Научная статья на тему 'Профессиональная субъектность юристов: особенности развития'

Профессиональная субъектность юристов: особенности развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
385
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Область наук
Ключевые слова
SUBJECTIVITY / PROFESSIONALISM / LEGAL PERSONNEL / CONDITIONS / MECHANISMS OF DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гущина Т. И., Андреева И. Г.

Guschina Т.I., Andreevа I.G. Professional subjectivity of lawyers: features of development. The article contains socio-psychological determinants of development of professional subjectivity of future lawyers: the structure of personal values of students; features of the image «I» in the structure of their consciousness; the presence of acmeologic educational environment. Mechanisms and conditions of development of professional subjectivity of students are grounded in the article. It is also revealed barriers interfering with this process.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессиональная субъектность юристов: особенности развития»

испытуемых (57,14 и 33,33) свидетельствует о повышенной лабильности, неуверенности, импульсивности, которые могут приводить к непоследовательности и даже непредсказуемости поведения. Низкий уровень развития самообладания у таких студентов (38,1 и 20,83) означает спонтанность и импульсивность, сочетается с повышенной обидчивостью и как бы является психологическим механизмом, ограждающим их от интенсивных переживаний и внутренних конфликтов, способствуют устойчивости и невозмутимому фону настроения.

В заключение можно сделать вывод о том, что в результате проведенного психодиагностического исследования у студентов групп Ф-41 и ПНК-41 были выявлены различия в развитии волевой саморегуляции, являющейся одним из компонентов структуры уверенности в себе у будущих учителей для работы с детьми.

В перспективе исследование будет продолжено и направлено на изучение других компонентов и показателей уверенности в себе работе с детьми у будущих педагогов

при помощи комплекса психодиагностических методов.

1. Ромек В.Г. Понятие уверенности в себе в современной социальной психологии // Психологический вестник. Вып. 1. Ч. 2. 1996. С. 132-138.

2. Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. М., 1964.

3. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб.: Питер, 2001.

4. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980.

5. Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития. М.: Академия, 2004. С. 162.

6. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба: Вопросы теории и практики. М., 1991.

7. Основы психологии и педагогики / под ред.

Н.А. Дубинко. Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2004.

8. Петровская Л.А. Компетентность в общении. М., 2005.

9. Ильин Е.П. Психология воли. СПб.: Питер, 2000.

Поступила в редакцию 20.05.2012.

УДК 378.159

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СУБЪЕКТНОСТЬ ЮРИСТОВ: ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ

Т.И. Гущина, И.Г. Андреева

Guschina T.I., Andreeva I.G. Professional subjectivity of lawyers: features of development. The article contains so-cio-psychological determinants of development of professional subjectivity of future lawyers: the structure of personal values of students; features of the image «I» in the structure of their consciousness; the presence of acmeologic educational environment. Mechanisms and conditions of development of professional subjectivity of students are grounded in the article. It is also revealed barriers interfering with this process.

Key words: subjectivity, professionalism, legal personnel, conditions, mechanisms of development.

Процесс формирования в России новой правовой системы обусловливает острую потребность в подготовке юридических кадров на фундаментальной научной и правовой основе с учетом как традиционного, так и инновационного российского и зарубежного опыта. Это предполагает переориентацию юридического образования с преимущественно информативного типа обучения на обучение, позволяющее выявлять и развивать у студентов качества, обеспечивающие эффективную профессиональную деятельность юристов и их непрерывное личностно-

профессиональное развитие. Среди таких качеств выделяется профессиональная субъ-ектность как личностный ресурс, включающий совокупность мотивационно-ценностного, когнитивно-операционального, онтологического, рефлексивно-регуляционного и креативного компонентов и позволяющий самостоятельно, инициативно и творчески выполнять юридическую деятельность.

