УДК 159.923
А.И.Троянская
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ РЕФЛЕКСИЯ: КРОССКУЛЬТУРНЫЙ РАКУРС
Удмуртский государственный университет, Ижевск, [email protected]
The structures of professional reflection of experts of different nationalities at various levels of professionalism are compared. The connection between professional reflection and ethnic consciousness in the inward man are considered.
Ключевые слова: профессиональная рефлексия, этническое самосознание
Рефлексия как системообразующее качество вплетена в разнообразные сферы жизни человека, имеющие отображение в его внутреннем мире. Она помогает найти точки соприкосновения, упорядочить, разобраться в разнородных мирах, в которые погружен человек. Так, в рамках профессионального мира рефлексия выступает системным, надынтегральным механизмом регуляции деятельности [1]. В рамках этнического мира благодаря рефлексии происходит присвоение культурных ценностей, осознание их как личного достояния [2]. Однако и сама рефлексия осуществляется целостной личностью, субъектом как профессионального, так одновременно и этнического мира. Необходимо допустить, что сама рефлексия несет на себе отпечаток культуры, к которой принадлежит человек. Что проявляется в этнокультурных характеристиках профессиональной рефлексии личности.
Рефлексивные процессы, служащие пересмотру, переструктурированию, преобразованию схем деятельности, своей позиции в ней, образа мира вообще, особенно интенсифицируются в условиях несовпадения, конфликта, кризиса. Такими характеристиками наделены условия профессионального переобучения, повышения квалификации, сопровождающиеся столкновением старого образа деятельности, норм и стереотипов и новых знаний, методов и требований. В таких условиях неизбежен критический пересмотр и переструктурирование своего отношения к профессии, к себе как профессионалу. Именно в таких условиях актуализации профессиональной рефлексии проведено данное исследование.
Профессиональная рефлексия понимается нами как синтетическая психическая реальность, кото-
рая явлена и как психический процесс, и как психическое свойство (рефлексивность), и как психическое состояние одновременно, проявляющееся в познании, переосмыслении и проектировании личностью собственной профессиональной деятельности, своей позиции в ней и образа себя как субъекта этой деятельности. В качестве измеряемых индикаторов профессиональной рефлексии были взяты: самооценка профессионально важных качеств, уровень рефлексивности, производящая мотивация, профессиональное самосознание учителя, удовлетворенность профессией, значимость событий профессионального пути. Для измерения использованы сокращенный вариант комплексной методики «Мотивация профессионального самосовершенствования» (А.А.Бадалев, А.А.Деркач, Н.В.Кузьмина, Л.Г.Лаптев и др.) [3], представленный методиками «Самооценка профессионально значимых качеств», «Логический квадрат», «Мотивационный профиль личности»,
«Профессиональное самосознание учителя» А.В.Савчука [4], методика измерения уровня рефлексивности личности А.В.Карпова [5], «Анализ жизненных целей» Л.Д.Столяренко [6].
В рамках данного исследования были сопоставлены картины корреляционных связей компонентов профессиональной рефлексии, их соотнесенность с этническим самосознанием в удмуртской и русской группах. В исследовании участвовали 128 специалистов системы образования удмуртской и русской национальностей, проходящие курс повышения квалификации. Измерения производились на первой ступени повышения квалификации и на заключительной.
Удмуртская подгруппа
Русская подгруппа
О
Рис.1. Связи компонентов профессиональной рефлексии и этнического самосознания на начальном этапе продуктивной профессионализации. 1 — рефлексивность, 2 — производящая мотивация, 3 — профессиональное самосознание учителя, 4 — удовлетворенность профессией, 5 — значимость событий профессионального пути, 6 — самооценка профессионально важных качеств; 7 — этническое самосознание
Выявленные связи компонентов профессиональной рефлексии в удмуртской и русской подгруппах педагогов, начинающих обучение, представлены графически на рис.1.
Сопоставив картины связей компонентов профессиональной рефлексии в удмуртской и русской подгруппах, можно характеризовать обе структуры как довольно разрозненные и диффузные. Внутренняя конфликтность условий ревизии наличных знаний, компетенций, встреча с новой информацией, новыми требованиями к своей профессиональной деятельности заставляет личность подвергнуть пересмотру сложившиеся схемы, образы, стереотипы своей деятельности, свое отношение к ней, свою позицию в ней как ее субъекта. Диффузия проявляется в отчужденности эмоциональной составляющей профессиональной рефлексии (компонентов удовлетворенности профессией и значимости событий профессионального пути). Эта отчужденность в удмуртской группе выражается в отсутствии связей, изоляции компонентов, в русской — в конфликтном, противоречивом отношении ком-
понентов, а именно: педагоги, обладающие развитым профессиональным самосознанием, не удовлетворены своей профессией. Неудовлетворенность незащищенным положением профессии в социуме, материальнотехнической базой вступает в противоречие с сущностью профессии, развитым осознанием себя как профессионала, возникает ощущение напрасности профессиональной реализации.
