Научная статья на тему 'Профессиональная подготовка педагогов по проектированию интегрированной культурно-образовательной среды для формирования культурной компетентности школьников'

Профессиональная подготовка педагогов по проектированию интегрированной культурно-образовательной среды для формирования культурной компетентности школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
82
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / PROFESSIONAL TRAINING / КУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / CULTURAL COMPETENCE / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / ИНТЕГРИРОВАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / INTEGRATED EDUCATION / POLYLEVEL OF CULTURE / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / PROJECT / ПОЛИКУЛЬТУРНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пантелеева А. В.

В статье рассматриваются проблемы профессиональной подготовки педагогов общего и дополнительного образования по формированию культурной компетентности школьников, которую предлагается осуществлять посредством проектирования интегрированной культурно-образовательной среды. Интегрированная культурно-образовательная среда сложная, многоуровневая структура, основанная на совокупности средового, полисубъектного, культурологического и личностно-ориентированного подходов. Такая среда является благоприятной для становления многих личностных характеристик школьника, одной из которых является культурная компетентность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL TRAINING OF TEACHERS TO LEARN HOW TO DESIGN INTEGRATED CULTURAL AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT TO FORM CULTURAL COMPETENCE IN SCHOOL STUDENTS

The article studies problems of vocational training of teachers of the general and additional education on formation of cultural competence of school students, which is offered to be carried out by means of design of the integrated cultural and educational environment. The integrated cultural and educational environment the complex, multilevel structure founded on set environmental, polysubject, cultural and personal focused approaches. It is favorable for formation of many personal characteristics of the school student, one of which is the cultural competence.

Текст научной работы на тему «Профессиональная подготовка педагогов по проектированию интегрированной культурно-образовательной среды для формирования культурной компетентности школьников»

3. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Стандарты второго поколения. Москва «Просвещение» 2009. Проект «Концепции духовно-нравственного воспитания».

4. Флиер А.Я. Культурная компетентность личности: между проблемами образования и национальной политики. Общественные науки и современность. 2000; № 2: 151 - 165.

5. Брайнин В.Б. Слушатель серьезной музыки и его воспитание. Доклад на III Международной конференции «Музыкальное образование и воспитание в России, странах СНГ и Европы в XXI веке. Состояние и перспективы», Санкт-Петербург, 2007 г.

6. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация. Перевод с английского. Москва, «Когито-Центр», 2002; глава 6: 150 - 157.

7. Киселева Е.В. Формирование культурной компетентности студентов технического вуза. Диссертация ... кандидата педагогических наук. МГОПУ им. М.А. Шолохова, Москва, 2007.

8. Мавлютова З.А. Формирование этнокультурной компетентности подростков в условиях взаимодействия школы и учреждений дополнительного образования. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Тамбов, 2010.

9. Пантелеева А.В. Формировании развивающейся интегрированной полисубъектной и поликультурной образовательной среды как обязательного условия развития культурной компетентности учащихся. Региональная научно-практическая конференция «ФГОС. Новые технологии в образовательном процессе Начальная школа». Серпухов, 2015 г.

10. Пантелеева А.В. Межрегиональный интегрированный социальный проект, как форма организации проектной деятельности по развитию культурной компетентности школьников. Мир науки. 2016; № 6 (11): 152 - 157.

References

1. Ob utverzhdenii i vvedenii v dejstvie Federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta nachal'nogo obschego obrazovaniya (FGOS NOO). Prikaz № 373 ot 6.10.2009g. Available at: http://minobrnauki.rf/dokumenty/922/fajl/748/FGOS_NOO.pdf

2. Ob utverzhdeniii vvedenii vdejstvie Federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta osnovnogo obschego obrazovaniya (FGOS OOO) Prikaz № 1897 ot 17.12. 2010 g. Available at: http://nsuoth2.blogspot.rU/p/blog-page_23.html

3. Danilyuk A.Ya., Kondakov A.M., Tishkov V.A. Koncepciya duhovno-nravstvennogo razvitiya i vospitaniya lichnosti grazhdanina Rossii. Standarty vtorogo pokoleniya. Moskva «Prosveschenie» 2009. Proekt «Koncepcii duhovno-nravstvennogo vospitaniya».

4. Flier A.Ya. Kul'turnaya kompetentnost' lichnosti: mezhdu problemami obrazovaniya i nacional'noj politiki. Obschestvennye nauki i sovremennost'. 2000; № 2: 151 - 165.