При определении факторов развития профессиональной субъектности будущих юристов учитывалась точка зрения Л.И. Ан-цыферовой. Автор любые социальные воз-

действия определяет как факторы, актуализирующие, стимулирующие, направляющие, поддерживающие или же тормозящие, блокирующие, деформирующие психологические усилия личности, психическую активность, внутреннюю работу. Эффективность разнообразных социальных воздействий, согласно автору, обусловлена мерой их вхождения в структуру личностно-значимой для человека задачи и зависимостью от того, какое место они занимают в ней. При этом основным психологическим фактором, определяющим степень эффективности различных социальных воздействий на человека, она считает высокий уровень психической активности субъекта [2].

Для развития профессиональной субъ-ектности важным является положение о внутренней противоречивости процесса индивидуального развития человека. Б.Г. Ананьев [1] считал, что неравномерность изменений и гетерохронность фаз развития характерны не только для процессов роста и созревания, но и для более поздних периодов жизни. Он показал важность законов гетерохронности не только для развития индивидуальных свойств, но и для формирования личности на протяжении всего жизненного пути.

Развитие профессиональной субъектно-сти обусловливается синтезом, с одной стороны, возможностей, способностей, личностных качеств и активности личности, а с другой стороны - требований деятельности, определяемых особенностями ее содержания, средств, условий, организации. На основе этого синтеза, включения личности в учебно-профессиональный процесс формируется профессиональная субъектность. Ее становление со своей позицией, профессиональными планами, стратегией поведения, целями и программами действий, отношением к результатам деятельности и другими специфическими свойствами является результатом преломления законов развития человека, изменения психического склада на жизненном пути под влиянием деятельностных детерминант. Таким образом, основным механизмом формирования профессиональной субъектности является соотнесение ее психической организации с требованиями деятельности.

Принцип субъекта деятельности реализует гипотезу Б.Ф. Ломова о том, что обеспечение любых требований осуществляется не путем локального соответствия и соизмерения отдельно взятых психических процессов, свойств и операциональных требований деятельности, а целостным способом организации на любом уровне активности. Структуры деятельности преломляются субъектом через свои возможности, способности, личностные черты и качества с учетом индивидуальных особенностей [5]. Понимание личности как активного деятеля, который целостно включается в способ своего деятельностного существования, позволяет поставить проблему изучения того, как осуществляется функциональная взаимосвязь разных типов деятельности в психологической организации личности и что представляют собой психологические механизмы ее интеграции [3]. Иными словами, вопрос заключается в том, каким образом соотносятся и связываются друг с другом различные способы динамического существования личности в пространстве разных форм деятельности. Включение в деятельность субъекта сопровождается соотнесением индивидуальных возможностей, способностей человека с теми требованиями, которые предъявляются содержанием и условиями самой деятельности с точки зрения успешного ее выполнения. В процессе освоения конкретной деятельности, столкновения субъекта с новыми задачами, профессиональными ситуациями, нестандартными условиями постоянно возникают противоречия между требованиями деятельности и уровнем развития отдельных личностных образований и профессионально ориентированными структурами психики. Эти противоречия и являются основной движущей силой развития профессиональной субъектности.

Важным источником поступательного развертывания возможностей профессиональной субъектности, изменения отдельных структур и компонентов является целеобра-зование и целепостроение в динамике развертывания конкретной деятельности. Выбор, формулирование системы целей, достижение которых требует адекватной активации соответствующих психологических структур, определенной степени их консолидации в соответствии с содержанием отдельных компонентов деятельности и напряже-

ния для достижения заданного результата являются также источником развития психической организации личности.

Процесс развития профессиональной субъектности включает в себя конструирование способов овладения когнитивно-операциональной стороной деятельности, которые своим содержанием формируют профессиональную направленность, профессиональносубъектную компетенцию, профессионально-субъектную Я-концепцию, а также комплекс мер, направленных на развитие профессиональной рефлексии и креативности.

