Вестник СамГУ. 2015. № 4 (126)
187
УДК 378
О.П. Карникова*
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА БАКАЛАВРОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ 071500.62 «НАРОДНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА»
Автором на основе анализа научных исследований рассматриваются современные требования, предъявляемые к профессиональной подготовке бакалавров по направлению «Народная художественная культура». Определяются специфика и особенности профессиональной деятельности бакалавров в соответствии с динамикой развития сферы народной художественной культуры и стратегическими приоритетами их профессиональной подготовки в современных условиях. Обосновывается необходимость ориентации профессиональной подготовки бакалавров на полихудожественные аспекты профессиональной деятельности.
Ключевые слова: профессиональная подготовка бакалавров, сфера народной художественной культуры, бакалавры по направлению «Народная художественная культура», полихудожественная деятельность.
Рост национального самосознания, развитие этнокультурных центров и коллективов народного художественного творчества обуславливают возрастающий интерес к народной художественной культуре, которая, являясь интеграторам и регулятором жизни общества в силу своей специфической природы способна оказывать воздействие на все сферы деятельности и сознание человека.
Важность сохранения народной художественной культуры как «целостной и самодостаточной системы духовной жизни, результат процесса социально-творческой деятельности, осуществляемый в соответствии с архетипами народного менталитета» [3, с. 16], актуализирует необходимость реализации потенциала полихудожественной деятельности и определяет социальный заказ на профессиональную подготовку бакалавров по данному направлению.
Профессиональная подготовка бакалавров по направлению «Народная художественная культура» рассматривается в настоящее время в научной литературе с позиций компетентностного подхода (В.О. Власова, Э.Г. Отяковская и др.), который наиболее полно учитывает современные требования к ее качеству.
Цель профессиональной подготовки бакалавров определяется исследователями как формирование общекультурных и профессиональных компетенций студентов в сфере профессиональной деятельности, решающей задачи сохранения и развития этнокультурных традиций. Проектирование содержания профессиональной подготовки бакалавров должно учитывать ее гуманистическую направленность и строиться вокруг системы этнокультурных ценностей, а эффективно оценивать результаты профессиональной подготовки позволяет такая норма образовательного стандарта высшего профессионального образования, как профессиональные компетенции [5].
* © Карникова О.П., 2015
Карниксва Ольга Павлсвна (karnikova.olga@yandex.ru), кафедра педагогики и психологии, Самарский государственный институт культуры, 443010, Российская Федерация, г. Самара, ул. Фрунзе, 167.
Однако возникает противоречие между потребностью общества в бакалаврах, обладающих высоким уровнем готовности к полихудожественной деятельности, и недостаточной теоретической и практической разработанностью процесса ее формирования в профессиональной подготовке бакалавров по народной художественной культуре.
Поиск решения обозначенной проблемы определяет необходимость конкретизации представлений о профессиональной подготовке бакалавров по направлению «Народная художественная культура» с учетом специфики и особенности их профессиональной деятельности. Бакалавры по народной художественной культуре — выпускники университетов, академии, институтов, получившие профессиональное этнокультурное образование, обладающие готовностью к осуществлению профессиональной деятельности в сфере народной художественной культуры. Объектами профессиональной деятельности бакалавра выступают этнокультурные и социокультурные общности, самобытные народные исполнители фольклора, произведения и участники коллективов народного художественного творчества. Спектр профилей по направлению подготовки бакалавров включает в себя как традиционные («Руководство любительским театром», «Руководство хореографическим любительским коллективом», «Руководство студией декоративно-прикладного творчества»), так и новые отрасли («Руководитель студии кино-, фото-, видетворчества»,«Теория и история народной художественной культуры», «Руководство этнокультурным центром»), ориентированные на профессиональные интересы студентов.
