УДК 378+796.0
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ САМОРАЗВИТИЕ СТУДЕНТОВ ВУЗА СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
А. А. Оплетин - кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедры физической культуры и безопасности жизнедеятельности А.С. Новоселова - доктор педагогических наук, профессор ПГПУ Пермский государственный институт искусства и культуры
Пермь
VOCATIOANAL AND PERSONALITY SELF-DEVELOPMENT OF UNIVERCITY STUDENTS BY MEANS OF PHYSICAL CULTURE
A.A. Opletin - Candidate of Education, associate professor, head of the department
of physical education and safety A.S. Novoselova - Doctor of Education, professor Perm State Institute of Art and Culture Perm
e-mail: kafedra_fizvos@,mail. ru
Ключевые слова: саморазвитие личности, система, модели, развитие профессиональных качеств, физическая культура.
Аннотация. Физическая культура студентов вузов должна осуществляться с учетом условий и характера их предстоящей профессиональной деятельности. Программа саморазвития личности средствами физической культуры способствует развитию личностных и профессиональных качеств, саморазвивающей активности, творческой деятельности, повышает интерес к себе и веру в свои профессиональные возможности.
Keywords: Self-development of personality, system, models, development of competencies, physical culture.
Summary. Physical training of university students should take into account the conditions and nature of their upcoming career. The program of personality's self-development by means of physical culture promotes personal and professional qualities, self-developing activity, creative activity, increases self-interest and faith in their professional capacity.
Введение. На основе новой парадигмы и требований общества одним из приоритетных, в настоящее время, выступает саморазвитие личности в процессе профессиональной подготовки в условиях вузовского образования.
Педагогика меняет свои принципы и векторы обучения будущих специалистов. Вместо традиционного воздействия на личность, как ведущего метода обучения, выступает личностная активность студента, развитие его творческого потенциала на всех дисциплинах, в том числе и в области физической культуры. Ведущей системой становится саморазвитие и самосовершенствование с учетом индивидуальности личности и профессиональной деятельности.
Обучение физической культуре студентов вузов должно осуществляться с учетом индивидуальных свойств личности студента и характером выбранной профессиональной деятельности. В литературе есть данные, что саморазвитие личности средствами физической культуры в целом способствует, опираясь на саморазвивающую активность, развитию лич-
ностных и профессиональных качеств, пробуждает стремление к творческой деятельности, повышает интерес к себе и влияет на веру в свои силы и развитие творческого потенциала
[7].
Ведущий в настоящее время парадигмальный подход к раскрытию сущности обучения физической культуры будущих специалистов позволяет считать эту дифференциацию саморазвития чисто педагогической категорией и явлением весьма неоднородным.
Постановка проблемы. Одной из основных проблем в работе кафедры физической культуры и безопасности жизнедеятельности в вузе является разработка и внедрение в учебный процесс новых эффективных оздоровительных систем, программ, педагогических технологий, способствующих улучшению здоровья студентов, направленных на социально-нравственное саморазвитие и профессиональную деятельность будущих специалистов.
Цель исследования: разработка педагогических систем, технологий саморазвития личности студентов средствами физической культуры и доказательство её эффективности.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в условиях гуманитарного
вуза.
Задачи исследования:
1) провести логический анализ философской, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; определить методические и теоретические основы саморазвития личности;
2) изучить личность студентов для составления адресной программы в процессе формирования установок социально-нравственного саморазвития личности на занятиях физической культуры;
3) разобрать педагогическую систему, технологию, создав благоприятные условия для активного участия студентов в составлении личностной технологии самосовершенствования.
Рассматривая самосовершенство личности средствами физической культуры в условиях вузовского образования, считаем необходимым введение дифференциаций, определенных педагогической модели этой сложной системы в построении курса обучения, способствующих саморазвитию личности средствами физической культуры, с содержательной направленностью избрания профессии. Наши многочисленные исследования и наблюдения в этой области дали основания для выделения целостного курса обучения физической культуры 5 педагогических систем-моделей саморазвития личности. Критерии их целевой профессиональной направленности:
1) модель оздоровительно-личностного саморазвития;
2) модель оздоровительно-нравственного саморазвития личности;
3) модель оздоровительно-социального саморазвития личности;
4) модель профессионально-личностного саморазвития;
5) интерактивно спортивная модель саморазвития личности.
