13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)
УДК 378 ДАШУК И.Н.
кандидат педагогических наук, доцент, кафедра теории и истории социальной педагогики и социальной работы, Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева E-mail: [email protected] НИКОЛАЕВ В.А.
доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой методики и технологии социальной педагогики и социальной работы, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: [email protected] ДАШУК К.В.
студент магистратуры направления 39.04.02 Социальная работа, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: [email protected]
UDC 378 DASHUK I.N.
Candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department of Social Pedagogy and Social Work, Orel State
University E-mail: [email protected] NIKOLAEV V.A.
Doctor of Pedagogical sciences, professor, Head of the Chair of Methods and Technology Social Pedagogy and Social
Work, Orel State University E-mail: [email protected] DASHUK CH.V.
Student of magistracy 39.04.02 Social work, Orel State
University E-mail: [email protected]
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ К ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ ШКОЛЬНОГО БУЛЛИНГА
PROFESSIONAL TRAINING OF FUTURE SOCIAL TEACHERS FOR PREVENTION OF SCHOOL BULLYING
Авторы статьи анализируют новейшие статистические данные о глобальных масштабах распространении буллинга в школах и утверждают необходимость активизации социально-педагогической деятельности по созданию комфортной и безопасной среды в общеобразовательных учреждениях. Обосновывают возможности комплексной междисциплинарной подготовки будущих социальных педагогов к профилактике школьного буллинга. При этом уточняют сущность, виды и факторы школьного буллинга, его деструктивные последствия для личности всех участников травли.
Ключевые слова: социальный педагог, травля, школьный буллинг, физический буллинг, психологический бул-линг, сексуальный буллинг, кибербуллинг.
The authors analyze the latest global statistical data of the bullying distribution in schools and argue the need to enhance socio-pedagogical activities to create a comfortable and safe environment in educational institutions. The authors substantiate the possibility of a complex, interdisciplinary training offuture social teachers to prevent school bullying. At the same time, the authors specifying the essence, types and factors of school bullying, destructive consequences for the personality of all bullying participants.
Keywords: social teach er, bullying, schoolbullying,physicalbullying,psychologicalbullying, harassment, cyberbullying.
Жестокость подростков - явление, с которым сталкиваются общество, педагоги, родители в различных странах мира. Криминалисты утверждают, что наиболее жестокие преступления совершают именно подростки. Представители разных наук пытаются объяснить это явление, однако окончательно определить его истоки пока не удается. В социальной педагогике наиболее популярны несколько теорий о причинах подростковой жестокости: 1. Теория аномии усматривает их в конфликте между формирующейся личностью и постоянными стрессами, которым она подвергается вследствие радикальных социальных преобразований. 2. Теория агрессивного поведения объясняет жестокость спонтанной агрессивностью подростка как средством его самоутверждения. 3. Теория социализации видит истоки этой
жестокости в социальной дезадаптации несовершеннолетних. Как показывает практика подготовки студентов по специальности 44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения в ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева», знакомство в процессе учебной деятельности с этими и другими теориями создает у будущих социальных педагогов методологическую базу для формирования их профессиональной компетентности в преодолении жестокости подростков.
В современной зарубежной научно-методической литературе проявления подростковой жестокости, территориально и персонально связанные с образовательным учреждением, получили название «школьный буллинг». Однако его не следует считать абсолютно
© Дашук И.Н., Николаев В.А., Дашук К.В. © Dashuk I.N., Nikolaev V.A., Dashuk Ch.V.
новым явлением. Сегодня буллинг стал достоянием гласности и даже получил квазипопулярность среди подростков в связи с многочисленными случаями размещения сцен насилия в интернете. Во многом именно поэтому общественность, ученые и педагоги забили тревогу. Но в отечественной педагогической и культурной среде подобные явления отмечались и в прошлом. Именно об издевательствах группы подростков над неординарной одноклассницей повествует знаменитый фильм Р.Быкова «Чучело». Выдающийся кинорежиссер дал подсказку педагогам и родителям - надо быть близкими к детям, жить их жизнью. Но, к сожалению, до настоящего времени проблема преодоления подростковой жестокости в школьной среде так и не решена.
