№ 4 - 2010 г.
15.00.00 фармацевтические науки
УДК 378.147:615.15
ПРОФЕССИОНАЛЬНО КОМПЕТЕНТНАЯ ЛИЧНОСТЬ В ФАРМАЦИИ
О.Ю. Герасимова, Л.И. Иванкина ГОУ ВПО «Сибирский государственный медицинский университет» (г. Томск)
Рассмотрено содержание и смысловое употребление понятия «профессиональная компетентность». Понимание профессионального образования включено в контекст компетентностного подхода, что позволило рассмотреть профессионализм как деятельность без ограничивающего фактора «конечного знания», развертывающийся как процесс профессионального самоопределения человека. Определены особенности и требования к профессионально компетентной личности в фармации.
Ключевые слова: профессиональная компетентность, компетентностный подход
Герасимова Оксана Юрьевна - ассистент кафедры управления и экономики фармации ГОУ ВПО «Сибирский государственный медицинский университет, контактный телефон: (383) 229-10-83
Иванкина Любовь Ивановна - доктор философских наук, профессор кафедры управления и экономики фармации ГОУ ВПО «Сибирский государственный медицинский университет, контактный телефон: (383) 229-10-83
Одним из определяющих факторов эффективной деятельности аптечных учреждений является профессиональная компетентность работающих в них специалистов. Вопрос о компетентности самым непосредственным образом связан с вопросом о возможности субъекта в образовании, и, прежде всего, с тем, - можно ли научить компетентности, и можно ли научить ей вне реальных ситуаций профессиональной деятельности, или как связаны между собой профессионализм и компетентность?
До недавнего времени ключевой характеристикой субъекта профессиональной деятельности являлся профессионализм, означающий наличие необходимых для ее эффективного выполнения знаний, навыков, опыта. Сегодня принципом, реализующим интенцию к субъективации индивида, служит компетентностный подход, рассматривающий включенность человека в основные сферы жизнедеятельности, значимые на определенном этапе его становления.
Несмотря на множественность определений в понимании того, что такое компетентность, пределы понятия вполне конечны. Чем определяются границы понятия «компетентность»? Компетентность (от лат. «сотреШ» - «добиваюсь», «соответствую»,
«подхожу») означает, прежде всего, эмоционально-волевое и знаниевое переживания, сформировавшиеся на основе определенных знаний, осведомленности, опыта. Компетентность не изолирована от конкретных условий ее применения и связывает мобилизацию знаний, умений и поведенческих отношений, настроенных на условия конкретной деятельности и не сводится ни к знаниям, ни к умениям.
Британский историк Г. Перкин выделил особый тип революции, названной им профессиональной, имеющей глобальные последствия, сравнимые с неолитической и промышленной революциями, обусловливающей глубокие структурные изменения в мышлении, способах профессиональной деятельности, в формах ее социальной организации. По мнению Г. Перкина, современному этапу развития соответствует третий этап профессиональной революции, формирующий новый тип профессионала -транспрофессионала, для которого характерна готовность свободно за счет своего мышления и способов организации своей деятельности работать в различных профессиональных средах, учитывать многообразные и противоречивые интересы отдельных людей и социальных групп. Основанием для транспрофессионального образа жизни и работы, полагает Г. Перкин, является концентрация в одной точке многодисциплинарного комплекса. По сути, как можно заметить, данная концентрация есть ни что иное, как компетентность.
На связь компетенции с профессионализмом указывает тот факт, что в образовательных профилях компетенции частично или полностью выводятся из профессиональных квалификаций.Компетентность - это приобретаемое в результате обучения новое качество, увязывающее знания и умения со спектром интегральных характеристик качества подготовки, в том числе со способностью применять полученные знания и умения на практике. Это - внутренне мотивированные способности, позволяющие эффективно действовать и достигать личностно значимые цели в определенных сферах деятельности.
Приказ Минздравсоцразвития РФ от 07.07.2009 г. № 415н «Об утверждении квалификационных требований к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения» предъявляет следующие требования к фармацевтическому работнику: высшее профессиональное образование по специальности «фармация», послевузовское профессиональное образование по соответствующей специальности, а также дополнительное профессиональное образование, т. е. повышение квалификации специалиста не реже одного раза в пять лет в течение всей трудовой деятельности [ 1].
Деятельность специалиста в области фармации сложна и многоаспектна. Видами профессиональной деятельности провизора-выпускника являются:
• производственная (аптеки, фармацевтические фабрики, химикофармацевтические комбинаты и др.);
• организационно-управленческая;
• контрольно-разрешительная (лицензирование, сертификация, регистрация);
• общая фармацевтическая практика (мелкорозничная аптечная сеть, аптеки сельской местности);
• информационно-просветительская;
• научно-исследовательская.
