Научная статья на тему 'Профессиональная социализация в колледже'

Профессиональная социализация в колледже Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
302
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНЫЙ ОПЫТ / СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / МОТИВАЦИЯ ВЫБОРА СПЕЦИАЛЬНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Залкина Наталья Петровна

В статье представлен авторский взгляд на социализацию личности в условиях профессионального образовательного учреждения, показаны основные направления формирования профессиональной социализации учащегося посредством развития высокой мотивации к овладению будущей профессией

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессиональная социализация в колледже»

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ

Профессиональная социализация в колледже

Студенческие годы благоприятны для получения социального опыта, однако приобретение молодежью важных профессиональных ориентаций и норм поведения затруднено из-за неустойчивости взглядов, неадекватной самооценки и чрезмерных притязаний. Профессиональная школа, ранжируя ценностные ориентации, создает реальные условия для профессионального самоопределения, помогает подростку определить ту сферу, в которой он готов нести полную ответственность за себя и свои действия в решении собственных проблем.

ЗАЛКИНА Наталья Петровна,

кандидат педагогических наук, директор Тверского колледжа транспорта и сервиса, Тверь

Аннотация

В статье представлен авторский взгляд на социализацию личности в условиях профессионального образовательного учреждения, показаны основные направления формирования профессиональной социализации учащегося посредством развития высокой мотивации к овладению будущей профессией

Ключевые слова:

формирование личности, социализация, социальный опыт, социально-профессиональные ценности, мотивация выбора специальности, профессиональная социализация личности

Отношение каждого человека к условиям своего бытия, выбору жизненно значимых предметов и объектов (то, что принято называть ценностными ориен-тациями) формируется на протяжении всей жизни.

К основным факторам, оказывающим влияние на формирование личности, относятся: биологическая наследственность, физическое окружение, культура, групповой опыт, уникальный индивидуальный опыт.

Социализация достаточно сложное по составу и содержанию понятие. Изучением социализации занимаются самые разные дисциплины (биология, философия, социальная педагогика, медицина), и каждая из них строит свое собственное представление о социализации. Но даже в рамках одной дисциплины, например психологии, существует несколько школ и направлений, связанных с изучением социализации [3; 7].

Важность ценностного ресурса

Учитывая, что в классическом понимании социальной нормы здоровыми и нормальными считаются явления, наиболее распространенные в обществе, образ жизни наших студентов — это индивидуальный проект, который создается под воздействием самых различных источников информации. Сегодня, когда доступна информация о вреде тех или иных форм поведения, можно обнаружить парадоксальные факты. Например, в поисковой системе Гугл сайтов, повествующих о пользе курения и алкоголя, более 240 тысяч [9].

В существующей ситуации подросток может потерять важнейший ресурс развития — ценностный. Между тем для современного человека наличие образа будущего является принципиально важным, поскольку обеспечивает динамику личностного функционирования.

Когда человеку сложно решать смысложиз-ненные вопросы самостоятельно, он склонен к упрощению «глобальных» вопросов, подмене их доступными и простыми. Так укрепляются различные зависимости. «Пагубное пристрастие, — считает британский социолог Энтони Гидденс, — это неспособность освоить будущее...» [4].

Этапы социализации

Многие исследователи рассматривают процесс социализации через создание определенных условий для приобретения студентами социального опыта, формирование социально-профессиональных ценностей [5; 6; 8].

Говоря о мотивации выбора специальности выпускниками школ, нужно отметить пять приоритетных мотивов: имидж профессии, возможность проявить свои способности, авторитет колледжа, перспектива хорошей работы по окончании учебы и, зачастую, влияние родителей [2]. И все же далеко не факт, что мы не встретим наших выпускников, занятых в сферах, далеких от профиля полученного образования. Для уменьшения случаев случайного или ошибочного выбора профессии подростками в работе приемной комиссии колледжа в этом году принимал участие педагог-психолог.

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ

После того как абитуриентами пройден этап профессионального информирования и профориентации, особое внимание в колледже уделяется первокурсникам, которым предстоит пройти сложный процесс вхождения в новую социальную среду и интегрироваться в ней.