Обеспечивая создание, сохранение, распространение художественных ценностей в народной среде, народная художественная культура «вбирет в себя не только традиционные этнические, бытовые, но и современные формы выражения знаний, ценностей, норм и образцов жизнедеятельности народа» [1, с. 12], выполняет важнейшую функцию человекотворчества (А.И. Арнольдов, М.М. Бахтин, Ю.М. Лотман, В.М. Ме-жуев и др.). Анализ научной литературы (И.С. Бочарникова, П.Г. Игнатович, Ю.А. Кондратенко и др.) позволяет сделать вывод о динамичном развитии сферы народной художественной культуры на современном этапе, что проявляется в повышении требований к личностным характеристикам субъектов народной художественной культуры и качеству освоения ими художественной деятельности; в усилении роли народной художественной культуры в установлении межкультурного, межэтнического, межличностного диалога, формировании позитивной этнокультурной идентичности личности в процессе создания продуктов народного художественного творчества; в поиске новых способов художественно-творческой интерпретации художественной традиций в контексте современных реалий в различных видах и жанрах народного искусства с целью совершенствования духовного мира отдельной личности и устойчивого развития общества в целом; в активном взаимодействии всех составляющих народной художественной культуры с другими сферами человеческой жизнедеятельности для более полной реализации потенциала культурного наследия народа и применения накопленного опыта художественной деятельности. Таким образом, приходим к заключению, что народная художественная культура, являясь сферой профессиональной деятельности бакалавров, обеспечивает самоидентификацию субъектов с базовыми элементами народной культуры посредством художественных практик.
Реализация стратегических приоритетов в профессиональной подготовке обеспечивает «внутриличностный процесс, в результате которого преобразуются и нарабатываются профессиональные знания, умения, навыки, опыт, формируются мотивы и ценностные ориентиры» [2, с. 208].
1. Личностностно-ориентированная направленность профессиональной подготовки позволят рассматривать бакалавра как патриота и гражданина, носителя, транслятора, созидателя народной художественной культуры, способного к критическому мышлению, мобильного в освоении и реализации полученных знаний, высоко мотивированного на повышение своей квалификации, обладающего навыками самоорганизации, владеющего инновационными и традиционными формами художественной деятельности.
2. Ведущая роль технологий развивающего и саморегулируемого обучения в профессиональной подготовке бакалавров обеспечивает формирование реальных механизмов компетентного управления творческим объединением, способствуя становлению чувства личной ответственности будущего руководителя.
3. Проектный характер профессиональной подготовки бакалавров способствует проявлению социально-творческой активности студента как субъекта профессиональной деятельности, поскольку соответствует стратегической линии их обучения, нацеленной на разработку проектных решений в сфере народной художественной культуры и их реализацию в практической деятельности коллектива народного художественного творчества.
В настоящее время бакалавры должны уметь совмещать должностные обязанности за счет интеграции профессиональных функций. Нами выявлены следующие функции профессиональной деятельности бакалавров: анализ и оценка субъективных и объективных факторов, влияющих на воспроизводство ценностей народной художественной культуры в коллективе народного художественного творчества с целью прогнозирования перспектив ее развития; разработка и планирование системы стратегических и тактических и решений, обеспечивающих трансляцию ценностей народной художественной культуры в коллективе народного художественного творчества; организация и обеспечение процесса постижения ценностей народной художественной культуры в коллективе народного художественного творчества, стимулирующих новые потребности и интересы субъектов; координация и контроль эффективности художественно-творческого процесса в коллективе. Содержание функций профессиональной деятельности предполагает широкий диапазон гуманитарной культуры бакалавра и «создание условий, которые будут способствовать проявлению и развитию потенциальных качеств, определяя своеобразие личностного участия в культурной жизни» [4, с. 289]. Полифункциональность как специфика профессиональной деятельности бакалавров реализуется в процессе организации и управления неспециализированной (досуговой, любительской) коллективной и индивидуальной художественной деятельностью на основе этнических традиций.