Эта попытка позволяет учитывать личностный фактор занимающихся, потенциал их физических возможностей, уровень социально мировоззренческих взглядов, аксиологический характер развития личности и чисто спортивной направленности для достижения успеха. Все модели между собой взаимосвязаны. В условиях вузовского образования при модернизации программы физической культуры они могут реализоваться либо поэтапно, либо выборочно, с учетом личного выбора занимающихся. В тоже время решается сложная задача общего саморазвития личности, как психологической готовности к выполнению обязанностей будущей профессии, будучи физически развитым и духовно обогащенным специалистом.
В основе всех 5-и моделей лежат общие педагогические принципы: гуманизации, активности, общей направленности природо- и культуросообразности, в тоже время каждая из 5-и моделей имеет специфические принципы. Для оздоровительно-личностной модели важны принципы гармонизации физической культуры, принцип психофизических индивидуаль-
ных способностей, принцип адаптации, оптимизма, принцип доверия к самой системе физической культуры с верой в свои силы.
В модели нравственного саморазвития специфическими принципами являются: личная ответственность за свои поступки и за все, что делается при тебе, устойчивость социально-нравственных убеждений, независимость в условиях выбора, принцип нравственной устойчивости, постоянный самоконтроль, ориентация на общечеловеческие ценности.
Для модели социального саморазвития важны принципы: социальной активности с соблюдением правовых норм общества, принцип культуры межнациональных отношений, принцип миролюбия, принцип свободы с ограничением социальных норм общества.
Модель профессионально-личностного саморазвития характеризуют следующие принципы: готовность к самовыражению и самоутверждению в области избранной профессии и постоянного самосовершенствования в этой области, принцип развития творческого потенциала.
В модели интерактивно спортивного характера саморазвития важное значение имеют принципы: добровольности, наличия спортивной педагогико-культурной среды, открытости, взаимодействия, предельного самовыражения, сотрудничества, патриотизма.
Любой вид диферециации углубляет целостное понимание явления, обогащая её содержательную сущность. Моделирование явлений конкретизирует целенаправленность, выявляя индивидуальные стороны каждой модели, которые в общем определении не всегда видны. Потребность в построении педагогических моделей с профессиональной направленностью повышает значимость физической культуры как учебно-воспитательной дисциплины. В тоже время ярко выраженные тенденции гуманизации, дифференциации, и активности, акцент на социальные процессы соответствующим задач и целям развития общества и науки, что обусловливает необходимость поиска новых подходов, нового прочтения уже наработанного материала. В основе новых течений лежат базовые технологии, которые являются основой для дальнейшего исследования (С.И. Архангельский, Е.П. Белозёров, Е.В. Бонда-ревская, А.А. Вербицкий, В.И. Загвязинский, И.Ф. Исаев, Е.А. Климов, Л.Н. Макаров, А.К. Маркова, Н.Д. Никандров, Е.Г. Силаева, В.А. Сластёнин, П.Ф. Талызин, О.К. Тихомиров, В.Д. Шадринов, Е.Н. Шиянов и др.).
