Научные сообщения
УДК 378.091.398
Профессиональная переподготовка руководителей образовательных организаций в системе электронного обучения
М. П. Нечаев
Professional retraining of heads of educational institutions in e-learning system
M. P. Nechaev
Аннотация. Статья посвящена проблеме профессиональной переподготовки руководителей образовательных организаций в системе дополнительного профессионального образования Академии социального управления.
Рассматривается роль директора школы в современной образовательной организации. Актуализируется необходимость развития его профессиональной управленческой компетентности в условиях стандартизации образования.
Описывается инновационная дополнительная профессиональная программа «Менеджмент в образовании», реализуемая на основе электронного обучения. Представляются базовые и профильные дисциплины, изучаемые с применением дистанционных образовательных технологий. Особое внимание уделено стажерской практике. Раскрываются ее суть, содержание и технология прохождения. Выделяются установочный, рабочий и итоговый этапы. В заключение обосновывается эффективность профессиональной переподготовки руководителей образовательных организаций в системе электронного обучения. Ставятся основные задачи ближайшего пути развития факультета профессиональной переподготовки педагогических работников Академии социального управления.
Abstract. The article is devoted to the problem of professional retraining of heads of educational institutions in the system of additional professional education of the Academy of social management.
The role of school principal in modern educational organizations is discussed. The need for the development of professional managerial competence in the context of higher education is actualized.
Innovative additional professional program "Management in education", implemented on the basis of e-learning is described. The basic and core subjects are studied with application of remote educational technologies are presented.
Special attention is paid to trainee practice. The essence, content and technology of the passage are reveals. The setting, working and final stages are highlighted.
In conclusion, the effectiveness of professional retraining of heads of educational institutions in the system of e-learning is justified. The main tasks of the nearest development path of professional retraining faculty of pedagogical workers of the social management Academy are highlighted.
Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование, профессиональная переподготовка руководителей образовательных
àk
ЧИППКРО
организаций, менеджмент в образовании, система электронного обучения, дистанционные образовательные технологии, стажерская практика.
Keywords: additional professional education, professional retraining of heads of educational organizations, management in education, e-learning, distance educational technologies, trainee practice.
Сегодня много говорится о профессиональной компетентности руководителя образовательной организации, которая выражает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению управленческой деятельности и характеризует его профессионализм. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования (ФГОС ОО) и профессиональный стандарт «Руководитель образовательной организации» провозглашают компетент-ностный подход как одно из важных концептуальных положений обновления содержания образования. Это предполагает расширение необходимых компетенций руководящих кадров, позволяющих осваивать новые формы работы, повышение трудовой мотивации, развитие коммуникационных навыков, навыков совместной и командной работы и т. п., формирование специальной компетентности в области образовательного менеджмента [1; 2].
Руководитель общеобразовательной организации - центральная фигура в школе. Нет работы более трудной и ответственной. Его деятельность многоемка и многообразна, круг обязанностей очень широк, бывают не только радости и победы, но и огорчения и неудачи.
Современный директор школы - это человек с самым большим кругом обязанностей, вечно решающий конфликты «ученик - учитель», «учитель - родитель», постоянно выезжающий на совещания и семинары, решатель хозяйственных вопросов, связующее звено между школой и различными организациями, выполняющий функции организаторские, стимулирующие, «крайнего». При этом он должен уметь учитывать конкретные условия жизнедеятельности вверенного ему общешкольного коллектива, в соответствии с ними определять задачи устойчивого функционирования и опережающего развития образовательной организации и средства их достижения, настойчиво и
последовательно добиваться реальных результатов в развитии личности как педагогов, так и обучающихся.
Как видим, управление школой - это деятельность чрезвычайно сложная и разнообразная, включающая множество социальных ролей и функциональных обязанностей. Директор школы сегодня - это учитель учителей по проблемам образования, посредник между наукой и практикой, умный стратег, талантливый организатор, методист, психолог, аналитик, духовный наставник и т. п.
Очень часто в этом большом количестве дел директору не всегда хватает времени глубоко вникнуть в суть деталей образовательного процесса в школе. Именно поэтому одной из задач современной прикладной педагогической науки должна быть помощь руководителям образовательных организаций в перестройке процесса образования и управления им на принципах системного-деятельностного и компетентност-ного подходов и в определении круга специальных компетенций в области образовательного менеджмента. Особенно актуальным на сегодняшний день для нас является постоянное обновление и совершенствование моделей компетенций. Только при таких условиях возможна дальнейшая модернизация российского образования и внедрение инновационной практики образовательных организаций в массовую школу в частности.