Это в полной мере согласуется с требованиями международных программных документов. Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года - «план действий для людей, планеты и процветания» [6], принятая ООН в сентябре 2015 г., содержит 17 глобальных целей, четвертая из которых (ЦУР 4) призывает обеспечить всеобщее и справедливое качественное образование и предоставить «возможности обучения всем людям на протяжении всей жизни» [6]. ЮНЕСКО, выполняя руководящую и координирующую роли в осуществлении глобальной повестки дня в сфере образования, разработала Рамочную программу действий «Образование-2030», где, в частности, провозгласила необходимым «создавать и совершенствовать учебные заведения, учитывающие интересы детей, особые нужды инвалидов и гендерные аспекты и обеспечить безопасную, свободную от насилия и социальных барьеров, эффективную среду обучения для всех» (задача 4.а) [1]. При этом «процентная доля учащихся, сталкивающихся с притеснениями, телесными наказаниями, преследованиями, насилием, сексуальной дискриминацией и домогательствами» - показатель среды обучения, предлагаемый ЮНЕСКО для осуществления мониторинга выполнения этой задачи [7].
Очевидно, что для создания комфортной, безопасной среды в образовательном учреждении важна специальная научная, организационная, методическая подготовка социальных педагогов, ориентированная на предотвращение различных форм и видов школьного насилия. В силу этого наша статья посвящена обоснованию необходимости и возможности организации комплексной междисциплинарной профессиональной подготовки социальных педагогов к профилактике школьного буллинга.
Анализ собственного практического опыта обучения студентов социального факультета ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева» по специальности 44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения (специализация: Психолого-педагогическое сопровождение детей и подростков группы риска) позволяет нам констатировать, что в ходе учебных занятий по таким дисциплинам, как «Теория и методика воспитания», «Методика и технология работы социального педагога», «Психология
девиантного поведения», «Психология виктимного поведения», будущие социальные педагоги знакомятся с термином «школьный буллинг», сущностью и видами этого негативного феномена, его отличиями от других форм насилия. Обучающиеся осознают, что в современных междисциплинарных научных и методических публикациях школьный буллинг (от англ. bullying - запугивание, издевательство) определяется как травля со стороны сверстников; физический, психологический и/ или сексуальный террор, агрессивное преследование одного из членов учебного коллектива. От других форм насилия школьный буллинг отличается тем, что он осуществляется осознанно, регулярно, не менее одного-двух раз в месяц, более сильной группой или отдельным учеником против физически или ментально слабого ребенка. При этом жертва, которой нанесен ущерб поведением других школьников, остро переживает буллинг, но не может себя защитить, так как не имеет ресурсов (возможностей, навыков или способностей) для противодействия агрессии и враждебному поведению в свой адрес.
Основываясь на этих характеристиках, будущий социальный педагог учится отграничивать различные виды буллинга от похожих форм насилия. Например, физический буллинг представляет собой неоднократные агрессивные действия, такие, как умышленные толчки, удары, пинки, побои, иные телесные повреждения, запирание в классе или туалете, вымогательство, кража, грабеж или уничтожение личного имущества, «порча тетрадей, рисунков и других произведенных на уроках материалов» [3]. Всё это совершается вопреки желанию жертвы. Этот вид буллинга отличается от таких форм физического насилия, как драки (когда два человека, примерно равные по силе и социальному статусу, по собственной воле решают сразиться друг с другом) или физические атаки, когда один или несколько человек (не обязательно одного возраста) бьют или ранят, применив оружие (палку, нож или пистолет), другого человека; ведь эти действия в отношении конкретной жертвы не могут быть систематическими, а случайные и редкие акты агрессии не считаются буллингом, если в них жертва не испытывает ощущение страха или мучений длительное время. Также важно научиться различать буллинг и «воинственные» акции враждующих группировок, противостоящих друг другу в силу различия их мировоззрения или взаимных территориальных претензий, передающихся из поколения в поколение в устойчиво неизменном виде.
