УДК 37 . 013 . 8
РО!: 10. 23951/2307-6127-2017-1-85-91
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ КАК ПРЕДМЕТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
Ж. А. Чапкович
Томский государственный педагогический университет, Томск
Рассматривается проблема профессиональной социализации студентов в образовательной среде современного вуза. Представлен анализ научно-методических и педагогических исследований в области профессиональной социализации студентов и оздоровительной физической культуры. Важными компонентами профессиональной компетентности являются культура здорового образа жизни, способность к личностному росту и развитию, коммуникабельность, обучаемость, стремление к самообразованию, креативность, социальная активность. Физическое воспитание в вузе является мощным инструментом формирования культуры здорового образа жизни и профессиональной социализации студентов. Оптимальным и эффективным видом двигательной активности в процессе физического воспитания студентов является оздоровительный фитнес. Изложены преимущества и функции фитнеса как фактора социализации студентов. Ин-тегративный характер спортивно-физкультурной деятельности в процессе занятий фит-несом делает ее эффективным средством профессиональной социализации личности.
Ключевые слова: социализация, образование, профессиональная компетентность, профессиональная социализация, здоровье, здоровый образ жизни, физическое воспитание, физическая культура, фитнес.
Актуальность исследования. Социализация как процесс активного становления личности культурно-исторически обусловлен. Проблема социализации обладает непреходящей актуальностью для каждого этапа развития цивилизации и значимостью для педагогической науки. В современный период социализация молодежи приобретает специфические особенности в связи с изменениями институтов и агентов социализации, структурных компонентов системы воспитания и образования, развитием информационных технологий и средств коммуникации, увеличением требований к профессиональной компетентности.
В Психологическом словаре (1996) социализация (от лат. socialis - общественный) определяется как процесс усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений, осуществляемый в общении и деятельности. Социализация предполагает активное участие самого человека в освоении культуры, в формировании определенных значимых социальных качеств, приобретении умений и навыков, необходимых для их успешной реализации. Социализация включает в себя познание человеком окружающей действительности, овладение знаниями и компетенциями практической индивидуальной и совместной деятельности. Основополагающее значение для эффективности социализации имеет процесс воспитания и образования [1].
Социализация продолжается в течение всей жизни человека. Этапы социализации соотносятся с этапами возрастной периодизации развития личности. Юношеский возраст 18-23 лет является этапом устойчивой концептуальной социализации, в ходе которой происходит осмысление молодыми людьми своей социальной роли в обществе, социальное самоопределение, поиск своего места в жизни. В этот период молодые люди, успешно за-
кончившие обучение в школе, поступают в высшие учебные заведения. Основополагающее значение высшего образования состоит в формировании общекультурных и профессиональных компетенций студентов и профессиональной социализации как интегративного результата учебно-воспитательного процесса.
Профессиональная социализация личности - это целостный и непрерывный процесс становления профессионала на протяжении жизненного пути, в котором актуализируется вопрос о социальном регулировании его деятельности и формировании индивидуальных и профессионально-личностных качеств, степень проявления которых определяет уровень его профессионализма. С этих позиций профессиональное развитие студентов в образовательной среде современного вуза является процессом социализации, заключающийся в освоении ими системы профессиональных требований к будущему реальному участнику общественного производства и в проявлении активности, направленной на максимальное соответствие этим требованиям.
Социализация личности в процессе обучения и воспитания - широко исследованная тема в педагогике, психологии и социологии (Б. Г. Ананьев, Г. М. Андреева, А. Н. Леонтьев) [2-4]. Различным аспектам процесса социализации посвящены труды многих известных ученых (Э. Эриксон, А. В. Мудрик, И. С. Кон, Д. И. Фельдштейн). В работах этих авторов раскрывается само понятие социализации, этапов социализации и их содержания, описываются варианты и модели социализации молодежи [5-9]. Вопросы профессиональной социализации студентов рассматриваются в исследованиях многих современных ученых. Внимание исследователей акцентируется на особенностях социализации студентов в современных условиях профессионального образования.