5. Brajnin V. B. Slushatel' ser'eznoj muzyki i ego vospitanie. Doklad na III Mezhdunarodnoj konferencii «Muzykal'noe obrazovanie i vospitanie v Rossii, stranah SNG i Evropy v XXI veke. Sostoyanie i perspektivy», Sankt-Peterburg, 2007 g.

6. Raven Dzh. Kompetentnost' vsovremennom obschestve: vyyavlenie, razvitie i realizaciya. Perevod s anglijskogo. Moskva, «Kogito-Centr», 2002; glava 6: 150 - 157.

7. Kiseleva E.V. Formirovanie kul'turnoj kompetentnosti studentov tehnicheskogo vuza. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. MGOPU im. M.A. Sholohova, Moskva, 2007.

8. Mavlyutova Z.A. Formirovanie 'etnokul'turnoj kompetentnosti podrostkov v usloviyah vzaimodejstviya shkoly i uchrezhdenij dopolnitel'nogo obrazovaniya. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Tambov, 2010.

9. Panteleeva A.V. Formirovanii razvivayuschejsya integrirovannoj polisub'ektnoj i polikul'turnoj obrazovatel'noj sredy kak obyazatel'nogo usloviya razvitiya kul'turnoj kompetentnosti uchaschihsya. Regional'naya nauchno-prakticheskaya konferenciya «FGOS. Novye tehnologii v obrazovatel'nom processe Nachal'naya shkola». Serpuhov, 2015 g.

10. Panteleeva A.V. Mezhregional'nyj integrirovannyj social'nyj proekt, kak forma organizacii proektnoj deyatel'nosti po razvitiyu kul'turnoj kompetentnosti shkol'nikov. Mir nauki. 2016; № 6 (11): 152 - 157.

Статья поступила в редакцию 20.11.17

УДК 37.032

Panteleyeva A.V., postgraduate, Academy of Social Administration, MAOU "SOSH n.a. V. Lenin" (Moscow, Russia),

E-mail: anna.panteleeva.violino@mail.ru

PROFESSIONAL TRAINING OF TEACHERS TO LEARN HOW TO DESIGN INTEGRATED CULTURAL AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT TO FORM CULTURAL COMPETENCE IN SCHOOL STUDENTS. The article studies problems of vocational training of teachers of the general and additional education on formation of cultural competence of school students, which is offered to be carried out by means of design of the integrated cultural and educational environment. The integrated cultural and educational environment - the complex, multilevel structure founded on set environmental, polysubject, cultural and personal focused approaches. It is favorable for formation of many personal characteristics of the school student, one of which is the cultural competence.

Key words: professional training, cultural competence, educational environment, integrated education, poly-level of culture, project.

А.В. Пантелеева, аспирант ГБО ВО МО «Академия социального управления», МАОУ «СОШ совхоза им. Ленина»,

г. Москва, E-mail: anna.panteleeva.violino@mail.ru

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ

ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ ИНТЕГРИРОВАННОЙ КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

В статье рассматриваются проблемы профессиональной подготовки педагогов общего и дополнительного образования по формированию культурной компетентности школьников, которую предлагается осуществлять посредством проектирования интегрированной культурно-образовательной среды.

Интегрированная культурно-образовательная среда - сложная, многоуровневая структура, основанная на совокупности средового, полисубъектного, культурологического и личностно-ориентированного подходов.

Такая среда является благоприятной для становления многих личностных характеристик школьника, одной из которых является культурная компетентность.

Ключевые слова: профессиональная подготовка; культурная компетентность; образовательная среда; интегрированное образование; поликультурность, проетирование.

В настоящее время происходит пересмотр ценностных ори-ентаций в обществе, что обуславливает необходимость формирования культурной компетентности личности на этапе школьного обучения [1]. Одним из важнейших способов формирования культурной компетентности школьников является введение эле-

ментов систематизированного культурологического знания в общеобразовательный процесс общего и дополнительного образования. Кроме того, необходима соответствующая подготовка высококвалифицированных специалистов, ориентированных на решение соответствующих образовательных задач.

Так, в педагогических вузах обучение будущих учителей направлено на приобретение компетенций, позволяющих успешно адаптироваться в профессиональном сообществе. Тем не менее, часто оказывается, что выпускники педагогических ВУЗов, обладая базовыми навыками, не несут в себе реальную готовность применять их на практике. Возникает необходимость решения проблемы формального подхода к формированию компетенций будущих учителей, особенно это касается культурной компетентности. Отсутствие внимания к данному аспекту профессиональной подготовки будущего педагога приводит к тому, что падает вероятность успешного преодоления всех ситуаций, возникающих в профессиональной жизни будущего учителя, так как его педагогическая и общечеловеческая культура находятся на низком уровне.