Представим краткую характеристику каждой педагогической модельной системы. Следует отметить, что все они в первую очередь направлены на решение оздоровительных задач - здоровьесохранных, здоровьесберегающих. Однако в оздоровительно-личностной модели это направление является главным и перспективным. Саморазвитие личности в этом варианте имеет оздоровительную направленность, необходимую для формирования здорового образа жизни специалиста. К сожалению, эта модель является по существу основной. Для этого есть важные причины. Наши исследования показали, что количество студентов, отнесённых по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, год от года увеличивается. Как показали данные медицинского обследования ПГИИК у 14,5 % студентов 3-х курсов (1-2-3) обнаружены хронические заболевания, у 50 % - значительные отклонения в здоровье, почти у всего данного контингента преобладают заболевания опорно-двигательного аппарата, отсутствие нормы ЦНС, органов дыхания и зрения. 70 % поступающих в вуз имеют средний уровень физического развития и только примерно половина обучающихся способна адаптироваться к социально-психическим и социальным нагрузкам по программе интенсивного учебного графика вуза. На этом этапе невозможно вести речь о воспитании нравственной устойчивости, о формировании социальных компетенций, приоритетным в профессиональной подготовке студентов в данной модели выступает личностное оздоровление саморазвития студентов. Занимающиеся по первой оздоровительно-личностной модели направлены на профилирование здоровья и его укрепление, на развитие физических качеств, овладение двигательными умениями и навыками. Серьёзное внимание обращено на формирование эмоциональной удовлетворённости от двигательной активности. Постепенно решаются задачи здорового образа жизни с будущей профессией. Всё это обусловило нас к разработке
программы саморазвития личности средствами физической культуры, направленной на здо-ровьесберегающую, здоровьеформирующую направленность. Новая программа этой модели отличается пробуждением интереса к себе и своему здоровью, воспитанием веры в свои силы, развитием личностного потенциала, введение некоторых нетрадиционных методов стимулирования занятий физической культуры. Одновременно с физической нагрузкой решаются задачи воспитания воли, выдержки, стремления поверить в свои силы, самоопределения и самоутверждения в повышении качества саморазвития для решения своих личностных оздоровительных задач для роста будущего специалиста.
На основании полученных данных формируется личностно-ориентированная индивидуальная программа, направленная на укрепление и поддержание высокого уровня физического здоровья. Определение уровня физического состояния осуществляется по параметрам, включающим показатели антропометрии, функционального состояния сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной системы, двигательной подготовленности и других характеристик.
Методы исследования: оценка уровня психоэмоционального напряжения - по методике Спилбергера-Ханина. Определение конституциональных особенностей - по методике И.В. Михайлова, уровня физического здоровья - методике Г. Л. Апанасенко, уровня специальных знаний и отношения к физической культуре, к саморазвитию, готовности к саморазвитию проводилось по карте педагогического наблюдения - по А. А. Оплетину, способности к саморазвитию - по В.И. Андрееву. Устойчивость нравственного выбора по А.С. Новосёловой. Определение уровня проявления саморазвивающей активности, на основе произвольной психической саморегуляции по А.С. Новосёловой, А. А. Оплетину, Л. А. Титовой. Такой лично-стно ориентированный подход к освоению предмета «Физическая культура» позволяет повысить у студентов мотивацию к использованию средств и методов физической культуры для оптимизации своей дальнейшей жизни.
В модели саморазвития личности средствами физической культуры с акцентом на воспитание обычно занимается несколько групп. Одни - продолжают занятия на основе полученного результата во время по первой модели. Другие - занимаются саморазвитием по решению задачи повышения своей нравственной воспитанности средствами физической культуры, подкрепляя знания по проблеме здоровьесохраняющей и здоровьесберегающей направленности.
На этом этапе заметно активизируется актуализация студентов, отражающая способности и желания к саморазвитию, развитые в процессе первой модели способности к саморазвитию. Здесь успешнее стимулируется саморазвивающая активность, нравственный аспект в данной модели формируется и укрепляется в процессе занятий физической культурой. На данном этапе студенты успешно овладевают личностной технологией саморазвития, ориентированной на нравственные ценности. Идёт усиление самоконтроля, воспитывается личная ответственность. Формируется нравственность, устойчивость социально-нравственных убеждений, зафиксированная в поведении при ситуациях нравственного выбора, независимость, заметно повысился уровень ответственности за свои поступки, и всё это на фоне оздоровительной системы, с акцентом самоуправления своей личностью, понимания полной свободы выбора, с ограничением социальных норм общества. Рассматривая активность применительно к возрасту студенческой молодёжи можно говорить о наличии двигательной активности, как способе самосовершенствования и самовыражения в процессе учебной деятельности.