Это не означает, что социальный педагог в своей профессиональной деятельности не должен выстраивать профилактическую работу относительно подобных проявлений агрессии. Как справедливо считал А.С Макаренко, каждый ребенок должен чувствовать себя абсолютно защищенным в учебном заведении. А это возможно, если педагог умеет сплотить коллектив учащихся, увлечь их интересной, социально значимой деятельностью, в которой каждый ребенок способен проявить свои таланты. В силу чего одна из задач под-
13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)
готовки будущих педагогов к профилактике буллинга - научить создавать детский коллектив и увлекать учащихся ближними, средними и дальними перспективами жизнедеятельности.
Следующий вид буллинга - психологический, умышленно направленный на причинение эмоциональных страданий и социальную изоляцию (остракизм), выражается в попытках унизить человека путем словесных оскорблений в вербальной или письменной форме, насмешек, присвоения кличек, бесконечных замечаний и негативных оценок в присутствии других, запугивания, доносов, распространения ложных слухов, чтобы настроить против ребенка общественное мнение. Специалисты Всемирной организации здравоохранения считают, что школьник «подвергается травле, если: 1) другой ученик или группа учеников говорят или делают что-либо непристойное или скверное по отношению к нему; 2) когда его постоянно дразнят неприятным для него образом или 3) когда его намеренно не принимают в свои игры и какие-либо другие мероприятия» [4, с.197]. Вместе с тем, не считается травлей шутливое и дружеское поддразнивание; например, использование свойственных традиционной педагогике «дразнилок» в играх («неотвожа», «ябеда», «жадина-говядина», «девичий пастух» и т.п.) в отношении игрока, умышленно нарушающего правила.
В публикациях ЮНЕСКО 2018 года как отдельный вид выделен сексуальный буллинг, который определяется как сексуальное домогательство в контактной (например, нежелательные прикосновения, шлепки по ягодицам) и бесконтактной форме (вербальное: пошлые, с сексуальным подтекстом комментарии и шутки, угроза сексуального насилия; невербальное - оскорбительные жесты, демонстрация интимных частей тела и пр.).
В условиях активного развития средств электронной коммуникации появилась новая форма психологического и сексуального буллинга - кибербуллинг, заключающийся в: 1) использовании электронных средств связи для унижения и издевательств над человеком путем отправки сообщений обидного, пугающего или угрожающего характера [9], 2) размещении для всеобщего обозрения в социальных интернет-сетях фото или видео подростка, изображающих его неприглядным образом. Особая опасность и разрушительная сила кибербулинга состоят в том, что порочащие сведения могут распространяться анонимно, в форме вирусной программы, не оставляя жертве возможности ответить адресату или избежать информационной атаки, скрывшись в безопас-
ном месте, ведь почти все подростки подключены к интернету и постоянно находятся в сети.
Одна из важнейших задач профессиональной деятельности социального педагога - нивелировать условия возникновения школьного буллинга. В силу этого, будущие специалисты должны научиться выделять объективные и субъективные детерминанты, провоцирующие эту форму насилия. Этому способствует проведение студентами анализа научных данных о глобальных масштабах и региональных отличиях распространения буллинга, опубликованных Всемирной организации здравоохранения [4] и Организацией Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры [9, 10]. В частности, в предварительной версии официального доклада ЮНЕСКО «Насилие в школах и буллинг: глобальная ситуация, тенденции, факторы и последствия» (2018 г.), по итогам исследований, проведенных в школах 144 стран мира, сообщается, что в среднем ежегодно 32% школьников в возрасте от 9 до 15 лет страдают от буллинга со стороны своих сверстников. Наиболее распространенными видами буллинга оказались: 1) физический - пинали, толкали, били, выталкивали из класса или запирали в помещении (16,1%), 2) сексуальный - в адрес 11,2% учеников были направлены насмешки, замечания, жесты с сексуальным смыслом, 3) психологический -5,5% детей были намеренно исключены из общей игры или деятельности, демонстративно игнорированы или эмоционально унижены [10]. В меньшей степени в глобальных масштабах распространен кибербуллинг, хотя эта проблема достаточно остра в экономически благополучных странах в силу большей доступности мобильной телефонной связи и интернета: в семи странах ЕС доля подростков, сообщивших о том, что они подверглись ки-бербуллингу, увеличилась с 7% в 2010 году до 12% в 2014 году [10]. В киберпространстве появились новые формы сексуального насилия, включающие отправку эротических и порнографических сообщений и изображений в режиме онлайн. Данные из пяти стран показывают, что от 12% до 22% детей получали сообщения сексуального содержания [10].
