Научная статья на тему 'Профессионально-экологическая компетентность и ее уровневая дифференциация'

Профессионально-экологическая компетентность и ее уровневая дифференциация Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
277
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ И АУДИТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ / КОМПЕТЕНЦИЯ / КОНТЕКСТНО-СРЕДОВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ПРЕДМЕТНО-СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / АКСИОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / VOCATIONAL ENVIRONMENTAL EDUCATION / ENVIRONMENTAL MANAGEMENT AND AUDIT / PROFESSIONAL ENVIRONMENTAL COMPETENCY / CONTEXT-ENVIRONMENTAL COMPETENCY / SUBJECT-SPECIALIZED COMPETENCY / AXIOLOGICAL PERSONAL DEVELOPMENT / PROFESSIONAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Картавых Марина Анатольевна

Раскрыта актуальность развития у студентов профессионально-экологической компетентности в области экологического менеджмента и аудита, установлены ее структура и уровни развития, выделены факторы личностно-профессионального становления специалиста-эколога

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Картавых Марина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional ecological competency and its level differentiation

The article describes the urgency of the development of students' professional-ecological competency regarding ecological management and audit. The structure of this competency and the levels of its development are determined. The factors of personal-andvocational developing of an environmental specialist are identified

Текст научной работы на тему «Профессионально-экологическая компетентность и ее уровневая дифференциация»

М. А. Картавых

(Нижний Новгород)

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ И ЕЕ УРОВНЕВАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ

Раскрыта актуальность развития у студентов профессионально-экологической компетентности в области экологического менеджмента и аудита, установлены ее структура и уровни развития, выделены факторы личностно-профессионального становления специалиста-эколога

Идея устойчивого развития [8, 9] актуализировала новые стратегии в экологической политике, связанные с развитием системы экологического менеджмента и аудита. Экологический менеджмент, как специальная система управления, направлен на сохранение качества окружающей среды и рациональное природопользование, обеспечение нормативных, социальных, экологических и экономических параметров. Благодаря внедрению систем экологического менеджмента достигаются: соответствие между государственной экологической политикой и экологической политикой конкретного хозяйствующего субъекта; соответствие международным стандартам, важным в условиях интенсивной глобализации; инвестиционная привлекательность.

В системе высшего профессионально-экологического образования компетентностный формат Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) предусматривает оценку качества профессиональной подготовки через компетенции выпускника [1, 2, 4].

Образовательные компетенции представляют собой взаимосвязанную совокупность ценностно-смысловых ориентаций, теоретических, нормативно-правовых и эмпирических знаний, умений, способов и опыта деятельности [3]. Будучи интегральным результатом освоения студентом образовательной программы, компетенции обеспечивают успешность работы и конкурентоспособность выпускника в избранной профессиональной сфере и предусматривают формирование общекультурных и личностно-профессиональных качеств, способствующих его социальной мобильности и устойчивости на рынке труда. В проекте ФГОС ВПО по экологии и природопользованию используется система универсальных и профессиональных компетенций [1]. Среди профильно-специализированных компетенций особая роль принадлежит профессионально-специализированным компетенциям в области экологического менеджмента и

экологического аудита. Определение круга профессионально-специализированных компетенций в области экологического менеджмента и аудита опиралось на подходы высшего общего профессионального и профессионально-экологического образования, объединяющего процессы профессионально-трудовой социализации, профессиональной подготовки и профессионального становления личности и исходило из анализа индивидуальных, общественных и государственных потребностей, рассматриваемых в качестве главного мотиватора деятельности [5].

Индивидуальные потребности будущего специалиста интегрируют потенциал его личной, социальной и профессиональной успешности. Личная успешность означает разностороннее личностное развитие и становление с учетом индивидуальных склонностей, интересов, мотивов, способностей. Социальная успешность предполагает адаптацию в мире социальных отношений, принятие основополагающих установок и правил, активное и ответственное участие в эколого-ориентированной деятельности. Профессиональная успешность демонстрирует владение фундаментальными и специализированными знаниями и способами деятельности в управлении охраной окружающей среды и независимого контроля ее состояния.