В модели педагогической системы социального саморазвития средствами физической культуры решались в основном задачи физического и нравственного развития, важно было сделать акцент на задаче воспитания не просто студента как обычного специалиста, но и как гражданина своей родины. В процессе реализации этой модели на занятиях физической культуры были поставлены принципы толерантности, миролюбия, милосердия и форм межнационального международного общения на принципах гуманности. Занятия физической культуры с условием саморазвития личности дополнялись воспитанием способности студента самостоятельно ориентироваться в сложной социальной ситуации. Стремление к самораз-
витию постоянно связано с выбором не только нравственных ценностей, но и социальных ценностей. Физические упражнения направлены на поиск адекватных решений для осмысления непростых социальных ситуаций. Уважение нравов и законов общества, в котором он живёт - это кредо каждого гражданина, и воспитывается оно с раннего детства. В условиях занятий физической культурой с целью саморазвития эти качества имеют наиважнейшее значение для будущего специалиста и личности в целом. В критических ситуациях, которые неизбежны в жизнедеятельности, физически и нравственно развитый человек, обладающий знаниями, умениями приёмами физической культуры, должен вести себя адекватно общечеловеческим правилам. Это одна из серьёзных задач саморазвития личности. Оставаться быть верным социально нравственным и спортивным убеждениям дает человеку самоуважение и высший уровень воспитания. Для саморазвития средствами физической культуры это одна из приоритетных задач. Социальная ориентация личности в гражданском обществе - это высший уровень проявления его воспитанности, оставаться верным своим убеждениям. Итак, все спортивные достижения субъекта - это достижение общества.
Профессиональная направленность формируется ценностным педагогическим процессом вуза, и физическая культура в частности способствует формированию индивидуальной программы. Модель профессионально-личностного саморазвития характеризуется наличием принципа готовности к самовыражению и самоутверждению в области избранной профессии при постоянном самосовершенствовании в развитии своего творческого потенциала в этой области. Ведущий принцип этой модели дифференциация в избранной профессии. Названные задачи реализуются в процессе занятий физической культурой с акцентом на саморазвитие с учётом особенностей каждой избранной специальности. В частности в условиях вуза ПГИИК, где проводятся экспериментальные исследования в ходе обучения по названной специальности, студенты занимаются по различным специализациям, которые предполагают усиление внимания характерным особенностям, специфике избранного направления искусства.
Так по специальности "Актёрское искусство" больше внимания уделено педагогическому аутотренингу с элементами самомассажа, который даёт возможность студентам настроиться на выступление на сцене, снять напряжение, найти выход в трудной жизненной ситуации.
Развитие способности самоуправления своей личностью в заданных ситуациях обеспечивается путем приобретения опыта волевого поведения в условиях эмоционального напряжения, совершенствования физиологических процессов адаптации к стресс-факторам, выработки навыков, умений, привычек к саморегуляции во время эмоциональной напряженности. В группе "Актёрское искусство" -процесс занятий физической культурой направлен на развитие сердечно-сосудистой системы, даются навыки акробатики, силовой подготовки. В группе по специальности "Организация и постановка досуговых программ и театрализованных представлений" - физическая культура в процессе обучения саморазвитию физического воспитания направлена на развитие и укрепление грудной клетки, упражнения на укрепление голосовых связок, постановку голоса средствами физической культуры, что важно при работе с большой аудиторией. По этой же специализации большое внимание уделяется гимнастике, приёмам самозащиты (для развития ловкости, улучшения осанки, координации движений). Дается курс дыхательной гимнастики - для развития и постановки голоса. Особое внимание уделено изучению методик обучения играм на свежем воздухе.
В группе «Народное хоровое творчество» - средствами физической культуры решали вопросы постановки голоса, укрепления голосовых связок, развития слуха, укрепления мышц брюшного пресса, развития грудной клетки.
Студенты группы «Музыкально-инструментальное творчество» - нуждались в развитии физической силы (мышц рук, плечевого пояса, спины, ног), в приобретении общей выносливости, в статической выносливости мышц спины и пресса, познавательным процессам; объему, распределению и переключению внимания; коммуникативным и организаторским
склонностям; навыкам самоуправления и саморазвития. В занятия по данной модели были включены комплексы, направленные на развитие мелкой моторики рук, выполнение которых усложнялось увеличением темпа по мере освоения упражнений. Комплексы составлялись из простых упражнений с использованием гимнастических палок, теннисных мячей, фишек диаметром 1 см или просто без инвентаря.
