ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА
4. Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций. М.,1992.
5. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций. М., 1992.
6. Липатов С.А. Предварительный диагноз организации на основе данных психодиагностики // Организационное консультирование как ресурс развития общества, государства, политики и бизнеса. М., 1995.
7. Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996.
8. Общая характеристика / Под ред. A.A. Бода-лева, В.В. Сталина. М., 1987.
9. Памтилгев С.Р. Методика исследования самоотношения. М., 1993.
10. Романов В.В. Юридическая психология // Http:/ yurpsy bu. / ru. / help / bib / roman. htm
11. Собчик Л.H., Лобанова Т.Н. Психодиагностические критерии кадрового отбора руководителей // Психологический журнал. 1989. № 1.
12. Свой среди чужих, чужой среди своих // Ком-мерсантъ-Daily. 1996. № 158.
13. Семенова З.Ф. Семенова С.В. Психологические рисуночные тесты. М.: ACT; СПб.: Сова, 2007.
14. Човдырова Т.С. Психодиагостика и развитие психологических профессионально важных качеств сотрудников отдельных оперативных подразделений системы МВД России: Учеб.-метод. пособие. М.: ВНИИ МВД России, 2004.
15. Човдырова Т.С. Психология профессиональной деятельности сотрудников оперативных и специальных подразделений МВД России: Автореф. дис. ... д-ра психол. наук, 2006.
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ
САМОРАЗВИТИЕ КАК ЦЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО ЭКОНОМИСТА
В.Д. КОЗЛОВ
Аннотация. В работе рассматриваются некоторые проблемы теории о функциях профессионально-личностного саморазвития будущего специалиста, анализируются самосознание, самооценка, самоорганизация и самоуправление как важнейшие компоненты профессионально-личностного саморазвития, дается характеристика каждому из этих компонентов в отдельности.
Ключевые слова, профессионально-личностное саморазвитие, знания, умения, навыки, рефлексия, гелеобразование, профессиональная деятельность, самосознание, самооценка, самоорганизация и самоуправление.
PROFESSIONAL SELF-DEVELOPMENT AS A GOAL OF THE FUTURE ECONOMIST PROFESSIONAL TRAINING
V.D. KOZLOV
Annotation. The problems of the Theory of future specialist self-development functions are explored in the article. We analyze self-consciousness, self-estimation, self-arrangement and self-management as the most important components of professional self-development. Every component is given a description.
Key words, professional self-development, knowledge, skills, abilities, reflection, professional activity, self-consciousness, self-estimation, self-arrangement and self-management.
Период обучения в вузе — это время активного формирования системы знаний, умений и навыков. Именно в этот период происходит активное развитие личностных свойств, становление индивидуальности, интеллектуальных и нравственных сил, закладывается формирование человека как специалиста. Характер вузовской подготовки оказывает заметное влияние на показатели профессионального становления. Специальные и психолого-педагогические знания, организация участия студентов в различ-
ных профессиональных, общественно полезных видах деятельности дают возможность будущему специалисту сформировать профессиональную направленность личности.
Профессионально-личностное развитие является динамичным процессом, который зависит от внешних условий: в период профессиональной подготовки изменяются требования к профессии, структура основных мотивов ее выбора и приобретения, профессиональный менталитет, духовные ценности, операционно-
техническая сфера в связи с появлением иннова-ционныхтехнологийидр. Становление будущего специалиста зависит и от внутренних условий: изменяются представления человека о профессии, критерии ее оценки и способов самореализации в ней (В.А. Сластенин, 2004).
В ходе исследования быши выщелены1 функции профессионально-личностного саморазвития будущего специалиста: целеобразования, рефлексивная, функция активного взаимодействия, нормативная.
Функция целеобразования выступает основополагающей в структуре профессионально-личностного саморазвития, определяет ценностно-смысловые ориентации специалиста и поэтому задает вектор его развития по отношению к поставленной цели, принятому идеалу, способность иметь гуманные ценности и идеалы, внутренние смыслы и мотивацию. Функция це-леобразования определяет специфику социального поведения, профессиональной и учебной деятельности будущего специалиста.
Рефлексивная функция саморазвития будущего специалиста находит выражение в творческом характере его жизнедеятельности, направленном на осознание и преобразование себя и окружающего мира. Саморазвитие побуждает будущего специалиста к анализу причинно-следственных связей, стимулирует развитие его способности к самоизучению, работе над собой и применению этой способности к сложным условиям и обстоятельствам профессионального бытия, поиску и личностной оценке собственного жизненного и профессионального опыта.
Функция активного взаимодействия объясняется потребностью будущего специалиста в деятельности и активности, поскольку саморазвитие как внутреннее качественное изменение имеет своим основанием противоречие между «Я» реальныш и идеальным. Взаимодействие помогает субъекту умножить собственные силы, получить эмоциональную «подпитку» и через соизменение картин мира перейти к более адекватному его восприятию и пониманию. Именно взаимодействие запускает механизмы саморазвития.
Нормативная функция проявляется у студентов в соблюдении формализованных и нефор-мализованныш норм. Причем проявляется более интенсивно у студентов с более высоким уровнем профессионально-личностного саморазвития, поддерживает равновесие в системе деятельности специалиста, уменьшает влияние дестабилизирующих факторов в профессиональной среде, предопределяет соблюдение правовыш отношений.
Наряду с определенной автономией исследуемые функции предполагают тесную взаимосвязь и взаимообусловленность. Анализ функ-
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА
ций помогает понять профессионально-личностное саморазвитие будущего специалиста как взаимосвязь компонентов: самоосознания — самооценки — самоорганизации — самоуправления.
Для самоосознания существенными характеристиками являются логичность рассуждений и следственность выводов на основе практического опыта; пополняемость знания о себе как будущем профессионале и идеальной модели профессиональной деятельности; представление личностью учебно-профессиональной значимости в отношении с собой и с окружающими; соотнесенность усвоенных знаний с действительным отношением человека к себе и к окружающим. Самоосознание, направленное на формирование целостного представления о себе как о специалисте, изучение способов профессиональной деятельности обеспечивают реализацию функции целеобразования. Наиболее существенными признаками самооценки являются осознаваемость личныгх профессиональные качеств и этих качеств у других, сопоставляемость профессиональной оценки и оценки других. Самооценка означает ценностное отношение к себе, которое с необходимостью предполагает удовлетворенность положительными качествами и потребность в их закреплении, неудовлетворенность своими отрицательными или недостаточно развитыми качествами и желание внести в них изменения к лучшему. Самооценка обеспечивает реализацию рефлексивной функции.
Самоорганизация проявляется в соотнесенности усвоенных знаний с действительным отношением человека к себе и к окружающим, регуляции учебно-практической действий, целесообразности самопроявления в учебно-практической деятельности; оценке, контроле, корректировке будущего специалиста как личности и субъекта деятельности. Самоорганизация обеспечивает реализацию функции активного взаимодействия
Для самоуправления наиболее яркими признаками выступают прогнозирование результатов и рефлексия собственной профессиональной деятельности. Развитие данного компонента связано с умением будущего специалиста осознать свои специфические особенности, правила организации собственных действий и собственного отношения, в который зафиксированы значимые для него ценности, существует определенная иерархия предпочтений, о которых он способен дать себе отчет, что ему самому нужно. Самоуправление обеспечивает нормативную функцию исходя из определенных норм и требований профессии.
Разработанная концептуальная модель послужила основанием для выявления закономерностей процесса, факторов и дидактических условий становления профессионально-личностного саморазвития будущего специалиста.