» недостаточно разработан, окончательно не устоялся в отечественной педагогике, при этом достаточно активно используется в психологической, педагогической литературе. Понимание того, что профессиональные достижения преподавателя обусловливаются не только совершенной системой компетенций, но и развитием профессионально-личностных качеств, полностью отвечает методологическому принципу психологии - единства личности и
деятельности (А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина, С.Л. Рубинштейн и др.). Необходимо концептуально и практически смоделировать единство личностных и профессиональных аспектов деятельности преподавателя с целью управления им личностно-профессиональ-ным саморазвитием и самореализацией [1].
Поэтому психолого-педагогическое осмысление сути профессионально-личностных качеств современного преподавателя вуза мы обнаруживаем в интегрированном понимании, синтезе и взаимодополняемости профессиональных и личностных качеств, тенденция сближения и объединения которых отмечается в имеющихся научно-практических исследованиях [2]. В них также ведется научный поиск в направлении изучения, объяснения факторов успешности профессионально-педагогической деятельности преподавателя вуза; условий оптимизации процесса формирования ведущих компетенций студентов; исследуется потенциал образовательной среды и возможности самореализации преподавателя в профессии.
Теоретико-методологические направления к исследованию профессионально-лич-
ностных качеств преподавателя можно условно объединить в следующие подходы: теории личности (Б.Г. Ананьев, К.К. Платонов и др.); теории деятельности (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.Д. Шадриков и др.); компетентностный подход (Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя и др.); профессиографический подход (В.А. Сластенин, Л.Ф. Спирин и др.).
Изучая конструкт личности и качества ее составляющие, мы опирались на структурную модель личности, в частности на динамическую функциональную концепцию К.К. Платонова; на понимание личности как системного образования, включающего сферы - интеллектуально-нравственную, определяющую мотивацию; поведенческую, отражающую практические действия; эмоционально-оценочную, регулирующую поступки. В рамках нашего исследования качества личности мы будем рассматривать как синтез мотивов и способа поведения преподавателя, как единство его сознания и поведения. Сознание проявляется и интегрирует интеллектуальные качества; руководствуется и включает поведение - нравственные качества. Соответственно связь интеллектуальных и нравственных сфер обеспечивается и регулируется эмоционально-волевыми качествами [3].
Концепции теорий деятельности также обладают многогранным потенциалом исследования и выявления таких качеств личности, которые востребованы конкретным видом деятельности специалиста и необходимы для ее успешности. Очевидно, что структурно-функциональные компоненты деятельности требуют таких свойств, качеств, способностей, в т. ч. от преподавателя, которые будут содействовать овладению и продуктивной реализации деятельности (Н.В. Кузьмина, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн, Г.В. Суходольский, В.Д. Шадриков и др.). Как многоуровневое полиструктурное образование профессионально-педагогическая деятельность преподавателя вуза раскрывается через мотиваци-онный, компонентный, функциональный, психофизиологический, индивидуальный, психологический и другие анализы (Э.Ф. Зе-ер, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Л.М. Митина, В.А. Сластенин, В.Д. Шадриков и др.). Считаем, что на каждом из уровней анализа возможно выделить и наполнить конкретным смыслом и содержанием совокупность (сис-
тему) наиболее значимых качеств преподавателя, обусловливающих достижение искомого результата его профессиональной деятельности, включая функциональные, психологические, сопутствующие виды [4, с. 38]. То есть в структуре деятельности преподавателя возможно «увидеть» профессионально обусловленную структуру его личности, качеств, свойств, способностей, когда последние центрируют и выражают специфику и стиль индивидуальной деятельности.
Теоретический анализ позволяет констатировать, что конкретный материал о том, какие именно качества преподавателя следует относить к профессионально-личностным и каков характер их влияния на результативность его профессиональной деятельности, на возможность полноценной самореализации всех участников профессионально-образовательного процесса в ней, в педагогике и психологии практически отсутствуют. Это составляет одну из проблем современной психолого-педагогической науки, требующую своего решения.