В настоящее время работодатели испытывают недостаток в компетентных специалистах, обладающих качествами, необходимыми для становления профессионализма. Важнейшим фактором профессиональной компетентности является здоровье. По определению Всемирной организации здравоохранения, «здоровье является состоянием полного физического, психического и социального благополучия человека, а не только отсутствием болезней и физических дефектов». Чтобы стать профессионалом, добиться успеха, необходимо обладать высоким уровнем здоровья, выглядеть подтянутым и позитивным. Важными компонентами успешности становятся общая тренированность, культура здорового образа жизни, способность к личностному росту и развитию, коммуникабельность, обучаемость, стремление к самообразованию, креативность, социальная активность.
Однако социальный запрос не достигнут. Повсеместное внедрение компьютерных технологий и дистанционных форм обучения создало «сетевое поколение», зависимое от Интернета и не владеющее элементарными умениями и навыками социального взаимодействия вне сети. По наблюдениям автора, к характерным особенностям современного студенчества вообще и студентов Томского государственного педагогического университета в частности можно отнести: утилитарное мышление, леность, низкий уровень физического развития, плохое зрение, неправильная осанка, недостаток мускулатуры и, как следствие, снижение иммунитета и социальная апатия. В результате выпускаются специалисты (бакалавры) с дипломами, по состоянию здоровья профессионально непригодные и неприспособленные к реальным жизненным условиям. Исправить эту негативную тенденцию представляется возможным в процессе физического воспитания.
Роль физического воспитания в формировании общекультурных компетенций, готовности к самопознанию, самовоспитанию и здоровому образу жизни освещается в работах и публикациях многих современных исследователей (В. Н. Соловьев, В. Ю. Карпов, В. К. Бальсевич, Л. И. Лубышева) [10-12]. Физическая культура как фактор социализации личности студентов, ее значение для социальной адаптации и активности молодого поколе-
ния также рассматривается и в исследованиях по педагогике и социологии. Все авторы единодушны в высокой оценке роли и значения физического воспитания в социальном развитии молодежи. Таким образом, физическое воспитание в вузе является мощным инструментом формирования культуры здорового образа жизни и профессиональной социализации студентов. Легкая атлетика, лыжи, плавание, волейбол, баскетбол, футбол, фитнес -виды двигательной активности, входящие в вузовскую программу по физической культуре. По результатам медицинского осмотра первокурсники ТГПУ распределяются по группам в соответствии с уровнем здоровья и физической подготовленности. В последние три учебных года наблюдается неутешительная картина: соотношение количества студентов основной и специальной медицинской группы 1:1, т. е. половина поступивших в вуз молодых людей имеют недостаточный уровень здоровья и физической подготовленности. По этой причине легкая атлетика, бег, занятия лыжами - противопоказаны большой части студентов, так же как волейбол, баскетбол и футбол - командные виды спорта, требующие специальных знаний и умений и предполагающие физическую и психологическую готовность к игре в команде. Плавание рекомендовано всем и практически не имеет противопоказаний, но у студентов с низким уровнем здоровья приводит к обострению простудных заболеваний. Следовательно, наиболее оптимальным и эффективным видом двигательной активности в процессе физического воспитания студентов является оздоровительный фитнес.
Фитнес как явление в системе оздоровительной физической культуры входит в область научных интересов педагогов и специалистов по физической культуре и спорту. Большой вклад в исследование фитнеса как оздоровительной теории, методики и практики и во внедрение фитнес-технологий в образовательный процесс внесли Т. С. Лисицкая, Л. В. Сидне-ва, Е. Г. Сайкина [13-14]. Фитнес как оздоровительная практика и педагогическая технология применительно к процессу физического воспитания студентов представлен в различных исследованиях по теории и методике физической культуры. По утверждению ряда исследователей, с которыми автор статьи полностью солидарен, фитнес - это средство повышения устойчивой мотивации к занятиям, развития «Я-концепции» и формирования готовности к самоорганизации здорового образа жизни (В. И. Григорьев, Д. Н. Давиденко, С. В. Малинина, В. В. Захаров, Е. Ю. Пономарева) [15-17].