Следует отметить, что процесс развития профессиональной компетентности руководителя сложен и противоречив. При этом воплощение в современной педагогической практике гуманистической концепции образования наглядно демонстрирует необходимость решения многих задач, связанных с проблемой поиска и актуализации ресурсов постоянного развития педагогического потенциала образовательной среды учебного заведения. С учетом этих обстоятельств нами на факультете профессиональной переподготовки педагогических работников ГБОУ ВО МО «Академия социального управления» (АСОУ) была разработана и реализуется дополнительная профессиональная программа объемом 350 часов «Менеджмент в образовании» («Эффективное управление образовательной средой в условиях стандартизации»). Программа адресована руководителям общеобразовательных организаций с опытом
управленческой деятельности от 5 лет и уверенным владением ИКТ-компетентностью.
Цель реализации данной программы -сформировать у слушателей профессиональные компетентности, обеспечивающие выполнение нового вида профессиональной деятельности в области эффективного управления образовательной средой в условиях стандартизации.
В базовой части программы слушателям предлагается изучение следующих дисциплин:
1. Современное законодательство в области образования (24 часа).
2. Основы безопасности жизнедеятельности субъектов образовательных отношений (12 часов).
3. ИКТ-компетентность руководителя образовательной организации в соответствии с требованиями профессионального стандарта (18 часов).
Профильная часть программы включает в себя такие дисциплины, как:
1. Управление развитием воспитательной среды образовательной организации (72 часа).
2. Управление защитой прав участников образовательных отношений (72 часа).
3. Управление развитием профориентацион-ной среды образовательной организации (72 часа).
4. Управление процессом обучения в образовательной организации (42 часа).
Изучение профильных и базовых дисциплин проходит в форме очно-заочного обучения на основе применения дистанционных образовательных технологий в системе электронного обучения Академии социального управления на платформе do.asou-mo.ru.
На первом очном занятии проходит ознакомление с целями и задачами, содержанием, технологией и сроками освоения программы изучаемой дисциплины. Далее слушатель приступает к занятиям в любое удобное время, самостоятельно рационально распределяя свои силы и время.
В процессе обучения слушатель может получать консультации преподавателя и оценки своей работы в электронной образовательной среде, вести обсуждение на форуме и иметь возможность онлайн-общения с педагогом по запросу, что позволяет максимально эффективно осваивать программу.
Заниматься таким образом можно в любом месте и в любое время, электронно-образовательные ресурсы (ЭОР) (учебные материалы) всегда доступны. Интерактивность обучения позволяет обмениваться информацией с преподавателем, а для проведения консультаций нет необходимости лично встречаться. Во время учебы доступны все самые актуальные данные.
Таким образом, дистанционное обучение и предлагаемые нами ЭОР позволяют использовать практически все преимущества, которые дает дополнительное профессиональное образование в Московской области.
Дистанционные образовательные технологии позволяют руководителям школ заниматься по индивидуальному графику и самостоятельно планировать свое время, эффективно осваивая помимо прочего и основы современного тайм-менеджмента [3].
Проверка качества знаний осуществляется в процессе выполнения участниками программы контрольных работ и практических заданий (управленческие модели, проекты, методические разработки и т. д.) и итогового контроля по дисциплине в форме зачета.
Кроме учебных занятий для слушателей организуется 36-часовая стажерская практика по управлению финансово-хозяйственной деятельностью образовательной организации, которая проводится в течение двух недель.
Слушатель проходит стажерскую практику в одной организации на постоянном рабочем месте. За каждой группой переподготовки закрепляется руководитель практики - преподаватель АСОУ и специалист общеобразовательной организации, курирующий работу слушателя.
Прохождению стажерской практики предшествует установочная конференция, на которой происходит знакомство слушателей с программой практики, содержанием заданий, требованиями к их выполнению и к оформлению отчетных документов.
Рабочий этап стажерской практики включает работу слушателя в качестве руководителя общеобразовательной организации, составление каждым стажером индивидуального плана работы, практическую деятельность в соответствии с этим планом, консультации с преподавателями - руководителями стажерской практики.
ЧИППКРО
Данный этап позволяет стажеру достигнуть следующих обобщенных результатов обучения:
- ПК-4 (способен использовать количественные и качественные методы для проведения прикладных исследований и управление бизнес-процессами, готовить аналитические материалы по результатам их применения);
- ПК-5 (владеет методами экономического и стратегического анализа поведения экономических агентов и рынков в глобальной среде);
- ПК-6 (способен использовать современные методы управления корпоративными финансами для решения стратегических задач).