Ведущие идеи компетентностного подхода позволяют акцентировать внимание на следующем аспекте рассмотрения проблемы исследования: профессионально-личностные качества мы считаем основой, внутренним ресурсом, обусловливающим развитие и совершенствование профессиональной компетентности и составляющих ее компетенций современного преподавателя вуза. В работе мы руководствуемся следующим пониманием профессиональной компетентности преподавателя вуза: это не только совокупность знаний, умений, определенных результатов труда; не только единство теоретической и практической готовности, это и комбинация личностных качеств преподавателя [5].
Более конкретные нормативные параметры, в большей или меньшей степени отражающие структуру высшего уровня реализации специалистом профессиональной деятельности и профессионально-личностных качеств, для этого необходимых, можно обнаружить в профессиографических исследованиях (Е.М. Иванова, А.К. Маркова, Е.С. Романова, В.А. Сластенин, Л.Ф. Спирин и др.). Так, психологическая характеристика профессии отражает: «трудограмму» (описание труда в профессии) и психограмму (описание человека труда в профессии). Если в «трудо-
грамму» включены объективно необходимые профессиональные задачи, предмет труда, профессиональные знания и трудовые и профессиональные умения, результат профессиональной деятельности, то психограмма отражает психологические знания, психологические действия, психологические личностные качества и др. Мы считаем, что данная схема профессиографирования может быть использована не только для аттестации кадров и оценки уровня их профессионализма, но и для представления о профессионально-личностных качествах преподавателя на уровне требований к профессии «преподаватель вуза».
В требованиях профессионального стандарта отражена необходимость непрерывного профессионального и личностного развития и совершенствования профессорско-преподавательского состава. В связи с этим необходимо преобразование существующей системы повышения квалификации и переподготовки преподавателей, поскольку без этого реформы, модернизации образования не состоится. Существующая работа по повышению квалификации преподавателей вуза при всех очевидных прогрессивных изменениях пока еще остается недостаточно эффективной, что подтверждается: ориентацией на выполнение социального заказа и в меньшей степени на удовлетворение профессионально-образовательных потребностей преподавателей; ориентацией содержания не на формирование профессиональных свойств, качеств, компетенций, а на формирование системы предметных, профессиональных, педагогических знаний; реализацией как правило типовых, единых учебных планов, программ вместо вариативных, многоуровневых, разнопрофильных; приверженностью традиционным, репродуктивным технологиям обучения; не учитываются и не создаются детерминанты (условия, факторы) профессионально-личностного роста преподавателя; все еще отсутствует научно-обоснованная практико-ориентированная модель совершенствования профессионально-личностных качеств преподавателя вуза.
Важно признать, что полное адекватное решение настоящей проблемы в условиях повышения квалификации еще не найдено, что, возможно, соотносится с недостаточной изученностью самого феномена «профессио-
нально-личностные качества преподавателя вуза». К настоящему времени качества личности преподавателя - профессионально важные, личностно значимые, профессионально-педагогические, профессионально-личностные и т. п., рассматриваются во многих отечественных исследованиях, однако по-прежнему нет единого подхода в объяснении его содержания. Это может быть связано с научным мировоззрением ученых, наличием синонимичных понятий, недостаточной разработанностью сущности данного феномена. Поэтому актуален научный поиск в направлении большей упорядоченности и определения наиболее востребованных современными российскими образовательными реалиями качеств личности преподавателя вуза.
Наиболее полно и глубоко на теоретическом и эмпирическом уровнях изучены качества, свойства, способности педагога в научных школах Н.В. Кузьминой, А.К. Марковой, Л.М. Митиной, В.Д. Шадрикова. Общепедагогический подход заключается в обосновании, изучении структурно-содержательных характеристик субъектных свойств педагога (Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Л.М. Митина, В.А. Сластенин и др.). Н.В. Кузьмина в структуру субъектных свойств педагога включает: тип направленности, уровень способностей и ряд компетентностей (специально-педагогическая, методическая, социально-психологическая, дифференциально-психологическая, аутопсихологическая). Как видно, данная структура интегрирует личностные, индивидные, профессиональные уровни проявлений субъектных качеств педагога [цит. по: 6]. Изучение субъектных свойств в научной школе А.К. Марковой ориентировано на исследование объективных (профессиональные, психологические, педагогические знания и профессиональные умения) и субъективных (профессиональные, психологические позиции, установки и личностные особенности) характеристик педагога [цит. по: 6]. Как видно, объективные характеристики раскрываются более в профессиональных, профессионально-педагогических качествах; субъективные - соответственно в личностных качествах.