Анализ научно-методической литературы показал, что, несмотря на большое количество педагогических работ в области профессиональной социализации студентов и оздоровительной физической культуры, недостаточно исследований, в которых отражалась бы связь между профессиональной социализацией студентов и физическим воспитанием средствами оздоровительного фитнеса. Это определяет проблему исследования: каковы педагогические условия профессиональной социализации студентов в процессе физического воспитания средствами оздоровительного фитнеса?
Томск - город молодежи и студентов, поэтому закономерным процессом стало включение оздоровительной и фитнес-аэробики в образовательные программы по физической культуре для студентов. Аэробика - интенсивно развивающееся направление в системе вузовского физического воспитания, располагающее специфическими средствами, методами, направленное на гармоничное развитие человека [18]. В Западной Сибири передовиками по внедрению аэробики в систему физического воспитания студентов стали Томский государственный университет и Томский политехнический университет, в которых фитнес-аэ-робика в качестве специализации начала преподаваться с 1985 г. К 1992 г. фитнес-аэробика вошла в систему физического воспитания СибГМУ, ТГАСУ, ТУСУРа и ТГПУ [19]. На сегодняшний день фитнес является обязательным разделом образовательных программ по физической культуре и элективным курсом во всех вузах города Томска. Популярность
оздоровительного фитнеса среди студенческой молодежи традиционно высока, так как он имеет ряд преимуществ:
- доступность: занятия фитнесом не имеют медицинских противопоказаний, одинаково полезны для студентов основной и специальной медицинской групп с любым уровнем физической подготовки;
- независимость: занятия фитнесом могут проводиться круглогодично, в специально оборудованных помещениях, вне зависимости от времени года и погодных условий;
- индивидуальность: занятия фитнесом направлены на индивидуальное развитие личности, индивидуальное совершенствование, индивидуальные достижения вне зависимости от достижений и мнений других участников;
- минимальность затрат: для занятий фитнесом не требуется специальной экипировки, подходит любая удобная спортивная одежда и обувь;
- функциональность: развитие физических качеств, формирование мышечной мускулатуры с целью оздоровления, обеспечения способности к повседневным функциональным действиям и активной жизнедеятельности человека;
- эмоциональность: для занятий фитнесом характерна положительная эмоциональная атмосфера, что способствуют улучшению психологического состояния занимающихся;
- разнообразность: многообразие видов фитнес-программ позволяет удовлетворить потребности каждого обучающегося;
- результативность: при систематических регулярных занятиях фитнесом достигается видимый и ощутимый результат;
- константность: приобщившись однажды, занятия фитнесом возможно продолжать всю последующую жизнь.
Многолетний опыт автора статьи позволил выявить функции фитнеса как фактора социализации студентов:
- оздоровительная, базовая функция, предполагающая создание условий, обеспечивающих удовлетворение потребностей в двигательной активности и формирование на этой основе физической подготовленности;
- образовательная функция, связанная с изучением фитнеса и фитнес-технологий как направления оздоровительной физической культуры;
- воспитательная функция, направленная на воспитание положительных психологических и морально-волевых качеств;
- развивающая функция, направленная на развитие личности, образа «физического Я» и положительной «Я»-концепции;
- аксиологическая функция, формирующая устойчивую мотивацию к занятиям и ценностную ориентацию на здоровый образ жизни;
- интегративная функция, способствующая объединению занимающихся в группы;
- информационная функция, способствующая овладению знаниями о здоровье человека, рациональном питании и системе тренировок;
- профессионально-прикладная функция, направленная на физическую подготовку студентов к трудовым и бытовым функциональным нагрузкам;
- спортивно-тренировочная функция, проявляющаяся в достижении высоких результатов и их закреплении;
- рекреативная и реабилитационная функции, связанные с использованием средств фитнеса для организации активного досуга, профилактики утомления и восстановления временно утраченных функциональных возможностей организма;
- гедонистическая функция, связанная с получением удовольствия от занятий физическими упражнениями;
- зрелищная функция;
- социально-экономическая функция, которая выражается в том, что средства, вложенные в занятия фитнесом, оправдывают себя в дальнейшем в уровне здоровья, продолжительности и качестве жизни человека [20].
