Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ПОЛИЦЕЙСКОГО В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ, ПЕРЕДОВОЙ ОПЫТ, СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ'

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ПОЛИЦЕЙСКОГО В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ, ПЕРЕДОВОЙ ОПЫТ, СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
915
173
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ПОЛИЦИЯ / ПРАВОВАЯ ПОДГОТОВКА / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / СОТРУДНИК ПОЛИЦИИ / СЛУЖБА / ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ / МВД РОССИИ / ПОДГОТОВКА КАДРОВ / ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ / TRAINING / PROFESSIONAL TRAINING / POLICE / LEGAL TRAINING / PHYSICAL TRAINING / POLICE OFFICER / SERVICE / FOREIGN EXPERIENCE / MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA / THEORETICAL AND PRACTICAL KNOWLEDGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Синянский Владимир Александрович, Каленик Роман Сергеевич, Афиногенов Тимофей Петрович

Рассмотрена структура и технология профессиональной подготовки сотрудников полиции в разных странах мира, таких как: Великобритания, Германия, Китайская Народная Республика, Польша, Соединенные штаты Америки, а также и в Российской Федерации. Проведен анализ особенностей организации и методики профессиональной подготовки сотрудников полиции, выявлены и определенные перспективные направления профессиональной подготовки полицейских ряда зарубежных стран. С целью поиска эффективного применения различных видов, подходов, методик, применяемых в других государствах для совершенствования профессиональной подготовки квалифицированных кадров в системе МВД России, отображены некоторые результаты исследования профессиональной подготовки сотрудников полиции, которые помогут более качественно систематизировать процесс подготовки Российских полицейских, выработать оптимальную методику и устранить недостатки, которые отрицательно влияют на процесс подготовки и восполнить недостающие пробелы. Поставлена и решена задача по определению основных видов подготовки, которые используются при комплексном обучении сотрудников полиции, таких как: физическая, огневая, служебная подготовки. С помощью сравнительного анализа выявлено значение и объем изучения данных видов подготовки, определены положительные и отрицательные стороны в особенностях подготовки как сотрудников полиции МВД России, так и ряда зарубежных стран.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Синянский Владимир Александрович, Каленик Роман Сергеевич, Афиногенов Тимофей Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL TRAINING OF THE POLICEMAN IN FOREIGN COUNTRIES, ADVANCED EXPERIENCE, MODERN TECHNOLOGIES

The structure and technology of training of police officers in different countries of the world, such as the United Kingdom, Germany, the people's Republic of China, Poland, the United States of America, as well as in the Russian Federation are considered. The analysis of features of the organization and methods of training of police officers is carried out, certain perspective directions of professional training of police officers of a number of foreign countries are revealed also. In order to search for effective application of various types, approaches and methods used in other countries to improve the professional training of qualified personnel in the Russian interior Ministry, some results of the study of professional training of police officers are displayed, which will help to better systematize the process of training of Russian police officers, to develop optimal methods and to eliminate the shortcomings that adversely affect the training process and to fill the missing gaps. The task of determining the main types of training that are used in the comprehensive training of police officers, such as physical, fire, service training, has been set and solved. By means of the comparative analysis the value and volume of studying of these types of training are revealed, positive and negative sides in features of training of both police officers of the Ministry of internal Affairs of Russia, and a number of foreign countries are defined.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ПОЛИЦЕЙСКОГО В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ, ПЕРЕДОВОЙ ОПЫТ, СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ»

Sinyansky Vladimir Alexandrovich, Kalenik Roman Sergeevich, Afinogenov Timofey Petrovich PROFESSIONAL TRAINING OF THE POLICEMAN IN FOREIGN COUNTRIES ...

pedagogical sciences

УДК 378.12

DOI: 10.26140/anip-2020-0901-0035

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ПОЛИЦЕЙСКОГО В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ, ПЕРЕДОВОЙ ОПЫТ, СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

© 2020

AuthorlD: 782983

SPIN: 7542-7240

ORCID: 0000-0002-4537-1396

Синянский Владимир Александрович, старший преподаватель кафедры «Тактико-специальной, огневой и физической подготовки»

AuthorlD: 861944

SPIN: 3238-3776

ORCID: 0000-0001-8154-9182

Каленик Роман Сергеевич, преподаватель кафедры «Тактико-специальной, огневой и физической подготовки»

