когнитивного и рефлексивного компонентов) заключаются в профессиональной и личностной мотивации к применению тендерных знаний в образовательном процессе, ценностном отношении к выбранной профессии как социально значимой, эгалитарным (равноценным) отношением к обучающимся обоего пола, овладении системой гендерных знаний для конструк-
тивного гендерного взаимодействия в своей профессиональной деятельности, целостной субъектной гендерной позиции, ориентированной на профессиональное становление, учет многообразия индивидуальных гендерных особенностей обучающихся, педагогическую поддержку процессов их самопознания и самоактуализации.
Библиографический список
1. Борытко, Н.М. Гуманитарные принципы профессионального образования педагога-воспитателя в системе непрерывного образования // Изв. Волгоград. гос. пед. ун-та. - 2012. - № 11(75).
2. Столярчук, Л.И. Гендерный подход к педагогическому образованию в вузе // Известия Волгогр. гос. пед. ун-та. - 2011. - № 8(62). -Сер.: Педагогические науки.
3. Загайнов, И.А. Формирование гендерной компетентности педагога в процессе профессиональной подготовки: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Йошкар-Ола, 2007.
4. Клёцина, И.С. Гендерная компетентность: психологическое содержание и специфика проявления в межличностных отношениях / И.С. Клёцина, О.Л. Прохорова // Вестн. Ленинград. гос. ун-та им. А.С. Пушкина. - 2010. - № 2(5). - Психология.
5. Каменская, Е.Н. Гендерная компетентность педагога // Изв. Южн. Федеральн. ун-та. - 2009. - № 2. - Сер.: Педагогические науки.
Bibliography
1. Borihtko, N.M. Gumanitarnihe principih professionaljnogo obrazovaniya pedagoga-vospitatelya v sisteme neprerihvnogo obrazovaniya // Izv. Volgograd. gos. ped. un-ta. - 2012. - № 11(75).
2. Stolyarchuk, L.I. Gendernihyj podkhod k pedagogicheskomu obrazovaniyu v vuze // Izvestiya Volgogr. gos. ped. un-ta. - 2011. - № 8(62). -Ser.: Pedagogicheskie nauki.
3. Zagayjnov, I.A. Formirovanie gendernoyj kompetentnosti pedagoga v processe professionaljnoyj podgotovki: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. - Yjoshkar-Ola, 2007.
4. Klyocina, I.S. Gendernaya kompetentnostj: psikhologicheskoe soderzhanie i specifika proyavleniya v mezhlichnostnihkh otnosheniyakh / I.S. Klyocina, O.L. Prokhorova // Vestn. Leningrad. gos. un-ta im. A.S. Pushkina. - 2010. - № 2(5). - Psikhologiya.
5. Kamenskaya, E.N. Gendernaya kompetentnostj pedagoga // Izv. Yuzhn. Federaljn. un-ta. - 2009. - № 2. - Ser.: Pedagogicheskie nauki.
Статья поступила в редакцию 25.11.14
УДК 378
Nurmagomedova N.H. TRAINING OF FUTURE TEACHERS OF COMPUTER SCIENCE AS A PEDAGOGICAL PROBLEM. The paper studies the training of future teachers of computer science and considers a range of skills necessary for the future professional activities. The activities of a future teacher are regarded as a specific type of work, including: organizational management, search, constructive, design, analytical, communicative, social, mental, technological and operational activities. The author comes to the conclusion that the professional training of future teachers of Computer Studies involves the successful solution of professional problems and is characterized by a high level of motivation professional activities and the willingness to constantly learn new information technology. The groups of skills of a future teacher of Computer Studies, according to the author, are: gnostic skills (knowledge in professional sphere, systemization of experience); constructive-technical skills (integrative knowledge of projecting); general pedagogic skills (ability to work with schemes and contents of a curriculum); technical skills (analysis of a classroom situation, organization of a technological process, use of equipment); professional-operational skills (common labor skills of interdisciplinary character); special skills (skills within a special branch of economy).
Key words: future teachers of computer, training, professional activity, structure, skills.
Н.Х. Нурмагомедова, канд. пед. наук, ст. преп. каф. информационных технологий ФГБОУ ВПО «Дагестанский гос. педагогический университет», г. Махачкала, E-mail: [email protected]
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
В статье изучена профессиональная подготовка будущего учителя информатики, рассмотрен комплекс умений, необходимых для его дальнейшей профессиональной деятельности. Профессиональная подготовка будущего учителя информатики рассматривается как специфический вид трудовой деятельности, включающий: организационно-управленческую, поисковую, конструктивную, проектировочную, аналитическую, коммуникативную, социальную, мыслительную, технологическую и эксплуатационную деятельность. Автор приходит к выводу, что профессиональная подготовка будущего учителя информатики предполагает успешное решение профессиональных задач и характеризуется высоким уровнем мотивации профессиональной к деятельности и готовность постоянно осваивать новые информационные технологии.