Провизор-выпускник в соответствии с квалификацией должен быть подготовлен к активной творческой профессиональной фармацевтической деятельности в сфере
обращения лекарственных средств, включая исследования, разработку, производство, упаковку, хранение, перевозку, государственную регистрацию, сертификацию, стандартизацию и контроль качества, продажу, рекламу, применение и уничтожение лекарственных средств, пришедших в негодность. Фармацевтический работник должен также обладать профессиональными знаниями и навыками, иметь определенные профессионально важные качества (ПВК) [2]: коммуникабельность, умение работать в команде, уверенность в себе, самостоятельность, стремление и способность к дальнейшему обучению, а также ценностно-нравственные характеристики, такие как доброта, честность, порядочность. Фармацевтический работник должен понимать социальную значимость своей профессии, уметь принимать решения в нестандартных, сложных ситуациях, быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к обществу и человеку.
Компетентностный подход является основой и позволяет разработать систему, соединяющую требования бизнеса, управления персоналом и задачи современного образования. В связи с ускорением инновационных процессов обучение становится частью бизнес-процесса. Компетентностный поход является, по сути, отражением изменений в характере и содержании труда, профессиональном обучении и образовании, политики в сфере труда и образования. Его реализация чрезвычайно важна для того, чтобы объединить образование и дополнительное обучение, сбалансировать их с потребностями рынка труда и обеспечить мобильность трудовых ресурсов. Главное достоинство компетентностного подхода - в его интеграционном потенциале и гибкости. Типовая структура модели компетенций представлена на схеме (рис. 1). Как можно заметить, профессиональная компетентность соотносится не только с базовыми навыками и ключевыми квалификациями, но и с качествами личности.
■V Знания: 2ееретические к профессиональные /
\................................................-/
\ Кавачь?: -елголкекк-* к /
\ универсал ыше /
V--------------------------------------------{
Г.В А НИИ \ к исвоеекю исеых /
\ ^S■У.ZQ Б =еД^е.”ЪКЭС5К (
\------------------------------------/ Конгетен^кк
------\ Ценное?у. }
------Л х-ацахмркс^кки 1
\ /
у-----------------/
ГТЭК \ Лкчкосгние черзы и/
\ псиковапические ! -----------\ эезйениоети /----
Рис. 1, Типоем структура оголели компетенций
Таким образом, управление, ориентированное на использование профессиональных компетенций, способствует достижению необходимого для работодателя уровня профессионализма работников. Работники, в свою очередь, понимают пользу от вложенных усилий и проявляют заинтересованность в применении и развитии полученных навыков как средства для продолжения профессиональной деятельности и построения желаемой карьеры. Имеется и другой положительный результат использования профессиональных компетенций. Руководители получают четкое представление, каков потенциал у их сотрудников, имеют возможность оценить уровень требований к персоналу и эффективность вложенных в его развитие средств.
Список литературы
1. Об утверждении квалификационных требований к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения : приказ Минздравсоцразвития РФ от 07.07.2009, № 415н // СПС КонсультантПлюс. - Версия Проф. - Электрон. дан. (135 КБ).
2. Об утверждении порядка совершенствования профессиональных знаний медицинских и фармацевтических работников : приказ Минздравсоцразвития РФ от 09.12.2008, № 705н (ред. от 12.08.2009) // СПС КонсультантПлюс. - Версия Проф. -Электрон. дан. (6 КБ).
PROFESSIONAL COMPETENT PERSONALITY IN PHARMACY
O.Y. Gerasimova, L.I. Ivankina
SEE HPE «Siberian State Medical University» (c. Tomsk)
Content and meaning of «professional competence» is viewed here. Competent approach reveals the professional education understanding, which gives the opportunity to see the professionalism as activity without «knowledge limitation» and personal professional self-definition. Quality and requirements for personality professional competence in pharmacy are defined.
Keywords: professional competence, competent approach
About authors:
Gerasimova Oksana Yurievna - assistant of pharmacy management and economy department SEE HPE «Siberian State Medical University », contact telephone: (383) 229-10-83
Ivankina Lyubov Ivanovna - doctor of philosophy sciences, professor of pharmacy management and economy department SEE HPE «Siberian State Medical University », contact telephone: (383) 229-10-83
List of the Literature:
1. Confirmation of qualification standards for specialists with higher and post-graduate medical and pharmaceutical education in healthcare: order of Minzdravsotsrazvitia RF from 07.07.2009, №415n // SPS Consultant Plus. - Electron. dat. (135KB).
2. Confirmation of order for medical and pharmaceutical workers professional knowledge improvement: order of Minzdravsotsrazvitia RF from 09.12.2008, №705n (edit. from 12.08.2009) // SPS Consultant Plus. - Electron. dat. (6KB).