Особая группа «Менеджеры информационных ресурсов» - известна, что трудовая деятельность управленцев характеризуется высокой информационной и умственной нагрузкой, перенапряжением функции внимания, оперативной памяти, логического мышления. Профессиональная деятельность управленца связана с большими нагрузками на мышцы спины, брюшного пресса и верхнего плечевого пояса, мелких мышц кистей рук (до 60000 микродвижений кистями рук в смену). На занятиях физической культуры по обучению саморазвитию развитие организационных и коммуникативных способностей осуществлялось главным образом за счет накопления инициативного поведения, приобретения опыта самостоятельной организации и самостоятельного освоения отдельных частей занятия. Развитию объема и распределения внимания способствовали одновременное выполнение нескольких упражнений (базовые и модифицированные шаги аэробики с изменением направления движения, добавлением движений рук и т. д.), при этом количество выполняемых действий постепенно увеличивалось, усложнялись сами движения. Умение переключать внимание формировалось в процессе переключения внимания студентов с одного движения на другое по предварительному сигналу преподавателя. В основе тренировки памяти лежит процесс заучивания, сохранения и воспроизведения полученной информации. Общая программа этой системной модели свидетельствует о том, что для успешной трудовой деятельности управленца необходим определенный набор физических и психических качеств, а именно: общая выносливость, статистическая выносливость мышц спины брюшного пресса, силовая выносливость мышц брюшного пресса и верхнего плечевого пояса; коммуникативные и организаторские способности, функции внимания и логического мышления, способности к самоуправлению.
Материал направлен на формирование способностей и качеств личности студента, овладение ценностями в сфере профессионально-прикладной физической культуры самосовершенствования, саморазвития и самореализации социально-нравственной направленности. Следует отметить, как показали экспериментальные пробы, поиски и педагогические разведки по физической культуре по проблеме саморазвития в данной модели дают большой педагогический эффект при проведении бинарных уроков с приглашением специалиста.
Интерактивно-спортивная модель. В работах отечественных ученых (А.О. Бодалёв, А. А. Кабанова и многих зарубежных авторов) понятие карьера трактуется не только как продвижение по длинной ступени, но и как процесс реализации человека, себя и своих возможностей в условиях профессиональной деятельности (Е.В. Киселёва) [4]. Задачи этой модели подготовки специалиста - свободно ориентироваться в многочисленных направлениях профессиональной жизни, исходя из собственных возможностей в целях профессионального развития и служебного роста в области физической культуры и искусства.
Интерактивная спортивная модель саморазвития личности средствами физической культуры. Задача этой модели решает в первую очередь очередные задачи саморазвития педагогической системы по дисциплине «Физическая культура» в целостном процессе вуза по подготовке специалистов данного профиля, т.е. оздоровительные, социально-нравственного развития, профессиональной направленности. В тоже время студенты, имеющие выдающиеся способности или большое желание развить их в какой-либо области физической культуры, занимаются в дополнительное время в спортивных секциях либо при вузе (если таковые есть), либо в условиях открытого социума, совмещая с основными занятиями в вузе для овладения выбранной специальностью.
Как показал анализ, теория и практика, вуз идет навстречу таким студентам, если они добиваются в спорте хороших результатов.
Эта модель стоит в условиях вузовского образования как бы в стороне от других, т.к. имеет свою специфику. С одной стороны - они служат примером для других моделей физической культуры, т.к. очень много занимаются и являются гордостью и вуза, и страны в целом, при достижении спортивных успехов, с другой - они выступают в качестве идеала в области личностного и спортивного самосовершенствования.
Тем не менее - это частичная и, как правило, немногочисленная модель системы физического воспитания, не играющая главную роль в подготовке специалистов основного профиля. Они имеют своих тренеров, и общий курс изучают наравне со всеми. Однако, в области физического воспитания - это ориентиры для направления саморазвития и самосовершенствования средствами физической культуры.
Таким образом, физическая культура как одна из ведущих дисциплин целостного педагогически-профессионального процесса вуза выступает как одно из приоритетных направлений в подготовке грамотных, физически сильных и здоровых специалистов, умеющих управлять собой в самых критических ситуациях, развитых физически и духовно, имеющих установки на постоянное саморазвитие и самосовершенствование своей личности, способствующие личностному и профессиональному росту в жизнедеятельности.