В начале учебного года в колледже проводится ряд мероприятий, на которых учащиеся старших курсов принимают первокурсников в студенческую семью, дают им возможность показать свои таланты, проявить эрудицию, раскрыть коммуникативные качества. По отзывам первокурсников, такие мероприятия помогают им узнать о студенческой жизни учебного заведения, сложившихся традициях, способствуют адаптации.

Агентами профессиональной социализации в период обучения в колледже в первую очередь являются мастера производственного обучения. Только те педагоги, которые соответствуют актуальным требованиям реальных производств, способны выработать у студентов правильное представление об общественном значении и содержании будущей профессиональной деятельности, а именно:

- сформировать у каждого студента убеждения в своей профессиональной пригодности, а также ясное понимание необходимости овладения всеми дисциплинами и видами подготовки, предусмотренными учебным планом;

- формировать и укреплять традиции профессиональной направленности;

- выработать стремление следить за всем прогрессивным в области будущей профессиональной деятельности, умение направлять самовоспитание на пользу работе, постоянно пополняя свои знания.

Работающие педагоги проходят периодические стажировки на предприятиях деловых партнеров, вновь принятые — имеют опыт работы на производстве и квалификацию молодых специалистов (эколог, психолог, экономист, юрист).

Экскурсия на предприятие — одна из распространенных форм получения профессиональной информации. Наряду со ставшим уже традиционным вовлечением студентов в разнообразные виды деятельности мы ставим задачу развития целостного видения перспектив и возможностей своего жизненного и профессионального пути. Поэтому немаловажное значение имеет качество разработанных образовательных программ, а именно проектирование механизмов формирования социальных компетенций студентов на уроках каждой дисциплины.

В текущем учебном году данный вопрос особенно тщательно прорабатывается в связи с переходом общего образования на новые образовательные стандарты и принятием профессиональных стандартов. Большое внимание в плане профессиональной социализации уделяется проведению внеаудитор-

ных мероприятий, так как они позволяют раскрыть творческие возможности и способности студентов, увлечь их, сплотить учебную группу в единый коллектив, учат конструктивно работать и общаться [1].

Важным аспектом социализации является подготовка к успешному вхождению студентов в жизнь после завершения учебы в колледже. Так, программа вариативной учебной дисциплины «Эффективное поведение на рынке труда» предусматривает выработку умений поиска работы, психологической готовности к возможным неудачам и низкой востребованности на рынке труда Твери специалистов без опыта работы.

Литература

1. Залкина Н.П., Сергеева М.Г. Построение профессиональной карьеры в контексте компетентностного подхода: Монография. — Курск: Региональный финансово-экономический институт, 2013. — 246 с.

2. Караванова Л.Ж., Сергеева М.Г. Концепция и модель профессионально-личностного развития специалиста по социальной

работе в период вузовского обучения: Монография. — Курск: Региональный финансово-экономический институт, 2014. — 392 с.

3. Коржуев А. В., Сергеева М. Г. Схемы понимания, объяснения и предсказания педагогической реальности: Монография. — Курск: Региональный финансово-экономический институт, 2015. — 190 с.

4. Ломакина Т.Ю., Сергеева М.Г. Научные основы развития непрерывного экономического образования в системе профессионального образования: Монография. — М., 2015. — 344 с.

5. Пряжникова Е.Ю., Сергеева М.Г. Психологические аспекты профессионального самосознания профконсультантов: Монография. — Курск: Региональный финансово-экономический институт, 2015. — 242 с.

6. Сергеева М.Г. Взаимодействие региональных рынка труда и рынка образовательных услуг с учетом механизма социального партнерства // Alma mater. — 2013. — № 1. — С. 4855.

7. Сергеева М.Г. Имитационные методы профессионального обучения: Монография. — М.: ИТИП РАО, 2007. — 188 с.

8. Сергеева М.Г. Компетентностная модель выпускника в условиях непрерывного профессионального образования: Монография. — М.: НОУ ВПО МИЛ, 2015. — 180 с.

9. Сергеева М.Г. Перспективные технологии обучения в профессиональном образовании // Специалист. — 2009. — № 1. — С. 26-31.

Когда человеку сложно решать смысложизненные вопросы самостоятельно, он склонен к упрощению «глобальных» вопросов

Агентами профессиональной социализации в период обучения в колледже в первую очередь являются мастера производственного обучения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.