В течение рабочего этапа слушатель выполняет основные задания стажерской практики, анализирует и обсуждает с руководителями полученные результаты, определяет тему своего выступления на итоговой конференции.
В ходе итогового этапа слушатель в установленные сроки оформляет отчет по стажер-ской практике, получает письменный отзыв группового руководителя, в который вносится оценка работы стажера. Все отчетные материалы предъявляются для контроля руководителю практики из АСОУ.
Завершающий этап стажерской практики -итоговая конференция. Ее дата объявляется заранее. Слушатели готовят выступления, отражающие ход и результаты стажерской практики. На конференцию приглашаются групповые руководители с выпускающей кафедры, которые подводят итоги работы слушателей, выносят свою оценку, высказывают замечания и пожелания. В форме устных выступлений слушателей и в презентациях, которые каждый слушатель готовит к конференции, происходит обмен информацией о специфике финансово-хозяйственной деятельности руководителя общеобразовательной организации. В результате, несмотря на то, что каждый слушатель работал только в одной общеобразовательной организации, вся учебная группа получает целостное представление о финансово-хозяйственной деятельности руководителя.
Слушатели оформляют свои дневники, получают отзыв-характеристику от группового руководителя, готовят презентации, свои собственные выступления, видеоматериалы.
В структуре итоговой конференции две части: собственно научно-практическая и творческая. Первая часть - научная - предполагает
выступления слушателей с докладами. Для подготовки докладов в программе стажерской практики дается перечень вопросов, подлежащих обсуждению на конференции. Эти вопросы служат лишь ориентиром для слушателей. Рождение темы выступления на итоговой конференции происходит во время стажерской практики, в обсуждениях с групповыми руководителями тех проблем, на которые наталкиваются слушатели в реальной практической деятельности. Как правило, выступления группируются по объектам стажерской практики.
После докладов слушателей слово предоставляется групповым руководителям стажер-ской практики. Они имеют возможность оценить работу стажеров. Конечно, отзывы руководителей уже есть в дневниках стажерской практики. Но как важно бывает услышать слова благодарности в свой адрес (а может быть, и замечания и пожелания) принародно. Одно дело, когда отзыв прочитает лишь руководитель стажерской практики, и другое - когда услышат все: идет настоящее воспитание ответственности и любви к выбранной профессии.
Еще один существенный результат выступления с докладом по конкретной проблеме -это продвижение в поиске своей будущей темы исследования. Лучшие выступления слушателей оформляются в виде тезисов и рекомендуются для публикации в научных сборниках.
Представляется целесообразным, чтобы итоговая конференция носила характер традиционной научной конференции, на которой слушатели выступают с научными докладами и сообщениями по результатам стажерской практики и по темам своих выпускных научно-исследовательских работ. Это даст возможность стажерам приобрести опыт публичного представления результатов своей исследовательской деятельности перед государственной аттестацией:
- обобщить полученные на стажерской практике результаты;
- написать отчет по стажерской практике по установленной форме;
- подготовить и провести на заключительной конференции тематическое выступление;
- представить отзыв руководителя стажер-ской практики.
Итоговая аттестация по программе профессиональной переподготовки «Менеджмент в
образовании» осуществляется в форме защиты портфолио слушателя «Эффективное управление образовательной средой в условиях стандартизации», состоящем из комплекта практи-ко-применимых методических разработок, выполненных в ходе освоения изучаемых дисциплин.
Портфолио оценивается по следующим показателям:
1. Наличие полного комплекта выполненных практико-применимых методических разработок.
2. Оформление в электронном и печатном виде.
3. Актуальность и значимость выполненных практико-применимых методических разработок для образовательной практики (отражение специфики общеобразовательной организации).
4. Технологичность и транслируемость предлагаемых материалов.
5. Соответствие требованиям к оформлению практико-применимых методических разработок.
Оценивание осуществляется по трехбалльной системе (2; 1, 0):
«2» - требование выполнено на оптимальном уровне;
«1» - требование выполнено частично, есть резервы или недостатки при выполнении требования;
«0» - требование практически не выполнено.
Качество портфолио (итоговой аттестационной работы) рассчитывается по следующей формуле:
Качество = 2 фаКт х100% , 2 max.
где:
2 факт - суммарное количество баллов по всем показателям;
2max. - количество показателей, умноженное на два 2 max = 5 х 2 = 10.
Обработка результатов:
- оптимальный уровень (оценка «отлично») - 100-85%;
- допустимый уровень (оценка «хорошо») -84-60%;
- критический уровень (оценка «удовлетворительно») - 59-50%;
- недопустимый уровень (оценка «неудовлетворительно») - <50%.