Глубокое обоснование профессионально-важных качеств специалиста представлено в концепции В.Д. Шадрикова. Согласно ученому, под профессионально важными ка-
чествами следует понимать индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на эффективность деятельности и успешность ее освоения [7].
Принимая такую логику, становится понятным, почему многие авторы (Н.В. Кузьмина, Ф.Н. Гоноболин, Н.Д. Левитов, А.К. Маркова, Л.М. Митина и др.) раскрывают профессионально значимые качества педагога как способности: общие (индивидуальные свойства личности, обеспечивающие относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлении различных видов деятельности); специальные (система свойств личности, которые помогают достигнуть высоких результатов в какой-либо области деятельности) и педагогические (совокупность индивидуально-психологических особенностей личности учителя, отвечающих требованиям педагогической деятельности и определяющих успех в овладении этой деятельностью).
Энциклопедия профессионального образования дополняет представления о профессионально важных качествах трактовкой их в качестве свойств субъекта, в значительной степени определяющих параметры осуществления профессиональной деятельности и успешность ее освоения. Речь идет о следующих качествах: «индивидуально-типологические свойства нервной системы; сенсорные и перцептивные свойства; аттенционные свойства внимания; психомоторные свойства - сила, скорость, выносливость, точность, ритмичность движений; мнемические; мыслительные свойства; волевые свойства (целеустремленность, настойчивость, упорство, решительность, смелость, инициативность, самостоятельность и самообладание)» [8].
Уточнение собственно профессиональных качеств преподавателя вуза возможно в рамках концепции Л.М. Митиной, в которой выделяются пять профессионально значимых качеств, опирающихся на две группы педагогических способностей: проектировочно-гностические (педагогическое целеполага-ние; педагогическое мышление) и рефлексивно-перцептивные (педагогическая рефлексия; педагогический такт; педагогическая направленность) способности [9]. Преломляя их через стороны труда педагога (деятельность, личность, общение, обученность, результат труда), возможно конкретизировать
структурно-содержательные компоненты профессионально-личностных качеств современного педагога, преподавателя.
В целом психолого-педагогическая наука подошла к тому, что именно целостную личность преподавателя вуза, включая его профессионально-личностные качества, следует рассматривать в качестве ведущего фактора роста его профессионализма (Н.В. Кузьмина, Л.М. Митина, В.А. Сластенин и др.). Можно утверждать, что специфической чертой профессионально-педагогической деятельности преподавателя вуза выступает высокая включенность в нее личности преподавателя. Подтверждение этому мы находим в исследованиях, посвященных изучению специфики профессиональной деятельности преподавателя вуза [2-4; 10-12].
Профессионально-личностные качества преподавателя вуза мы рассматриваем как интегративные свойства, проявляющиеся на профессионально заданном и личностно обусловленном уровнях выполнения (осуществления) профессиональной деятельности и способствующие ее эффективности и самореализации всех участников образовательного процесса.
Как свидетельствует проведенный теоретический анализ, одной их актуальных проблем современной психолого-педагогической науки выступает феномен «профессионально-личностные качества преподавателя вуза»: отсутствует его точное объяснение и определение; нет единого подхода в наполнении его эмпирическим содержанием; до сих пор не разработаны научно-обоснованные модели повышения квалификации преподавателей, ориентированные на обогащение и преобразование мотивационной, интеллектуальной, аффективной, поведенческой структур личности.
1. Абдалина Л.В. Что такое акмеология. Вопросы и ответы. Воронеж, 2010.
2. Белозерцев Е.П., Гонеев А.Д., Пашков А.Г. [и др.]. Педагогика профессионального образования / под ред. В.А. Сластенина. М., 2004.