Общественные запросы, интегрируя личностные потребности, обобщают их до уровня социальных и направлены на безопасный и здоровый образ жизни; осознание нравственного смысла свободы в неразрывной связи с ответственностью; принятие идеалов равенства, социальной справедливости, разнообразия экокультур как демократических ценностей гражданского общества.

Государственные требования в виде социального заказа высшей профессиональноэкологической школе представляют собой наиболее общую характеристику индивидуальных и общественных потребностей, состоящих в поддержании национального единства и обес-

печения экологической безопасности на основе идеологии устойчивого развития, в достижении высокого профессионального уровня конкурентоспособных выпускников, успешно реализующихся в условиях рыночной экономики.

Выделенные потребности и структура профессионального образования как педагогической системы легли в основу определения следующих видов профессионально-специализированных компетенций в области экологического менеджмента и аудита: контекстно-средовых, предметно-специализированных, аксиологических.

Контекстно-средовые компетенции формируют мотивационную, ценностно-смысловую и целевую стратегическую платформу образования в области экологического менеджмента и аудита. Они обеспечивают общемировоззренческий экокультурный контекст образовательной среды. Предполагается понимание студентами ведущих идей общецивилизационного развития и роли экологического менеджмента и аудита в их реализации, приоритетных стратегий профессионально-экологического образования, личностно-профессиональных смыслов и устремлений. Смысловые ориентации студента по отношению к данной образовательной реальности состоят в том, что он понимает возрастающую роль функциональных компетенций в области экологического менеджмента и аудита в достижении устойчивого эколого-сбалансиро-ванного развития страны, их востребованность в расширяющейся сфере эколого-предпринима-тельской деятельности государства и зарубежной экологической политике; для него становится ясен смысл самостоятельной активности по освоению компетенций собственной социальной и личностно-профессиональной успешности и конкурентоспособности на рынке труда. Этот компетентностный план характеризуют следующие виды деятельности: проблема-тизация, мотивация, целеполагание (сдвиг мотива на цель), актуализация имеющегося индивидуального опыта для освоения нового содержания, коммуникация, позиционное самоопределение, рефлексия.

Предметно-специализированные компетенции обеспечиваются системой научно-теоретических, нормативно-правовых, прикладных знаний и способов деятельности в области экологического менеджмента и аудита.

Фундаментальная направленность содержания образования и его методологизация связаны с необходимостью формирования широкого круга информационно-познавательных компетенций, включающих готовность и способность студентов к самостоятельному поиску, анализу, интерпретации, систематизации, критической

оценки информационных ресурсов с позиций решаемой задачи. Приобретая компетенции данного вида, студенты могут использовать полученную информацию при планировании и реализации экоменеджерской и экоаудитор-ской деятельности на разных этапах, представлять информацию в различных видах и на различных носителях, адекватных решаемым задачам; проявляют готовность пользоваться, воспроизводить, совершенствовать средства и способы получения информации в электронном виде; владеют современными геоинформацион-ными (ГИС) и телекоммуникационными технологиями.

Функциональная полнота этих компетенций отражается в тезаурусах таких профессионально-специализированных дисциплин, как «Нормативно-правовое обеспечение экологического менеджмента и экологического аудита», «Экологический менеджмент и аудит природопользования», «Экологический аудит в системе экологического менеджмента», «Экологический аудит экологической безопасности», «Экологический консалтинг».

Предполагается овладение студентами предметно-специализированными знаниями и умениями в следующих смыслах: я знаю и умею зачем, что и как. Освоение предметно-специализированных компетенций означает способность к свободному поиску, преобразованию и использованию информационных ресурсов; оперированию понятиями, основными положениями и процедурами экологического менеджмента и аудита на основе научных отечественных разработок и международной практики, в частности международных стандартов серии ИСО 14000. Студент способен самостоятельно осуществлять анализ нормативно-методической документации, самостоятельно формулировать и решать аналитические, оценочные, прогностические, проектные задачи, использовать расчетный аппарат и геоинформационные системы. Готовность к будущей профессиональной деятельности обеспечивается владением методологией познания, стратегиями и способами развития креативности и рефлексии. Ком-петентностный план предполагает информационно-познавательный, когнитивный, практикоориентированный, коммуникативный, рефлексивный виды деятельности.