Профессиональная среда, соответственно организованная учебно-профессиональная деятельность с определенными знаниями, нормами, отношениями становятся внешними регуляторами по отношению к внутренним психофизическим регуляторам жизнедеятельности каждого студента. Возможность стать субъектом образовательной и профессиональной деятельности реализуется в процессе интериоризации внешних регуляторов (норм, правил, ценностей) во внутренние регуляторы жизни и деятельности студента. При этом эффект перехода внешних воздействий во внутриличностный план будет тем выше, чем более они адекватны разнообразным уровням развития профессиональной субъектности будущего юриста. Поэтому интериоризацию можно рассматривать как еще один механизм развития профессиональной субъектности.

Наблюдающиеся в процессе профессионального становления изменения индивидуальных эталонных моделей профессионала выступают в качестве показателей и критериев отношения личности к себе как к субъекту профессиональной деятельности. Сопоставление образа «Я» и образа профессионала, оценка степени их рассогласования, стремление и выработка стратегий приближения к эталонной, несомненно, способствуют формированию установок и мотивов к совершенствованию психологических структур личности. Процесс профессионализации сопровождается не только развитием личностных структур, но и специфической интеграцией свойств и качеств личности, формированием ее как целостной системы.

В психологии имеются исследования, где эмпирически подтверждено, что в каче-

стве акмеологических детерминант развития субъектности будущих юристов выступают: структура личностных ценностей студентов; особенности образа «Я» в структуре их самосознания; наличие акмеологической образовательной среды [6].

Одной из задач нашего исследования является определение психологических условий развития профессиональной субъектно-сти будущих юристов.

Профессия, предъявляя особые требования к личности и деятельности субъекта, предписывает ему определенные действия в качестве профессиональных обязанностей (норм). Представления об объективно существующем профессиональном пространстве, одной из составляющих которого является сам субъект профессиональной деятельности, специфические потребности представителей определенной профессиональной группы и интересы тех, кто с ними взаимодействует, выражаются в особой форме -в форме идеи, отражающей тенденцию долженствования.

Объективная общественная необходимость в профессии юриста, облекаясь в форму научно-обоснованной идеи о профессиональных нормах личности и деятельности специалиста, находит отражение в государственных профессионально-образовательных стандартах. «Ядром» содержания профессионального образования является предметный блок, который закладывает фундамент профессионального образования, т.е. в сознании специалиста действительность, являющаяся полем его профессиональной деятельности, открывается ему в объективной устойчивости ее свойств, в ее отделенности, независимости от субъективного отношения к ней человека, от наличных его потребностей или, как говорят, «презентируется» ему.

Открытие профессиональной реальности, ее презентация происходит в процессе взаимодействия будущего юриста с профессиональным пространством как непосредственно, так и в моделируемых учебных ситуациях. Развитие профессиональной субъект-ности зависит от содержания, характера и профессиональной направленности учебнопознавательной и учебно-профессиональной деятельности студента, а, следовательно, и образовательного процесса в целом [4].

Общим и непременным условием развития профессиональной субъектности, помимо благоприятных для этого характеристик макро- и микросреды, является собственная активная творческая деятельность человека, его высокая способность осознанно на основе интеграции накопленного опыта познания, общения, труда принимать и реализовывать оптимальные решения профессиональных задач.

При этом готовность личности принять на себя управление своей профессиональной деятельностью и определить ее направление во многом зависит от ее мотивации профессиональной деятельности. Мотивация профессиональной деятельности представляет собой сложное системное образование, упорядоченную совокупность профессиональных ценностных ориентаций, мотивов, побуждений личности к осуществлению профессиональной деятельности.

Профессиональная субъектность является продуктом и результатом профессиональной деятельности. По мере обучения в вузе происходит профессионализация студентов, заключающаяся в том, что сознание будущего специалиста не только обогащается новыми информационными признаками профессиональной деятельности, но и выявляет и фиксирует практическую значимость отдельных информационных признаков. Таким образом, развитие профессиональной субъ-ектности идет, с одной стороны, по пути расширения профессиональных знаний, с другой стороны, по пути сокращения активно используемых знаний за счет определения субъектом наиболее значимых.