Анализ образовательных стандартов позволил определить основные требования, предъявляемые в настоящее время к бакалаврам по направлению «Народное художественное культура», адекватно видам профессиональной деятельности. Так педагогическая деятельность обеспечивает процесс личностного и профессионального становления субъектов через их приобщение к базовым ценностям народной художественной культуры. Художественно-творческая деятельность требует приобретения субъектами опыта коллективного творчества. Методическая деятельность бакалавров направляется на обобщение опыта художественной деятельности коллективов и внедрение эффективных форм и методов работы с учетом интересов ее участников. Организационно-управленческая деятельность позволяет эффективно регулировать взаимодействия субъектов в процессе освоения художественной традиции. Культурно-просветительная деятельность стимулирует распространение этнокультурных ценностей в продуктах народного художественного творчества, содействуя формированию культурно-информационного художественного пространства. Ведущим видом выступает
художественно-творческая деятельность, качество которой обусловлено уровнем развития субъекта художественной культуры, готового к применению в художественной практике фольклорных, любительских, самодеятельных творческих коллективах.
Библиографический список
1. Народная культура в современных условиях: стратегия сохранения национальной идентичности: монография / И.С. Бочарникова [и др.]. Астрахань: Астраханский государственный университет: Издательский дом «Астраханский университет», 2010. 265 с.
2. Власова В.О. Профессиональные компетенции бакалавра по народной художественной культуре: сущность и роль в учебной деятельности // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2013. № 5. С. 206—209.
3. Каргин А.С. Народная художественная культура: курс лекций для студентов высших и средних учебных заведений культуры и искусств. М.: Государственный республиканский центр русского фольклора, 1997. 286 с.
4. Магомедова П.Н. Народная художественная культура в системе профессионального образования студентов в вузе // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2014. № 2 (58). С. 288-294.
5. Николаева С.В., Руднева Т.И., Соловова Н.В. Специалист интегративного профиля как педагогическая проблема // Образование в современном мире: роль вузов в социально-экономическом развитии региона: сборник научных трудов Международной научно-методической конференции (Самара, 18 марта 2014 г). Самара: Изд-во «Самарский университет», 2014. С. 360-362.
References
1. Folklife culture in modern conditions: strategy of preserveation of national identity: monograph. I.S. Bocharnikova [et al.]. Astrakhan, Astrakhanskiy gosudarstvennyy universitet: Izdatel'skiy dom «Astrakhanskiy universitet», 2010, 265 p. [in Russian].
2. Vlasova V.O. Professional competencies of a bachelor in popular artistic culture: essence and role in the educational activity. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of Moscow State University of Culture and Arts], 2013, no. 5, pp. 206-209 [in Russian].
3. Kargin A.S. Popular artistic culture: lecture course for students of higher and secondary educational institutions of culture and arts. M., Gosudarstvennyy respublikanskiy tsentr russkogo fol'klora, 1997, 286 p. [in Russian].
4. Magomedova P.N. Folk art culture in the system of professional education of students in a higher educational institution. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of Moscow State University of Culture and Arts], 2014, no. 2 (58), pp. 288-294 [in Russian].
5. Nikolaeva S.V., Rudneva T.I., Solovova N.V. A specialist of an integrated profile as a pedagogical problem. Obrazovanie v sovremennom mire: rol' vuzov v sotsial'no-ekonomicheskom razvitii regiona: sbornik nauchnykh trudov Mezhdunarodnoy nauchno-metodicheskoy konferentsii (Samara, 18 marta 2014 g) [Education in the contemporary world: role of higher education institutions in the social and economic development of the Region: collection of research papers of International research and methodology conference (Samara, 18 March 2014)]. Samara, Izd-vo «Samarskiy universitet», 2014, pp. 360-362.
O.P. Karnikova*
BACHELOR'S PROFESSIONAL TRAINING IN THE DIRECTION 071500.62 "FOLK ART CULTURE"
In the article modern requirements for bachelor's professional training in the direction "Folk art culture" based on the research analysis are viewed. Peculiarities of bachelors' professional activity in accordance with development dynamics of folk art culture and strategic priorities of their professional training in modern conditions are defined. The necessity of bachelor's professional training focused on polyvalent aspects of professional activity is substantiated.
Key words: bachelor's professional training, sphere of folk art culture, bachelors in the direction "Folk art culture", polyvalent activity.
Статья поступила 7/IV/2015.
The article received 7/IV/2015.
* Karnikova Olga Pavlovna (karnikova.olga@yandex.ru), Department of Pedagogics and Psychology, Samara State Institute of Culture, 167, Frunze Street, Samara, 443010, Russian Federation.