Ключевые слова: будущий учитель информатики, профессиональная подготовка, профессиональная деятельность, структура, умения.
Система образования в России переживает период реформирования и переосмысления направлений и общих принципов своего развития. Изменяются методы и средства подготовки современного специалиста. В первую очередь такие перемены обусловлены экономическим и социальным развитием современного общества, вступившего в постиндустриальную технологическую эпоху, когда информация становится ключевым эле-
ментом развития государства. Структурные и содержательные изменения в экономике привели к существенным изменениям в системе высшего профессионального образования, где произошло изменение существовавшего классификатора специальностей и направлений подготовки специалистов.
Профессиональная подготовка будущего учителя информатики имеет разветвленную структуру, в которой находят отраже-
ние виды деятельности и соответствующие им качества личности:
1. Организационно-управленческая деятельность заключается в выработке и принятии решений на различных уровнях управления и разных структурных подразделениях.
2. Поисковая деятельность заключается в сборе информации, необходимой для решения профессиональных задач. Она может выступать основой для проведения научного исследования, в ходе которого «рождаются» новые научные знания.
3. Конструктивная деятельность выступает в качестве завершающей стадии поисковой деятельности и включает в себя поиск новых конструкций, построение технических объектов.
4. Проектировочная деятельность заключается в определении и анализе исходных условий, факторов и характеристик изучаемых явлений с последующим построением модели.
5. Аналитическая деятельность выступает как постдеятельность проектировочной деятельности и позволяет оценить и понять структуру, выявить взаимосвязь, учесть индивидуальные свойства объектов, а так же определить уровень профессионального мастерства.
6. Коммуникативная деятельность заключается в получении необходимой информации в процессе общения Она предполагает производство слова для общения, обмена информацией, понимания.
7. Социальная деятельность обеспечивает оценку социальных результатов предшествующей деятельности и возможную корректировку отдельных этапов. Она охватывает отношение специалиста к общепризнанным ценностям, закону, государству и обществу, а так же способствует процессу преобразования социального опыта в собственные ценности и ориентации.
8. Мыслительная деятельность предполагает процесс производства собственных мыслей и преобразования создаваемых кем-то в их дополнении, процесс, в котором продуктивное знание дополняет репродуктивное.
9. Технологическая деятельность - это деятельность по реализации спроектированной технологии усвоения новых знаний, умений и навыков, стимулированию, контролю и коррекции этого процесса;
10. Эксплуатационная деятельность будущего учителя информатики предполагает процесс сопровождения, модификации и адаптации профессионально-ориентированных программных комплексов в предметных областях [1; 2].
Деятельность будущего учителя информатики является специфическим видом трудовой деятельности, возникшей на определенном этапе развития техники и производства, поскольку предполагает рассмотрение ее как сложного, многократного и многоуровневого динамически развивающегося явления. В ходе этой деятельности происходит взаимодействие специалиста с орудием труда (техникой, технологиями) и внешней средой, которая задает данное взаимодействие.
Предметом деятельности будущего учителя информатики являются: информационные процессы, определенные спецификой предметной области; события, функциональные процессы, информационные потоки и ресурсные потоки, протекающие в предметной области, новые направления деятельности в области, требующие внедрения вычислительной техники, профессионально-ориентированные пакеты прикладных программ [3; 4].
Средствами труда будущего учителя информатики являются: информационно-вычислительная техника для сбора, об-
Библиографический список
работки, хранения и передачи информации; информация о состоянии материально-технического и технологического базиса; научные знания, представленные в различных источниках; социально-технические нормы, в качестве которых могут выступать стандарты, правила по технике безопасности, отраслевые нормы и т.д.
К результатам деятельности будущего учителя информатики можно отнести: в знаковом виде - схемы, чертежи, алгоритмы, программы, графики, расчеты, описания и т.п.; в письменном виде - указания, пояснения и т д.; в устной форме - распоряжения, приказы, обоснования.
В структуре сознательной, целенаправленной профессиональной деятельности будущего учителя информатики выделяются компоненты, которые складываются в процессе обучения, а затем совершенствуются под влиянием профессионального опыта [5]. Данными компонентами являются умения и навыки.