В Томском государственном педагогическом университете фитнес в качестве специализации по физической культуре выбирают студенты всех факультетов. В 2015/16 учебном году количество занимающихся в группах оздоровительной фитнес- и аква-аэробики и атлетической гимнастики составило более 120 человек. C сентября 2016 г. фитнес в ТГПУ преподается как элективный курс. Количество студентов, выбравших обучение по этому направлению, составило более 150 человек. Двигательная активность, в которую включаются студенты во время занятий фитнесом, является одним из основных механизмов слияния общественного и личного интересов, формирования общественно необходимых индивидуальных потребностей. Опыт автора показал, что занятия фитнесом во многом формируют общую культуру студентов, способствуют повышению уровня образованности, физической подготовленности и физического совершенствования, ориентируют молодежь на здоровый образ жизни как на систему ценностей, а также обеспечивают устойчивое стремление личности к самореализации в различных видах и формах физкультурно-оздоровительной деятельности. Интегративный характер этой деятельности делает ее эффективным средством профессиональной социализации личности.
Список литературы
I. Психологический словарь . М . : Педагогика-Пресс, 1996 . 440 с .
2 . Ананьев Б . Г . О проблемах современного человекознания . Л . : Наука, 1977 . 380 с .
3 . Андреева Г . М . Социальная психология: учебник . М . : Аспект Пресс, 2001. 384 с .
4 . Леонтьев А. Н . Психологические основы развития ребенка и обучения . М . : Первое издание, 2009 . 424 с .
5 . Эриксон Э . Детство и общество / пер . [с англ . ] и науч . ред . А. А. Алексеев . СПб . : Летний сад, 2000 . 416 с .
6 . Мудрик А . В . Социализация вчера и сегодня . М . : Московский психолого-социальный ин-т, 2006 . 432 с .
7 . Мудрик А . В . Социализация человека: учебное пособие . М . : Академия, 2006 . 304 с .
8 . Кон И . С . В поисках себя . Личность и её самосознание . М . : Политиздат, 1984. 335 с .
9 . Фельдштейн Д . И . Социализация и индивидуализация - содержание процесса социального взросления: Хрестоматия
по возрастной психологии: учебное пособие для студентов . Москва: МПСИ; Воронеж: МЭДОК, 2006 . С . 123-134.
10 . Соловьев В . Н . Оздоровительные технологии и социальные проблемы в физическом воспитании студентов: учебно-
методическое пособие . Ижевск: УдГУ, 2005. 515 с .
II. Карпов В . Ю . , Щёголев В . А. , Щедрин Ю . Н . Социально-личностное воспитание студентов в процессе физкультурно-спортивной деятельности: учебное пособие . СПб . : СПбГУИТМО, 2006 . 248 с .
12 . Бальсевич В . К . , Лубышева Л . И . Физическая культура: молодёжь и современность // Теория и практика физической
культуры . 1995. № 4 . С . 2-8 .
13 . Лисицкая Т . С . , Сиднева Л . В . Аэробика: теория и методика: в 2 т . М .: Федерация Аэробики России . 2002. Т . 1. 230 с . ; Т. 2 . 216 с .
14 . Сайкина Е . Г . Фитнес в системе дошкольного физкультурного образования: дис .... д-ра пед . наук . СПб . , 2009 . 560 с .
15 . Григорьев В . И . , Давиденко Д . Н . , Малинина С . В . Фитнес-культура студентов: теория и практика: учебное пособие .
СПб. : Изд-во Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов, 2010 . 228 с .
16 . Захаров В .В . Развитие «Я-концепции» студентов в процессе физкультурно-оздоровительной деятельности средствами
атлетической гимнастики: дис .... канд . психол . наук. Курск, 2010 . 207 с .
17 . Пономарева Е . Ю . Формирование готовности студентов вуза к самоорганизации здорового образа жизни средствами
фитнес-аэробики: дис .... канд . пед . наук. Елец, 2011.195с .
18 . Бондаренко Е . В . Педагогическая технология физического воспитания студенток на основе средств аэробики // Вестн .