3. Чистякова Е.Г. Становление профессионально значимых качеств будущих специалистов в области физической культуры: автореф. дис. ... канд. пед. наук. В. Новгород, 2013.
4. Кузьмина Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища. М., 1989.
5. Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996.
6. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М., 1999.
7. Шадриков В.Д. Деятельность и способности.
М., 1994.
8. Энциклопедия профессионального образования: в 3 т. / под ред. С.Я. Батышева. М., 1998. Т. 2.
9. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. М., 1994.
10. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования. Москва; Воронеж, 2003.
11. Абдалина Л.В. Сущностная характеристика феномена «профессионализм личности педагога» // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2007. Вып. 9 (53). С. 48-58.
12. Спирин Л.Ф. Профессиограмма общепедагогическая. М., 1997.
1. Abdalina L.V. Chto takoe akmeologiya. Voprosy i otvety. Voronezh, 2010.
2. Belozertsev E.P., Goneev A.D., Pashkov A.G. [i dr.]. Pedagogika professional'nogo obrazovaniya / pod red. V.A. Slastenina. M., 2004.
3. Chistyakova E.G. Stanovlenie professional'no znachimykh kachestv budushchikh spetsialistov v oblasti fizicheskoy kul'tury: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. V. Novgorod, 2013.
4. Kuz'mina N.V. Professionalizm deyatel'nosti prepodavatelya i mastera proizvodstvennogo obucheniya proftekhuchilishcha. M., 1989.
5. Markova A.K. Psikhologiya professionalizma. M., 1996.
6. Zimnyaya I.A. Pedagogicheskaya psikhologiya. M., 1999.
7. Shadrikov V.D. Deyatel'nost' i sposobnosti. M., 1994.
8. Entsiklopediya professional'nogo obrazovaniya: v 3 t. / pod red. S.Ya. Batysheva. M., 1998. T. 2.
9. Mitina L.M. Uchitel' kak lichnost' i professional. M., 1994.
10. Zeer E.F. Psikhologiya professional'nogo obrazovaniya. Moskva; Voronezh, 2003.
11. Abdalina L.V. Sushchnostnaya kharakteristika fenomena "professionalizm lichnosti pedagoga" // Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki. Tambov, 2007. Vyp. 9 (53). S. 48-58.
12. Spirin L.F. Professiogramma obshchepedagogi-cheskaya. M., 1997.
Поступила в редакцию 20.11.2015 г.
UDC 378
PROFESSIONAL-PERSONAL QUALITIES OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION LECTURER AS A PROBLEM OF PEDAGOGICAL SCIENCE
Aleksey Mikhaylovich KUBLANOV, Voronezh State Physical Training Institute, Voronezh, Russian Federation, Senior Lecturer of Humanitarian Disciplines, Russian and Foreign Languages Department, e-mail: kublanoff@mail.ru
A scientific substantiation of a phenomenon essence problem of "the professionally-important qualities of the higher educational institution lecturer" and representation of the theoretical-methodological bases of its study are considered. Conducting ideas of person theories, theories of activity competent and trade of the graphic approaches with the purpose of substantiation and formation of complete representation about a pedagogical design the professionally-personal qualities of the modern higher educational institution lecturer are systematized. The points of view on qualities, property, ability of the lecturer at conducting Russian scientific schools are considered. On the basis of the deep theoretical analysis the definition of concept "the professionally-personal quality of higher educational institution lecturer" is formulated. Idea of necessity of psychology of pedagogical essence judgment of the professionally-personal qualities of the lecturer by means of the integrated understanding, their synthesis and complementarity is substantiated. In clause the problems of existing system of professional skills improvement of the lecturers are concretized and it is shown, that, despite available progressive changes, it still remains not sufficiently effective.
Key words: components of professional activity and designs of the person of the lecturer; a trade making and professional competence of the lecturer; the subject of property and professionally-personal quality of higher educational institution lecturer.
DOI: 10.20310/1810-0201-2015-20-12(152)-19-23