В качестве групп умений, присущих будущему учителю информатики необходимо выделить следующие:
1) гностические умения - познавательные умения в области приобретения производственных знаний, предусматривающих получение новой информации, выделение в ней главного, существенного, обобщение и систематизация передового опыта;
2) конструктивно-технические умения - интегративные умения проектирования;
3) общепедагогические умения - умения по чтению и составлению схем, выполнению расчетно-графических работ, определению методических особенностей изучения содержательных линий курса информатики и информационных технологий,
4) технологические умения - педагогические умения по анализу методической ситуации, планированию и рациональной организации технологического процесса, эксплуатации технических устройств,
5) производственно-операционные умения - общетрудовые умения по смежным профессиям:
6) специальные умения - умения по специальности в рамках какой-либо отрасли народного хозяйства.
Таким образом, профессиональная подготовка будущего учителя информатики предполагает успешное решение профессиональных задач и характеризуется высоким уровнем мотивации профессиональной к деятельности, из которых можно выделить следующие: построение моделей и алгоритмов функционирования систем в предметной области, а так же исследование возможности использования готовых проектов и алгоритмов; разработка профессионально-ориентированного программного обеспечения, его тестирование и отладка; подготовка и обеспечение внедрения; освоение средств вычислительной техники и расширение области ее применения за счет проектирования; определение информации, подлежащей обработке средствами вычислительной техники, ее объема, структуры, макета и схемы ввода, обработки, хранения и вывода, методов контроля; оформление технической документации; формулировка постановки задачи либо отдельных ее этапов; повышение научно-методических знаний; внедрение методов информатики в различные предметные области; развитие возможностей и адаптация профессионально-ориентированных пакетов прикладных программ на всех стадиях жизненного цикла, оптимизация процессов обработки информации; решение задач унификации профессионально-ориентированного программного и информационного обеспечения предметной области.
1. Давыдов, В.В. Проблемы развивающегося обучения. - М., 2004.
2. Ионисян, А.В. Гуманитарная подготовка студентов инженерно-технических вузов России, середина XIX - начало XX веков: дис. ... канд. пед. наук. - М., 2008.
3. Горшков. А. К вопросу о реформировании высшей школы // Высшее образование в России. - 2009. - № 5.
4. Сластенин, В.А. Гуманизация педагогического образования, теоретическая концепция исследование / В.А. Сластенин, Е Н. Шиянов // Теория и практика высшего педагогического образования. - М., 2000.
5. Сорокопуд, Ю.В. Педагогика высшей школы: учебно-методич. пособ. - Ростов-на-Дону, 2011.
Bibliography
1. Davihdov, V.V. Problemih razvivayuthegosya obucheniya. - M., 2004.
2. lonisyan, A.V. Gumanitarnaya podgotovka studentov inzhenerno-tekhnicheskikh vuzov Rossii, seredina XIX - nachalo XX vekov: dis. ... kand. ped. nauk. - M., 2008.
3. Gorshkov. A. K voprosu o reformirovanii vihssheyj shkolih // Vihsshee obrazovanie v Rossii. - 2009. - № 5.
4. Slastenin, V.A. Gumanizaciya pedagogicheskogo obrazovaniya, teoreticheskaya koncepciya issledovanie / V.A. Slastenin, E N. Shiyanov // Teoriya i praktika vihsshego pedagogicheskogo obrazovaniya. - M., 2000.
5. Sorokopud, Yu.V. Pedagogika vihssheyj shkolih: uchebno-metodich. posob. - Rostov-na-Donu, 2011.
Статья поступила в редакцию 24.11.14
УДК 37.016: 78.031 (470.53)
Pustobaeva L.N. ARTISTIC AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT AS A MEANS OF JUNIOR SCHOOL-CHILDREN'S INVOLVEMENT INTO FOLKLORE SINGING IN THE PERM KRAI. The paper aims at studying artistic and educational environment as a means of the involvement of junior schoolchildren into Prikamye community's folklore singing (the Russians, the Komi-Permyaks, the Udmurts, the Maris, the Tatars, the Bashkirs), where artistic kinds of activity (oral and written reciting, drawing, modelling, chorus singing, theatre performances) and musical activities (listening to music, singing, playing the instruments, plastic moving to music, dramatizing of folk songs) are used. The author of the article recommends using modern pedagogical technologies (cooperative pedagogies, personality oriented tuition) and information and communicative approaches (electronic presentations). The contents-related component of the study includes the necessary system of methods, without which a teacher in a primary school can't achieve in creating artistic-imagery atmosphere for young pupils. These methods include the Federal State Educational Standard, curricula, a program "A Young Permyak Child" (an ABC in regional studies), etc.
Key words: artistic and educational activity, the Perm Krai singing folklore, various kinds of artistic activity, junior schoolchildren.