Томского гос . пед . ун-та (TSPU Bulletin) . 2014 . Вып . 6 (147) . С . 23-28.
19 . Чапкович Ж . А. История развития фитнеса как вида двигательной активности населения // Вестн . Томского гос . пед .
ун-та (TSPU Bulletin) . 2016 . Вып . 8 (173) . С . 112-116 .
20 . Чапкович Ж . А. Функции фитнеса как фактора социализации студентов // Наука и образование: XX Международная
конференция студентов, аспирантов и молодых ученых. Томск. 2016 . Т. 3, ч . 1. С . 60-64.
Чапкович Жанна Альбертовна, аспирант, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634041). E-mail:jannetch@mail2000.ru
Материал поступил в редакцию 29.09.2016
DOI: 10.23951/2307-6127-2017-1-85-91
PROFESSIONAL SOCIALIZATION OF STUDENTS IN THE PROCESS OF PHYSICAL EDUCATION AS THE SUBJECT OF PEDAGOGICAL ANALYSIS
Z. A. Chapkovich
Tomsk State Pedagogical University, Tomsk, Russian Federation
The problem of socialization has an actual continuity for every step of civilization development and the importance for pedagogical science. There is the problem of professional socialization of students in learning environment in modern university in the article. There is an analysis of scientific - methodical and pedagogical researches in the sphere of professional socialization of students and recreational physical culture. The main thing of professional competence is the culture of healthy living, capability for personal growing and development, sociability, educability, commitment to self-education, creativity and social activity. Physical education in the university is the powerful tool of creation of the culture of healthy-living and professional socialization of students. The definitive and effective kind of physical activity in the process of physical education of students is health related fitness. There are benefits and functions of fitness as the factor of socialization of students. Health-giving fitness is very popular among students that's why health-giving fitness and aerobics are reasonable parts of the process of joining it to the physical activity educational programs for students. Nowadays fitness is a necessary part of physical culture educational programs and elective course in all universities in Tomsk. The integrative nature of sport-physical activities in the process of fitness training makes it the effective instrument of professional personal socialization.
Key words: socialization, education, professional competence, professional socialization, health, healthy living, physical education, physical culture, fitness.
References
1. Psikhologicheskiy slovar' [Psychological dictionary] . Moscow, Pedagogika-Press Publ . , 1996 . 440 p . (in Russian) .
2 . Anan'ev B . G . O problemakh sovremennogo chelovekoznaniya [About the problems of modern anthropology] . Leningrad,
Nauka Publ . , 1977 . 380 p . (in Russian) .
3 . Andreeva G . M . Sotsial'naya psikhologiya: uchebnik [Social psychology: textbook] . Moscow, Aspekt-Press Publ . , 2001. 384 p .
(in Russian)
4 . Leont'ev A . N . Psikhologicheskiye osnovy razvitiya rebenka i obucheniya [Psychological base of childs development and
study] . Moscow, 2009 . 424 p . (in Russian) .
5 . Erikson E . Detstvo i obshchestvo [Childhood and society] . Per. s angl . i nauch . red . A. A. Alekseev [Ttranslated from English
and scientific editing by A. A. Alekseev] . St. Peterburg, Letniy sad Publ . , 2000 . 416 p . (in Russian) .
6 . Mudrik A. V Sotsializatsiya vchera i segodnya [Socialization yesterday and tomorrow] . Moskow, Moscow Psychological Social
University Publ . , 2006 . 432 p . (in Russian) .
7 . Mudrik A. V. Sotsializatsiya cheloveka: uchebnoye posobiye [Human socialization: study guide] . Moscow, Akademiya Publ . ,
2006 304 p (in Russian)
8 . Kon I. S . Vpoiskakh sebya. Lichnost'i eyo samosoznaniye [Looking for myself . Personality and its consciousness] . Moscow,
Politizdat Publ. , 1984. 335 p . (in Russian) .