Сложность развития профессиональной субъектности будущего юриста заключается в следующем. В силу специфики объекта и субъекта профессиональной деятельности юриста и того, что сама деятельность относится к типу деятельностей с переменной структурой, большинство сформированных образов профессионального пространства многозначно, т.е. содержат в себе не единственное предметное значение.

Внутренним барьером, затрудняющим открытость этого мира сознанию индивида, могут выступать как культурные стереотипы, так и профессионализация мышления. В частности, высокий уровень развития профес-

сионального мышления юриста характеризует его как классного специалиста. Однако, как подчеркивается в ряде исследований, гипертрофированное развитие профессионального мышления может поглощать другие проявления личности, а самого юриста превращать в функцию от профессии. Таким образом, определенное состояние культурных стереотипов и профессионального мышления может сужать границы профессиональной субъектности, что, естественно, оказывает негативное влияние и на пространство освоенных юристом профессиональных действий. Объясняется это и тем, что все профессиональные действия юриста содержат в себе не единственное операциональное значение.

Обучаясь в вузе, студент вступает во взаимодействие с готовой системой профессионально направленных значений и овладевает ею. Критерием развитости профессиональной субъектности, на наш взгляд, является не только то, насколько студент усвоил эту систему, но и то, в какой мере она стала для него значимой, т.е. приобрела субъективный, личностный смысл. Таким образом, оценка эффективности профессионального становления специалиста, а следовательно, и образовательного процесса в вузе предполагает не только и не столько оценку знания системы психологических понятий, требований профессиональной деятельности, сколько оценку ее смысла для каждого студента.

В процессе учебно-профессиональной деятельности, общения с преподавателями и в процессе собственно профессиональной деятельности сознание делает своими средства, способности и умения, необходимые для осуществления профессиональной деятельности. В развитии этих отношений и совершается процесс профессионального развития личности, одним из критериев которого и является профессиональная субъект-ность будущих юристов.

Профессиональная субъектность юриста не сводится только к развитию профессионально-субъектных компетенций, а предполагает формирование сложных психических систем профессионально-субъектной Я-кон-цепции, профессиональной рефлексии и креативности.

Субъектность в студенческом возрасте выступает основанием для потенциального

развития профессиональной субъектности, которое становится действительностью через ведущую деятельность. В рамках данного возраста, в особенности на этапе взрослости, своего рода платформой профессиональной субъектности является учебно-профессиональная деятельность. Именно в пространстве учебно-профессиональной деятельности обнаруживается доминирующее начало саморазвития личности в период студенчества.

С нашей точки зрения, важнейшим показателем и одновременно определяющим фактором развития профессиональной субъ-ектности будущих юристов выступает профессиональная направленность личности, т.е. система ценностных ориентаций и мотивов индивида, актуализирующая цели достижения профессионального успеха.

Ценностные ориентации (интериоризи-рованные ценности) представляют собой содержательную сторону направленности личности и составляют основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к самому себе, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и «философии жизни» [8]. Нравственные ценности юриста - это все то, что связано с регулированием его профессиональной деятельности и поведения в быту, с самой профессиональной деятельностью и выраженными в ней моральными отношениями [9]. Поэтому развитие профессиональной субъектности будущих юристов возможно за счет раскрытия мотивационноценностной основы профессиональной субъектности юристов.

На этапе ранней профессионализации субъект развития приобретает необходимые для профессии знания, которые, в свою очередь, становятся условиями, определяющими данный субъект. При этом отправным периодом профессионального развития личности является его обучение в вузе как плацдарм освоения необходимых знаний, умений и навыков предстоящей профессии. Специфика и характер процесса профессионального развития в обучении глубоко проанализированы, в частности, в диссертационном исследовании О С. Тумшайс [7]. Автор пишет, что «в рамках определения целостности процесса развития важно увидеть, что всей психологической нагрузкой процесса индивиду-

ального овладения профессией, воплощаемой в организации и содержании профессионально направленного обучения в вузе, в пространстве которого концентрируется разворачивание-развитие субъектности личности по принципу обратной связи, создается определенная интенция для самоформирова-ния и саморазвития. В этой пространственновременной среде развития субъектность человека как целого является интегратором его «надындивидуальных» свойств, определяет своим совместным влиянием прогресс и общий эффект социального взросления будущего специалиста, его готовность к социально ценной, социально признаваемой деятельности» [7].