AuthorlD: 861944

SPIN: 3238-3776

ORCID: 0000-0001-0000-0000

Афиногенов Тимофей Петрович, кандидат педагогических наук, начальник кафедры «Тактико-специальной, огневой и физической подготовки» Дальневосточный юридический институт МВД России, Владивостокский филиал (690087, Россия, Владивосток, ул. Котельникова, 21, e-mail: [email protected]) Аннотация. Рассмотрена структура и технология профессиональной подготовки сотрудников полиции в разных странах мира, таких как: Великобритания, Германия, Китайская Народная Республика, Польша, Соединенные штаты Америки, а также и в Российской Федерации. Проведен анализ особенностей организации и методики профессиональной подготовки сотрудников полиции, выявлены и определенные перспективные направления профессиональной подготовки полицейских ряда зарубежных стран. С целью поиска эффективного применения различных видов, подходов, методик, применяемых в других государствах для совершенствования профессиональной подготовки квалифицированных кадров в системе МВД России, отображены некоторые результаты исследования профессиональной подготовки сотрудников полиции, которые помогут более качественно систематизировать процесс подготовки Российских полицейских, выработать оптимальную методику и устранить недостатки, которые отрицательно влияют на процесс подготовки и восполнить недостающие пробелы. Поставлена и решена задача по определению основных видов подготовки, которые используются при комплексном обучении сотрудников полиции, таких как: физическая, огневая, служебная подготовки. С помощью сравнительного анализа выявлено значение и объем изучения данных видов подготовки, определены положительные и отрицательные стороны в особенностях подготовки как сотрудников полиции МВД России, так и ряда зарубежных стран.

Ключевые слова: подготовка, профессиональная подготовка, полиция, правовая подготовка, физическая подготовка, сотрудник полиции, служба, зарубежный опыт, МВД России, подготовка кадров, теоретические и практические знания.

PROFESSIONAL TRAINING OF THE POLICEMAN IN FOREIGN COUNTRIES, ADVANCED EXPERIENCE, MODERN TECHNOLOGIES

© 2020

Sinyansky Vladimir Alexandrovich, senior lecturer, Department of Tactical,

special, fire and physical training Kalenik Roman Sergeevich, teacher of the Department of "Tactical-special, fire and physical training" Afinogenov Timofey Petrovich, candidate of pedagogical sciences, head of the department

"Tactical,special, fire and physical training" Far Eastern law Institute of the Ministry of internal Affairs of Russia, Vladivostok branch (690087, Russia, Vladivostok, Kotelnikova str., 21, e-mail: [email protected]) Abstract. The structure and technology of training of police officers in different countries of the world, such as the United Kingdom, Germany, the people's Republic of China, Poland, the United States of America, as well as in the Russian Federation are considered. The analysis of features of the organization and methods of training of police officers is carried out, certain perspective directions of professional training of police officers of a number of foreign countries are revealed also. In order to search for effective application of various types, approaches and methods used in other countries to improve the professional training of qualified personnel in the Russian interior Ministry, some results of the study of professional training of police officers are displayed, which will help to better systematize the process of training of Russian police officers, to develop optimal methods and to eliminate the shortcomings that adversely affect the training process and to fill the missing gaps. The task of determining the main types of training that are used in the comprehensive training of police officers, such as physical, fire, service training, has been set and solved. By means of the comparative analysis the value and volume of studying of these types of training are revealed, positive and negative sides in features of training of both police officers of the Ministry of internal Affairs of Russia, and a number of foreign countries are defined.

Keywords: training, professional training, police, legal training, physical training, police officer, service, foreign experience, Ministry of internal Affairs of Russia, training, theoretical and practical knowledge.

В современных условиях постоянного реформирования, диктуемых стремительными изменениями в различных сферах нашей жизни, нельзя оставить без внимания и систему образования Министерства внутренних дел Российской Федерации. Показатели борьбы с правонарушениями никогда не стоят на месте. Совершенствуются технологии, меняется законодательство, необходимо постоянно совершенствовать методику профессиональной

подготовки сотрудников органов внутренних дел различных подразделений (далее - ОВД), которые обязаны владеть набором профессиональных и общекультурных компетенций, иметь помимо базовых теоретических знаний, еще и профессиональные умения и навыки доведенные до автоматизма, среди которых важное место имеют навыки законного применения современных технологий специальных средств, физической силы и огне-

педагогические науки

Синянский Владимир Александрович, Каленик Роман Сергеевич, Афиногенов Тимофей Петрович ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ПОЛИЦЕЙСКОГО В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ ...

стрельного оружия [1].

Профессионально-служебная подготовка в структуре образования кадров сотрудников полиции любого государства является приоритетным направлением [24]. Именно от нее зависит формирование высокопрофессиональных качеств полицейских. Основной задачей организации такого рода подготовки является обучение полицейского умению профессионально выполнять служебные обязанности, особенно в экстремальных слу-жебно-боевых ситуациях. Их деятельность связана с высокой степенью риска, как в служебное, так и нерабочее время, в связи с чем, вопросам применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, а так же пределам необходимой обороны уделяется особое внимание не только в теории, но и на практике моделируя служебно-боевые ситуации на практических занятиях.

