УДК 37.062.2 + 377.5
В.В. Землянский
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ КАК ОСНОВА СТАНОВЛЕНИЯ КОМПЕТЕНТНОГО СПЕЦИАЛИСТА
В статье в контексте современных социокультурных процессов раскрывается сущность профессиональной социализации студентов учреждений среднего профессионального образования на основе компетентностного подхода. Определены педагогические условия успешной профессиональной социализации как основы становления компетентного специалиста.
Ключевые слова: профессиональная социализация, компетентностный подход, ключевые компетенции.
В современном мире происходят перемены цивилизационного значения, сочетающие в себе высочайший динамизм и всеобщий характер. Сущностный смысл социализации учащейся молодежи в современной России раскрывается на пересечении двух линий социокультурного развития: с одной стороны, это сохранение - восстановление отечественной духовной традиции, предполагающие необходимость ее нового прочтения и включения в контекст реалий воспитания (Л.И. Новикова, И.Н. Сиземская), а с другой - усиление общемировой тенденции динамизма социальных процессов, ведущее к становлению общества префи-гуративного типа (М. Мид).
Реальная жизнь показывает, что только целенаправленное комплексное исследование закономерностей и противоречий социального становления и развития личности создает научную основу для осуществления мер по регулированию процессов социализации и профессионализации и управлению этими процессами. Анализ современной социокультурной ситуации позволяет выделить в ней различные по масштабу тенденции, накладывающие отпечаток на проблемы социального взросления учащейся молодежи. Для жизни России последнего десятилетия в качестве макроситуации можно рассматривать ситуацию переходного периода, которая определяется понятием «аномия», то есть состояние без-нормности, перехода от одного ряда ценностных оснований бытия к другому (Э. Дюркгейм, Т. Парсонс).
Современное состояние общества порождает противоположные тенденции: негативную, связанную с деструктивным влиянием кризиса на личность, и позитивную, связанную с совершенствованием социального пространства, ростом в нем новых социальных структур, ориенти-
рованных на активизацию человеческого ресурса наиболее перспективного контингента учащейся молодежи.
Сегодня профессиональная школа, как и другие социальные институты, вынуждена работать в условиях неопределенности, поскольку должна подготовить новые поколения к жизни и труду в обществе, будущее которого можно представить только в самых общих чертах. Современные требования к конкурентоспособному специалисту - выпускнику колледжа связаны с необходимостью не только совершенствовать свои профессиональные знания, умения, личностные качества, но и быть психологически готовым к иному виду профессиональной деятельности. Самоопределение, а не приспособление становится ведущим механизмом социализации в современных условиях, поэтому профессиональное образование призвано помочь молодому человеку самоопределиться в окружающем мире. В связи с этим модернизация системы СПО предполагает формирование у студентов новой культуры отношений, ценностями которой являются самостоятельное действие и предприимчивость, соединенные с ответственностью за общественное благосостояние и устойчивое развитие социума.
Профессиональное образование определяется как процесс и результат профессионального становления и развития личности человека. Профессиональное образование - составная часть процесса социализации. Студенческий возраст благоприятен для овладения целым комплексом социальных ролей взрослого человека: гражданских, профессиональных и др. Специфический аспект этого процесса выражается в формировании тех свойств личности, которые характеризуют ее как профессионала.
Согласно Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года основ-
© В.В. Землянский, 2009
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2009
347
ная цель профессионального образования заключается в подготовке квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности; в удовлетворении потребностей личности в получении образования.
К социальным ожиданиям, связанным с профессиональным образованием, относят более высокие показатели качества образования вследствие: построения его на компетентностной основе, уровня индивидуализации, взаимодействия образования с окружающей средой, диверсификации образовательных маршрутов. При этом формирование базовых профессиональных компетенций выступает в качестве приоритетной миссии профессионального образования в России. Компетентностный подход (В.А. Болотов, И.А. Зимняя, Г.И. Ибрагимов, Е.Я. Коган, А.А. Пинский, В.В. Сериков, А.В. Хуторской, И.Д. Фрумин, Б.Д. Эльконин и др.) предполагает овладение целостным опытом решения жизненных проблем, выполнения ключевых функций, социальных ролей, компетенций в различных сферах профессиональной и общественной жизни.
Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность студента, а умения решать проблемы, возникающие в познании и объяснении явлений действительности; при освоении современной техники и технологий; во взаимоотношениях людей, в этических нормах, оценке собственных поступков; в практической жизни при выполнении социальных ролей; в правовых нормах и административных структурах; в потребительских и эстетических ценностях; в овладении профессией; в умении ориентироваться в ситуации на рынке труда; в рефлексии собственных жизненных проблем; в самоорганизации себя; выборе стиля и образа жизни; разрешении конфликтов (А.М. Митяева).
При этом ключевые компетенции можно условно разделить на три группы: 1) компетенции, относящиеся к самому себе как личности, как субъекту жизнедеятельности; 2) компетенции, относящиеся к взаимодействию человека с другими людьми; 3) компетенции, относящиеся к профессиональной деятельности человека, проявляющиеся во всех ее типах и формах [1, 2].