Профессионализация, обусловленная обучением в вузе, определяется первоначальным «вхождением» в профессию, освоением профессиональных компетенций. «Компетенция - это общая способность, основанная на знаниях, опыте, ценностях, склонностях, которые приобретены благодаря обучению... Компетенция это то, что порождает умение, действие. Компетенцию можно рассматривать как возможность установления связи между знанием и ситуацией или, в более широком смысле, как способность найти, обнаружить процедуру (знание и действие), подходящую для проблемы» [10]. Итак, компетенция - это осознанная человеком способность (возможность) реализации знаний и умений, способов действий для эффективной деятельности в конкретной ситуации. Важным условием развития профессиональной субъектности будущих юристов является усиление когнитивно-операциональной стороны профессиональной субъектности и понимания содержания и места отдельных компетенций в профессиональной деятельности юриста в процессе сочетания традиционных и активных форм обучения.

В процессе профессионального развития, осуществляющегося в период студенчества, ключевым моментом выступает развитие профессионально важных качеств будущих юристов как компонента системы представлений о себе как субъекте профессиональной деятельности. Это проявляется в уровне и характере развития самосознания личности профессионала, постоянно прорабатывающегося рефлексивным действием, и тем самым

формирующего профессионально-субъектную Я-концепцию. Поэтому одним из условий развития профессиональной субъектности будущих юристов является развитие профессионально важных качеств личности будущих юристов за счет включения их в различные виды профессионально ориентированной деятельности.

Процесс рефлексивной проработки представлений о своем «Я» приобретает особую интенсивность на этапах определения личностью своей профессиональной позиции. Это связано с проработкой освоенного содержания позиции профессионала как нормы, закрепленной в социальных экспектациях обобщенных представлениях людей о профессионализме субъекта, и как нормы отреф-лексированной, а в силу этого - многовариантно отдифференцированной «для себя» как особенное, преломленное в процессе индивидуального приятия. В их сопряжении значительную роль играют индивидуальные представления личности о себе как субъекте профессиональной деятельности. Таким образом, в процессе профессионального развития, происходящего в период студенчества, условием развития профессиональной субъектности будущих юристов становится инициирование рефлексии за счет диалогичности и личностной ориентации субъектов «на других» и анализ собственной деятельности.

На данном этапе у субъекта активно преобладает процесс самодвижения, осуществляющийся через активное, деятельное освоение областей собственного профессионального незнания. То есть отрефлексированное самоопределение, которое выражается в понимании того, что я могу, чего я не могу, чего я желаю, и открывающийся процесс развития профессионально-субъектной Я-концепции становятся условиями саморазвития личности в профессиональной реальности.

В процессе профессионализации человек входит в пространство профессиональной деятельности, достигает определенного уровня развития профессиональной направленности, профессионально-субъектной Я-концепции, овладевает профессией, т.е. на основе имеющихся знаний, умений, навыков достигает определенной профессиональносубъектной компетенции, профессиональной рефлексии и креативности.

Субъектность характеризуется в полной мере способностью производить изменения в себе и, как следствие, в окружающем мире. Это обусловлено нарастанием рефлексии, самопонимания, повышенной ответственностью. Порождение новых смысложизненных и ценностных ориентации обеспечивает возможность преодоления ситуативных ограничений в плане жизнетворчества. Удовлетворенность трудом определяется приматом цели над условиями. Проявляется тенденция к осмыслению жизни в целом, ее содержания и границ в пространстве и времени.