Ученые, подготовившие доклад ЮНЕСКО, подтвердили известный факт наибольшей виктимогенности младшего подросткового возраста и общемировую тенденцию - постепенное уменьшение актов буллинга по мере взросления детей: об издевательствах в свой адрес заявили 33% тринадцатилетних, 32,3% четырнадцатилетних и 30,4% пятнадцатилетних школьников. Такая же тенденция была выявлена в Российской Федерации исследователями ВОЗ еще в 2013-2014 гг. (см. табл. 1).
Таблица 1.
Буллинг в школах Российской Федерации, по данным ВОЗ [4]
Не менее двух или трех раз в месяц за последние пару месяцев: 11-летние 13-летние 15-летние
мальчики % девочки % мальчики % девочки % мальчики % девочки %
становились жертвой буллинга 27 23 21 15 15 12
участвовали в издевательствах над другими детьми в школе 19 13 24 14 22 13
В докладе ЮНЕСКО отмечены значительные региональные различия распространения буллинга. К регионам с высокой долей учащихся, сообщивших о том, что над ними издевались в школе, «относятся Ближний Восток (41,1%), Северная Африка (42,7%) и страны Африки к югу от Сахары (48,2%)» [9]. В наименьшей степени подвергаются буллингу несовершеннолетние, обучающиеся в школах стран Центральной Америки (22,8%), Карибского бассейна (25 %) и Европы (25%).
Среди 43 европейских государств, принявших участие в исследованиях ВОЗ в 2013-2014 гг., Российская Федерация заняла 3-4 места по распространенности школьного буллинга. Еще более агрессивными оказались лишь подростки обоих полов из Литвы и Латвии, одиннадцатилетние мальчики из Гренландии и тринадцатилетние румыны. При этом во всех странах без исключения «мальчики почти всех возрастных групп значительно чаще принимают участие в буллинге в качестве нападающей стороны» [4].
В итоге анализа этих данных в процессе учебных интерактивных занятий по дисциплинам «Основы социальной работы» и «Социальная психология» студенты при деликатном руководстве преподавателя сами выявляют возможные культурные, экономические, социально-политические и гендерные детерминанты буллинга: культурные традиции, поддерживающие агрессию по отношению к другим (вспоминая такие фольклорные жанры, как страшилки и садистские стишки; жесткие стереотипы мужественности и женственности, ксенофобию в отношении мигрантов); духовно-нравственное неблагополучие народов, утративших традиции социальной солидарности, разобщенных в силу резкого социального неравенства и полярной, несправедливой дифференциации доходов; социально-психологическую депривацию бедных граждан с ограниченностью их возможностей самореализации в трудовой и досуговой сферах; высокую плотность населения, проживающего в депрессивных городских районах с многоэтажной застройкой. При этом студенты осознают, что эти факторы порождают напряженность в общественных отношениях, настроение социальной враждебности как
всеобщее выражение апатии или отчаяния, склонность к силовому утверждению своих притязаний. А такое кризисное состояние мира взрослых напрямую отзерка-ливается несовершеннолетними и переносится в школьную среду.
Затем в ходе занятий по дисциплинам «Педагогическая психология» и «Психология личностного развития несовершеннолетних группы риска» будущие социальные педагоги знакомятся с деструктивными последствиями школьной травли, которые описаны в Докладе ЮНЕСКО 2018 г. и подтверждают связь буллинга и психосоциальных трудностей его жертв (см. табл. 2). Буллинг подрывает у учащихся чувство принадлежности к школьному коллективу и уверенность в себе, занижает их перспективные устремления, провоцируя желание прогуливать уроки и бросить школу после 9 класса. Чем чаще над учениками издеваются, тем хуже их академические результаты и выше тревожность перед контрольными работами, экзаменами, даже если дети к ним хорошо подготовились. Травля негативно воздействует на психическое здоровье и качество жизни: жертвы буллинга почти в два раза чаще чувствуют себя одинокими, страдают бессонницей и задумываются о самоубийстве, чем те, кого не преследуют сверстники. Кроме того, буллинг связан с более высокими показателями аддиктивного поведения.