В данной статье отображены некоторые результаты исследования профессиональной подготовки сотрудников полиции зарубежных стран, с целью поиска эффективного применения различных видов, подходов, методик, применяемых в других государствах, для совершенствования профессиональной подготовки квалифицированных кадров в системе МВД России.

В структуру профессиональной подготовки сотрудников ОВД России входит обязанность, в случаи необходимости, применения различных мер принуждения, так как основной их долг, в соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 года № З-ФЗ «О полиции» заключается в защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан, собственности, интересов общества и государства [5].

«Приказом МВД России от 5 мая 2018 года № 275 «Об утверждении порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации» регулируется порядок профессиональной подготовки кадрового аппарата МВД России», согласно которому вне зависимости от должности и звания каждый сотрудник полиции обязан проходить обучение (повышение квалификации), а также совершенствовать свою правовую, служебную, огневую и физическую подготовку [6].

Организация профессиональной служебной подготовки сотрудников полиции независимых государств, вышедших из состава Советского Союза, также известные как страны СНГ, осуществляется в соответствии с ведомственными приказами, нормативными и законодательными актами того или иного государства, основываясь на советской методике развития основных профессиональных качеств, которыми должен обладать полицейский.

Подготовка кадрового аппарата в Китайской народной республике схожа со структурой, применяемой в России. Сотрудники полиции КНР комплексно изучают виды профессиональной подготовки, уделяя большее внимание именно правовой и служебной.

Говоря о британской полиции, можно отметить, что их программа подготовки также как и в России состоит из теоретического и практического направления. Однако, юридическая грамотность, а так же сообразительность являются основными при отборе кандидатов на службу. Получение знаний и навыков посредством практического опыта - основное направление методики обучения сотрудников Британской полиции. Учитывая то факт, что профессиональная подготовка сотрудников Великобритании не является постоянным, непрерывный процессом, поэтому некоторые сотрудники полиции утрачивают необходимые профессиональные качества, так же происходит снижение уровня развития физических качеств. Согласно результатам проведенного исследования, более 60% британских полицейских страдают той или иной степенью ожирения [7].

В Соединенных штатах Америки (далее - США) профессиональная подготовка сотрудников полиции в пер-

вую очередь направлена на освоение практических навыков, где особое место занимает процесс обучения владения огнестрельным оружием, а также приемам личной безопасности и правил поведения в экстремальных ситуациях [8]. Освоение юридических дисциплин и приемов борьбы является второстепенным. Вместе с этим наблюдается частое применение огнестрельного оружия полицейскими США не только в отношении правонарушителей, а так же законопослушного населения.

Также необходимо отметить, что понятия «подготовка полицейского» и «образование полицейского» для правовой науки США не тождественны. Если подготовка включает получение сотрудником теоретических и практических знаний по профессии «полицейский», то его образование объясняется как обучение сотрудников полиции в гражданском вузе с целью получения диплома для дальнейшей работы.

В свою очередь, система образования в МВД России представлена объединением структур взаимодействующих между собой в число которых входят, как специальные средние, так и высшие учебные заведения МВД России, что нельзя сказать о США, где для получения образования сотрудники полиции вынуждены проходить обучение в гражданских учебных заведений, что не всегда является удобным. Принято считать, что образование, полученное в стенах специализированного вуза, намного качественнее и лучше, так как помимо теоретических знаний и практических навыков, необходимых в профессиональной деятельности, применяется межпредметная связь, формирующая более полное представление о выбранной профессии. Кроме этого, профессорско-преподавательский состав обладает практическим опытом службы в различных подразделениях ОВД и передает его молодому поколению.

Если говорить о профессиональной подготовке сотрудников полиции в Германии, то необходимо отметить, что именно немецкая модель подготовки является наиболее эффективной среди моделей других стран Европейского союза [9]. Она состоит из трех уровней и строится на принципе строгой субординации. Первый уровень заключается в профессиональной подготовке сотрудников, которые были приняты на службу в полицию. Второй и третий уровни - это профессиональная подготовка среднего начальствующего состава по программам высшего профессионального образования и подготовка высшего начальствующего состава по магистерским программам обучения.

