СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Селиванов Д.Ю., соискатель, кафедра социологии, Московский гуманитарный университет, г. Москва, Россия
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ СТУДЕНТОВ АГРАРНЫХ ВУЗОВ
Одним из важнейших условий развития российской экономики является сельскохозяйственное производство. Сегодня сельское хозяйство, как и большинство отраслей российской экономики, остро переживает последствия мирового финансового и экономического кризиса 2008 года. Наряду с государственной поддержкой отрасли, важным условием преодоления сложившейся ситуации является привлечение на село высококвалифицированных специалистов, без которых немыслимо полноценное функционирование агропромышленного комплекса.
Несмотря на то, что ежегодно аграрные вузы выпускают более 78 тыс. специалистов, дефицит кадров с высшим аграрным образованием на сегодняшний день составляет более 77 тыс. человек [1].
Указанное несоответствие между количеством выпускников аграрных вузов и вакансиями сельскохозяйственного производства определило цель эмпирического исследования: а именно, изучение проблемы профессиональной социализации студентов аграрных вузов.
В современной социологии А.И. Ковалева рассматривает социализацию как «двусторонний процесс (1) постоянной передачи обществом и (2) освоения индивидом в тече-
ние всей его жизни социальных норм, культурных ценностей и образцов поведения, позволяющий индивиду функционировать в данном обществе» [2].
Профессиональная социализация выражается в определенном уровне освоения умений и навыков профессионального порядка.
Для изучения проблемы профессиональной социализации студентов аграрных вузов были опрошены студенты Российского государственного аграрного университета -МСХА им. К.А. Тимирязева и Саратовского государственного аграрного университета. Время проведения исследования - апрель-май 2010 года. Применялся метод анкетного опроса. Выборочная совокупность составила 574 студента.
В ходе исследования было опрошено 68% девушек и 32% юношей, что отражает генеральную совокупность. В общей совокупности опрошенных составляют: 58% студенты до 21 года, 37% — от 21 до 23 лет и около 6% опрошенных старше 24 лет.
Важными характеристиками выборочной совокупности является то, что большинство респондентов до поступления в вуз жили в городах, из сел приехало лишь 37%, а также то, что работа родителей и близких родственников 60% опрошенных студентов никак не связана с сельским хозяйством.
Исходя из существующей проблемы было необходимо выяснить
Ежегодно аграрные вузы выпускают более 78 тыс. специалистов, дефицит кадров с высшим аграрным образованием на сегодняшний день составляет более 77 тыс. человек.
№ 4 (12) АПРЕЛЬ 2011
основные мотивы поступления студентов в аграрные вузы.
С этой целью в анкету был включен вопрос: «Почему Вы выбрали именно это учебное заведение?»
Наиболее популярными ответами студентов были: «Совет знакомых, друзей, родных» — 33,3%, «Наличие общежития» — 29,6%, «Хорошая материально-техническая база вуза»
— 25,9%. Для юношей также немаловажным фактором остается отсрочка от службы в армии» (22,2%). Варианты ответа «Высокий престиж вуза» и «Получение перспективной профессии» заняли соответственно 4 и 5 места рейтинга.
Важной исследовательской задачей было определить: «Кто оказал наибольшее влияние на выбор будущей специальности?»
Проведенный опрос показал, что самостоятельно выбрали будущую профессию лишь треть студентов — 34%, наибольшее влияние на выбор будущей специальности опрошенных студентов оказали родители респондентов — 52%, информационные справочники по вузам — 18%, совет друзей
- 11%.
Исходя из того, что ценностные ориентации молодежи служат своеобразным индикатором социальной обстановки в обществе, а также способны отражать принятые в обществе жизненные ориентиры, включая и ориентир на будущую профессиональную деятельность, было необходимо выяснить, каковы ценностные ориентации студентов аграрных вузов. Для этой цели в анкету был включен вопрос: «Что для Вас означает «хорошо жить»?» Указанный вопрос многократно применялся в мониторинге «Российский вуз глазами студентов» [3], в котором автор принимал непосредственное участие.
Исследование показало, что важнейшими составляющими «хорошей жизни» у респондентов являются: желание иметь хорошую семью (71%), быть здоровым (71%) и материально обеспеченным (69%), иметь хорошую работу (67%), «любить и быть любимым» (51%).
Вместе с тем наличие хорошего образования не входит в первую пятерку рейтинга ценностей: только 17% студентов включило
его в свою формулу «хорошей жизни». Но при этом абсолютное большинство респондентов считают труд неотъемлемой стороной жизни и лишь 4% опрошенных намерены совсем не работать.