Школьный буллинг наносит серьезный ущерб не только жертвам насилия, но и остальным участникам травли: агрессору и свидетелям. Страдают свидетели, которым сначала кажется легче и безопаснее не противостоять буллингу, а действовать, как большинство, избегая конфронтации с агрессивным лидером асоциальной группы. Но неоднократно поддерживая травлю, ребенок накапливает опыт бессилия перед властью толпы и приобретает привычку проявлять малодушие в конфликтной социальной ситуации, что негативно влияет на его характер и личность.
Опыт издевательств деструктивен и для личности буллеров - инициаторов травли, которые, не признавая интересов и нарушая права окружающих, удовлетворяют лишь собственные потребности в получении
Таблица 2.
Последствия буллинга [10]
Последствия Частые жертвы буллинга, % Почти никогда не подвергались буллингу, %
Собираются закончить обучение на уровне неполной средней школы 44.5 34.8
Чувствуют себя неудачниками или исключенными из школы 42.4 14.9
Часто пропускают школьные занятия (не менее 3-4 дней за последние две недели) 9.2 4.1
Боятся контрольных работ (тестов), даже если хорошо подготовлены 63.9 54.6
Ощущают одиночество 18.3 8.2
Так нервничают, что не могут уснуть ночью 17.2 7.0
Думают о самоубийстве 23.4 12.0
Курят 19.7 8.6
Употребляют алкоголь 30.3 18.6
Употребляют марихуану 7.9 1.7
Имеют ранний сексуальный опыт 27.4 18.9
13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)
материальной выгоды или удовольствия от ощущения силы при подчинении себе другого человека, в укреплении популярности и повышении статуса в коллективе класса, доминировании в групповом процессе [2]. В итоге формируются асоциальные черты личности, огрубляются чувства, разрушаются механизмы формирования близости с другими людьми, что впоследствии, во взрослом возрасте, становится барьером для создания доверительных и теплых отношений с партнёрами, супругами и собственными детьми. Как афористично заметил Кэндзиро Хайтани в книге «Взгляд кролика»: «те, кто сторонятся слабых и бессильных, избегают и презирают их, наносят вред, прежде всего, самим себе. Они перестают быть человечными» [8]. Неслучайно многие школьные буллеры, вырастая, оказываются вовлеченными в криминальные структуры, гораздо чаще участвуют в преступных действиях, воровстве и вандализме, злоупотребляют алкоголем и наркотиками, чем те, кто не причастен к актам буллинга.
Таким образом, факторами, провоцирующими бул-линг, могут выступать особенности личности всех участников травли, коренящиеся в генетике агрессора, низкой образованности и уровне достижений, неразвитости самоконтроля поведения и умения мирно решать проблемы, в отсутствии друзей и референтных взрослых с просоциальным поведением и установками приносить пользу другим и обществу.
В связи с этим на занятиях по дисциплинам «Психология развития и возрастная психология», «Психолого-педагогическая диагностика», «Психолого-педагогические исследования групп риска девиантно-го поведения», «Психология виктимного поведения» преподаватели помогают будущим социальным педагогам овладеть достаточным объемом психолого-педагогических знаний для идентификации различных проявлений буллинга в среде школьников и диагностики личностных особенностей, виктимизирующих учащихся. Будущие педагоги учатся различать прямой буллинг, например, когда один ребенок явно вымогает у другого деньги или вещи, и косвенный, когда группа учащихся распространяет ложные слухи о своем однокласснике [5]. При этом студенты осознают трудности диагностики буллинга, поскольку он обычно происходит не только на уроке в учебном классе, коридоре или столовой во время перемены, но и в туалете, школьном дворе, по дороге домой или в киберпространстве; а добровольные сообщения детей о травле и издевательствах одноклассников, как правило, табуированы.