Таким образом, реализуемая нами система переподготовки руководителей образовательных организаций в условиях электронного обучения отличается вариативностью, в достаточной мере отвечает интересам, потребностям обучающегося контингента, рассчитана на удовлетворение его возможных (потенциальных) специфических профессиональных интересов [4]. Что позволяет в полной мере обеспечивать и адресность дополнительных профессиональных программ профессиональной переподготовки.
Электронно-образовательные ресурсы и современные информационно-коммуникационные технологии в образовательной деятельности, выводя дополнительное профессиональное образование на качественно новый уровень, позволяют:
- индивидуализировать образовательный процесс;
- повысить познавательную активность слушателей;
- помочь интенсифицировать обучение;
- повысить мотивацию к повышению квалификации;
- создать оптимальные условия для самостоятельной работы обучающихся;
- сформировать профессионально-личностную комфортную информационно-образовательную среду [5].
Подводя итоги анализа системы профессиональной переподготовки руководителей общеобразовательных организаций, следует отметить, сделано немало, но еще больше предстоит сделать.
Основными задачами ближайшего пути развития факультета профессиональной переподготовки педагогических работников АСОУ и кафедры воспитательных систем, в частности, являются:
1. Реализация новых инновационных программ дополнительного профессионального образования с учетом приоритетов и динамики модернизации образования, современных тенденций образовательного менеджмента и непрерывное их совершенствование.
2. Применение интерактивных и дистанционных образовательных технологий, обеспечивающих развитие творческого потенциала слушателей, профессионально значимых компе-
äk
ЧИППКРО
тентностей в области управления образовательным процессом.
3. Расширение и активизация научно-исследовательской работы профессорско-преподавательского состава как фактора опережающего дополнительного профессионального образования руководителей и их заместителей разных типов и видов образовательных организаций.
4. Совершенствование материально-технического обеспечения образовательного процесса в соответствии с современными требованиями компьютеризации образовательного процесса, запросами и потребностями слушателей, создание условий для профессиональной и научно-исследовательской самореализации слушателей.
5. Расширение социального и профессионального партнерства с учреждениями разного типа и вида образования [5].
Библиографический список:
1. Профессиональный стандарт «Руководитель образовательной организации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: (http://docs.cntd.ru/ аосишеШ/420391814).
2. Федеральные государственные образовательные стандарты [Электронный ресурс]. -Режим доступа: (https://минобрнауки.рф/докумен-ты/543).
3. Нечаев М. П. Повышение квалификации заместителей директоров школ по воспитательной работе в системе дополнительного профессионального образования / М. П. Нечаев // Наука и образование: новое время. - 2015. - № 2. -С. 42-47.
4. Нечаев М. П. Виртуальная стажировка как эффективный ресурс непрерывного педагогического образования / М. П. Нечаев, Г. А. Романова // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. -2016. - № 3. - С. 109-114.
5. Нечаев М. П. Развитие профессиональной компетентности современного руководителя об-
щеобразовательной организации в сфере управления воспитательным процессом / М. П. Нечаев, И. В. Рытова // Конференциум АСОУ : сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. - 2017. - № 2. -С.542-548.
References:
1. Professional standard "Head of an educational organization" [Professional'nyj standart "Rukovoditel' obrazovateFnoj organizacii"] [Web resource], access mode: http://docs.cntd.ru/ document/420391814 (accessed date: 12/12/2017).
2. Russian Federal State Educational Standards [Federal'nye gosudarstvennye obrazovatel'nye standarty] [Web resource], access mode: https://minobrnauki.rf/documents/543 (accessed date: 12/12/2017).
3. Nechaev M. P., Rytova I. V. Development of professional competence of the modern leader of the general educational organization in the sphere of educational process management [Razvitie pro-fessional'noj kompetentnosti sovremennogo rukovoditelja obshheobrazovatel'noj organizacii v sfere upravlenija vospitatel'nym processom], ASM conference: a collection of scientific papers and materials of scientific and practical conferences, 2017, No. 2, pp. 542-548.
4. Nechaev M. P., Romanova G. A. Virtual internship as an effective resource of continuous pedagogical education [Virtual'naja stazhirovka kak jeffektivnyj resurs nepreryvnogo pedago-gicheskogo obrazovanija], Bulletin of the Russian University of National Cohesion. Series: Informatization of education, 2016, No. 3, pp. 109-114.
5. Nechaev M. P. Improvement of professional skills of the deputy directors of schools on educational work in the system of additional professional education [Povyshenie kvalifikacii zamestitelej direktorov shkol po vospitatel'noj rabote v sisteme dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovanija], Science and education: a new era, 2015, No. 2, pp.42-47.