Когда субъект достигает высшего этапа профессионального развития, тогда на первый план выходит общее саморазвитие, где вновь возникает потребность в самоопределении, самодвижении, однако на качественно другом уровне. В данный период деятельность, направленная на себя с целью самоиз-менения, была ориентирована на внешний, поверхностный уровень бытия (социальный успех, овладение профессией, статус и т.д.), однако на этапе собственно зрелости ориентиры саморазвития приобретают углубленный, содержательный, духовно ориентированный характер, результатом которого становится творчество.

В настоящее время исследователи выделяют понятия «модель современного человека», или «инновационная личность», для которой характерны:

- открытость инновациям, экспериментам, изменениям;

- ориентация на настоящее и будущее, а не на прошлое;

- опора человека на личные силы, возможности;

- стремление к новизне, неукротимая любознательность;

- высокое чувство ответственности, планирование действий, рациональный расчет, готовность к риску.

Личность должна сама определить и выработать и степень своей социальной зрелости, и степень своей компетентности и профессионализма, и степень самостоятельности, которая дала бы ей возможность найти свое собственное место и роль в современном социуме [9].

Таким образом, важным моментом в развитии профессиональной субъектности бу-

дущих юристов является обеспечение креативной деятельности студентов в процессе решения задач в моделируемых профессиональных ситуациях.

Субъект, способный осуществлять креативную деятельность, становится способным претворять действительность в пространстве собственной практики. В данном пространстве креативность выступает как синтез итога собственного саморазвития и преобразования действительности в самодеятельность, где профессиональная реальность становится ее плацдармом. Человек, достигающий такого уровня развития, не ставит цели адаптироваться к действительности, в то время как приобретает новую способность - формировать пространство действительности, выступать в качестве причины, а не только следствия соответствующих событий и формирующихся в социальных процессах ситуаций, максимально использовать способность к творчеству в своей деятельности.

Итак, психологическими условиями развития профессиональной субъектности будущих юристов являются:

а) внутренние: сформированная профессиональная направленность, выполняющая побуждающую, направляющую, регулирующую функции профессиональной деятельности; наличие компетенций, обеспечивающих успешность выполнения профессиональной деятельности; профессионально-субъектная Я-концепция, предполагающая видение своей роли как субъекта профессиональной деятельности; профессиональная рефлексия, обусловливающая способность к адекватной и всесторонней оценке профессиональных ситуаций; креативность, обеспечивающая оригинальность и продуктивность деятельности в профессионально обусловленных ситуациях;

б) внешние: 1) раскрытие мотивационноценностной основы профессиональной субъ-ектности юристов; 2) усиление когнитивнооперациональной стороны профессиональной субъектности и понимания содержания и места отдельных компетенций в профессиональной деятельности юриста в процессе сочетания традиционных и активных форм обучения; 3) развитие профессионально важных качеств личности будущих юристов за счет включения их в различные виды про-

фессионально ориентированной деятельности; 4) инициирование рефлексии участников образовательного процесса за счет диалогичности и личностной ориентации субъектов обучения «на других» и анализ собственной деятельности; 5) обеспечение креативной деятельности студентов в процессе решения задач в моделируемых профессиональных ситуациях.

Средствами развития профессиональной субъектности будущих юристов являются: использование в учебно-профессиональной деятельности личностно ориентированых технологий психологического сопровождения (развивающей диагностики, тренингов личностного и профессионального развития, мониторинга профессионального развития, проектирования моделей профессиональной деятельности).

Особенности профессиональной субъ-ектности будущих юристов обусловлены спецификой их профессиональной деятельности. Успешность развития профессиональной субъектности студентов-юристов детерминирует взаимодействие психологических факторов и условий и зависит от сформиро-ванности мотивационно-ценностного, когнитивно-операционального, онтологического, рефлексивно-регуляционного и креативного компонентов. Внутреннюю согласованность структуры профессиональной субъектности будущих юристов обеспечивает оптимальное равновесие между профессиональной направленностью, профессионально-субъектной компетенцией, профессиональносубъектной Я-концепцией, профессиональной рефлексией и профессиональной креативностью. В конечном итоге эти факторы (внутренние и внешние), неповторимо взаимодействуя, совместно детерминируют процесс развития профессиональной субъектно-сти будущих юристов.