К числу важнейших аксиологических компетенций личностно-профессионального становления относятся толерантность, способность к социальной адаптации, ответственность, коммуникативность, конфиденциальность, позитивная самооценка, выработанная на основе демократических ценностей, гражданская идентичность. Компетентный студент способен

демонстрировать опыт операционного взаимодействия в профессиональном и социальном окружении, дисциплинированность, деловую активность и мобильность на основе непрерывного экологического образования (умеет учиться), рефлексию по поводу собственной экологической деятельности. Эти компетенции формируются в процессе личностно-профессионального становления специалиста при освоении программного материала.

Становление студента как специалиста тесно связано с развитием его личности. Профессионально важные психологические качества личности определяются на основе метода про-фессиографии - изучения требований, предъявляемых профессией эколога-природопользова-теля к личностным качествам, психологическим способностям, психофизиологическим возможностям. Профессиографический метод охватывает различные аспекты профессиональной деятельности в области экологии и природопользования: социальные, социально-экономические, исторические, технические, технологические, правовые, социально-психологические и др.. Взаимосоответствие будущего специалиста и его будущей профессии достигается путем согласования нормативных характеристик профессиональной деятельности (социальных, операциональных, организационных) с профессионально важными качествами личности, необходимыми для успешной самореализации: индивидуальными, личностными, коммуникативными, статусно-позиционными, профессионально-деятельностными, внешне-поведенческими.

Наиболее способствуют личностно-профессиональному становлению будущего специалиста такие черты, как следование профессиональной этике, индивидуальная и социальная ответственность, самоконтроль, гибкость и вариативность, смыслотворчество, внутренняя диалогичность, адекватная самооценка, готовность к дифференцированной диагностике уровня своих достижений. Из психологии известно, что прогресс личностно-профессионального становления означает «приращение», обогащение психики личности. Отметим, что процесс личностно-профессионального становления, являясь динамичным, происходит под влиянием внешних и внутренних факторов. Среди внешних факторов выделяется комплекс культурно-цивилизационных, социально-экономических, политико-правовых обстоятельств, которые определяют логику саморазвития личности студента, влияя на его доминирующие ожидания и притязания. К внутренним факторам относятся потребности и интересы, форми-

рующие отношение к реалиям своего личностно-профессионального становления. Важной предпосылкой становления будущего специалиста выступает сформулированная Я-концеп-ция профессионала, представляющая устойчивую систему представлений и идей о своем собственном образе в будущем, проецирование субъективно-ценимых качеств в социальное и профессиональное завтра, источник и результат профессионального становления.

Индивидуальная самореализация позволяет вырабатывать собственные обоснованные суждения с учетом социально-этических аспектов, лежащие в основе развития индивидуального стиля будущей профессионально-экологической деятельности выпускника. Его особенности проявляются в содержательной и формально-динамической стороне активности, а именно частоте, темпе, разнообразии действий, в познании организации систем экологического менеджмента и аудита, особенностях общения.

В становлении специалиста весьма значимую роль играет образовательная среда вуза как важный фактор освоения студентом ценностей и нормативов экологической культуры, становления стиля профессионально-экологической деятельности. Выступая сначала как внешний фактор, она для творчески работающего студента превращается в персонифицированную среду личностно-профессиональных отношений, многообразных связей по обмену личностным опытом, оценочных суждений, представлений о должном, о социально-профессионально значимом.

Итак, мы рассматриваем компетенции в области экологического менеджмента и аудита в трех аспектах: 1) как меру понимания современной идеологии устойчивого развития и стратегических социо- и экономико-экологических установок новой России, в контексте которых осуществляется образовательный процесс; 2) как уровень образованности, связанный с овладением фундаментальными и прикладными знаниями по управлению охраной окружающей среды и рациональному природопользованию и его независимому контролю, способов и результатов их поиска и усвоения; 3) как личностнопрофессиональное качество будущего специа-листа-эколога, результат его самореализации в профессионально-экологическом образовании в области экологического менеджмента и аудита.

