ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК ОСНОВНАЯ СПЕЦИАЛЬНОСТЬ В ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗАХ Юлчиева З.Н.
Юлчиева Зулфизархон Наджибуллаевна - доцент, кафедра педагогики и психологии;
Ташкентский государственный технический университет, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье раскрывается уникальный предмет, который охватывает тонкости характеристик распределения и координации функций между человеком и техникой. Он изучает поведение человека, процессы, связанные с его поведением. Таким образом, профессиональная психология - это наука, изучающая закономерности развития, происхождение таких явлений, как психика, сознание, бессознательное в деятельности инженеров-технических специалистов. Ключевые слова: психика, отрасли психологии, профессиональные качества, профессиональные знания, профессиональные навыки и умения, профессиональный отбор.
Стремительное развитие экономики, высокие требования к профессиональным качествам и личностному потенциалу специалистов требуют широкого использования психологических наук в различных сферах личной жизни. Сегодня многие люди осознают, что их профессиональная деятельность является основой личностного становления для достижения жизненного успеха и что им нужна психологическая поддержка. Чтобы стать экспертом в своей профессии, нужно знать не только технические науки, но также психическое состояние и опыт людей. Это требует, чтобы каждый сотрудник был осведомлен о секретах науки психологии и на основании этого обращался в суд. Когда человек встречается и взаимодействует с людьми в своей повседневной жизни, он показывает свой внутренний и внешний духовный мир, который состоит из спокойствия или любопытства, беспечности или любопытства, доброты или терпимости, злости или спокойствия и т.д. Эти психические состояния проявляются сознательно и бессознательно. Все эти условия составляют психику человека. Человеческая психика представляет собой сложный процесс, который ярко отражает вещи и события материального и духовного существования и является продуктом гармонии длительного физиологического развития.
Психика - это системное свойство высокоорганизованной материи, активное отражение субъектом объективного существа, выражение взглядов этого существа без отчуждения от субъекта и в то же время личный контроль его поведения и деятельности. В психике выражаются и регулируются события прошлого, настоящего и будущего. Основные функции психики - размышлять, контролировать отношения и поведение. Формы проявления психики и их взаимосвязь - это психические (когнитивные) процессы (интуиция, восприятие, память, мышление, воображение, речь и внимание), психические состояния (чувство, эмоция, выносливость, свежесть, любопытство, изумление, уверенность, творческое вдохновение), черты личности (направления, темперамент, характер, способности, таланты, умственные способности, мотивация поведения, стиль работы, ответственность) [1.112].
Психология - это наука, изучающая истоки психики, законы развития, а также различные проявления сознания и подсознательных явлений в человеке. Однако термин «психика» сегодня имеет более широкое значение и масштаб, чем «душа», и отражает как видимые, так и невидимые аспекты человеческой психики. Область изучения психологии включает психику, сознание и бессознательное, человека и его деятельность, предметом которых являются определенные знания об этом объекте (Объект - материальное и духовное существо, привлекающее внимание людей. Предмет - знание материального и духовного существа).
В психологии также есть много областей, таких как этнопсихология, психология семейной жизни, психология управления, психология личности, спортивная психология, психодиагностика, политическая и организационная психология, каждая из которых проистекает из реальных потребностей общества, а также роли и цели психологии как науки.
Деятельность инженеров-технологов отличается от всех других профессий в обществе тем, что они работают как автоматизированные системы управления. Эта деятельность требует работы на основе определенных психологических законов и методов. Это требует изучения психического состояния и процессов, происходящих в деятельности инженеров-технических специалистов как отдельной науки - профессиональной психологии.
Так что же является предметом обсуждения в науке профессиональной психологии?
Психология труда по самой своей природе является частью науки социальной психологии. С этой точки зрения профессиональная психология - уникальный предмет, который охватывает тонкости характеристик распределения и координации функций между человеком и техникой. Он изучает поведение человека, процессы, связанные с его поведением. Психология, с другой стороны, изучает конкретные аспекты конкретного человека, его или ее поведение в обществе и различные виды деятельности. Отсюда следует, что объектом и предметом обеих наук является личность, человеческое существо.
Как отмечалось выше, профессиональная психология возникла в контексте социальной психологии и представляет собой науку, посвященную изучению конкретных аспектов психологических аспектов деятельности конкретных видов деятельности, то есть отраслевых, например, технических инженеров.
Профессиональная психология - это научно-практическая наука, изучающая закономерности общей психологии и разрабатывающая рекомендации по повышению эффективности этой деятельности.
Профессиональная психология - это наука, изучающая взаимоотношения инженеров-технических специалистов, механизмы и законы технического управления психической деятельностью людей. Целью науки профессиональной психологии является формирование умений и умений использовать психологические знания в процессе взаимодействия с разными категориями лиц, закономерностей развития деятельности технических инженеров.
Предмет профессиональной психологии:
- знания, полученные в результате комплексного изучения психики инженеров-технологов;
- выводы, сделанные на основании состояния сознания, психики, сознания и бессознательности технических инженеров;
- теоретические и практические выводы, полученные при изучении структуры технического инженера, его деятельности и деятельности.
Как и все науки, наука профессиональной психологии имеет свой объект, который состоит из:
- психология инженерно-технического персонала;
- человеческий фактор и психология в технических человеческих отношениях;
- состояния сознания и бессознательного состояния граждан;
- состав человека;
- активность человека;
- активность человека и ее формы.