Этническое самосознание не имеет значимых связей с профессиональной рефлексией в русской группе, но обнаруживает их в удмуртской, где оно связано с показателями производящей мотивации, рефлексивности личности, самооценки профессионально важных качеств. Этническое самосознание в удмуртской группе, можно предположить, обладает более прочными связями в структуре личности, что обеспечивает сохранение некоторых его связей с компонентами профессиональной рефлексии даже в конфликтных условиях начальной ступени продуктивной профессионализации.
Рассмотрим связи компонентов профессиональной рефлексии в удмуртской и русской подгруп-
Удмуртская подгруппа Русская подгруппа
Рис.2. Связи компонентов профессиональной рефлексии и этнического самосознания на заключительном этапе продуктивной профессионализации (компоненты 1-7 те же, что и на рис.1)
пах педагогов на заключительной ступени повышения квалификации (см. рис.2).
Наблюдаемая в каждой подгруппе тесная связь компонентов профессиональной рефлексии между собой подтверждает их принадлежность к одному психическому феномену. Актуализируются связи профессионального самосознания учителя, удовлетворенности, значимости профессиональной деятельности. На заключительном этапе продуктивной профессионализации восстанавливается тесная структура корелляционных связей. Эта структура опять же различна в подгруппах. Яркая особенность — в удмуртской подгруппе показатель самооценки профессионально важных качеств тесно интегрирован в структуре профессиональной рефлексии: осознание себя педагогом, наделение значимостью событий профессионального пути связывается с оценкой профессиональных качеств. В русской подгруппе у нее нет прямых связей с профессиональным самосознанием, с наделением значимостью событий профессионального пути. Наблюдается скорее инструментальное отношение к профессионально важным качествам, как к развиваемым, нарабатываемым.
Этническое самосознание оказывается плотно «сцепленным» с профессиональной рефлексией. Но в удмуртской подгруппе — более плотно. Этническое и профессиональное самосознание в ходе профессионализации совершает переход в русской подгруппе от параллельного существования к сближению, в удмуртской — от соприкосновения к более тесному сближению.
Таким образом, сопоставляя картину связей компонентов профессиональной рефлексии в удмуртской и русской подгруппах педагогов, находящихся на заключительном этапе повышения квалификации, а также сравнивая ее с таковой на начальном этапе, можно сказать, что профессиональная рефлексия является целостным образованием, восстанавливающим
структурность, что подтверждается наличием тесных взаимосвязей между компонентами профессиональной рефлексии в обеих подгруппах. Причем не только восстанавливается структурность самой профессиональной рефлексии, но в эту структуру тесно вплетается этническое самосознание. Специалист воспринимает себя включенным в культуру, носителем ее ценностей, субъектом не только профессионального, но и одновременно культурного мира. Процессы рефлексии, осуществляемые личностью в ее целостности, с позиций единства ее характерных качеств, профессиональных и культурных в том числе, несут на себе отпечаток культуры, к которой принадлежит человек, отражают специфику, обусловленную характеристиками этой культуры.
Учитывая, что процессы профессиональной рефлексии являются системообразующим фактором продуктивной профессионализации и совершенствования специалиста [7], следует отметить, что культурные характеристики профессиональной рефлексии задают специфику ходу продуктивной профессионализации на всех этапах ее осуществления.
1. Карпов А.В. Психология рефлексивных механизмов деятельности. М.: Ин-т психологии РАН, 2004. 421 с.
2. Хотинец В.Ю. Этническое самосознание. СПб.: Алетейя, 2000. С.51-69.
3. Рабочая книга практического психолога: Пособие для специалистов, работающих с персоналом / Под. ред. А.А.Бодалева, А.А.Деркача, Л.Г.Лаптева. М.: Ин-т психотерапии, 2001. С.95-123.
4. Савчук А.В. // Вестник Пермского гос. пед. ун-та. Сер.1: Психология. 1998. №1-2. С.24-37.
5. Карпов А.В., Скитяева И.М. Психология метакогнитив-ных процессов личности. М.: Ин-т психологии РАН, 2005. С.98-133.
6. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов-н/Д, 1995. С.207-212.
7. Деркач А.А., Зазыкин В.Г., Маркова А.К. Психология развития профессионала. М., 2000. С. 115-160.