Обучение будущих социальных педагогов выявлению признаков кибербуллинга и умению противостоять ему осуществляется в ходе таких дисциплин, как «Информатика и информационные технологии в профессиональной деятельности», «Использование мультимедийных технологий в профилактике девиантного и делинквентного поведения подростков». Студенты знакомятся с различными вариантами противодействия кибербуллингу: а) техническим - удаление сайта, блокирование его функционирования; б) юридическим -
заявление в полицию на наличие порочащей человека информации; в) административным - жалоба классному руководителю, директору школы о получении подобных сообщений и т.п. Будущий социальный педагог должен быть готов информировать детей и родителей об их правах и возможных действиях в случае кибербуллинга.
Вместе с тем, в учебном курсе «Методы организации поддерживающей социальной среды» преподаватели стремятся сформировать у студентов особую профессиональную позицию: в чём бы ни заключались причины травли, появление в школе буллеров и жертв - свидетельство нездоровой ситуации в конкретном образовательном учреждении. Поэтому социальные педагоги должны тщательно продумать возможные пути и средства решения проблемы с целью обеспечить безопасную среду для всех субъектов образовательного процесса.
Последнее особо актуально, поскольку, как ни страшно это звучит, сегодня обостряется проблема буллинга по отношению к учителям. Его жертвами становятся наименее социально защищенные, физически слабые и высокогуманные представители педагогической профессии. Поэтому предотвращение буллинга является одной из важнейших педагогических задач современной школы, делом чести всего учебного коллектива. В связи с этим, в рамках дисциплины «Психология виктимного поведения» наши студенты знакомятся не только с научной информацией о викти-мизации учащихся в образовательной среде, психологии личности и поведения учителя в позиции жертвы и виктимизатора, но и методикой работы социального педагога с учителями по профилактике буллинга в отношении учащихся. При этом важно научить будущих молодых педагогов методам предотвращения нападок, издевательств над ними со стороны различных субъектов школьной системы. Сформировать такие компетенции помогают учебные курсы «Психология конфликта» и «Педагог-психолог в системе сопровождения детей и подростков группы риска».
Кроме того, подготовка будущих социальных педагогов предусматривает развитие у них высокой нравственной культуры, установки на неукоснительное соблюдение норм педагогической этики и морали, готовности неравнодушно относиться к судьбе каждого ребенка, не оставлять без внимания ни один случай агрессии в отношении более слабых и беззащитных. В то же время необходимо донести до сознания будущих специалистов, что важными условиями предотвращения буллинга являются степень близости социального педагога к детям, знание взаимоотношений учащихся, симпатий и антипатий членов коллектива, наличия противоборствующих, конкурирующих группировок в школе и пр. Для этого на теоретических и практических занятиях по дисциплинам «Методика и технология работы социального педагога», «Организация досуга детей и подростков», «Практикум по психолого-педагогическому сопровождению несовершеннолетних группы риска», студенты готовятся к организации до-
суговых, игровых видов деятельности, разнообразных форм свободного общения, использованию специальных методик изучения и сплочения детского коллектива.
Важно понять, что в деле повышения безопасности школьной среды, разработки и реализации эффективных комплексных программ предупреждения школьно-
го буллинга ключевой задачей является всесторонняя научная, методическая, нравственная подготовка будущих педагогов, их мотивация к созданию условий защищенности каждого участника образовательного процесса.