Подготовка осуществляющаяся в оперативно-служебной деятельности, начинается на заключительных этапах первоначальной-профессиональной подготовки, главной целью, которой является закрепление приобретенных в процессе обучения молодыми полицейскими практических навыков и теоретических знаний. Аналогичную цель преследует и практическая подготовка среднего начальствующего состава, которая в целом проходит в практическом подразделении под руководством самых опытных сотрудников полиции - наставников.

Анализируя и резюмируя вышесказанное можно смело утверждать, что профессиональная подготовка сотрудников полиции Германии по месту службы, носит формальный характер и в большинстве своем отсутствует. Профессиональная подготовка сотрудников полиции в процессе выполнения своих функциональных обязанностей осуществляется в виде отдельных элементов, которые взаимодействуют между собой на всех трех уровнях. Кроме этого имеющийся профессиональный стандарт полицейских специальностей содержит все уровни подготовки кадров и строго привязан к нему, что оказывает положительное влияние на качество подготовки обучаемых к самостоятельному выполнению своих трудовых функций.

Профессиональная подготовки полицейских Польши имеют много схожих особенностей подготовкой поли-

Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. Т. 9. № 1(30)

153

Sinyansky Vladimir Alexandrovich, Kalenik Roman Sergeevich, Afinogenov Timofey Petrovich PROFESSIONAL TRAINING OF THE POLICEMAN IN FOREIGN COUNTRIES ...

pedagogical sciences

цейских стран, входящих в Европейский Союз, однако, прослеживаются характерные черты. Проведя анализ работы структур вышеуказанного государства, занимающихся подготовкой полицейских, мы выявили, что как таковой комплекс мер по поддержанию и совершенствованию правовой, физической и огневой подготовки отсутствует. Но, несмотря на это, в обязанности каждого полицейского входит самостоятельное поддержание своего уровня физической и иной подготовки [10]. По нашему мнению, полицейские в Республике Польша уделяют особое внимание занятиям физической подготовкой, а правовая и огневая подготовки для них не столь значимы.

Проведя анализ зарубежного опыта профессиональной подготовки полицейских с целью выявления приемлемых методик, современных технологий, передового опыта, можно подчеркнуть для обсуждения как пример немецкую систему образования в общем, включающую моделирование различных служебно-боевых ситуаций, основательную огневую подготовку и приоритет личной безопасности полицейского США, а также в Великобритании коммуникативные навыки полицейского [11]. И если вопрос внесения изменений в структуру образования системы МВД России в компетенции чиновников на высоком государственном уровне, то совершенствование огневой и физической подготовки с применением метода ситуационного моделирования в подразделениях ОВД и учебных группах в компетенции преподавателей и инструкторов на местах.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Асямов С.В., Миразов Д.М., Таджиев А.А., Якубов А.С. Полиция зарубежных стран: система организации профессиональной подготовки кадров: Учебное пособие. Т.: Издательство «Fun va texnologi-ya». 2010. С. 271.

2. Закатов В.В. Профессиональная подготовка сотрудников полиции за рубежом: особенности и тенденции развития //Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 313-315.

3. Холостов К.М. Перспективы совершенствования системы подготовки руководителей органов внутренних дел Российской Федерации в контексте образовательной реформы //Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 4 (25). С. 331-335.

4. Земляков В.Д., Землякова Т.А. О роли полиции при проведении массовых мероприятий (на примере полиции германии) // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 350-354.

5. Самойлов В.Д., Синянский В.А. Совершенствование профессиональной подготовки курсантов вузов МВД России ситуационным моделированием (на примере физической подготовки): учебно-методическое пособие. Владивосток. 2017.

6. Приказ МВД России от 5 мая 2018 г. № 275 «Об утверждении порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации», 2018, с.1.

7. Национальное агентство совершенствования полицейской деятельности Великобритании. [Электронный ресурс] URL: http://www. npia.police.uk (дата обращения: 10.11.2018).

8. Бялт В.С. Особенности профессиональной подготовки полицейских в США / В.С. Бялт, С.Д. Богданов // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2013. № 50. С. 37-40.

9. Федеральное министерство внутренних дел ФРГ. [Электронный ресурс] URL: http://www.bmi.bund.be/ (дата обращения: 23.11.2018).

10. Министерство внутренних дел и Администрация Польской республики. [Электронный ресурс] URL: http://www.msw.gov (дата обращения: 01.12.2018).

11. Каленик Р.С., Назаренко Б.А. Особенности обучения курсантов образовательных организаций МВД России силовому задержанию, как условие, обеспечивающее личную безопасность в экстремальных ситуациях // Образование России и актуальные вопросы современной науки. — Пенза, 2018. — С. 141-145.

Статья поступила в редакцию 17.07.2019

Статья принята к публикации 27.02.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.