Л.Н. Пустобаева, аспирантка Уральского гос. педагогического университета, ст. преп. каф. хорового дирижирования Пермской гос. академии искусства и культуры, г. Пермь, E-mail: [email protected]
ХУДОЖЕСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ПЕСЕННОМУ ФОЛЬКЛОРУ ПЕРМСКОГО КРАЯ
В статье рассматривается художественно-образовательная среда как средство приобщения младших школьников к песенному фольклору народов Прикамья (русских, коми-пермяков, удмуртов, марийцев, татар, башкир) через различные виды художественной (устное и письменное художественное слово, рисование, лепка, хоровое пение, театральные постановки и т. д.) и музыкальной деятельности (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, музыкально-пластическое движение, инсценирование народных песен). В данной работе автор рекомендует применять современные педагогические технологии (педагогика сотрудничества, личностно ориентированное обучение) и информационно-коммуникационные технологии (электронные презентации).
Ключевые слова: художественно-образовательная среда, песенный фольклор Пермского края, различные виды художественной деятельности, младшие школьники.
В современной системе отечественного образования наблюдается тенденция поиска наиболее эффективных форм организации художественно-образовательной среды. Одним из требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования является формирование целостной образовательной среды. Вместе с тем, при обучении младших школьников в процессе создания определенной образовательной среды следует учитывать «...историко-культурную, этническую и региональную специфику.» [1, с. 18]. Следует отметить, что вопросы влияния художественно-образовательной среды на приобщение младших школьников к культуре родного края еще не достаточно освещены в научной и методической литературе. Н.Г. Тагильцева отмечает, что на изучение художественного компонента такой среды авторами «уделяется недостаточное внимание» [2, с. 51], хотя учителя-практики пытаются решать данный вопрос - приобщения детей к культуре родного края, через создание определенной образовательной среды с включением художественного компонента. В данной статье будут представлены направления работы учителя по приобщению младших школьников через художественно-образовательную среду к культуре Пермского края.
В психолого-педагогической литературе авторы (Е.И. Левит, Е.А. Пелих, С.В. Тарасов и др.) рассматривают художественно-образовательную среду как системный объект исследования, как подсистему социокультурной среды, которая характеризуется разными типологическими особенностями по характеру отношений, по степени творческой активности, стилю взаимодействия с внешней средой и включает множество аспектов (социальных, опытных, коммуникативных, предметно-практических, системных и др.).
В некоторых работах авторы (К.В. Гавриловец, Г.С. Лабков-ская, Ю.С. Мануйлов, Л.П. Печко и др.) исследуют эстетический компонент среды. Так, Л. П. Печко рассматривает художественно-эстетическую педагогическую среду школы как «...динамическую совокупность компонентов и их свойств, включающую условия, объекты и субъекты, позитивно содействующие процессам культурно-эстетического развития личности ученика в соответствии с современными педагогическими целями» [3, с. 118-119].
Наиболее актуальными представляются исследования, направленные на разработку и реализацию интегрированной художественно-образовательной среды в системе художественного образования в общеобразовательной школе (А.В. Королькова, О.Ф. Пахомова и др.).
О.Ф. Пахомова трактует художественно-образовательную среду школы как «.целостное, эстетически организованное учебно-воспитательное пространство, построенное на интеграции и диалоговом взаимодействии искусств и содействующее развитию творческой активности личности в различных видах и формах деятельности» [4, с. 408]. Из отдельных уроков искусства (изобразительного творчества, музыки и др.) автором разработан интегративный блок художественно-творческих дисциплин комплексного воздействия («Фольклор -ИЗО - труд», «Графика и основы дизайна» и др.), способствующий восприятию художественных образов различных видов искусств (литературное, изобразительное, музыкально-двигательное и др.).
Анализ данных работ показал, что целенаправленно и систематически организованная художественно-образовательная среда плодотворно влияет на музыкально-эстетическое развитие детей (развитие музыкальных способностей, музыкального восприятия, творческой активности и т. п.). Опираясь на эти идеи, мы в своей работе предположили, что художественно-образовательная среда будет способствовать приобщению младших школьников к художественной культуре Пермского края. При этом сам процесс приобщения мы понимали как включение ребенка в те виды художественной деятельности, которые были им более предпочтительные. Таким образом, сам процесс приобщения базировался на идее личностно ориентированного обучения младших школьников [5].
В нашей работе мы определяем художественно-образовательную среду как целостное, эстетически организованное учебно-воспитательное пространство, построенное на интеграции и диалоговом взаимодействии искусств, как средство приобщения учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений к песенному фольклору Пермского края в различных видах художественной деятельности детей, в зависимости от их предпочтений.