Повышение профессиональной компетентности педагогов общего и дополнительного образования по формированию культурной компетентности школьников может быть ключом к решению данной проблемы.

Формирование культурной компетентности школьников мы предлагаем осуществлять посредством создания интегрированной культурно-образовательной среды.[2] Эффективность такой среды заключается в том, что формируется новая образовательная реальность, в которой ученик от знаниевой парадигмы переходит к компетентностному обучению гибкого персонализированного характера, а учитель выступает в роли организатора, помощника и партнера.

Исходя из этого, профессиональная подготовка педагогов по формированию культурной компетентности школьников будет заключаться в приобретении умений построения данной среды и успешного взаимодействия в ее рамках.

Одной из наиболее важных проблем в рассмотрении данного вопроса является его недостаточная изученность. На это в своих исследованиях, посвященных профессиональной компетентности, указывали Б.Г. Ананьева, Л.И. Берестовой, И.А. Зимней, Ю.Г. Круглова, А.А. Леонтьева, А.К. Марковой, А.В. Хуторского, С.Е. Шишова, В.И. Юдина и др.

При рассмотрении некоторых элементов компетентностного подхода в профессиональной подготовке педагога данной проблемы касались О.Б. Зайцева, Б.С. Гершунский, А.Ф. Присяжная, Г.К. Селевко и др.

Проблемы профессиональной подготовки педагогов по формированию культурной компетентности школьников рассматривались в трудах С.Н. Глазачева, Г.П. Скамницкой, Э.И. Сокольникова, С.Е. Шишова, Б.Д. Эльконина и др.

Д. Равен, Т. Хоффман, М. Линард, В. Мансфилд, рассматривая компетентность, как профессиональную мотивацию, указывали на то, что компетентный специалист способен выходить за рамки освоения своей специальности за счет того, что имеет огромный потенциал и потребность в саморазвитии. Культурная компетентность является площадкой для реализации потенциала и педагогов, и школьников, становится мощным рычагом саморазвития [3].

Культурная компетентность - это комплекс систематических знаний, умений и навыков, позволяющий формировать ценностные ориентации, заниматься саморазвитием, расширять свои представления о культурном наследии, принимать традиции поликультурного общества, являться его представителем, но, в то же время, не утрачивать свою социальную и культурную самобытность [4].

Давая характеристику интегрированной культурно-образовательной среды, необходимо отметить, что для ее успешного построения и функционирования педагоги общего и дополнительного образования должны использовать целый ряд подходов и методик, обладать высоким уровнем владения компетенциями. Они должны разделять идеи полисубъектного подхода и обладать интегрированными знаниями [3; 6].

Так как данная образовательная среда представляет собой сложную и многоуровневую структуру, она основана на совокупности следующих подходов:

- средового - формирование среды, посредством которой комплексно развиваются компетенции учащегося,

- полисубъектного, основанного на равноправном сотрудничестве участников педагогического процесса, в котором главная задача учителя - создать условия для саморазвития и формирования ключевых компетенций учащегося, вдохновить его на творчество.

- культурологического - суть его состоит в признании приоритета культуры в воспитании, образовании и общественном развитии,

- личностно-ориентированного, основой которого является поддержание процессов самопознания и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности.

Интегрированная культурно-образовательная среда опирается на социокультурную среду, которая является базовой площадкой для освоения культурного потенциала учащихся через практическую деятельность.

В данном направлении работали исследователи Л.П. Буева, Г. Батищев, М. Каган и др. Они указывали на то, что конструирование социокультурной среды - это единой системы, мотивирующей каждого индивидуума к получению компетенций, самосовершенствованию, формированию своей личности через раскрытие своего культурного потенциала [5].

Первым уровнем формирования интегрированной культурно-образовательной среды является конструирование базы - социокультурной среды. На данной ступени от педагогов общего и профессионального образования требуется высокий уровень владения социальной компетенцией, которая является одной из базовых [4].