Библиографический список
1. Инчхонская декларация «0бразование-2030: обеспечение всеобщего инклюзивного и справедливого качественного образования и обучения на протяжении всей жизни». Всемирный форум по вопросам образования. 2015. http://unesdoc.unesco.org/ images/0023/002331/233137r.pdf
2. Руководящие принципы политики Совета Европы по вопросу комплексных национальных стратегий защиты детей от насилия. 2009. С.36 http://souchastye.ru/wp-content/uploads/2014/05/Rukovodjashie-prinzipi-Sovet-Evropa-zashita-ot-nasilija-2009.pdf
3. Кривцова, С.В. Буллинг в школах мира: Австрия, Германия, Россия / С.В. Кривцова, А.Н. Шапкина, А. А. Белевич // Образовательная политика. 2016. №3. С. 97-119. http://edupolicy.ru/wp-content/uploads/2017/03/097-119_Krivcova-Shapkina-Belevich No3. 2016.pdf
4. Неравенства в период взросления: гендерные и социально-экономические различия в показателях здоровья и благополучия детей и подростков. Исследование «Поведение детей школьного возраста в отношении здоровья» (HBSC): Международный отчет по
результатам исследования 2013/ 2014 гг. Европейское региональное бюро ВОЗ. 2016. C.197; 202-203 http://www.euro.who.int/_data/assets/
pdf_file/0016/331711/HSBC-No.7-Growing-up-unequal-Full-Report-ru.pdf?ua=1
5. Ответные меры системы образования на буллинг, вызванный гомофобией// Передовая политика и практика системы образования в области здоровья и профилактики ВИЧ. Выпуск 8. ЮНЕСКО. 2014. С.13. www.unesco.org/open-access/terms-use-ccbyncsa-rus
6. Преобразование нашего мира: повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 г. Резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 25 сентября 2015 года. https://unctad.org/meetings/en/SessionalDocuments/ares70d1_ru.pdf
7. «Распаковка». Цели 4 в области устойчивого развития Образование-2030 Руководство. С. 14. http://unesdoc.unesco.org/ images/0024/002463/246300R.pdf
8. Хайтани К. Взгляд кролика. М.: ООО «Издательский дом «Самокат», 2010. С.47 https://www.rulit.me/books/vzglyad-krolika-read-6327-47.html
9. Global guidance on addressing school related gender based violence - UNESCO and UN Women, 2016. 123 p. http://unesdoc.unesco.org/ images/0024/002466/246651e.pdf
10. School violence and bullying: Global status and trends, drivers and consequences UNESCO, 2018. 16 p. http://unesdoc.unesco.org/ images/0026/002657/265781e.pdf
References
1. Education 2030 Incheon. Declaration. Towards inclusive and equitable quality education and lifelong learning for all. UNESCO Member States on 4 November 2015 in Paris http://unesdoc.unesco.org/images/0024/002456/245656e.pdf
2. Council of Europe Policy guidelines on integrated national strategies for the protection of children from violence.2009. p.36 https://rm.coe. int/168046eb7d
3. Kryvtsova S.V. Bulling in schools of the world: Austria, Germany, Russia / S. V. kryvtsova, A. N. Shapkina, A. Belevich. Educational policy. 2016. No. 3. P. 97-119. http://edupolicy.ru/wp-content/uploads/2017/03/097-119_Krivcova-Shapkina-Belevich No3. 2016.pdf
4. Growing up unequal: gender and socioeconomic differences in young people's health and well-being. Health behavior in school-aged
children (HBSC) study: International report from the 2013/2014 survey. 2016. P.197; 202-203. http://www.euro.who.int/_data/assets/pdf_
file/0003/303438/HSBC-No.7-Growing-up-unequal-Full-Report.pdf?ua=1
5. Education Sector Responses to Homophobic Bullying|| GOOD POLICY AND PRACTICE IN HIV AND HEALTH EDUCATION. Published in 2012 by the United Nations Educational. Booklet 8/ P.13 http://unesdoc.unesco.org/images/0021/002164/216493e.pdf
6. Transforming our world: the 2030 Agenda for Sustainable Development. Resolution adopted by the General Assembly on 25 September 2015 http://www.un.org/en/development/desa/population/publications/2030_Agenda_en.pdf
7. Unpacking. Sustainable Development Goal 4 Education 2030. Guide Pp. 14 -http://unesdoc.unesco.org/images/0024/002463/246300e.pdf
8. Haitani Kenjiro. A rabbit's eyes. M.: OOO «Publishing house «Samokat»», 2010. P.47. https://www.rulit.me/books/vzglyad-krolika-read-6327-47.html
9. Global guidance on addressing school related gender based violence - UNESCO and UN Women, 2016. 123 p. http://unesdoc.unesco. org/images/0024/002466/246651e.pdf
10. School violence and bullying: Global status and trends, drivers and consequences UNESCO, 2018. 16 p. http://unesdoc.unesco.org/ images/0026/002657/265781e.pdf