Определенный интерес представляет анализ атрибутов «хорошей жизни» по гендерным различиям. Так, желание иметь хорошую семью у девушек гораздо ярче выражено, чем у юношей, что объясняется социально-психологическими особенностями женщин. В свою очередь, для мужчин более выражены стремление к власти и высокому положению в обществе, независимость и свобода. При этом материальная обеспеченность занимает одинаково высокое место (по 70%) среди прочих ценностей как для мужчин, так и для женщин.
Обучение в вузе является важнейшим этапом профессиональной социализации личности. Профессиональная подготовка, полученная в период обучения в вузе, бесспорно, отражается на социально-профессиональных характеристиках будущего специалиста АПК, его жизненных планах, целях, выборе места трудоустройство.
Большинство студентов аграрных вузов (54%) оценили уровень подготовки в вузе требованиям работодателей как «скорее соответствующий, чем нет». Варианты ответа «полностью соответствует» и «затрудняюсь ответить» выбрали по 14% респондентов, и лишь 7% опрошенных студентов охарактеризовали уровень подготовки как «полностью не соответствующий».
На вопрос: «Готовы ли Вы после окончания вуза работать по специальности?» положительный ответ дали 55% респондентов, 28% опрошенных заявили о готовности работать там, где больше заработная плата, независимо от специальности. Испытывают неуверенность, рассматривая свои шансы на трудоустройство не очень высоко, 15% студентов.
Однако в современных условиях работа по специальности выпускника аграрного вуза в большинстве случаев не предполагает работу непосредственно на селе.
Усугубляет дело тот факт, что в погоне за увеличением количества абитуриентов, в большинстве аграрных вузов наметилась
С \
Обучение в вузе является важнейшим этапом профессиональной социализации личности.
ч_111__
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
тенденция к росту так называемых «престижных» направлений подготовки, пре-жжде всего экономической направленности. Если в советское время найти работу выпускнику аграрного вуза в городских условиях было практически невозможно, то теперь обычным делом стала подготовка в сельскохозяйственных вузах экономистов, менеджеров, юристов, дизайнеров и педагогов.
Следствием чего является безвозвратная потеря для аграрного сектора молодых кадров.
Из опрошенных студентов только 36% выразили готовность после окончания вуза работать на селе, при этом число юношей, давших положительный ответ, значительно больше, чем девушек, что объясняется особенностями сельского труда, а также меньшей взыскательностью мужского пола к условиям сельского быта.
Стоит учитывать, что представления о будущей жизни и профессии большинства студентов только формируются и полны иллюзий, в итоге, как показывает официальная статистика, лишь 14% выпускников аграрных вузов едут работать в села, при этом половина из них, не проработав и года, навсегда уходит из этой сферы [4].
Обращает на себя внимание и тот факт, что почти половина опрошенных студентов, приехавших из сельской местности, после окончания вуза планируют жить и строить профессиональную карьеру в городе, воспринимая обучение лишь как шанс закрепиться в городе. Это объясняется более высоким уровнем дохода в городе, широким спектром вакансий для молодежи, высоким уровнем развития социокультурной сферы и т.д.
Следующей исследовательской задачей было выяснить условия, при которых студенты после окончания вуза согласились бы работать на селе.
Анализ ответов показал, что важнейшими условиями привлечения в сельскую местность молодых кадров являются высокая заработная плата (61%), перспективы карьерного роста (34%), предоставление жилья работодателем (27%), возможность заняться
своим бизнесом (24%), интересная работа (23%), предоставление социальных льгот (19%).
Таким образом, основными проблемами успешности профессиональной социализации студентов аграрных вузов являются:
— случайное попадание большинства студентов в сельскохозяйственные вузы (не имея ни малейшего представления об особенностях будущей профессии);
— низкий уровень мотивации студентов в процессе обучения, большинство из которых учится только ради получения диплома;
— недостаточное внимание со стороны вузов к практической подготовке будущих специалистов АПК, низкий уровень взаимодействия вузов с потенциальными работодателями;
— непрестижность сельского труда среди молодежи, обусловленная рядом причин (низким доходом, тяжелыми условиями труда, особенностями сельского образа жизни и Т.д.). (
1. Приоритетные национальные проекты. URL: http://www.rost.ru/themes/2007/10/161447_11273. shtml
2. Ковалева А. И. Социализация // Знание. Понимание. Умение. 2004. № 1. С. 139
3. Это исследование проводится с 2000 года среди учащихся государственных и негосударственных московских и региональных вузов Московским гуманитарным университетом при поддержке Союза негосударственных вузов Москвы и Московской области, Национального союза негосударственных вузов, Российского гуманитарного научного фонда (инициатор и научный руководитель проекта — профессор И.М. Ильинский, руководитель этапов 2004 — 2008 гг. профессор Вал. А. Луков).
4. Федеральная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2007— 2012 гг. URL: http://www.mcx.ru/index.html?he_id=681