Таким образом, новая парадигма как стиль мышления данной исторической эпохи вносит определенные коррективы в традиционную трактовку целей и содержания образования. Формирование ключевых компетенций (социально-политической, коммуникативной, информационной, социокультурной) в своей совокупности становится главной целью образования личности в соответствии с требованиями современного информационного поликультурного мира, что определяет содержание и направленность профессиональной социализации будущего специалиста.
Сущность профессиональной социализации состоит в том, что в ее процессе индивид приобщается к определенной профессиональной роли и становится носителем связанного с этой ролью социального статуса (А.Г. Пашков, В.А. Сласте-нин). Профессиональная социализация предполагает нахождение человеком личностного смысла в профессии, своего места в профессиональной стратификации, формирование профессионального менталитета, профессиональной идентичности (Э.Ф. Зеер). Успешность профессиональной социализации проявляется в интеграции человека в профессиональное сообщество и посредством этого - в общество в целом. Социализирующим результатом профессионального образования выступает устойчивая система социальноценностных отношений студента к окружающему миру, к осваиваемой профессии, к самому себе.
Студенты ссузов составляют одну из самых активных социально-профессиональных групп молодежи. В сравнении со старшеклассниками школ они более реально включены в процесс профессионально-личностного самоопределения, в сравнении со студентами вузов отличаются меньшим социальным опытом и более коротким периодом этого самоопределения, но в то же время - ускоренным включением в профессионально-трудовые отношения. В сравнении с учащимися профессиональных училищ к студентам ссузов предъявляются повышенные требования в обучении, психологическая напряженность жизни студентов ссузов является самой высокой среди других групп учащейся молодежи (Н.Т. Рожков). Результаты социально-психологических исследований представлений учащейся молодежи о своем социальной будущем свидетельствуют, что жизненные планы юношества недостаточно реалистичны, отражают высокие притязания и бескомпромиссность в выборе жиз-
348
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2009
ненных целей. Преобладает стремление подчинить себе будущее, а не планировать свой жизненный путь (Е.П. Белинская).
Следует отметить, что в процессе профессионального обучения не всегда решается проблема профессионального самоопределения студента колледжа - нестабильность экономики, невост-ребованность труда молодых специалистов порождают неуверенность выпускника в том, что он сможет применить свои силы в осваиваемой им сфере профессиональной деятельности. Поэтому система среднего профессионального образования должна решать целый комплекс задач: сформировать готовность студента к дальнейшему жизненному и профессиональному самоопределению; развивать смысложизненные ориентации студентов, организаторские и коммуникативные способности.
В современных психолого-педагогических исследованиях выдвигаются концептуальные положения о включении в состав критериев оценки качества среднего профессионального образования наряду с профессиональными знаниями и умениями личностных компонентов, ключевых компетенций, которые могут служить показателями профессиональной социализированности личности. Это предприимчивость, креативность, нравственная зрелость, деловая активность, коммуникабельность, профессиональная мобильность, способность к саморазвитию, умение быстро адаптироваться к изменяющимся условиям, способность к принятию социально и профессионально ценных решений в сложных ситуациях жизни и профессиональной деятельности, опыт профессионально-личностного саморегулирования.
Профессиональная социализация студентов колледжа определяется взаимодействием целого ряда условий. Выделим некоторые из них. Это создание целостного образовательно-воспитательного пространства среднего специального учебного заведения как интегрированной совокупности развивающих сред (дидактической, информационной, профессионально-производственной, исследовательской, досуговой и т.д.), в единстве обеспечивающих усвоение студентами гражданских, духовно-нравственных ценностей профессионального сообщества, становление ключевых компетенций будущих специалистов,
формирование и укрепление академических традиций. Важным условием выступает разноплановое сотрудничество студентов и преподавателей во всех видах и формах аудиторной и внеаудиторной деятельности на основе личностно-ориентированного подхода, что предполагает приоритетное развитие субъектных свойств будущего специалиста.
В решении задач профессиональной социализации студента необходима специальная помощь педагога, воспитательная деятельность которого определяется стратегией педагогической поддержки. Индивидуальной работы требует помощь студенту в интеллектуальном развитии, оформлении мотивации выбора профессии, формировании адекватной самооценки, развитии творческих способностей, смыслопоисковой активности (О.С. Гребенюк). Важную роль в этом призван сыграть куратор студенческой группы. Существенную помощь в индивидуальном сопровождении студентов младших курсов могут оказать старшекурсники. Воспитательной службе образовательного учреждения следует обратить особое внимание на значимость роли сту-дента-старшекурсника (как старшего брата или побратима) в сложной системе межличностного взаимодействия в студенческом коллективе.
Таким образом, успешность профессиональной социализации будущего специалиста определяется направленностью профессионального образования на развитие индивидуальности человека, его творческого потенциала; обретение студентами личностного смысла профессионального обучения на компетентностной основе; становление социальной и профессиональной позиции студента как системы ценностных отношений к окружающему миру, труду, другим людям, самому себе.
Библиографический список
1. Зеер Э.Ф. Понятийно-терминологическое обеспечение компетентностного подхода в профессиональном образовании // Понятийный аппарат педагогики и образования. - М.: ВЛАДОС, 2007. - С. 345-356.
2. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. - 2003. - №»5. - С. 34-42.
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2009
349