9 . Fel'dshteyn D . I. Sotsializatsiya i individualizatsiya - soderzhaniye protsessa sotsial'nogo vzrosleniya: Khrestomatiya po
vozrastnoy psikhologii: uchebnoye posobiye dlya studentov [Sociology and individualization, the context of process of social growing up: Reader about age psychology: textbook for students] . Moscow: MPSI Publ . ; Voronezh, MEDOK Publ . , 2006 . Pp . 123-134 (in Russian) .
10 . Solov'ev V. N . Ozdorovitel'nye tekhnologii i sotsial'nye problemy v fizicheskom vospitanii studentov: uchebno-metodicheskoye
posobiye [Healthy technologies and social problems in the physical education of students: teaching aid] . Izhevsk, USU Publ . , 2005. 515 p . (in Russian) .
11. Karpov V. U . Sotsial'no-lichnostnoye vospitaniye studentov v protsesse fizkul'turno-sportivnoy deyatel'nosti: uchebnoye posobiye [Social-personal education of students in the process of sport-physical activity: teaching aid] . St. Petersburg, SPGUITMO Publ . , 2006 . 248 p . (in Russian) .
12 . Bal'sevich V K . , Lubysheva L . I . Fizicheskaya kul'tura: molodyozh' i sovremennost' [Physical culture: youth and present time] .
Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury - Theory and practice of physical culture, 1995, no . 4, pp . 2-8 (in Russian) .
13 . Lisitskaya T . S . , Sidneva L . V. Aerobika: teoriya i metodika [Aerobics: theory and methods of teaching] . Moscow, Federatsiya
Aerobiki Rossii Publ . , 2002 . Vol . 1 - 230 p . , vol . 2 - 216 p . (in Russian) .
14 . Saykina E . G . Fitnes v sisteme doshkol'nogo fizkul'turnogo obrazovaniya. Dis . dokt. ped . nauk [Fitness in the system of
preschool physical education . Thesis of doct. of ped . sci . ] . SPb, 2009 . 560 p . (in Russian) .
15 . Grigor'ev V. I . , Davidenko D . N . , Malinina S . V Fitnes-kul'tura studentov: teoriya i praktika: uchebnoye posobiye [Students
fitness culture: theory and practice: teaching aid] . St. Petersburg, Saint-Petersburg State University of Economy and Finance Publ . , 2010 . 228 p . (in Russian) .
16 . Zakharov V. V. Razvitiye «Ya-kontseptaii» studentov v protsesse fizkul'turno-ozdorovitel'noy deyatel'nosti sredstvami
atleticheskoy gimnastiki. Dis . kand . psihol . nauk [The development of «Self conception» of students in the process of physical health activity by athletic gymnastics . Thesis cand . of psychol . sci . ] . Kursk, 2010 . 207 p . (in Russian) .
17 . Ponomareva E . U . Formirovaniye gotovnosti studentov vuza k samoorganizatsii zdorovogo obraza zhizni sredstvami fitnes-
aerobiki. Dis . kand . ped . nauk [The foundation of students' readiness to self-organization of healthy living by fitness aerobics . Thesis cand. of ped. sci . ] . Elets, 2011.195 p. (in Russian) .
18 . Bondarenko E . V. Pedagogicheskaya tekhnologiya fizicheskogo vospitaniya studentok na osnove sredstv aerobiki [Educational
technology of university students' physical education based on the means of aerobics] . Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2014, no . 6 (147), pp . 23-28 (in Russian) .
19 . Chapkovich Z . A . Istoriya razvitiya fitnesa kak vida dvigatel'noy aktivnosti naseleniya [History of fitness development as kind of
physical activity of the population] Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2016, no . 8 (173), pp . 112-116 . (in Russian) .
20 . Chapkovich Z . A. Funktsii fitnesa kak faktora sotsializacii studentov [The function of fitness as the factor of students
socialization] . XX Mezhdunarodnaya konferentsiya studentov, aspirantov i molodykh uchenykh: «Nauka i obrazovaniye» [XX International Conference of Students and Young Scientists «Science and Education»] . Tomsk, 2016 . Vol . 3, part 1. Pp . 6064 (in Russian)
Chapkovich Zh. A., Tomsk State Pedagogical University (ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russian Federation, 634061). E-mail: jannetch@mail2000.ru