Система модулей в педагогической системе физкультуры как основной дисциплины педагогического процесса, построенная на принципе дифференцированного подхода с доминированием парадигмы субъекта деятельности, повышает педагогическую эффективность подготовки молодых специалистов разных профилей в области их физического и психического здоровья, духовно-нравственного развития и стремлений к постоянному саморазвитию и самосовершенствованию с учетом своих личных устремлений к самореализации в области выбранной профессии.
Литература
1. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Беспалько. - М. : Педагогика, 1989. -
180 с.
2. Гуманизация воспитания в современных условиях / под ред. О.С. Газмана, И. А. Костенчука. - М. : УВЦ "Инноватор", 1995. - 115 с.
3. Загвязинский, В.И. Реальный гуманизм и тенденции развития образования / В.И. Загвязинский // Образование и наука. - 2000. - № 1. - С. 10-15.
4. Киселёва, Е.В. Проблемы формирования готовности студентов института физической культуры к карьерному росту в профессии / Е.В. Киселёва // Современный олимпийский и паралимпийский спорт и спорт для всех : материалы 12 международного научного конгресса (26-28 мая 2008 г. ) / Рос. гос. ун-т физ. культуры, спорта и туризма. - М., 2008. - Т. 3. - С. 31-32.
5. Макеева, В.С. Оздоровительно-рекреативная физическая культура: учебное пособие / В.С. Макеева, А.Д. Куницин, В.В. Вучева; под ред. М.Я. Виленского. - Орел : Орел ГТУ, 2004. - 195 с.
6. Новосёлова, А. С. Саморазвитие личности студента нетрадиционными методами физической культуры : учеб. пособие для самостоятельной работы студентов и преподавателей вузов / А. С. Новосёлова, А.А. Оплетин. - Пермь : ИВЭСЭП, 2007. - 140 с.
7. Оплетин, А. А. Педагогические основы социально-нравственного саморазвития личности студента (на материале физической культуры) : монография / А. А. Оплетин. - Пермь : СПб ИВЭСЭП, 2008. - 224 с.
8. Оплетин, А.А. Программа физической культуры студентов ПГИИК / А.А. Оплетин. - Пермь, 2009. -
54 с.
Literature
1. Bespal'ko, V.P. Components of pedagogical technology / V.P. Bespal'ko. - M. : Pedagogika, 1989. -
180 p.
2. Humanization of education in modern conditions / under the editorship of O.S. Guzman, I. A. Kostenchuk. - M. : UVTS "Innovator", 1995. - 115 p.
3. Zagvyazinsky, V.I. Real humanism and trends of educational development / V.I. Zagvyazinsky // Education and Science. - 2000. - No. 1. - P. 10-15.
4. Kiseleva, E.V. Formation problems of preparedness of students of the institute of Physical Culture for careers in the profession / E.V. Kiseleva // Modern Olympic and Paralympic sport and sport for all : materials of the 12 th International Scientific Congress (26-28 of May 2008) / Russian State University of Physical Culture, Sport and Tourism. - M., 2008. - Vol. 3 - P. 31 -32.
5. Makeyeva, V.S. Healthful and recreational physical culture : a textbook / V.S. Makeyeva, A.D. Kunitsin, V.V. Vucheva; under the editorship of M.Ya. Vilensky. - Orel : Orel GTU, 2004. - 195 p.
6. Novoselova, A.S. Self-development of the student's personality by non-traditional methods of physical culture : a textbook for independent work of students and lecturers of HEI / A.S. Novoselova, A.A. Opletin. - Perm : IVE-SEP, 2007. - 140 p.
7. Opletin, A.A. Pedagogical foundations of socio-moral student's personality self-development (based on physical culture) : monograph / A.A. Opletin. - Perm : IVESEP, 2007. - 140 p.
8. Opletin, A.A. Program of Physical Culture of students of PGIIK / A.A. Opletin. - Perm, 2009. - 54 p.
Статья поступила в редакцию 23.06.2010 г.