В основу определения профессионально-экологической компетентности специалиста в области экологического менеджмента и аудита нами положена уровневая дифференциация, предложенная Л. Планкеттом и Г. Хейлом [6]. Современные диагностические средства позво-

ляют оценить и осознать результаты обучения, выраженные в виде сформированных профессионально-специализированных компетенций на четырех уровнях: неосознанная некомпетентность, осознанная некомпетентность, осознанная компетентность, неосознанная компетентность.

Первый уровень - неосознанная некомпетентность - это непонимание собственной некомпетентности. Отсутствие личностных смыслов не позволяет студенту идентифицировать себя в эколого-управленческой проблеме и сформировать конкурентоспособную личностно-профессиональную диспозицию.

Второй уровень - осознанная некомпетентность - есть понимание собственной некомпетентности, затрудняющей идентификацию себя в проблеме. Активизация познавательной мотивации как внешнего, так и внутреннего характера обеспечивает осознанное усвоение специальных знаний, типовых способов деятельности, алгоритмических умений. В процессе интенсивного обучения формируются личностнопрофессиональные качества, обеспечивающие устойчивость на рынке труда.

Третий уровень - осознанная компетентность - понимание уровня своей компетентности, позволяющей идентифицировать себя в проблеме. Осознанное освоение специального содержания образования в области экологиче-

ского менеджмента и аудита происходит благодаря глубокой внутренней мотивации и оценке растущей значимости знаний, способов деятельности, практических умений в современной и перспективной ситуациях. Устойчивый интерес способствует развитию самостоятельной активности и формированию личностно-профессиональных качеств, определяющих позитивное жизнеустремление.

Четвертый уровень - неосознанная компетентность - означает понимание своей готовности и способности к деятельности в области экологического менеджмента и аудита, автоматическое выполнение типовых и алгоритмических процедур на основе прочно усвоенных знаний, способов деятельности, практических умений и навыков. Этот уровень предусматривает свободное владение информационными ресурсами, методами, в том числе геоинформацион-ными, и их применение в новых незнакомых ситуациях; четкий самоконтроль в формировании позитивного опыта операционального взаимодействия при управлении изменениями в динамичном социоприродном пространстве; устойчивую жизнеутверждающую личностнопрофессиональную диспозицию, определяющую оперативную реакцию на изменения и установку на непрерывное образование.

Примечание. Работа выполнена при поддержке РГНФ (грант № 08-06-00272а).

Литература

1. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования 3-го поколения по направлению «Экология и природопользование». - Смоленск: Универсум, 2005. - 286 с.

2. Инновации в географическом и экологическом образовании / под ред. Н. С. Касимова. - М.: МГУ, 2007. - 258 с.

3. Компетентностный подход в педагогическом образовании: Коллективная монография / под ред. В. А. Козырева, Н. Ф. Радионо-вой, А. П. Тряпицыной. - СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. - 392 с.

4. Образование для устойчивого развития в высшей школе России: научные основы и стратегия развития / под ред. Н. С. Касимова. - М.: МГУ, 2008. - 283 с.

5. Педагогика профессионального образования / под ред. В. А. Сластенина. - М.: Академия, 2007. - 368 с.

6. Планкетт Л., Хейл Г. Выработка и принятие управленческих решений. - М.: Экономика, 1984. - 167 с.

7. Серов Г. П. Экологический аудит и экоаудиторская деятельность: научно-практическое руководство. - М.: Дело, 2008. - 408 с.

8. Ответственное руководство в интересах обеспечения устойчивого развития : документы саммита глав государств и правительств «Группы восьми» (Италия, Аквила, 8-10 июля 2009 года / пер. с англ. // Президент России : официальный сайт [Электр. ресурс]. - 1^: http://archive.kremlin.ru/events/articles/2009/07/219334/219332.sht т1 (дата обращения 24.04.2010).

9. Википедия : свобод. энцикл. (статья «Устойчивое развитие») [Электр. ресурс]. - 1^: http://ru.wikipedia.org/ (дата обращения 24.04.2010).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.