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1968.

2. Анцыферова Л.И. Системный подход в психологии личности // Принцип системности в психологических исследованиях. М., 1990.

3. Бодров В.А. Психологические исследования проблемы профессионализации личности // Психологические исследования проблемы

формирования личности профессионала: сборник научных трудов. М., 1991. С. 3-26.

4. Гущина Т.И. Развитие концепции ученика у будущих педагогов в процессе профессиональной подготовки. Тамбов, 2004.

5. Ломов Б.Ф. Личность в системе общественных отношений // Психологический журнал. 1981. Т. 2. № 1. С. 3-17.

6. Чесноков В.А. Организационно-педагогическая модель развития субъектных характеристик личности будущего юриста в процессе профессиональной подготовки // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. СПб., 2010. № 121. С. 214-219.

7. Шишков С.Е., Кальней В.А. Школа: мониторинг качества образования. М., 2000.

8. Петровский А.В. Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. М., 1998.

9. Тумшайс О.С. Субъектность в системе психологических условий личностно-профессионального развития студентов вуза: дис. ... канд. психол. наук. М., 2006.

10. Юдин Э.Г. Деятельность как объяснительный принцип и как предмет научного познания // Вопросы философии. 1976. № 5. С. 65-78.

Поступила в редакцию 14.03.2012.

УДК 371.1

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ТРАДИЦИЙ СОВРЕМЕННЫХ НАУЧНЫХ ШКОЛ

Л.Е. Осипенко

Osipenko L.E. The organization of research activities of schoolchildren based on traditions of modern scientific schools. The possibility of organization of research activities of schoolchildren taking into account features of formation of scientific research teams is grounded in the article. It is disclosed the specificity of scientific research teams and requirements to its formation. The qualitative and quantitative structure of children’s teams of researchers is considered; the role of interaction of pupils at the solution of research tasks is grounded in the article. It is also considered qualities of scientific leader in the team of researchers.

Key words: research activity, scientific school, team of researchers, scientific leader, children’s team of researchers, work in groups, scientific work.

Потенциал экономического роста любой страны напрямую зависит от уровня развития науки и техники. В последнее время с углублением инновационных процессов и повышением уровня информатизации общества значимость интеллектуальной составляющей производственных ресурсов существенно возрастает. Ввиду этого особую актуальность приобретает вопрос, связанный с формированием будущей интеллектуальной элиты нации. «Капитал должен плясать под дудку таланта», - так авторы популярной книги «Бизнес в стиле фанк» провозгласили перспективы для тех стран, которые не могут похвастаться изобилием природных ресурсов и которые вынуждены рассчитывать только на творческие способности, интеллект и квалификацию своих граждан, чтобы выжить в международной конкуренции.

В этой связи принято говорить о методологии формирования исследовательских умений школьников. Одним из стратегических подходов к решению данной проблемы может служить интеграция традиций совре-

менных научных школ в технологию организации исследовательской деятельности школьников.

Многое из того, что будет изложено в данной статье, не претендует на оригинальность; в той или иной мере форме аналогичные идеи, наверняка, приходили в голову многим ученым. Наша основная цель заключается в том, чтобы взглянуть на эту проблему в другом ракурсе. Во-первых, обратить внимание на особенности современной науки и чрезвычайную продуктивность научных исследовательских коллективов. Во-вторых, показать, что ряд аспектов, используемых при их комплектации, могут быть использованы и при организации исследовательской деятельности школьников.

Для обоснования первого тезиса мы будем рассматривать науку не как систему готовых знаний, а как специфический вид деятельности. В данном контексте нельзя не учитывать психологические особенности работников науки, их способности и интересы. Учет и использование этих факторов приоб-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.