В развитии профессиональной психологии как самостоятельной науки можно выделить 3 этапа:
Фаза 1 - возникновение психотехнических направлений в конце XIX века, которые решают психологические проблемы научной организации труда, а также основными вопросами психотехнического развития являются условия и методы труда, рационализаторские процессы, снижение формирования производственного образования.
Фаза 2 - развитие самостоятельного научного направления психологии труда в начале ХХ века и появление знаний о профессиональных исследованиях в этой области, проявление и формирование психологии человека в труде, а также профессиональный отбор, профессиональные консультации и экспертиза труда.
Фаза 3 - В 70-х годах ХХ века с появлением задач психологии труда и инженерной психологии, решающей проблемы взаимодействия человека и профессионала, эта отрасль психологии труда стала называться психологией труда. В области профессиональной психологии сочетаются исследования по вопросам профориентации, выбора профессии. Профессиональная психология возникла как самостоятельная наука и была одной из первых, появившихся в США в работах ученого Дж.Критца.
Российский психолог Е.А.Климов провел исследования в этой области, сосредоточив внимание на таких вопросах, как «выбор профессии», «профориентация». В частности, он разработал методологию опросника дифференциальной диагностики. Разделение профессиональной психологии сегодня основывается не на том, что индивид привык к профессиональной работе, а на вступлении в мир индивидуальных профессиональных знаний, навыков и способностей, а также профессий в целом. Г.В.Кудрявцев, Е.А.Климов, Б.Ф.Ломов, К.К.Платонов, К.М.Гуревич и другие изучали вопросы профессиональной психологии.
Таким образом, наука профессиональная психология - это наука, изучающая закономерности развития, происхождение таких явлений, как психика, сознание, бессознательное в деятельности инженеров-технических специалистов.
Список литературы
1. Зеер Э.Ф. Психология профессий // М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга,
2003. С. 112-114.
2. Кувандикова Г.Г., Юлчиева З.Н. Использование мультимедийных технологий в учебном процессе // Наука и образование сегодня, 2018. № 3 (26). С. 53-54.
3. Кувандикова Г.Г., Хамрокулова Д.Ф., Юлчиева З.Н. Гуманистический подход к процессу индивидуализации обучения // European research. № 1 (24), 2017. С. 74-76.
4. Кувандикова Г.Г., Юлчиева З.Н. Методологические основы использования медиатехнологий в повышении эффективности обучения // Наука, техника и образование, 2019. № 2 (55). С. 49-51.
АРТ-ТЕРАПИЯ КАК ФОРМА РАЗВИТИЯ И КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ Краснопеева Е.Н.
Краснопеева Елена Николаевна - педагог-психолог, Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 2 « Умка», г. Норильск
Аннотация: в статье рассмотрены основные виды арт-терапии как способ коррекции эмоционально-волевой сферы дошкольников.
Ключевые слова: изотерапия, музыкотерапия, сказкотерапия, игротерапия.
В последние годы в сфере образования заметно возрос интерес к использованию детского творчества и игры в коррекционно-развивающей деятельности. Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. Посредством несложных, скорее напоминающих детские шалости, упражнений, можно не только диагностировать эмоциональное состояние ребенка, но и успешно корректировать расстройства эмоционально-волевой сферы.
Дошкольный период является сенситивным для развития многих психических процессов. Элементарные нравственные представления и чувства, простейшие навыки поведения, приобретенные в этот период, из «натуральных», по Л.С. Выготскому, должны стать «культурными», то есть превратиться в высшие психологические функции и стать фундаментом для развития новых форм поведения, правил и норм.
Арт-терапия метод, который позволяет педагогу-психологу образовательного учреждения создать те условия, в которых ребенок развивается, выражает себя, познает эмоциональный мир.
В дошкольном возрасте формируется общий эмоциональный фон психической жизни ребенка. Дети усваивают «язык» чувств с помощью арт-терапевтических методов. Важно еще и то, что на занятиях с элементами арт-терапии ребенок может выражать и негативные эмоции, как бы «выплескивая» их на продукты своей деятельности. Он может рвать не понравившийся рисунок, деформировать и трансформировать работы из теста или глины; пачкаться изобразительными материалами; полностью закрашивать свою работу и создавать на ее месте новую и т.д. Таким образом, снижается эмоциональное напряжение.
Какие виды арт-терапии можно использовать в дошкольном образовательном учреждении?
Сказкотерапия - особый психотерапевтический метод, который можно использовать уже с детьми раннего возраста. Именно сказка способствует воспитанию и развитию чувств ребенка и оказывает на него благотворное психологическое воздействие. Ребенок проживает сказку, учится сопереживать сказочным героям, идентифицирует себя с ними. И способствует личностному развитию детей и их социальному благополучию.
Изотерапия - это метод, прежде всего лечебного воздействия на психику с помощью изобразительного искусства (рисование, лепка). Этот терапевтический метод подходит для детей с особыми образовательными потребностями (дети с задержкой психического расстройства, с нарушением слуха, умственной отсталостью, для детей с тяжелым нарушением речи). Выражая себя через рисунок, лепку ребенок учится передавать свои чувства, желания, страхи, неуверенность, тревожность.
Игротерапия - это метод игры, который используют психологи в психологической и пихотерапевтической практике. В игре ребенок может прожить волнующие ситуации, тревогу, снять страх, напряжённость повысить самооценку, поверить в себя.
Музыкотерапия - способствует коррекции эмоционально-личностных расстройств у детей, развивает слуховое внимание, чувства, воображение, коммуникативные навыки. Музыка обогащает