Вторым уровнем является формирование на имеющейся базе интегрированной культурно-образовательной среды, которая характеризуется следующим особенностями: обучающийся не только осознает свое место в социуме, но и формирует свои ценностные ориентации; не только успешно взаимодействует с обществом, но и привносит новое, осуществляя переход от репродукции шаблонов поведения к творчеству; не только принимает свою гражданственность, осознавая, что он - представитель своей нации, но не утрачивает свою социальную и культурную идентичность; не только осуществляет здоро-вьесбережение, но и занимается духовным и физическим саморазвитием [3; 4].

Таким образом, формирование культурной компетентности школьников - это социокультурное развитие качественно нового уровня.

Организация такой среды и взаимодействие внутри нее требуют от педагогов овладение метакомпетенциями, развитие которых предлагается включить в курс профессиональной подготовки студентов педагогических ВУЗов, а так же, в структуру курсов переподготовки и повышения квалификации. [5; 6]

Интегрированная культурно-образовательная среда является благоприятной для становления многих личностных характеристик учащегося, одной из которых является культурная компетентность.

В своих исследованиях А.Я. Флиер [3] указывал на то, что вне культурно-образовательной среды не происходит формирование культурной компетентности школьников, а будущий выпускник не сможет соответствовать и половине всех предъявляемых к нему Федеральным государственным образовательным стандартом требований.

Ориентация на достижение культурной компетентности школьников предполагает такую логику организации обучения и оценки его качества, при которой постановка и решение задач осуществляется и регулируется самим школьниками. Задача преподавателя - создание максимально благоприятных условий для саморазвития и самоопределения школьников в образовательном процессе.

В рамках интегрированной культурно-образовательной среды на основе совокупности средового, полисубъектного, культурологического и личностно-ориентированного подходов школьникам предоставляются дополнительные возможности для более глубокого изучения материала из различных отраслей знаний в сочетании с практическим использованием школьных знаний.

Данная среда открывает новые возможности для решения творческих задач, поставленных перед школьниками, а также способствует профессиональному развитию педагогов, так как формирует общие ценности у школьников. В данном случае речь идет о воспроизведении культуры в ее широком смысле через систему образования. Формирование ценностных ориентаций имеет большое значение во всех аспектах жизни школьника. Процесс ценностного отношения внутри среды представляет взаимосвязь и взаимодействие оценивающих субъектов и объекта - носителя ценности [7; 8].

Интегрированная культурно-образовательная среда способствует осуществлению совместной культурно-творческой деятельности, то есть не только создает предпосылки к ней, но и является гарантией ее яркого появления. Причем такая культурно-творческая деятельность внутри интегрированной культурно-образовательной среды существенно превосходит эффект каждого отдельно взятого ее компонента (синергетический эффект), а также содействует социальному партнерству. Одной из важнейших черт этой тенденции является поиск технологий «мягких социальных взаимодействий», выражающихся «во все-

Библиографический список

мерном развитии систем социального участия, общественных связей, и социально-культурной, социально-психологической реабилитации людей, испытывающих трудности в общении» [9, с. 154].

Данная среда создает предпосылки для осуществления интегрированных социальных проектов [10], которые способствуют не только становлению социокультурной идентичности школьников, но и являются основой формирования культурной компетентности, которая позволяет говорить о качественно новом уровне коммуникации, образованности и социальной адаптации.

1. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Стандарты второго поколения. Проект «Концепции духовно-нравственного воспитания». Москва: «Просвещение», 2009.

2. Пантелеева А.В. Формировании развивающейся интегрированной полисубъектной и поликультурной образовательной среды как обязательного условия развития культурной компетентности учащихся. Региональная научно-практическая конференция «ФГОС. Новые технологии в образовательном процессе Начальная школа». Серпухов, 2015.

3. Флиер А.Я. Культурная компетентность личности: между проблемами образования и национальной политики. Общественные науки и современность. 2000; 2: 151 - 165.

4. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация. Пер. с англ. Москва, «Когито-Центр», 2002; Глава 5: 135 - 150.

5. Вербицкий А.А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения. Москва: ИЦ ПКПС.

6. Хуторской А.В. Компетентностный подход в обучении. Москва: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2013 (Серия «Новые стандарты»).

7. Егорова А.М. Формирование эстетической компетентности учащихся в системе общего и дополнительного образования посредством полихудожественного подхода. Молодой учёный. 2013; 1.

8. Каган М.С. Эстетическая и художественная ценности. Проблема формирования эстетической ценности. Вып. 30. Москва: Труды ВНИИТЭ, 1981, 3 - 20.

9. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. Москва: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. 2004. Available at: http://fgosvo.ru/ uploadfiles/npo/20120325214132.pdf

10. Пантелеева А.В. Интегрированный социальный проект как средство формирования культурной компетентности школьников. Инфоурок. 2015. Available at: https://infourok.ru/statya-formirovanie-kulturnoy-kompetentnosti-shkolnikov-679384.html

References

1. Danilyuk A.Ya., Kondakov A.M., Tishkov V.A. Koncepciya duhovno-nravstvennogo razvitiya i vospitaniya lichnosti grazhdanina Rossii. Standarty vtorogo pokoleniya. Proekt «Koncepcii duhovno-nravstvennogo vospitaniya». Moskva: «Prosveschenie», 2009.

2. Panteleeva A.V. Formirovanii razvivayuschejsya integrirovannoj polisub'ektnoj i polikul'turnoj obrazovatel'noj sredy kak obyazatel'nogo usloviya razvitiya kul'turnoj kompetentnosti uchaschihsya. Regional'naya nauchno-prakticheskaya konferenciya «FGOS. Novye tehnologii v obrazovatel'nom processe Nachal'naya shkola». Serpuhov, 2015.

3. Flier A.Ya. Kul'turnaya kompetentnost' lichnosti: mezhdu problemami obrazovaniya i nacional'noj politiki. Obschestvennye nauki i sovremennost'. 2000; 2: 151 - 165.

4. Raven Dzh. Kompetentnost' vsovremennom obschestve: vyyavlenie, razvitie irealizaciya. Per. s angl. Moskva, «Kogito-Centr», 2002; Glava 5: 135 - 150.

5. Verbickij A.A. Kompetentnostnyj podhod i teoriya kontekstnogo obucheniya. Moskva: IC PKPS.

6. Hutorskoj A.V. Kompetentnostnyj podhod v obuchenii. Moskva: Izdatel'stvo «'Ejdos»; Izdatel'stvo Instituta obrazovaniya cheloveka, 2013 (Seriya «Novye standarty»).

7. Egorova A.M. Formirovanie 'esteticheskoj kompetentnosti uchaschihsya v sisteme obschego i dopolnitel'nogo obrazovaniya posredstvom polihudozhestvennogo podhoda. Molodoj uchenyj. 2013; 1.

8. Kagan M.S. 'Esteticheskaya i hudozhestvennaya cennosti. Problema formirovaniya 'esteticheskojcennosti. Vyp. 30. Moskva: Trudy VNIIT'E, 1981, 3 - 20.

9. Zimnyaya I. A. Klyuchevye kompetentnosti kak rezul'tativno-celevaya osnova kompetentnostnogo podhoda v obrazovanii. Avtorskaya versiya. Moskva: Issledovatel'skij centr problem kachestva podgotovki specialistov. 2004. Available at: http://fgosvo.ru/uploadfiles/ npo/20120325214132.pdf

10. Panteleeva A.V. Integrirovannyj social'nyj proekt kak sredstvo formirovaniya kul'turnoj kompetentnosti shkol'nikov. Infourok. 2015. Available at: https://infourok.ru/statya-formirovanie-kulturnoy-kompetentnosti-shkolnikov-679384.html

Статья поступила в редакцию 27.11.17

УДК 37.373.3

Polishchuk V.N., leading specialist of scientific-organizational Department, School of pedagogics, Far Eastern Federal University

(Ussuriysk, Russia), E-mail: polishchuk-vn@mail.ru

Tucha T.B., MA student, School of pedagogics, Far Eastern Federal University (Ussuriysk, Russia), E-mail: tanya_tucha@mail.ru

THE USE OF QUEST-TECHNOLOGIES IN ECOLOGICAL EDUCATION OF YOUNGER SCHOOLBOYS. In the article the authors tell about the necessity of formation of ecological competence of junior schoolchildren. The research describes a problem of activating and motivating children in educational and extracurricular activities. The purpose of the study is to mainstream the problems of introduction in educational process of innovative pedagogical technologies on the example of the use of the quest technology as a form of interactive game-based learning in environmental education. The authors conduct a theoretical analysis of the nature and contents of quest-technology, study the problems of its implementation in the educational process and plan directions for further research.

Key words: quest, quest-technology, game, gaming technology, environmental education.

В.Н. Полищук, вед специалист научно-организационного отдела, Школа педагогики Дальневосточного федерального

университета, г. Уссурийск, E-mail: polishchuk-vn@mail.ru

Т.Б. Туча, магистрант, Школа педагогики Дальневосточного федерального университета, г. Уссурийск,

E-mail: tanya_tucha@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.